Где снимался дядюшкин сон

Татьяна Канунова
Место съемки изменить нельзя

Источник:
Канунова Т. Место съемки изменить нельзя / Т. Канунова // Премьер. – 2007. – 17-23 апреля. – С. 7.

Вологжанка Анна Карманова обрезала свои волосы… на бороду кучеру для фильма «Мелкий бес».

Наши земляки всегда готовы принести жертву ради искусства, а известные актеры и режиссеры это ценят. Областная столица столько раз становилась декорацией для художественных фильмов, что вологжанам совершенно ясно: мы живем в правильном месте!

Где снимался дядюшкин сон. Смотреть фото Где снимался дядюшкин сон. Смотреть картинку Где снимался дядюшкин сон. Картинка про Где снимался дядюшкин сон. Фото Где снимался дядюшкин сон

Естественные декорации Вологды идеально подошли для ленты по повести Федора Достоевского. Рабочий момент съемок

«Личное дело» / «Тревожные гудки» (1932)

Первый художественный фильм, снятый в нашем городе, был немым. В 1932 году режиссеры братья Васильевы провели натурные съемки ленты, где рассказывалось о простом рабочем парне в условиях социалистического строительства. Кстати, один из режиссеров, Георгий Николаевич Васильев, – наш земляк.

«Дядюшкин сон» (1966)

Зимой к нам приехала съемочная группа режиссера Константина Воинова.

Теперь вологжане могут узнать на экране Кремлевскую площадь, храм Александра Невского, дом на Набережной 6-й Армии, 101, напротив Соборной горки. Это двухэтажный каменный особняк адмирала Барша. Именно в этом особняке «жила» с семьей героиня Мария Москалева в исполнении народной артистки СССР Лидии Смирновой.

В 1996 году легендарная актриса вновь посетила Вологду и поделилась воспоминаниями: «Два месяца я, Лучко, Шагалова, Мордюкова, Ларионова, Прохоренко – всего семнадцать актрис – прожили в местной гостинице («Золотой якорь». – ред.). А так как зима была суровой, морозы стояли до тридцати градусов, то мы на рынке покупали чеснок, чтобы не заболеть и не пропустить съемки. Мы ощущали гостеприимство, теплоту и доброту ваших людей!»

Вологжане играли в картине кучеров, лакеев, чиновников. Княжеским кучером Феофилом, например, стал наездник череповецкого ипподрома.

«Достояние республики» (1970)

Часть съемок фильма Владимира Бычкова проходила в Кирилловском районе и в Вологде. У нас побывали Андрей Миронов, Олег Табаков, Спартак Мишулин, Игорь Кваша.

В фильме есть узнаваемые кадры, где в шапито, расположенное на берегу реки (на другой стороне видны известные вологжанам храмы), входят зрители. Именно здесь выступал Маркиз (Андрей Миронов) в образе Вильгельма Телля. В эпизодических ролях «засветились» вологжанки.

Где снимался дядюшкин сон. Смотреть фото Где снимался дядюшкин сон. Смотреть картинку Где снимался дядюшкин сон. Картинка про Где снимался дядюшкин сон. Фото Где снимался дядюшкин сон

Андрей Миронов во время съемок «Достояния республики» в Вологде

«Спокойный день в конце войны» (1970)

В 1970 году выпускник ВГИКа Никита Михалков и актер Сергей Никоненко приехали в Вологду, чтобы снять дипломную работу. Они жили в деревне Ирхино Вологодского района.

В то время в этой же деревне жила семья вологжанки Зинаиды Глебовой, директора киноцентра «Вологда»: «Оператор заснял мою маму Нину Александровну, которая плела кружева. Мой отец учил Михалкова и Никоненко ухаживать за лошадьми и скакать на лошади». Михалков хотел снять полнометражный фильм, но ему не разрешили, а потом и другие материалы, снятые в деревне Ирхино, в окончательный вариант так и не вошли.

«Целуются зори» (1977)

Летом актер и режиссер Сергей Никоненко снимал фильм по повести Василия Белова. В эпизодах принимали участие многие вологжане, в том числе поэт Виктор Коротаев, писатель Александр Грязев, сокольский гармонист Александр Рачков.

Оператор Анатолий Заболоцкий снял виды города. Панорама Вологды с птичьего полета, площадь Революции, где танцуют выпускники, Набережную 6-й Армии и бывший городской Дом культуры, улицу Мира, мост по улице Чернышевского, по которому проходят выпускники, каменный кирпичный дом у стадиона «Динамо», Кремлевскую площадь с Софийским собором, среднюю школу № 1 и Красный мост.

«Красный обоз» (1989)

Короткометражный фильм по рассказу Василия Белова «Скакал казак» снял тотемский режиссер Валерий Чиков. Картину показали вологжанам в 1993 году на премьере первой полнометражной картины Чикова «Про бизнесмена Фому».

«Воля» (1991)

Фильм снял наш земляк Николай Олялин, автор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли. У вологодского оператора картины Владимира Самохина сохранились кадры со съемочной площадки картины. Сюжет во многом повторяет «Калину красную».

«Мелкий бес» (1994)

Анна Карманова пожертвовала прической ради кино. Рядом с ней Сергей Тарамаев, исполнитель роли Передонова в «Мелком бесе».

Фильм режиссера Николая Досталя. Роман Федора Сологуба, легший в основу сценария картины, автобиографический: писатель в 1889-1892 годах преподавал математику в Вытегорской гимназии Вологодской губернии. Первоначально ленту хотели снимать в Вытегре, но не хватило финансирования, и съемки перенесли в Вологду. Фильм снимали на Красном мосту, на Набережной 6-й Армии, напротив Соборной горки, на улицах Гоголя, Засодимского, Калинина. Примечательно, что все эти эпизоды вошли в фильм. В картине снялась вологжанка Анна Карманова.

Где снимался дядюшкин сон. Смотреть фото Где снимался дядюшкин сон. Смотреть картинку Где снимался дядюшкин сон. Картинка про Где снимался дядюшкин сон. Фото Где снимался дядюшкин сон

Анна Карманова пожертвовала прической ради кино. Рядом с ней Сергей Тарамаев, исполнитель роли Передонова в «Мелком бесе»

«Железнодорожный романс» (2002)

Отдельные сцены фильма были сняты на Вологодском железнодорожном вокзале: в кассовом зале, у телеграфа, на перроне, на площади перед вокзалом.

По воспоминаниям начальника вокзала Владимира Михеева, в наш город съемочная группа прибыла в трех прицепных вагонах, в одном из которых ехали актеры, в том числе Ольга Будина и Леонид Куравлев. В другом вагоне располагался багаж экспедиции, в третьем – электростанция.

Лента впервые была показана в эфире Первого канала в рождественские каникулы 2003 года.

Источник

Где снимался дядюшкин сон

Где снимался дядюшкин сон. Смотреть фото Где снимался дядюшкин сон. Смотреть картинку Где снимался дядюшкин сон. Картинка про Где снимался дядюшкин сон. Фото Где снимался дядюшкин сон

Где снимался дядюшкин сон. Смотреть фото Где снимался дядюшкин сон. Смотреть картинку Где снимался дядюшкин сон. Картинка про Где снимался дядюшкин сон. Фото Где снимался дядюшкин сон

Марина Пеструхина запись закреплена
Старая Вологда ***

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ «Старой Вологды»
(для неспешного времяпровождения с пользою для ума)

Источники:
Шубина С. «Режиссер до изнеможения гонял Нонну Мордюкову по льду реки Вологды» / С. Шубина // Красный Север. – 2013. – 9 октября. – С. 31.
Шубина С. Когда в Вологде снимали «Дядюшкин сон», звезды кино читали «Красный Север» / С. Шубина // Красный Север. – 2013. – 20 ноября. – С. 31.

«Недавно я приобрела книгу «Кино Вологодчины» Татьяны Кануновой, и она безумно понравилась. Я до этого и не знала, что наша область стала съемочной площадкой для 32 фильмов, которые снимались в Вологде, Череповце, Кириллове, Тотьме, Шексне, Харовске, Грязовце и других районах, – пишет в редакцию Ангелина Цветкова из поселка Чагода. – В книге много любопытной информации, но, мне кажется, ее будет еще больше, если читатели газеты расскажут на ее страницах о том, что видели на съемках, а попутно и о своей биографии. Собранный материал будет настолько уникальным, что можно издавать еще одну книгу о кино». Мы поддерживаем инициативу читательницы и рассказом одного из вологжан о съемках фильма «Дядюшкин сон» открываем новую рубрику – «Кино Вологодчины».
Водитель «Красного Севера» Андрей Нечаев, увидев в недавно вышедшей книге «Кино Вологодчины» фотоиллюстрацию к рассказу о съемках фильма «Дядюшкин сон», воскликнул: «У меня дома есть точно такой же снимок!» Оказалось, что его отец, Петр Андреевич, в 1966 году тоже снимался в кино.
– На той коллективной фотографии в книге, где сняты культработники области и съемочная группа фильма, включая таких знаменитых артистов советского кино, как Нонна Мордюкова, Николай Рыбников, Клара Лучко и другие, моего отца, конечно, нет, поскольку он снимался в массовке, – рассказывает Андрей Петрович, – но он очень дорожил этой фотографией, на обратной стороне которой есть подпись: «Участнику съемок кинофильма «Дядюшкин сон» товарищу Петру от артистов «Мосфильма». 14 марта 1966 года. По поручению Левша Н. Е.».

Кто этот загадочный человек по фамилии Левша, Андрей Петрович сказать не может, не смогли этого выяснить и мы. Но о том, что это был участник съемочной группы, прибывшей из Москвы, можно говорить с уверенностью. «Я хорошо помню, что он жил в гостинице «Золотой якорь», приходил к нам домой в течение полутора месяцев, пока снимался фильм, и засиживался за разговорами до позднего вечера, – вспоминает вологжанин. – Рассказы гостя слушать было так увлекательно, что мы забывали об улице, которая всегда притягивала поколение наших лет».
Есть в архиве Нечаевых и другая фотография, отражающая события съемок фильма «Дядюшкин сон», которая не попала в книгу «Кино Вологодчины» и, скорее всего, сохранилась в единственном экземпляре. Здесь Петр Андреевич Нечаев с участниками массовок снялся на Соборной горке. По ту сторону реки расположилась набережная VI Армии, вид на которую мало изменился за почти полвека со дня съемок: церковь, бывший Дом культуры, в котором сейчас располагается реабилитационный центр, ночлежка. На оборотной стороне фотографии шутливая подпись Петра Андреевича: «Замзамрежиссера Нечаев. Февраль 1966».
Петр Андреевич на протяжении всей своей жизни время от времени вспоминал съемки и гордился, что он снялся в фильме, да еще и по повести великого Достоевского. Вологжанин говорил, что, став участником массовки, он смог узнать, как снимаются фильмы, а также увидеть именитых актеров.
Петр Андреевич не раз рассказывал, что съемки проходили в лютые морозы, и с одной стороны режиссера устраивало, что все происходило вживую и актерам не было необходимости играть замерзших героев фильма – съемки получались натурными на сто процентов. «Но актеров, по рассказам отца, режиссер Воинов гонял по ледяной поверхности реки до изнеможения, пока снимался нужный кадр, – говорит Андрей Петрович, – и многие, в частности Нонна Мордюкова, сильно психовали по этому поводу. Да и было от чего. На съемки неизвестно откуда были доставлены рысаки, которые так разгонялись по льду, что сани переворачивались вместе с людьми, и это повторялось вновь и вновь. Женщины плакали и отказывались от очередного дубля, но потом все вставало на свои места, и работа продолжалась. Так местный народ узнал о том, что быть актером далеко не всегда романтично.

Съемочная группа «Мосфильма» с работниками культуры Вологодской области. Фото из архива семьи Нечаевых, Вологда
Вологда во время съемок была взбудоражена, и мы, будучи подростками, как и многие вологжане, несмотря на лютые морозы, ходили смотреть на то, как снимается настоящее кино, и имели уникальную возможность увидеть площадь Вологодского кремля и Соборную горку такими, какими они были в то время, когда писалась повесть Достоевского «Дядюшкин сон». И в душе до сих пор хранится навеянное съемками непередаваемое ощущение старой Вологды: дореволюционные вывески, шлагбаум и контрольно-пропускной пункт с будочником у стен кремля, прохожие, одетые по моде девятнадцатого века. И я бы мог сняться в этом фильме, хотя бы в массовках, как отец, но все мое свободное время в те годы съедали занятия бальными танцами в Доме культуры, и поэтому отбор на съемки я проморгал».
Премьера фильма состоялась 21 января 1967 года в вологодском кинотеатре имени Горького и стала еще одним ярким событием для города. «Был ажиотаж, и мы, мальчишки, на первый показ попасть не смогли и очень жалели, что стояла зима, а не лето, и вот почему, – вспоминает Андрей Петрович. – Кинотеатр имени Горького в то время отапливался дровами, и вся местная детвора в летнюю жару лезла на эти огромные дровяные кучи во дворе – когда стояла духота, во время сеанса открывались боковые двери зрительного зала, и ребята имели возможность увидеть экран в проем этих дверей, экономя 10 копеек (стоимость билета) на другие детские нужды».
Андрей Петрович не помнит, попал ли на премьеру фильма его отец, но для всей их семьи фильм «Дядюшкин сон» стал не только одной из лучших экранизаций того времени, но и памятью об отце.

…Тему продолжает вологжанин Сергей Мурахин.

ВАЛЕНТИН КОЛОТИЛОВ СНИМАЛ ФИЛЬМ ПРО ФИЛЬМ

– Свой рассказ я хочу начать с талантливого и почему-то сегодня всеми забытого оператора, нашего земляка Валентина Иринарховича Колотилова, стоявшего у истоков вологодского телевидения. Его отец был парторгом на ВРЗ, а сам Валентин делал съемки с заседаний XXII съезда КПСС, и пробился он туда в том числе и благодаря фильму «Дядюшкин сон», который снимался в Вологде в 1966 году.

Мы с Валей вместе росли, имели общие увлечения (фотографировали, делали кинопроекторы), и я помогал другу с освещением, когда он снимал фильм о том, как снимают «Дядюшкин сон», в том числе и с колокольни Вологодского кремля. Познакомившись с «мосфильмовцами», мы узнали о том, кто состоит в квалификационной комиссии по отбору операторов и каковы условия приема на работу. Это было очень важно, поскольку Валентин не имел специального образования. Он начинал учиться вузах в пяти, в том числе и в Ленинграде, но его манила кинокамера, и он бросал учебу. В конце концов, все-таки получил диплом учителя в Вологодском пединституте, и его направили работать в Якутию. Также он работал на областном телевидении в Череповце: был там одним из самых первых операторов.
Валентин отличался особой мобильностью: бывало, отснимет фильм, и вечером мы его уже смотрим, а в тех условиях, с допотопной по нынешним понятиям кинокамерой «Киев» это было сделать совсем непросто.
Валентина уважали операторы фильма Юрий Куприянов и Коля Немоляев – брат актрисы Светланы Немоляевой.
Через какое-то время Валентин Колотилов переехал в Ульяновск, попал в автомобильную катастрофу, выжил, но врачи сделали ему неудачную операцию, несовместимую с жизнью. Так и не стало Вали. Хороший был парень, настоящий.
РОЛИ НАЕЗДНИКОВ ИСПОЛНЯЛИ МИЛИЦИОНЕРЫ
«Дядюшкин сон» снимался в черно-белой тональности, и «мосфильмовцы», чтобы добиться большего контраста, специально красили в черный цвет некоторые здания, к примеру, детский сад и богадельню. «Кто же это все смывать потом будет?» – задался я вопросом. А мне отвечали, что краска эта особая, летучая, и через неделю дом каким был, таким и будет. Так все и произошло.
Хотя морозы в ту зиму стояли сильнейшие, снегу было мало, и помню, как его свозили на место съемок самосвалами, опять же ради контраста, и чтобы дюжине заслуженных артисток, занятых в фильме, было мягче нестись в своей конной упряжке за князем, поскольку по сценарию повороты должны были быть слишком виражными.
Лошади в фильме снимались не простые, а из вологодской конной милиции, поэтому не случайно в массовках работало немало сотрудников данного учреждения, в том числе и в роли наездников. Помню одного замерзшего мужичка, заведующего конюшней, в ботиночках, маленького роста, но очень ответственного, который с утра до ночи простаивал на съемках, чтобы все с их стороны прошло гладко, без проблем. И все же один раз съемка была сорвана.
Однажды целый день не начинали съемок – понадобилась серая тональность, и ждали захода солнца. И когда, наконец, благодатное время наступило, не могли найти одного возницу. Он жил в Череповце, и как оказалось позднее, решил воспользоваться заминкой и быстренько съездить домой – показаться жене в «киношном» наряде.
Отснятые за день дубли «Дядюшкиного сна» надо было постоянно переправлять в Москву. Этим занималась заслуженная актриса Алла Ларионова, которая одновременно снималась в каком-то другом фильме, поэтому ей приходилось курсировать туда-сюда, и «мосфильмовцы» радовались такой оказии.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ СВИТЕР ДЛЯ РЕЖИССЕРА
Сам я был киномехаником, первым сеансом открывал кинотеатр «Родина», а во время съемок заведовал клубом УВД, который у «мосфильмовцев» вечерами был своего рода резиденцией. Потом как-то незаметно наша веселая компания перекочевала ко мне домой на улицу Предтеченскую. Они любили смотреть французских комиков, а у меня была передвижка «Украина», я в кинопрокате брал фильм и до десяти утра располагал им полностью. Клара Лучко бывала у нас постоянно, Лидия Смирнова, которая была у них парторгом, Шагалова с мужем – он у нее кинооператор, и все остальные.
Николай Рыбников все время восседал в кресле и никого не пускал на свое место. На диване рядом устраивалась Алла Ларионова – ей было важно видеть перед глазами встроенный в стену комнаты аквариум с рыбками, который у меня жив до сих пор, но благодаря желанию моей маленькой внучки превратился в террариум. Потом, уже после того, как фильм был снят, многие из них приезжали отдыхать на Кубенское озеро.
Я тоже бывал у артистов в гостях, и не только в гостинице «Вологда», где они остановились, но и в теплом автобусе, который стоял на съемочной площадке, чтобы можно было отогреться от мороза. «Мосфильмовцев», конечно, оберегали, сильно замерзать не давали. Все участники съемок, в том числе и женщины, были одеты в ватные брюки, фуфайки, а поверх этого уже одежда, соответствующая уличным киносъемкам.
Захожу как-то в автобус погреться, а дюжина заслуженных артисток сидит и организованно вяжет. «Что это такое?» – спрашиваю у администратора Маши. «Да у нас традиция, – отвечает. – Вот наступит финал, и мы режиссеру вручим связанный коллективом свитер». Потом они сшивали все части вместе, где были вывязаны инициалы режиссера и первые буквы названия фильма, и именно в этом свитере Константин Воинов отмечал окончание съемок в банкетном зале гостиницы «Вологда», о чем свидетельствует сохранившаяся у меня фотография.
У вологжанина Сергея Мурахина сохранилась одна из копий этого уникального фильма. Мы просмотрели его вместе с хозяином, сидя на диванчике – любимом месте Аллы Ларионовой. И увидели, как на углу улиц Батюшкова и Папанинцев (ныне проспект Победы) актеры Сергей Мартинсон и Николай Рыбников читают свежий номер «Красного Севера», в котором писалось о съемке фильма «Дядюшкин сон».

Источник

Дядюшкин сон кратко

Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойдённому умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губернского города Мордасова. Ненавидя и боясь, все, однако, признают её влияние. Её супруг Афанасий Матвеевич, простоватый и до крайности запуганный женой, когда-то лишился места «за неспособностью и слабоумием» и живёт один в «подгородной деревне», парясь в бане и попивая чай. У Москалевых всего сто двадцать душ имения; Марья же Александровна мечтает о блестящей жизни в «высшем обществе», единственный путь к которой — выгодное замужество её двадцатитрехлетней красавицы дочери Зины. Поэтому два года назад она резко воспротивилась любви девушки к скромному учителю вскоре умершего маленького брата. Красивый и образованный молодой человек был всего лишь сыном дьячка, получал грошовое жалованье в уездном училище, но считал себя великим поэтом с большим будущим. Зина, несмотря на отказ матери на их брак, продолжала видеться и переписываться с Васей. После какой-то ссоры самолюбивый юноша в припадке мщения передал городским сплетникам одно из её любовных писем, что грозило скандалом. Спасая репутацию дочери, Марья Александровна заплатила двести рублей своей приживалке Настасье Петровне за кражу письма у недоброжелателей. «Честь» Зины была спасена. Раскаявшийся Вася в отчаянии выпил смесь табака с вином, чем вызвал у себя чахотку. Сейчас он при смерти. Оскорблённая Зина все это время, однако, «терзается» и помогает деньгами матери больного.

Не видя лучшей партии, старшая Москалева не прочь выдать «перезревающую» дочь за двадцатипятилетнего Павла Александровича Мозглякова. У него всего сто пятьдесят душ и «немного пусто в голове», но «недурные манеры», отличные костюмы и «большие надежды» на место в Петербурге. Мозгляков «влюблён до безумия» и уже сделал предложение. Равнодушная к нему Зина не отвечает окончательным отказом, а просит две недели на раздумье. Нетерпеливый юноша, однако, пользуется случаем появиться у Москалевых раньше. Надеясь угодить претендующей на роль в свете Марье Александровне, он привозит в её дом богатого и знатного князя К., которого только что «спас» из сугроба во время дорожного происшествия.

Семь лет назад К. полгода провёл в мордасовском «обществе», покорив дам великосветской любезностью и спустив остатки состояния. Уже без копейки, князь получил вдруг известие о новом богатом наследстве — имении Духаново близ Мордасова с четырьмя тысячами душ — и уехал в Петербург для его оформления. По скором возвращении он, не заехав в город, безвыездно поселился в Духанове под присмотром некоей Степаниды Матвеевны, распоряжающейся в имении и не пускающей к старику родственников, в том числе Мозглякова, который состоит с князем в очень дальнем родстве, но называет eго дядюшкой. Говорят, другие наследники хотели взять слабоумного князя под опеку и даже поместить в сумасшедший дом. И вот, благодаря «счастливому» случаю, он через шесть лет снова у своих «друзей» в Мордасове.

Этот «ещё не бог знает какой старик» так «износился», что «весь составлен из кусочков»: со стеклянным глазом, вставными зубами, накладными волосами, в корсете, с протезом вместо одной ноги, с пружинками для расправления морщин и т. п. Большую часть дня он просиживает за своим туалетом, одет как модный юноша и все разговоры сводит к любовным похождениям. Уже бессильный, он сохраняет сластолюбивые привычки, делая комплименты, восхищаясь «формами», «жадно лорнируя» «заманчивых» особ женского пола. Всегда недалёкий, он в последние годы совсем выжил из ума: путает людей и обстоятельства, не узнает знакомых, несёт вздор. И все же Марья Александровна горда его «аристократическим» обществом, возвышающим её над другими претендентками на первенство в городе. Она льстит и притворно сочувствует простодушному и незлобивому старичку.

В шутку Мозгляков предлагает Настасье Петровне выйти замуж за «полупокойника», чтоб вскоре стать богатой вдовой. Та не прочь. Однако «идея» «загорелась… в голове» и у самой хозяйки. Когда Мозгляков увозит «дядюшку» по визитам, с непременным обещанием вернуться к обеду, Марья Александровна приступает к разговору с дочерью.

Зина, девушка «упорного романтизма» и «сурового благородства», вначале наотрез отказывается от «низости»: «выйти за калеку, чтоб вытащить из него его деньги и потом каждый час желать его смерти.!» Но мать пускает в ход все своё «гениальное» красноречие, незаурядное искусство обольщения, то рисуя поэтические картины путешествия по Испании, то подвиги христианского милосердия по отношению к беспомощному старику, то возможность на деньги князя вылечить любимого Васю и, овдовев, выйти за него замуж. Зина хоть и с презрением, но соглашается. Но «грязь» и «смрад» мать должна взять на себя. Теперь главное — тайна, чтобы козни ревнивых дам не разрушили план. Тем временем подслушивавшая их Настасья Петровна, оскорблённая нелестными отзывами о себе, решает мстить.

Вскоре Москалева узнает о «перехвате» князя соперницами, почти разгадавшими её намерения. Она бросается к экипажу и чуть ли не силой возвращает старика к себе. После обеда Мозгляков весьма кстати собирается на чай к крестному. Но на пороге его тайно удерживает Настасья Петровна и ведёт подслушивать «комедию» обольщения.

В «салоне» трое: старик, Зина и мать. Она заставляет дочь дважды спеть романс, который будит в князе страстные воспоминания. Искусно направляемый хозяйкой, подвыпивший и расчувствовавшийся бонвиван делает Зине предложение. Довольная Марья Александровна уводит «раскисшего» гостя наверх, «полежать».

Потрясённый «коварством» Москалевых Мозгляков вбегает к Зине и устраивает ей сцену. Девушка высокомерно осаживает экс-жениха. Тот готов мстить, но подоспевшая Марья Александровна посредством изощреннейшей демагогии «усмиряет» его. Мозгляков уходит, уверенный в любви Зины и будущей блестящей жизни с ней после смерти князя.

Москалева решает немедленно увезти старичка в деревню, где и обвенчать с Зиной. Она летит за мужем, необходимым сейчас для «представительства» перед князем. Афанасий Матвеевич получает строгие инструкции молчать и «саркастически» улыбаться в ответ на любые вопросы. По возвращении в город Марья Александровна находит у себя в «салоне» незваных гостей — с десяток дам, источающих зависть, злобу и насмешки под притворной любезностью. Их цель — сорвать планы хозяйки.

Тем временем Мозгляков, по здравом размышлении понявший «иезуитство» Марьи Александровны, возвращается к Москалевым, тихонько подымается к только что проснувшемуся «дядюшке» и убеждает полоумного в том, что предложение Зине — всего лишь его «очаровательный» сон.

В «салоне» Марья Александровна решает обезоружить «врагов» смелой «выходкой»: публично объявляет о предложении князя Зине. Однако поддерживаемый «племянником» старик упорно отрицает, что это было «наяву», а не во сне. Опозоренная хозяйка, забыв о приличиях, грубо бранит «нагадившего» Мозглякова. Все злобно хохочут. Зина, со своей стороны, обливает гостей презрением и, откровенно рассказав об интриге, просит прощения у князя. Вновь очарованный ею Мозгляков раскаивается в обмане «дядюшки». Тем временем разгорается безобразная перебранка между дамами, в которой крепко достаётся и князю. В ужасе он уезжает в гостиницу, где на третий день умирает.

Зина, вызванная Васиной матерью, проводит эти дни с умирающим учителем. Её репутация подорвана окончательно. Однако Мозгляков «возобновляет» своё предложение. Получив отказ, уезжает в Петербург. Продав имущество, уезжают из Мордасова и Москалевы. Через год Зина выходит замуж за пожилого генерала, губернатора «отдалённого края», где становится первой дамой. Марья Александровна вместе с дочерью блистает в «высшем обществе». Обе они едва узнают случайно заехавшего в их места Мозглякова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *