Класс бензина к5 что значит
Классификация бензина: как во всем разобраться?
В последние десятилетия Россия активно переходит на европейские стандарты качества. Не стала исключением и нефтеперерабатывающая промышленность. В рамках прошлой статьи мы коснулись темы дизельного топлива, в которой рассказали, какие виды ДТ производятся в РФ, какие к ним предъявляются требования, какое топливо использовать в зависимости от температурного режима. Повторяться по дизелю, наверное, не стоит, а вот более подробно рассказать о бензиновом топливе просто необходимо. Многие возразят: «Но ведь в интернете полно информации об этом!» и будут правы, однако большая часть тех статей, которые можно найти в поисковиках, написаны по старым ГОСТам и уже не актуальны.
Классификация бензинового топлива
Действующий ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» прямо устанавливает следующие марки бензинов:
Для каждого вида предусмотрено четыре экологических класса:
Каждая из марок бензина может быть любого из этих классов, ведь октановое число (именно по нему определяют марку) не имеет отношения к содержанию серы в топливе (параметр, по которому присваивают экологический класс).
При этом на заправках экологические стандарты часто указывают в названии топлива: Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5.
ГОСТ 32513-2013 устанавливает следующие требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям бензинов.
Таблица 1. Физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов
Следующая классификация, которая встречается в данном документе, – это испаряемость бензинов. Согласно ГОСТу бензин разделяется на следующие классы:
Всего существует 10 классов бензина в зависимости от его испаряемости. Более подробную информацию можно найти в таблице 2.
Однако эта классификация весьма редко используется на практике, и даже ГОСТ для условного обозначения продукции при заказе и в технической документации не приводит индексы (А, B, C, D, E, F, C1, D1, E1, F1) в своем примере.По букве стандарта условные обозначение продукции в технической документации должны выглядеть следующим образом:
«Бензин неэтилированный марки AИ-80-К2 (К3, К4, К5) по ГОСТ 32513-2013».
Партнеры компании
Мы работаем только с проверенными поставщиками,
что позволяет поддерживать наше топливо на высоком уровне
Класс топлива
Класс топлива – автомобильное топливо разделяется на 1, 2, 3, 4 и 5 экологический классы. Этот показатель никак не связан с октановым числом, и бензин с содержанием октана 98 может иметь низший класс, чем бензин с содержанием октана 95. Определяется класс топлива количеством и качеством присадок, используемых при производстве горючего.
Какого класса бензин лучше
Вне зависимости от октанового числа, для работы двигателя наиболее безопасен бензин класса 4 и 5. В маркировке это выглядит таким образом: АИ-95-4 или АИ-92 класс 4. Именно такой бензин предлагается по топливным картам ТНК и других брендов от компании «РусПетрол».
Топливо 2 и 3 класса не является качественным и безопасным как для двигателя, так и для окружающей среды. Присадки, используемые в его производстве, ведут к раннему износу деталей, контактирующих с ними, а в выхлопах содержатся токсины и канцерогены.
Что такое ЕВРО класс
Появившаяся в маркировке топлива приставка ЕВРО (например, Евро-2 или Евро-5) не обозначает, что бензин более качественный. Она указывает на то, что топливо соответствует европейским стандартам, регламентирующим процентное содержание в выхлопных газах вредных частиц.
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Бензин
Бензины – легкоиспаряющиеся горючие жидкости, получаемые прямой перегонкой нефти при нагреве ее от 35 до 205 °С и каталитическим крекингом расщеплением углеводородов при температуре 450-500°С в присутствии катализатора.
В бензинах содержится по массе около 85% углерода, 15% водорода и незначительное количество кислорода, азота, серы и присадок.
Ассортимент бензинов.
В обращении на территории России находятся неэтилированные автомобильные бензины следующих классов и соответствующих классам марок, соответствующие техническому регламенту Таможенного союза, выпускаемые по следующим ГОСТам:
а) по ГОСТ Р 51105-97 (с изменениями):
б) по ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями):
Обозначение бензинов.
Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин с определением октанового числа по исследовательскому методу.
Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 95 и 98), определенного исследовательским методом.
Третья группа: символы К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
Примеры.
1. Бензин АИ-92-К3. Класс К3 означает, что в этом бензине содержание серы (основной показатель для определения качества бензина) составляет 150 мг/кг.
2. Бензин АИ-92-К4. Класс К4 означает, что в этом бензине содержание серы составляет 50 мг/кг.
3. Бензин АИ-92-К5. Класс К5 означает, что в этом бензине содержание серы составляет 10 мг/кг.
В итоге марка бензина одна, а качество существенно отличается.
Выписка из технического регламента Таможенного союза: «При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках».
Детонационная стойкость.
Детонационная стойкость – способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя без возникновения детонации.
Детонация – резкие металлические стуки в цилиндрах, перегрев двигателя, выбросы черного дыма из выпускной трубы.
Детонация вызывается самовоспламенением наиболее удаленной от запальной свечи рабочей смеси, горение которой приобретает взрывной характер. При этом скорость распространения фронта пламени достигает 2000-2500 м/с против нормального распространения фронта пламени в 20-50 м/с.
Причина детонационного сгорания заключается в образовании и затем распаде в конце процесса сгорания топлива нестойких кислородосодержащих веществ (пероксидов).
Октановым числом бензина называется процентное, по объему, содержание изооктана в такой смеси с нормальным гептаном, которое по детонационной стойкости равноценно испытываемому топливу.
Детонационное сгорание в большинстве случаев возникает при несоответствии между степенью сжатия двигателя и детонационной стойкостью применяемого бензина. Эксплуатация автомобиля на бензине с более низким октановым числом, чем предусмотрено изготовителем, вызывает детонацию. Детонация вызывает преждевременный износ деталей цилиндро – поршневой группы.
Наименование показателя | АИ-80 (Нормаль-80) / АИ-92 (Регуляр-92) | |||
Значение для класса | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Октановое число, не менее: | ||||
по моторному методу | 76/83 | 76/83 | 76/83 | 76/83 |
по исследовательскому методу | 80/92 | 80/92 | 80/92 | 80/92 |
2. Концентрация свинца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | |||
3. Концентрация марганца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | |||
4. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более | 5,0 для обоих марок бензина | |||
5. Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 для обоих марок бензина | |||
6. Концентрация серы, мг/кг, не более | 500/500 | 150/150 | 50/50 | 10/10 |
7. Объемная доля бензола, %, не более | 5,0/5,0 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 |
8. Объемная доля углеводородов, %, не более | ||||
— олефиновых | — | 18,0 для обоих марок бензина | ||
— ароматических | — | 42/42 | 35/35 | 35/35 |
9. Массовая доля кислорода, %, не более | — | 2,7 для обоих марок бензина | ||
10. Объемная доля оксигенатов, %, не более | — | |||
— метанола | — | отсутствие для обоих марок бензина | ||
— этанола | — | 5,0 для обоих марок бензина | ||
— изопропилового спирта | — | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— изобутилового спирта | — | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— третбутилового спирта | — | 7,0 для обоих марок бензина | ||
— эфиров (С5 и выше) | — | 15,0 для обоих марок бензина | ||
— других оксигенатов | — | 10,0 для обоих марок бензина | ||
11. Испытание на медной пластине (коррозионное воздействие) | 1- ый класс эталона по ГОСТ 6321-92 | |||
12. Внешний вид | Чистый, прозрачный | |||
13. Плотность при 15 °C, кг/м3 | 700,0 — 750,0 / 725,0-780,0 | |||
14. Концентрация железа, г/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | |||
15. Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %, не более | 1,3/1,3 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | Отс./отсутствие |
Наименование показателя | АИ-95 (Премиум Евро-95) / АИ-98 (Супер Евро-98) | ||
Значение для вида (класса) | |||
вид I (класс 3) | вид II (класс 4) | вид III (класс 5) | |
1. Октановое число, не менее: | |||
по моторному методу | 85/88 | 85/88 | 85/88 |
по исследовательскому методу | 95/98 | 95/98 | 95/98 |
2. Концентрация свинца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | ||
3. Концентрация марганца, мг/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | ||
4. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более | 5,0 для обоих марок бензина | ||
5. Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 для обоих марок бензина | ||
6. Концентрация серы, мг/кг, не более | 150/150 | 50/50 | 10/10 |
7. Объемная доля бензола, %, не более | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 |
8. Объемная доля углеводородов, %, не более | |||
— олефиновых | 18,0 для обоих марок бензина | ||
— ароматических | 42/42 | 35/35 | 35/35 |
9. Массовая доля кислорода, %, не более | 2,7 для обоих марок бензина | ||
10. Объемная доля оксигенатов, %, не более | |||
— метанола | отсутствие для обоих марок бензина | ||
— этанола | 5,0 для обоих марок бензина | ||
— изопропилового спирта | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— изобутилового спирта | 10,0 для обоих марок бензина | ||
— третбутилового спирта | 7,0 для обоих марок бензина | ||
— эфиров (С5 и выше) | 15,0 для обоих марок бензина | ||
— других оксигенатов | 10,0 для обоих марок бензина | ||
11. Испытание на медной пластине (коррозионное воздействие) | 1- ый класс эталона по ГОСТ 6321-92 | ||
12. Внешний вид | Чистый, прозрачный | ||
13. Плотность при 15 °C, кг/м3 | 725,0-775,0 для обоих марок бензина | ||
14. Концентрация железа, г/дм3, не более | отсутствие для обоих марок бензина | ||
15. Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %, не более | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 | отсутствие/отсутствие |
Определение марки и качества автомобильного бензина
Методы определения марки и качества автомобильного бензина. Большинству автолюбителей будет небезынтересно ознакомиться с простыми и доступными способами определения качества бензина без применения специального оборудования.
Неэтилированные бензины обычно бесцветны. Исключение составляет неэтилированный бензин термического крекинга, который может иметь жёлтый оттенок из-за содержащихся в нем смолистых веществ.
Этилированные бензины специально окрашивают в следующие цвета: А-76 — в желтый, АИ-93 — оранжево-красный, АИ-98 — синий, А-.72 — в розовый.
Бензин хорошего качества должен быть прозрачным. Мутность указывает на наличие эмульсионной воды или других примесей.
Содержание тяжелых примесей можно определить с помощью чистой белой бумаги. Капните каплю бензина и слегка подуйте на нее. Чистые автомобильные бензины испаряются быстро и без остатка или оставляют пятно, которое после легкого подогрева исчезает полностью. Если в бензине имеется примесь керосина,- то после аналогичной операции остается жирное пятно, поскольку керосин почти не испаряется с бумаги.
О содержании смол в бензине можно судить по тесту со сферическим часовым стеклом. Поместите на такое стекло 1 мл бензина и подожгите. Сгорая, бензин оставляет на стекле след в виде концентрических колец. Если кольца беловатого цвета, значит, бензин бессмольный или малосмольный, желтая или коричневая окраска означает повышенное содержание смол в бензине.
По диаметру внешнего кольца (мм) можно определить примерное содержание смол в топливе (мг/100 мл): 5-9; 10-13; 15-15; 20-17; 25-18; 30-20. Допускается 7—14 мг смол на 100 мл для различных марок. В этом случае обеспечена длительная работа двигателя без заметного образования нагара. Если же содержание смолистых веществ в топливе в два раза выше нормы, то моторесурс двигателя снижается на 20 %.
По следам на стекле можно судить и о других примесях. Бензин с примесью дизельного топлива или масел сгорает не полностью и оставляет на поверхности стекла мелкие капли. Если имеется примесь бензола и ароматических углеводородов, то на стекле обнаруживаются мелкие вкрапления сажи.
Не менее актуален вопрос замены автобензина альтернативными топливными смесями. В результате многочисленных экспериментов было установлено, что для замены товарных автобензинов можно использовать топливную смесь из следующих компонентов: бензин прямой перегонки, изопропиловый спирт, газовый конденсат. Никакой дополнительной переработки компонентов смеси не требуется.
Установлено, что добавка 1 % изопропилового спирта повышает октановое число смеси на 1,2 ед. В зависимости от месторождения газового конденсата и октанового числа бензина прямой перегонки соотношения, указанные в табл. 1.6.1, могут незначительно варьировать. Топливную смесь можно приготовить в отдельной емкости или непосредственно в баке. Кстати, простой бензин можно заменить товарным, соответственно изменив пропорцию других компонентов. Изопропиловый спирт должен быть абсолютированный
Виды бензина, маркировка и расшифровка
Что такое бензин? Как написано в Wikipedia, бензин — легковоспламеняющаяся жидкость на основе смеси легких углеводородов плотностью 0,71–0,77 г/см2. Температура ее замерзания –60 0С, кипения — в пределах 33–205 0С. Основная область применения — моторное топливо разных марок, сырье для органического синтеза, изготовления этилена и парафина. На ее основе производят: краски, лаки, растворители, мастики, другие вещества.
Основные характеристики
Какие бензины есть? В России производится несколько видов бензинов, отличающихся характеристиками и составом. Ключевым параметром для определения типов бензина является октановое число — ОЧ. Немаловажная роль при этом отводится количеству примесей. Основным составляющими горючей жидкости являются изооктан с гептаном, от которых зависит способность к детонации топлива в закрытом объеме. Их соотношение в готовом продукте определяет октановое число конкретного вида бензина.
Разновидности
Какой бензин есть в РФ и странах ТС? С учетом октанового числа и других характеристик, предусмотрены такие виды бензина в России:
Как выглядит бензин?
Бензин — это газ или жидкость? В обычном состоянии — это жидкость с характерным запахом. Для удобства различия, еще с советских времен принято при производстве топлива добавлять особые красители. Схема оттенков видов бензина выглядит так:
Маркировка бензина и что обозначают цифры
Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента от 2011 года на территории РФ предусмотрена маркировка бензинов в виде двух буквенных символов и двух цифр. Дополнительно иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как в бензине расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы на таком примере: АИ-92/4.
Методы определения ОЧ топлива
Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с освобождением энергии и распространением ударной волны. В качестве эталонов используются два углеводорода:
Если в топливе доля изооктана равна 95%, а н-гептана — 5%, значит, октановая характеристика такого горючего равна 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего в технических документах указывается, как ОЧ (ОЧМ, ОЧИ).
На практике существует две технологии определения ОЧ с помощью одноцилиндрового двигателя двухтактного типа:
Основным методом для определения октанового числа топлива является исследовательский способ.
Детонационная стойкость топлива
Все модификации бензиновых моторов, проектируются для использования топлива с конкретным октановым числом. Использование нештатного горючего приводит к преждевременному либо позднему воспламенению, в результате которого образуются детонационные волны. Они пагубно воздействуют на элементы конструкции, провоцируя их разрушение и последующий выход из строя мотора.
эксплуатация автомобильного транспорта
1. Классы топлива.
Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее — топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1. Технический регламент ТС установил требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива:
а) обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
— первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин;
— вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом;
— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
б) обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
— первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей;
— вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения;
— третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
2. Технический регламент ТС установил единое обозначение экологического класса топлива — классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
3. Требования Технического регламента ТС к безопасности (характеристикам) топлива.
3.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.