Классическая музыка с чего начать

Разбираемся в классической музыке: как начать ее слушать и даже полюбить

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Постоянные посетители концертов в Мемориальном доме-музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классики небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru начинает публиковать серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике. Первый выпуск посвящен самому сложному — с чего начать свой путь к серьезной музыке.

Нужно ли готовиться к походу на концерт?

— Прежде чем начать слушать классическое произведение, можно обратиться к бэкграунду — узнать, на фоне каких исторических событий была написана эта музыка, что в этот момент происходило в жизни композитора. По моему мнению, так ее будет легче воспринимать. Лучше не ждать, что понимание придет само. Наоборот, это требует определенной подготовки, вложений. Ничего страшного, если сначала сложно отличить музыкальные стили. Это все нарабатывается — было бы желание.

Мы с моими коллегами — музыкантами и художниками из «Школы / Škola crew» — занимаемся таким ликбезом. Перед концертами я даю слушателям базовые знания: рассказываю о композиторе, жанре, истории создания. Но бывает и наоборот, когда слушателю проще сначала познакомиться с произведением, а потом уже узнать все остальное о нем.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Можно ли притвориться, что разбираешься в классике?

— Конечно! Наденьте свой лучший костюм, идите в филармонию, займите свое место, сделайте лицо построже и постарайтесь примерно 120 минут (с перерывом) не выдавать, что вам скучно.

Главное правило — никогда не аплодируйте первым. Аплодируйте, когда все остальные это делают, но ни в коем случае не между частями произведений — это моветон (самое смешное, что никто из сидящих в зале на самом деле не знает, почему нельзя это делать). Так вы точно сойдете за знатока, и никто не заподозрит, что вы чего-то не понимаете.

А если серьезно — зачем притворяться? Просто получайте удовольствие от того, что слушаете.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

На концерте интересно, но почему-то клонит в сон. Это плохо?

— Нет. Неподготовленному зрителю действительно очень сложно высидеть весь концерт, сконцентрировавшись исключительно на музыке. Поэтому в команде «Школа/Škola Crew» есть художники, которые к каждому концерту готовят анимированные проекции. Перед этим мы вместе разбираем произведения — изучаем историю их создания, биографии авторов, выделяем смысловые части.

С произведений какого композитора лучше начать?

— Здесь единого рецепта нет. Для того чтобы понять, что вам по душе, нужно послушать произведения разных композиторов. Кто-то лучше воспринимает Моцарта, кто-то — Чайковского, а кто-то — Дебюсси. Одно можно сказать с уверенностью: если вы не начнете слушать музыку, то вы никогда не узнаете, кто вам больше нравится.

Можно попробовать подступиться с другой стороны: начать слушать современных композиторов, с которыми нас разделяют не века, а годы. Но вот мой совет: постарайтесь дослушать произведение до конца.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Что лучше — живой концерт или хорошая запись?

— Разница, конечно, есть, но одно не исключает другого. Если вам комфортнее слушать музыку дома — пожалуйста. Но на концерте больше шансов установить прямой контакт с исполнителем, оказаться с ним на одной волне. Музыка влияет на вас именно в ту самую секунду, именно в то время, когда исполняется. И вы не просто слушатель, а соучастник. Бывает, что во время выступления у исполнителя возникает особое вдохновение, которого не было во время записи.

Источник

Как и на чём слушать классику: много букв о тренировке восприятия и жанровости аппаратуры

Зная о моих пристрастиях, знакомые нередко задают мне вопросы, о том, как и на чем правильно слушать классическую музыку (камерную, симфоническую, оперную и др.), акцентируя внимание на аппаратуре. Во многом этот пост станет ответом на них и, полагаю, будет полезен тем, кто только начинает интересоваться академической классикой.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

При этом, вопреки устоявшейся практике, я начну не с аппаратуры, а с особенностей восприятия. Известно, что в отличие от прочих, понимание и “погружение” в академические жанры требует от слушателей освоения методов — особых навыков по восприятию музыкального произведения. Рассматривая проблему с этих позиций, вопрос аппаратуры становится вторичным, но его я также затрону под катом.

Те, кто сразу захочет перейти к технической части и оставить в стороне вопросы восприятия музыки, может просто пропустить три раздела.

Попытка классификации академических жанров по сложности восприятия

Для подавляющего большинства людей, с которыми я общался, существовало несколько градаций сложности в академических жанрах, легче всего воспринимались камерные произведения (короткие композиции для камерных составов — квинтетов, квартетов и т.п., произведения для сольного и парного исполнения). Это неудивительно в силу небольшого количества инструментов, и, нередко, сравнительно незамысловатой структуры.

Из этого правила бывают исключения, такие как произведения Рахманинова и сложные полифонические композиции Моцарта для двух роялей. В этих случаях, как ряде некоторых других, ограниченность камерных возможностей не делает произведение проще.

Более сложными для восприятия считаются оперные произведения. В силу того, что опера — это комбинированная форма музыкального и театрального искусства, где актеры “играют” роли преимущественно голосом, для понимания тонкостей произведения и оценки качества исполнения требуется большой опыт.

Ещё более тяжёлой для понимания не слишком опытными слушателями называют органную музыку. Оценка качества произведений, да и само пристрастие к фугам, токатам, пассакалиям и органным прелюдиям редко появляется в начале увлечения классикой. Живой интерес к органу скорее можно назвать признаком формирующегося вкуса. Неофиты в классике — большая редкость на органных концертах, там чаще опытные слушатели, что отчасти подтверждает сложность таких произведений для подавляющего большинства.

Наиболее тяжелыми произведениями принято считать симфоническую классику и многоголосные хоровые композиции. В отношении последних можно спорить, но если принять аксиому о том, что человеческий голос самый сложный из музыкальных инструментов, то логика такого подхода становится понятной.

Подобная классификация по сложности несовершенна и не учитывает ряд существенных исключений, но, по моему мнению, в общем и целом отражает действительность.Так камерное произведение по сложности сравнимо с какой-нибудь рок-балладой с той лишь разницей, что первое, как правило, несколько больше последней.

Для начала

Понимая, что проще для восприятия, а что сложнее, можно выбрать с чего именно начинать слушать классику. Кроме того, полезными правилами в начале приобщения к академической музыкальной традиции — являются принципы “слушать всё, что нравится”, “обязательно слушать хиты” и “слушать произведение полностью”. И если с первым (всё, что нравится) всё понятно, то со следующими двумя принципами, полагаю, нужны некоторые пояснения.

Относительно хитов важно понять, что, несмотря на их заезженность, якобы попсовость и повсеместную распространённость (реклама, заставки в СМИ, использование блогерами Youtube и кинематографистами), именно их проще всего понять неподготовленному слушателю. Гениальная простота сделала популярными Сонату №14, 5-ю и 9-ю симфонии Бетховена, 24-й каприс Паганини, токкату и фугу ре-минор Баха, “Полёт валькирий” Вагнера и “Времена года” Вивальди.

Не изучив эти, якобы набившие оскомину, произведения, не выслушав их до дыр, не сравнив пару десятков интерпретаций (от Фуртвенглера до Караяна), вряд ли имеет смысл двигаться дальше.

В качестве примера привожу две очень самобытных интерпретации пятой симфонии Бетховена, разница трактовок Караяна и Дядюры заметна сразу:

Безусловно, бывают личные музыкальные открытия среди неизвестных композиций, покрытых пылью музыкальной истории, которые трогают за душу неопытного слушателя, но это скорее исключение, чем правило.

Для меня внезапным открытием стал никому не известный финский постмодернист от академической классики Эркки Саламенхаара (много позже я узнал, что он был одним из научных руководителей и преподавателей культового футуриста и гика 60-х Эркки Курениеми):

По поводу “до конца” тоже, полагаю, стоит пояснить. Дело в том, что внушительное количество современной музыки построено на одной основной, доминирующей теме, которая, простите за штамп, “красной нитью” проходит через всю композицию, лишь незначительными изменениями и короткими перерывами на столь однообразную припевно-рефренную часть. В академических произведениях всё не так, основная мелодическая тема меняется несколько раз и в каждом таком отрезке можно найти множество интересных нюансов, поэтому оценить замысел автора можно только прослушав трек до конца.

Итак, если подвести итог, то идеальное произведение для старта в осмысленном прослушивании классики выглядит приблизительно следующим образом: камерный концерт для какого-нибудь струнно-духового квартета, известный и желательно не очень длинный, чтобы можно было легко дослушать и быстро понять авторский замысел.

В дальнейшем, наслушавшись камерных шедевров, можно переходить к более тяжеловесным жанрам. При этом знатоки классики нередко рекомендуют также начинать с максимально простых хитов. Для детей идеальным произведением для приобщения к академической музыкальной традиции общепризнанно считается симфоническая сказка “Петя и Волк” Сергея Прокофьева, где каждый инструмент соответствует определённому персонажу, а созданная композитором музыкальное полотно позволяет без труда прочитать сюжет.

Также многие советуют начинающим слушателям классики “молодёжные концерты” Леонарда Бернштайна, которые транслировались по CBS и сегодня доступны на YouTube.

Тренировки для восприятия

Помимо выбора произведений, которые подойдут для начинающих, бывает полезно объяснить, как именно их слушать. Так для большинства людей характерно т.н. “фокусное” восприятие музыки, когда слушатель концентрируется на партии одного инструмента или группы инструментов, синхронно играющих тему, остальные же партии остаются совсем на периферии и служат своеобразным фоном, который не воспринимается должным образом.

Известно, что сознание неподготовленного слушателя обычно может длительно удерживать в относительном фокусе три, максимум 4 инструмента, остальные остаются на периферии восприятия. Если слушать какой-нибудь melodic death или построк, то таких способностей вполне достаточно, но их становится мало уже для порядочного академического струнного квинтета, не говоря уже о полноценном симфоническом оркестре.

У людей с развитым восприятием, чаще у опытных меломанов и музыкантов, получается концентрироваться в группах из восьми-десяти инструментов, одновременно звучащих в разных частотных диапазонах, при этом остальной монолит симфонического произведения не выходит из фокуса восприятия. Благодаря такой способности можно услышать симфонию как единое целое.

Симфонические композиторы и гениальные дирижеры обладают ещё более интересной особенностью, они способны концентрировать внимание на всём произведении сразу и в любой момент исполнения слышат каждый нюанс и каждую особенность каждого из звучащих в оркестре инструментов. Такая способность музыкального восприятия является либо следствием редкой врождённой одарённости, либо плодом усиленных многолетних тренировок.

Такие тренировки могут помочь и слушателям, для которых важно услышать произведение так, как его слышал композитор. Я развивал способность цельного восприятия музыкального произведения при помощи следующего упражнения:

Я концентрировался на одном инструменте, а затем поочередно добавлял к нему ещё несколько, стараясь удерживать их в фокусе восприятия максимально долгое время.

Уже через месяц ежедневных двухчасовых занятий я мог удерживать в фокусе солирующую скрипку, валторну, бассетгорн и пару виолончелей. Через год я слышал внушительную часть инструментов симфонического оркестра и порой мог даже заметить косяк какого-нибудь музыканта с неаккуратно взятой диссонансной нотой.

Есть также тренировка восприятия построенная по прямо противоположному принципу. Для неё необходимо разложить существующий музыкальный массив на инструментальные составляющие в процессе прослушивания и концентрироваться на партиях отдельных инструментов. При этом важно сосредоточить внимание на этом инструменте от начала до конца произведения.

Из личного опыта могу порекомендовать не перегружаться классикой и в промежутках между “интеграционными” упражнениями слушать другие жанры, мне сильно помогали нарочито брутальные и примитивистские электронные мотивы слайд-проекта участников 25/17, коллектива ЛЁД-9. В этом смысле они оказались хороши ещё и благодаря переходу от восприятия классических абстракций к жесткой социальной текстовой конкретике.

Мне также доводилось читать о развивающих упражнениях для музыкантов и дирижеров (т.е для тех, кто “читает с листа”). В таких упражнениях на развитие музыкальной памяти и целостного восприятия рекомендовали изучать партитуру параллельно с прослушиванием записи, после чего, не включая музыку и просто глядя на лист, воссоздавать в сознании партии отдельных инструментов, представляя каждую ноту, а затем воспроизводить в сознании партии 2-х, 3-х, 4-х и т.д. инструментов.

Аппаратура

Сразу скажу, что я не являюсь горячим ревнителем концепции жанровой аппаратуры. По моим представлениям, верность воспроизведения является понятием универсальным и о жанровости можно говорить только в тех случаях, когда речь идёт о достаточно тонких нюансах.

С технической точки зрения любая звуковоспроизводящая система (не берем в расчет “лютый” технократичный High End) — это своего рода компромисс, который позволяет добиться одних преимуществ, пожертвовав другими. И пресловутую “жанровость”, по моему мнению, можно рассматривать исключительно как компромиссную проработку технических особенностей, связанных с воспроизведением определенных жанров, но не как техническую концепцию полностью “заточенную” под, например, хоровые произведения.

Общие принципы
От некоторых аудиофилов нередко приходится слышать рассказы о том, что вот лампа, она мол для джаза и классики, хотя уровень гармоник и интермодуляционных искажений даже в современной ламповой технике выше и, соответственно, “замыленность” звучания гарантирована. Несколько более аргументированные суждения бывают о жанровости акустических систем, когда говорят о том, что для симфонической классики лучше подойдут редкие широкополосные АС в закрытом ящике. Таким образом стараются избавиться от фильтров, которые крутят фазу, а также носят дополнительные искажения, связанные с фазоинвертором.

Идеальными для классической музыки станут наиболее “честные” в отношении воспроизведения компоненты. Для крайне опытных и тренированных ушей может быть важен даже источник (который в остальных случаях практически не влияет на слышимые параметры), т.е. хоровая и симфоническая классика — это тот случай, где “hi-res таки имеет значение”. Про провода я тактично промолчу, любители шнурковщины могут изложить свое мнение о том, какие и как прогретые “вешалки” лучше справляются с классикой в комментах.

Усиление
Усиление не будет иметь определяющего значения для качества результата, но факт в том, что усилитель должен быть хорошим. Подавляющее большинство знатоков УМЗЧ рекомендуют системы, работающие в классах A, AB и B. Я лично воздержусь от рекомендации конкретного класса ввиду дискуссионности вопроса. Скажу лишь, что главное — это искажения (чем ниже гармоники и IMD, тем лучше), имеет значение также скорость отклика операционного усилителя. Из бескомпромиссных решений часто рекомендуют изолированное усиление стереоканалов, т.н. dual mono. Совершенно естественно, что минусом подобных решений является стоимость.

АС
Самое сложное — выбор АС. Тут можно выложить много денег и не получить желаемого результата. Если в наше время вам удастся найти что-то в закрытом ящике по карману и без фазоинвертора, а также с приемлемыми АЧХ, ФЧХ и искажениями, то с высокой вероятностью эта система даст вам необходимый уровень верности воспроизведения. Намеренно искать аудиофильские широкополосные варианты занятие сложное, неблагодарное и вряд ли приведет к желаемому результату — ибо при отсутствии проблем с фильтрами они возникнут с частотными искажениями и гармониками.

Безупречным вариантом для классики, полагаю, будут электростатические АС. Если у вас есть возможность приобрести их и вы планируете всерьез слушать классику — не стоит сильно тянуть. Но, как правило, возникает проблема стоимости. К слову, электростаты, чаще выпускают в комбинированной форме, что позволяет усилить низкие при помощи динамической фазоинверторной секции. Более дешевой альтернативой электрстатам являются изодинамические варианты (т.н. планары, от planar magnetic), но для подавляющего большинства они также дороги.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Для тех, кто не готов отдавать миллионы за бескомпромиссные решения, но хочет “честного” звука, имеет смысл обратить внимание на мониторную акустику. Среди моих личных фаворитов JBL LSR308, Dynaudio LYD-5, Focal Shape 40 и активный Adam Audio T7V. Хочу отметить, что эти устройства создавались для профессионального использования, т.е не дадут никаких плюшек в виде мультирум интеграции, особенного удобства управления и коммутации, но при этом обладают универсальными параметрами и вполне подойдут для вдумчивого прослушивания симфонического оркестра или большого смешанного хора.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Важным аспектом является создание реалистичной стереопанорамы, т.е. расположение кажущихся источников звука (КИЗ), что у аудиофилов именуется термином “сцена”. Будучи завсегдатаем живых концертов вы без труда сможете определить, где должен находиться тот или иной инструмент в “сцене”. Если вы не так часто посещаете ближайшую филармонию, то вам поможет приведенная ниже схема.

Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Диаграмма направленности, панорамные особенности (ширина, глубина, четкость и точность локализации КИЗ), а также интермодуляционные искажения — это те параметры, которые сложно выявить аппаратными методами и придется оценивать субъективно. Для интермодуляционных искажений хорошо подходит женский или детский дискант хор — замыленность слышна “невооруженным” ухом. Прочие субъективные особенности стоит проверять в качественно сделанном шоуруме, где акустика помещения снижает влияние первых отражений и паразитных комнатных резонансов.

Пользоваться или не пользоваться рекомендациями по тренировке восприятия и выбору аппаратуры — личное дело каждого. Важно другое, что классику следует слушать, так как анализ и изучение академической музыки дает базис для понимания всей остальной, а в случае с музыкантами и композиторами — толчок к созданию чего-то нового.

Джинса
В нашем каталоге представлено множество акустических систем, усилителей и другой аудиоаппаратуры высокой верности воспроизведения.

Традиционно предлагаю поучаствовать в опросе, приведенном ниже.

Источник

Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих

Возможно, вы в целом ощущаете интерес к классической музыке, но совершенно в ней не разбираетесь и не знаете с чего начать? В этой статье мы расскажем о некоторых достаточно знаковых и просто прекрасных произведениях для первого знакомства.

20 композиторов, представителей различных эпох, и их замечательные творения станут первой ступенью погружения в мир прекрасного.

Этот же список подойдет и для детей. Найдите 5-10 минут времени в день и послушайте эти произведения вместе. Обсудите характер, образы, а может даже нарисуйте картинку или вместе потанцуйте. Если смотрите вместе видео, то не забудьте обратить внимание, на каких инструментах и как играют исполнители, кто дирижирует оркестром, кто солист…

Кстати, не стоит пытаться уместить все в один день. Это может привести к тому, что все забудется и перепутается в голове… На первом этапе достаточно знакомиться с одним произведением за раз. А только потом добавляйте всё в плейлист и получайте удовольствие от музыки.

1. Антонио Вивальди. Летняя гроза

Полное название: Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315 (1 часть)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

В качестве одного из первых произведений предлагаем обратить внимание на композитора 17 века Антонио Вивальди и его фееричное произведение для симфонического оркестра «Летняя гроза» (или «Шторм») (из цикла концертов «Времена года»).
Хотите зарядиться энергией – это произведение для Вас!

Концерт начинается с отдаленных раскатов грома… Далее слышны звуки дождя, который то утихает, то продолжается с новой силой. За счет многократно повторяющихся музыкальных пассажей создается реалистичное ощущение встречи с погодной стихией.

2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка

Полное название: Сюита для оркестра №2 си минор, BWV 1067 (часть 7)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

Иоганн Себастьян Бах является композитором, с кого зачастую ведут отсчет классической музыки. Его произведения весьма разноплановы – есть и торжественно-трагичные, но есть и шутливо-лирические – как, например, известная «Шутка» (Badinerie из оркестровой сюиты).

Пьеса легкая и непосредственная, навевает игривое настроение и дарит позитив за счет нежного с переливами звучания флейты на фоне скрипичного аккомпанемента.

3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада

Полное название: Серенада №13 cоль мажор «Маленькая ночная серенада», KV 525 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Среди всех музыкальных произведений чаще всего именно музыка Вольфганга Амадея Моцарта упоминается как лучшее лекарство от хандры и средство интеллектуального развития. И это неспроста, ведь практически вся музыка Моцарта пронизана лекостью и позитивом. «Маленькая ночная серенада», отличный образец такого «легкого жанра» классической эпохи, является одним из наиболее узнаваемых классических произведений.

Серенада наполнена жизнерадостностью, имеет легкий и светлый колорит и при этом полна грации. Оживленность темпа мелодии передает эмоциональный порыв. А повторяющаяся главная тема и вторящий ей аккомпанемент как бы ведут диалог между собой, приглашая слушателя окунуться в атмосферу балов прошлых веков.

4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5

Полное название: Симфония №5 до минор, op.67 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Людвиг ван Бетховен — еще одна знаковая фигура в мире классической музыки. В свои произведения Бетховен вложил глубокий философский смысл, а его музыка призвана пробудить в человеке мыслителя. «Симфония №5», одно из наиболее часто исполняемых произведений композитора, поражает своей масштабностью и размахом. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты творчества композитора, которые обычно формулируют как «через борьбу к победе».

Симфония начинается с символической темы судьбы, о которой сам Бетховен говорил, что «так судьба стучится в дверь». Видоизменяясь, она и далее проходит через все произведение. В то время как контрастная по отношению к главной теме мелодия побочной темы певучая и нежная и как бы спорит с основной. Возникает незримая картина упорной борьбы, которая переполняет все произведение.

5. Ференц Лист. Грезы любви

Полное название: Ноктюрн «Грёзы любви», S.541, №3

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

От энергичных произведений далее предлагаем перейти к романтическим. И в первую очередь рекомендуем окунуться в чарующую музыку Ференца Листа и его знаменитые «Грезы любви» — ноктюрн, посвященный его возлюбленной.

Тихая и грустная музыка ноктюрна в фортепианном исполнении действует умиротворяющее, хоть и вызывает легкую, но все же светлую, грусть.

6. Франц Шуберт. Аве Мария

Полное название: Семь песен из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». №6 — 3-я песня Эллен: «Ave Maria», op.52, №6

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

В выдающейся классической музыке немало и инструментально-вокальных произведений, зачастую навеяных религиозной тематикой. Одним из образцов такой музыки является бессмертная «Аве Мария» Франца Шуберта.

«Ave Maria» (от лат. «Радуйся, Мария») — одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери. Слушая данную мелодию как-бы прикасаешься к чему-то возвышенному, божественному. А светлая радость, звучащая в музыке данной песни, вызывает чувство спокойствия и умиротворения.

7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт

Полное название: Экспромт-фантазия до-диез минор, op.66

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Многие музыкальные произведения были созданы как импровизации, экспромты, без предварительной подготовки. При этом возникали настоящие шедевры. Но, к сожалению, многие из них просто не записывались и не дошли до наших дней. В отношении Фантазии-экспромта Фридерика Шопена, к счастью, это не так и мы сегодня имеем возможность снова и снова возвращаться к этой музыке.

Мелодия начинается с медленных переливов, которые, ускоряясь, сливаются в едином потоке, как вспышки метеоритов, завораживающих своей тайной, в свете которых исчезает вся будничная суета.

8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Увертюра к опере «Вильгельму Телль» композитора Джоаккино Россини — пожалуй, одна из наиболее известных оркестровых музык из оперного репертуара.

В начале увертюры слышатся призывные звуки, как бы торжественно приветствуя слушателя, после чего музыка внезапно сменяется топотом копыт и галопом, который в своем беге все активнее и активнее вовлекает в стремительный круговорот.

9. Паганини. Каприс 24

Полное название: 24 каприса, op.1, №24

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Никколо Паганини — итальянский скрипач-виртуоз и композитор начала 19 века; один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. За его выступлениями с изумлением следила вся Европа, а виртуозность технического исполнения порождала слухи о том, что композитор продал душу дьяволу за свой талант. Одно из самых известных произведений Паганини «Каприс №24» стал его своеобразным символом, визитной карточкой.

Каприс означает сочинение в свободной форме, и в этой свободе композитор сумел в полную меру раскрыть всю величину своего таланта. В звуках каприса слушателям открывается богатая гамма чувств и настроений. И, хотя тема пьесы весьма лаконична, она повторяется как наваждение, обладая поистине завораживающим воздействием.

10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Ряд классических музыкальных произведений создавался к определенным военным или политическим событиям. Так, например, Марш Радецкого был написан Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия войскам фельдмаршала Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания, и впоследствии стал их парадным маршем.

Музыка марша торжественная и ликующая. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притоптыванием.

11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»

Полное название: Быстрая полька «Auf der Jagd» op.373

Эпоха: Романтизм (19 век)

Сын Иоганна Штрауса продолжил музыкальные традиции отца и, хотя Иоганн Штраус-сын вошел в историю музыки как «король вальсов», он также писал и другую музыку: оперетты, марши, польки. Одной из наиболее знаменитых его пьес является «Полька «На охоте».

Полька – это веселый зажигательный танец, появившийся в Чехии в середине 19 века и впоследствии распространившийся в качестве бального. Музыка бодрая, радостная, темпераментная, восхищает своей легкостью и оптимизмом.

12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»

Эпоха: Романтизм (19 век)

Хабанера из оперы Жоржа Бизе «Кармен» — яркий образец оперного искусства. Опера была написана в конце 19 века, но и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений, реалистично повествующих об испанских буднях.

Пожалуй, самой яркой характеристикой данной музыки, является одно лишь высказывание: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем «Кармен»!».

13. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5

Полное название: 21 венгерский танец, WoO 1, №5

Эпоха: Романтизм (19 век)

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса — самая популярная из его работ. Мелодии созданы на основе венгерских народных танцев, но именно в обработке Брамса обрели свое место в истории классической музыки.

Каждый из танцев несет в себе заряд энергии и позитива за счет стремительной зажигательной музыки.

14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»

Эпоха: Романтизм (19 век)
Композитора Камиля Сен-Санса чаще всего вспоминают вместе с его великолепной сюитой «Карнавал животных», которая является блестящим произведением комического характера. Сюита состоит из 14 частей, в которых можно «встретить» и диких животных (слона, антилоп, львов, кенгуру и других), и птиц (лебедя, кукушку), и рыб, и пресмыкающихся (аквариум, черепахи)… В финале же присутствуют сразу все понемножку Классическая музыка с чего начать. Смотреть фото Классическая музыка с чего начать. Смотреть картинку Классическая музыка с чего начать. Картинка про Классическая музыка с чего начать. Фото Классическая музыка с чего начать

Музыка финала сюиты активная и игривая и с первых же секунд создает веселое настроение.

15. Эдвард Григ. Утро

Полное название: Сюита №1 «Пер Гюнт», op. 46, №1

Эпоха: Поздний романтизм (19 век)

Музыка Эдварда Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») — это своеобразный гимн пробуждению природы ото сна и, пожалуй, одно из самых известных произведений этого композитора.

Тихие звуки начала музыки как бы обозначают утреннюю дымку, легкий туман, который постепенно рассеивается под лучами встающего солнца, а мелодия тем временем становится все ярче и активнее, ознаменовывая начало нового дня.

16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Петр Чайковский за свою жизнь написал множество потрясающей музыки, в том числе несколько балетов, которые больше века входят в обязательный репертуар большинства театров мира. Весьма сложно сказать, какой из них наиболее популярен, поэтому для данного обзора просто остановимся на одном из его вальсов — «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик».

17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Полёт шмеля — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Данная пьеса известна благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения и обилию кратких и сверхкратких нот, что весьма непросто в исполнении, в связи с чем «Полёт шмеля» стал классической презентацией виртуозов-музыкантов и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.

18. Клод Дебюсси. Лунный свет

Полное название: Бергамасская сюита, L 75, №3

Эпоха: Импрессионизм (19/20 века)

«Лунный свет» композитора Клода Дебюсси, как бы ни парадоксально это звучало, воплощает в звуках ночную тишину и бездонное ночное небо, создавая чувство единения с природой.

Музыка тихия и легкая, в некоторой степени возвышенная… словно она состоит не из нот, а из тихого света светящей луны…

19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»

Эпоха: Неоромантизм (20 век)
Вальс Георгия Свиридова из сюиты «Метель» — одно из самых знаменитых произведений этого композитора. Будучи изначально созданной всего лишь музыкальным сопровождением к кинофильму, музыка оказалась настолько впечатляющей, что переросла в самостоятельное произведение, по праву занявшее свое место среди шедевров мировой классики.

20. Арам Хачатурян. Танец с саблями

Эпоха: 20 век
Танец с саблями — музыкальное произведение Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ». Наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *