Гимнастика после дневного сна проводится в течение
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Митрофаненкова Мария
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Тема: «Бодрящая гимнастика после дневного сна»
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна; с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений поднять мышечный тонус и эмоциональный настрой детей на продолжение дня.
Задачи гимнастики после дневного сна :
Увеличить тонус нервной системы ;
Укрепить мышечный тонус ;
Способствовать профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата ;
Способствовать профилактике простудных заболеваний ;
Развитие физических навыков ;
Сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;
Учить детей дышать через нос
Воспитывать привычку здорового образа жизни.
Дневной сон необходим ребёнку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.
Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневногосна состоит из нескольких частей:
Разминочные упражнения в постели (гимнастика постепенного пробуждения) ;
Выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);
Выполнение ОРУ у кроваток;
Ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);
Игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.
Дыхательная гимнастика;
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног); умывание.
стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость. Регулярно делая массаж стоп мы улучшаем здоровье детей.
Как известно изготовить «дорожку здоровья» своими руками очень легко. Элементами, наполняющими «дорожки здоровья» могут быть любые подручные средства», не травмирующие кожу ребёнка (не слишком колючие). Это бусины, камушки, деревянные палочки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, пластиковый коврик типа «травка», толстая верёвка, резиновые коврики и многие другие элементы. Самое главное при их использовании помнить о том, чтобы дорожки были безопасными и комфортны для ребёнка при использовании.
И так вернёмся к бодрящей гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создаёт условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Музыки, вызывающие приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснётся быстрее.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Предлагаю вам комплекс бодрящей гимнастики после сна в стихотворно-игровой форме.
Представим, что мы с вами сладко спим в детском саду в тихий час…
Отдёрните шторы в спальне, мягко и нежно, с улыбкой — и уж, конечно, без резких движений! — откиньте одеяло с ребенка.
Звучит приятная, лёгкая музыка вызывающая приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей).
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
В гости солнце заглянуло
И ребяткам подмигнуло
Просыпайтесь все ребятки
Хватит нежиться в кроватках.
С боку на бок повернись (поворачиваются направо, затем налево)
И в котёнка превратись.
«Потягушечки, разомнём подушечки»
Вот, все котики проснулись
Сладко, сладко потянулись. (дети потягиваются)
Лапки к верху поднимают (дети поднимают руки вверх,
Спинки плавно прогибают. прогиб спины в положении лёжа)
Лапки выпустят царапки (дети сжимают и разжимают руки в кулачки
Левая и правая, мы котята бравые. по очереди)
Лапки наши потянулись
Вот, и мы уже проснулись.
«Быстры ножки у котят»
А теперь поднимем ножки (дети поднимают ноги вверх и
Будем бегать по дорожке имитируют ходьбу по потолку,
Ножки быстры у котят затем бег, лёжа на спине ноги
Бегать шустрые хотят. по очереди подгибаем к груди)
Левая и правая, мы котята бравые.
А теперь животик будим
Про него мы не забудем
Ласково погладим мяу, мур-мур-мур. (дети поглаживают животик)
Даже им подышим, чтоб не слышно было мышам
(Лёжа на спине одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.)
Просыпаемся, тихонько поднимаемся
Лапкой мордочку умыли (сидя, ноги вытянуты, растираем ладонями лицо)
И головкой покрутили. (движение головой вправо –влево)
Соседу улыбаемся (стоя на четвереньках дети поднимают голову
В добро мы одеваемся вверх,
Хвостиками машем спина прогнута, виляют бёдрами)
Ласково мурчим мур-мур-мяу.
Котики мурчали, лежать они устали
И у кроваток встали. (дети встают на ноги
Мы лапками похлопаем хлопки руками над головой,
И ножками потопаем. топают ногами.)
Покажем всем немножко (бесшумная ходьба на цыпочках)
Как мягко ходит кошка
Еле слышно, топ-топ-топ.
Хвостик снизу, оп-оп-оп.
Но подняв свой хвост пушистый (прыжки с одной ноги на другую)
Кошка может быть и быстрой.
Выше может прыгать кошка
Набирайтесь силы ножки! (прыжки на двух ногах)
«Ходьба по дорожке здоровья»
Сил набрались наши ножки
Зашагали по дорожке
По дорожке не простой
По неровной, по колючей.
Идём по ней мяукаем,
Тихонечко фырчим. (дети идут по коррегирующим дорожкам)
К стульчикам своим спешим.
Мы, котята, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Это радость, не беда.
Вымоем мы ручки, глазки,
Щёчки наши разотрём.
Одеваться мы пойдём.
Комплекс №1 «Гимнастики после дневного сна» выполняется в течении двух недель первой половины месяца, далее первый комплекс бодрящей гимнастики сменяет второй, который так же практикуется в течении двух недель.
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Динь –дон, динь – дон слышен чудный перезвон
Колокольчик наш звенит, просыпаться нам велит.
Колокольчик звонкий, всем велит вставать,
Чтоб проснуться лучше
Поиграем в гномиков,
Ляжем возле домиков
(Дети ложатся поверх одеял.)
Гному сшили башмачки —
Пятки вместе, врозь носки,
Гном не стал сидеть на месте —
Пятки врозь, носочки вместе.
(Соединяют пятки, разводят носки в стороны.
Соединяют носки, пятки разводят в стороны.)
Гном друзей искал в дубраве —
Посмотрели влево, вправо.
(Повороты головы вправо).
В жмурки гном играл с ежом —
Закрыли глазки, отдохнём.
Гном собрал для птичек крошки
Громко хлопаем в ладошки.
Мышку спрятал гном от кошки —
Тихо полежим немножко.
Гном вернул коту очки —
Сжали пальцы в кулачки.
(Пальцы рук сжимают в кулаки).
Гном привёл бельчонка к маме —
Кулачки теперь разжали.
Гном жуку принёс калошки —
Тянем пальчики на ножках.
(Тянут пальцы на ногах вперёд.)
Прыгал гном по тучкам ватным
Топаем в своих кроватках.
Встретил гном сороконожку —
Гном уселся в мягкий мох —
Сделали глубокий вдох.
(Делают глубокий вдох.)
Вышел гном с губной гармошкой
Задержать дыханье сможем?
Ухал ночью гном с совой —
Выдыхаем всей гурьбой.
В гости гном собрал друзей —
Гном готовил чашки, ложки —
Тянем ручки, тянем ножки.
Потянулись сладко, сладко,
А теперь встаём с кроватки.
Будем делать мы зарядку
На зарядку в лес пойдём
По дороге гриб найдём. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
Мы дорогу потеряли. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону,заблудились на поляне
Побежали, заспешили (бег на месте)
Ничего грустить не будем,
Встали, выпрямили спинки,
Воздух носиком вдохнём
И за ягодой пойдём!
Раз присели, два встаём
Много ягоды нарвём.
А теперь все дружно стали
И подскоки делать стали.
Раз, два, три, четыре. пять,
Будем прыгать и скакать.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Возвращаемся с полянки
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша
Умывайся наше солнышко,
Глазки, носик, ротик, горлышко –
Все мы вымоем лучистому,
Чтоб светилось лучше чистому!
Гимнастика игрового характера позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, даёт возможность восстановить и укрепить здоровье детей. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Фотоотчёт о проведении гимнастики после дневного сна в детском саду Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.
Гимнастика после дневного сна в ДОУ Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.
Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.
Конспект гимнастики после дневного сна «Кошечка» в старшей группе Цель. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, создавать условия для систематического закаливания организма. Упражнять в ходьбе со.
Конспект конспект корригирующей гимнастики после дневного сна «В гостях у бабушки» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект корригирующей гимнастики после дневного сна. Возраст: 3-4 года, вторая младшая группа.
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий «Озорные котятки» Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий «Озорные котятки». Образовательная.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.
План-конспект гимнастики пробуждения после дневного сна «Жуки» У нас в группе кровати стоят по середине группы. Поэтому мы проводим гимнастику пробуждения на кроватях и ходим по ребристым дорожкам.
Проведение гимнастики после дневного сна во второй группе раннего развития Проведение гимнастики после дневного сна. Вторая группа раннего развития. Детям дошкольного возраста дневной сон необходим, так как он играет.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна в старшей группе детского сада
Рамазанова Ольга Борисовна
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна в старшей группе детского сада
«Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна в старшей группе детского сада«
Воспитатель высшей категории
Рамазанова Ольга Борисовна
В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы.
Оздоровительная гимнастика после сна является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений оздоровительной гимнастики требует, а значит и воспитывает, волевые качества ребёнка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность
Ребёнок с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, тепла, комфорта вырастет устойчивым к неожиданным жизненным ситуациям и будет менее подвержен стрессам.
Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение.
Во-вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями, так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную весёлую обезьянку или сходить в гости к глупым мышатам
Требования к комплексам оздоровительной гимнастики после дневного сна
Упражнения должны быть доступны детям
Не превышать дозировку выполняемых упражнениях
Включить в комплекс знакомые и уже освоенные движения
Упражнения для мышц туловища выполнять медленнее, чем упражнения на движения рук и ног
При выполнении упражнений не забывать о правильной осанке детей
Следить за правильном дыхании: ребёнок должен дышать через нос и не задерживать дыхание
Избегать однообразных упражнений
По мере усвоения комплекса менять его на другой
В течении года использовать разные комплексы
Последовательностьупражнений классическая: сначала выполняются упражнения для плечевого пояса. Затем проводится упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника.
Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)
Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться
Профилактика плоскостопия (2-3 мин.).
Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.).
Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах
Шубенина Юлия
Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах
1. Гимнастика после дневного сна и ее значение.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
• звуковые сигналы (например, музыка)
• зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
• импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д.
Структура гимнастики после сна.
Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:
1 Гимнастика в постели
III. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
III. Дыхательная гимнастика
4 Индивидуальные задания
5 Гимнастика для глаз
6 Водные процедуры
5. Гимнастика после сна для разных возрастных групп.
Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут, для старших дошкольников – 10-15 минут.
Гимнастика после сна для младшей группы
Гимнастика в младшей группе требует точного выполнения простых упражнений. Воспитатель должен подробно объяснять детям, как и что делать, следить за правильностью выполнения, помогать, если потребуется.
В комплекс полезно включать пальчиковую и дыхательную гимнастику, упражнения на растягивание, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения для профилактики осанки.
Упражнения выполняются сначала в кроватях, потом в прохладной комнате.
• «Колобок». Малыш лежит на спине, раскинув руки в стороны. Затем необходимо сгруппироваться — подтянуть колени к груди и обхватить их руками. После этого можно вернуться в исходное положение;
• «Велосипед». Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять ноги и крутить воображаемые педали;
• «Кошечка». Попросите малыша встать на четвереньки.
Первая позиция: добрая киска (прогнуть спину вниз).
Вторая: киска сердится (выгнуть спину вверх).
В прохладной комнате дети ходят на носочках, несколько секунд бегут, потом — опять ходьба. После этого делаются упражнения, которые помогут малышам сохранить правильную осанку
• «Журавль». Встать, руки за голову, ноги вместе. Попросите ребенка поднять правую ногу и держать ее на весу. Досчитайте до семи. На счет «восемь» малыш возвращается в исходное положение. Упражнение повторяется для левой ноги;
• «Солнышко». Встать прямо, руки вниз. Руки перед собой, соединить в круг. Подняться на носочки, сложенные кругом руки поднять над головой, потянуться. Вернуться в исходное положение.
Найти другие упражнения для младшей группы можно в книге «Утренняя гимнастика в детском саду» (Т. Е. Харченко).
Гимнастика после сна для средней группы
Дети средней группы способны выполнять и более сложные упражнения. Им даже этого хочется — ведь совсем простые движения будут скучны. Комплекс должен включать пальчиковую гимнастику, дыхательную, упражнения на коврике. Упражнения должны чередоваться с паузами для отдыха.
Обычно детям очень нравятся движения, имитирующие животных и предметы:
• «Рак». Проползти несколько шагов на четвереньках вперед. Потом назад;
• «Мостик». Исходное положение: сесть, руки за спину. Приподняться на руках и ногах. Снова сесть;
• «Я — машина». Легкий бег, держа руки вперед и имитируя вращение руля;
• «Я — самолет». Легкий бег, размахивая руками, как крыльями;
• «Я — паровоз». Легкий бег, руки попеременно сгибаются в локтях и выпрямляются перед собой.
Гимнастика после сна для старшей группы
Дети старшей группы готовы выполнять практически любые упражнения — ведь они уже достаточно хорошо владеют своим телом. Комплекс должен включать в себя упражнения на растягивание, на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры.
• Ходьба оздоровительная для профилактики плоскостопия. Время: 2–3 минуты.
— Ходьба на носочках (как лисички).
— Ходьба на пяточках.
— На внешней стороне стопы (как медведь).
— Высоко поднимая колени (как лось).
— Полуприседая (как ёжики).
• Упражнения на формирование правильной осанки.
Спина должна быть прямой во всех упражнениях.
Исходное положение — встать прямо, руки сзади сплести в замок, ноги вместе. Далее следуют наклоны вперед и назад, повороты туловища, приседания.
• Упражнения на тренажерах: можно висеть и подтягиваться на шведской стенке, лазить по канату, заниматься с обручем, мячом и т. Д.
Гимнастика после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Многие дети очень крепко спят и разбудить надо так, чтобы после пробуждения они были в хорошем настроение. Поэтому очень полезна гимнастика.
Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента » Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.
Гимнастика после дневного сна в ДОУ Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.
Гимнастика после дневного сна в старшей группе Задачи: Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Продолжать учить детей приемам.
Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.
Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.