Кладбище на землях лесного фонда что делать

Кладбища: к какой категории земель относятся и возможно ли расширение ритуальной зоны?

Места погребения занимают значительную площадь вблизи населённых пунктов, а иногда расположены в самом центре городов, застраивавшихся несколько десятков лет.

Эта сфера бытия человека сегодня сталкивается с неоднозначным отношением к захороненным останкам. Особенно там, где земля имеет высокую стоимость. Но государством предусмотрено выделение соразмерных площадей для нужд усопших.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

К какой категории относятся?

В определении категории земельного массива для размещения кладбища имеются разновидности. Дело в том, что места захоронения делятся на ритуальные пространства мест общего назначения и историко-культурное наследие. Из этих особенностей вытекает законодательство, источники которого регулируют земельные и гражданские отношения в данной сфере.

В частности Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.96 г. «О погребении и похоронном деле», изложенными в п.4 ст.16 положениями, указано, что такие территории выделяются местным муниципалитетом, посредством зонирования, из земель категории населённых пунктов. Земли под кладбище могут принадлежать:

В классификаторе видов разрешённого использования кладбища выделяются из земель общего назначения и определяются как «ритуальные зоны» с кодом – 12.1.

Возможно ли расширение ритуальных зон?

Государство предусматривает, что зоны захоронения требуют расширения или новой локализации. Поэтому, безусловно, действия по охвату дополнительных территорий вполне правоспособны и юридически корректны.

Однако данная процедура обусловлена рядом резолюций, которые требуют от муниципалитета строгой отчётности и взвешенности таких действий. То есть, согласно ФЗ № 8-ФЗ, расширение ритуальных участков или формирование новых требует нижеследующего:

Это, естественно, с учётом того, что обозначенные территории граничат с жилыми домами граждан. Защитная зона удалённости от городского кладбища должна быть не менее 500 м.

Можно ли изменить назначение участков?

Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:

В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую. В действие в данном случае вступают другие законодательные акты. Главная опора делается на нормативы санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и экологических положений.

Соответственно им, после того как действующее кладбище переносится в новое место, рекультивация старого допустима только по истечении двадцатилетнего срока. На основании актов, представленных местным муниципалитетом, и полученных заключений уполномоченных санитарных Служб, категория земель или вид разрешённого использования могут изменяться.

Но возможности перевода территории кладбища в другие категории ограничены. По преимуществу здесь могут располагаться зелёные зоны, но ни в коем случае – жилые кварталы.

Возможные сложности

Главная сложность проистекает из особенностей ритуальных мест. Они всегда относились к сакральным территориям, хранящим память об ушедших близких людях жителей населённого пункта. Поэтому имеют особенную моральную ценность.

Кроме этого в процедуру эксплуатации кладбищенской земли вмешивается Закон № 125-ФЗ от 26.09.97 г. – о свободе совести и деятельности религиозных организаций. Согласно таковому, кладбища требуют разделения на сектора, в которых могут происходить служения согласно вере усопших.

Целесообразная в моральном смысле традиция затрудняет общий учёт земель, так как захоронения в данном случае проводятся не планово, а с учётом выделения мест в соответствующем секторе на вероисповедальном кладбище.

Соответственно, данный факт привлекает к вопросам управления и эксплуатации религиозные конфессии и организации, которые выносят свои требования местным властям. Нередко требования заключаются в организации каждого сектора в соответствии с вероисповедальным обрядом.

Следующий важный момент связан с повсеместной коммерциализацией похорон. Эта проблема отражается не только на родственниках усопших, но и на должностных лицах, отвечающих за обслуживание ритуальной территории.

Всё это не случайно, так как многие региональные и поселковые власти халатно относятся к нуждам кладбищ. Нередко под них выделяются массивы, которые больше ни на что не пригодны. Например, подлежащие затоплению в весенний сезон территории. К сожалению, они не задумываются о том, что проникновение останков в водоёмы может обернуться серьёзной проблемой.

Кладбищенские земли располагаются на прилегающих к населённому пункту массивах. Их возникновение, перенос и закрытие опираются на нормы законодательства. Кроме Земельного и Градостроительного кодексов здесь вступают в силу дополнительные нормы, регулирующие санитарное, экологическое содержание деятельности, а так же – вмешательство охранных культурных мероприятий, и требования религиозных конфессий и организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Источник

О правовых проблемах кладбищ, расположенных на землях лесного фонда

В управление лесами Минприроды АК поступил ряд обращений от районных администраций по вопросу определения правового статуса кладбищ (мест захоронений), расположенных на землях лесного фонда.

Кладбище на землях лесного фонда что делать. Смотреть фото Кладбище на землях лесного фонда что делать. Смотреть картинку Кладбище на землях лесного фонда что делать. Картинка про Кладбище на землях лесного фонда что делать. Фото Кладбище на землях лесного фонда что делать

Специалисты отдела лесного реестра, кадастра и лесоустройства по этому вопросу поясняют следующее.

Кладбище не является объектом недвижимости, не относится к объектам капитального строительства. Особое внимание обращает на себя земельный участок, на котором находятся места захоронений. Проблема заключается в том, что кладбища, расположенные в лесу, как правило, возникали стихийно. Соответствующие документы на территорию мест захоронений имеются далеко не у всех. Мнение о том, что можно устраивать или расширять площади действующих кладбищ за счет федеральных земель лесного фонда, тем самым уменьшая площадь лесного фонда, неверно.

Правовой режим земель определяется совокупностью правил учета, использования, охраны, включения в гражданский оборот, мониторинга земель, установленным земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством и законодательством о недрах, а также принадлежностью земель к той или иной категории и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территории района.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России в своем письме от 06.09.2018 отмечает:

«В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Кладбища, расположенные за пределами населенных пунктов, не имеющие культурно-исторического значения, должны располагаться на землях промышленности и иного специального назначения».

В связи с вышесказанным, Минприроды АК полагает нецелесообразным в дальнейшем осуществлять мероприятия по проведению захоронений на кладбищах, находящихся на территории земель лесного фонда. Администрациям районов надлежит изыскать иные варианты устроения новых мест захоронения с соблюдением всех требований действующего законодательства, а существующие, действующие на сегодняшний день кладбища, находящиеся на землях лесного фонда, закрыть. Оснований думать и переживать о том, что места захоронения будут снесены, нет. Право посещения и уход за местами захоронений родственников остается за гражданами. Перенос возможен только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Управление лесами Минприроды АК по материалам отдела лесного реестра, кадастра и лесоустройства

Источник

Социолог Ольга Моляренко:9 кладбищ из 10 никому не принадлежат

Н едавно в Карелии на местном кладбище в лесу прошел ураган, поваливший десятки деревьев. Кладбище бесхозное, но находится на землях Гослесфонда. Местным властям пришлось предупредить население: сами деревья не убирайте, иначе вас привлекут к уголовной ответственности — по закону, если вы унесете веток и дерева стоимостью на 5 тысяч рублей, это будет хищение. По этой же причине и сам муниципалитет убрать поваленные деревья не мог. Ему пришлось договариваться с Гослесфондом, чтобы тот провел работы по расчистке кладбища. При этом само оно легализовано так и не было.

Бесхозяйные объекты — это объекты инфраструктуры, у которых нет собственника, ничьи. На протяжении 90-х и в начале 2000-х прошла масштабная реорганизация собственности. Совхозы, колхозы, промышленные предприятия, заводы, исправительные колонии зачастую, чтобы сократить издержки, «скидывали» ненужную инфраструктуру, чтобы не тратиться на ее ремонт и содержание. Они списали со своего баланса дороги, детские сады, кладбища, водопроводы и другие объекты и решили: это больше не наше и мы следить за этим не будем. Но проблема в том, что земля остается в их собственности. Потому что для того, чтобы передать земельный участок муниципалитету, его нужно сначала размежевать — разделить на несколько частей, оформить кадастровые паспорта и зарегистрировать права на новые участки.

Оформление имущества в России проходит по заявлению: государство не ходит по улицам, выискивая, что кому принадлежит — муниципалитет обязан сам свои объекты ставить на баланс, делать кадастровые планы и вносить их в реестр. В Советском Союзе и первое время постсоветского периода земля и постройки на ней были между собой связаны, потому что не было частных земель и собственности. После развала Союза, когда предприятия начали отказываться от объектов инфраструктуры, вышло, что водопровод — то есть трубы — могут принадлежать физическому лицу или вообще никому, а земля, в которой эти трубы лежат, — юридическому лицу. По закону, чтобы зарегистрировать объект, вам должна принадлежать земля под ним, либо вы должны иметь право пользования.

Закон не видит разницы: почистил чиновник за бюджетные средства дорогу на даче или на землях Лесного фонда — это нецелевое расходование средств

В этом и заключается проблема большинства муниципалитетов: у них есть дороги, которые должны отойти им в собственность, но большая часть этих дорог расположена на землях сельхозназначения или Лесного фонда. Так в Пскове военная часть списала с баланса многоквартирные дома, где раньше проживали ее сотрудники. Жилье частично приватизировали, а вот дороги остались без хозяина: земля под ними принадлежит Министерству обороны. Чтобы передать землю муниципалитету, Минобороны должно сначала ее отмежевать, а это стоит немалых денег.

В конечном счете муниципалитеты не могут выделять деньги на ремонт и содержание объектов, которые им не не принадлежат: это будет нецелевое расходование бюджетных средств. Ведь закон не видит разницы: почистил чиновник за бюджетные средства дорогу на своем дачном участке или на землях Лесного фонда.

Кладбище на землях лесного фонда что делать. Смотреть фото Кладбище на землях лесного фонда что делать. Смотреть картинку Кладбище на землях лесного фонда что делать. Картинка про Кладбище на землях лесного фонда что делать. Фото Кладбище на землях лесного фонда что делать

Есть и другие проблемы. Если вы похоронили родственника на бесхозном кладбище, которое расположено на землях сельхозназначения, — а это очень распространенная ситуация, — землю могут продать, потому что в документах не будет значиться, что на ней располагается кладбище. Новый собственник, например, захочет построить на ней коттеджный поселок. Покупая землю, он переводит ее в другую категорию, а кладбище просто сносит. И вы никак не сможете это оспорить: собственник имеет право делать со своей землей что хочет.

Грустная история в регионах и военных городках происходит, например, с детскими садами, которые раньше были на балансе ФСИН или военных частей. Чтобы сегодня они получили лицензию на свою деятельность, под ними должен быть корректно оформлен земельный участок — он должен принадлежать муниципалитету. В результате большое количество детских садов не могут получить лицензию и закрываются.

Муниципальные бюджеты в целом выигрывают от того, что какое-то имущество у них не оформлено: не надо тратиться на ремонт и обслуживание

И, естественно, когда имущество приходит в негодность, никто его не ремонтирует. Дороги рушатся, трубы гниют. Никто не будет это все чинить, пока условный водопровод не прорвет. Тогда прокуратура выписывает экстренное предписание муниципалитету, что объект нужно поставить на баланс. На практике муниципалитеты часто выделяют деньги на срочный ремонт, а про оформление «забывают».

Проблема в том, что муниципальные бюджеты в целом выигрывают от того, что какое-то имущество у них не оформлено: им не приходится тратить огромные деньги на обслуживание и ремонт — а на данный момент речь идет о том, что он не проводился как минимум три десятка лет.

В мае в Госдуме прошло первое чтение законопроекта о лесной амнистии. Сейчас есть лесной реестр, где поставлены на учет земли Лесного фонда — а именно на его землях и находится большая часть бесхозных кладбищ, — и есть единый госреестр недвижимости. Между собой они никак не синхронизированы и не связаны. По лесной амнистии планируется дать приоритет реестру недвижимости над земельным реестром: если есть постройка, земля под ней будет вычеркиваться из Лесного фонда. Но закон все еще рассматривается и решению ситуации пока не помогает.

Сегодня муниципальные служащие решают проблемы неформально: выделяют бюджетные деньги под видом благоустройства или, например, привлекают местных жителей на субботники. Но есть муниципалитеты, которые хотят все делать легально. Для них хорошим решением могло бы стать введение льготных расценок на процедуру размежевания и кадастровые работы — сейчас муниципалитеты должны платить государству очень большие суммы из собственных бюджетов. Помогли бы упрощение правил оформления и амнистия, при которой все кладбища и дороги автоматически выводятся из земель Гослесфонда и сельхозназначения в пользу муниципалитетов. Но сейчас это кажется нереальным, потому что противоречит общему тренду: государство в последнее время лишь ограничивает органы местного самоуправления и стремится сократить собственные затраты.

Источник

Кладбище на землях лесного фонда что делать

Номер дела: 2а-1033/2018

Дата начала: 22.05.2018

Суд: Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области

Категория Споры, вытекающие из публично-правовых отношений / Прочие из публично-правовых отношений / Споры между органами власти
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лицаЛицоПеречень статейРезультат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИКАдминистрация муниципального образования п. Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦГусь-Хрустальный межрайонный прокурор
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦОДепартамент лесного хозяйства администрации Владимирской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦОКУ ГКУ ВО «Гусевское лесничество»
Движение дела
Наименование событияРезультат событияОснованияДата
[Адм.] Регистрация административного искового заявления22.05.2018
[Адм.] Передача материалов судье23.05.2018
[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству[Адм.] Административное исковое заявление принято к производству24.05.2018
[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству24.05.2018
[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству24.05.2018
[Адм.] Судебное заседание14.06.2018
Регистрация административного искового заявления12.04.2020
Передача материалов судье12.04.2020
Решение вопроса о принятии к производствуАдминистративное исковое заявление принято к производству12.04.2020
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству12.04.2020
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству12.04.2020
Судебное заседаниеОтложено12.04.2020
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда12.04.2020
Судебное заседаниеРассмотрение дела начато с начала12.04.2020
Судебное заседаниеВынесено решение по делу12.04.2020
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме12.04.2020
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства12.04.2020

Решения

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный 10 июля 2018 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Забродченко Е.В.

при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,

с участием прокурора Голубевой Е.В.,

представителя заинтересованных лиц Серегиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) к администрации муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и МО п. Иванищи с административными исковыми требованиями к администрации МО п. Иванищи, в которых просил (с учетом уточнений) признать незаконным бездействие административного ответчика в части непринятия мер по отведению земельного участка для размещения кладбища, расположенного в д. Потаповская, площадью 6000 кв.м.; не проведения межевания занятого под кладбищем земельного участка; не установлению границ данного земельного участка на местности; не постановке на государственный кадастровый учет и отсутствия регистрации права собственности на земельный участок, используемый под размещение кладбища. Возложить на МО п. Иванищи Гусь-Хрустального района обязанности по утверждению заключения о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка и переводе земельного участка, используемого под кладбище в д. Потаповская, площадью 6000 кв.м., в соответствующую категорию; по проведению общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка и переводе земельного участка, используемого под кладбище в д. Потаповская, площадью 6000 кв.м., в соответствующую категорию; по обращению с заявлением в администрацию Владимирской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка и переводе земельного участка, используемого под кладбище в д. Потаповская, площадью 6000 кв.м., в соответствующую категорию.

В обосновании заявленных административных требований указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО п. Иванищи законодательства о погребении и похоронном деле, а также земельного законодательства. Проверкой установлено, что на территории МО п. Иванищи расположено общественное кладбище, площадью 6000 кв.м., используемое для захоронения умерших в д. Потаповская. Данное кладбище располагается на территории земель лесного фонда ГКУ ВО «Гусевское лесничество» Вашутинского участкового лесничества, урочище Гусевское, лесного квартала № 37, лесотаксационного выдела 23 на площади, 017 га. Кладбище не состоит на кадастровом учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, межевание земельного участка, на котором располагается кладбище, не проведено. 16.10.2017 по фактам выявленных нарушений
Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой главе администрации сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не принято мер по надлежащему определению границ земельного участка, используемого под кладбище. Кладбище на территории МО п. Иванищи эксплуатируется на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов; земельный участок под размещение места погребения, в соответствии с требованиями законодательства, не отведен. Не приведение территории кладбища в соответствии с нормами действующего земельного законодательства и отсутствие определенных границ земельного участка, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, а также приведет к обезличиванию территории данного кладбища.

Прокурор Голубева Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО
п. Иванищи в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации МО п. Иванищи, поскольку его явка не была признана обязательной.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Вместе с тем, ч. 3 вышеуказанной статьи, предусматривает возможность закреплять законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального Закона № 131-Ф3.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014
№ 121 «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Владимирской области закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии с п. 22 ст. 5 Устава МО п. Иванищи
Гусь-Хрустального района, принятого решением Совета народных депутатов МО п. Иванищи от 30.06.2005 № 89, к вопросам местного значения МО п. Иванищи относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в других случаях предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Так, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют, в числе прочего особое историко-культурное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ч. 1 ст. 94 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 94, п. 3 ч. 1 ст. 99, ч. 2 ст. 99 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения, в составе которых выделяются земли военных и гражданских захоронений. Данные земли используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Кроме того, согласно части 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к такой территориальной зоне, как зона специального назначения.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч. 1, 13 ст. 35 ЗК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться, в числе прочих зоны специального назначения, то есть зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Так, указанным классификатором предусмотрены такие виды разрешенного использования, как: «историко-культурная деятельность», которая предполагает сохранение и изучение объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе: недействующих военных и гражданских захоронений (код 9.3); «ритуальная деятельность», которая предполагает размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений.

Указанный вид разрешенного использования может быть установлен в отношении земельного участка только в случае, если он расположен в территориальной зоне, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривает такой вид разрешенного использования наряду с другими, с соблюдением предназначения той или иной территории.

Таким образом, размещение недействующих военных и гражданских захоронений возможно только на землях историко-культурного назначения, относящихся к категории земель «земли особо охраняемых территорий» или в отношении действующих кладбищ, а также крематориев и мест захоронения; размещения соответствующих культовых сооружений на «землях населенных пунктов».

При этом для каждой из указанных категорий земель подлежит установлению территориальная зона «зона специального назначения» с определением для недействующих военных и гражданских захоронений вида разрешенного использования «историко-культурная деятельность», а для действующих кладбищ, а также крематориев и мест захоронения; размещения соответствующих культовых сооружений вида разрешенного использования «ритуальная деятельность».

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального Закона № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно п. 24 ст. 35 Устава в ведении администрации МО
п. Иванищи находится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч. 3 ст. 2 Устава в состав территории муниципального образования пос. Иванищи входят пос. Иванищи и 9 населенных пунктов: д. Андреевская, д. Гаврино, д. Митенино, д. Неклюдово, д. Николополье,
д. Осташево, д. Потаповская, д. Пшеницыно, д. Степаново.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления права на него.

Следовательно, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения. Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В случае необходимости изменения режима использования той или иной территории, ст. 8 ЗК РФ предусмотрен механизм перевода земель из одной категории в другую.

Так, согласно ч. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Процедура проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросу о включения земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка закреплена в п.п. 6-11 ст. 4.1. Федерального закона №191-ФЗ.

Согласно п. 13 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 статьи и 4.1, а также заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 статьи 4.1.

На основании п. 2 ч. 14 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 статьи 4.1 документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.

В силу ч. 16 ст. 4.1 Федерального закона №191-ФЗ срок согласования органами, предусмотренными частью 14 статьи 4.1, заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка не может превышать один месяц с даты поступления документов, указанных в части 13 статьи 4.1.

В силу ч.17 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ в случае не поступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 настоящей статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами.

На основании ч. 18 ст. 4.1. Федерального закона №191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 статьи 4.1 документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 i. настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 статьи 4.1, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

На основании ч. 24 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о включении земельных участков в границу населенного пункта или об исключении земельных участков из границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка, в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его копию в орган местного ‘ самоуправления поселения, городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположены указанные земельные участки. В случае изменения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации границы населенного пункта путем включения земельных участков в границу населенного пункта или исключения земельных участков из границы населенного пункта при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования вносятся соответствующие изменения не реже одного раза в год. При этом согласование таких изменений и общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу внесения данных изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования не проводятся.

Согласно абз. 1 п. 3 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора.

В силу п. 4 Положения заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в подпунктах «б», «ж», «к» и «о» пункта 2 Положения, и вместе с ходатайством представляет ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 Положения, по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.

В соответствии с п. 6 Положения при переводе земельного участка в составе земель лесного фонда, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, в другую категорию в состав документации, указанной в пункте 2 Положения, включается выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений об этом земельном участке, представляемая заявителем в орган, указанный в пункте 3 Положения.

На основании п. 7 Положения орган, указанный в пункте 3 Положения, в 2- недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 Положения документации представляет ее, а также документацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «м» пункта 2 Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.

Далее согласно п. 8 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства в недельный срок с даты получения представленной органом, указанным в пункте 3 настоящего Положения, документации осуществляет ее рассмотрение в установленном порядке и направляет документацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.

В силу п. 9 Положения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 12-дневный срок с даты получения документации, указанной в пункте 8 Положения, осуществляет подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и вносит его в Правительство Российской Федерации с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства.

На основании п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий.

В силу п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в иных помимо предусмотренных частью 1 статьи 15 случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, администрации муниципального образования необходимо самостоятельно составить заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка с прилагающимися документами, на основании которого утвердить заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка и провести общественные обсуждения и публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Далее органу местного самоуправления сельского поселения необходимо направить заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 статьи и 4.1 Федерального закона №191-ФЗ, а также заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона №191-ФЗ в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой при проведении проверки соблюдения администрацией МО п. Иванищи законодательства о погребении и похоронном деле, а также земельного законодательства, выявлены нарушения, о чем составлен акт от 27.03.2018 г. и фототаблица (л.д.9-10). Из данного акта следует, что на территории МО п. Иванищи расположено общественное кладбище, площадью 6000 кв.м., используемое для захоронения умерших в д. Потаповская. Данное кладбище располагается на территории земель лесного фонда ГКУ ВО «Гусевское лесничество» Вашутинского участкового лесничества, урочище Гусевское, лесного квартала № 37, лесотаксационного выдела 23 на площади, 017 га. Кладбище не состоит на кадастровом учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, межевание земельного участка, на котором располагается кладбище, не проведено.

Данные обстоятельства подтверждаются также ответом главы администрации МО п. Иванищи от 23.03.2018 г. № В/01-17 (л.д.16), согласно которому по кладбищу расположенному в п. Потаповская, проводится работа по постановке участка на государственный кадастровый учет в соответствие с действующим законодательством, данное кладбище расположено в районе земель лесного фонда на землях специального назначения.

16.10.2017 по фактам выявленных нарушений Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой главе администрации сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не принято мер по надлежащему определению границ земельного участка, используемого под кладбище.

Кладбище на территории муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) эксплуатируется на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов; земельный участок под размещение места погребения, в соответствии с требованиями законодательства, не отведен. Не приведение территории кладбища в соответствии с нормами действующего земельного законодательства и отсутствие определенных границ земельного участка, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, а также приведет к обезличиванию территории данного кладбища.

Таким образом, администрация муниципального образования поселок Иванищи бездействует в части непринятия мер по отведению земельного участка для размещения кладбища, расположенного в
д. Потаповская, не проведения межевания занятого под кладбищем земельного участка; не установлению границ данного земельного участка на местности; не постановке на государственный кадастровый учет и отсутствия регистрации права собственности на земельный участок, используемый под размещение кладбища.

В связи с изложенным, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение 1 года со дня его вступления в законную силу. Данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного и руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

Административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, в части непринятия мер по отведению земельного участка для размещения кладбища, расположенного в
д. Потаповская, площадью 6000 кв.м.; не проведения межевания занятого под кладбищем земельного участка; не установлению границ данного земельного участка на местности; не постановке на государственный кадастровый учет и отсутствия регистрации права собственности на земельный участок, используемый под размещение кладбища.

Возложить на администрацию муниципального образования поселок Иванищи (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области обязанности по утверждению заключения о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка и переводе земельного участка, используемого под кладбище в
д. Потаповская, площадью 6000 м, в соответствующую категорию; по проведению общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка и переводе земельного участка, используемого под кладбище в
д. Потаповская, площадью 6000 м, в соответствующую категорию; по обращению с заявлением в администрацию Владимирской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка и переводе земельного участка, используемого под кладбище в
д. Потаповская, площадью 6000 м, в соответствующую категорию, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Забродченко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *