как рыбы приспособились к водной среде обитания

Приспособления у рыб к водному образу жизни

Приспособления у рыб к водному образу жизни:

Обтекаемая форма тела – снижает трение при движении в воде

Чешуя. Выполняет защитную функцию. Благодаря черепицеобразному ее расположению, также снижается трение.

Слизь на чешуе – снижает трение, защита.
Плавники – для оптимального движения в воде. Среди плавников выделяют парные (брюшные, грудные) и непарные (анальные, хвостовые, спинные). Парные плавники расположены симметрично, имеют одинаковый размер и форму. Самые развитые мышцы и плавники это хвостовые. Именно за счет них рыба двигается. Остальные плавники нужны для маневрирования и равновесия.

Боковая линия – орган чувств, позволяющий рыбе определить направление течения и его скорость. Проходит вдоль всего тела сбоку.

Плавательный пузырь – это пузырь с воздухом, который позволяет рыбе менять глубину погружения. Если пузырь увеличивается в объеме, общая плотность рыбы падает, и она всплывает, и наоборот, при уменьшении пузыря, плотность рыбы увеличивается, и рыба погружается. По происхождению плавательный пузырь является выростом кишечника. На стадии малька рыба всплывает к поверхности, заглатывает ртом некоторое количество воздуха, после чего воздух попадает в отросток, и он теряет связь с кишечником, становится пузырем. Объем пузыря увеличивается, когда газы поступают из крови в пузырь, и уменьшается, когда из пузыря поступают в кровь. Плавательный пузырь отсутствует у придонных рыб, таких как скат и у акул.
Жабры. Орган дыхания, который фильтрует воду и всасывает из нее кислород. Состоит из жаберной дуги, жаберных тычинок и лепестков. Прикрыт для защиты жаберной крышкой, которая отсутствует у хрящевых рыб. У них отверстия жабры видны.

Наличие только внутреннего уха. Так как в воде звук распространяется хорошо, то рыбе достаточно внутреннего уха в костной стенке черепа.

Большое количество икры и наружное оплодотворение. Так как рыба размножается в воде, ей доступно наружное оплодотворение, при котором вероятность встречи сперматозоида и яйцеклетки не такая высокая, как при внутреннем (когда гаметы вводятся в половые пути), поэтому важно повысить эту вероятность путем образования большего числа гамет. Рыбы самцы выделяют молоки.

Комментарии:

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Источник

Вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Рыбы являются животными, приспособленными к жизни в воде. Они имеют обтекаемую форму тела, облегчающую их передвижение в водной среде. Поверхность тела большинства рыб покрыта чешуйным покровом, хорошо защищающим кожу и внутренние органы от повреждений. Жабры являются органом дыхания рыб. Рыбы набирают в рот воду и затем выталкивают ее наружу через щель под жаберной крышкой. Таким образом, вода, омывающая жабры, отдает кислород (газ, необходимый для дыхания рыбы) в кровь, протекающую по кровеносным сосудам, которыми обильно снабжены жабры. Отсюда кислород разносится кровью по всему телу.

Рыбы живут в воде. В природе встречаются самые различные воды: стоячие и текучие, пресные и соленые, разной температуры. Рыбы способны жить в самых разнообразных условиях: в реках и морях, в холодных и глубоких горных озерах, в мелких и заросших степных водоемах, даже в болотах.

Рыбы – животные холоднокровные, так как температура их крови не постоянна, а зависит от температуры воды, в которой они живут. При понижении температуры воды понижается и температура тела рыбы, рыба становится вялой, малоподвижной.

Одним из важнейших условий, без которого невозможна жизнь рыбы, является наличие достаточного количества растворенного в воде кислорода. Рыбы дышат воздухом посредством своих жабр. Через жабры кислород воздуха, растворенный в воде, проникает в кровь и разносится по всему телу. В воду кислород попадает из атмосферы (воздуха) или выделяется водными растениями. Это выделение кислорода растениями происходит в летний период при солнечном свете. Ночью же, в темноте, этот процесс приостанавливается. Зимой кислорода в воде меньше, так как доступ его из атмосферы прегражден ледяным покровом. Недостаток кислорода в воде в зимний период приводит к удушью рыбы, явлению, известному под названием замора. В такой период необходимо делать прорубь.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеется глубокая взаимосвязь между рыбой и средой, в которой она обитает.

Источник

Образ жизни и приспособляемость рыб

Приспособляемость рыб

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитания

Поразительное разнообразие форм и размеров рыб объясняется долгой историей их развития и высокой приспособляемостью к условиям существования.

Первые рыбы появились несколько сот миллионов лет назад. Ныне существующие рыбы мало похожи на своих предков, но в форме тела и плавников есть определенное сходство, хотя тело многих первобытных рыб было покрыто крепким костным панцирем, а сильно развитые грудные плавники напоминали крылья.

Древнейшие рыбы вымерли, оставив свои следы лишь в виде окаменелостей. По этим окаменелостям мы и строим догадки, предположения о предках наших рыб.

Еще труднее говорить о предках рыб, не оставивших никаких следов. Были и такие рыбы, которые не имели ни костей, ни чешуи, ни панцирей. Подобные рыбы и сейчас есть. Это миноги. Их называют рыбами, хотя они, по выражению знаменитого ученого Л. С. Берга, отличаются от рыб, как ящерицы от птиц. Миноги не имеют костей, носовое отверстие у них одно, кишечник похож на простую прямую трубку, рот в виде круглой присоски. В прошлые тысячелетия миног и родственных им рыб было много, но они постепенно вымирают, уступая место более приспособленным. как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитания

Акулы — также рыбы древнейшего происхождения. Предки их жили более 360 миллионов лет назад. Внутренний скелет акул хрящевой, но на теле есть твердые образования в виде шипов (зубов). У осетровых строение тела более совершенно— на теле пять рядов костяных жучек, в головном отделе есть кости.

По многочисленным окаменелостям древних рыб можно проследить, как развивалось и изменялось строение их тела. Однако нельзя считать, что одна группа рыб непосредственно обращалась в другую. Было бы грубейшей ошибкой утверждать, что от акул произошли осетровые, от осетровых — костистые. Нельзя забывать, что, кроме названных рыб, существовало громадное множество других, которые, не сумев приспособиться к условиям окружавшей их природы, вымерли.

Современные рыбы тоже приспосабливаются к природным условиям, и в процессе этого медленно, подчас незаметно, изменяется их образ жизни и строение тела.

Удивительный пример высокой приспособляемости к окружающим условиям представляют двоякодышащие рыбы. Обычные рыбы дышат жабрами, состоящими из жаберных дужек с прикрепленными к ним жаберными тычинками и жаберными лепестками. Двоякодышащие же рыбы могут дышать и жабрами, и «легкими» — своеобразно устроенными плавательными и впадает в спячку. В таком сухом гнезде удавалось перевозить протоптерусов из Африки в Европу.

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитания

Лепидосирен населяет заболоченные водоемы Южной Америки. Когда водоемы в засуху, длящуюся с августа по сентябрь, остаются без воды, лепидосирен, подобно протоптерусу, зарывается в ил, впадает в оцепенение, и его жизнь поддерживается пузырями. Пузырь-легкое двоякодышащих изобилует складками и перегородками с множеством кровеносных сосудов. Он напоминает легкое земноводных.

Чем объяснить такое строение дыхательного аппарата у двоякодышащих? Эти рыбы живут в мелких водоемах, которые на довольно длительное время высыхают и настолько беднеют кислородом, что дыхание жабрами становится невозможным. Тогда обитатели этих водоемов — двоякодышащие рыбы — переключаются на дыхание легкими, заглатывая наружный воздух. При полном высыхании водоема они зарываются в ил и там переживают засуху.

Двоякодышащих осталось очень мало: один род в Африке (протоптерус), другой — в Америке (лепидосирен) и третий — в Австралии (неоцератод, или чешуйчатник).

Протоптерус населяет пресные водоемы Центральной Африки и имеют длину до 2 метров. В засушливый период он зарывается в ил, образуя вокруг себя камеру («кокон») из глины, довольствуясь ничтожным количеством проникающего сюда воздуха. Лепидосирен— крупная рыба, достигающая 1 метра длины.

Австралийский чешуйчатник несколько больше лепидосирена, обитает в тиховодных речках, сильно заросших водной растительностью. При низком уровне воды (в засушливое в как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитанияремя) в речке начинает гнить трава, кислород в воде почти исчезает, тогда чешуйчатник переходит на дыхание атмосферным воздухом.

Все перечисленные двоякодышащие рыбы употребляются местным населением в пищу.

Каждая биологическая особенность имеет какое-то значение в жизни рыбы. Каких только придатков и приспособлений нет у рыб для защиты, запугивания, нападения! Замечательное приспособление имеет маленькая рыбка горчак. Ко времени размножения у самки горчака вырастает длинная трубка, через которую она откладывает икру в полость двустворчатой ракушки, где икра и будет развиваться. Это похоже на повадки кукушки, подкидывающей свои яйца в чужие гнезда. Не так легко достать икру горчака из твердых и острых створок ракушки. А горчак, свалив заботу на других, торопится убрать свое хитрое приспособление и снова гуляет на вольном просторе.

Источник

Как рыбы приспособились к водной среде обитания

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитания

Люди, как и многие другие млекопитающие, живут на суше и дышат воздухом. Существование в других условиях для нас невозможно. Однако большое количество живых существ предпочитают жить в водах океанов, морей, рек или озер. Многим из них даже не требуется постоянно выныривать из воды, для того чтобы подышать – они могут добывать необходимый кислород прямо из воды.

У обитателей водной среды имеются свои особенности, которые делают их ловкими и быстрыми или наоборот незаметными и защищенными. Большинство этих особенностей встречаются только у подводных жителей.

Чешуя

Тела многих рыб (но не всех) покрыты чешуей. Чешуйки могут иметь разную форму и размер, но всегда выполняют одну и ту же функцию – они защищают морского обитателя от хищников и травм. У некоторых рыб чешуя гибкая и полупрозрачная, а у других она твердая как кость. Кожа под чешуей выделяет специальную слизь, именно поэтому свежепойманная рыба немного скользкая.

От цвета чешуек зависит то, насколько рыбка будет заметна для окружающих. Яркая чешуя скрывает рыбок, жывущих среди пестых кораллов. Бесцветная, но зеркальная чешуя маскирует рыбу от хищников.

Жабры

Даже рыбам, всю жизнь живущим под водой, необходим кислород для дыхания. Для того, чтобы не всплывать на поверхность, чтобы сделать глоток живительного воздуха, рыбы обзавелись жабрами. Жабры – особый орган дыхания, расположенный в районе головы. В жабрах очень много тонких пластинок, опутанных кровеносными сосудами, которые впитывают кислород прямо из воды.

Морские звезды и морские ежи также дышат органом похожим на жабры, но с более простым строением.

Кстати говоря, большому количеству других водных животных вовсе не нужны жабры для дыхания. Например, пиявки способны поглощать кислород из воды сквозь кожу.

Дыхало

У дельфинов и китов нет жабр, ведь они не рыбы. Тем не менее, они живут в воде и им пришлось найти подходящий способ дыхания. Эти животные дышат через дыхало.

Дыхало – отверстие в верхней части головы, по функциям напоминающее ноздри человека. Под водой дыхало плотно закрыто и вода не проникает сквозь него. При всплытии оно открывается и животное может дышать.

Крупные дельфины поднимаются на поверхность чтобы сделать вдох раз в 10-20 минут, большие киты могут не дышать по полтора часа.

Плавники

Плавники заменяют рыбам руки и ноги. Конечно, они не могут ими что-то хватать, но зато они отлично приспособлены для того, чтобы плавать под водой. Боковые плавники дают рыбе возможность двигаться вперед, а плавники на спине и под брюшком выполняют роль руля.

Несмотря на кажущуюся хрупкость, плавники рыб очень сильные. У некоторых видов рыб из плавников торчат острые шипы, защищающие их от нападения плотоядных морских обитателей.

Плавательный пузырь

Плавательный пузырь это специальное ответвление кишечника, наполненное воздухом. Он необходим рыбам для того, чтобы без надобности не всплывать на поверхность и не идти ко дну. Оставаться на нужной глубине рыбе позволяют особые свойства воздуха внутри плавательного пузыря.

Обтекаемая форма тела

Далеко не все морские жители обладают обтекаемыми формами. Достаточно вспомнить крабов или морских коньков. Тем не менее, тело, похожее на торпеду, сильно увеличивает скорость передвижения в воде. Обтекаемой формой тела обладает большое число рыб, кальмары, медузы, морские змеи.

Пингвины и морские котики, которые живут на суше, но охотятся под водой, тоже обладают удлиненным, обтекаемым телом.

Ласты

Как и плавники у рыб, ласты являются конечностями водных животных. Они плоские, сильные и по виду напоминают лопасти или крылья птиц, только короткие и более плотные. Ласты приспособлены для передвижения под водой, а вот на суше обладатели ласт весьма неуклюжи.

Ласты есть у пингвинов, черепах, моржей. Некоторые животные обладают двумя парами лист – передними и задними, а у других задняя пара ласт заменена хвостом.

Как известно, люди давно заметили пользу ласт для передвижения под водой и придумали спортивную экипировку для подводного плавания с таким же названием.

Биолокация

Биолокация – способность издавать ультразвуковые сигналы, а также улавливать эхо этих сигналов, отраженное от преград – дна, камней, других рыб и тп. По особенностям эха, животные пользующиеся биолокацией, даже в полной темноте могут узнать что находится перед ними, форму, размеры, плотность окружающих предметов.

Ультразвук неразличим человеческим ухом, для того чтобы человек смог воспользоваться эхолокацией необходим специальный прибор.

Светящиеся глубоководные животные

Даже на дне самых темных морских впадин кипит жизнь. Ни один лучик света не достигает этих мест, но и к этому приспособились морские обитатели. Природа создала глубоководных животных, части тела которых светятся в темноте, как у светлячков. Причина свечения – химические процессы, происходящие в организме. Свечение может использоваться как для привлечения добычи, так и для дезориентации противника.

Мир морских обитателей удивителен. Разнообразие приспособлений для жизни в водных глубинах просто поражает и далеко не ограничивается перечисленными видами.

Источник

Конспект занятия о приспособленности рыб к воде в старшей группе

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитания Анастасия Р.
Конспект занятия о приспособленности рыб к воде в старшей группе

Задачи:

1. Закреплять знания детей о водной среде обитания; продолжать формировать представления о рыбах и их приспособленности к водной среде обитания.

2. Развивать внимание, память, мышление и связную речь детей.

3. Воспитывать любовь к живой природе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Словарная работа: водная среда обитания, жабры, обтекаемая

Предварительная работа: проведение занятия «Так много разных рыб»; чтение рассказов об обитателях водной среды, стихотворений о рыбах, рассматривание иллюстраций с водными обитателями.

Индивидуальная работа: Ваня К., Ксюша Б. – продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный – конверт с письмом, презентация, указка.

Раздаточный – карточки с знакомыми детям рыбами по одной на каждого.

Ход занятия:

— Сегодня утром кто-то оставил мне на шкафчике вот это письмо. Здесь написано, что оно для вас. Давайте е мы откроем это письмо от тайного гостя?

Открываю конверт и читаю письмо.

«На планете Земля в процессе своей жизни и развития, разные живые существа освоили несколько сред обитания и теперь они живут там, где им оказалось удобнее всего. Сегодня я хочу познакомить вас с водной средой обитания и главными его жителями – рыбами. Загляните в конверт и достаньте то, что вам поможет познакомиться с рыбами поближе.»

Достаю из конверта карточки.

— Ребята, так о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, мы поговорим о водной среде обитания. Давайте повторим вместе «водная среда обитания». Молодцы.

— Каких водных обитателей вы знаете?

— Где вы видели водных обитателей?

— Молодцы! Мне было интересно вас послушать. Теперь давайте приступим к карточкам и посмотрим что же на них.

— Ксюша, что нарисовано на карточках? Правильно. На карточках нарисованы разные рыбы. Ребята, а каких рыб вы знаете? (Ответы детей)

— Сейчас я дам каждому из вас по карточке, а вы назовёте мне рыбку, нарисованную на ней.

— Миша, какая рыба нарисована у тебя на картинке? (Окунь) Как ты это понял?

— Диана, какая рыба нарисована у тебя на картинке? (Лещ) Как ты это поняла?

Спрашиваю всех детей.

— Ребята, а ведь рыбы все такие разные. Неправда ли? Но ведь есть у них и общее.

— Как вы думаете, что общего у всех этих рыб? (Ответы детей)

— Вы совершенно правы. Несмотря на то, что рыбы могут быть разными по размеру, отличаться глазами, головами, плавниками и многим другим, они всё равно остаются водными обитателями и причём самыми главными водными обитателями!

— Ребята, а как вы думаете, почему рыбы самые главные водные обитатели? Могут ли рыбы жить где-то кроме воды? Конечно же нет. Без воды эти рыбы быстро погибнут.

— Чем рыбы питаются? (Ответы детей)

— Положите карточки мне на стол и сейчас мы с вами немного разомнемся, превратившись в рыбок.

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

— А теперь давайте посмотрим на экран. Что тут изображен? Правильно. Это рыба.

Использую указку, чтобы показывать детям на части тела.

— Давайте мы с вами опишем её внешний вид.

— Какие части тела есть у рыбы? (Голова, тело, хвост и т. д.)

— Какие части тела помогают рыбе жить в воде? (Ответы детей)

— Чем рыба дышит? (Жабрами) Правильно. Рыба дышит с помощью жабр. Жабры помогают извлекать из воды, нужный для жизни любого живого существа кислород.

— Еще вы назвали хвост и плавники. Что они помогают рыбе делать в воде? (Ответы детей) Совершенно верно. Хвост и плавники помогают рыбе передвигаться в воде.

— Ещё рыбы использую свой хвост как руль. Ребята, а кто еще использует свой хвост как руль? (Бобёр)

— Ребята, а вы заметили какая интересная у всех рыб форма тела? На что она похожа? Какая она по форме? Такая форма тела называется «обтекаемая». Обтекаемая форма тела помогает рыбам передвигаться в воде быстрее. Давайте повторим это слово «обтекаемая».

— Помимо обтекаемой формы тела у рыбы подвижный скелет, который тоже помогает ей быть более ловкой в воде.

— Ребята, а я знаю одно интересное стихотворение с помощью которого можно проверить кто из вас самый внимательный. Хотите это узнать? Тогда слушайте.

Поймал трех окуней.

Двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

— Правильно! Девять рыб. Молодцы!

— Ребята, вот мы с вами уже говорили о том, что рыба дышит жабрами в своей родной водной среде. Что стало с рыбами из стихотворения? (Ответы детей) Верно. К сожалению без воды, рыбы погибнут. Как вы думаете, а правильно ли поступают рыбаки? (Ответы детей) Рыбу ловить можно, но немного.

— Ребята, а кто-нибудь слышал о загрязнении воды? Что вы слышали об этом?

— Посмотрите на экран. Вот так грустно выглядит загрязнённая вода. Такое состояние вредит всем жителям водной среды. Кто-то заболеет, кто-то поранится, а кто-то даже погибнет.

— Загрязнение вод считается экологическим преступлением и тот, кто будет загрязнять или засорять водную среду, понесет за это ответственность.

III. Заключительная часть

— Ребята, давайте теперь подведем итог, что мы знаем о водной среде обитания?

— Кто обитает в воде?

— Расскажите, с помощью чего рыбы приспособились к водной среде обитания?

— Ваня, чем помогает рыбе обтекаемая форма тела?

— Что станет с рыбой, если её достать из воды и оставить на суше?

— Почему рыба погибнет?

— От чего еще может погибнуть рыба, Ксюша?

— Что делают с людьми, которые засоряют воду?

— Молодцы, ребята! Вы все хорошо постарались, и теперь узнали о рыбах еще больше! Не забывайте, что мы должны заботиться о природе и всех живых существах. В следующий раз мы поговорим о другой среде обитания

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитанияКонспект занятия «Кто живет в воде. Аквариум» Комплексное занятие. Тема: «Кто живет в воде» (аквариум). Подготовила воспитатель: Ханиева А. А. Цель: Расширить представление детей об.

Конспект занятия «Правила поведения на воде весной» Цель: систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов ранней весной. Задачи: закреплять представления об изменениях в природе,.

Конспект интегрированного занятия по экологии «В гости к волшебнице Воде» Тема занятия: «В гости к волшебнице Воде» Цель: расширение представлений детей о воде в процессе совместной опытно – экспериментальной деятельности.

Конспект занятия на тему «Безопасность на воде» Программное содержание: Цель: Формирование основ безопасности на водоёмах. Задачи: Образовательные: формирование у детей представления о.

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитанияНовогоднее развлечение на воде в старшей и подготовительной группе Цель: Создание атмосферы праздничного настроения, пропаганда здорового образа жизни и занятий плаванием. Задачи: 1. Совершенствовать ранее.

Сценарий развлечения на воде в старшей группе «Театр на воде» Конспект развлечения по плаванию в старшей группе «Театр на воде» Оформление: • Бассейн украшен флажками. • На главной стене большими красочными.

Конспект занятия по экологии в средней группе «Что мы знаем о воде?» Конспект занятия по экологии в средней группе «Что мы знаем о воде?» Цель: дать понятие о свойствах воды Задачи: 1. Познакомить детей со.

Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию «Что растворяется в воде?» Задачи: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Знакомить с различными свойствами веществ. Формировать у детей.

как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть фото как рыбы приспособились к водной среде обитания. Смотреть картинку как рыбы приспособились к водной среде обитания. Картинка про как рыбы приспособились к водной среде обитания. Фото как рыбы приспособились к водной среде обитанияНОД «Безопасность на воде» в старшей группе «Безопасность на воде» в старшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения на водоёмах в зимнее время и ранней весной.

НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде?» Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *