Джемма фирсова сны возвращений
Джемма Фирсова
Джемма Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (Узбекская ССР).
Отец был военным инженером.
В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, ей был нужен уход и полноценное питание. Отец написал рапорт о разрешении перевести семью на фронт. Во время Великой Отечественной войны её отец, военный инженер, возил девочку по фронтам, мать работала в штабе. Джемма вылечилась от туберкулеза.
В 1949 году ее отца Сергея Фирсова режиссер Михаил Ромм пригласил стать военным консультантом картины «Секретная миссия», которую в последствии снимали в Кенисгберге. Михаил Ильич был частым гостем в их семье.
С детства увлекалась историей, живописью и музыкой.
После школы поступила на режиссёрский факультет ВГИК, училась на курсе Александра Довженко, в мастерских Сергея Герасимова и Михаила Ромма.
В 1966 году окончила ВГИК. Работала в документальном кино, разрабатывая, в основном, военную тему. Её фильмы отмечены премиями и наградами на отечественных и международных кинофестивалях.
В 1966 году сняла свой единственный художественный фильм «На полпути к Луне» по рассказу Василия Аксенова.
Джемма Фирсова обладала, по словам кинокритиков, необычной, несоветской красотой, и ей предлагали играть в кино роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью, почти ведьмы, или женщины из другого мира, почти пришельцы.
Джемма Фирсова сыграла всего нескольких персонажей в известных картинах: мать Артура Грэя в приключенческой ленте «Алые паруса», даму в ресторане в исторической экранизации «Хождение по мукам», Катишь в мелодраме «Война и мир».
Значимой для актрисы стала также роль колдуньи Вивди в мистической драме «Белая птица с черной отметиной».
Джемма Фирсова в фильме «Хождение по мукам»
Джемма Фирсова в фильме «Алые паруса»
После аварии на Чернобыльской АЭС участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.
Журналист по проблемам экологии, искусства, музыкальный критик. Обладатель «Золотого пера», награждена премией журнала «Огонёк», международными премиями. Автор поэтических сборников «Вторая реальность» и «Сны возвращений».
Умерла 8 мая 2012 года. Похоронена на Химкинском кладбище в Москве.
Личная жизнь Джеммы Фирсовой:
Они познакомились на съемочной площадке. Некоторое время между ними были дружеские отношения, они вместе писали сценарии. Владислав был старше Джеммы на двадцать шесть лет, но несмотря на столь большую разницу в возрасте супруги прожили почти сорок лет душа в душу.
Джемма Фирсова и Владислав Микоша
Фильмография Джеммы Фирсовой:
Режиссерские работы Джеммы Фирсовой:
Сценарии Джеммы Фирсовой:
Награды и звания Джеммы Фирсовой:
последнее обновление информации: 06.01.2021
Мне «пофартило» быть немного знакомым с Джеммой Сергеевной,
мне два раза посчастливилось слышать, как Она читала свои стихи.
Так повелела Судьба, что я участвовал в прощании с Нею.
«Не дай мне Бог почувствовать успех,
Почувствовать в себе хоть в чём-то совершенство.
Не допусти, что б на устах у всех
Моё звучало превосходство и главенство.
Не дай мне Бог друзей не узнавать,
И что б, мне кланяясь, меня не узнавали,
Не дай мне, Боже, зеркала печали,
Где вдруг увижу Каина печать.
ГОРОД ДЕТСТВА
(Кёнигсберг 1945 года)
750-летию Кёнигсберга посвящается
«Ты отлетел, а я влачу виденья. »
Владимир Набоков
По ночам покидаю бескрылое тело,
Забываю о том, что оно существует,
Только слышу, как сердце болит и тоскует,
Безутешно тоскует, как ветка омелы.
И в ночи, потерявши терпенье, лечу я
В город тот, что стоит у ночного предела.
Город, пропахший углем каминным
Дымом из труб, кустарником мокрым,
Прелой листвою, Балтийским морем,
Крыш черепичных рисунком старинным,
Мхом и дождём, и тоскою, и горем,
Прошлым своим, погребённым в руинах.
Ночь, словно тихое тёплое море,
Город мой нежно на волнах качает.
ДЕТСТВО, ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ЗАМКОМ
И лишь белоснежный портик
С могилою строгою Канта
В скорбных руинах Собора
Чудом хранил Господь.
В напоённой золотом света,
В прозрачной янтарной тверди
Застыл журавлиный клин.
Ах как же забыть об этом
Мне, бывшей в гостях у смерти,
Стоявшей среди руин.
Мало кто видел ночами,
Как, глядя в чёрный канал
Невидящими глазами,
Молча он умирал.
И мало кто слышал в смятеньи
Зимних поморских вьюг,
Как затихает биенье
Сердца его и мук.
Благословен и незабвенен
В послевоенном повесенье
Впервые обретённый Дом.
Он после фронтовых землянок,
Чужих жилищ, жилищ-времянок
Стал мне и Храмом, и скитом.
Открытие и откровенье
В нём было каждое мгновенье
И Знак Присутствия во всём.
Когда я ночью засыпала,
Чья память рядом обитала?
Кто в снах своих являлся в дом?
Неосторожными шагами
По чердаку шуршал ногами
И что-то там перебирал?
Или тринадцатого года
Достав открытку из комода,
Он вязь старинную читал?
Был тайной каждый миг,
И был неведом страх.
Тот дом, как белый бриг,
Жил на пяти ветрах.
Форштевнем корабля
Врезался старый дом
В незримые моря
На перекрёстке том.
Я прошу Вас, тех, кого не знаю,
И кому я не могу сказать:
Улицы моей, к которой я летаю,
Именем моим не надо называть.
Улицы в том городе старинном,
Призраком оставшимся в веках,
В чьих зеркал озёрах лебединых
Стынут и величие, и крах.
В городе, чьих парках и куртинах
Я летаю, растворясь в ночах,
В городе прекрасном и невинном
В страшных человеческих делах.
Улицы,. которой я летаю,
Именем моим не надо называть.
ДЕВОЧКЕ, ЖИВУЩЕЙ СЕГОДНЯ
В ДОМЕ МОЕГО ДЕТСТВА
Достояние дождя и снега,
Обветшавший, страшный и пустой,
Место Замка* занявший с разбега
Тихо умер страшный долгострой.
Приглядитесь к площади сиротству:
В ночи проявителе густом
Проступает линий благородство
Замка, что давно пошёл на слом.
Извлеките же Inneneraum**
Всё, что невозможно разлюбить.
И не думайте: «Es war ein Traum. «***
Город жил.Он жив.Он будет жить.
— Полвека с тех пор минуло.
— Нет, время стрелок не сдвинуло!
— Господи! Сколько лет!
— Для мёртвых времени нет.
— Я поверну назад!
— Город не виноват.
— Полвека с тех пор минуло.
— Нет, время стрелок не сдвинуло!
— Господи! Сколько лет!
— Для мёртвых времени нет.
— Я поверну назад!
— Город не виноват.
Пусть будет город Городом поэтов,
Художников, философов, учёных.
И больше пусть не будет обречённым
На то, что-бы скитальцем стать по свету.
БЕЖЕНЦАМ ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ
Междоусобная, страшная, дикая
Битва за счастье на русской земле
Погребена под руины, в золе
Долгой войны, что назвали Великою.
Братоубийственный тёмный народ
Не искупить тех деяний не мог.
Нет в памяти нашей примет
Весны переулков Арбата.
И Мойки, и Невского нет.
И в том лишь война виновата.
Да наши служаки-отцы,
Скитавшиеся по гарнизонам.
Немыслимые концы
Вдруг нам становилися домом.
Нам, детям чужих городов
Нам в снах наших детских приснилось
И улиц чужих, и домов,
И зорь несказанная милость.
И первый под снегом цветок,
И буйно расцветшие травы,
И лета небесный платок
Накинутый на Амалиенау.
Этот Город подарил мне Дом,
Ставший домом сказочного детства.
Всё, что даровал он мне в наследство,
Осознала я уже потом.
Подарил он мне прекрасный сад,
Парки и пруды, Собор и Замок.
Подарил мне мир без шор и рамок,
Острый ум и непреклонный взгляд.
Осознание причастности Вселенной,
И ответственность пред Богом и Судьбой,
Недовольство вечное собой
И уменье проходить сквозь стены.
РЕКВИЕМ ПО ПОГИБШИМ ГОРОДАМ
Ты всё дальше уплываешь в Вечность,
Город мой, мой самый сладкий сон,
Повторяя судеб бесконечность
Городов погибших всех времён.
Ты всё ближе к гаваням нездешним,
Несказанный, призрачный мой бриг,
Оставаясь в мире этом вешним
Только на страницах пыльных книг.
И когда-нибудь Вы
в Вашей жизни иной
и В иных
временах и пространствах
Затоскуете вдруг вот по этой
земной
Обстановке
в бесчисленных странствиях.
Спектакль окончен. Пьеса прочтена.
Закроем толстый том. Он больше нам не нужен.
Все роли сыграны. Обет наш не нарушен.
И мы вдвоём : Души и Сатана.
И ты пока ещё в моих руках.
И ты пока не знаешь, что есть страх :
Душа затихла в обмороке сна.
Пальцы безжизненной руки Фауста слегка вздрагивают,
словно желая сжаться в кулак. Мефистофель делает вид,
что ничего не заметил.
За спиной Мефистофеля появляется белое облако,
постепенно обретая облик Ангела.
Ангел дотрагивается рукой до плеча Мефистофеля,
Мефистофель оборачивается и начинает медленно таять.
Упала стрелка. Сделано. Свершилось.
До пробужденья Вашего лица
Зиме не будет на дворе конца.
2
Зиме не будет на дворе конца.
Уж март кончается, засыпанный снегами,
Уже апрель студёный у крыльца,
И вьюжный май идёт на встречу с нами.
Боюсь, что солнце остывая гаснет,
Ударов сердца остановлен счёт.
Не знаю я, что может быть ужасней
Того мгновения, когда любовь умрёт.
Но я не допущу её конца
Пока не встречу твоего лица.
4
Пока не встречу твоего лица
Не обрету ни счастья, ни покоя.
И не приму тернового венца,
Уже доверчиво сплетённого судьбою.
Не оживу, не задышу, не двинусь,
Оцепененья цепи разорвав.
Судьбы веленье исполнять не кинусь,
Себя её велению отдав.
Я без тебя не чувствую себя,
И не умею всё, что я умею.
Лишь понимаю: так тебя любя,
Я словно тяжким недугом болею.
Как целым вновь почувствовать себя,
А не безвольной половиной двух?
Как перестать, терзаясь и скорбя,
Испытывать свой непокорный дух?
Как снова звёзды в небе увидать,
Не думая о взгляде глаз твоих?
Как снова звуки музыки принять,
С игрой твоей не сравнивая их?
Как в пламени любовного огня
Не потерять дарованного дня?
7
Не потерять дарованного дня,
Не растерять божественного дара,
И не загнать крылатого коня,
По небу вскачь несущегося даром.
И обрести дар слова и строки,
Что-бы тебя навеки в них оставить,
Оцепененью воли вопреки
Остановить мгновенья и восславить.
Раскрою тайный код твоей судьбы,
Ключи её вручив тебе от Бога,
Кассандрою, без тёмной ворожбы,
Скажу, куда ведёт твоя дорога.
Ненастную весну остановлю,
Развею тучи тёплыми ветрами,
От солнца свет живительный пошлю,
И молнии перехвачу руками.
Чем мучаешься ты, любовь моя?
Чем ты живёшь, что чувствуешь, что хочешь?
Какого ищешь себя(ты-?)бытия?
Какую высоту себе пророчишь?
И лишь теперь, в любви твоей, в слияньи
Я знаю, что такое умиранье.
15
Я знаю, что такое умиранье:
Зиме не будет на дворе конца.
Застынут чувства и умрут желанья,
Пока не встречу твоего лица.
ВСЁ РЕШЕНО КАПРИЗНОЮ СУДЬБОЙ,
ПУТИ ТВОИ СКРЕСТИВШИЕ СО МНОЙ.
3 ДЕКАБРЯ 1721 ГОДА
На этих строках заканчивается сборник
«Сны возвращений»(твёрдый синий переплёт).
ВТОРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
(Москва, 2001 год)
УДК 821.161.1-1Фирсова
ББК 84(2Рос=Рус)6-5
Ф62
Так спит в зерне пленительный цветок,
Так в каждом атоме Вселенная таится,
Так спит в своём творенье светлый Бог
И видит сны, не чая пробудиться.
(Кто же мне, кто приснился?)
Меня уже сжигали на костре.
В Нормандии, Бургундии, Салеме.
И в проруби во вьюжном декабре
Топили, останавливая время.
Мне не прощали избранность мою.
Мне не прощали то, что я летаю.
Мне не прощали то, что я люблю,
Что я дарю удачу и караю.
Мне не прощали, что в моих руках
Любое дело спорилось и пело
Мне не прощали, что скрывая страх
Чуму и оспу я лечить умела.
Мне не прощали, что любой судьбы
Заранее я знала завершенье,
И то, что просто так, без ворожбы
Во всём читала тайные знаменья.
Мне не прощали, что в вечерний час
Меня виденья в поле посещали,
Что Гостя моего священный глас
В моей каморке много раз слыхали.
Мне не прощали, что, приняв коня,
Копьё и меч, надев мужское платье
Я шла на бой, и воины меня,
Как полководца приняли в объятья.
Мне не прощали ярости побед
И мужества в минуты пораженья.
Мне не прощали, что предела нет
Ни силам, ни стремленьям, ни уменьям.
Мне не прощали юности моей.
Когда от старости товарки умирали,
И счёт теряя лет моих и дней,
Они от тихой зависти сгорали.
Мне не прощали, что моя любовь
Бессмертье смертному избраннику дарила,
Что я ему свою вливала кровь,
Что я ему свои давала силы.
Испытывая леденящий страх,
За мной следили утром, днём и ночью.
Пророка моего в Его крыхах
Не раз видали пред собой воочью.
И корчатся мучители мои
На смертном ложе от ужасной хвори,
В последние мгновения свои
Испив до дна сосуд вины и горя.
Меня уже сжигали на костре.
Мучительный сон: на скончании дня
Мне с берега в море лететь к горизонту.
И темень ночная приемлет меня,
Скрыв море под куполом чёрного зонта.
СНЫ ВОЗВРАЩЕНИЙ
(Город дества.Кёнигсберг 1945 года)
1
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
Ich komme, ich komme!
Wohin& Ach? Ach, wochin?
J.W. Goete*
*(Стремлюсь я, стремлюсь!Куда?О, куда?)
По ночам покидаю бескрылое тело,
Забываю о том, что оно существует,
Только слышу, как сердце болит и тоскует,
Безутешно тоскует как ветка омелы.
И в ночи, потерявши терпенье, лечу я
В город тот, что стоит у ночного предела.
Город, пропахнувший дымом каминным,
Дымом из труб, кустарником мокрым,
Прелой листвою, Балтийском морем,
Крыш черепичных рисунком старинным,
Мхом и дождём, и тоскою и горем,
Прошлым своим, погребённым в руинах
Ночь, словно тихое тёплое море,
Город мой нежно на волнах качает.
*(Ночь, как тихое море. » М.Эйхендорф)
3
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ЗАМКОМ
В напоенной золотом света,
В прозрачной янтарной тверди
Застыл журавлиный клин.
Ах, как же забыть об этом
Мне, бывшей в гостях у смерти,
Стоявшей среди руин.
Был тайной каждый миг,
И был неведом страх.
Тот дом, как белый бриг,
Жил на пяти ветрах.
Форштевнем корабля
Врезался садом дом
В незримые моря
На перекрёстке том.
6
РЕКВИЕМ ПО ПОГИБШИМ ГОРОДАМ
Ты всё дальше уплываешь в вечность,
Город мой, мой самый сладкий сон,
Повторяя судеб бесконечность
Городов погибших всех времён.
Ты всё ближе к гаваням нездешним,
Несказанный, призрачный мой бриг,
Оставаясь в мире этом вешнем
Только на страницах пыльных книг.
7
ДЕТИ ЧУЖИХ ГОРОДОВ
Нет в памяти нашей примет
Весны переулков Арбата.
И Мойки, и Невского нет.
И в том лишь война виновата.
Нам, детям чужих городов,
Во снах наших детских приснилась
И улиц чужих, и домов,
И зорь несказанная милость.
И первый под снегом цветок,
И бурно расцветшие травы,
И неба небесный платок,
Накинутый на Амалиенлау*.
ДЕСЯТОЕ ФЕВРАЛЯ
памяти Александра Сергеевича Пушкина
Б Е З У М С Т В О Ж Е Н Щ И Н Ы
В Л Ю Б Л Ё Н Н О Й
Какое счастье знать,
Что ты живёшь на свете.
Какое счастье ждать,
Проснувшись на рассвете.
Казалось, дом мой за селом,
В полях, с янтарною капустой,
И я оставила свой дом,
И без меня в том доме пусто.
Я вспоминала, как вчера,
Когда я отошла от дома,
Полился дождь как из ведра
И вслед неслось ворчанье грома.
И сердце схвачено тоской
По утренним студёным росам,
Колодцу с ледяной водой,
И лесу справа за откосом.
Тебе не надоели грозы
И не наскучили дожди?
Пока не высушу я слёзы,
Иной погоды и не жди.
А на четвёртый день, на пятый
В Омахе страшный снегопад,
Или над Кубою торнадо,
Или в Батуми выпал град.
Как легкомысленно и смело
Ты обращаешься со мной.
Будь осторожней: то-то дело,
Коль ты не справишься с грозой.
Не бери даров не одаряя.
СНЫ ЛЮБВИ
из Гейне
Ночь над снежною землёю
В небе звёзды засветила,
И, окутав землю мглою,
В этой мгле её сокрыла.
И спешат на встречу с теми,
С кем заказано свиданье,
С кем рассорило их время,
Разлучило расстоянье.
И летят над зимней сказкой
В мраке ночи, полном света,
Голоса любви и ласки,
И признанья, и приветы:
И страшно мне подумать, что любовь
Могла заставить нас встречаться вновь.
Как в этот год метут метели
В марте, а не в феврале.
Как в тот год мечусь в постели
Пробудившись на заре.
Как в тот год под зимней стужей,
Наступивший невпопад,
Вдруг растаявшею лужей
Обернётся снегопад.
И не вдомёк влюблённой ей,
Как тяжек дар высокой страсти,
Какой мучительной напасти
Подвергнут избранник страстей.
Я думала: огонь погас
Отныне навсегда.
Я думала: рассудит нас
Полночная звезда.
Я думала, что я опять
Себе принадлежу,
Что время я вернула вспять
И сердца не бужу.
Я упивалась тишиной,
Так непривычной мне.
Но вновь ворвался воин мой
На огненном коне.
4
Мой душа вернётся в отчий дом,
С Тобою слившись, как вода с вином.
И кто разделит воду и вино?
Кто может разлучить меня с Отцом?
О таких, как Джемма Сергеевна
Р.Киплинг писал :
«О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь,
И если ты способен всё, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Всё проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрёл,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, что-бы вперёд нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит : «Держись!»
Джемма МИКОША (Фирсова)
Имя при рождении:
Джемма Сергеевна Фирсова
Дата рождения:
27 декабря 1935
г. Самарканд, Узбекская ССР, СССР
Дата смерти:
08 мая 2012 (76 лет)
Москва, Российская Федерация
Краткая биография
Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Член СК СССР — СК России. Беспартийная.
«. режиссура — это не профессия, это образ жизни.
А я как раз искала для себя профессию,
которая могла бы захватить меня целиком,
объединить все мои увлечения»
Джемма Фирсова[1]
Родилась в Самарканде в семье военного. До войны семья жила в Каунасе. Во время Великой Отечественной войны с мамой и отцом, начальником инженерных войск 11-й армии, вначале была на Северо-Западном фронте, затем на 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. Первые послевоенные годы семья жила в Кёнигсберге. С детства Джемма Сергеевна увлекалась историей.
В 1960 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская А. Довженко, М. Ромма). Сокурсниками Джеммы Сергеевны по ВГИКу были — Отар Иоселиани, Роллан Сергиенко, Александр Косачев, Ирина Поволоцкая.
После окончания ВГИКа работала асс. режиссера киностудии «Мосфильм». Снималась в кино.
Основные кинороли: Нина Чародеева в «Хождении по мукам», «Хроника ночи», «Черное солнце», Вивдя в «Белой птице с чёрной отметиной», Катиш в «Войне и мире», мать Грея в «Алых парусах».
В 1966 году защитила диплом игровой картиной «На полпути к Луне» (киноновелла в фильме «Путешествие» по рассказам Василия Аксенова, снятой на киностудии «Мосфильм»).
С декабря 1970 по июнь1972 года — кинорежиссер студии документальных программ Творческого объединения «Экран» Госкомитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию.
С октября 1973 по апрель 1975 года — р аботала по договору в качестве режиссера первой категории и автора фильмов Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Режиссер документальных фильмов — «Я часто спрашивал себя» (1968; ТО «Экран»), « Поезд в революцию» ( 1969; Главный приз в Оберхаузене), «Стокгольм, который помнит Ленина» (1970; ЦСДФ), «Зима и весна сорок пятого» (1972; ТО «Экран»; Государственная премия СССР), «Память навсегда» (1975; ЦСДФ; Серебряная медаль имени А.П. Довженко); «Битва за Кавказ» (1979; ЦСДФ; 9-й фильм 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»; художественный руководитель и продюсер Роман Кармен; Ленинская премия (1980), «Встреча с Джокондой» (1975; ЦСДФ), «Город-герой Новороссийск» (1975; ЦСДФ) и др..
С июня 1975 по июнь 1984 — главный редактор тематической группы по военно-патриотическим фильмам Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам, член Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам, член сценарной редакционной коллегии Управления по производству документальных, научно-популярных и учебных фильмов Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР).
В апреле 1988 — августе 1989 — художественный руководитель Студии документальных телефильмов Творческого объединения «Экран» ( в структуре Гостелерадио СССР)
После Чернобыльской аварии участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Была экспертом-координатором Постоянной экспертной группы (ПЭГ) в составе Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на ЧАЭС и оценке деятельности должностных лиц в послеаварийный период[2].
Джемма Микоша (Фирсова) в киножурнале — « Советское кино 1986 № 84» (вошли кадры: кандидат искусствоведения Л. М. Рошаль рассказывает об истории документального кино; к инорежиссер Д. Вертов работает в монтажной; белорусский кинорежиссер-документалист В. Дашук рассказывает о своей работе в кино; фрагменты из фильмов «У войны не женское лицо», «Зима и весна 45-го года»; режиссер фильма «Зима и весна 45-го года» Д. Фирсова беседует с Л. М. Рошалем; Л. М. Рошаль беседует с латвийским режиссером-документалистом У. Брауном; кадры из фильмов У. Брауна ); режиссер: Е. Геккер, оператор: В. Микоша).
Джемма Сергеевна Микоша (Фирсова) — автор поэтических сборников «Сны возвращений» и «Вторая реальность».
СЕМЬЯ
Отец — Фирсов Сергей Михайлович, полковник; начальник инженерных войск 11-й армии Северо-Западного фронта, 2-го Белорусского и 4-го Украинского фронтов; главный консультант игрового фильма «Секретная миссия » (1950; режиссер: Михаил Ромм).
Мать — Антонина Павловна Фирсова.
Муж — Микоша Владислав Владиславович (25 ноября (08 декабря) 1909 — 12 декабря 2004). Народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976).
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Актриса
Режиссёр, сценарист
К 75-летию со дня рождения Джеммы Сергеевны Фирсовой «Сны возвращений» (2010; реж. Т. Скабард).
Библиография
Награды
Цитаты
Из интервью Джеммы Микоши (Саратов, 2009; полностью интервью на сайте: Главархив Москвы), Источник
[. ]Один из первых фильмов, который мне предложили делать, был фильм о Дне Победы. Но когда я погрузилась в архивы, мемуары, а у меня под рукой, к счастью, была папина военная библиотека с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, наших военных, то поняла, что мне не интересно делать фильм о финале войны – интереснее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые в 45-м вместе с моим отцом проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, в рамках которой советско-германский фронт был главным. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».[. ]
Дж. Фирсова (из интервью газете «Труд», 2005), Источник
[. ]Конечно, придет момент, когда и Андрей Тарковский станет такой же ушедшей фигурой. Пока еще не стал, правда? Так вот без ушедших натур истории кино — Довженко, Ромма, Барнета, Юткевича — не было бы Тарковского, Шукшина, Шепитько, Иоселиани, не было бы никого из нас. Потому что они не учили нас режиссуре, не учили cнимать и монтировать кино, то есть тому, чему только и учат сейчас в многочисленных теле- и киношколах. Они просто делали из нас штучный товар.[. ]
Джемма Фирсова. «Талант высвечивает время». Саратов. 2005 год, Источник
[…]разгильдяйство, с которым мы относимся к своим раритетам, ни с чем несравнимо. К сожалению, сегодня на сто процентов можно быть уверенным в том, что будет сохранено только то, что вывезено на Запад. Это больно, горько, страшно, но это факт. На Центральной студии документальных фильмов был уникальный архив кинохроники не только отечественной, но и зарубежной. Представляете, какая это ценность! Когда Центральная студия документальных фильмов гибла, мы с Владиком пришли туда и увидели страшный разгром, на полу валялись жестяные коробки с пленкой. Вот и все. Мы эту фильмотеку утратили.[…]
Из интервью Джеммы Фирсовой газете «Труд» (№223 за 29 Ноября 2005 года), Источник
ПРОБУЖДЕНИЕ
Две главные проблемы стоят сегодня перед нами: экология внешняя – сохранность нашего мира, нашей планеты и экология внутренняя – сохранность человеческого в человеке. От решения этих двух задач во всём объёме и во всей их сложности – зависит – жить человечеству в следующем тысячелетии или погибнуть.
Раздаются голоса, что «критическая волна», став модной, исчерпает себя. Думаю, не исчерпает себя желание спасти свою Землю и человечество.
Не пугает меня и «дефицит положительного начала». Я вижу главное положительное начало в стремлении избавиться от того, что мешает нам жить, что разрушает и разлагает человеческую душу. И это стремление более созидательно и оптимистично, чем констатация наличия отдельных положительных элементов, когда всё, что вокруг – «крик о помощи». Самообман – ближайший путь к гибели. А дефицита положительного начала у нас нет и не будет, потому что приобщение тысяч людей к проблемам жизни, пробуждение их душ – это уже приобщение к добру. Главному добру – добру истинной гражданственности.
Сегодня в наших руках есть мощный рычаг, способный повернуть вспять все негативные процессы и стимулировать всё позитивное, что рождается сегодня в процессе перестройки. Не надо пренебрегать этим рычагом – и об этом на сессии Верховного Совета СССР говорила моя тёзка – художница из Прибалтики Джемма Скулме: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наверное, эта поговорка родилась вместе с кинематографом. Я даже думаю – с документальным кинематографом.
Джемма Фирсова (сборник «Кинопублицистика и современность». Выпуск восьмой. –М., 1988; В рубрике «Точка зрения…»)
Статьи
[ Страница дополняется материалами ]
Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью.
Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам.
При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!
Выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl + enter