Класс герметичности воздуховодов в что это
Классы воздуховодов
Вентиляционные воздуховоды выполняются в двух классах герметичности в соответствии с Российскими требованиями СНиП 41-01-2003 и Европейскому стандарту Eurovent 2.2:
-класс герметичности «Н» нормальный (по Eurovent 2.2 класс «А») в случае нормального, стандартного изготовления;
— класс герметичности «П» плотный (по Eurovent 2.2 класс «В») в случае изготовления с повышенной герметичностью.
Потери, утечки и подсос воздуха в приточных и вытяжных системах, элементах систем вентиляции через неплотности воздуховодов общепромышленного применения не должны превышать значений утечек, нормируемых требованиями Российского СНиП 41-01-2003:
—класс «Н» нормальный класс-коэффициент утечки 1,61 л/сек/м² при рабочем давлении 400 Па; 3,0 л/сек/м² при рабочем давлении 1000 Па.
—класс «П» плотный класс – коэффициент утечки 0,53 л/
сек/м² при рабочем давлении 400 Па; 1,0 л/сек/м² при рабочем давлении 1000 Па.
Требованиям Российского СП 60.13330.2012 и Европейского стандарта Eurovent 2.2:
0,28 л/сек/м² при рабочем давлении 1000 Па.
Рекомендации по производству воздуховодов в соответствии с Российскими требованиями СНиП 41-01-2003 (СП 60.13330.2012) Европейского стандарта Eurovent 2.2:
Класс «Н» и класс «А»
на поверхности фланцев является достаточным.
Класс «П» и класс «В»
на поверхности фланцев является обязательным.
Фланцы для воздуховодов и фасонных изделий из шины R20 и RЗ0 устанавливаются на торец изделия и крепятся методом пуклевки. Шаг пуклевки не более 180мм, но не менее двух пуклевок на сторону. Допускается увеличение количества пуклевок для повышения жесткости изделия.
низкого давления — до 900 Па;
среднего давления — от 900 до 2000 Па;
высокого давления — более 2000 Па.
По скорости воздуха:
низкоскоростные — до 15 м/с;
высокоскоростные — более 15 м/с.
Для небольших помещений применяют воздухораспределительные системы с низкими давлением и скоростью.
В больших помещениях, особенно высотных зданиях, используют воздуховоды с высоким давлением и большой скоростью воздушного потока. При этом требуется меньшее сечение воздуховода.
Для транспортировки воздуха с температурой до 80°С (кратковременно до 200°С) и относительной влажностью до 60% воздуховоды изготавливаются из тонколистовой холоднокатаной оцинкованной стали толщиной 0,5-1,2мм, с содержанием цинкового покрытия, соответствующего ГОСТ 14918-80, не ниже 2 класса.
Воздуховоды должны монтироваться согласно проекту системы вентиляции и технологическим картам, утвержденным в установленном порядке. Воздуховоды следует крепить на несгораемые конструкции, прокладывать их так, чтобы расстояние до кабелей электропроводок и электрического оборудования было не менее 200мм. Горизонтальные участки воздуховодов должны прокладываться с уклоном 0,010-0,015 в сторону дренирующих устройств и не иметь продольных швов снизу, а вертикальные – не отклоняться от вертикали более чем на 2мм на 1 м длины воздуховода. При этом на воздуховодах должна быть предусмотрена как минимум одна точка крепления (опора, хомут, подвеска) на один элемент прямой части. В местах, через которые предусмотрена прочистка воздуховодов, должны устанавливаться люки для просмотра и прочистки. Воздуховоды должны при-
соединяться к вентиляторам через виброизолирующие вставки и не передавать весовых усилий на оборудование.
При монтаже воздуховодов следует использовать оцинкованные шпильки с полной резьбой и резьбовые втулки, шипы для монтажа изоляции в комплекте
с прижимными шайбами и защитными колпачками, перфорированную оцинкованную стальную ленту, узлы крепления подвесок, поддерживающие уголки, хомуты и виброизоляторы подвесок.
Уплотнительная лента, скобы, наружные уголки поставляются по отдельной заявке. Также отдельно поставляется перфорированная монтажная лента двух типов отверстий под болты М6 и М8.
При самостоятельной установке соединительной рейки необходимо иметь комплект оборудования — отрезное устройство для резки рейки в размер и специальный инструмент для крепления профиля с уголками в сборе к воздуховоду.
Классы воздуховодов из оцинкованной стали
Воздуховоды являются одним из основных конструктивных элементов вентиляции. По ним осуществляется транспортировка воздуха, в т.ч. при наличии в нем мелких сухих частиц.
В жилых домах, магазинах, административных зданиях и на промышленных предприятиях обычно монтируют воздуховоды из оцинкованной стали. Одним из основных преимуществ таких магистралей является их отличная пропускная способность.
Их принято разделять на классы в зависимости от пожарной опасности помещений, для которых они предназначаются.
Содержание
Классификация по плотности
Оцинкованные воздуховоды принято классифицировать по степени плотности следующим образом (согласно действующим российским стандартам СНиП 2.02.05-91):
- «П» (плотные). Такие магистрали монтируются в помещениях классов пожарной опасности «А» и «Б». Также их используют в тех случаях, когда разность давлений измеряемой среды и атмосферного воздуха имеет значение от 1,4 кПа. «Н» (нормальные). Используются в тех случаях, когда нет необходимости в предыдущем варианте.
Основными требованиями к воздуховодам класса «П» являются высокоплотные соединения и полностью герметичные замки. Это связано с тем, что системы на объектах категории «А» и «Б» оборудованы мощными вентиляторами, обеспечивающие высокую скорость потока. Если места соединений будут слабыми, то при движении воздушных масс просто разойдутся.
При монтаже класса «П» замки промазываются силиконовым составом для повышения их герметичности. Фланцы и шинорейки производятся без участия герметика, крепятся на заготовке пуклевкой. Состав для герметизации наносится на углы офланцованных элементов. Также герметик используется и по периметру, но уже после монтажа фланца на заготовку.
Какие объекты принадлежат к классу «А», а какие к «Б»
Чтобы понимать, когда нужны воздуховоды «П», а когда «Н», разберемся в классах объектов. К типу «А» относятся те, что имеют повышенный риск взрыва или возгорания:
- склады с горюче-смазочными материалами; объекты, на которых работают с легковоспламеняющимися жидкостями; станции, где используют и хранят ацетиленовые, лакокрасочные и прочее; пункты заправки кислотных и щелочных аккумуляторов; склады и бензином и нефтепродуктами и прочее.
Класс «А» присваивается тем помещениям, в которых опасные вещества находятся в таком количестве, что могут привести к образованию взрывоопасных газовых смесей. Чтобы создалась опасная ситуация достаточно температуры в помещении всего +28°, а при пожаре давление может превышать 5 кПа. К категории «А» относятся те помещения, которые имеют самые высокие риски.
К категории «Б» тоже относятся взрыво-, пожароопасные объекты, но в которых вероятность экстренной ситуации меньше:
- производства, на которых осуществляется транспортировка древесной и сенной муки, угольной пыли и сахарной пудры; производства и склады с лакокрасочными составами, температура воспламенения которых больше +28°; склады с дизельным топливом, мазутом; производства по изготовлению стеклопластика и пластмассы.
Классификация по герметичности
Классификация оцинкованных воздуховодов по герметичности регламентируется следующими нормативными документами:
Особые требования к герметичности магистралей обусловлены следующими моментами:
- Эффективность вентиляционной системы существенно снижается, если ухудшается воздухопроницаемость определенных участков магистралей. Кроме того, это усложняет обслуживание и ремонт. Чтобы избежать этого, необходимо свести к минимуму утечки, которые могут быть при недостаточной герметизации. При разгерметизации швов приточный воздух не будет поступать в необходимом количестве, а часть переработанного задержится в помещении. Соответственно, воздухообмен нарушается. Это значит, что в помещении будет некомфортно находиться. Воздуха недостаточно, что плохо сказывается на самочувствии и здоровье, а это является прямым нарушением санитарных норм. Если участок, который разгерметизировался, находится в неотапливаемом помещении, то высок риск, что в воздуховодах образуется конденсат. Это приведет к преждевременному разрушению материала.
В зависимости от степени герметизации оцинкованные воздуховоды принято разделять на следующие классы:
- «А». Самый низкий класс. В этом случае воздухопроницаемость не может быть ниже 1,35 л/сек/м, при условии, что давление воздуха в магистралях составляет 400 Па. «В». Воздухопроницаемость 0,45 л/сек/м при аналогичном давлении 400 Па. «С». Воздухопроницаемость 0,15 л/сек/м при давлении 400 Па.
Обратите внимание! Данные классы герметичности относятся к европейским стандартам. Этот нормативный документ называется Eurovent 2.2.
Основные достоинства оцинкованных воздуховодов
Популярность монтажа оцинкованных воздуховодов в различных типах помещений связана с их следующими преимуществами:
- Для производства используется технология цинкования металла, которая считается бюджетной. Благодаря этому изделия для вентиляции имеют достаточно невысокую стоимость. Легкость материала. Это ускоряет и упрощает процесс монтажных работ. Долговечность. В среднем срок службы составляет 15 лет. Стойкость к коррозии. Это позволяет монтировать магистрали даже в условиях повышенной влажности, в том числе на улице. Высокая прочность. Воздуховоды имеют ребра жесткости. Благодаря этому они выдерживают существенную нагрузку на изгиб, устойчивы к ударному и точечному давлению.
Наш завод изготавливает воздуховоды из оцинкованной стали любого класса. При производстве изделий типа «П» используется огнепрочный герметик, все соединения выполняются фланцами для создания надежной герметизации.
Элементы вентиляционной системы прошли тестирования, что подтверждается соответствующей документацией. Мы готовы предоставить нашим клиентам все сертификаты пожарной безопасности и протоколы испытаний. При возникновении вопросов и для уточнения стоимости Вы можете связаться с нашими менеджерами по контактному телефону.
—> В случаях, когда воздушный шум не может быть снижен в источнике возникновения, глушители являются эффективным средством ослабления звука на пути его распространения. Глушители имеют многочисленные области применения и разнообразные конструкции с использованием эффектов поглощения и отражения, а также воздействия на источник звука. Настоящий стандарт предлагает систематизированное описание принципов действия, характеристик и областей применения глушителей.
—> Настоящий свод правил распространяется на монтаж внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации, водостоков, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло- и холодоснабжения, теплогенераторов (котельных, интегрированных в здания) общей мощностью до 360 кВт с давлением пара до 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2 ) и температурой воды до 388 К (115 °С) при строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений, а также на изготовление воздуховодов, узлов и деталей из труб.
—> Настоящий стандарт распространяется на листовую и рулонную холоднокатаную сталь, оцинкованную горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования, предназначенную для холодного профилирования, под окраску, изготовления штампованных деталей, посуды, тары и других металлических изделий.
Показатели технического уровня, установленные настоящим стандартом, соответствуют требованиям высшей и первой категории качества.
Класс герметичности воздуховодов в что это
Классы плотности воздуховодов
На что влияет герметичность системы воздуховодов и как проверить фактические утечки и подсосы в системе.
На одном из мероприятий в рамках строительной выставки в Санкт-Петербурге прозвучала такая фраза: «Как плохо не спроектируй систему отопления, она всё равно будет работать. Как хорошо не спроектируй систему вентиляции, работать она не будет». Учитывая российские реалии, спорить с этим изречением сложно.
В чём же причина? Почему отлично спроектированная система вентиляции не может выйти на проектные показатели? Проектировщик в полном соответствии со всеми нормативными документами и рекомендациями производителей подбирает элемент за элементом, проверяет себя, а в результате система не обеспечивает нормируемые параметры качества воздуха и потребляет больше энергии, чем предусмотрено проектом. Одна из основных причин – это утечки и подсосы в системе воздуховодов. К сожалению, этому вопросу в российской практике не уделяется достаточного внимания. В результате, мы ставим на объект дорогую и качественную приточно-вытяжную установку, 20–40 % мощности которой используется на вентиляцию венткамеры и запотолочного пространства. Как же такое возможно?
Проектные решения
В актуализированной редакции свода правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (СП 60.13330.2012) вопросу герметичности системы воздуховодов посвящён пункт 7.11.8. Согласно вышеуказанному документу, все транзитные воздуховоды и воздуховоды с нормируемым пределом огнестойкости должны соответствовать классу герметичности «В». Остальные воздуховоды должны соответствовать классу «А». В отдельных случаях допускается применение более плотных воздуховодов классов «С» и «D». Более того, вне зависимости от принятого класса герметичности: «Для предотвращения излишних потерь энергии и поддержания необходимого расхода воздуха допустимая утечка в системе не должна превышать 6 %».
Что же происходит на практике? Неужели проектировщик разбивает систему на участки с соответствующим классом плотности и, учитывая давление в системе, делает расчёт утечек/подсосов на каждом участке? Конечно же нет. Наверное, для большей части систем такой расчёт и не нужен. Большинство специалистов ограничивается фразой про максимальную утечку в 6 % и подбирает вентилятор с этим запасом.
А как обстоят дела в реальности? Какова герметичность систем общеобменной вентиляции в России в среднем? К сожалению, подобных исследований в Российской Федерации никто не проводил. Если посмотреть на результаты исследования Save Duct, проведённого в ЕС, можно увидеть, что в Бельгии и Франции, где долгие годы не уделяли особого внимания вопросу герметичности, 75 % систем не дотягивают до класса «А». Класс плотности почти половины систем при этом оказался в 10 раз ниже! Предполагать, что в России результаты подобного исследования будут лучше весьма наивно.
Монтаж
К сожалению, текущая нормативно-правовая ситуация порождает казус – проектировщик учитывает класс герметичности при подборе оборудования и расчёте систем, а при монтаже герметичность не контролируется. Почему так происходит? Обратимся к СТО НОСТРОЙ 2.24.2–2011 «Испытание и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха». Данный документ не рассматривает работы по проверке герметичности систем вентиляции как обязательные по умолчанию, а только при определённых условиях.
В пункт 5.1.1.3. «Работы по индивидуальной наладке систем вентиляции и кондиционирования воздуха» наряду с другими требованиями включено и «определение герметичности воздуховодов при условии, если это требование предусмотрено рабочей документацией или техническими условиями монтажа». Это само по себе странно, ведь в пункте 7.11.8 (СП 60.13330.2012) касательно герметичности есть фраза о том, что «Разные части системы могут иметь разные классы герметичности; каждая часть должна испытываться отдельно под давлением, предусмотренным в проекте для этой части». То есть система должна испытываться… или нет?
В пункте 5.1.1.4 СТО НОСТРОЙ отсылает нас к таблице из устаревшего СниП 41.01.2003 в части расчёта утечек, однако уже в пункте 5.1.1.5 заявляет о том, что «Если фактические расходы воздуха не отличаются от проектных более чем на ± 8 %, то система вентиляции и кондиционирования воздуха считается пригодной к эксплуатации». Как это соотносится с 6 % максимальных утечек и подсосов по СП 60.13330.2012? Важны не эти отклонения в процентах, важно то, что на практике, за крайне редким исключением, герметичность воздуховодов после монтажа никто не тестирует.
Проверка системы сводится к определению расходов на оконечных устройствах (решётках, диффузорах). Если расходы в пределах нормы, то герметичность системы обеспечена. При этом методы проверки расхода воздуха на высокую точность не претендуют. О применении регулирующих клапанов или камер статического давления с трубками для подключения дифманометра речь не идёт. Например, одним из способов замера расхода является «шаманство» с анемометрами в сечении воздуховода/плоскости выхода воздуха. Очевидно, что опытный пусконаладчик всегда найдёт нужные ему точки и всегда выйдет на расход с допустимыми отклонениями. Однако допустим, что у заказчика появилось желание предусмотреть в рабочей документации или техусловиях монтажа тест на герметичность систем, хотя бы на участках с давлением выше 400 Па. Как выполнить этот тест?
Р НОСТРОЙ 2.15.3–2011 содержит методику испытаний, которая не менялась с 80-х годов прошлого столетия. Бесспорно, что сама схема (принцип) изменяться и не должна. Но уровень описания теста, порядок проведения работ, используемые приборы и методология оценки результатов в редакции 1989 года мало соответствуют желаниям и требованиям современного заказчика. Поэтому шанс, что поразмыслив, он и вовсе откажется от такого теста, довольно высок.
Выводы
По собственному опыту (автору довелось участвовать в нескольких тестах герметичности в России, – Прим. ред.) могу сказать, что от 15 % до 30 % воздуха утекает из системы только на начальном участке – в венткамере, где давление в сети максимально и, как правило, используются прямоугольные воздуховоды, обеспечить герметичность крайне сложно. Это приводит к таким последствиям как:
• невыполнение нормируемых показателей качества воздуха в помещении;
• значительное увеличение энергопотребления системы;
• шум, свист и прочие неприятные сюрпризы.
Если нормативные документы не требуют проверки герметичности, предусмотренной проектом, а испытания и наладка осуществляются той же организацией, что и монтаж, то ожидать существенного улучшения качества работы вентиляционных систем не приходится.
Впрочем, во всём можно найти плюсы. Для проектировщиков, например, при претензиях по качеству работы системы вентиляции в 90 % случаев можно отписаться тем, что «герметичность воздуховодов» не соответствует проектной. И если дело дойдёт до теста, то он, наверняка, это подтвердит. ●
ОБ АВТОРЕ
Владимир Устинов – специалист в области вентиляции и кондиционирования воздуха, исполнительный директор ООО «Линдаб».
E-mail: ustinov@abok.ru
Air Duct Leakage – how to test tightness class
Article describe current situation with tightness of Air Duct Systems in Russia. Before 2012 national design standards used old methodology based on two tightness classes (Normal and Tight). New revision of national HVAC design standard (SP60.13330.2012) introduce European tightness classes A, B, C and D. According to new rules most ventilation systems should meet requirements of class A. Ventilation systems with requirements for fire resistance require class B. Maximal leakage in system should be below 6 %.
Критерии выбора воздуховодов по ГОСТам
Чтобы система вентиляции работала бесперебойно и эффективно, надо не только правильно ее рассчитать и грамотно смонтировать, но и правильно выбрать воздуховоды. Существуют специальные ГОСТы на воздуховоды, в которых точно обозначается, из какого материала они должны изготавливаться, какой толщины должен быть используемый оцинкованный лист, диаметр и другие размеры.
Технические характеристики
Основное требование к вентиляционным воздуховодам – это их изготовление из оцинкованного стального листа. Такие элементы прошли испытание временем и показали, что дешевле и лучше них на сегодняшний день аналогов не существует. И другие характеристики, на которые надо обратить внимание.
Как уже говорилось выше, все вентиляционные воздуховоды изготавливаются по определенному государственному стандарту. При этом для изготовления используются оцинкованные листы, которые выпускаются под разными ГОСТами. В основе классификации лежат условия эксплуатации самих вентиляционных труб. К примеру:
Обозначение ГОСТов производится в сертификате качества, который выдается на каждую партию оцинкованного листа.
Толщина стали для воздуховодов по СНиП
Это достаточно серьезный показатель, который определяет жесткость воздуховодов. И зависит он от диаметра изготавливаемых труб.
Толщина стали для воздуховодов – это один из важных параметров, не зря его точно обозначили в СНиПе. Поэтому, изготавливая вентиляционные трубы, надо строго придерживаться выше обозначенных соотношений. При этом надо обозначить, что нет никакой разницы, какие трубы будут изготавливаться – воздуховоды класса П или Н. о них чуть ниже.
Вес воздуховодов
Диаметр, мм | Вес одного метра, кг |
100 | 1,4 |
125 | 1,8 |
140 | 2 |
160 | 2,3 |
180 | 2,5 |
200 | 2,8 |
225 | 3,2 |
250 | 3,6 |
280 | 4 |
315 | 4,5 |
355 | 5,1 |
400 | 5,7 |
450 | 9 |
500 | 10 |
560 | 11,3 |
630 | 12,7 |
710 | 14,3 |
800 | 16,15 |
900 | 26 |
1400 | 48,4 |
1600 | 55,3 |
Предел огнестойкости
Оцинкованные воздуховоды должны обеспечивать определенные условия сохранения своих параметров при пожарах и нераспространении огня. Для этого существуют нормы огнестойкости, которые делят все стройматериалы на пять классов. Так вот оцинкованные воздуховоды относятся к нулевому классу. Поэтому уложенные под потолком трубы должны выдерживать температуру огня в течение 90 минут, уложенные по стенам – 30 минут.
Испытание воздуховодов на огнестойкость проводят на самих объектах, где сооружается система вентиляции и кондиционирования. При этом используют СНиП 2.04.05-91. Способы защиты:
Маркировка
В СНиПах, на основании которых сооружаются системы вентиляции и кондиционирования, нет строгих требований к маркировке воздуховодов. Именно поэтому строители ее и не проводят. Но многие подрядные организации умалчивают или не знают, что в ГОСТе 14202 четко прописано, что воздуховоды маркировать надо обязательно. Если по ним транспортируется воздух, то их с внешней стороны надо окрашивать в синий цвет. В приложении этого ГОСТа обозначено, какого именно оттенка должна быть синяя краска.
В Европе и Америки маркировку проводят обязательно. В России на некоторых объектах монтажные организации также проводят окраску воздуховодов, если эти объекты сооружаются по мировым нормам.
Классы плотности
Разбираясь с классами плотности воздуховодов, надо понимать, что эти транспортирующие элементы могут быть использованы в разных системах: вентиляции и кондиционирования, воздушного отопления и дымоотведения. То есть, в некоторых из этих категориях требуется повышенная плотность элементов и стопроцентная герметичность соединительных стыков, поэтому оцинкованные воздуховоды делятся на два класса.
Воздуховоды класса «П»
Система оцинкованных воздуховодов, обозначенных буквой «П», то есть плотные, устанавливаются в вентиляцию, где используется мощное насосное оборудование, создающее максимальное давление воздуха до 1,4 кПа. Воздуховоды класса «П» имеют определенные признаки:
Такие воздуховоды используются практически во всех системах, связанных с отводом воздуха и дыма, а также при транспортировке газов. К тому же СНиПами рекомендовано проводить монтаж данного вида в зданиях, которые относятся к категории взрыво- и пожароопасных.
Класса «Н»
Буква «Н» в маркировке оцинкованных воздуховодов обозначается слово нормальные. То есть, к их соединению предъявляются не самые строгие требования. Допускается определенная утечка. Поэтому воздуховоды класса «Н» можно использовать в помещениях категории пожароопасности «В» или «Г», то есть, с минимальными показателями.
Это не говорит о том, что стыки между воздуховодами не герметизируются. Просто допускаются небольшие неплотности, щели и прочие дефекты. Чаще всего для герметизации применяется резина.
Классы герметичности
Современный подход к правильно организованной вентиляции – это обеспечить полную герметичность воздуховодов. О плотности данной системы было сказано выше. И эти два класса можно также внести в категории герметичности. Именно ими и определяются проводимые работы в российских строительных организациях, потому что все это обозначено СНиПом 3.05.01-85.
В нем четко сказано, что существует несколько очень важных причин, по которым контролируется герметичность оцинкованных воздуховодов.
В Европе пользуются своим документом, регламентирующим герметизацию воздуховодов. Обозначается он, как Eurovent 2.2. В нем три класса герметичности вентиляционных воздуховодов.
Класс «А»
Это самый низкий класс герметичности воздуховодов, который определяется таким показателем, как воздухонепроницаемость. Так вот он не должен быть меньше 1,35 л/сек/м при условии, что давление воздуха, проходящего по оцинкованным воздуховодам, составляет 400 Па.
Класс «В»
В этот класс определены воздуховоды с воздухонепроницаемостью 0,45 л/сек/м при том же давлении в 400 Па.
Класс «С»
И последний класс с воздухонепроницаемостью 0,15 л/сек/м. Как и в предыдущих классах учитывается давление воздуха в системе 400 Па.
Проверка герметичности
В независимости от того, сооружается ли новая система вентиляции или проверяется эксплуатируемая, необходимо четко понимать, что испытания надо проводить обязательно. Особенно это касается работающей вентиляционной системы, которая стала работать неэффективно. Для этого используется технология аэродинамических испытаний. Не самый простой процесс, но без него не обойтись.
При выявленных недостатках надо принять меры по их устранению. Обычно это разгерметизация стыков. Поэтому надо провести повторную герметизацию путем нанесения герметика, мастик или самоклеящихся лент.
Широкая классификация оцинкованных воздуховодов обусловлена их широчайшим применением в различных вентиляционных системах. Поэтому, чтобы удобно было как-то отличать и классифицировать их, разделение провели по следующим параметрам.
Прямоугольные
Чаще всего в проектировании вентиляционных систем используют прямоугольные или круглые формы воздуховодов. У первых есть одно очень важное достоинство – их можно подгонять под необходимые условия сооружения. То есть, принимая по внимание архитектурные изыски помещения, можно уменьшить высоту воздуховода, но увеличить ширину, тем самым оставив неизменной площадь сечения. Последняя в проектировании и расчетах играет самую главную роль. Именно площадь сечение обеспечивает беспрепятственное перемещение необходимого количества воздуха по вентиляционной системе.
К примеру, если есть необходимость уложить вентиляционные воздуховоды под натяжной потолок, то стоит всего лишь изменить размеры прямоугольного сечения. То есть, увеличить ширину, и уменьшить высоту в нужном соответствии, чтобы не изменилась площадь сечения. Для примера можно привести такое соотношение – 20х20 см, и измененное – 10х40 см.
Чаще всего прямоугольные воздуховоды устанавливаются в жилых и служебных зданиях. Их стараются применять в системах с небольшой скоростью движения воздуха, потому что во внутренних углах воздуховода возникают завихрения, которые приводят к падению скорости, а значит, к снижению эффективности работы вентиляции в целом.
Круглые
Круглые воздуховоды из оцинкованной стали, во-первых, более проще в изготовлении. При этом металла на них уходит на 20-30% меньше. Во-вторых, в длину такие трубы могут быть с максимальным показателем. Добавим, что внутри труб круглого сечения не появляются завихрения, отсюда эффективность работы вентиляции, оптимальная скорость движения воздуха, низкий уровень шума и простота проведения монтажных работ. Кстати, последний критерий обеспечивает небольшой вес элементов за счет использованного меньшего количества металла.
Такие воздуховоды чаще всего используются в промышленности, когда есть необходимость собрать разветвленную вентиляционную сеть с минимальными материальными затратами. Хотя никто не запрещает использовать их в жилом домостроении.
Прямошовные
Прямошовные воздуховоды используются в основном на промышленных объектах. Их основное отличие от других разновидностей – прямой шов во всю длину трубы. Изготавливают их из оцинкованного железа толщиною 0,5-1,2 мм и длиною в среднем 1,25 м.
У прямоугольных воздуховодов шов располагают на изгибе, что придает конструкции дополнительную жесткость.
Спирально навивные
По сути, это металлическая лента, которая завивается в трубу по спирали, а ее края соединяются между собой. Сегодня производители оцинкованных воздуховодов предлагают две разновидности таких конструкций.
Сама технология производства воздуховодов спирального типа делится на две категории: в ленту или в кольцо. Надо отметить, что вторая технология считается более затратной, но качество у таких труб намного выше.
Гофрированные
Эта разновидность воздуховодов получила свое применение относительно недавно. В основном это трубы покрытые алюминиевым сплавом или полимерным. При этом делятся гофры на гибкие и полугибкие.
Первые отличаются таким свойством, как растяжение воздуховода и возвращение его в прежнее состояние без потери технических качеств. По сути, это спираль из проволоки, на который натянут алюминиевый или полимерный слой. Или их комбинация. В качестве оболочки используется фольга, пленки из поливинилхлорида, полиэстера или полиуретана.
Вторые – это воздуховоды, собранные по технологии спиральной свивки. В качестве материала используется лента из оцинкованной стали, нержавеющей или из алюминия. На рынок они поступают в сжатом виде, длина которых может доходить до 3 м. А растягиваются они обычно в три раза длиннее. Сами по себе эти воздуховоды очень гибкие, но отличает их от первой модели тот факт, что после растяжения собрать их обратно невозможно.
Утепленные
Утеплять воздуховоды, расположенных в неотапливаемых помещениях и на улице, надо обязательно. Для чего используются различные теплоизоляционные материалы. Сам процесс утепления связан с большим объемом проводимых работ, что требует времени. Сегодня производители предлагают гофрированные воздуховоды, которые утепляются на заводе в процессе их изготовления. Для этого чаще всего используются алюминиевая фольга и полимерные составы.
Материалы
Чаще всего используются оцинкованные воздуховоды. Устанавливают их в систему вентиляции, которая перекачивает воздух до температуры +80С без агрессивных компонентов.
Из нержавеющей стали воздуховоды – самый дорогой материал, поэтому его используют очень редко. Для этого необходимы специальные условия эксплуатации вентиляционной системы: температура +500С, состав газов или воздуха агрессивный.
Металлопластиковые трубы – это слоеная структура изделия, где между двумя слоями алюминия уложен пластиковый компонент. К положительным факторам можно отнести небольшой удельный вес, привлекательный внешний вид. К тому же эти воздуховоды относятся к категории утепленных. Единственный недостаток – высокая цена. Металлопластиковые воздуховоды в основном используются в системах вентиляции, установленных в химической, фармацевтической и пищевой промышленности.
Сегодня производители предлагают воздуховоды и из других материалов. К примеру, их полиэтилена, из стеклоткани. Последние выступают чаще в виде фасонного изделия, с помощью которого можно соединять между собой вентилятор и распределительную камеру. Вентиляционные трубы из винилпласта устанавливают в химических производствах, когда в атмосфере присутствуют кислотные пары. Отметим, что данная разновидность – это очень гибкий материал, которые не поддается коррозии.
Фасонные части
Фасонные части воздуховодов – это фитинги или соединительные элементы, с помощью которых производится сборка разветвлений прямолинейных участков. Изготавливают их из тех же материалов, что и сами воздуховоды. И если разговор идет об оцинкованной конструкции, соответственно и фасонные детали делаются из этой разновидности стали.
Необходимо отметить, что при сборке системы вентиляции необходимость в фасонных частях достаточно большая. Из всего объема устанавливаемых элементов фасонные занимают до 30%. Поэтому очень важно правильно рассчитать их количество в строгом соответствии со схемой сборки всей вентиляционной трассы. К тому же именно фасонные детали дают возможность привязать вентиляционную систему к строительным особенностям возводимого объекта.
Фасонные изделия для оцинкованных труб делятся на два типа:
К первой группе относятся детали пяти наименований. Кстати, надо отметить, что они применяются и для круглых воздуховодов, и для прямоугольных.
Что касается нестандартных деталей, то сложность их изготовления зависит от формы и фасона. Как показывает практика, если нет каких-то ограничений по чисто технологии изготовления, то сделать можно любую деталь.