Класс шумный что делать
Как успокоить расшумевшийся класс: «Когда захотите учиться, скажите мне об этом!»
Когда дети не слушаются, у учителя есть два варианта: сказать, что дети плохие, или найти к ним подход. Наш блогер Ирина Балинец рассказывает историю, как она нашла общий язык с детьми перед занятием, и делится своими выводами.
Когда я только начинала работать в образовательной сфере, я переживала. Не всегда получалось организовать урок как планировала: одним непонятно, другим скучно. Поняла, что с этим надо что-то делать, поэтому после каждого урока задавала себе вопросы: «Что я могу изменить?», «Что мне для этого нужно сделать?» Обращала внимание и на поведение коллег. Заметила по рассказам одного из них, что проблема дисциплины и организованной деятельности на уроке не решается, детям как было неинтересно на его занятиях, так и осталось. К сожалению, он шёл иным путём — винил в неудаче обстоятельства и окружающих: «Всё плохо в образовании!», «Это дети неправильные!» Тут-то я и уловила суть проблемы.
Да, что-то может пойти не по плану. Что делать? Признать это и понять, что, если не получается организовать урок продуктивно, когда дети слушают, общаются по теме, — это не конец света. Всё всегда можно исправить. Как? Анализировать уроки, корректировать отношение к ошибкам, извлекать пользу. Пробовать что-то менять во время или после урока. Важно не ругать ни себя, ни окружающих, а решать проблему спокойно. Давайте посмотрим, как мне удалось среагировать на шумную обстановку в классе на занятии по астрономии.
Действие происходило на занятии в Детской астрономической обсерватории (АО), здание которой находится на высоте более 45 метров над уровнем моря. Двадцать пять детей в возрасте семи-девяти лет во главе с куратором идут на моё занятие «Приветствуем Солнце!» Как только они приблизились к территории АО, увидели длинную вереницу: 272 ступеньки, ведущие вверх… Теперь подумайте, о чём в первую очередь меня спросят, когда войдут в кабинет? Верно! Дети вбежали в кабинет и стали спрашивать про количество ступенек. Как мне нужно было действовать?
Поняла, что пока не обсудят всё, что увидели, занятие начать не получится. Нужно им дать то, что они хотят
Долго не думала и предложила им продолжить обсуждение ступенек. Через голоса «260, 569, а сколько ты насчитал?» я похлопала в ладоши и временно добилась тишины. Пока дети отвлеклись, быстро произнесла: «Как только захотите узнать информацию про Солнце и увидеть его диск в телескопе, скажите мне об этом». Потом сделала вид, что занята, а сама поглядывала на детей и продумывала план «Б». Что буду делать, если этот приём не сработает после нескольких минут? А вот что: придумала игру «Напишите на листочке число ступеней в течение восьми секунд».
Как победить самый ужасный класс и эйджизм, если ты — молодой учитель
Пока я её обдумывала, куратор группы (так как дети были в лагере, то с ними всегда рядом находился куратор) не выдержал, грозно произнес: «Ребята, тише! Пришли на занятие, так делать нельзя!» После этого в классе стало тише (временно), потом дети снова разговорились. Я ответила всем: «Ничего страшного, пусть делятся мнениями и продолжают общаться». Далее наблюдала и думала, в какой момент начать задуманную игру. Но приём сработал. Через восемь-десять минут один из шумной компании сообщил, что ему надоел разговор про ступеньки и он хочет узнать информацию о Солнце, другие захотели наблюдений. И тут они переключились на тех, кто продолжал обсуждать ступени, объяснили им, что тема исчерпана и неинтересна.
Мне понравилось, что и я, и дети с пользой провели время. Они поняли сложный материал, активно вели разговор по теме в дальнейшем. В общем, радость и довольство собой я получила! Этот случай мне показал, что я действую верно и уверена в себе. А еще подтвердил, что нужно гибко подходить к возникающим трудностям.
Выводы
При этом помните, что бывают разные ситуации. Например, оставлять ребёнка один на один с проблемой или когда ему плохо — опасно. В таких случаях взрослый должен тактично вмешаться и умело помочь. Что для этого нужно делать? Верно! Учиться, думать, принимать решения и действовать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (wavebreakmedia)
18 способов успокоить класс
18 способов успокоить шумный класс. Часть 1
Каждый учитель знаком с ситуацией, когда дети начинают вредничать: громко разговаривают, смеются и всячески мешают проведению урока. Зачастую, первая реакция — повысить голос на учеников, которые плохо себя ведут, но она может не сработать.
Как навести порядок в классе, не делая замечаний и не повышая голос? Учитель и основатель платформы для педагогов TeachThought Терри Хейк поделился своими приемами, как привлечь внимание учеников и наладить дисциплину:
1. Хлопни раз, хлопни два
Перед тем, как использовать этот прием, необходимо объяснить ученикам правила. Когда вы говорите: «Кто меня слышит, хлопни раз», дети должны хлопнуть в ладоши. После того, как услышите хлопки, скажите: «Кто меня слышит, хлопни два раза». В такие моменты ученики переключают внимание на источники звука и затихают. Не используйте данный прием слишком часто, от этого пропадает эффект неожиданности.
2. Используйте таймер
Это может быть таймер на вашем телефоне или онлайн-приложение. Договоритесь с детьми, что вы ставите таймер на определенное время. После того как время закончится, в классе должна быть тишина. Поощряйте учеников, например, предложите посмотреть фильм или сыграть в игру, если они будут соблюдать правила.
3. Станьте в особом месте
Выберете место в классе, которое редко задействовано во время урока. Пусть ученики знают, что как только вы стали на это место, они должны соблюдать тишину. Если это необходимо, контролируйте уровень шума с помощью жестов.
4. Посчитайте в обратном порядке
Посчитайте в обратном порядке от 4 до 1. Дети должны знать, что, после того, как вы закончите счет, они начнут работу. Выберете темп, который подходит ученикам — слишком быстрый и слишком медленный темп не дадут нужного эффекта.
5. Благодарите учеников за хорошее поведение
Учеников, которые плохо себя ведут, принято наказывать. Почему бы не хвалить детей за хорошее поведение, и тем самым поощрять его? Вы можете поблагодарить учеников в середине или в конце урока или придумать небольшие бонусы в качестве награды.
6. Используйте стоп-слово
Выберете слово или фразу, которые привлекают внимание. Вы можете сделать это традицией, и вместе с учениками выбирать слово каждый месяц. Как только ученики слышат стоп-слово, они должны замолчать и слушать учителя.
7. Поиграйте в светофор
Все ученики знают значение цветов светофора. Используйте этот узнаваемый символ на уроке. Повесьте на видное место круг нужного цвета. Если на стене висит зеленый круг — ученики могут начать обсуждение. Желтый круг — время для обсуждения заканчивается. Красный круг означает, что в классе должна быть тишина.
8. Используйте дополнительные инструменты
9. Попросите учеников встать
Бывают ситуации, когда дети ведут себя плохо и не могут сосредоточиться на уроке, потому что переполнены энергией, например, после большой перемены или похода в столовую. В таких случаях попросите детей встать и немного размяться. После этого продолжите урок.
10. Объясните, как учеба пригодится в реальной жизни
1. Эффект прикосновения
Чтобы успокоить шумного ученика, встаньте рядом и слегка дотроньтесь до его плеча. Школьник не сможет проигнорировать вас. Помните: не все дети любят прикосновения. Используйте приём, когда уверены, что это не вызовет отторжения и негатива.
2. Камера, мотор, снято!
В первую очередь убедитесь, что родители и директор школы не против этого метода. Возьмите камеру и начните снимать учеников. Скажите им, что это документальный фильм для родителей. Дети сразу начнут вести себя по-другому. Способ не будет работать каждый день, поэтому не применяйте его слишком часто.
3. Заручитесь поддержкой учеников
Этот пункт особенно важен для старших классов. В коллективе наверняка есть лидеры, чьё мнение ценят больше всего. Дайте понять, что вам нужна их поддержка. Помогите школьникам проявить лидерские качества. Тогда в ситуациях, когда это необходимо, они смогут создать в классе рабочую атмосферу. Благодарите лидеров за помощь, но так, чтобы другие не видели.
4. Подключите жесты
Необязательно говорить: помогут невербальные сигналы. Это экономит время и позволяет не отвлекаться на уроке. Создайте понятную систему жестов. Например, поднятая ладонь — в классе должна стоять тишина. Каждый согнутый палец — минута задержки на перемене. Способ подойдёт для младших классов.
5. Добавьте элемент игры
Это повышает вовлечённость детей в обучение. Играя и соревнуясь друг с другом, школьники не отвлекаются на посторонние дела. Поделите класс на группы и устройте конкурс проектов. Объявите соревнования в параллели, и пусть ученики борются за звание «Класс месяца», набирая очки за задания, скорость и поведение. Не ограничивайте фантазию.
Метод основан на эффекте неожиданности, поэтому не используйте его часто. Неинтересно баловаться, когда тебя никто не видит. Просто выключите свет в кабинете и подождите. Способ можно применять зимой, когда часть уроков проходит в темноте, или для тех, кто учится во вторую смену.
7. Сохраняйте невозмутимость
Если вы расстроены — не показывайте этого. Некоторые ученики могут подумать, что вы потеряли контроль над ними, и станут шуметь и баловаться еще больше. Даже если вам не удаётся справиться с непослушным классом — сделайте вид, что это часть вашего плана.
8. Давайте поблажки
Смех — это способ справиться со стрессом и напряжённостью. Если кто-то из учеников рассмешил класс, не пытайтесь сразу утихомирить детей. Улыбнитесь в ответ и продолжайте урок.
вому, поэтому соблюдать правила поведения — в интересах ученика.
Как справиться с шумом и беспорядком в классе
Вы наверняка тоже замечали, что некоторых учителей дети слушают без возражений, а других не воспринимают вовсе. Кому-то нужно лишь сделать замечание спокойным голосом, и в классе наступает тишина, а другим приходится кричать во все горло, но даже это часто не работает. В чем же дело, как успокоить шумный класс? Этим вопросом часто задаются начинающие педагоги.
Как выглядит шумный класс?
Нужно отметить, что шумный класс — это даже хорошо, рабочий шум благоприятнее влияет на учебу, чем абсолютная тишина. Мы говорим не об этом, а о ситуации, когда все дети ведут себя сверхактивно, не реагируют на замечания, кричат, постоянно двигаются и провоцируют друг друга и преподавателя. В такой ситуации у любого педагога, независимо от опыта и самообладания, появится вопрос, как успокоить детей на уроке.
Шумный класс не ведет себя по-разному, для него всегда характерны невнимательность, суетливость в движениях и высказываниях. Дети почти всегда не доводят дело до конца, даже если оно им интересно. Если такое поведение вам знакомо, следует знать, как наладить дисциплину в классе. Будьте аккуратны, ведь в педагогов из-за того, что не получается наладить дисциплину в классе, наступает эмоциональное выгорание, но об этом подробней тут hedclub.com/ru/article/id=110
Профессиональные приемы учителей — это нужно знать каждому
Конечно, проще всего установить дисциплину, когда вы только пришли преподавать. С вероятностью 90% ученики захотят проверить ваши границы и прочность, определить, что можно и нельзя сделать на уроке. Ваша задача выявить, в какие моменты ученики особенно расходятся, начинаю выкрикивать ответы, шутят, переговариваются, есть ли у них заводила, или это общая линия поведения.
Теперь расскажем приемы поддержания дисциплины на уроке. Очень важно сразу же проявить себя и продемонстрировать характер, с первых уроков. Потом это сделать будет сложно.
Напоследок несколько не типичных приемов, как организовать дисциплину на уроке с первого раза. Попробуйте сделать то, чего не делают на других занятиях — проведите урок на свежем воздухе, в формате театрального представления или в стиле прошлых веков. Детям нравится все необычное.
Попробуйте предложить детям поспать 3 минуты в начале урока. Это обычно успокаивает даже самых шумных.
Если класс активный, можно попробовать упражнения из психологии. Каждый урок просите детей сделать что-то с закрытыми глазами — придумать что либо, или нарисовать. Тут требуется максимальная концентрация, и дети точно отвлекутся.
Можно изучить все методические рекомендации молодому учителю начальных классов, и все равно сталкиваться с проблемами. Помните, что дисциплина на уроке начинается с поведения и дисциплины учителя.
Класс шумный что делать
Ребенок 6—7 лет, придя в школу, сразу сталкивается с незыблемыми правилами школьной жизни: «На уроке должно быть тихо», «На уроке нельзя шуметь».
Такие фразы присутствуют в активном профессиональном словаре каждого учителя. И каждому из нас тоже не раз приходилось их слышать. И это неудивительно, ведь всем нам знакома роль ученика. Если рассматривать социальную роль «ученик» в буквальном смысле слова, то учениками мы были с 6—7 до 17—18 лет, а если подходить к ее определению более глобально, мы остаемся ими на протяжении всего жизненного пути. Правильно ли это?
Мы взрослеем, развиваемся, совершенствуемся. В нашей жизни появляются новые люди и новые социальные роли. Меняются и наши учителя: вначале это родители, затем — школьные педагоги, преподаватели ПТУ или вуза, позже — коллеги, и в каждый период времени — сама повседневная жизнь. Получается, что то, насколько успешно человек подготовится к урокам сегодняшней жизни, зависит от его готовности к диалогу и сотрудничеству со школьными учителями.
Однако ученики с 6—7 до 17—18 лет в силу возрастных и личностных особенностей не всегда внимательны и дисциплинированы на уроках. И одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются современные учителя, становится проблема организации учебного процесса в шумном классе. Причем речь идет не о рабочем шуме, который является гораздо более эффективным, чем «мертвая тишина», а о шуме, который затрудняет восприятие речи, оказывает значительное воздействие на нервную систему учителя и учеников, повышает утомление и снижает производительность труда. Поэтому мы вместе с вами, дорогие учителя, попытаемся найти ответ на вопрос: как справиться с шумным классом, или как подобрать подходящий ключ к разуму и сердцу каждого ученика?
Прежде чем приступить к описанию эффективных инструкций, рекомендаций и упражнений, мы хотим вас, уважаемые учителя, попросить: читайте этот материал так, словно вы сами никогда не были учениками. Иначе вам будет трудно понять и принять шумных учеников такими, какие они есть, а следовательно, трудно научиться конструктивно взаимодействовать с ними. В вашем сознании будут периодически появляться мысли, адресованные шумным ученикам: «Ну, знаешь! Я в твои годы. », за которыми последует представление себя идеально ответственным, уравновешенным, трудолюбивым учеником.
На самом деле, дорогие учителя, наша память склонна к реконструкции образа «Я» во времени и нам только кажется, что мы точно помним, что было в те «наши годы». Если бы у нас появилась такая возможность — поговорить с самим собой (прежним), то, как свидетельствуют результаты соответствующих научных исследований, мы бы, во-первых, самого себя не узнали, а во-вторых, были бы с самим собой не согласны по ряду ключевых позиций. К тому же мы уже не помним, с каким настроением и внутренней мотивацией мы реализовывали свою «идеальную» ответственность, уравновешенность и трудолюбие в учебном процессе, а это очень важно учитывать. Согласны?
Первоначально давайте определимся с предметом нашего разговора: какой класс называется шумным?
Психологический портрет шумного класса
Шумный класс обычно выглядит следующим образом:
Ученики находятся в постоянном движении, им крайне сложно контролировать себя. Они абсолютно не реагируют на запреты и ограничения, часто провоцируют конфликты и не контролируют свою агрессию. Абсолютная расторможенность, повышенная возбудимость и неуправляемость предопределяют низкую способность концентрировать внимание, сосредоточиваться и усидчиво заниматься.
Для учеников характерны невнимательность и сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная), импульсивность и суетливость. Они быстро и много говорят, плохо проговаривая слова; перебивают собеседника, не дослушивают учителя и друг друга; не реагируют на обращение учителя, хотя и слышат его. Они задают огромное количество вопросов, но редко выслушивают ответы на них, часто отвлекаются; не доводят до конца начатое дело, даже если оно им интересно. Теперь проанализируйте, насколько представленный психологический портрет согласуется с характеристиками ваших классов. Если вам удалось отметить хотя бы 50 % сходства, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения вам уже давно пора внедрять в собственную профессиональную деятельность. Если представленные характеристики мало напоминают ваши собственные учебные классы, то все последующие инструкции, рекомендации и упражнения как никогда своевременны: они будут способствовать обогащению вашего профессионального опыта и предупреждению трудностей во взаимодействии как с отдельными шумными учениками, так и с шумным классом в целом.
Теперь, когда с характеристиками и актуальностью решения поставленной проблемы мы определились, самое время приступить к поискам ответа на главный вопрос: как справиться с шумным классом? Предлагаем вашему вниманию несколько простых, но, мы надеемся, очень эффективных инструкций, рекомендаций и упражнений, которые разработаны Н. П. Бадь-иной, Л. А. Дементьевой, Л. А. Друбецкой, С. В. Кривцовой.
Инструкции по организации и проведению уроков
Для работы с шумным классом предлагаем вам следующие инструкции.
Учителя могут использовать это время для оказания индивидуальной помощи ученикам (по мере необходимости).
Рекомендации по взаимодействию с учениками
Если вы работаете с шумным классом, то прежде всего определите, что именно ученики делают, нарушая правила поведения, зафиксируйте обстоятельства и частоту этих «плохих поступков». Шумное поведение детей может быть связано с тем, что они просто изучают границы дозволенного вами. Поэтому лучше всего сразу дать им понять, что вы будете требовать от них и что не намерены терпеть.
Поскольку шумные ученики очень чувствительные и восприимчивые, они очень быстро приноравливаются к настроению взрослого. Поэтому вам необходимо научиться успокаивать их, направлять их энергию в конструктивное русло, выработав для этого последовательную линию поведения. Разговаривайте тихо и спокойно, будьте терпеливы, однако не позволяйте себе абсолютное всепрощение. Умейте и рассердиться, и обидеться (важно, чтобы все это происходило в рамках рабочей обстановки — без скандалов, без криков, без истерик). Хвалите учеников каждый раз, когда они сами справились с какой-то ситуацией, когда сами контролируют свое поведение. Не старайтесь переделывать их только потому, что они не такие, какими когда-то были вы. Шумные ученики самостоятельно успокоятся к 15—16 годам: у них появится умение управлять собой, считаться с мнением и поступками окружающих.
Упражнения в помощь учителю
Справиться с шумным классом учителю помогут следующие упражнения.
В одной школе были очень шумные дети. Вообще-то во всех школах дети шумят, но здесь они шумели особенно и постоянно. И не только на переменах, но и на уроках шум был несмолкаемый. От него уставали все: учителя, директор, родители и сами дети. Однажды директор собрал всех учеников в большом зале и представил им невысокого человечка в несовременной остроконечной шапочке. Еще на нем была синяя накидка и синие башмачки. Увидев его, дети стали громко смеяться, потому что он показался им очень смешным. Они так смеялись, что некоторые даже упали на пол от смеха. Человечек смотрел на них и улыбался. Было видно, что он не сердится и не обижается на них за их смех. Он смотрел и смотрел, и дети постепенно стали замолкать. Наконец в зале воцарилась полная тишина, и тогда человечек заговорил тихим голосом:
«Дорогие мои смешливые дети, я так рад с вами встретиться. Я так долго ждал этой встречи. И принес вам подарки».
Волшебник вытащил из рукава синий платочек, взмахнул им — ив воздухе появились Минутки Тишины, похожие на звездочки. Зазвучала тихая музыка, и Минутки Тишины стали танцевать Танец Тишины.
Скажите детям: «Представьте, как Минутки Тишины танцуют в воздухе вокруг вас. К вам подлетает ваша Минутка Тишины. Она садится вам на плечо и рассказывает сказку. Прислушайтесь. О чем рассказала вам Минутка Тишины? Запишите ее сказку и нарисуйте иллюстрацию».
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд.
Итак, подведем итоги. Психологи установили, что если ученик научится управлять своим поведением в начальной школе, то его дальнейшая школьная жизнь будет протекать довольно спокойно. Но если в течение первых лет обучения ребенок не получит возможности компенсировать особенности развития, то скорее всего он пополнит ряды неуспевающих. Поэтому не ждите, когда ученики начнут понимать ваши слова. Вы должны сделать так, чтобы они научились понимать вас без слов, и понимать правильно. Установите с вашими непоседами настоящий, полноценный эмоциональный контакт, а затем помогайте им формировать правильные эмоциональные привычки — ничего не бояться, не страдать сверх меры, не сердиться без надобности, зато быть заинтересованными, испытывать любопытство и радость. Если вы будете следовать этим простым правилам, то справиться с шумным классом вам будет совсем не сложно.
Удачи вам, дорогие учителя!
Дорогие педагоги, если Вас волнует проблема работы с шумным классом, предлагаю Вам для изучения статьи:
Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке: 13 золотых правил
«Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?» — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта.
Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными «фишками», которые, действительно работают!
Правило 1
Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших «испытать новенькую на прочность нервов», одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.
Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.
Правило 2
Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле «поставлю «двойку», вызову директора, пригласи родителей в школу». Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?
Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, «не пользоваться телефоном», «не ходить по классу» и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!
Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.
И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.
Правило 3
Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.
Правило 4
Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.
Правило 5
Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.
Правило 6
Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою «фишку», которая неизменно будет привлекать внимание.
В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.
То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот «в тему», приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на «создание хаоса».
Правило 7
Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.
Правило 8
Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.
Правило 9
Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.
Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Правило 10
Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.
Правило 11
Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.
Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!
Правило 12
Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?
Правило 13
Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже «заразятся» вашей любовью.
И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема «шумный класс». Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет. Фото: Марина Учеватова.
Другие статьи автора:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта