Кладбище что такое погост
Значение слова «погост»
1. Сельское кладбище. На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая.
2. Устар. и обл. Расположенная в стороне от села церковь с кладбищем и с прилегающим дворам причта. По-сибирски великорусского погоста не было, а церковь стояла посреди села. Мамин-Сибиряк, Искушение о. Спиридона.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.
Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия, составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn).
В современной Латвии есть административная единица территории pagasts (см. Волости Латвии), чьё название, по Фасмеру, восходит к слову «погост».
В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
Начиная с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище».
ПОГО’СТ, а, м. 1. Сельское кладбище. Снести на п. (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере — название деревни, поселка, населенного саами (лопарями). 4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). [Первонач. место торга, куда съезжались
купцы, называвшиеся в др.-русском языке гостями.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пого́ст
1. истор. с 947 по 980 гг. жилое подворье князя и его свиты, служившее местом сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти ◆ Но чтобы исключить в дальнейшем подобные события, княгиня установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Данилов А. А., «История. Государство и народы России: 6 кл.», 2007 г.
2. истор. до XVIII в. административно-территориальная единица на Руси, состоящая из нескольких населённых пунктов
3. истор. до XVIII в. крупное селение, являющееся центром административно-податного округа, погоста
4. с XVIII в. сельское кладбище ◆ Приносили на погост девушку, укрывали белое лицо гробовой доской, опускали её в могилу глубокую, отдавали Матери Сырой Земле, засыпали рудожёлтым песком. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Погост был сплошь покрыт могилами, над которыми возвышались то белые, то чёрные деревянные кресты. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Ну да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят. И. А. Бунин, «Темные аллеи», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
5. устар. с XVIII в. сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения ◆ Раз, возвращаясь домой через Золотые ворота, я увидел мальчиков и лавочников, бегущих на погост церкви; полицейские суетились. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1854—1858 г. ◆ Ведь это жуткая трагедия молодой красивой женщины, вынужденной жить на погосте с постылым рыжим дьячком. П. П. Бажов, «Отслоения дней», 1944—1947 г. (цитата из НКРЯ)
6. устар. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе либо на дороге, первоначально место торга, куда съезжались купцы
7. рег. название деревни, посёлка, населённого саами ◆ В летние месяцы доступ в этот погост очень затруднителен и благодаря этому летом прекращается всякое сообщение между жителями погоста и берегами Ледовитого океана и Белого моря. В. Ю. Визе, «Лопарские сейды», 1912 г. // «Известия Архангельского общества изучения Русского севера» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова поножи (существительное):
Значение слова погост
Словарь Ушакова
пог о ст, погоста, муж.
1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).
2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.).
4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-рус. языке гостями.)
Фразеологический словарь русского языка
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. В Древней Руси община, селение.
2. Место, где стоит сельская приходская церковь, при которой есть кладбище.
* ► Я ушел и наткнулся как раз на тяжелую сцену. Везли на погост чей то вохрой окрашенный гроб. // Некрасов. Стихотворения // / *
Уральская Историческая Энциклопедия
Энциклопедический словарь
первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
Словарь Ожегова
ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. когон. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).
| прил. погостный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет.
Кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви;
оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий;
Большая Советская Энциклопедия
[от др.-рус. погостити ≈ побывать в гостях; первоначальное значение П. ≈ постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)],
сельская община и её центр в Русском государстве 11≈18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное ≈ по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775.
Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15≈16 вв.
Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 ≈ начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.
Погост
Пого́ст – в древней Руси место в поселении, где останавливались и торговали купцы. Впоследствии и сейчас является архаичным синонимом слову «кладбище».
Трансформация значений
(по материалам словарей Фасмера, Преображенского, Ушакова, Ожегова, Даля, Шанского)
Существительное погост произошло от др-рус. погостити «побывать в гостях», приставочное образование от гостити. В древности гостями именовались купцы (ср.: однокоренные слова: гостинец, гостинцы, угостить, гостиный (двор)), а место, где они останавливались в поселении и торговали, и называлось погост. Это был своеобразный центр торговли и деревенской жизни.
Затем слово приобрело новое значение в связи с административной реформой княгини Ольги в Новгородской земле. Она была разделена на погосты для уплаты дани. Вследствие выгодного расположения этих торговых мест на большом пути они избирались также князьями для их становищ во время осенних и зимних объездов по волостям, «в полюдье» (по людям), для судопроизводства, собирания дани и даров. Получение этих даров, по обычаю того времени, сопровождалось общественными пирами («гощенье», «угощенье»). По этому месту и получала название территория, с которой уплачивалась дань. В процессе христианизации Руси на княжеских погостах появлялись храмы с прилегающим кладбищем. Само поселение т.о. укрупнялось и впоследствии становилось центром определённой области1.
Впоследствии словом погост стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов, а также сами населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц.
Таким образом, погост и церковь в нём в процессе христианизации Руси стали играть роль объединяющего центра. Храм в главном селении погоста был средоточием церковной и общественной жизни. Это подтверждает тот факт, что все другие церкви, построенные в округе в разных поселениях (выставках) и других местах вместе со своими причтами подчинялись церкви в главном селении, а именно платили ей церковную дань. Поэтому центральный храм погоста во времена его расцвета носил название «становой», «старой» церкви, а прочие церкви погостского округа назывались «выставками», «выставочными» церквами.
Вся церковная дань, установленная с погоста архиерею («подъезд и десятина») собиралась с приходской становой церкви, которая через настоятелей храмов распределяла и собирала надлежащие доли этой дани по всем выставочным церквам своего погостского округа, а затем, получив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсылала всю дань архиерею.
Становая церковь, говоря современным языком, была главным храмом благочиния. Высшая церковная власть все свои распоряжения относительно взимания церковных сборов, награждения или отлучения клириков, а также богослужебные указания, информацию о событиях в Церкви, праздничные послания и иные циркуляры направляла всегда по погостским церквам.2
Такое административное деление на погосты и значимость погостской церкви сохранилось на Севере Руси вплоть до областной реформы, проведённой Екатериной II в 1775 г., когда погосты были упразднены. Но несмотря на это слово погост сохранилось во многих топонимах по всей России (например, Ильинский, Дмитровский Погост в Московской обл., Мошинский, Илезский, Пятницкий, Кенозерский, Паданский Погост в Архангельской обл.)3
Это же самое слово в очень близком значении мы встречаем в современном латышском (pagasts) и в финском языках (pogosta), что можно рассматривать как историческое заимствование из русского
С этого времени, по свидетельству Даля, слово погост сначала прочно связывается с церковью и, как следствие, с прилегающим к ней кладбищем, нередко, только с кладбищем, в значении которого это слово дошло до наших дней. Однако до этого погостом могли называть и просто сельский приход; и несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; и церковный двор; и церковную территорию с кладбищем, приходскими постройками и домом причта.
Выражения со словом погост
У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать).
Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости.
Мертвых с погосту (домой) не носят.
Примечания:
1 А.А. Папков. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России. Глава 1.
2 А.А. Папков. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России. Глава 2.
Древние кладбища Руси: погосты и курганы
В наши дни места захоронений обозначают привычным словом «кладбище». Однако само понятие заимствовано. Гораздо более характерным для древнего русского языка считаются определения «погост» и «курган». Помимо самого места погребения они также означают соответствующие способы упокоения. В чём различия и особенности каждого будет рассказано ниже.
Виды погребальных курганов на Руси
Изначально курганами именовались большие насыпи над могилами. Согласно антропологических исследований установлено два варианта древних курганных захоронений. В первом случае подготовительные работы заключались в возведении земляной ограды 1-4 высотой. Диаметр кольцевого сооружения порой достигал 140 м. Тело умершего обряжали в одежды, клали в центр круга с личными вещами, а затем всё вместе поджигали. Пепелище засыпали землёй, нагромождая большой холм. Чем выше насыпь – тем значительнее был прижизненный социальный статус покойного.
Во втором варианте жертву богу Огня приносили на одном устоявшемся расчищенном участке. Прах каждого почившего затем собирали и предавали земле в ином месте.
Как сжигали умерших на Руси
В более поздние времена тело усопшего стали класть в ладью или на сани. Таким образом родственники желали умершему быстрее достичь чертогов Царства Мёртвых, где обитают остальные души. Вместе с покойным надлежало «уходить» в мир иной домашней утвари, деньгам, крупам и прочим необходимым бытовым вещам. Бывало, что на погребении закалывали любимого коня или собаку почившего, а то и младшую жену.
Формы древнеславянских погребальных курганов
Для крепости курган засыпали землёй с камнями. Холму придавали форму полусферы. Примечательно, что никаких памятных знаков сверху не водружали.
Как древние славяне отличали захоронения от природных курганов?
Для распознавания курганов захоронения обносили остатками каменных пород. Таким образом искусственная насыпь не расползалась и не оседала со временем. Иногда вблизи таких погребений можно увидеть остатки глубокого рва. Рылся он для воспрепятствования разграблению и надруганию над могилой.
Христианизация Руси
После Крещения Руси обычай курганного погребения ещё оставался. Но сжигать сами тела перестали. Запрет на предание огню умерших основан на строках Библии, в которых сказано про Воскресение во плоти. Отказавшись от кремации, люди стали разжигать костры поверх могил. Сюда же в огонь кидали остатки «тризны» – поминального ужина. В различных уголках нашей страны можно найти отголоски давнего обряда. Одни посыпают пеплом кладбищенскую землю, другие – сыплют золу на тело умершего. При чём делается это в процессе отпевания.
Погосты
Если словом «курган» во все времена называли насыпь над захоронением, то с понятием «погост» не было всё так однозначно. Синонимом «кладбища» он стал не так давно. Существует несколько версий возникновения слова «погост»:
Погосты – сёла с церквями
Позднее возле центровых постоялых дворов и торжищ стали строить церкви. Здесь же славили Господа за удачный выторг, испрашивали милости на дальнюю дорогу, отпевали умерших. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Вплоть до 16-го века слово употреблялось в этом значении. Подтверждение вы можете найти в толковом словаре Даля.
Почему погосты стали кладбищами?
Захоронения вблизи Церкви почитались осенёнными благодатью Божиею. На прежних торговых площадях стали проводиться погребения по христианскому обряду. Вскоре понятие «погост», как кладбище, вытеснило определение постоялого двора. Произошла своего рода подмена. Старое слово с отменой в 1775 году территориального деления на погосты стало забываться. В 19 веке уже повсеместно «погост» обозначал место погребения.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Что представляет собой кладбище
Кладбище выглядит как совокупность могил на территории, которая используется с целью погребения умерших, в том числе захоронения праха после кремации. Древнейшим и популярным способом похоронить усопшего является предание останков земле.
Что такое кладбище и как оно появилось
Существует несколько типов мест массового захоронения. Вид и порядки, связанные с содержанием и посещением объекта, определяются погребальными обрядами, присущими разным народностям, религиям и социальным группам. Исторически могильники возникли вследствие ряда причин:
В древние времена создание кладбищ не было распространенным явлением. У кельтов места упокоения имели минималистичный вид. Они закапывали урны, содержащие прах, на поле. Могилы старались располагать в ряд, соблюдая расстояние.
В Египте было принято создание некрополей у густонаселенных пунктов, таких как Мемфис и Фивы.
Жители старого Рима не могли быть погребены в стенах города. Только за чертой. Позднее погребение на кладбище в городе стало почетным для именитых граждан.
Христианам присуща традиция хоронить умерших в катакомбах, зданиях церквей и храмов. Со временем погребение на территории церкви стало привилегией. Выдающихся личностей позволялось похоронить на церковном дворе.
Увеличение числа горожан требовало создания организованных мест захоронения. Возникла традиция хоронить мертвых на кладбищах, устраиваемых на городской окраине. В XVIII веке из санитарных соображений появился запрет на погребение при храмах и церквях. В XIX веке утвердился закон, запрещающий размещение участков упокоения в городах. Он был вызван частыми эпидемиями, появление которых провоцировало плохое устройство некрополя.
Согласно православным обрядам самоубийц нельзя хоронить на территории. Разрешено только за его оградой. Мусульманский обычай погребения тела выполняют не в гробу, а в саване. Покойник лицом должен быть обращен в сторону Мекки.
Виды кладбищ
Существует несколько разновидностей погостов. В городах, имеющих богатую историю, можно видеть многочисленные некрополи. Большинство оказалось в центральной части современного города. Возможности их расширить нет. Места упокоения, которые не имеют территории для новых могил, относятся к разновидности закрытых.
Порядок захоронения на кладбище закрытого типа предусматривает возможность погребения на «родственном» пае при наличии свободной территории или если с последних похорон прошло 15 лет. При втором варианте разрешено хоронить покойника в могиле с предком, похороненным более 15 лет назад (по принципу «гроб на гроб»).
На территории закрытого некрополя допустима реализация проектов колумбариев — родственной закладке урн. По договоренности возможно приобретение участков под семейно-родовые захоронения на закрытых кладбищах. Распространенным типом является открытый в виде общего некрополя, который находится за городской чертой. Участку на открытом некрополе характерен размер, достаточный для двух могил.
Разновидность церковных кладбищ распространена в сельской местности. Место для захоронений выглядит как территория с могилами, расположенная рядом с храмом. Существует вид, называемый монастырским — участок погребения предназначен только для лиц монашеского чина, выглядит как обычный земельный участок. Разновидность кладбища, именуемая мемориальным комплексом, выглядит как территория с находящейся на ней совокупностью монументальных архитектурных сооружений:
В мемориальных местах можно видеть множество памятников, посвященных значимым событиям, которые касаются истории государства, народа. Большинство комплексов внешне напоминают парк, имеющий четкую планировку с аллеями и крупными партерами. Там присутствуют зеленые насаждения в виде деревьев, имеющих плакучую или пирамидальную форму кроны.
Чем погост отличается от кладбища
Человеку присущ страх смерти. Отношение наших предков к местам захоронения выглядело иначе. Им было свойственно с почтением относиться к территории, где мертвые обрели покой. Люди видели в почивших предках «корни» своего рода, без которых невозможно его будущее.
Погостами начиная с XVIII века называли сельские места упокоения умерших. Слово применялось в отношении поселения вокруг приходской церкви и кладбища при ней. Данные объекты, как и христианский крест, символизировали защиту Бога.
Участки с могилами до XVIII века выглядели как центр общественной деятельности. Живые там ощущали связь со своими «корнями», чтили традиции, связанные с днями поминовения. Погост на кладбище выглядел особенно многолюдным по большим церковным праздникам. Обязательным было посещение участка захоронения в годовщину смерти, в «родительский день».
Правила благоустройства кладбища
В старину кладбищенскими и похоронными порядками заведовала церковь. В современном мире данная роль отведена органам городского управления или администрации муниципального образования.
Кладбищенские земли являются собственностью муниципалитета. Купивший участок не приобретает права собственности на него. На приобретенной земли можно хоронить родственников, облагораживать могилы, устанавливая памятники (кресты или изваяния в виде ангелов), следить за порядком.
Согласно законодательным актам, уход за захоронением выглядит как право и обязанность одновременно. Муниципалитет может передавать право управлять кладбищем специальной организации. Ее обязанностью будет содержание объекта, проведение похорон, деление территории на секторы, составление списков могил. Управляющую организацию городская (областная) администрация выбирает, проводя конкурс.
Администрации кладбищенской территории положено:
Есть ли запах на кладбище
Люди, посещающие погосты, не ощущают наличия в воздухе неприятных запахов. Там присутствуют ароматы хвои, зеленых насаждений, сырой земли.
Мистическое значение
Некоторые посетители ощущают умиротворение и покой, их тянет на кладбище. Эзотерики убеждены, что разные эмоции вызывает у человека на местах захоронений энергетика смерти. У любых мест упокоения отошедших в иной мир имеется собственная аура.
Комфортная обстановка для человека, которая не нагнетает хандру и угнетение – энергетика древних погостов ( XVII– XVIII веков и старше). Кладбищенская земля вбирала в себя на протяжении многих столетий доброту и светлые помыслы посетителей. Приходящие сюда, независимо от религии, которую они исповедуют, ощущают благоприятную ауру.
На территории, где почили те, кого настигла насильственная, мучительная кончина — могильники времен мировых войн и репрессий, присутствует негативная энергетика кладбища. Места пропитаны болью и страданиями живым трудно долго пребывать возле таких захоронений.
Ухудшение самочувствия провоцирует скопившаяся энергия страданий похороненных, их родственников.
На энергетическое поле места вечного упокоения может оказать влияние построенная на его территории часовня или храм. Особенно если в них правят службы и проводят религиозные обряды. Посетители церквей при кладбище отгоняют от себя негатив и плохие мысли. Аура выглядит позитивной, не может оказать дурного воздействия на живых. По славянской традиции не принято праздно гулять по погосту. Существуют специальные поминальные дни и годовщины.
Кладбище издревле считается участком для погребения умерших. С ним связано много поверий о душах усопших и демонах. Территория захоронений — святое место, где необходимо соблюдать определенные религиозные правила.