Классицизм в литературе что это простыми словами

Что такое Классицизм

Классицизм (от лат. «classicus» — образцовый) — это художественный стиль воплощённый в литературе, искусстве и архитектуре (XVII — начало XIX вв.) с использованием простоты, сдержанности и пропорциональности.

Классицизм существует в разных областях.

Классицизм в литературе

Классицизмом в литературе считается стиль в европейской литературе 17–18 веков. Главной особенностью этого стиля является концентрирование внимания на образцах античной литературы и искусства. Писатели принимают их и как совершенный эстетический идеал, и как фундамент традиций высокого Возрождения.

Также писатели-классицисты придерживались строгих языковых норм и правил, у них не было ни малейшей возможности от них отступить.

Представители классицизма в литературе:

Классицизм в архитектуре

Примером классицизма в архитектуре можно считать Камеронову галерею в Царском Селе. Этот образец «екатерининского классицизма» был построен в 1787 году шотландским архитектором Чарлзом Камероном.

Временем классицизма в архитектуре принято считать конец XVII — начало XIX вв. (в каждой стране по-разному).

Классицизм в архитектуре Франции XVII века стал отражением становления абсолютизма (абсолютная монархия). Из этого вышли оттенки регулярности и порядка. А примером логичности для современных архитекторов являлась структура фасадов и планов античных возведений.

Места, которые были наиболее предрасположены к классицизму в архитектуре — это Германия, Италия, Франция, Великобритания (вообще страны Европы и их колонии), Российская империя и США.

Архитекторы-классицисты отторгали сложность барокко, они предпочитали использовать идеалы гармонии, серьёзности, последовательной чёткости, монументальности и грандиозности.

Архитекторы также часто прибегали к ордерной системе, симметрии и регулярности планировки.

Архитектурный ордер (от лат. ordo — строй, порядок) — это тип архитектурной композиции, в него входят определённые элементы, зависит от некой архитектурно-стилевой обработки. Это выражение стоечно-балочной системы.

Самой знаменитой характеристикой греческого стиля считается ордерная система и её разновидности (разница между ними заключается в пропорциях и декоре):

Направления классицизма

Неоклассицизм XVIII века (палладианство)

Палладианство возникло в XVII веке в Европе на основе идей венецианского архитектора Андреа Палладио (1508–1580). Для этого стиля характерна симметрия и перспектива, просматриваются тенденции классического храма времён Древней Греции и Рима.

Ампир

Ещё он называется «поздний классицизм». Этот художественный стиль зародился во Франции в начале XIX века с помощью Наполеона Бонапарта.

Это триумфальные арки (арочные конструкции изобрели в Риме) и триумфальные колонны (например, Вандомская колонна).

Во Франции мебель в этом стиле в основном мастерили из красного дерева, а в отделке часто появлялись бронза или мрамор.

Русский ампир несколько отличался от французского. В русском, например, мастера совмещали дерево, окрашенное в белый, с позолоченной резьбой.

А начиная с 1797 года в европейском ампире начали появляться египетские мотивы. В русском ампире эти элементы присутствовали уже в русском стиле: сфинкс, например, превратился в птицу сирин.

Ещё одна специфика ампира — звериные мотивы (присутствие львов, змей или орлов, на которые часто возносился вес всего изделия).

Во французском ампире часто также присутствовала пчела, вокруг которой был лавровый венок (символика Наполеона) или лебедь (императрица Жозефина, первая жена Наполеона).

«Барочный классицизм»

Одним из примеров барочного классицизма можно считать восточный фасад Лувра.

В этом стиле обработка углов зданий делается рустом (облицовка камнем с грубой поверхностью). Также часто встречаются мотивы сдвоенных колонн и плоские вертикальные выступы, визуально симулирующие колонны. Нередко были использованы и высокие «французские» окна с мелкой расстекловкой, которые начинались от самого пола.

Архитекторы — представители классицизма

Многие архитекторы зарекомендовали себя как любители классицизма:

Архитектурные стили

Существует целое множество архитектурных стилей, которые были придуманы золотыми умами архитекторов начиная с доисторических времён. Здесь мы приведём только несколько примеров произведений этого массивного искусства.

Распространённые архитектурные стили:

Ар-Деко

Постройки 1920–1940 годов. Чаще всего встречаются в странах Западной и Центральной Европы, в США, Австралии, Китае и Японии.

Это будто буржуазная разновидность модернизма. Формальный ар-деко был сотворён путём смешения умиротворённого неоклассицизма (чёткость и иерархичность структур) и кружевного модерна (орнамент, новая техника и её потенциал).

Барокко

Направление появилось в XVII–XVIII вв. Дух барокко противоположен духу ренессанса: он противится рационализму во всём, а классицисты будут отстаивать эту позицию. Барокко играет с пространственными и пластическими иллюзиями, заставляя наблюдателя думать о сверхъестественном и напоминая о виртуозности архитектора.

Готический стиль

Готический стиль делится на два типа: Готика континентальной Европы и Английская готика. Стиль возник в XIII–XV вв.

Главное его отличие — была убрана несущая стена. А для устойчивости сооружения был сделан каркас таким образом, что его устои (опоры) переходили в «рёбра» (нервюры) сводов. Таким образом, строение теряло громоздкость, которая была характерна его романскому коллеге (более ранний, XI–XII вв., романский стиль).

Деконструктивизм

Этот стиль был развит в 1980–1990 гг. Идея этого стиля кроется в творении нового посредством переосмысления и изменения стереотипов, что неизбежно приводит к некоторой провокации. Однако этот стиль уже стирал те приёмы и противоречия, которыми были скованы предшествующие поколения архитекторов.

В деконструктивизме многие архитекторы смогли воплотить в жизнь множество своих смелых пространственных идей за счёт увеличения мощностей компьютеров того времени (в конце 1980-х).

Конструктивизм

Одно из направлений стиля Авангард, зародилось в 1920 — середине 1930 гг. Конструктивизм чаще всего встречался в СССР. Постройки этого стиля выделяются яркими индустриальными чертами. Возможно даже при этом теряя свою удобность в использовании.

Модерн

Этот стиль появился в 1890–1910 гг. В основном архитекторы-модернисты прибегают к помощи всевозможной красноречивости возможностей новейших конструкций и материалов.

Тяга к красоте, но при этом и отречение от академических стереотипов заставили модернистов прибегнуть к самым оригинальным деталям (текучие формы построек, избыток орнамента, растительные мотивы и др.).

Постмодернизм

Ещё в 1960-х годах этот стиль полюбился многим художникам-архитекторам по всему миру. Постмодернизм стал попыткой избежать рациональности стереотипов модернистской архитектуры.

Архитекторы стремились к уникальности и оригинальности, возвращаясь к практике исторических стилизаций, декорируя, подражая определённым первообразам. Но не забывая при этом про игру и иронию в своих произведениях.

Рококо

Стиль рококо зародился в начале XVIII века во Франции. Чаще всего строения рококо встречаются во Франции и других странах Европы.

Замысловатые формы рококо нашли своё начало в также сложном барокко. Но последний говорил со своим слушателем о религии, а то и о власти. А рококо будто насмехалось над этой серьёзностью и мчалось в игру весёлых красок, беспрецедентного удобства (создавая комфорт), избытка декора с завитками и природными мотивами.

Хай-тек

Хай-тек — одно из направлений модернизма, появилось в 1970–90 годы и распространилось по всему миру. В этом стиле природные материалы отходят на второй план, выигрывает высокотехнологичное производство, которое стремится в будущее, в научную фантастику.

Классицизм в музыке

Примерами классицизма в музыке считаются лишь композиторы 17–18 веков. Из них можно назвать таких великих композиторов, как:

А в качестве звукового примера можете насладиться этим великолепным произведением Моцарта:

Струнный Квартет № 17 Си Бемоль Мажор «Охотничий», KV 458 Моцарта в исполнении струнного квартета под названием «Амадеус-квартет»

В противоположность бытующему мнению классическая музыка — это не любая музыка классических инструментов, а лишь отдельной эпохи развития музыкального творчества, а именно 1750–1825 гг.

Знаменитая эпоха барокко, со своим трагизмом, роскошью, витиеватостью и помпезностью, начала свой спад. И как свежий воздух слушателям является музыкальный классицизм. Начинает преобладать оптимистичный и радостный тон вместо угрюмого и мрачного барокко.

Классицизм уже основывается на естественных красках жизни, на свободе, на простоте и природе.

Литовский пианист Вадим Хаймович исполняет Бетховена, Моцарта, Шуберта, Розетти и других известных композиторов.

Классицизм принимается публикой как что-то понятное и гармоничное, что слышится в плавно льющихся нотах произведений. Самыми яркими представителями этой эпохи по праву считаются композиторы Венской классической школы: Гайдн, Бетховен и Моцарт.

Классицизм в живописи

А как пример классицизма в живописи, можно обратить внимание на картину французского художника Николы Пуссена «Танец под музыку времени». Как и многие художники классицизма, в данном случае он тоже прибегнул к образам античной мифологии.

Источник

Классицизм в литературе что это простыми словами

Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений.

Место рождения классицизма – Франция.

История возникновения

Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек.

Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.

Особенности классицизма

Правило триединства:

1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второстепенных сюжетных линий должно быть как можно меньше.

2. Единство места – всё действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.

3. Единство времени – ограничитель по времени действия – сутки.

Высокие жанры: ода, трагедия, эпопея;

Низкие жанры: комедия, басня, сатира.

Смешивать жанры не разрешалось.

— Античное искусство – это основа, источник вдохновения для классицизма, поэтому все античные идеалы воплощаются в этом новом направлении.

— Главная цель классицизма – воспитание нравственных чувств долга и ответственности.

— Главный конфликт в произведениях классицизма – борьба между чувствами и разумом.

— Преобладание государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.

— Возвышение разума и рациональности.

— Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, часто каждый персонаж являлся воплощением какого-либо определённого качества: порока либо добродетели (мужества, жадности и т.д.). Таким образом, характер не получал развития, а герои не были наделены какими-либо индивидуальными чертами. Они воплощали конкретные образы, которые служили бы ориентиром для читателей.

— Жанр определяет форму и тему.

— Гармония, логичность, чистота языка, строгость, конкретика.

Представители классицизма в мировой литературе

Классицизм в русской литературе

В России данное направление появилось лишь спустя 100 лет после его возникновения в Европе. Это было связано в первую очередь с преобразованиями Петра 1, с тем, что он «прорубил окно в Европу», привнеся огромный вклад не только в промышленность, экономику и политику, но и в культуру.

Первый период

До этого момента основные книги, которые мог тогда прочитать русский человек, были исключительно религиозного, церковного содержания. Классицизм же предполагал светскую литературу, поднимавшую социальные темы и проблемы. Первыми произведениями этого направления стали работы зарубежных авторов в переводе.

Но вскоре в России появились свои представители классицизма, и ими стали А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Благодаря этим авторам активно развивались жанры сатиры и оды.

Второй период – 1730-1770-е гг.

Это самый яркий этап развития классицизма в России. Тогда главным его представителем стал М.В. Ломоносов, стремившийся развивать родной язык и отечественную литературу, желающий чётко разделить её на светскую и духовную.

Третий период – конец XVIII века.

Это время А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина. Они являются последними представителями классицизма в России. И даже они уже начинают нарушать строгие правила, что явно говорило о кризисе направления.

Особенности классицизма в отечественной литературе

Основной конфликт – между разными социальными классами (аристократия и буржуазия)
Классицизм в России процветал в период просвещённого абсолютизма, поэтому быстро стал очень популярным жанром. Патриотизм, чувство долга перед отечеством – всё это закладывалось в основу произведений данного направления. Авторы славили своё государство, его прошлое, его богатую историю.
Если у европейцев в основе была античная культура, то в России её аналогом стала собственная история.
Особое внимание уделяется сатирической направленности, развиваются такие жанры, как комедия, басня, где высмеивались пороки и утверждалась добродетель.
Воспитание в читателе нравственных чувств, установка моральных правил, гуманность, доброта.
Традиционный сюжет состоял из 3 главных героев – участников любовного треугольника.

Источник

Значение слова «классицизм»

Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами

1. Направление в литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

2. Система образования, основанная на изучении древнегреческого и латинского языков и античной культуры.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Об особенностях классицизма в Российской империи см. статью русский классицизм.

Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

КЛАССИЦИ’ЗМ [аси], а, мн. нет, м. [нем. Klassizismus] (книжн.). 1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 в. в русской школе царил к. 2. Направление в литературе, характеризующееся соблюдением правил античной поэтики (истор. лит.). К. ведет свое начало от французских писателей 17 в. || Направление в изобразительных искусствах, характеризующееся преобладанием античных мотивов (истор. искус.). 3. Тип, манера художественного творчества, характеризующиеся стройной отчетливостью, ясностью, законченностью, гармонией между формой и содержанием (лит. искус.). К. Гёте. К. Пушкина.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

классици́зм

1. филол. искусств. архит. художественный стиль и эстетическое направление в литературе, искусстве и архитектуре XVII в.-начала XIX в., характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным

2. система образования, в основу которой положено изучение древних языков (древнегреческого, латинского) и античности

Делаем Карту слов лучше вместе

Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова взбредать (глагол), взбредало:

Источник

ЛИТЕРАТУРА. ТЕОРИЯ. Классицизм как литературное направление.

Классицизм это художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения, занявшее, наряду с барокко, важное место в литературе 17 века и продолжающее развитие в эпоху Просвещения — вплоть до первых десятилетий 19 века. Прилагательное «классический» весьма древнее: еще до того, как получить свое основное значение в латинском языке, «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Получив смысл «образцового», понятие «классический» стало прилагаться к таким произведениям и авторам, которые становились предметом школьного изучения, предназначались для чтения в классах. Именно в таком смысле слово употреблялось и в Средневековье, и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение «достойный для изучения в классах» было закреплено в словарях (словарь С.П.Ришле, 1680). Определение «классический» применялось только к древним, античным авторам, но никак не к современным писателям, даже если их сочинения признавались художественно совершенными и вызывали восхищение читателей. Первый, кто употребил эпитет «классические» по отношению к писателям 17 века, был Вольтер («Век Людовика XIV», 1751). Современный смысл слова «классический», значительно расширяющий список авторов, принадлежащих к литературной классике, начал складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось и понятие «Классицизм». Оба термина у романтиков имели чаще негативную окраску: Классицизм и «классики» противопоставлялись «романтикам» как устаревшая литература, слепо подражающая античности, — литературе новаторской (см.: «О Германии», 1810, Ж.де Сталь; «Расин и Шекспир», 1823-25, Стендаля). Напротив, противники романтизма, прежде всего во Франции, стали употреблять эти слова как обозначение подлинно национальной литературы, противостоящей иноземным (английским, немецким) влияниям, определяли словом «классики» великих авторов прошлого — П.Корнеля, Ж.Расина, Мольера, Ф.Ларошфуко. Высокая оценка достижений французской литературы 17 века, ее значение для становления других национальных литератур Нового времени — немецкой, английской и т.д. — способствовали тому, что этот век стали считать «эпохой Классицизма», в которой ведущую роль играли французские писатели и их прилежные ученики в других странах. Писатели, которые явно не вписывались в рамки классицистических принципов, оценивались как «отставшие» или «сбившиеся с пути». Фактически установились два термина, значения которых отчасти пересекались: «классический»—т.е. образцовый, художественно совершенный, вошедший в фонд мировой литературы, и «классицистический»—т.е. относящийся к Классицизму как к литературному направлению, воплощающий его художественные принципы.

История появления

Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы.

Истоки классицизма нужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов.

Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное.

Этапы развития классицизма:

Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы.

Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.

Великие имена эпохи классицизма

Основоположником стиля считается французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin), чьи картины на темы истории и мифологии (в основном связанные с античностью) отличаются поразительной геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией.

Большую известность получили пейзажи другого француза — Клода Лоррена (Claude Lorrain), прославившегося изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи называют антиквизированными, поскольку Лоррен подавал виды через историческую призму.

Новый художественный язык прекрасно подошёл для восхваления абсолютистской монархии, поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно отнёсся к модной живописной манере. На этом поприще особенно проявил себя придворный живописец Шарль Лебрён (Charles Le Brun).

А во второй половине XVIII века, благодаря открытию фресок во время раскопок Помпей, наступила эра неоклациссизма. Стиль обрёл новое дыхание, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматично-лаконичными полотнами, полными трагики и героики.

Основные черты

Классицизм охватывает живопись, музыку, архитектуру, литературу и театр. Ему присущи следующие признаки:

Суть классицизма заключалась в отражении идеи гармоничного общества: морально зрелого, патриотичного и рационального. Однако конфликты чувства и разума, личности и общества показывают всю сложность этого направления. Авторы прекрасно понимали, что люди не смогут без борьбы отказаться от чувств и желаний. Этот конфликт был наиболее драматичным проявлением новой философии.

Классицизму были свойственны гармоничность, организованность и ясность образов. Его сторонники говорили в аудиторией прямо и немного свысока, как учителя с классом.

«О курсе»

Во время бурного царствования Петра литература исчезает, и вся Россия превращается в некое подобие театральной сцены, на которой Петр – главный драматург, главный актер и режиссер, который ставит спектакль. В этом грандиозном спектакле участвовали практически все жители страны. Этот спектакль был построен по законам классицизма.

Классицизм — это искусство, основанное на подражании классицистическим, образцовым произведениям. Такими произведениями являются произведения античности. (Древней Греции, Рима). Эти источники были открыты в эпоху Возрождения. Сначала в Европе, а потом и по всему миру.

Особенности: темы и жанры

Классицизм связан с Просвещением, основывается на идеях рационализма и на представлениях о закономерности мира. Ориентирование на античность приводит к возникновению системы жанров. Именно древние греки впервые систематизировали типы и виды однородных явлений в литературе и философии.

Так, в литературе жанры классицизма подразделялись на высокие и низкие. Высокими жанрами являлись трагедия, ода, героическая поэма, а низкими – комедия, сатира, басня. Высокие жанры описывали исторические события, бытие царей и знатных людей. Низкие жанры рассказывали истории об обыкновенных людях, например, о крестьянах или слугах. Соответственно, для высоких жанров была характерна возвышенная речь, а для низких – простая речь.

Культура классицизма элитарна и предъявляет к личности очень высокие требования. Каждый автор в ту пору подчеркивал важность преобладания разума над чувством, долга — над желанием, морали — над страстью. Классицисты считали, что только только ум и мораль помогут познать окружающий мир и выстроить нравственную систему ценностей. Их интересовали проблемы борьбы разума и чувства, долга и страстей. Также было заметно преобладание национально-исторической тематики над античной. Очевидно наличие патриотического пафоса и сатирической направленности во многих произведениях (в баснях, сатирах и комедиях). Человек того времени стремился назидать, учить, совершенствовать. Каждый автор был своего рода пастором и не раз обращался к религиозной теме. Творчество было сакрально и элитарно: только люди с положением и состоянием могли позволить себе творить.

Основные темы классицизма:

Понятие классицизма в литературе, главные правила и нюансы

Классицизм – литературное направление, переводится с латинского как «образцовый». В качестве образцов выступали творения античных авторов.

В Европе классицизм появился значительно раньше, чем в России: произошло это в 17 веке после выхода в свет статьи Н.Буало «Поэтическое искусство».

В русской литературе господство классицизма утвердилось в 18 веке. Его появление напрямую связано с установлением абсолютной монархии, что было резким скачком вперед по сравнению со средневековой отсталостью.

Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами

Эстетические принципы и правила

Характеристика классицизма умещается в 5 понятиях: консерватизм, рационализм, гармония, категоричность форм и величественность. Всё это выражалось в четких геометрических формах, линиях, светотени и в строгих канонах. Эксперименты не приветствовались, а ассоциировались с дурным вкусом и незнанием «правильной» формулы искусства. Классицизм — это не свобода античности, а диктатура Древнего Рима. Он с бряцанием орудий и строевым шагом гимнов захватил культуру и навязал ей единство формы, как в боевом строю.

Если Вы хотели бы заслужить уважение Тредиаковского и Сумарокова, Вам необходимо знать правила классицизма:

Эстетизм классицизма заключался в желании бороться за высокое, возвышенное, при этом придерживаясь точности и ясности стиля. Этому направлению в искусстве были свойственны: простота, сбалансированность, спокойствие, рационализм, логичность, пропорциональность, симметрия и строгость.

Экстерьер направления классики: сооружения

Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами
Схема строения зданий эпохи классицизма

Как проявил себя в русской…

Архитектуре

Основные признаки классицизма в архитектуре:

Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).

Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).

Яркие представители классицизма в архитектуре:

Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;

Литературе

Для русского классицизма характерны следующие черты:

Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.

Музыке

Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.

Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.

Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;

Живописи

Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.

Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.

Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.

Театре

Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.

Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.

Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.

Автор: Ольга Макарова

Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами

Характеристика и черты мирового стиля

Характеристика классики во всех направлениях творчества:

Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. Эти черты позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.

Характерные особенности классицизма в современном интерьере

Существенные особенности стиля:

Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.

Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть фото Классицизм в литературе что это простыми словами. Смотреть картинку Классицизм в литературе что это простыми словами. Картинка про Классицизм в литературе что это простыми словами. Фото Классицизм в литературе что это простыми словами
Интерьер в стиле классицизма

Жизнь и творчество Антиоха Кантемира

Антиох Дмитриевич Кантемир – сын молдавского господаря. Молдавия была завоевана Османской империей. Отец поэта попал в плен, но Петр спас его и принял всю семью в России. Благодаря образованию за рубежом, А. Кантемир оказался проповедником и основоположником классицистических учений в России.

Знаменитое произведение Кантемира, которое может восприниматься как реальное действующее. Одно из главных произведений А. Кантемира – «На хулящих учениях к уму своему», что классифицируется как сатира. Главная идея этого произведения – господство разума над всем остальным, что есть в жизни человека. А. Кантемир пишет: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: не писав летящи дни века проводити. Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, на которых смелые не запнутся ноги…»

Все то, что писали первые русские классицисты, нуждается в переводе на современный русский язык. Речь идет о том, что ум есть свойство приобретаемое человеком в учении и хулящие учения, отвергающие свет науки. Главным образом здесь предполагаются оппоненты Петра, церковники, которые предполагали, что учения должно ограничиваться священными книгами.

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф, Скупой, Мизантроп, Жорж Данден).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *