Гипнопедия обучение во сне
Сплю на пятерку! Обучение во сне – миф или реальность?
Ложишься спать двоечником, встаешь утром, а весь матанализ (китайский язык, основные даты Средних веков) уже в голове. Это мечта, наверное, каждого студента. Так просто всё, конечно, не бывает. Но гипнопедия или обучение во сне действительно существует. Поговорим, что это за метод и как им можно воспользоваться себе на благо.
Раиса Захаровна одобряет
Сон в руку
Запоминать информацию во сне (наряду с попытками получения инсайтов в спящем состоянии) люди пытались еще в древности. Научное обоснование у этого процесса появилось только в XX веке – вместе с развитием классической доказательной школы. Военные и психиатры разных стран проводили исследования, как курсанты и пациенты запоминают данные, пока спят. Для этого подопытным включали записи или приглашали гипнолога, который работал со спящими.
Развитие метода получило стимул в середине прошлого столетия, когда была изобретена и начала внедряться во врачебную практику энцефалография. Стало возможным получать подробные данные: какой ритм мозга активизируется во сне (альфа, тэта…), как сменяют друг друга фазы быстрого и медленного сна, насколько все это сочетается с получаемой спящим информацией, можно ли по пробуждению ее вспомнить.
Соответственно, с развитием технологий, появлением более совершенных аппаратов ЭЭГ-мониторинга, МРТ эксперименты, как влиять на запоминание во сне, продолжались.
Ученые пришли к выводу, что нельзя просто взять и включить спящему запись, и тот по пробуждению воспроизводит ее так, будто учил. Однако это не помешало популяризации метода, по всему миру, он получил название гипнопедия. Предприимчивые дельцы начали даже продавать желающим основанные на нем курсы (чаще всего – иностранных языков).
Обучение во сне описано и показано в известных произведениях.
Например, у Олдоса Хаксли в его «О, дивном новом мире» мальчик выучивает английский, прослушав во сне по радио лекцию, а когда уже во взрослом возрасте становится во главе правительства, начинает также идеологически обрабатывать население.
В «Гадких лебедях» Стругацких подобным образом обучали вундеркиндов.
В советском сериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семенович Леднёв, узнав о методе обучения во сне, включает запись предмета и ложится спать, а его дочка Нелли вскоре – радиопередачу, в которой читают шпионский роман, и по итогу в голове мужчины информация перемешивается.
В современном российском мультсериале «Барбоскины» героиня Роза тоже пытается использовать гипнопедию, чтобы быстро выучить предмет, и точно также терпит неудачу.
Обучение во сне. Ожидание vs. Реальность
На самом деле воздействовать на подсознание, а него уже – на сознание можно, только не так «топорно». Это доказали уже в XXI веке. Как и то, что обучение во сне можно использовать как вспомогательный метод. Причем, в разных вариациях.
С помощью гипнопедии лучше усваивать что-то конкретное: новые слова, таблицы, формулы, а не абстракции, в которых мозг во сне вряд ли захочет разбираться. Ему проще будет удалить непонятное.
Как считаете, какой способ эффективнее? Пробовали что-нибудь? Делитесь в комментариях.
Когда в середине 1960-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии — возможности обучения во сне, многим казалось: еще шаг — и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем.
Открывалась фантастическая перспектива. Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным.
МЕТОД ЙОГОВ И ФАКИРОВ
Метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты, которые им начитывали «коллеги». Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти тоже обучали их во время сна.
В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника. Кстати, у нас этот метод был красиво представлен в художественном фильме «Большая перемена», где роль ученика играл Евгений Леонов.
Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США. Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа Ив Пишон в популярном французском журнале Science et Vie («Наука и жизнь») за 1960 год. «Гипнопедия родилась недавно. В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду. Для этого ученики надевали на ночь наушники».
На самом деле ничего подобного не было. Просто научно-фантастическую новеллу американца Хьюго Гернсбека приняли за реальность. Так что гипнопедия была сначала лишь воображаемым приемом обучения во сне, но со страниц фантастических книг постепенно перекочевала в реальную жизнь.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Первый в мире научный эксперимент по гипнопедии поставил профессор Свядощ в 1936 году. Ученый доказал, что во время сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), а после пробуждения воспроизводить ее. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.
Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не выказывали. Более того, один из исследователей метода гипнопедии Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Все может быть. Однако профессор Свядощ предостерегал, что неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью.
ЧТО ОБЩЕГО У ЧЕЛОВЕКА С МОЛЛЮСКОМ?
Каким же образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Вопрос не праздный. Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.
Профессор Свядощ считал, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на посторонний шум.
Но если малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно проснется. Военнослужащий может спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно проснется, когда услышит сигнал тревоги.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт.
Именно через него находящийся в царстве Морфея человек может поддерживать контакт, раппорт (от французского rapport — «связь»), с окружающим миром.
Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и у представителей животного мира.
Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит.
Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху. Если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он проснется и выпустит черную краску. Несомненно, во время сна осьминог сохраняет сторожевой пункт, через который и происходит контакт с внешней средой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
В середине 70-х годов прошлого века довольно много экспериментов в московских техникумах и институтах провела Учебноэкспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования.
В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных комнатах. Перед сном им читали тексты на иностранном языке. Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. Курс обучения длился примерно год.
Проведенный эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Оказалось, что для обучения во сне необходимы дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы. Выяснилось также, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс.
Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов. Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 1960-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.
ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира.
Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон.
Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.
Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания».
Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен.
В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии. Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было.
После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше.
Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал.
Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы. Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.
ПО СЛЕДАМ 25-ГО КАДРА
Кстати, достаточно известный сегодня эффект 25-го кадра является родственным методом гипнопедии.
А к нему отношение у специалистов скорее отрицательное, чем положительное. Ведь любая методика должна применяться к человеку с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и психических.
Та же история, как считают ученые, и с гипнопедией. Ее методы имеют недостаток — она вторгается в цикл сна и бодрствования, а нарушение сна может вызывать серьезные заболевания.
Так что сегодня специалисты на всякий случай предостерегают людей от массового увлечения эффектом 25-го кадра и гипнопедией.
Разумеется, при использовании любых методик надо в первую очередь помнить о чувстве меры. Ведь даже самое полезное лекарство в чрезмерных дозах становится ядом. А в разумных пределах наука от гипнопедии вовсе не отказывается. В израильской армии,например, существует комната психологической разгрузки, в которой обеспечивается процесс интенсивного обучения военных, включая и метод гипнопедии.
ВЕЧЕР УТРА МУДРЕНЕЕ
В свое время гипнопедия возникла на основе идеи Александра Лурии о том, что каждая последующая информация, поступающая к нам, тормозит запоминание предыдущей. Обучение же во сне, на его взгляд, — это учение в состоянии, где нет торможения, то есть информация запоминается лучше, чем в состоянии бодрствования.
Однако академик Вейн, будучи крупнейшим специалистом в сомнологии, утверждал, что спящего человека ничему научить невозможно, поскольку объятия Морфея дают нам полную изоляцию от доступа информации извне. Другое дело — короткие мгновения, перед тем как вы заснули. Они действительно очень плодотворны. Недаром дети интуитивно учат школьное стихотворение на ночь. И для дела полезно, и здоровью не вредит.
Обучение во сне: плюсы, минусы, возможности
Обновлено: 25 Мая 2021
Порой учеба заставляет студента отказываться от ценных часов сна, необходимых для восстановления сил. Перед экзаменами учащиеся предпочитают провести пару бессонных ночей за книгами и конспектами. Но есть среди них и те, кто слышал о том, что во сне тоже можно учиться.
Что такое гипнопедия?
Гипнопедия — это методика обучения в состоянии естественного сна. Суть ее в прослушивании спящим информации, начитываемой голосом гипнотизера, или ее записи.
Начнем с того, что теория о возможности обучения во сне — достаточно спорная. У нее столько же сторонников, сколько и противников. Поэтому не стоит игнорировать традиционные методы обучения и полагаться лишь на этот способ усвоения материала.
Однако в качестве дополнения попробовать обучение во сне можно. Ведь если вы тоном заправского гипнотизера начитаете на диктофон содержание конспекта и будете всю ночь слушать запись, едва ли это кому-нибудь навредит.
Как происходит обучение во сне
В подсознании хранится все, что мы когда-либо видели, слышали или воспринимали любым другим образом. Даже если вы весь учебный год били баклуши на задних рядах, голос лектора таки проник в вашу голову.
В процессе сна сознание ослаблено, однако это не означает, что мы не способны воспринимать информацию. Да, глаза у нас закрыты, но все прочие органы чувств остаются доступными для внешних раздражителей.
Доказано, что во сне слуховая кора мозга реагирует на звуки. То есть мы не просто слышим, но и обрабатываем информацию. Поэтому вполне логично, что обучение во сне может дать положительный эффект.
Для достижения максимального результата, нужно следовать методике гипнопедии:
Тут важно отметить, что это не «предбанкетная» процедура. То есть не стоит рассчитывать на моментальный эффект и использовать методику однократно в ночь перед экзаменом. Для эффективности лучше повторять прослушивание регулярно в течение продолжительного времени.
Можно поэкспериментировать с интонациями и продолжительностью сеансов гипнопедии. Возможно, это скажется на качестве запоминания.
Почему гипнопедия работает?
В пользу данного метода нужно отметить, что он действительно эффективен для закрепления некоторых типов информации. Например, таким образом хорошо запоминать формулы, числовые таблицы или даже иностранные слова.
В период первой мировой войны в США гипнопедия использовалась для обучения новобранцев азбуке Морзе.
Дело в том, что во время сна происходит консолидация памяти, то есть процесс перехода информации из краткосрочной памяти в долгосрочную, а также наоборот. Поэтому впитать во сне новый материал мы, конечно, не способны. Но закрепить знания, полученные ранее, можно.
К тому же эффективность обучения во сне подтверждается многими студентами. Этот метод действительно помогал им готовиться к экзаменам.
Достоинства обучения во сне
Традиционно мы пытаемся воздействовать на свою производительность довольно вредными способами: кофе, шоколад, энергетические напитки. А почему бы не использовать естественный процесс сна, таким образом совместив приятное с полезным?
К тому же такой подход помогает избежать скуки и усталости, присущих прочим способам усвоения материала. И если обучение во сне способно заменить зубрежку слов и формул, то это отличная новость для всех студентов.
Недостатки
Успешность обучения в процессе сна зависит от многих факторов:
По этой причине метод не рассматривается в качестве замены традиционным способам запоминания. Несмотря на то, что гипнопедию применяли уже в 20-е годы прошлого века, она так и не получила широкого распространения.
Добавим сюда, что для здорового и спокойного сна необходима тишина. А посторонние звуки, пусть даже наполненные сверхполезной информацией, служат помехой, и отдых окажется неполноценным.
Развитие новых технологий
Современные ученые работают над технологиями, позволяющими улучшать способности человека к запоминанию информации. Их задача вызвать нужное для этого состояние головного мозга. А именно такое, при котором происходит консолидация памяти.
В результате воздействия на мозг активизируются импульсы определенной частоты, на которой и происходит требуемый процесс. Например, это достигается за счет трансчерепного стимулирования прямым током. Другой вариант — электродный шлем и наушники, через которые подается синхронизированный с импульсами головного мозга звук.
Все это открывает перспективы для создания приложений и игр, стимулирующих консолидацию. Таким образом любой из нас сможет запускать этот процесс при помощи обычного смартфона.
Наше подсознание, этот стихийный накопитель всего нужного и не нужного, порой играет с нами злую шутку, раз за разом вытаскивая из глубин памяти то, что уже давно хотелось бы забыть. Радует, что есть в этом и положительная сторона. Ведь мы можем хоть в какой-то мере повлиять на нашу способность к запоминанию полезной для нас информации.
Конечно, гипнопедия решит далеко не все ваши проблемы по учебе. Но большинство из них способны решить специалисты ФениксХелп.
Обучение во сне: фантазии и реальность
В книге «Возвращение в дивный новый мир» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».
В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» — наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.
Треть своей жизни мы спим. Многие пытались использовать это время, чтобы научиться чему-то полезному, прикладывая для этого минимум усилий.
Даже сегодня вы можете легко встретиться с рекламой аудиозаписей и электронных приложений, которые обещают, что во сне вы выучите иностранный язык, улучшите память, станете умнее и креативнее. Действительно ли во сне можно чему-то научиться, или всё это — лишь безответственные выдумки?
Фрагмент картины «Сон святого Иосифа». Антон Рафаэль Менгс, ок. 1773-1774 гг.
Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал, что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.
Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол — это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.
Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.
Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?
В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).
С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.
Чему можно научиться во сне
Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована статья французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.
Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу — и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.
В 2012 году израильские исследователи выяснили, что у спящего человека можно сформировать определённые условные рефлексы — почти как в антиутопических фантазиях Олдоса Хаксли.
Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).
Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится — с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.
«Пейзаж со сном Иакова». Михаэль Вильман, ок. 1691 г.
В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.
В 2013 году психологи из университета Иллинойса выяснили, что во сне можно не только стать музыкальнее, но и потренировать пространственную память.
Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал — и они справились с заданием лучше.
Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.
Утро вечера мудренее
Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом — самый верный способ на нём провалиться.
Фрагмент картины «Христос, молящийся в Саду». Марко Базаити, ок. 1510-1516 гг.
Исследования показали, что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются — так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.
Фаза глубокого сна обычно занимает вторую часть ночи. Поэтому, если вы спите меньше 6 часов, ваша память вряд ли будет работать в полную силу.
Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.
Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько — фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.
Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.
Опубликовано в журнале «NEWTONEW», 23.08.2017