Классический танец что это
Классические танцы
Классическими танцами называют виды танцев, включающих в себя систему базовых тщательно разработанных принципов, правил и технических элементов — танцевальных движений, прыжков, вращений и поддержек.
В широком понимании классическими танцами признают такие танцевальные направления, которые базируются на устоявшейся и строго стандартизированной классической хореографии.
А в узком смысле под понятием «классический танец» понимают балет.
Особенности классического танца
Классический танец представляет собой основу танцевального искусства – это профессионально обработанная система принципов и правил танцевания, в которой четко прописаны все основные позиции тела во время танца, виды и характер прыжков, поворотов и силовых поддержек. В этой системе каждая позиция, смена положения корпуса ног и рук имеет свое наименование — сложилась профессиональная терминология. Поскольку академическую обработку классическая хореография получила во Франции, то слова-термины пришли из французского языка.
Эталоном классического танца сегодня признан классический балет, потому что именно в балте проявляются и сохраняются все принципы и правила классического танца. Таким образом балет — это не просто это яркая разновидность театрального искусства, но и академическая или профессиональная школа классической хореографии.
Важной чертой балета является его сценичность — наличие своего сюжета — истории, часто аллегорической, о человеческой жизни и любви, о горе и счастье, о добре и зле. Талант танцора заключается в том, чтобы показать зрителю при помощи пластики ритмичных движений под музыку, а также артистический мимики всю фабулу происходящего. Этот вид сценического танца, характеризуется обобщённой выразительностью телодвижений, использованием танцевальных пуантов, строго регламентированными позициями тела, полной выворотностью ног у танцоров.
Несмотря на свою строгую неизменную форму, классические танцы не утрачивают популярности со времени их возникновения и до наших дней. Многие считают необходимым записать своих детей, даже с раннего возраста, в классические танцевальные школы или в студии по классическим танцам, за время обучения в которых ученики приобретают прекрасную осанку, учатся превосходно владеть своим телом, ювелирно оттачивают движения.
Виды классических танцев
Традиционно к классическим танцам относят:
Обучение детей классическому танцу
Обучение классической хореографии в школах классического танца предусматривает освоение профессиональной терминологии, правильную постановку корпуса, изучение и отработку основных позиций рук и ног, ознакомление с историей балетного искусства, постановку танцевальных сценических композиций — этюдов и отдельных танцевальных партий и спектаклей. Уроки в классической танцевальной школе, а также подготовка к представлениям проводится профессиональными хореографами и балетмейстерами.
Характерной отличительной чертой классического танцора является выворотность всех суставов ног, которая способствует чистоте пластичных горизонтальных линий движений ног, делающая невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног. А красота вертикальных линий во время танца достигается за счет работы сильной спины — устойчивости во время поворотов и прыжков, удержание баланса при подъеме на пуанты.
Приобретение необходимой выворотнисти, гибкости и постановки корпуса достигается регулярными занятиями. Поэтому классический танец невозможно представить без обязательной хореографической разминки у «станка», состоящей из ряда специальных упражнений с определенной позицией корпуса тела, ног, рук, и головы. Все эти движения имеют свои названия, например: plier — сгибание, полуприседание, glisser — скольжение, releve — подъем на полупальцы, sauter — прыжок, tourner — поворот и т. п.
В каком возрасте начинать заниматься хореографией?
Занятия хореографией для детей начинают даже с 4-х лет. Используя природную гибкость в раннем возрасте, детей учат тянуть носок, выпрямлять спину, держать корпус. Затем им преподают основные танцевальные позиции. Классическая хореография требует терпения, настойчивости, дисциплинированности, и выносливости. Это нередко пугает детей. Но, как и в любом деле, не прекращают обучение самые увлеченные и мотивированные на конечный результат ученики. В балете такой мотивацией является стремление к профессиональной сцене.
Однако это не значит, что для детей, занимавшихся балетом и не вышедших на сцену, уроки классической хореографии бесполезны. За время обучения дети приобщаются к миру прекрасного, получают культурное и эстетическое образование, вырабатывают прекрасную осанку и физические кондиции наравне со спортсменами. А главное, балет закладывает у ребенка именно ту хореографическую основу, которая позволит развиваться в любом из выбранных танцевальных направлений на профессиональном уровне.
Благодаря академизму и универсальности классического танца, даже опытные танцоры других хореографических направлений не прекращают занятий классикой. Кроме того, тренировочные упражнения классического танца являются обязательным элементом подготовки спортсменов в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание и танцы на льду, синхронное плавание.
Классический танец
Класси́ческий та́нец — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ. Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.
Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Классический танец» в других словарях:
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь
классический танец — система выразительных средств хореографического искусства, основанный на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Европейский классический танец сформировался в XVI XVII вв. * * * КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ… … Энциклопедический словарь
Классический танец — КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографич. иск ва, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценич. образа; формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин … Балет. Энциклопедия
Классический танец — (от лат. classicus образцовый) танец, опирающийся на обобщенно поэтич. принцип создания образа, имеющий др. традиции. Существуют разные системы К. Т. в Европе и странах Азии. Универсальность европ. К. Т. способствовала его распространению во всем … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Классический танец — канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. Как термин употребляется в … Большая советская энциклопедия
Классический танец народов Востока — КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ НАРÓДОВ ВОСТÓКА (классический танец народов Азии), понятие, включающее в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времён в странах Востока (Китай, Корея, Япония) и Юж. Азии (Индия, Шри Ланка, Бирма,… … Балет. Энциклопедия
Шри-Ланкийский классический танец — ШРИ ЛАНКИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. С древнейших времён танец в Шри Ланке (Цейлон) существовал в двух основных видах. Первый из них, т. н. Танец Дьявола, связанный с анимистическим культом, являлся выражением атавистических страхов и… … Балет. Энциклопедия
Кхмерский классический танец — КХМÉРСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, кампучийский классический танец. Классическое танцевальное иск во кхмеров имеет сложные истоки. В сельских местностях сохранились танцы, восходящие к ани мистич. культам доисторич. времен. Наиболее характерен… … Балет. Энциклопедия
Кампучийский классический танец — КАМПУЧИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, см. Кхмерский классический танец … Балет. Энциклопедия
Корейский классический танец — КОРÉЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ. Зарождение танц. иск ва в Корее связано с земледельч. празднествами и обрядовыми играми, к рые сопровождались пением и плясками. В их основе аллегорич. воспроизведение явлений природы и трудовых процессов.… … Балет. Энциклопедия
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Как появилась классическая хореография?
Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.
Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.
Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода «танцевальный этикет»), которыми мы руководствуемся и сегодня.
Классическая хореография включает:
Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.
Основные понятия
Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.
Первым и самым главным условием является хорошая выворотность.
Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.
К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).
Позиции ног
Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.
Их выделяют шесть:
Позиции рук
Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:
Основные группы движений
Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.
Так, выделяют следующие основные группы движений;
Экзерсис у станка
Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.
Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.
Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:
Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.
При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.
Классическая хореография для детей
Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:
Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).
Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.
Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.
Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.
Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.
Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.
Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.
Танцевальный портал DanceSense
Для тех, кто влюблен в танец
Классический танец
История
К лассический танец является основой балета и его неотъемлемой частью. Он зародился в Италии в 16 веке, затем развивался во Франции, и по прошествии двух веков пришел в Россию, где и получил свою широкую популярность. А в 1738 году, синтезировавший в себе итальянское и французское направления, в Санкт-Петербурге открылась первая танцевальная школа на территории России.
Образ классического танца неразрывно связан с внешним обликом его представителей: изящные и тонкие балерины в белоснежной пачке и пуантах. Партнеры – стройные, гибкие, жилистые, крепкие, способные представить и преподнести партнершу зрителю на руках, в самых высоких и сложных поддержках.
Мариус Лиепа, Рудольф Нуриев, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и многие другие – перед этими именами легенд балета преклоняются во всем мире.
Обучение классическому танцу
Основная часть обучения классическому танцу проводится на основе экзерсиса. Это основной комплекс хореографических движений и позиций, которые выполняются постепенно и последовательно, в различных комбинациях и вариациях. Программа обучения классическому танцу направленна на развитие выносливости, грациозности, пластичности, выразительности, музыкальности и, безусловно, утонченного художественного вкуса.
Для начинающих освоение классического танца происходит с препарасьона — подготовительного упражнения, когда ноги и руки ставят в нужную позицию. В системе обучения классическому танцу уже давно используются четкие комплексы движений, которые входят в танцевальную структуру: вытягивания, скольжения, прыжки, сгибания и приседания, броски и различные повороты. Каждое из таких упражнений произносится исключительно на французском языке, что является традиционным для классического танца. Поэтому большинство танцоров, проходят обучение в различных странах, что помогает им осваивать новые техники и оттачивать своем мастерство без особых языковых проблем.
Классический танец как основа
Современный и классический балет полностью состоят на основе классического танца. Если классика предполагает строгое соблюдение основ и четкие движения, то модерн представляет более свободную интерпретацию танцевальных движений. В современном балете появились новые движения, которые стали более пластичными и акробатичными. Ценители классического балета по-разному реагируют на эксперименты в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает исключительно классику и считает, что настоящая балетная постановка должна проходить исключительно в таких местах, как: театр оперы и балета. Однако некоторые танцоры считают, что балет, как и современный мир, должен развиваться, а не стоять на месте. Основы классического танца широко используют не только в классическом балете. На них базируется и обучение современным, бальным, спортивным танцам, эстрадным, а также гимнастике и фигурном катании.
Видео
Классический танец
Классический танец — основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции.Основы классического танца вырабатываются при помощи экзерсиса, из которого состоит танцевальный урок, как ученика, так и профессионального артиста балета. В комплексном обучении профессионального артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались. Балет — высшая ступень хореографии (от греческого choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. В балете исторически выработались различные музыкально-хореографические формы: дуэтная форма (па-де-де), групповые и массовые танцы (па-детруа, па-де-катр, гранд па). Как правило, музыка сочиняется композитором специально для балета на основе либретто, реже подбирается из готовых музыкальных произведений. Термин «Балет» распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы. Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, в числе которых балерина и первый танцовщик, солисты, корифеи, кордебалет.
Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
Зарождение и развитие балета
Европейский балет возник в эпоху Возрождения. В конце XIV века наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в других странах, привёл в XV-XVI веках к рождению балета.
Вначале балет был, как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»). Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту.
Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии. Людовик XIV и сам не был чужд музе танца, в 1653 году он выступил в роли Солнца в «Балете ночи», с тех пор его называли «Король-солнце». В том же балете танцевал композитор Ж. Б. Люлли, начинавший свою карьеру как танцовщик.
Первоначально в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики славились грацией и изяществом (благородностью) манеры исполнения. Итальянские танцовщики принесли на сцену Парижской оперы новую манеру танца – виртуозный стиль, технически сложную, прыжковую манеру танца.
В Парижской опере XVII века исполнялся особый жанр театрально-музыкального зрелища – оперы-балеты композиторов Ж. Б. Люлли, А. Кампра, Ж. Ф. Рамо.
Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века. Основываясь на эстетике французских просветителей, были созданы спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.
В 1701 г. во Франции была создана система записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций. Большинство терминов прямо обозначает конкретное действие, производимое при выполнении движения (вытягивать, сгибать, открывать, закрывать, скользить и т. п.), некоторые указывают на характер выполняемого движения (fondu — тающий, gargouillade — журчащий,gala — торжественный), другие — на танец, благодаря которому они возникли (pas бурре, pas вальса, pas польки). Существуют также термины, в название которых заложен некий визуальный образ (например, кошки — pas de chat, рыбки — pas de poisson, ножниц — pas de ciseaux). Особняком стоят такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван «королевским») и sissonne, изобретение которого приписывается Франсуа де Руасси, графу Сиссонскому, жившему в XVII веке.
В XVIII веке в Англии, Австрии, а затем во Франции балет окончательно сформировался как самостоятельное искусство. Усложнение техники танца потребовало изменений женского костюма. Легкая одежда в стиле антик, вошедшая в моду накануне Французской революции, способствовала развитию техники балета. К концу XVIII века балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным для движения, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца стала активно развиваться. Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора. Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной, придумали французские художники-костюмеры И. Леконт, Э. Лами, П. Лормье. Позднее возник термин «белого», «белотюникового» балета. Белый цвет – цвет абсолюта, «белый балет» выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой. Повысилась роль кордебалетного танца, в единое целое слились танец и пантомима, сольный, кордебалетный и ансамблевый танец.
Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Людвиг ван Бетховен в своём балете «Творения Прометея» предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель» и «Корсар». Балеты Лео Делиба «Коппелия» и «Сильвия» считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке в балетах Ч. Пуньи, Л. Минкуса, Р. Дриго. Музыка стала мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.
Особняком в истории балетного романтизма стоит его датское ответвление. Датский романтический балет (стиль «бидермайера» на фоне романтизма) – более земное и камерное направление с фольклорными мотивами, где большую роль играет пантомима и больше внимания уделено мужскому танцу, меньше пользуются пальцевой техникой, а женские роли второстепенны. Эти особенности характерны и для датского балета настоящего времени.
Романтический балет, окончательно сформировавшийся во Франции в тридцатых годах XIX века, стал одной из вершин развития хореографического искусства. В романтических образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке.
Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов.
В начале XX века хореографическое искусство на Западе переживает упадок. Классический балет как жанр практически перестает существовать. На смену ему приходят всевозможные ритмопластические танцы. В каждой стране они называются по-разному: в одних — современный танец, в других — выразительный, свободный, художественный, ритмопластический и т. д. Но их всех объединяло одно — их создатели отрицали классический танец как устаревший и не способный раскрывать современные темы и образы.
В наши дни классический балет остается актуальным. В оперных театрах ставятся классические постановки великих балетмейстеров мира, они постоянно усовершенствуются, каждый постановщик вносит в спектакль свои новшества, и благодаря этому классическое наследие остается современным и в наши дни. Кроме того, на основе классики ставятся новые уникальные произведения, которые затрагивают актуальные проблемы современного общества, поэтому балетное искусство не оставляет равнодушными своих зрителей.
Классический танец и балет в России
В Россию классический танец пришёл в 1-ой половине XVIII века. В 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства.
Первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Это был «Балет об Орфее и Евридике» (1673 г., музыка Г. Шютца, балетмейстер Н. Лим, Комедиальная Хоромина в селе Преображенском, Москва).
В 1773 году открылась балетная школа и в Москве – балетное отделение при Московском Воспитательном Доме, основа будущей Московской академии хореографии. Московская труппа, созданная как общедоступная, пользовалась большей независимостью, чем казенная петербургская. Искусство петербургской труппы было более придворное, строгое и академичное, московский же балет более демократичен и поэтичен, привержен комедийным и жанровым. Различия сохранились и позже: ленинградский балет до сих пор отличается классической строгостью, академизмом, кантиленностью танца, московский – бравурностью, мощным прыжком, атлетизмом.
В Петербурге первый публичный Большой театр (Каменный), в будущем императорский Мариинский театр, открылся в 1783 году. В 1803 году его балетная труппа отделилась от оперной, заняв привилегированное положение среди других жанров театра.
В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости, сложилось как национальная школа. Точнее всего особенность исполнительского искусства русских танцовщиц определил А. С. Пушкин, когда охарактеризовал танец своей современницы А. И. Истоминой как «душой исполненный полет». Балет занял привилегированное положение среди других видов театра. Он пользовался государственными субсидиями и подчинялся дирекции императорских театров. В 1825 году в Москве был открыт Большой театр, и балетная труппа получила технически оснащенную сцену и одновременно ведущую танцовщицу, педагога, хореографа преромантического направления Ф. В. Гюллень-Сор. К началу 1830-х гг. и московская, и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах. Русский балет органично воспринял родившийся в Западной Европе романтизм. К середине 30-х гг. спектакли отличались великолепием и стройностью, высокой школой мастерства и слаженностью ансамбля.
В России после 1917 года балет остался крупным центром общенационального искусства. Несмотря на эмиграцию ряда выдающихся деятелей балетного театра, школа русского балета уцелела, выдвигала новых исполнителей. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное, простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета, позволяли дерзать. В то же время традиции предшественников, академизм исполнительской культуры сохранялись. Руководитель труппы Большого театра Горский переделывал балеты классического наследия, создавая собственные сценические редакции («Лебединое озеро», 1920; «Жизель», 1922). Возглавивший в 1920-х гг. петроградскую труппу Ф. В. Лопухов, знаток классического наследия, талантливо реставрировал старый репертуар. Лопухов поставил первую танцсимфонию «Величие мироздания» (1922), аллегорически изображал революцию («Красный вихрь», 1924), обращался к традиции народных жанров («Пульчинелла», 1926; «Байка про лису…», 1927).
В 1920 году Мариинский и Большой театры получили статус академических театров и были переименованы в ГАТОБ и ГАБТ. С двадцатых годов работали также музыкальные театры в Свердловске, Перми, Саратове, Горьком, Куйбышеве, а также в столицах союзных республик. С середины пятидесятых годов возникли балетные школы при Пермском и Свердловском театрах.
В ХХ в. официальные требования реалистичности, общедоступности искусства привели к преобладанию на сцене спектаклей, созданных в жанре так называемого драмбалета. Балеты этого типа — многоактные, обычно основанные на сюжете известного литературного произведения, строились по законам драматического спектакля, содержание которого излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.
В 1930-х гг. сформировалась новая школа исполнительства, которой были свойственны, с одной стороны, лиризм и психологическая глубина, с другой, — героическая манера танца, экспрессия и динамика.
Однако, несмотря на успехи, монополия одного направления в балетном театре привела к искусственно культивируемому единообразию. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты. Объединились танцевальные формы и танцевальный язык, поскольку в спектаклях использовался исключительно классический танец и лишь в отдельных случаях — народно-характерный.
К началу пятидесятых годов назрела необходимость балетных реформ. В 1956 году состоялись первые зарубежные гастроли балетной труппы Большого театра в Лондоне, имевшие огромный успех, но вместе с тем обнаружившие отставание советской хореографии от западной.
Перелом наступил в конце 1950-х гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаторства вступили ленинградские хореографы Ю. Н. Григорович («Каменный цветок», 1957; «Легенда о любви», 1961; позднее «Спартак», 1968) и И. Д. Бельский («Берег надежды», 1959; «Ленинградская симфония», 1961), строившие спектакль на основе музыкально-танцевальной драматургии, раскрывавшие его содержание в танце.
В конце 80-х — начале 90-х гг. значительно увеличилось число гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных театров, так и небольших коллективов, специально созданных с коммерческими целями. Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою невостребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали все чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович, Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. В составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.
В наше время русский балет имеет философскую направленность. Балетмейстеры в своих произведениях обращаются к вопросам человеческого бытия, проникают в тайны человеческой психики, благодаря чему русский балет занимает высокий мировой уровень.