картина голова на блюде
Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» у многих ассоциируется со страхом и печалью, ведь на ней наглядно изображено жестокое событие. На иконе явлен пример того, на какие поступки способен грешный человек.
В день празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи верующие христиане вспоминают события давно минувших дней. Икона является неотъемлемой частью празднества, детально показывая, на что способна людская ненависть. На иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» изображена жестокая казнь Крестителя.
История иконы
Для православного народа Иоанн Креститель стоит на втором месте по значимости и любви после самого Иисуса Христа. Иоанн веровал в Господа, ходил по миру с проповедью о Царствии Небесном, подготавливая людей к приходу Миссии. Он же и окрестил Иисуса Христа и призвал многих людей к вере и любви к Господу.
Судьбоносный день пришелся на пиршество, которое проходило во дворце. На знатном приеме танцевала дочь царицы и падчерица Ирода Самолея. Царь был пленен ее красотой и пообещал ей выполнить любое желание. Воспитанная жестокой матерью, Самолея попросила голову Иоанна. Царь был очень расстроен такой просьбой, но сделал так, как она пожелала.
Где находится чудотворный образ
Сложно сказать, где именно в наши дни можно найти первую икону с данным сюжетом. Но многочисленные иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи» хранятся во многих городах нашей страны. Это популярная икона среди христианского народа, хоть и несет в себе страшную историю.
Описание иконы
Самые древние иконы, которые сохранились в наши дни, написаны в раннюю эпоху становления Византии. В основном на иконах изображен Иоанн, склоняющийся перед воином, который заносит меч над его головой.
Другой популярный сюжет изображает отрубленную голову и обезглавленное тело, откуда льется кровь.
В чем помогает чудотворный образ
Перед этой иконой люди молятся о сохранении жизни и здоровья, об изгнании из души демонов и злых духов, об исцелении духа и тела, а также об укреплении веры и придания сил и воли.
Молитвы даруют спасение от осквернителей и клеветы недоброжелателей и врагов.
Дни празднования
11 сентября является официальным днем празднования не только памяти иконы, но и воспоминания одного из самых печальных евангельских событий, когда была отсечена голова Иоанна Предтечи. Многие православные люди считают этот день не праздником, а трауром, но церковь отмечает этот день в православном календаре как празднование, которое показывает, что человек способен на греховные деяния. В этот день соблюдается строгий пост и проводится служба в храмах Божьих.
Молитва перед иконой
«О, Креститель Сына Божьего Иисуса Христа! Преклоняюсь пред тобой в молитве! Прошу, не оставь без внимания меня, грешного! Помолись пред Господом за меня, дабы простил Он грехи мои земные. Отведи от меня, о Святой Иоанн, беды, печаль и злобу мирскую. Только ты мне сможешь помочь и очистить мою душу грешную! Лишь ты удостоился почестей окрестить Иисуса Христа! Пред тобой кланяюсь, к тебе в молитвах обращаюсь. Прости меня за мои дела злые и нечистые! Умоли Господа за меня, ибо предстану я пред Его Престолом, когда придет мой час. Аминь».
Икона великого пророка полна боли, но лишь вглядываясь в ужасный сюжет, мы понимаем, что мир переполнен злом, от которого спасет лишь неподдельная вера и молитвы святым. Не искушайте судьбу, будьте верны слову, данному пред Господом. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя
Где хранится честная глава Иоанна Предтечи?
Размещено 9 Мар, 2015
«Недавно побывала в столице Сирии Дамаске – городе, связанном с евангельской проповедью апостола Павла, именем Иоанна Дамаскина, в городе, являющемся колыбелью одной из древнейших христианских Церквей. Сегодня, не смотря на лояльное отношение к христианству, Сирия, как и весь Восток, все же остается мусульманской страной. Возле огромного восточного базара, нам показали одну из крупнейших мечетей. И экскурсовод-мусульманин и служители мечети с гордостью утверждали, что в ней хранится голова Иоанна Крестителя. Неужели одна из величайших христианских святынь, действительно, находится у мусульман? Как так получилось? Тем более, известно, что в Православной Церкви установлено несколько праздников обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».
Марина Должикова
Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане, действительно верят, что в сокровищнице мечети хранится голова Иоанна Крестителя, которого они также почитают пророком и называют Яхья. В римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Но позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. Хранящиеся сегодня тут останки, возможно, и были найдены во время раскопок при строительстве.
Вообще же в настоящее время о том, что именно у них хранится честная глава Крестителя Господня заявляют и мечеть Омейядов в Дамаске, и римская церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите, и турецкая Антиохия, и даже один из монастырей Армении. К счастью, ни чего общего ни со святоотеческим преданием, ни, тем более, с историческими фактами эти заявления не имеют… Почему же Православная Церковь празднует аж три обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и где сегодня на самом деле находится святыня?
Первый во благодати мученик
Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Сам Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя»(Мф. 11, 10-11). По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом.
Иоанн Предтеча родился на шесть месяцев раньше Господа. По промыслу Божьему он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить людей к принятию ожидаемого Мессии. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
Когда к Иоанну на Иордан пришел креститься Сам Господь Иисус Христос пророк говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Крещением Спасителя Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Но вместе с тем, он продолжал безбоязненно и строго обличать пороки как простых людей, так и сильных мира сего.
В то время, после смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили своего правителя. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. За это Иоанн был заключен в темницу, но Ирод не казнил его, боясь гнева народа.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная своею злобной матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод боялся гнева Божия за убийство пророка, которого и сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26) и послал стража в темницу, повелев отсечь Иоанну голову и отдать ее Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия же взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери, которая надругалась над ней. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и проткнула кинжалом чело. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя 11 сентября Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.
Святое тело Иоанна Крестителя тайно взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. А честную голову пророка Иродиада не велела хоронить и закопала ее в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, похитила и погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся. Но суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией за совершенное злодияние еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Обретение святыни
Через много лет поместье Ирода перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы, (близ Сухуми), в город, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь положена в придворной церкви. Третье обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью 7 июня.
Четвертый крестовый поход
На истории о третьем обретении обычно завершаются повествования о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что дальнейшая судьба святыни связана с католичеством. История появления главы святого Иоанна на Западе мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
В Четьих-минеях святителя Димитрия Ростовского есть сноска, что еще в 1200 году в Константинополе ее видел русский паломник Антоний. 13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.
17 декабря 1206 года католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор — Notre Dame d’Amiens — была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
Православная литургия у главы пророка
После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а саму честную главу святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом, святыня была спасена. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно угасать.
Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и компетентная комиссия экспертов-медиков косвенно подтвердила подлинность реликвии.
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
Николай Жидков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна
Картина голова на блюде
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Юдифь и отрубленная голова на картинах художников эпохи Возрождения
По следам интересных лекций. На этот раз больше личных впечатлений, чем интересных фактов.
В Ветхом Завете есть история о том, как в Иудею вторглась армия вавилонского царя Навуходоносора и осадила город Ветилую. Надежды для осажденных не осталось. И вот одна целомудренная вдова (по другой версии, вообще невинная дева) Юдифь со своей служанкой отправилась в стан врага и прокралась в шатер к военачальнику армии Олоферну, соблазнила его, провела с ним бурную ночь, а наутро отрубила ему голову. Затем принесла её в свой город, после чего враги сняли осаду.
Расскажу не про все картины, так как их действительно очень много. Если есть желание что-то добавить, отлично: пишите в комментах.
Итак, Сандро Боттичелли создаёт такое произведение:
«Возвращение Юдифи в Ветилую»
1469-70 гг, Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Как и в его картине «Рождение Венеры», всё здесь словно тронуто нежной дымкой.
Если не знать, что произошло, а также не присматриваться к голове служанки, то можно подумать, будто женщины идут домой, ну, скажем, с продуктами, а служанка несет кувшин на голове. И только взглянув на меч, становится ясно, над чем так задумалась Юдифь (его она, кстати, держит очень профессионально, как заправский мясник). Пожалуй, это единственная картина из представленных тут, где героиня целиком погружена в себя. Её можно понять: не каждый день отрубаешь голову.
Так же, как и в «Рождении Венеры», создаётся ощущение, что Юдифь не касается ногами земли, словно плывёт по воздуху. Прекрасный пейзаж тоже добавляет легкости. Да и напряжения гораздо больше в фигуре служанки, чем в фигуре главной героини. Служанка явно пытается быстрее добраться до города и торопит задумчивую госпожу: «Молоко прокиснет, голова испортится!».
А вот что позже нарисовал Джорджоне. На первый взгляд, похоже на Боттичелли, правда?
«Юдифь»
1505 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Но эта Юдифь коня на скаку остановит. Смотрите: обоюдоострый меч (килограммов десять) она держит пальчиками, голову несчастного Олоферна пинает ножкой, как футбольный мяч. Нежная дымка, напоминающая картины Боттичелли, а также прекрасный пейзаж на заднем плане подчеркивают свежесть, невинность и спокойствие красавицы. Город спасён, голова отрублена, ночь проведена. Всё в порядке.
Вот так, дорогие женщины. Лично мне картина Джорджоне говорит о том, что никогда не надо терять оптимизма, даже если рядом с вами оказалась голова мужчины, с которым вы провели отличную ночь.
Ну и Тициан, конечно, тоже принял участие в художественном флэш-мобе.
«Юдифь с головой Олоферна»
1515 г., Галерея Дориа Памфили, Рим, Италия
Якопо Тинторетто смотрел на всю эту историю более реалистично:
«Юдифь и Олоферн»
ок. 1550 г., Музей Прадо, Мадрид, Испания
В картине гораздо больше напряжения по сравнению с предыдущими. Тут показан сам процесс. Если не заметить маааленькую голову Олоферна слева под рукой служанки, можно подумать, что военачальник ещё спит и у него есть шанс проснуться вовремя. Но нет. Оно случилось, поэтому Юдифь и спешит прикрыть труп покрывалом.
Стоит сказать, что Тинторетто уделял большое внимание цвету, так что красная штора здесь имеет много смыслов. Например: кровь, борьба, страсть, свобода.
Не могу не сказать о личных впечатлениях: служанка напоминает мужчину, а Юдифь невозмутима, спокойна и жизнерадостна, как всегда. Как ей это удаётся.
Микеланджело да Караваджо, мастер светотени:
«Юдифь, убивающая Олоферна»
1599 г., Палаццо Барберини, Рим, Италия
Итальянская художница Артемизия Джентилески.
Вот это я понимаю, женский подход к проблеме:
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
1614-1620 гг, Галерея Уффици, Флоренция
Что там у нас дальше?
Флорентиец Кристофано Аллори и его Юдифь.
«Юдифь»
1613 г., Галерея дворца Питти, Флоренция
Героиня брезгливо держит голову Олоферна, но самообладания не теряет по-прежнему. У нас, зрителей, есть шанс почувствовать себя вавилонским войском, которому Юдифь предъявляет трофей. Кстати, есть версия, что в этой картине в качестве главной героини художник изобразил свою подругу, а голова Олоферна списана с головы самого художника. Непростые, видимо, у них были отношения.
Отсутствие какого-либо фона говорит о том, что изображенные события происходят «никогда и нигде», то есть «всегда и везде». Вне времени, вне места. История актуальна в любые времена. Вот так вот всё печально.
Но на Севере другие люди и другая Юдифь. Немец Лукас Кранах Старший сотворил даже две картины:
«Юдифь с головой Олоферна»
ок. 1530 г., Музей истории искусств, Вена, Австрия
Конечно, Густав Климт не относится к художникам эпохи Возрождения, но не сказать о нём значило бы не увидеть, во что преобразовалась Юдифь в итоге. А вот в это:
«Юдифь и Олоферн»
1901 г., Австрийская галерея, Вена, Австрия
Надо же так усомниться в целомудренности вдовы и в невинности девы! Климт в двадцатом веке создал настоящую коварную куртизанку, которая так и говорит зрителям: «Иди сюда, Олоферн, возьми меня, а потом я отрублю тебе голову». Богомол, не иначе. Сравните с Боттичелли и Джорджоне: ну как такая женщина могла пойти спасать город! Разве что ради развлечения или за большие деньги.
Лично меня в истории Юдифи интересует один вопрос: где была и что делала всю эту бурную ночь служанка? Возможно, точила меч.
Надеюсь, вам было интересно увидеть, что нового привнёс каждый художник в изображение легендарной женщины и головы легендарного мужчины. До встречи в моей картинной галерее 🙂
Честное Слово
Свежие записи
Популяные рубрики
Так и не согрелся
Енисей оказался в три раза чище
Ученые подсмотрели за личинками морской звезды и создали новых роботов
Школьники покоряют полюс
И много-много радости…
И много-много радости…
На градусники тоже неурожай?
Место катастрофы заливают азотом
…А голову его принесите на блюде
11 сентября Православная Церковь отмечала событие, которое в календаре значится как Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день Церковь вспоминала событие, когда последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета – святого Иоанна Крестителя (Предтечу) – обезглавили по приказу тетрарха Галилеи царя Ирода Антипы
От Иродиады до Ирода
Начать сегодняшнюю нашу статью хотелось бы с конца. А, точнее, с событий и обстоятельств самой казни святого пророка. А потом мы расскажем о нем самом и его удивительнейшей и уникальнейшей миссии перед пришествием Мессии и Спасителя Иисуса Христа.
Сразу скажем, что Церковь чтит Иоанна Крестителя выше всех святых после Богородицы Девы Марии. Иоанна Крестителя так же называют Предтечей. Дословно «предтеча» означает «предшественник». Идущий впереди. Иоанн – тот, кто пришел с проповедью о Спасителе, прежде Самого Спасителя.
Мученическая кончина Иоанна Предтечи произошла в 32 году I века. О ней рассказывают в Новом Завете Библии евангелисты Матфей и Марк. Вот как повествует об этом событии Евангелие от Марка (6:17-29):
«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе».
Отметим, что все это происходило незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
Так чем же именно провинился Иоанн Креститель перед Иродом? Ведь народ израильский любил его и почитал. Иоанн призывал к покаянию. Но не только. Он еще и обличал грехи.
Кто такой был этот Ирод Антипа, по приказу которого обезглавили Иоанна Предтечу? После смерти Ирода Великого (того самого, при котором произошло «избиение младенцев» и при котором на земле родился Иисус) римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Ирода Антипу называются тетрархом или четвертовластником, т.к. он получил в управление четвертую часть земель.
У Антипы была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой – женой своего брата. Пророк Иоанн Креститель неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой.
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломея, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломея пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломее. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду.
Церковь сохранила предание о том, что в дальнейшем произошло с Иродом, Иродиадой и Саломеей. Итак, голова Иоанна Крестителя продолжала обличать… Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя, как уже было сказано, взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломея переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.
Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери – законной жены Ирода Антипы четверовластника – двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 г.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Пацан сказал – пацан сделал?
Итак, в этот день был лишен жизни великий пророк, праведник и проповедник, очень почитаемый в народе. Причем, жизнь его оборвалась вследствие стечения абсурдных, казалось бы, обстоятельств: Саломея, дочь незаконной жены Ирода Иродиады, потребовала голову Крестителя на блюде в вознаграждение за танец на пиру…
Епископ Иона (Черепанов): Любой праздник Православной Церкви всегда глубоко назидателен для православного человека, стремящегося к духовному росту, к совершенству. В ситуации, которая произошла много лет назад во дворце у Ирода, тоже есть много поучительного.
Что для себя нужно взять из этого события? Например, что зачастую лучше пожертвовать своей репутацией – или деловой, или еще какой-угодно другой, но остаться верным Христу. Все-таки часто люди, когда находятся перед решительным выбором – со Христом они или с миром, который лежит во зле, – или по малодушию, или в силу инерции выбирают мир. Подобных случаев происходит множество, и, наверное, каждый человек сталкивался с подобной ситуацией.
Мы знаем, что Ирод с большим уважением относился к Иоанну Предтече и с большим вниманием всегда его слушал. Однако, опьяненный, он так увлекся танцем дочери Иродиады Саломеи, что пообещал ей в награду все, что она захочет, даже до полцарства. Молодая девчонка пошла к матери, а та подговорила ее просить на блюде голову Иоанна Предтечи.
Когда Ирод услышал такую «просьбу», то, думаю, он мгновенно протрезвел, пришел в себя, но… Поступил «чисто по-пацански»: «пацан сказал – пацан сделал». Он не отрекся от своих слов в угоду своей гордыне и царской репутации, и в итоге – умертвил праведника, о котором Сам Христос говорил: «Над рожденными женами выше не было человека».
Действительно, на что только люди способны в угоду общественному мнению, в угоду тем окружающим, мнением которых они дорожат, даже если эти люди не имеют отношения ни к вере, ни к Церкви, а просто находятся рядом с ними.
Так и в этой ситуации: нужно не осуждать Ирода в очередной раз, что вот, он такой-сякой, так поступил. Этот праздник – в назидание всем нам. Это повод задуматься: а готовы ли мы пожертвовать своей репутацией ради Христа? И сколько раз в своей жизни в угоду общественному мнению мы поступались своей верой…
Кто из троих виноват больше? Думаю, все в равной степени. Но больше – виноват объединивший их воедино грех. Этот грех соединил сначала Ирода и Иродиаду в незаконном сожительстве, а затем получил продолжение на пиру через поступок Саломеи.
Всегда так бывает: оступившись раз и не имея желания измениться, продолжая жить греховной жизнью, упорствуя в своем заблуждении, человек доходит до того, что совершает еще больший грех.
Протоиерей Александр Авдюгин: Гордыня Ирода и основанная на похоти злоба Иродиады породили то, что дочери, Саломее, было все равно, что попросить, лишь бы выполнить желание матери. Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может. Ей, наверное, никто и никогда не показывал и не рассказывал, что такое грех и что высшее в мире есть образ Божий – человек.
Вина лежит и на Ироде, и на Иродиаде. И вот такое сочетание, можно сказать, мужского и женского греха в высшем обществе, основанное на неправде, на богатстве, на власти, на буйстве страстей – обязательно порождает таких исполнительниц, как Саломея, которые в своем грехе тоже будут беспредельны. Ради любого желания они согласны пойти на любое преступление, на любой грех.
Вывод какой может быть? Любое неправильно приобретенное богатство, любая неправильно приобретенная должность (неважно – маленькая или большая) будут вести за собой прогрессивно увеличивающийся грех. Чем выше будешь подниматься, тем тяжелее будет его сбросить, и тем сильнее будешь грешить. Много примеров можно привести. Единственный выход здесь – остановиться.
Грех подразумевает все больший разрыв между внутренним состоянием человека и внешним его деланием. К чему это может привести сегодня? Человек становится абсолютно двуличным: может иметь прекрасное образование, поведение, манеры, а внутри – гнилой, способный на любой поступок, на любую гадость, вообще не совместимую с понятием человека как образа Божия.
А вот что писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Позорнейшим пятном в истории человечества был тот день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи».
Вообще, тот день – день жестокой расправы над пророком – был днем великого греха и великой скорби.
Иродиада ненавидела Крестителя, обличавшего ее беззаконный союз с Иродом. Она искала любой способ, чтобы погубить Иоанна Крестителя и «бесилась», как о том поется в песнопениях Церкви.
И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего.
Дочь Иродиады Саломея исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено! И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания.
Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломеи: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя».
В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.
«Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, – напоминает нам Типикон (церковный устав). – Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне – ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам – род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши – пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве»
Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Вот и в нашей газете в прошлом номере на второй полосе в «народном календаре» проскользнула фраза о том, что 11 сентября «запрещается есть все круглое, варить щи, рубить капусту, срезать мак». Распространены и поверья о том, что в этот день нельзя использовать рубящие и режущие предметы. Все эти суеверия не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не нужно придавать никакого значения и уж, тем более, не нужно им следовать.
«Иоанн имя ему»
Так кто же был такой Иоанн Креститель? Еще святой ветхозаветный пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии (т. е. Христа) явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явления Его Предтечи.
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Малахия 3:1).
Ангел, который приготовит путь Господу, – Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как «глас вопиющего в пустыне» (Исаия 40).
Словами: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия 4:5–6), пророк Малахия предсказывает явление вестника пришествия Господа.
Следует отметить, что в представлении послепленных иудеев и самого пророка Малахии грядущий предтеча Мессии – пророк, деятельность которого будет подобна историческому Илии Фесвитянину. Миссия грядущего Илии (т.е. Иоанна Крестителя) – «приготовление пути Господу» (Мал. 3:1), т. е. нравственное приготовление народа к пришествию Мессии, «возвращение сердец отцов к детям и сердец детей к отцам их», чтобы Господь не истребил грешный народ совершенно, «не поразил земли проклятием» (Мал. 4:6).
Это пророчество целиком и полностью осуществилось на Иоанне Крестителе, который действовал «в духе и силе Илии» (Евангелие от Луки 1:17) и подготавливал народ к проповеди Христа, «крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть в Иисуса» (Деяния 19:4).
Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги Ветхого Завета. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие, – повествованием об Иоанне Крестителе.
И вот, в городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя.
Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божьего, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн».
Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Евангелие от Луки 1:41).
Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Иисуса Христа.
Подготавливая людей
По милости Божией младенец Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Бог не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах реки Иордан, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.
Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Малахия 4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься, погрузиться в воду и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…».
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. Это были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал, о чем мы и рассказали выше.
Два крещения
Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения. Практика ритуальных омовений есть во многих религиях мира.
Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву».
Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.
Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию ожидаемого евреями Мессии.
Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.
Только после Пятидесятницы – сошествия Святого Духа на Церковь, которое произошло вскоре после Вознесения Христова – новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деяния 1:5).
Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»