Класс аэродрома в что это
Аэродром
Аэродро́м (от греч. αέρος — воздух и δρόμος — дорога, улица) — земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, размещение и обслуживание самолётов, вертолётов и планёров.
Аэродром оборудован одной или несколькими взлётно-посадочными полосами.
Содержание
Типы аэродромов
По классу собственности:
На гражданских аэродромах дислоцируются (базируются) гражданские авиапредприятия (авиакомпании). На военных — войсковые части ВВС и армейской авиации и авиации других силовых ведомств (силовых подразделений ведомств). На экспериментальных аэродромах — организации, занимающиеся испытаниями авиатехники (лётно-испытательные станции авиазаводов, научно-исследовательские учреждения различных ведомств — как гражданских, так и военных). На учебных аэродромах — лётные и авиационно-технические училища (гражданские или военные). На спортивных — спортивные авиаклубы, относящиеся к РОСТО (ранее ДОСААФ) и подобным организациям. Используются также аэродромы совместного базирования, на которых наряду с гражданской авиацией базируется и военная.
Начиная с 1992 года аэродромная сеть России сократилась на 918 аэродромов: по состоянию на 2008 год в государственном реестре всего 383 аэродрома. Подавляющее число действующих аэропортов (кроме крупнейших) убыточны. Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20-30 лет назад, большинство из них нуждается в реконструкции.
В последние годы для обозначения (в том числе отличительного) военных аэродромов в российских СМИ стал нередко применяться термин авиабаза, заимствованный из английского языка (air base — букв. «воздушная база»), где он активно используется (особенно в США). Тем не менее официально в авиации России и других стран СНГ применяется только термин аэродром (государственный аэродром, аэродром государственной авиации). (Однако такое применение термина аэродром делает его с точки зрения языкознания лексически довольно расплывчатым, из-за чего и появляются довольно тяжеловесные термины вроде аэродром государственной авиации, тогда как, например, термин «авиабаза» прост, короток и понятен сразу.)
Международная классификация аэродромов
В соответствии с руководящими документами ИКАО классификация аэродромов осуществляется по кодовому обозначению.
Кодовое обозначение состоит из двух элементов. Элемент 1 является номером, основанным на длине летной полосы, а элемент 2 является буквой, соответствующей размаху крыла самолета и расстоянию между внешними колесами основного шасси в соответствии с таблицей:
Кодовый номер | Длина ВПП |
1 | 1800 м |
Кодовая буква | Размах крыла | колея основного шасси | ||||||||||||||||||||||||||
А | Классификация аэродромов в России По длине ВПП и несущей способности покрытия: Аэродромы разделяются на 6 классов: А — 3200 х 60, Б — 2600 х 45, В — 1800 х 42, Г — 1300 х 35, Д — 1000 х 28, Е — 500 х 21. По взлётной массе принимаемых самолётов: У аэродромов вне класса длина ВПП составляет обычно 3500-4000 м, 1 класса — 3000-3200 м, 2 класса — 2000—2700 м, 3 класса — 1500—1800 м, 4 класса — 600—1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ). Таким образом, 1 класс примерно соответствует классу А, 2 класс — Б, 3 класс — В и Г, 4 класс — Д. К классу Е относятся полевые и временные аэродромы, посадочные площадки. Классы аэродромов и ИВППКлассы аэродромов и ИВПП (СССР и Россия) (Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации 1994 г.) На каждом аэродроме определяется его класс, а на многополосном аэродроме — также класс каждой ИВПП. 1) Класс ИВПП определяется длиной ВПП в стандартных условиях по таблице.
Примечание. Для ИВПП класса А минимальную ширину допускается принимать равной 45 м. При этом расстояние от оси ИВПП до внешних кромок каждой из укрепленных обочин должно быть не менее 30 м. 2) Класс аэродрома определяется: Классификация аэропортов и аэродромовВсе аэропорты ГА РФ делятся на классы. Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок, под которым понимается суммарное количество всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая пассажиров транзитных рейсов. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на пять классов: 1,2,3,4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам (Табл.1). • По своему назначению аэропорты подразделяются на международные, федеральные и местные. Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации. Аэропорты 3 класса и выше, в которых основной объем перевозок осуществляется по федеральным воздушным линиям, соединяющим крупные административные и промышленные центры РФ, относятся к федеральным. К местным относятся, как правило, аэропорты 4 класса и ниже, в которых основной объем перевозок осуществляется по местным воздушным линиям (МВЛ) между населенными пунктами, расположенными в пределах отдельного региона(ов) РФ. Аэродромы также делятся на классы, но признак классификации здесь иной. Для обеспечения безопасных взлетно-посадочных операций ВС, аэродромы должны иметь соответствующие длины летной полосы и прочность покрытия на ИВПП. Эти параметры прямо пропорциональны максимальной взлетной массе расчетного типа ВС, для эксплуатации которого предназначен конкретный аэродром. В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытий аэродромы подразделяются на классы: А,Б,В,Г,Д и Е (Табл2). | |||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |||||||||||||||||||||||
Минимальная длина ИВПП в стандартных условиях, м | 3200 | 2600 | 1800 | 1300 | 1000 | 500 |
Класс аэродрома должен определяться:
а) на однополосных аэродромах – классом ИВПП;
б) на многополосных аэродромах – классом ИВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.
Как правило, аэропорт 1 класса должен иметь аэродром класса А, а аэропорт 2 класса – аэродром класса Б и т.д. несоответствие класса аэропорта и аэродрома допускается лишь в отдельных случаях и должно иметь технико-экономическое обоснование.
● По расположению на воздушных трассах аэродромы классифицируются по характеру обслуживания и делятся на начальный, транзитный, конечный и запасной:
– начальными или конечными – аэродромы, на которых ВС начинают или заканчивают свои полеты по заданному маршруту. Здесь производят полную загрузку или разгрузку, предполетное или послеполетное обслуживание ВС;
– транзитными – аэродромы, предназначенные для посадки ВС с кратковременной стоянкой, предусмотренной расписанием или заданием на полет, для технического обслуживания;
– запасным – аэродром, куда может следовать ВС в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку.
Данная классификация аэродромов по характеру обслуживания не связана с классами аэропортов и зависит только от обслуживаемых воздушных линий. Один и тот же аэродром для одной воздушной линии может быть начальным (конечным), являясь в то же время для других воздушных трасс транзитным.
● По характеру поверхности аэродромы могут быть с искусственными покрытиями, грунтовые, гидроаэродромы, снежные и ледовые. Первые оборудуются одной или несколькими взлетно-посадочными полосами с искусственными покрытиями (ИВПП), вторые имеют только грунтовые взлетно-посадочные полосы (ГВПП). На гидроаэродромах взлет и посадка осуществляется на водную поверхность.
● По времени использования аэродромы могут быть постоянными, оборудованные для регулярной эксплуатации в любое время года и временными, оборудованные для эксплуатации на ограниченный срок. По времени эксплуатации в течение суток аэродромы делятся аэродромы дневного и круглосуточного действия.
● По высоте над уровнем моря и характеристике рельефа – на горные и равнинные аэродромы.
1.4. Общие принципы планировки аэропортов
Планировка аэродрома решается исходя из обеспечения условий безопасности полетов и экономичности эксплуатационной деятельности аэропорта. Для получения оптимального планировочного решения участок, предназначенный для строительства аэродрома, должен иметь:
♠ свободные, обеспечивающие безопасность полетов, воздушные подходы к летным полосам;
♠ приаэродромную территорию без естественных и искусственных высотных препятствий, выходящих за пределы установленных нормами ограничений, для обеспечения безопасности полетов над ней;
♠ достаточные размеры территории для размещения всех элементов аэродрома с учетом возможности его развития для перевода в высший класс;
♠ благоприятные условия для строительства ВПП (приемлемый рельеф местности, наличие доброкачественных грунтов, низкий уровень грунтовых вод), позволяющие при относительно небольших затратах построить летные полосы, удовлетворяющие требованиям летной и технической эксплуатации;
♠ возможность удобного размещения радиотехнических средств посадки без затеняющих препятствий в зонах излучения, приводных устройств – ближнего и дальнего приводных радиомаркеров (БПРМ и ДПРМ) на продолжении оси ИВПП;
♠ наличие примыкающей к аэродрому достаточной территории удобной для размещения зданий и сооружений СТТ и удовлетворяющей условиям устройства инженерных сетей (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения), а также устройства подъездных путей.
Основу решения генеральных планов аэропортов составляет ряд наиболее важных положений, которыми следует руководствоваться при их проектировании. Эти основные положения, реализации которых должен быть подчинен весь процесс разработки генплана, называют руководящими принципами проектирования.
Руководящие принципы проектирования определяют основные, самые главные требования к генеральным планам аэропортов. К числу общих принципов проектирования относятся:
1.Обеспечение безопасности и регулярности полетов. Реализация этого принципа при проектировании генплана аэропорта достигается:
– обоснованным выбором размеров элементов аэродрома (летных полос, рулевых дорожек, перронов, мест стоянок);
– ограничением высотных препятствий в пределах приаэродромной территории;
– ориентированием летных полос относительно направления господствующих ветров;
– взаимным размещением элементов аэродрома (например, взаимное удаление ВПП, РД и ВПП и др.);
– выбором местоположения аэродрома и направления летных полос относительно других ближайших аэродромов.
2.Минимальные сроки и удобство выполнения технологических операций, связанных с обслуживанием пассажиров, переработкой грузов и техническим обслуживанием ВС.
Выполнение этого требования зависит от многих факторов, в числе которых важное место занимает и решение генерального плана аэропорта. Технологический процесс определяет функциональную связь между отдельными зданиями и сооружениями аэропорта. Следовательно, размещение зданий и сооружений на генплане аэропорта должно быть подчинено технологическому процессу.
От того, как размещены здания и сооружения на территории аэропорта в значительной степени зависит удобство и время выполнения технологических операций.
Например, время руления или буксировки самолетов от перрона к ВПП зависит от расстояния руления, т. е. от размещения перрона относительно ВПП и от решения планировки системы РД.
Нерациональное с точки зрения технологического процесса размещение зданий и сооружений ведет к увеличению продолжительности выполнения технологических операций, к усложнению схемы транспортных коммуникаций аэропорта и увеличению эксплуатационных расходов. Таким образом, технологический процесс является основой проектирования генерального плана аэропорта
3. Обеспечение необходимой пропускной способности аэропорта.
Для обеспечения планируемого объема пассажирских, почтовых и грузовых перевозок аэропорт должен иметь соответствующую этому объему пропускную способность, т. е. способность обслужить в единицу времени определенное количество самолетов (пассажиров) с соблюдением установленных требований к безопасности полетов и уровню обслуживания. Пропускная способность аэропорта зависит, главным образом, от пропускной способности аэродрома, а следовательно, от решения его генерального плана (размещение и число ВПП, решение системы РД, перронов и МС). Это определяет и требуемую пропускную способность всех зданий и сооружений аэропорта.
В связи с возрастанием объема пассажирских перевозок особенно важное значение приобретает обеспечение пропускной способности аэровокзалов, сокращение времени и повышение уровня обслуживания пассажиров, а это в значительной степени зависит от планировки перрона и аэровокзального комплекса, включая подъездные пути к аэропорту и привокзальную площадь.
4. Единство решения генерального плана аэропорта и градостроительных задач.
Все аэропорты располагаются обычно вблизи крупных населенных пунктов (городов). С течением времени происходит развитие как города, так и аэропорта.
Учет градостроительных требований при решении генерального плана аэропорта необходим, чтобы, с одной стороны, не стеснять в последующем развитие городской планировки, а с другой стороны, исключить возможные ограничения в дальнейшем развитии аэропорта или даже перенос его в другое место в связи с развитием города.
С увеличением интенсивности движения самолетов в аэропортах и в связи с перспективой эксплуатации сверхзвуковых пассажирских самолетов, важнейшее значение приобретает проблема обеспечения допустимого уровня шума. Требования к допустимому уровню шума на должны быть учтены при решении генеральных планов аэродромов путем выбора местоположения и направлений взлетно-посадочных полос. Необходимо стремиться, чтобы продолжение оси взлетно-посадочных полос не пересекало границы городской территории. Отступление от этого требования допустимо лишь при условии удаления границ аэродрома от границ городской территории на расстояние не менее установленного нормами технологического проектирования аэродромов.
К градостроительным задачам, которые должны учитываться при выборе участка под аэропорт и проектировании его генерального плана, относится также решение транспортных связей между аэропортом и обслуживаемыми населенными пунктами. Подъездные пути к аэропорту должны быть связаны с существующими путями сообщения, иметь достаточную пропускную способность, соответствующую пропускной способности аэропорта, и обеспечивать быструю доставку пассажиров из города в аэропорт и обратно.
Статьи
Классификация аэродромов
Аэродромом называется участок земли или воды и воздушное пространство над ним, а также здания и аэродромная техника, нужные для взлета, посадки, руления и обслуживания самолетов. Аэродром может иметь одну или несколько взлетно-посадочных полос, он содержит летное поле и комплекс управления воздушным движением.
Существующие классификации аэродромов:
По собственности
Аэродромы классифицируются на государственные, муниципальные и частные.
Государственные дополнительно делятся на:
По использованию
В зависимости от того, как используются аэродромы, они могут быть действующими или недействующими, а также аэродромами основного базирования, запасными и оперативными аэродромами.
По типу
Аэродромы разделяются на гражданские, военные и экспериментальные.
Гражданские делятся на:
Военные аэродромы могут иметь дополнительную разновидность — аэродром подскока, служащий для кратковременной стоянки и обслуживания самолета для удлинения дальности авиации.
Экспериментальные аэродромы испытывают новые модели самолетов.
Международная классификация
Представляет собой разделение аэродромов кодовым обозначением. Оно состоит из двух частей. Первая — цифра, соответствующая длине летной трассы (от 1 до 4), вторая — буква, соответствующая размаху самолетных крыльев и расстоянию между внешними сторонами колес главного шасси (от A до E латинского алфавита).
Российская классификация
По взлетной массе принимаемых самолетов аэродромы делятся на пять классов, где четвертый принимает до 10 тонн, первый — свыше 75 тонн, вне класса — без ограничений.
По длине взлетно-посадочной полосы и несущей способности покрытия аэродромы разделяются на шесть классов, обозначаемых буквами от А до Е в порядке убывания характеристик.
Статья 40. Воздушного кодекса РФ. Аэродромы и аэропорты
2. Аэродромы подразделяются на аэродромы гражданской авиации, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.
5. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 40 ВЗК РФ
Данная статья дает определение понятий аэродрома и аэропорта, в том числе и международного, под которыми понимается аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья закрепляет основополагающие нормы, касающиеся наделения Правительства РФ полномочиями в области открытия аэродрома для выполнения международных полетов или международного аэропорта. При этом порядок открытия или закрытия аэродрома либо аэропорта устанавливается федеральными авиационными правилами.
Аэродромы гражданской авиации подразделяются:
В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.
На классифицированных аэродромах должна быть подготовлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатационной готовности для взлета и посадки воздушных судов. При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стесненных условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована полоса, подготовленная как ГВПП. Аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы размером менее чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным аэродромам. Для эпизодических, сезонных полетов кроме аэродромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку воздушного судна соответствующего типа. Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении ФАС России, кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов. По занесении аэродрома в Государственный реестр выдаются свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Порядок государственной регистрации аэродромов и выдачи свидетельств о государственной регистрации, а также порядок учета временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок устанавливается ФАС. Аэродромы, находящиеся в ведении ФАС, используются в качестве запасных аэродромов для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. Аэродромы, находящиеся в ведении других министерств, ведомств и организаций, могут быть по решению руководителей этих министерств и ведомств выделены в качестве запасных для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на классы: 1, 2, 3, 4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам. Расположение, планировка и классификация аэропортов определяются нормами технологического проектирования аэропортов гражданской авиации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 функции ФАС РФ по управлению государственным имуществом переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.