какого значение рыб в природе
Значение рыб. Промысловые рыбы. Охрана рыбных богатств
Урок 6. Позвоночные животные [биология 7 класс]
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Значение рыб. Промысловые рыбы. Охрана рыбных богатств»
Значение рыб в природе велико. Они являются важнейшим звеном в цепях питания в пресных и солёных водах. Рыбы потребляют огромное количество живущих в воде растений и беспозвоночных животных, тем самым регулируя их численность. Хищные рыбы охотятся за более мелкими рыбами, нередко за особями своего вида, часто поедают икру и мальков.
Сами рыбы служат пищей для многих животных: морских котиков, дельфинов, тюленей, енотов, медведей, а также птиц: цапель, пеликанов, чаек. Рыб поедают головоногие моллюски, например, кальмары, осьминоги, каракатицы.
Рыба и рыбопродукты играют важную роль в жизни человека. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит основным источником белка. Блюда из рыбы очень вкусные и легко усваиваются организмом. Её употребляют в вареном, жареном, копчёном, солёном или консервированном виде.
Множество людей занято рыболовством – массовым промыслом рыбы.
Люди занимаются рыболовством с древности. У многих племён оно было основным источником существования.
В настоящее время в морях и океанах ежегодно вылавливается около 75 миллионов тонн рыбы, и примерно 9 миллионов тонн в пресных водоёмах.
Лов рыбы в качестве хобби, вида отдыха или спорта принято называть рыбалкой.
В некоторых странах население питается главным образом рыбой.
Рыбы, которые вылавливаются в большом количестве, называются промысловыми. Важнейшее промысловое значение в мире имеют рыбы семейства сельдевых – атлантическая и тихоокеанская сельди, анчоус; тресковых – треска, навага; лососевых – кета, горбуша, сёмга, форель; а также щука, судак, сом, карп.
За прекрасные вкусовые качества особенно ценится мясо осетровых и лососевых рыб. В пищу оно употребляется свежим, солёным, копчёным. Чёрная икра осетровых и красная икра лососевых – очень ценный питательный продукт. В ней содержится много микроэлементов, минералов (калий, магний, железо), витамины и полный набор аминокислот.
Из печени некоторых видов рыб, например трески, скумбрии, сельди получают ценный пищевой продукт – рыбий жир. Он содержит большое количество витамина Д.
Плавники и плавательный пузырь осетровых используют для производства клея. Рыбу используют как сырьё для получения корма для сельскохозяйственных животных, технического жира и удобрений.
Многие виды рыб имеют отрицательное значение для человека. Одни виды рыб ядовиты для человека, контакт с ними опасен. Такие рыбы вооружены ядовитыми колючками, часть имеет ядовитую слизь, покрывающую тело, а часть – имеют ядовитое мясо или икру.
Другие рыбы являются промежуточными хозяевами паразитических червей (некоторых сосальщиков и ленточных червей), опасных для здоровья человека. Поэтому, нельзя употреблять в пищу сырую рыбу.
Третьи виды – хищники, нападающие на человека, например, акулы и пираньи.
В последние годы наблюдается сокращение численности рыб. Это происходит из-за браконьерства и неограниченного вылова рыбы, загрязнения водоёмов солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, удобрениями и ядохимикатами.
Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всю рыбу и тем прекратить дальнейшее рыболовство. С развитием рыболовства во всём мире развивалась система охраны рыбных запасов, по которой рыболовство ведётся только по сезонному графику и в определённых местах.
Первые законы об охране рыб были изданы в России ещё при Петре I. Охранными законодательствами предписываются количество, место и время лова рыбы. Запрещены способы и орудия лова, приводящие к массовой гибели рыбы. На предприятиях устанавливаются очистные сооружения, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов.
В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, в которых вода льется со ступеньки на ступеньку, и рыбы легко поднимаются по ним.
В последнее время происходит переход от современного рыболовства – охоты к выращиванию промысловых рыб, т.е. к их искусственному разведению. Отрасль животноводства, которая занимается разведением ценных видов рыб, называется рыбоводством.
Россия – родина осетрового рыбоводства. В 1869 году отечественные учёные провели первые опыты по разведению стерляди и разработали биологические основы разведения осетровых. С 1954 года в России появляются рыбоводные заводы. На них производились искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков, которые затем выпускались в естественные водоёмы.
Наибольшие успехи в разведении пресноводных рыб достигнуты в прудовых хозяйствах. В них осуществляется полный контроль со стороны человека за всеми этапами выращивания рыбы от личинки до товарной продукции. Основными объектами разведения являются карп, щука, карась, белый амур, форель, стерлядь.
В зависимости от назначения выделяют нерестовые, выростные, зимовальные, нагульные типы искусственных прудов.
В нерестовых прудах происходит нерест рыбы. Они небольшие по размерам, хорошо прогреваются. Из нерестовых прудов подросших личинок переводят в большие и более глубокие выростные пруды, где мальки находятся до зимы. На зиму их переводят в глубокие, проточные, небольшие зимовальные пруды.
Весной следующего года годовалых рыб из зимовальных прудов переводят в нагульные, в которых они вырастают до товарной (реализуемой в продаже) массы.
Подведём итог. Рыбы имеют огромное значение в природе и жизни человека. Множество людей занято рыболовством – массовым промыслом рыбы. В последнее время наблюдается сокращение численности промысловых рыб. Поэтому для сохранения и увеличения рыбных запасов принимаются охранные законодательства и переход к искусственному разведению рыб.
Значение рыб в природе и жизни человека
Описание презентации по отдельным слайдам:
Значение рыб в природе и жизни человека Трусова Дарья
Рыбы имеют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за потребления в пищу.
Рыбы как промысловые животные дают мясо, икру, рыбий жир, клей, кожу
Искусственное разведение рыбы осуществляется: а) на рыбоводных заводах, где разводят различных ценных промысловых рыб (осетровых, сига, форель и др.); б) в прудовых хозяйствах различного типа: тепловодных (разводят карпа, толстолобика, белого амура и др) и холодноводных (разводят форель, которая живет в водоемах с твердым каменистым дном и чистой холодной водой) полносистемных (прудовые хозяйства, в которых рыбу выращивают от икринки до товарного состояния и состоящих из нерестового, выростного, зимовального, Нагульного и маточного прудов) и неполносистемных (прудовые хозяйства, в которых рыбу выращивают или от икринки до мальков (зарибок), которых можно выпускать в ставки, или от зарибку к товарной продукции).
Рыбы употребляются в пищу
Кроме продуктов питания, рыба является сырьем для получения лекарств (например, рыбьего жира, богатого витамином А и витамины D), кормов для животных (рыбья костная мука), технического жира, клея, кожи и др.
Некоторые рыбы являются промежуточными хозяевами для паразитических червей (для лентеца широкого, сосальщика кошачьего). Среди рыб есть немало и ядовитых животных, которых нужно знать и остерегаться (усач, колючая бородавчатка, рыба-фугу). Рыб используют как биологический метод борьбы с вредителями (гамбузию для уничтожения личинок малярийного комара).
Многие занимается содержанием аквариумных рыбок, доставляет удовольствие и пользу для здоровья.
В связи с растущими потребностями людей в пищевых продуктах, с совершенствованием орудий лова, ухудшением экологического состояния возникла потребность в специальных мероприятиях по охране и восстановлению численности рыб.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1219393
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему: «Значение рыб»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Значение рыб в природе и жизни человека
Значение рыб в природе В первую очередь, рыбы – являются важнейшим звеном в цепи питания. Они регулируют численность многих видов(водорослей, планктона). Важность рыб в роли среды обитания тоже довольно велика. Многие бактерии и паразиты “путешествуют” на их телах. Некоторые рыбы имеют способность очистки воды. В тех водоёмах, в которых они обитают, кристально чистая вода и приятные условия для размножения и проживания обитателей подводного мира.
Рыбы в цепи питания
Рыбы – “транспорт” паразита
Рыбы – продукт питания и источник витаминов Рыба как продукт питания ничем не уступает мясу. Некоторые диетологи даже утверждают, что рыбный стол полезнее и питательнее, чем мясной. Рыба ценна белками, которые и являются основой жизни. Рыбий жир является самым полезным жиром на планете. Рыба может удовлетворять потребности человека в целом ряде минеральных веществ. Рыба содержит почти все витамины, вот те, которых больше всего: витамин D, положительно влияющий на синтез некоторых гормонов и помогающий всасыванию кальция; витамин A, который влияет на работу всех слизистых; витамины группы B, регулирующие правильную работу нервной системы; витамин PP, лечащий кожные заболевания и участвующий в правильном усвоении белков, жиров и углеводов.
Рыбы – продукт питания
Рыбы – источник витаминов
Использование рыб в промышленности Рыбная мука, насыщенная протеином, используется как корм для скота. Рыбный фарш также используют как корм для скота, но только в пушном животноводстве. В мире существует очень много консерв и закаток, изготавливаемых на заводах.
Эстетическое значение рыб Многие народы любовались красотой подводного мира и сочиняли множество произведений вдохновлённых им. Люди заводят рыб у себя в домах, чтобы каждый день любоваться разноцветными обитателями воды. В музеях также имеется множество скелетов рыб и их потомков, над разгадкой истории которых трудятся множество учёных. В больших городах создают огромные океанариумы, завораживающие своей красотой и подталкивающие людей к изучению рыб.
Произведения о рыбах
Вывод Мы никак не можем обойтись без рыб. Подводный мир – один из важнейших аспектов нашей планеты, жизнь без которого невозможна. Но к сожалению, многие люди этого не осознают. В мире уже достаточно браконьеров, отходов и зла, но никогда не будет много защиты и помощи живым существам. Любите природу!
Спасибо за просмотр!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-197552
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Помогите полностью ответить на вопрос : »Значение рыб в природе и жизни человека» За лучший ответ дам 10 ба
Класс Хрящевые рыбы. Роль в природе и жизни человека.
Недостаток животных белков в пищевых рационах населения многих стран мира вызывает необходимость более широкого использования в пищу объектов морского промысла, в том числе и хрящевых рыб. При этом следует учитывать, что поздние сроки наступления половой зрелости и относительно невысокая плодовитость хрящевых рыб делает их весьма уязвимыми: при интенсивном промысле их численность восстанавливается много медленнее, чем у многих других промысловых рыб.
Значение рыб в природе:
Регуляция численности водных беспозвоночных.
Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
Звено в целях питания живых организмов.
Класс Хрящевые рыбы. Роль в природе и жизни человека.
Недостаток животных белков в пищевых рационах населения многих стран мира вызывает необходимость более широкого использования в пищу объектов морского промысла, в том числе и хрящевых рыб. При этом следует учитывать, что поздние сроки наступления половой зрелости и относительно невысокая плодовитость хрящевых рыб делает их весьма уязвимыми: при интенсивном промысле их численность восстанавливается много медленнее, чем у многих других промысловых рыб.
Класс Хрящевые рыбы. Роль в природе и жизни человека.
Недостаток животных белков в пищевых рационах населения многих стран мира вызывает необходимость более широкого использования в пищу объектов морского промысла, в том числе и хрящевых рыб. При этом следует учитывать, что поздние сроки наступления половой зрелости и относительно невысокая плодовитость хрящевых рыб делает их весьма уязвимыми: при интенсивном промысле их численность восстанавливается много медленнее, чем у многих других промысловых рыб.
Урок по биологии на тему «Значение рыб в природе и жизни человека » (7 класс)
Обобщить и систематизировать представления учащихся о многообразии рыб, их приспособленности к водной среде обитания; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.
таблицы, рисунки, карточки.
Основные понятия и термины урока:
Хрящевые, костные, двоякодышащие, кистеперые, костистые
значение рыб в водных природных сообществах;
разведение и акклиматизация рыб;
прудовое и озерное рыболовство.
II . Два человека работают по карточкам и один работает у доски: рисует отделы головного мозга. остальные отвечают на вопросы теста(устно)
рыбы приспособлены к водной среде обитания:
А дышат при помощи жабр;
В имеют головной и спинной мозг;
Г парные конечности имеют форму плавников.
Рыбы обладают, особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:
А органом обоняния;
А кровеносной системы;
Б выделительной системы;
В дыхательной системы;
Г пищеварительной системы.
Кровеносная система рыб:
В имеет один круг кровообращения;
Г состоит только из артерий.
С помощью плавательного пузыря рыба:
А быстрее передвигается;
Б воспринимает направление и силу тока воды;
В переваривает пищу;
Г опускается на глубину или всплывает.
К хрящевым рыбам относят:
К кистеперым рыбам относят:
В австралийский рогозуб;
Крупной рыбой морей считают:
В атлантическую сельдь;
Г обыкновенного сома.
Тело рыб подразделяется на…………………….
Головной мозг имеет……….отделов
в водных природных сообществах;
разведение и акклиматизация рыб;
прудовое и озерное рыболовство.
Рыбы являются одним из звеньев пищевых цепей в природе и участвуют в круговороте веществ. Обитая во всех слоях водной стихии, рыбы используют различные пищевые ресурсы: от планктона и водорослей до представителей почти всех типов и классов животных. Питаясь, рыбы регулируют численность водных организмов и в тоже время сами являются источником питания многих рыбоядных животных.
Рыбы многих видов – важнейший источник питания людей. Отходы переработки рыбной продукции используются для кормления сельскохозяйственных животных (свиней, кур, уток), пушных зверей на зверофермах.
К самым ценным промысловым рыбам относят отряд осетровых.
По таблице назовите, пожалуйста, представителей этого отряда и где они обитают.
Их относят к проходным рыбам. Они живут до 50-100 и более лет. Эти рыбы широко известны из-за особо вкусного мяса и икры.
К самым промысловым рыбам относят отряд тресковые.
По таблице назовите, пожалуйста, представителей этого отряда и где они обитают.
Ребята, скажите, а запасы рыб вечные?
Нет, поэтому важно вылавливать столько рыбы, чтобы оставшаяся ее часть могла быстро восстановить прежнюю численность. Нельзя вылавливать не подросшую рыбу использовать хищнические способы лова: травление, глушение взрывчатыми веществами.
Необходимо принимать все меры к тому, чтобы водоемы не загрязнялись, нефтепродуктами, сточными водами.
В сохранении и увеличении численности наиболее ценных промысловых рыб большое значение имеют рыбоводные заводы, на которых производят искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков.
Для искусственного оплодотворения икры вылавливают идущих на нерест самок и самцов. В специальные сосуды из самок осторожно выдавливают икру и перемешивают ее с семенной жидкостью, получаемой таким же способом из самцов. После этого икру заливают водой. Такой способ оплодотворение икры называют сухим. Он был предложен в 1857 г. Русским рыбоводом В.П. Врасским. При сухом способе оплодотворяется 90-100% икры, а в естественных условиях – всего 8-10%.
Оплодотворенную икру помещают в специальные аппараты, с низу которых постоянно подается свежая вода. Вышедшие из икринок личинки с током воды попадают в систему бассейнов, где для них создаются все необходимые условия жизни. Подросших мальков выпускают в естественные водоемы, перевозят на самолетах в новые для них места обитания.
Большое значение в увеличении запасов рыбы имеет акклиматизация: переселение рыб в водоемы, в которых они раньше не встречались. Начиная с 30-х годов в нашей стране было переселено более сорока видов рыб. Примерно 1/3 их хорошо прижилась ив новых условиях, и рыбы стали размножаться.
В нашей стране много естественных и искусственных озер, прудов и других пресных водоемов, во многих из которых организовано промышленное выращивание карпа, белого амура, толстолобика.
Карп быстро растет, вынослив, может жить в стоячей воде, неприхотлив к корму. Он плодовит, питается растениями и беспозвоночными животными. На третий год жизни масса тела карпа достигает 1,5-2 кг.
Белый амур и толстолобик – крупные рыбы до и более метра в длину. раньше эти рыбы в нашей стране водились только в водоемах Дальнего Востока.
Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому регулируют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, например у некоторых видов акул, его нет. Благодаря чему всплывают многие виды акул?
Форель может жить в водоеме с медленно текущей водой, но метать икру уходит в быстротекущие реки. Можно ли разводить форель в прудовых хозяйствах?
Карпа, отличающегося большой плодовитостью и быстрым ростом, разводили еще в Древней Греции. Сегодня это самая распространенная в прудовом хозяйстве рыба. Благодаря каким качествам карпообразным отводится первое место среди «одомашненных» рыб.
V . Школьники получают задание описать свое воображаемое путешествие по той или иной местности. Представьте себе что вы отправляетесь на необитаемый остров и получили задание изучить подводный мир. В качестве доказательства вы должны привезти фотографии, т.е. рисунки.