какого пророка проглотила рыба
Библия говорит, что пророк Иона провел три дня в желудке кита. Такое вообще возможно?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Давайте для начала вспомним, как в Библии описывается этот знаменитый эпизод:
И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня, — так начинается одна из пророческих книг Ветхого Завета — Книга пророка Ионы. Но, вместо того чтобы послушать Бога, пророк бежит в обратном направлении — он был уверен, что Бог все равно помилует язычников: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион 4:2). Согласитесь, не самое типичное поведение для того, кто призван провозглашать Божью волю людям.
Корабль, на котором плывет Иона, попадает в сильный шторм. Судно вот-вот перевернется, и вся команда молится своим богам и кидает жребий в попытках узнать, из-за кого началась буря. Жребий падает на Иону. Иона просит бросить его за борт. Команда против и пытается грести, но безуспешно. Тогда они принимают тяжелое для себя решение и кидают пророка в море. Буря прекращается, а Иону проглатывает кит.
Было много споров по поводу того, может ли кит проглотить человека. Высказывались мнения, что это физиологически невозможно для животного. Но на самом деле мы не знаем, что за «рыба» проглотила пророка. Православная энциклопедия пишет, что по-гречески кит — «κήτος» — буквально означает «морское чудовище», и только второе его значение — «кит» в привычном для нас понимании.
В 1891 году британское адмиралтейство задокументировало реальный случай, имевший место около Фолклендских островов. Огромный кашалот разбил шлюпку с британской китобойной шхуны и проглотил гарпунера Джеймса Бартли. Несколько часов спустя животное убили китобои и, разделывая его тушу, обнаружили в желудке человека — без сознания, но живого. Желудочный сок кашалота, конечно же, повредил ему: у гарпунера выпали волосы, а кожа потеряла пигментацию и стала белой, как бумага. Но он остался жив.
Верить или не верить в эту историю, как и в историю о пророке Ионе, — наш личный выбор. Святитель Филарет Московский в свое время сказал: «Если бы в Библии было написано, что это не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы поверил и в это».
Ну а все-таки: было ли все в данном случае буквально так, как написано в Библии? Или историю Ионы можно прочитывать метафорически, как притчу? Да, есть и такое мнение среди исследователей. Книга пророка Ионы — скорее назидательный рассказ об исправлении человека: через три дня «кит» изверг пророка на сушу и тот, несмотря на свой страх, пошел с проповедью к язычникам.
Кроме назидания в книге есть очень важный прообраз пребывания Спасителя во гробе после распятия. Об этом говорит Сам Иисус Христос в Евангелии от Матфея: … ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мф 12:40–41).
Книга пророка Ионы — нетипичная для Библии. «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» — вот единственное пророчество Ионы. Но даже оно «не сбылось»: люди вместе с правителем Ниневии покаялись, и Бог простил их.
Как на это отреагировал Иона, читайте в нашем подробном материале о «неправильном пророке».
Какого пророка проглотила рыба
На самом ли деле Иона был проглочен китом?
История об Ионе – это удивительный рассказ о своенравном пророке, который, будучи проглоченным китом (или «большой рыбой» – см. ниже) и изрыгнутым на берег, неохотно привел нечестивый город Ниневию к покаянию. Скептики часто критикуют этот библейский рассказ из-за невероятных событий, описанных в нем. Эти события включают следующее:
• средиземноморскую бурю, вызванную и успокоенную Богом (Ионы 1:4-16)
• крупную рыбу, направленную Богом, чтобы проглотить пророка после того, как его выбросил в море экипаж корабля (2:1)
• выживание Ионы в желудке рыбы в течении трех дней и трех ночей, или его воскрешение из мертвых после того, как он был изрыгнут на берег – в зависимости от того, как интерпретировать текст (2:1)
• рыбу, изрыгающую Иону на берег по приказу Бога (2:11)
• растение, выросшее очень быстро по Божьему провидению, чтобы дать Ионе тень (4:6)
• червя, направленного Богом, чтобы подточить и заставить увянуть растение, дающее тень (4:7)
• знойный ветер, вызванный Богом, чтобы доставить Ионе неудобство (4:8).
Критики также считают маловероятным покаяние Ниневии (3:4-9), хотя технически это не является чудом. Тем не менее, покаяние Ниневии имеет смысл, учитывая необыкновенное появление Ионы на побережье Средиземного моря и известный нам факт поклонения Дагону в этой конкретной области древнего мира. Дагон был богом-рыбой, популярным божеством среди пантеонов Месопотамии и восточного побережья Средиземного моря. Он несколько раз упоминается в Библии по отношению к филистимлянам (Судей 16:23-24; 1 Царств 5:1-7; 1 Паралипоменон 10:8-12). Изображения Дагона были найдены в дворцах и храмах Ниневии и во всем регионе. В некоторых случаях он был представлен как человек, одетый в рыбу. В других он был наполовину человеком, наполовину рыбой – своеобразный водяной или русалка.
Что касается успеха Ионы в Ниневии, то востоковед Генри Клей Трамбалл выдвинул правомерный аргумент, написав следующее: «Что могло быть еще убедительнее для Ионы как божественного посланника в Ниневию, чем быть выброшенным из уст большой рыбы в присутствии свидетелей где-то на побережье Финикии, где бог-рыба был любимым объектом поклонения? Такой случай неизбежно возбудил бы живое воображение восточных зрителей, так что многие были бы готовы последовать за тем, кого они считали воплощением бога-рыбы, поведавшим им историю своего восстания из моря и направлявшимся с миссией в город, в котором бог-рыба был центром поклонения» (Г. Клей Трамбалл, Иона в Ниневии, Журнал библейской литературы, том 2, № 1, 1892, стр. 56).
Некоторые исследователи предполагают, что внешний вид Ионы, обесцвеченный под воздействием желудочных кислот рыбы, посодействовал его миссии. Если это так, то ниневитяне встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были призрачно-белого цвета – человека, сопровождаемого толпой неистовых последователей, многие из которых утверждали, что были очевидцами того, что его выплюнула на берег большая рыба (плюс любые красочные преувеличения, которые они могли добавить).
Ионе достаточно было только вызвать публичный резонанс, чтобы получить доступ к царю, который, услышав о божественном приговоре, имел бы власть провозгласить в городе день поста и покаяния. Согласно библейскому повествованию, именно это и произошло (Ионы 3:6-9). Итак, учитывая, что пророк был изрыгнут на берег большой рыбой, покаяние Ниневии вытекает из абсолютно логичной прогрессии.
По поводу морского опыта Ионы (который является самым трудным вопросом данной истории), хотя нет убедительных исторических свидетельств того, что он был когда-либо проглочен рыбой и выжил, чтобы поведать об этом, существуют некоторые поразительные доказательства, подтверждающие это. В третьем веке до н.э. вавилонский жрец/историк по имени Берос написал о мифическом существе по имени Оанн, вышедшем из моря, чтобы принести людям божественную мудрость. Ученые обычно идентифицируют этого загадочного человека-рыбу как аватара вавилонского бога воды Эа (также известного как Энки). Любопытный момент в рассказе Бероса – это использованное им имя: Оанн.
Берос писал на греческом языке в эллинистическую эпоху. Имя Оанн всего лишь на одну букву короче греческого имени Иоанн. Иоанн является одним из двух греческих имен, используемых в Новом Завете для обозначения еврейского имени Йона, которое, в свою очередь, является сокращенным от Йоханана. И Иоанн, и Ионас (второе греческое имя-аналог) используются взаимозаменяемо в Септуагинте, греческом переводе древнееврейского Ветхого Завета. (Сравните 4 Царств 25:23 и 1 Паралипоменон 3:24 в Септуагинте с теми же отрывками из еврейского Ветхого Завета.)
Что касается недостающего «и» в имени Оанн, то, по словам профессора Трамбалла, который утверждает, что его умозаключения подтвердил известный ассириолог доктор Херман Хилпрехт, «В ассирийских письменах «й» из иностранных слов трансформируется в «и» или вообще исчезает; поэтому Йоанн, греческий аналог Йоны, у ассирийцев будет либо как Иоанн, либо Оанн» (там же, стр. 58).
Ниневия была ассирийским городом. Это по сути означает, что Берос написал о рыбе-человеке по имени Иона, вышедшем из моря, чтобы поделиться божественной мудростью с людьми, – замечательное подтверждение еврейского повествования.
Берос утверждал, что основывал свое описание на официальных вавилонских источниках. Ниневия была завоевана вавилонянами при царе Набополасаре в 612 году до н.э., более чем за 300 лет до Бероса. Поэтому весьма вероятно, по крайней мере гипотетически, что в его трудах описаны успехи Ионы в Ниневии. Если это так, то, по всей видимости, Иона был обожествлен и мифологизирован в течение трех столетий, сначала ассирийцами, которые, без сомнения, ассоциировали его со своим богом-рыбой Дагоном, а затем вавилонянами, которые, похоже, ассоциировали его с их собственным богом воды Эа.
В дополнение к рассказу Бероса Иона фигурирует в израильских хрониках как пророк, предсказавший военные успехи Иеровоама II против Сирии в 8-м веке до Рождества Христова (4 Царств 14:25). Считается, что Иона был сыном Амафия (см. Ионы 1:1) из города Геф-Хефер в нижней Галилее. Иосиф Флавий повторяет эти подробности в своих «Иудейских древностях» (глава 10, абзац 2). Иона не был воображаемой личностью, выдуманной, чтобы сыграть роль непослушного пророка, проглоченного рыбой. Он является частью пророческой истории Израиля.
Относительно города Ниневии, то он был вновь открыт в 19-м веке после свыше 2500 лет забвения. В настоящее время считается, что это был самый большой город в мире на момент его исчезновения (см. «Четыре тысячелетия урбанистического развития: историческая перепись» Терциуса Чендлера). По словам сэра Остина Генри Лейарда, описавшего открытие этого города, окружность Большой Ниневии равнялась «ровно трем дням пути», как и сказано в Ионы 3:3 (Остин Генри Лейард. Популярный рассказ об открытиях в Ниневии, 1854 г., стр. 314). До этого открытия скептики посмеивались над тем, что в древнем мире мог существовать такой большой город. Многие вообще отрицали существование Ниневии. Ее повторное открытие в середине 1800-х годов стало замечательным свидетельством в пользу Библии, в которой Ниневия упоминается 18 раз и где ее судьбе посвящены две целых книги (Ионы и Наума).
Интересно отметить, где был открыт потерянный город Ниневия. Он был найден погребенным под несколькими курганами в окрестностях Мосула в современном Ираке. Эти курганы известны по своим местным названиям, Куюнджик и Наби-Юнус. Наби-Юнус, как оказывается, с арабского означает «пророк Иона». Потерянный город Ниневия был найден погребенным под курганом, названным в честь пророка Ионы.
Что касается кита, то Библия на самом деле не уточняет, какое морское животное проглотило Иону. Большинство исследователей полагает, что это был кашалот. Также это могла быть белая акула. Еврейское словосочетание, используемое в Ветхом Завете, «гадовл даг», буквально означает «большая рыба». Греческое слово, используемое в Новом Завете, «кетос», просто значит «морское существо». Известны как минимум два вида средиземноморских обитателей, способных полностью проглотить человека, – кашалот и белая акула. Оба эти существа встречались в разных местах Средиземного моря и были издавна известны средиземноморским морякам. Аристотель описал оба эти вида в своей «Истории животных» еще в 4-м веке н.э.
Итак, у нас есть три из четырех ключевых фигурантов истории: Иона, Ниневия и рыба, способная проглотить человека. Остается четвертый персонаж: Бог. Скептики насмехаются над чудесами, описанными в книге Ионы, утверждая, что нет механизма, при помощи которого такие события могли бы произойти. Это их предубеждение. Однако мы знаем, что существует Тот, Кто способен управлять природными явлениями таким сверхъестественным способом. Мы верим, что Он является Создателем естественного царства и поэтому не ограничен им. Мы называем Его Богом и верим, что Он послал Иону в Ниневию, чтобы привести этот город к покаянию.
Бог открывал Себя на протяжении всей истории различными способами, одним из которых было Его воплощение в Личности Иисуса Христа. Иисус не только дает нам основание полагать, что существует Тот, Кто способен творить чудеса, – Он дает нам уверенность в том, что такие события на самом деле произошли.
Иисус говорил об испытании Ионы как о реальном историческом событии. Он использовал его в качестве метафоры относительно Своего собственного распятия и воскрешения, которые сами по себе были невероятными событиями. Матфей процитировал слова Иисуса: «Как Иона пробыл в чреве морского чудища три дня и три ночи, так и Сын человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи. Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят его: ведь они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь нечто большее, чем Иона!» (Матфея 12:40-41; перевод Российского Библейского общества; ср. с Луки 11:29-30, 32).
Доказательства таковы, что каждый христианин может иметь основание для веры, а каждый скептик должен подумать дважды, прежде чем отвергать историю об Ионе как миф.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Пророк Юнус
История пророка Юнуса (Йунуса, Y unus) уникальная и интересна сама по себе, он был брошен в море и его проглотила огромная рыба, он обращался к Аллаху, находясь внутри этой рыбы, в ее чреве, чтобы Всевышний помог ему, и Аллах его спас от такой гибели, приказав рыбе выбросить на берег пророка Йунуса.
Об этом рассказано в хадисе, который дополняет все те сведения, которые представлены в аятах Корана о пророке Юнусе. В этом же хадисе разъясняется, почему Аллах разгневался на пророка Йунуса, по какой причине он был вынужден отправиться на корабле в далекое плавание и быть далеко от своих родных мест и от своей семьи.
История Юнуса
По словам Абдуллы ибн Масуда, пророк Юнус пообещал народу своему, что их постигнет кара через три дня. Отделив детей от их матерей, люди вышли и обратились к Аллаху с просьбой о прощении, и Всевышний удержал Свое наказание от них. Пророк Йунус не видел этого и ждал кары Аллаха. В мире в те времена, когда происходили эти события, людей, говорящих ложь и не имевших доказательств своих слов, убивали.
Пророк Йунус рассердился и ушел из своего селения, и встретил людей, которые собирались в путешествие на корабле, которые узнали его и взяли его с собой. Взойдя на судно, он заметил, что судно это плывет очень медленно, и другие суда, проходящие мимо, обгоняют его. Пророк Йунус спросил у матросов, что с их кораблем, и моряки отвечали, что сами не понимают. На это им пророк Йунус сказал, что знает, в чем дело, и судно их не поплывет до тех пор, пока раб, сбежавший от хозяина и находящийся сейчас на их корабле, не будет выброшен за борт в море. Люди на корабле поняли о ком идет речь и поклялись, что не бросят пророка Юнуса, и тогда он сказал, что следует бросить жребий, и на кого тот жребий падет, того и следует выбросить. Был брошен жребий трижды, и все три раза он указывал на пророка Юнуса, который после этого сам бросился в море, и его поглотил кит, отправленный за ним.
Он сбежал на переполненный корабль.
Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим.
Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания.
Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха,
то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены.
сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 140-144-й аяты
В чреве кита
Спасение
По словам Ибн Масуда, когда Юнус был выброшен на берег, он напоминал цыпленка без перьев, общипанного и жалкого. Но над ним по воле Аллаха было выращено тыквенное дерево, в тени которого пророк Юнус, оставшись один, укрывался и питался плодами с него. Но дерево это высохло, и тогда пророк начал плакать. И было ему Откровение Всевышнего: «Неужели ты плачешь о высохшем дереве и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!».
Свидетельствование дерева
После этого Юнус отправился в путь, и встретил пасшего овец юношу. Юноша сообщил ему, что он из народа Юнуса, и тогда пророк сказал ему передать своим людям приветствие и рассказать о том, что он встретил пророка Юнуса, но юноша сказал, что если он является Юнусом, то ему должно быть известно, что человек, говорящий неправду и не имеющий доказательств своих слов, должен быть убит, и спросил, кто будет свидетелем его словам. Юнус сказал, что свидетелями ему будут земля, на которой один юноша пас овец, и дерево, возле которого они встретились. И обратился пророк Юнус к дереву и участку земли быть свидетелями слов этого юноши, если он придет к ним. Дерево и земля ответили согласием.
Когда юноша пришел к своему народу и рассказал об этой встрече, он находился под защитой своих братьев. Когда же царь приказал казнить этого юношу, братья его заступились за него и сказали, что существуют доказательства его слов. К дереву были отправлены царем люди вместе с юношей и его братьями, и юноша обратился к дереву и участку земли с именем Аллаха на устах и с просьбой подтвердить его слова. И тогда дерево и участок земли ответили «Да!». Люди были поражены этим свидетельством, они вернулись к царю и сообщили ему о том, что увидели. Тогда царь сказал, что юноша один достоин трона царя, и этот юноша один правил народом в течение следующих сорока лет.
Хадис, в котором приводятся эти сведения, был передан Абу Шейбой в «аль-Мусаннаф», Ахмадом и другими. Аль-Хафиз ибн Хаджар, указывал на достоверность риваята, переданного ибн Абу Хатимом. По свидетельству шейха Ибрахим аль-Али, хадис является достоверным.
Из приведенного хадиса следует, что Юнус ибн Матта являлся пророком и Посланником Аллаха, которому было послано Откровение Всевышнего так же, как и остальным пророкам. Он был человеком благодетельным и праведным, и был избран Аллахом из всех людей мусульманского мира.
Почему Юнус сбежал от своего народа и был спасен от кита
Аллах назвал Юнуса «сбежавшим», потому что сообщил людям о грядущей божьей каре после того, как в течение многих лет люди не верили в пророческую миссию Юнуса. После его предсказания, люди осознали неминуемость кары Аллаха и поверили в это, покаялись и обратились ко Всевышнему с просьбой о прощении. Люди забрали детей у матерей и детенышей у животных, и их рыдания присоединились к общему числу взываний к Аллаху, и сделано это было для того, чтобы их воззвание было еще громче и сильнее, чтобы оно достигло Аллаха, и Он сжалился над ними.
Народ пророка Юнуса спас Иман, вера, избежать наказания. И когда пророк Юнус увидел, что кара не постигла его народ, он ушел, опасаясь казни, потому что думал, что его сочтут лжецом. Поскольку Юнус покинул свой народ и сел на корабль без позволения Аллаха, Всевышний назвал его беглым рабом, то есть «абик». Как раб своего Господа, Юнус не имел права сердиться или гневаться на деяния Аллаха, он должен был не бежать, а удовлетвориться тем, каково будет Его установление. Поэтому Пророку Мухаммаду ﷺ Аллах запретил уподобляться «человеку в рыбе».
Аяты об исцелении Пророка Юнуса и повторной миссии
Пророка Юнуса спасла его вера в Господа – если бы он не обратился к Аллаху из чрева рыбы и не попросил Его о помощи, то так и погиб бы во чреве гигантской рыбы. То, что над ним выросло именно тыквенное дерево, имеет свое значение, ведь когда Юнус был выброшен на берег, его кожа была поражена настолько, что его можно было сравнить с цыпленком без перьев. О целительных свойствах тыквы говорят и целители, и медики: она способна утолить жажду, исцелить тех, кто страдает проблемами пищеварения, излечивает головную боль, обладает успокоительными свойствами, лечит легкие и еще многие заболевания. Тыквенное дерево высохло тогда, когда пророк Юнус уже достаточно исцелился, чтобы мог продолжить свой путь.
Различия истории Пророка Юнуса (Ионы) в исламе и христианстве
История пророка Юнуса рассказана также в Библии, в Ветхом Завете (Танахе) – там его истории посвящена целая «Книга Ионы сына Амафии», и пророк Юнус упоминается в ней по имени Иона как один из еврейских пророков. Некоторые события совпадают в Библии с тем, что было рассказано в Коране, но существуют и расхождения. Имя Йунан, которое приводится в Библии, происходит от имени «Йунасан», которое в переводе означает «Яхве дарует» или «дар Бога». Там рассказывается, что происходил он из ДжитХафера, города в Палестине, который расположен недалеко от города Назарета или Насыра. Толкователи сделали вывод, что Йунан принадлежал к племени Завулона или Заблюна, поскольку это племя проживало в то время в этом городе. Но никаким достоверными источниками эти сведения не подтверждаются.
По утверждениям писателей Ветхого Завета или Танаха христианского мира, пророк Иона был послан к жителям Неневии или Найнава из своего города в Палестине в то время, когда в мире среди них было сильно распространено распутство и зло, и был послан, чтобы предупредить их о том, что они разгневали Аллаха, и за это им грозит кара небесная. Неневия или Найново, о котором идет речь, был большим иракским городом рядом с Мосулом, и пророк Юнус отказался от того, чтобы туда ехать, поскольку опасался его жителей. И по этой причине он сбежал, сел на корабль и отправился в Иоппию или Яффу. По утверждениям толкователей Ветхого Завета, город Яффа находился в Испании, но непонятно, как мог он подумать, что может убежать от Всевышнего. Там рассказывается, что, когда корабль был в открытом море, начался шторм, и люди на корабле, опасаясь, что он может разбиться, начали выбрасывать всю свою поклажу море, чтобы спасти корабль. Капитан корабля спустился в трюм, где спал пророк Юнус, и потребовал, чтобы тот помолился Господу и попросил спасти людей в открытом море, а люди на корабле бросили жребий, чтобы узнать, кто является причиной такого бедствия. И когда жребий пал на Юнуса, его принялись расспрашивать, откуда он и кто, поскольку не знали, кем он является. Когда они узнали, что пророк Юнус бежит от гнева Господа, они выкинули его за борт, и он сам попросил их об этом, потому что знал, что шторм происходит из-за него.
Если прочитать библейскую историю после того, как была прочитана история в суре Коране, становится понятно, что библейский вариант во многом подвергается серьезным искажениям, и от истины там осталось немного.
Полезные уроки
Из истории пророка Юнуса можно сделать много полезных выводов и извлечь полезные уроки мусульманам всего мира. Веление Господа нерушимо для верующего, поэтому он должен смириться с этим и не гневаться. Спасение человека приходит только с верой в Бога и только вера способна спасти человечество от гибели. Своих рабов иногда Всевышний подвергает серьезным испытаниями, но всегда спасение приходит к ним через Иман. Аллах безгранично могущественен, и на это указывают события, описанные в хадисе. Аллах способен одарить властью того, кого пожелает, и на это указывает случай с юношей, который был одарен властью царя. Ложь является тяжким грехом, за который неминуемо наказание, а в древности ложь каралась смертью. Посмотрите видео об истории пророка Юнуса для детей и полезные выводы из его истории:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Какого пророка проглотила рыба
История пророка Юнуса (мир ему)
Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием «Наставления для размышляющих» содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет.
Наставление пятое. «ЮНУС (алейхи салям)»
В 30-летнем возрасте Юнус (алейхи салям) был направлен в качестве пророка к своему народу-идолопоклоннику. На протяжении 33 лет без устали он призывал своих соплеменников к вере во Всевышнего Аллаха, однако ниневийцы насмехались и не внимали словам пророка, продолжая пребывать в неповиновении. За Юнусом (алейхи салям) последовали лишь двое людей.
Предупредив об этом, Юнус (алейхи салям) поспешил покинуть свой город, испугавшись, что наказание коснется и его тоже и не дождавшись на то разрешения Создателя.
Вскоре жителей Ниневии, как и предрекал Юнус (алейхи салям), охватил ужас: они стали желтеть, а небо над городом покрываться черным дымом. Истина, о которой предупреждал их пророк, стала для них очевидной, как и обещанное наказание. Осознав надвигающуюся погибель, ниневийцы бросились искать Юнуса (алейхи салям), но тщетно. В городе его уже не было.
Общее покаяние жителей Ниневии
Аллах – Милующий и Всепрощающий. Он смилостивился и над ниневийцами, оказавшимися без пастыря – пророк покинул их, а Всевышний избавил от грядущего наказания. Народ Юнуса (алейхи салям) является единственным в истории человечества покаявшимся и спасшимся от гибели племенем. Всевышний говорит в Коране:
فَلَوْلَا كَانَتْ قَرْيَةٌ آمَنَتْ فَنَفَعَهَا إِيمَانُهَا إِلَّا قَوْمَ يُونُسَ لَمَّا آمَنُوا كَشَفْنَا عَنْهُمْ عَذَابَ الْخِزْيِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَتَّعْنَاهُمْ إِلَىٰ حِينٍ
«Разве были селения, жители которых уверовали, и им помогла вера, кроме народа Юнуса? Когда они уверовали, Мы избавили их от унизительного наказания в земной жизни и дали им наслаждаться земными благами до определенного срока (до их смерти)» (Юнус 10:98).
Грехи притягивают бедствия, тогда как покаяние избавляет от бедствий. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «До тех пор, пока раб просит Аллаха о прощении, он может быть уверен в том, что его не постигнет наказание».
Нет ни одного бедствия или напасти, которые не могли быть устранены посредством искреннего покаяния и дуа со слезами на глазах. Однако если бедствия носят общий и коллективный характер, то и покаяние должно быть общим.
Жребий пал на Юнуса (алейхи салям)
Юнус (алейхи салям), покинув свой народ, добрался до берега моря. Там он на корабле вышел в открытое море. Проплыв какое-то расстояние, корабль вдруг остановился, поднялся сильный ветер, начался шторм. Казалось, судно вот-вот затонет. Моряки, которым не удавалось привести корабль в движение, сочли это дурным предзнаменованием и решили, что среди них находится преступник.
Моряки собрали всех пассажиров корабля и сказали: «Среди вас есть раб, сбежавший от своего хозяина. Пусть он выйдет вперед». Поскольку никто из пассажиров не выдал себя, было принято решение бросить жребий. В те времена у моряков был обычай: человека, на которого выпадал жребий, бросали за борт, чтобы корабль мог продолжить свой путь.
فَسَاهَمَ فَكَانَ مِنَ الْمُدْحَضِينَ
Увидев, как трижды брошенный жребий выпадает на него, Юнус (алейхи салям) понял, что это является божественным испытанием и сказал: «Это я – раб, сбежавший от своего хозяина», после чего бросился в море.
Юнус (алейхи салям) во чреве рыбы
Когда Юнус (алейхи салям) в состоянии таваккуля бросил себя в море, то по воле Всевышнего он сразу же был проглочен огромной рыбой. В этот момент Всевышний Аллах внушил рыбе проглотить Юнуса (алейхи салям), не причинив ему при этом вреда и не сломав его костей. Рыба, проглотив Юнуса (алейхи салям), исчезла в морских глубинах.
فَالْتَقَمَهُ الْحُوتُ وَهُوَ مُلِيمٌ
Юнус (алейхи салям) находился в животе рыбы, будучи невредимым и в полном сознании. Для него было очевидным: все произошедшее с ним является божественным предупреждением за то, что он без разрешения оставил свой народ. Осознав свою ошибку, в кромешной тьме – в животе рыбы он стал поминать Аллаха:
. فَنَادَىٰ فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
В Коране также сообщается, что это дуа Юнуса (алейхи салям) было принято Всевышним и что Он простил его:
فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ ۚ وَكَذَٰلِكَ نُنجِي الْمُؤْمِنِينَ
«И Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так (же, как Мы спасли его) Мы спасаем верующих (которые обращаются к Нам за помощью) » (аль-Анбия 21:88).
Этот тасбих был вознесен на небеса. Ангелы услышали знакомый им голос, поскольку Юнус (алейхи салям) был одним из тех, кто премного поминал Аллаха. Каждый его зикр восходил к небесам! Ангелы сказали: «О, Господь! Разве это не голос Юнуса (алейхи салям)? Ты всегда проявлял милость к нему, так неужели не избавишь его и от этого бедствия?».
Удивительно: никто из обитателей земли не мог помочь Юнусу (алейхи салям), поскольку не знали о его местонахождении, но за него вступились обитатели небес! И Аллах спас его, приказав рыбе высадить Юнуса (алейхи салям) на берег. В этом эпизоде кроется величайшая мудрость Создателя: пророка спас зикр, который он произносил многократно в дни своего благополучия. Постоянное искреннее поминание Аллаха с вознесением Ему благодарностей, своей любви и преданности может избавить человека от множества трудностей и бед в будущем.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ
Этот аят ясно указывает на то, что поминающему Аллаха в благоденствии в трудные дни непременно будет оказана помощь.
В соответствии с разными риваятами Юнус (алейхи салям) находился в чреве рыбы три, семь или сорок дней. Он был освобожден из чрева рыбы в десятый день месяца Мухаррам (день Ашура). Когда рыба выбросила Юнуса (алейхи салям) на берег, то он стал возносить бесконечную хвалу Всевышнему за свое спасение.
В Досточтимом Коране о спасении Юнуса (алейхи салям) говорится следующее:
فَنَبَذْنَاهُ بِالْعَرَاءِ وَهُوَ سَقِيمٌ وَأَنبَتْنَا عَلَيْهِ شَجَرَةً مِّن يَقْطِينٍ
«И Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. И возле него Мы взрастили тыкву» (ас-Саффат 37:145-146).
Когда Юнус (алейхи салям) был спасен из чрева рыбы, он был очень худым, утомленным, слабым и нуждающимся в помощи. Рядом с Юнусом (алейхи салям) Всевышний взрастил растение с большими и широкими листьями, которое укрывало его от палящего солнца и защищало от насекомых.
В одном из риваятов сообщается, что это растение выделяло молоко, которым и питался Юнус (алейхи салям). В другом риваяте говорится, что Аллах подчинил Юнусу (алейхи салям) горную козу, которая приходила к нему утром и вечером, и давала ему свое молоко. Оправившись от слабости и набравшись сил, Юнус (алейхи салям) приступил к поклонению. Он обратился к Господу со следующей мольбой:
«О, Господь! Все повеления и решения исходят только от Тебя. Но я очень надеюсь вернуться в Ниневию и увидеть свой уверовавший народ. Но наряду с этим, я буду доволен любым Твоим решением и предустановлением».
И Аллах снова возложил на него обязанность призывать к истине свой народ, который он оставил без разрешения. В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху) сообщается, что Юнус (алейхи салям) был направлен в качестве пророка к народу, численность которого составляла сто двадцать тысяч человек. О численности этого народа говорится и в Коране:
وَأَرْسَلْنَاهُ إِلَىٰ مِائَةِ أَلْفٍ أَوْ يَزِيدُونَ فَآمَنُوا فَمَتَّعْنَاهُمْ إِلَىٰ حِينٍ
Юнус (алейхи салям) нашел свой народ покаявшимся в грехах, уверовавшим в Аллаха и ожидающим возвращения своего пророка. Оставшись с ними, он обучал их повелениям и запретам Всевышнего и вел их за собой по истинному пути. Соплеменники неуклонно следовали за ним и наилучшим образом выполняли все религиозные предписания.
И после Юнуса (алейхи салям) Всевышний даровал народу Ниневии многочисленные блага, пока они придерживались прямого пути. На протяжении долгих лет они жили в благоденствии и благополучии.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин