как разработать меню для детского сада
«Перспективное меню»
Основы составления меню для детского питания
Правильно организованное питание помогает человеку сохранить в течение долгих лет жизни здоровье, бодрость и высокую работоспособность.
Однообразная пища быстро приедается и снижает аппетит. И. П. Павлов писал, что нормальная и полезная еда – есть еда с аппетитом, особенно это относится к детям.
Особое значение имеет питание ребенка в период первых лет жизни, когда формируется организм и обязательным условием является обеспечение его всеми необходимыми для роста пищевыми веществами.
Меню – это перечень всевозможных блюд, закусок, кулинарных изделий и напитков, включенных в ежедневный рацион детского питания. Меню является программой работы пищеблока. Для лучшей организации технологического процесса на производстве, более равномерного распределения сырья по дням недели медицинская сестра составляет плановое меню на неделю. Можно разработать цикл меню на 20 дней. Это позволяет заранее сделать заказ на необходимое сырье, заготовить полуфабрикаты, что приводит к улучшению качества блюд.
Режим питания детей всех возрастов должен быть согласован с общим режимом дня детей каждой группы.
Питание должно быть организовано исходя из их физиологических потребностей и возраста (нормы установлены для детей до 3 и от 3 до 7 лет).
В пищеблоках детских садов и яслей разрабатывают меню дневного рациона питания, предусматривающее три – или четыре приема пищи: завтрак, обед, полдник и ужин. Это меню составляется с учетом установленных физиологических норм питания для различных возрастных групп детей. Большое внимание уделяется требованиям рационального питания.
Кроме этого, при составлении меню дневного рациона необходимо правильно распределить питание в процентном отношении (завтрак и ужин по 25%, обед 35- 40%, полдник 15-10% всей суточной калорийности пищи). Следует также правильно распределять потребление различных продуктов в течение дня. Продукты, богатые животным белком, распределяют на все приемы пищи, что способствует лучшему усвоению белка. Однако блюда из мяса и рыбы желательно подавать на обед и на завтрак, а на ужин лучше приготовить быстро перевариваемые молочные и творожные блюда.
При составлении меню медсестра или заведующий производством учитывает также целый ряд других факторов: возраст питающихся, разнообразие блюд, наличие сырья, сезонность, стоимость блюд, трудоемкость их изготовления, квалификацию поварского состава, а также техническую оснащенность предприятия.
Точно разработанные наборы продуктов для составления меню необходимы каждой возрастной группе детей. Однако меню для детей всех возрастных групп составляется одно. Если имеются группы детей от 1 до 2 лет, их меню отличается не только по объему порции, но и по кулинарной обработке. Супы и овощи готовят для них в протертом виде, каши – разваренные. Разнообразие блюд обеспечивается набором сырья и продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, овощи), а также видами кулинарной обработки (мясо тушеное, отварное, жареное, припущенное; мясные блюда из мяса рубленого: котлеты, биточки, тефтели и др.). Кроме того, блюда должны быть разнообразны по внешнему виду, вкусу и гарниру. При составлении меню необходимо сочетать различные продукты, взаимно обогащающие химический состав друг друга, повышающие пищевую ценность и вкусовые качества блюд. Например, если первые блюда овощные, то вторые блюда с гарниром из круп или макарон и наоборот. Высокую пищевую ценность имеют запеканки, суфле, пудинги, так как в них мясо, яйца, творог сочетаются с крупами или картофелем. Рыбу рекомендуется готовить с овощами или картофелем, курицу – с рисом или картофельным пюре. Необходимы также сложные гарниры, состоящие из нескольких видов продуктов, что способствует лучшему усвоению пищи. К гарнирам хорошо добавлять огурцы, помидоры, квашеную капусту, салат. Следует использовать свежую зелень (петрушку, укроп), сырые овощи, фрукты и ягоды, которые улучшают вкус пищи, обогащают ее витаминами. Вкусовые вещества (ванилин, корица), соки, сиропы, варенья улучшают вкус и аромат изделий, делают блюда более привлекательными.
Следует помнить о национальной кухне нашей страны и включать в меню некоторые блюда, допустимые в детском питании, тем более, что они могут быть более привычны детям. Разнообразить блюда необходимо не только в течение дня, но на протяжении всей недели, месяца.
В зависимости от наличия сырья в меню включают блюда различной обработки, например, из мяса старых животных и птицы лучше готовить блюда тушеные, отварные и рубленые. При отсутствии по какой-либо причине того или иного продукта его заменяют другим с таким расчетом, чтобы химический состав рациона не изменился. Однако, к замене продуктов следует прибегать лишь в случаях крайней необходимости. Кроме того, молоко и сливочное масло в детском питании замене не подлежат.
Сезон необходимо учитывать в любое время года. В летнее и осеннее время нужно готовить свекольник, блюда из щавеля, шпината, салата, лука; вместо компотов и киселей подавать свежие ягоды и фрукты, соки.
Зимой в меню включать больше фаршированных, горячих блюд.
Техническая оснащенность пищеблока учитывается при включении в меню блюд, требующих машинной обработки. Так, при наличии протирочной машины или машины для приготовления картофельного пюре, чаще его готовят на гарниры. Если есть взбивальные машины кисель можно заменить муссом.
При составлении меню-требования необходимо учитывать выход порций для детей разного возраста, указывать количество детей и раскладку продуктов для каждого блюда, его вес в готовом виде (выход блюда), т. е. дифференцированно по возрастам.
Разрабатывая план-меню на продолжительный период, необходимо норму продуктов, полагающуюся ребенку на день, умножить на количество дней, на которое составляется меню (20 дней). Основные продукты (хлеб, масло, молоко, сахар, мясо) включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день, однако к концу недели весь полагающийся набор продуктов должен быть использован. Так, если по норме полагается 40 г творога в день, то за 10 дней ребенок должен получить 400 г творога. Это количество можно распределить по дням недели в различных блюдах: крупеник с творогом, ватрушки, вареники ленивые, творожники, пудинг творожный, пудинг манный с творогом или рисовый с творогом, лапшевник с творогом и др. Зная раскладку продуктов на то или иное блюдо, легко рассчитать, сколько раз его за это время можно приготовить.
На пищеблок из кладовой продукты выдают согласно меню-требованию, которое составляется ежедневно медицинской сестрой совместно с заведующим производством и утверждается заведующей детским учреждением. В меню-требовании перечисляются блюда, которые будут готовить в данный день на завтрак, обед, полдник и ужин, количество порций (включая обслуживающий персонал), выход порций, а также количество продуктов питания, подлежащих закладке в каждое блюдо.
Составление меню в ДОУ
Обязанность по питанию дошкольников, которые посещают ДОУ, возложена на образовательную организацию. Пища для малышей должна быть не только безопасной, но и сбалансированной. Нормативные документы обязывают дошкольные образовательные организации составлять меню питания. В законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отмечено, что необходимо соблюдать научно обоснованные физиологические нормы питания человека.
В качестве задач, которые должны решаться при организации питания дошкольников, выделяются следующие направления:
Действующие СанПиНы, регулирующие вопросы по питанию в ДОУ и составлению меню
Рассмотрим основные санитарные нормы, регулирующие вопросы питания в ДОУ в виде таблицы:
Наименование документа | Какие вопросы по питанию в дошкольной организации регулирует |
СанПиН 2.3.2.1293-03 | О гигиенических нормативах безопасности продуктов с пищевыми добавками и вспомогательными веществами |
СанПиН 2.3.2.1078-01 | О гигиенических требованиях к безопасности и пищевой ценности продуктов |
СанПиН 2.3.2.1940-05 | О санитарных требованиях к детскому питанию |
СанПиН 2.4.1.3049-13 | О санитарных требованиях к процессу хранения, приготовления продуктов в дошкольной организации; об учете нормы физиологических потребностей дошкольников в пищевых веществах и энергии при составлении меню; кратность приема пищи детьми в ДОУ |
СанПиН 2.1.4.1074-01 | О санитарных требованиях к питьевой воде |
Приказ Минобразования РФ № 178 от 11.03.2012 года | Общие рекомендации по организации питания в образовательных организациях: кратность приема пищи, рацион питания, распределение пищевой ценности продуктов питания в течение дня и т.д. |
МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015) | Отражен ассортимент продуктов, необходимых в детском питании, указан рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для дошкольников, таблица с распределением пищевой ценности продуктов питания в течение дня |
Как составлять меню по СанПиН автоматически?
Для этого удобно использовать программный модуль «Управление питанием, контроль диет» системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет формировать меню-требование, циклическое меню, меню-раскладки и прочую отчетность. Подробнее о программе читайте здесь.
Вопрос из практики по составлению меню в ДОУ
В блог поступил вопрос от одного из наших читателей следующего содержания:
«Есть ли какие-либо разъяснения по вопросу отписок и дописок к меню в дошкольном учреждении? Меню пишется накануне, а утром, допустим, приходит на 3 человека меньше. При какой количественной разнице детей нужна отписка продуктов? Есть ли регламентирующий нормативный документ по этому поводу?»
Вопросы составления меню в дошкольной организации регулируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В данном документе отражена информация, согласно которой руководитель ДОУ должен утверждать примерное меню не менее чем на двухнедельный срок. Ежедневно на основании данного примерного меню составляется меню-раскладка, где отражается выход блюд.
Кроме того, Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 года № 52-н предусматривает форму меню-требования. На основании данного документа происходит отпуск продуктов питания. В указанной форме отражаются, в том числе сведения о довольствующихся, общей и фактической стоимости, количество продуктов питания, подлежащих закладке, расход продуктов питания.
Какой-то детальной информации в нормативных документах федерального значения относительно работы по меню в образовательных организациях нет. Местные власти самостоятельно более подробно отражают вопросы по меню в образовательных организациях и по учету продуктов питания. Так, например, Администрация Мытищинского района Московской области на своей территории определила правила по организации питания детей в ДОУ (Постановление от 10.10.2012 года №3726). На местном уровне более подробно изложен вопрос по питанию воспитанников в дошкольной организации. Так, например, в данном документе дается ссылка на типовой рацион питания, который утверждается местным управлением образования, рассмотрен вопрос взаимодействия ответственных за питание лиц. Но ответа на поставленный автором вопрос, опять-таки, в данном документе не дается.
На уровне самой образовательной организации также разрабатываются и утверждаются локальные акты, регулирующие вопросы организации питания воспитанников. В одном из детских садов утверждено положение об организации питания. Согласно указанному документу, меню-раскладка утверждается руководителем ДОУ. Вносить изменения в меню-раскладку без согласования с руководителем дошкольной организации не допускается. Если случились непредвиденные обстоятельства, то медсестра должна составить объяснительную записку на имя заведующего. На основании объяснительной вносятся изменения в меню и заверяются подписью руководителя.
Если же детей пришло меньше, чем ожидалось, то лишние порции отпускаются присутствующим детям как дополнительное питание. Если же детей оказалось больше, то порции уменьшаются, составляется акт и вносятся изменения в меню с учетом присутствующих детей.
Учитывая, что нормативными актами федерального уровня указанный вопрос не регулируется, рекомендуем ознакомиться с соответствующими документами вашего региона (муниципалитета). При отсутствии в них ответа на интересующий вопрос, целесообразно урегулировать его в локальном акте образовательной организации.
Примеры из судебной практики по вопросам питания и составления меню в дошкольной организации
Суть дела – контролирующий орган привлек к административной ответственности дошкольное учреждение и взыскал штраф в размере 30 тысяч рублей. Суть нарушения заключалась в том, что 20-ти дневное меню в ДОУ не соответствовало требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13, а именно продукты питания, включенные в данное меню, не позволяли получать детям необходимое количество калорий.
Решение суда – производство по делу прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения. В качестве оснований вынесения такого решения суд указал следующее:
Источник – Постановление Красноярского краевого суда от 30 января 2015 года по делу № 4а-1065/14.
Приложение:
Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист
Меню в детском саду: как составить правильно?
Обязанность по составлению меню для детского сада является одной из базовых в любом ДОУ. Пища, потребляемая детьми каждый день, должна быть сбалансированной, безопасной и разнообразной, а само меню обязательно составляется с учетом актуальных требований СанПиНа, возраста дошкольников и времени года.
Меню детских садов учитывает следующие особенности:
5 советов по составлению меню для детского сада
1.
Лучший завтрак для ребенка – каша, творожная или овощная запеканка, сырники, омлет. Все это дополняется чаем (с умеренным количеством сахара) или какао. Важно чередовать завтраки, акцент в которых делается то на белки, то на углеводы. При разработке завтрака необходимо учитывать физиологические особенности каждого воспитанника.
2.
Ориентируйтесь на 4 курса при составлении меню в детском саде. Диетологи утверждают, что ЛЮБОЙ обед в ЛЮБОЕ время года должен начинаться с 50-70 грамм салата (естественно, со свежих овощей). Заправляйте его растительным маслом, полностью отказавшись от майонеза и соевого соуса.
3.
Меню должно включать не меньше 5 супов, лучше – не меньше 10. Повторяться супы могут каждые 2 недели. Овощные супы, борщ, свежие щи, уха, супы-пюре – поле для разнообразия немалое. В то же время лучше исключить рассольник, солянки, супы с грибами и супы с большим количеством пряностей.
4.
Меню должно включать не меньше, чем 10 сочетаний вторых блюд. Предпочтительное мясо – тефтели, зразы и гуляш. Жареное мясо исключается, вместо него – тушенное или запеченное. Птица должна быть постной и комбинироваться с овощным пюре. Лучший гарнир к мясу – гречка или рис. Рыбу рекомендовано совмещать с картофельным пюре. Запеканки отлично подходят на роль второго блюда. Напитки – натуральные соки, компоты и кисели.
5.
Полдник должен быть не очень калорийным и не очень объемным. Универсальный вариант – запеченное яблоко или груша. Изделия из творога подойдут в случаях, когда этот продукт не встречался на завтрак. Рисовая запеканка с фруктовой подливой также является хорошим полдником, особенно если на обед был овощной гарнир.
Кто должен составлять меню в детском саду?
Составление меню в детском саду – это обязанность, на которую руководитель ДОУ назначает ответственного сотрудника. Чаще всего им становиться человек из медицинского персонала, однако нередко руководитель заказывает разработку меню у сторонних организаций, которые специализируются на подобных услугах.
Если должность сотрудника ДОУ предусматривает обязанность по контролю организации питания, то, согласно требованиям СанПиНа, этот сотрудник должен входить в медицинский персонал учреждения. В то же время, ответственность за организацию и выполнение текущих санитарных правил возложена на руководителя ДОУ.
Помощь в составлении меню для детского сада оказывают сторонние организации. При выборе такой организации советуем обращать внимание на следующие факторы:
Удостоверить факт того, что меню в детском саду соответствует всем обязательным требованиям, могут центры гигиены и эпидемиологии, либо научно-исследовательские организации.
Меню и родители
Не секрет, что вопрос питания в детском саду для родителей стоит очень остро. Им важно знать график приема пищи, быть в курсе меню не только на сегодня или завтра, но и на более длительный период. Как правило, в детских садах установлен информационный стенд с меню на сегодняшний день, либо на неделю или несколько недель вперед.
Но тут важно понимать, что не всегда подобный подход является эффективным. Во-первых, меню может меняться, а родитель, который сделал фотографию с доски объявления и ориентируется на нее, будет иметь не актуальную информацию. Во-вторых, современный ритм жизни не всегда позволяет водить ребенка в сад самостоятельно, а нехватка времени приводит к тому, что о меню попросту забываешь.
Решить проблему информированности родителей о меню и повысить уровень их участия в «детсадовской жизни» поможет мобильное приложение мапа.рус, Благодаря которому родители смогут просматривать меню в любом месте и в любое время прямо на своем мобильном телефоне. Информация обновляется в режиме реального времени, при этом мама и папа видят не только запланированную пищу, но и могут отслеживать аппетит своего ребенка. Кроме того, приложение имеет массу других полезных функций – мониторинг освоения образовательной программы, индивидуально-личностные наблюдения за ребенком, посещаемость, время сна и прогулок, личные и групповые переписки, галерея с фото и видео, расписание занятий и многое другое.
Приложение мапа.рус пользуется огромной популярностью у родителей, а его внедрение в детский сад всецело улучшает качество предоставляемых услуг.
Как подготовить ребенка к питанию в детском саду?
К питанию малышей, которые только-только идут в детский сад, нужно относиться с особым вниманием. Примечательно, что привыкание к еде в детсаду во многом зависит от родителей. Несколько советов для них:
Пример меню (10 дней) в детском саду на лето
День 1
Каша молочная гречневая
Сыр, хлеб, масло
чай с сахаром
Борщ с мясом и сметаной
Котлета куриная
Пшеничная полента
Салат зеленый с помидором
Компот из с/з ягод (ассорти)
Винегрет
Компот из сухофруктов
День 2
Творожная запеканка
кофейный напиток
киви, банан
отвар шиповника
Лапша куриная
Голубцы ленивые
Пюре картофельное
Салат «Витаминный»
Компот из сухофруктов
Отварное яйцо с огурцами дольками
Чай
День 3
Каша овсяная безмолочная с фруктами
Сыр, хлеб, масло
чай с сахаром
груша, гранат
травяной чай
Суп пюре из тыквы
Фрикадельки мясные паровые
Гречка
Салат с помидорами и огурцами
Компот из с/з ягод (ассорти)
Язык отварной с огурцом
сок вишневый
День 4
Каша манная с изюмом
Сыр, хлеб, масло
чай с лимоном
виноград, груша
чай
Рассольник
Нагетсы
Тушеная капуста
Свежие огурцы дольками
Морс из с\з ягод
Оладьи с джемом и сгущенкой
Компот из с/з ягод (ассорти)
День 5
Омлет с сыром и зеленым салатом
Печенье
какао
Морковные дольки
травяной чай
Суп овощной на бульоне
Печеночные оладьи
Отварной картофель
Кабачковая икра
Кисель витаминный
Сочник с творогом
Йогурт фруктовый питьевой «Тёма»
День 6
Каша молочная пшенная с тыквой
Сыр, хлеб, масло
кофейный напиток
яблоко, груша
травяной чай
Борщ «Сибирский»
Тефтели мясные
Гречка
Салат из моркови с курагой
Компот грушевый
Филе курицы в яйце
Сок виноградный
День 7
Блинчики с творогом и сметаной
чай с сахаром
банан, киви
отвар шиповника
Суп овощной на бульоне
Зразы картофельные с мясом
Салат из свеклы
Компот из с/з ягод
Оладьи со сгущенкой и вареньем
йогурт питьевой «Актимель» гранатовый
День 8
Молочный суп с вермишелью
Сыр, хлеб, масло
чай
груша, гранат
травяной чай
Щи зеленые с мясом
Биточки из рыбы
Рис
Салат с помидорами и огурцами
Компот из сухофруктов
Сырники с вишнёвым джемом и сметаной
Кисель витаминный
День 9
Каша безмолочная мультизлаковая с изюмом
Сыр, хлеб, масло
чай с молоком
Уха
Котлета куриная
Макароны
Салат «Витаминный»
Компот из с/з ягод (ассорти)
Омлет с сыром
Компот из сухофруктов
День 10
Каша гречневая
Печенье
чай с лимоном
виноград, гранат
травяной чай
Рассольник
Шницель мясной
Овощи на пару
Салат с помидорами и огурцами
Кисель витаминный
Творожный пудинг
сок вишневый
Какие санитарные нормы регулируют меню и питание в ДОУ?
Правильное меню в детском саду – залог здоровья и счастья любого малыша. Пожалуйста, относитесь к нему с максимальной ответственностью!
Оставьте заявку, чтобы узнать, как Мапа каждый день помогает родителям и воспитателям!
Что не так с питанием в детских садах
И почему это надо менять
Я нутрициолог — помогаю людям построить сбалансированный рацион и здоровые отношения с едой.
Я работаю не только со взрослыми, но и с детьми. Например, составляю меню для частных детских садов, которые ориентированы на доказательный подход к здоровью.
Меню в детском саду должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам для детских учреждений и методическим рекомендациям Роспотребнадзора. Эти нормы должны поддерживать здоровье детей — будущих взрослых.
Но на практике российские нормы питания сильно отличаются от общемировых рекомендаций: детям предлагают слишком много калорий и мало полезных веществ.
Расскажу, что не так с питанием в детских садах России и как это можно исправить.
Как победить выгорание
Как составляют меню в детских садах
Еду для детей могут готовить прямо в садике или заказывать у организаций общепита. Если сад готовит еду самостоятельно, ему придется выполнять все требования к организации питания: помещению, оборудованию, сырью. Например, кухня должна включать семь помещений. Такие возможности есть не у каждого детского сада.
СП 2.4.3648-20 — санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Если детский сад заказывает еду в учреждениях общепита, то достаточно одного помещения для организации питания — там еду разогревают, режут, складывают и едят. В этом случае количество и площадь помещений привязаны к количеству детей: на одного человека должно приходиться не менее 0,7 м2.
Как бы ни добывал питание детский сад, меню должно соответствовать определенным правилам. Эти правила устанавливает не садик и не городская администрация, а Роспотребнадзор и санитарный врач России — именно они подготовили документы, которые лежат в основе планирования меню в детских садах России:
Методические нормы по рациональному питанию объясняют, сколько калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов должен получать россиянин в зависимости от пола, возраста и типа труда — умственного или физического. Эти рекомендации разработал НИИ питания РАМН, а утвердил Роспотребнадзор в 2008 году.
Рекомендации в целом не противоречат общемировой практике. Например, доля белков животного происхождения должна быть 60% — такое же количество рекомендуют и в других странах. Количество овощей и фруктов в нашем меню тоже похоже на общемировые нормы, а вот сахара и калорий ощутимо больше.
Новая версия санитарно-эпидемиологических норм по питанию детей, или коротко санпин, вступила в силу в январе 2021 года и будет действовать минимум шесть лет. В этом документе главный санитарный врач России объясняет, как должно выглядеть меню и какими должны быть продукты, а также как их хранить. Например, нельзя хранить на одной полке в холодильнике охлажденное мясо и овощи, а питьевую воду в кувшине нужно менять каждые три часа, даже если дети не выпили все.
В санпине есть особые требования к ежедневному питанию детей-сирот. Им нужно давать больше овощей — 300 вместо 220 г, фруктов — 260 вместо 100 г. Но объем неполезных продуктов тоже увеличивается. Например, суточное употребление сахара доходит до 55 г, в то время как дети 3—7 лет без статуса сироты получают 30 г.
Если нарушать нормы санпина, можно получить штраф: заведующий детским садом заплатит от 5000 до 10 000 Р — это суммы для должностных лиц. То, как на кухне соблюдают правила, проверяет Роспотребнадзор: после жалобы родителей или по графику — раз в три года.
Но есть в этом санпине и такие требования, которые не смогут как-то улучшить здоровье детей, а скорее, наоборот, в долгосрочной перспективе могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и ожирения. Особенно это касается переизбытка сахара, калорий и одновременного недобора клетчатки и ненасыщенных жиров.
Некоторые пункты нашего санпина расходятся с рекомендациями международных ассоциаций, занимающихся охраной детского здоровья: Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН, Европейского сообщества гастроэнтерологов, гепатологов и специалистов пищевой индустрии, Национального института здравоохранения США и Минздрава Великобритании.
Чтобы показать отличия в системе питания детей, мы сравнили рекомендации санпина с практикой других стран и рекомендациями ВОЗ. Для этого мы изучили 10 дневных меню в случайно выбранных детских садах в крупных городах России: по два понедельника, два вторника и так далее. Чтобы верно оценить количество рыбы, мы взяли меню двух четвергов — «рыбных» дней.
Вот эти меню, вы тоже можете их изучить:
Итак, вот какие проблемы есть в меню в российских детских садах.
Слишком много калорий
Санпин рекомендует детям 3—7 лет употреблять 1800 ккал в сутки. На практике этот показатель выше. Например, меню в одном московском детском саду содержит блюда с общей питательной ценностью 2220 ккал.
ВОЗ рекомендует девочкам 4—6 лет употреблять 1545 ккал в сутки, мальчикам — 1715 ккал. Средним значением для дошкольников независимо от пола будет 1630 ккал.
Вот нормы в других странах:
Стоит учесть, что в западных рекомендациях указаны нормы калорий за весь день. Но дети едят не только в саду, поэтому российские 1800 ккал только за время в садике могут быть для дошкольника перебором. Возможно, такая высокая калорийность блюд в санпине обусловлена тем, что не все дети охотно едят в садике: многие оставляют на тарелке половину порции и даже больше. Тем не менее у каждого третьего российского ребенка до 13 лет есть лишний вес — и этот показатель растет с каждым годом.
Слишком много свободных сахаров
По санпину детсадовец может съедать от 30 г сахара в сутки. Но Европейское сообщество специалистов по питанию детей рекомендует употреблять только до 20 г.
При этом по факту суточное меню в детских садах содержит больше сахара. Например, по вторникам в детском саду в Казани дети получают 40 г сахара — мы смогли легко это посчитать, потому что администрация указала количество сахара в ежедневном меню.
В садах, где не указано общее количество сахара в меню в день, мы считали его по рецептам для поваров — технологическим картам. В России блюда, которые предприятия общепита могут готовить для детей, перечислены в утвержденных сборниках. Готовить другие блюда или отступать от утвержденных рецептов запрещено.
Поэтому если мы хотим узнать, по какому именно рецепту готовят манную кашу или сколько сахара, манки и молока в нее кладут, мы можем посмотреть эту информацию в сборнике рецептур. На десять выбранных садов мы получили среднюю цифру — 67 г сахара в день.
Это не противоречит санпину, поскольку в правилах указан не верхний предел сахара, а минимум.
Выходит, что ежедневно дети съедают в 3,5 раза больше безопасного количества сахара. Главные источники свободных сахаров в рационе детей в детских садах — компоты, чаи и витаминизированные напитки.
Для детей-сирот особые правила: к завышенным нормам потребления сахара им добавляют еще около 40% и вместо 30 г дети получают минимум 55 г сахара в сутки.
Слишком много соли
Однако ВОЗ рекомендует уменьшать количество соли для детей исходя из их потребностей в энергии по сравнению со взрослыми. Например, если взрослый человек в среднем употребляет 3000 ккал в день, а дошкольник — 1630 ккал, то в сутки ребенок должен получать 2,7 г соли. Это значит, что нормы потребления соли в санпине завышены почти в два раза по сравнению с рекомендациями ВОЗ.
На деле же вычислить, сколько соли в день съедает ребенок в детском саду, практически нереально: производители в России не обязаны указывать, сколько соли содержится в 100 г продукта.
Замена фруктов соками и неизвестное количество клетчатки
Санпин разрешает заменять одни продукты другими: например, вместо говядины давать детям говяжью печень, вместо питьевого молока — сгущенное с сахаром, а свежие фрукты заменять соком. Замены разработаны с учетом пищевой ценности, то есть калорий. Количество клетчатки, витаминов и минералов, судя по всему, значения не имеет.
В меню в детских садах мы видим, что свежие фрукты дети получают раз в день — на второй завтрак. Обычно это груша, яблоко или апельсин: каждый детсадовец съест 80—100 г. Если на кухне решили заменить фрукт соком, то порция будет больше: 106—133 г сока.
Но такая замена фруктов соками снижает количество поступающей клетчатки и увеличивает и без того высокое содержание свободных сахаров в детском меню.
Количество фруктов для детей и взрослых — рекомендации Министерства сельского хозяйства США
Клетчатка — неперевариваемый компонент продуктов, важный источник пищи для микроорганизмов в человеческом кишечнике. Она снижает риск развития неинфекционных заболеваний и смерти от них. Взрослым рекомендуют 25—29 г клетчатки в день. Детям нужно меньше: ребятам старше 3 лет — 10—20 г клетчатки в сутки по нормам Роспотребнадзора и 15—20 г по нормативам Минздрава Великобритании.
Мы не знаем, выдерживается ли эта норма в садиках: в параметрах меню фигурируют калории, белки, жиры и общее количество углеводов, но сколько там клетчатки, мы можем только догадываться.
Хотя клетчатка и относится к углеводам, говорить о ее количестве, основываясь на общем количестве углеводов в продукте, нельзя. Например, 30 г углеводов может быть в одном банане, двух морковках или одном батончике «Твикс». При этом в шоколаде почти не будет клетчатки, но будет 18 г сахара, а в банане и моркови — 0 свободных сахаров и 5,4 г клетчатки.
Слишком мало овощей
Детям до 7 лет санпин рекомендует съедать 220 г овощей и 140 г картофеля в сутки. Это соответствует мировой практике, но есть проблема: фактически в детских садах эта норма не выдерживается.
Мы сравнили 10 меню, и, судя по ним, в среднем дети получают примерно 190 г овощей и 93 г картофеля — это на 21% меньше необходимой нормы.
Много ультраобработанных продуктов
В эту категорию входит обработанное мясо — сосиски и колбаса — и другие продукты глубокой переработки: выпечка, кондитерские изделия, сладкие напитки. По российским нормам детям нельзя давать сырокопченую колбасу, а вареную можно включать в меню только в детских домах: воспитанник 3—7 лет получит 10 г колбасы в сутки.
Зато в обычных детских садах разрешены другие ультраобработанные продукты: выпечка, хлеб, фруктовые соки. Такая еда содержит много калорий, но мало питательных веществ.
Исследования показывают, что дети, которые регулярно получают 30—50% калорий из ультраобработанных продуктов, чаще сталкиваются с нарушением липидного обмена и ожирением. Исследования на взрослых показывают, что у людей, которые получают больше 15% всех калорий из ультраобработанных продуктов, риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 58% выше.
В меню типичного дня детсадовца больше 21% калорий представлено в виде продуктов с высокой калорийностью, но невысокой питательной ценностью: соков, компотов и чая с сахаром, выпечки, джемов и хлеба из муки высшего сорта.
Такое питание может повысить риск развития ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Кроме того, ультраобработанные продукты могут вытеснять другую еду из рациона: дети активнее едят сладкую кашу, белый хлеб и выпечку, чем овощи, фрукты, рыбу и бобовые.
Слишком мало растительного белка
Роспотребнадзор рекомендует употреблять 35 г растительного белка в сутки. Такой белок содержится преимущественно в бобовых и орехах, а их в текущем меню в детских садах крайне мало или нет совсем. Недобор по этим пищевым группам приводит к недобору по клетчатке и ненасыщенным жирным кислотам — главным компонентам диетической профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Из 10 исследуемых меню ни в одном не оказалось орехов. Растительный белок дети получают в основном из гречневой каши, зеленого горошка и немного из хлеба.
Слишком мало рыбы
Американская академия педиатрии и Минздрав Великобритании рекомендует есть две порции рыбы в неделю, причем в одной порции должна быть рыба жирного сорта, например скумбрия или лосось. Для детей это количество рыбы — около 60 г в неделю.
Текущие правила рекомендуют давать российским дошкольникам 37 г рыбы в день, в том числе слабо- или малосоленой. Это адекватное количество, однако на практике рыбу часто заменяют мясом или молочными продуктами. Так можно: в таблице замен в санпине указано, что вместо 100 г трески можно предложить ребенку 87 г говядины или 105 г творога.
Но в этом случае норма рыбы не выдерживается. А рыба и морепродукты — единственный гарантированный источник омега-3 ненасыщенных жирных кислот в рационе. Тех самых, которые ассоциируются со снижением рисков сердечно-сосудистых заболеваний.
Из 10 детсадовских меню, которые мы изучили, блюда из рыбы были только в половине. Если посчитать средний вес рыбных блюд, то получим 57 г — похоже на нормальное количество. Но на деле вес порции складывается не только из веса рыбы. Например, в уху из минтая кладут картофель, морковь и масло. Скорее всего, чистой рыбы дети получают около 30—40 г в неделю — это в два раза ниже нормы.
Почему это проблема
Такое меню не нанесет вреда ребенку ни за день, ни за неделю, ни за две. Но за несколько лет могут сформироваться нездоровые привычки в питании.
Ребенок, привыкший завтракать манной кашей, батоном и чаем с сахаром, с высокой долей вероятности вырастает во взрослого, для которого такой завтрак — норма.
Регулярный дисбаланс в питании — фактор риска развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Получается, что, закладывая детям нездоровые привычки в питании, мы растим из них взрослых с рисками развития смертельных заболеваний.
Что можно изменить
Глобальное изменение меню в детских садах — сложный и долгий процесс, целиком завязанный на государственные органы. Любое отступление от меню чревато и для администрации садика, и для поставщика еды, решившего положить поменьше сахара в компот. Поэтому обвинять садик в плохом меню непродуктивно.
На уровне государства необходимо пересмотреть нормы калорий — вероятно, это поможет снизить суточное количество сахара в детских меню. Также необходимо пересмотреть нормы в санпине: увеличить количество овощей, рыбы, бобовых, орехов и цельнозерновых углеводов, снизить количество соли, исключить замену фруктов соками, а напитки с добавленным сахаром детям вообще не давать.
Однако частным детским садам можно и самим кое-что предпринять, чтобы питание детей стало более сбалансированным. Например, они могут утверждать меню, выбирать другого поставщика еды или готовить самостоятельно. Да, меню должно соответствовать требованиям санпина, но норму в 1800 ккал можно получить не за счет сладких булочек и каши из обработанного зерна, а благодаря бобовым, жирной морской рыбе, цельнозерновым углеводам, большому количеству овощей и фруктов, молочной продукции без сахара.
Так у детей будет шанс добрать норму по клетчатке, омега-3 жирным кислотам, растительному белку и не превысить при этом норму по соли и сахару.
Как помочь своему ребенку
Кормить завтраком дома. Постарайтесь включать в него ненасыщенные жиры, например орехи и семечки, а еще цельнозерновые углеводы: хлеб из ржаной муки и муки второго сорта, крупы с оболочкой, овощи и фрукты. Быстрый и полезный вариант — смузи с овсянкой, орехами, фруктами и кисломолочным напитком без сахара.
Научить ребенка пить воду и просить ее, когда он чувствует жажду. Текущий санпин предусматривает обязательное наличие питьевой воды в любом садике, поэтому у ребенка всегда должен быть выбор, сладкий компот ему выпить или стакан воды. Отдельно можно попросить воспитателя не напоминать специально про компот, а ставить стакан с водой.
Приносить свою еду. Этот пункт особенно актуален для детей с особой диетой или лечебным питанием. Не исключено, что у вас получится добыть у педиатра справку о необходимости есть меньше сахара и больше овощей. Чтобы принять ребенка со своим ланчбоксом, в садике должен быть холодильник и микроволновая печь. Если техники нет, то поговорите с воспитателем, чтобы ребенка не заставляли доедать, если он не хочет.
Научить ребенка делать здоровый выбор. Семья играет определяющую роль в формировании пищевых привычек ребенка: дети чаще едят овощи и фрукты, если они видят, что родители и сами выбирают такую еду. После садика ребенок часто ужинает дома, поэтому лучше предложить ему то, чего он не добрал в садике: нарезку свежих овощей, брокколи или капустный салат, рыбу, бобовые и прочие продукты, более полезные, чем сладкая манная каша.
Что в итоге
Меню в детских садах и школах в России имеет недостатки: сахара, соли и калорий в нем больше, чем допускает международный научный консенсус. Мало овощей и фруктов, а углеводы представлены в основном рафинированными источниками, почти полностью лишенными клетчатки: манными кашами, сладкими напитками. Красное мясо встречается чаще, чем рыба и бобовые.
Вот что можно сделать, чтобы российских детей в детсадах кормили в соответствии с международными рекомендациями: