Действующие лица пьесы жизнь есть сон
Жизнь есть сон
«Жизнь есть сон» (исп. La vida es sueño ) — пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, впервые представленная в 1635 году. Считается наиболее известной и значительной пьесой Кальдерона. В центре произведения — конфликт между судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью.
Действие пьесы происходит в Польше, а один из её персонажей (Астольфо) носит титул «князя Московского» (duque de Moscovia, буквально «герцог Московский»), однако историческая обстановка, как было принято в литературе того времени, совершенно условна, и какой-либо местный колорит отсутствует. Тем не менее академик Н.И. Балашов полагает, что в пьесе Кальдерона отразились отголоски событий Смутного времени, известных в Испании по сочинениям Антонио Поссевино. При создании пьесы Кальдерон использовал значительное число литературных, исторических и легендарных источников. Среди них значительное место занимает «Повесть о Варлааме и Иоасафе» — необычайно популярная в Европе и на Ближнем Востоке христианизированная версия жизнеописания Будды [1] (до Кальдерона к этому сюжету обратился Лопе де Вега, написавший драму «Варлаам и Иоасааф» (Barlaam y Josafat)).
Содержание
Действующие лица
Источники
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Жизнь есть сон» в других словарях:
ЖИЗНЬ — как чужой язык: все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон, снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь, передающаяся половым путем. Жизнь что трамвай с вагоновожатым не поразговариваешь. Янина Ипохорская Жизнь… … Сводная энциклопедия афоризмов
СОН — 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина… … Энциклопедия культурологии
сон — периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных (см. сенсорная система)… … Большая психологическая энциклопедия
Жизнь свободна или Сумеречна (Сверхъестественное) — Жизнь свободна или сумеречна Live Free or TwiHard Номер эпизода 6 сезон, 5 эпизод Сверхъестественное Вампиры, Альфа вампир Автор сценария Брэтт Мэттьюс Режиссёр Род Хардли Премьера 22 октября, 2010 Хронология ← Предыдущий … Википедия
СОН — – психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира. В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон – это… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Сон — состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов чувств, постольку С. отличается как раз более или менее полным отсутствием их. Конечно, между С. и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сон в летнюю ночь (Сверхъестественное) — Помечтай немного обо мне Dream a Little Dream of Me Номер эпизода 3 сезон, 10 эпизод Место действия Питтсбург (Пенсильвания) Сверхъестественное Сонный корень Автор сценария Кэтрин Хэмфрис, Сэра Гэмбл Режиссёр Стив Боюм … Википедия
Сон смерти брат — Сонъ смерти братъ. Ср. «Такъ это былъ сонъ» подумала, крестясь, Ганна: сонъ смерти братъ; но хоть грозенъ сонъ, да милостивъ Богъ». Данилевскій. Христосъ сѣятель. Ср. Schlummer und Schlaf, zwei Brüder zum Dienste der Götter berufen, Bat sich… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
все только сон — Ср. Вся жизнь наша сон, и лучшее в ней опять таки сон. Тургенев. Яков Пасынков. 2. Ср. Мудрец сказал: жизнь наша сон, Минутный дар судьбы превратной. Не спорю прав, быть может, он, Но пусть же будет сон приятный. Кн. П.А. Вяземский. Ср. Счастье,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Жизнь есть сон
Смятение Сехизмундо, когда он просыпается в кандалах и звериных шкурах, не поддаётся описанию. Клотальдо объясняет ему, что все, что тот видел, было сном, как и вся жизнь, но, говорит он назидательно, «и в сновиденьи / добро остаётся добром». Это объяснение производит неизгладимое впечатление на Сехизмундо, который теперь под этим углом зрения смотрит на мир.
Басилио решает передать свою корону Астольфо, который не оставляет притязаний на руку Эстрельи. Инфанта просит свою новую подругу Астреа раздобыть для неё портрет, который принц Московии носит на груди. Астольфо узнает её, и между ними происходит объяснение, в ходе которого Росаура поначалу отрицает, что она — это она. Все же правдами и неправдами ей удаётся вырвать у Астольфо свой портрет — она не хочет, чтобы его видела другая женщина. Её обиде и боли нет предела, и она резко упрекает Астольфо в измене.
Узнав о решении Басилио отдать корону Польши принцу Московии, народ поднимает восстание и освобождает Сехизмундо из темницы. Люди не хотят видеть чужестранца на престоле, а молва о том, где спрятан наследный принц, уже облетела пределы королевства; Сехизмундо возглавляет народный бунт. Войска под его предводительством побеждают сторонников Басилио, и король уже приготовился к смерти, отдав себя на милость Сехизмундо. Но принц переменился: он многое передумал, и благородство его натуры взяло верх над жестокостью и грубостью. Сехизмундо сам припадает к стопам Басилио как верный подданный и послушный сын. Сехизмундо делает ещё одно усилие и переступает через свою любовь к Росауре ради чувства, которое женщина питает к Астольфо. Принц Московии пытается сослаться на разницу в их происхождении, но тут в разговор вступает благородный Клотальдо: он говорит, что Росаура — его дочь, он узнал её по шпаге, когда-то подаренной им её матери. Таким образом, Росаура и Астольфо равны по своему положению и между ними больше нет преград, и справедливость торжествует — Астольфо называет Росауру своей женой. Рука Эстрельи достаётся Сехизмундо. Со всеми Сехизмундо приветлив и справедлив, объясняя своё превращение тем, что боится снова проснуться в темнице и хочет пользоваться счастьем, словно сном.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Жизнь есть сон
Самая известная и значительная пьеса выдающегося поэта и драматурга Золотого века Испании Кальдерона была впервые опубликована в 1635 году. В ней рассказывается о конфликте между судьбой и долгом, человеком и природой, властью и личностью. Данное издание сопровождается вступительной статьей специалиста по литературе и искусству XVIXVII вв. Оксаны Разумовской.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь есть сон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Разумовская О.В., вступительная статья, 2018
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2018
Поэт, воин, монах: жизнь и творчество «испанского Шекспира»
«…во многих творениях Кальдерона мы видим человека высокого духа и свободного образа мыслей, вынужденного пребывать в рабстве у мракобесия и искусственно присваивать глупости разум; и тут мы нередко попадаем в тяжелый разлад с самим автором, ибо тема нас унижает, а воплощение ее восхищает».
«Кальдерон открывает зрителям глаза на всеобщий драматизм существования…
Эстетику драм Кальдерона можно назвать эстетикой шока».
Что касается сравнения с Шекспиром, то оно скорее изящно, чем справедливо. Подобное определение умаляет самобытность фигуры Кальдерона, а Шекспира превращает в объект для сопоставления, застывший эталон, которым он никогда не был. Принадлежа к числу ключевых фигур в литературе своего времени, эти два драматурга принадлежали к разным эпохам: в творчестве Шекспира отразились ведущие тенденции искусства Ренессанса, Кальдерон же в своих произведениях наиболее полно воплотил эстетику и идеологию барокко. Роднят их только степень одаренности, восходящая к гениальности, и масштабность, общечеловеческая значимость созданных ими характеров.
Ровесник своего века, Кальдерон родился в 1600 году в семье небогатого дворянина, служившего в казначействе. В те времена в Испании знатность происхождения еще могла компенсировать ограниченность средств и служила пропуском в мир привилегированных членов общества. Перед сыном аристократа открывались блестящие перспективы — хорошее образование, покровительство монархов, любовь утонченных красавиц, воинская слава, карьера при дворе или духовный сан. Все это было в жизни Кальдерона, но не принесло ему счастья. Пережив своих родных, наставников, возлюбленную, сына, драматург мог лишь повторить слова персонажа своей пьесы:
Как редко, редко лжет судьба,
Когда предсказывает горе,
И как сомнительна для счастья,
Кальдерон в течение многих лет совмещал эти два занятия — сочинительство и военное ремесло — однако ухудшение здоровья в начале 1640-х гг. заставило его сделать окончательный выбор в пользу литературы. К тому моменту он оставался единственным продолжателем традиций Лопе де Веги в испанском театре, наследником традиций золотого века, однако в его творчестве ренессансные тенденции, определявшие характер произведений его наставника, уступают место барочным настроениям и соответствующему стилю.
Леонида и Марфизы» (1680). Полный список сочинений драматурга включает в себя около ста двадцати драм и восьмидесяти аутос, не считая интермедий и лирических произведений; это намного больше, чем у Шекспира, и намного меньше, чем у Лопе де
Вега, но достаточно, чтобы навеки вписать имя Кальдерона в историю мировой литературы и театра.
Пьеса «Жизнь есть сон», которую можно считать художественным манифестом барокко и вершиной раннего творчества драматурга, сочетает в себе черты различных жанров — драмы исторической, философской, трагикомедии, ауто, драмы чести. Дата создания пьесы не установлена; мадридские зрители увидели ее на сцене в 1635 году.
Одно безумье! Одна иллюзия она…» («Жизнь есть сон», II, 19)!
Зрители-современники Кальдерона, воспитанные в строгом католическом духе, знакомые с детства не только с основными догматами христианского вероучения, но и с риторикой и образностью проповедей, притч и житийной литературы, с легкостью распознавали в истории злосчастного принца религиозный подтекст и моральную дидактику. Сехизмундо был наказан прежде, чем согрешил: еще до появления на свет он был признан виновным (в соответствии с представлением о первородном грехе). Его отец, увлекшийся астрологией и другими неугодными церкви науками, прочитал по расположению звезд и другим предзнаменованиям судьбу своего сына. Все указывало на то, что еще не родившийся младенец принесет своим родным немало горя, а достигнув зрелости и сменив отца на престоле, ввергнет свое отечество в бездну страданий, подчиняясь своей необузданной и порочной природе. Приняв гипотезу (к тому же полученную из столь недостоверного источника) за аксиому, Басилио поставил под сомнение важнейший догмат католического вероучения — представление о свободе воли, — сделав Сехизмундо заложником собственных заблуждений и духовной слепоты.
Не только плоть неволит нас: подобно заключенным в пещере из платоновского мифа, мы пребываем в плену своих иллюзий и заблуждений. В этом отношении от Сехизмундо ничем не отличается его отец, страдающий от гордыни и духовной слепоты, или его тюремщик Клотальдо, который расплачивается за грехи молодости и соучастие в бесчеловечном «эксперименте» своего господина. Однако они оба, как и Эстрелла с Астольфо, считают принца преступником, чудовищем, воплощением низменных страстей, не замечая своего собственного плена — духовного. Страдания Сехизмундо может понять только Розаура, поскольку она ощущает все последствия своего пребывания в заточении — ином, нежели у Сехизмундо, не столь явном, но не менее мучительном.
Появление Розауры в Полонии ускоряет развитие событий, одновременно придавая им непредсказуемость и динамичность. Она помогает Сехизмундо осознать и принять зыбкость границы между грезой и реальностью. Любовь к Розауре не обещает принцу счастья, но помогает встать на путь духовного пробуждения и преодоления обременявших его пороков и страстей — жестокости, властолюбия и похоти.
Педро Кальдерон написал драму «Жизнь есть сон», будучи еще относительно молодым человеком, однако она демонстрирует все признаки философской глубины и силы мысли, присущие зрелым произведениям великих авторов. Символично, что писатель создал ее в том же возрасте, в котором Шекспир работал над «Гамлетом» и который Данте определил как середину земной жизни. Кальдерона ожидало еще немало творческих удач и озарений, и все же эту пьесу следует признать его главным шедевром, его неоценимым вкладом в развитие театра, литературы и философской мысли. Слова Сехизмундо «Вся наша жизнь лишь сновиденье, и сновиденья также сон» выразили не только умонастроение целой эпохи, но и одно из главных озарений, постигших человечество на пути к истине или во время ее мучительных поисков.
Действующие лица пьесы жизнь есть сон
Педро Кальдерон родился 17 января 1600 года в Мадриде в семье обедневшего дворянина дона Диего Кальдерона, который служил секретарем королевского казначейства. Мать будущего драматурга, Анна Мария де Енао, фламандка по происхождению, была дочерью оружейника.
Диего Кальдерон надеялся, что его сын изберет духовную карьеру: Педро получил образование в мадридской иезуитской коллегии («Колехйо империал»), позже изучал теологию, схоластику, философию, гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанки. Во время обучение у иезуитов Кальдерон увлекся поэзией. На поэтических состязаниях 1620 г., посвященных святому Исидору Орачу (покровителю Мадрида), Кальдерон за свой сонет удостоился похвалы самого Лопе де Вега. В начале 1620-х годов Кальдерон стал известным в Мадриде автором театральных пьес, первая из которых, «Любовь, честь и власть», увидела свет в 1623 г. После смерти Лопе де Веги в 1635 г. Кальдерона стали считать первым драматургом Испании.
Кальдерон становится придворным драматургом испанского короля Филиппа IV, который посвятил писателя в рыцари и заказывал ему пьесы для придворного театра, расположенного в королевском дворце Буэн Ретиро. Кальдеронові были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных во время пребывания Кальдерона придворным драматургом, использовались сложные сценические эффекты. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели ее, сидя в лодках.
Прославился Педро Кальдерон и на военном поприще. 1638 года французские войска во главе с принцем Конде вторглись в Испанию у Бідасоа и осадили крепость Фуентерабія. На помощь осажденным была снаряжена армия, возглавляемая великим адмиралом Кастилии Хуаном Алонсо Енрікесом де Кабрера. Патриотически настроенный Кальдерон оставил работу над очередной комедией и вместе со своим братом Хосе поспешил к месту военных действий. Через три года Педро Кальдерон в числе кавалеров Ордена Сант-Яго принял участие в подавлении сепаратистского восстания в Каталонии.
Однако, несмотря на нешуточные литературные, светские и даже военные успехи, 40-е годы были для Кальдерона довольно трагическими. В течение трех лет ушли из жизни младший брат Кальдерона Хосе, старший брат Диего, любимая Кальдерона и маленький сын.
Испания эпохи Ренессанса была владычицей морей и огромных территорий на суше, имела значительное политическое влияние. Это была мощная, единая, централизованная абсолютистской государство. Соответственно, и культурная жизнь этого государства протекало в атмосфере осознания государственной мощи. Но в XVII веке Испания теряет свои былые преимущества, внутри государства начинается разлад и усиливается церковная реакция. Положение Испании того времени определялось, прежде всего, острой несоответствием между хозяйственной кризисом усиливается абсолютизмом, и глубоким, нищетой крестьян и мещан.
Кризис в стране отразился и на культурной жизни. С середины 40-х гг. начинаются гонения на театр, коснулись и самого Кальдерона как самого влиятельного драматурга суток. На пять лет, с 1644 до 1649, закрываются театры, и более как на двадцать пять лет прерывается печать произведений драматурга. Эти события побудили Кальдерона принять духовный сан. 18 сентября 1651 года его рукоположили в священники. 1653 г. Кальдерон получает должность настоятеля собора Новых Королей в Толедо. 1663 г. король вызвал Кальдерона в Мадрид и сделал его своим духовником. После смерти Филипп IV 1665 г. Кальдерон отходит от двора и получает должность настоятеля кафедральной церкви конгрегации Св. Петра. Последние годы жизни Кальдерон посвящает свой досуг почти исключительно писанию духовных драм для Мадрида, Толедо, Севильи и Гранады, что считалось большой честью.
Великий испанский драматург умер 25 мая 1681 года. В этот день во всех главных городах Испании разыгрывались написанные им ауто.
Драматургическое наследие Кальдерона значительный по объему и насчитывает около 120 светских пьес, 78 ауто (одноактных пьес аллегорического содержания, которые интерпретировали мотивы Ветхого и Нового Заветов) и 20 интермедий (сценок, преимущественно комического характера, которые исполнялись между отдельными действиями драмы).
Светские пьесы Кальдерона, которые составляют основную часть его драматургического наследия, согласно характера их проблематики, разделяют на три типа:
История о Варлаама и Иосафата была чрезвычайно популярной в Европе в эпоху Средневековья. В Испании бытовали ее переводы латыни, а на территории восточных славян был распространен греческий вариант.
О популярности этого сюжета в испанской литературе свидетельствуют произведения, которые появились еще до Кальдерона. Это пьеса Лопе де Веги «Варлаам и Иосафат», одноименный роман Энрике Суареса, пьеса Хуана где Арсе Солорсано. Они были абсолютными сюжетными аналогиями легенды.
В Испании в XIV в. Хуан Мануэль в «Книге о состояниях» сочетает этот сюжет с мотивом «спящего, который проснулся и не может отличить сна от действительности»: человека усыпляют, переносят во дворец, где с ней обращаются как с принцем, а затем возвращают на прежнее место. Вполне возможно, что этот мотив заимствован из «Сказки о спящего, который просыпается» (с книг «Тысячи и одной ночи»), поскольку большинство восточных сюжетов приходили в Европу именно через испанскую литературу. В Испании XVII века был популярным анекдот про «спящего, просыпается», который сохранился в сборниках городского фольклора.
Где же здесь правда? Разум где?
Где закон, что ставит мере?
Господь Бог этого не дал,
Что так щедро дарил
Реке и рыбе, птице и зверю?! (Пер. М. Лукаша)
Лишь одержав победу над собой, преодолев собственные страсти, Сехисмундо приобретает человеческое достоинство. Он действует независимо от предсказаний судьбы. В конце драмы принц доказывает Басиліо, что отец, пытаясь избежать судьбы, лишь воспитал в сыне жестокость, обрекая его на жизнь в тюрьме, в кандалах. Воспринимая идеи Ренессанса, Кальдерон утверждает идею свободы воли, что помогает человеку противостоять судьбе.
Пьеса «Жизнь есть сон» (Кальдерон): краткое содержание
О пьесе
Пожалуй, самый известный испанский драматург 17 века — Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон» (краткое содержание пьесы подробнее разберем ниже) – вершина его писательского мастерства. Драма впервые была представлена публике в 1635 году и сразу же стала знаковым произведением своей эпохи.
Основой пьесы послужили конфликты между человеком и природой, личностью и властью, долгом и судьбой. Целью же всего произведения было раскрыть сущность человеческой натуры и бытия. Отсюда и специфический жанр произведения – религиозно-философская драма.
Кальдерон, пьесы – краткое содержание – Русская историческая библиотека
Кальдерон, пьесы – краткое содержание
Драматические пьесы Кальдерона делятся на духовные и светские. В духовных он, подобно Лопе де Веге, держится ортодоксальной католической точки зрения, вполне принимает все учения римской церкви, верит всем легендам её; редко проявляется у Кальдерона христианская кротость. У него владычествует такой суровый фанатизм, что его справедливо называют поэтом инквизиции.
Грубость и жестокость понятий Кальдерона объясняется характером общества, в котором он жил и для которого писал. Монах, придворный поэт, сочинявший для церковных праздников пьесы с аллегорическими фигурами, смотревший на аутодафе (сожжения еретиков), не мог быть гуманным.
Подобно картинам Мурильо и Веласкеса религиозные драмы Кальдерона написаны для служения католической церкви. Но они имеют большое художественное достоинство. «В духовных драмах Кальдерона, – говорит Розенкранц, – много разнообразия, и поэт высказывает в них свои задушевные мысли.
Все величественные стороны католичества изображены в блистательнейшем вкусе с необыкновенным богатством фантазии, с искренней горячностью чувства; они переносят нас в мир чудес».
Наиболее сильным религиозным энтузиазмом проникнуты те духовные драмы Кальдерона, который написаны для спектаклей на праздник тела Господня, в прославление догмата пресуществления.
Нам кажется странной господствующая в них смесь поэзии, схоластики и теософии, но надо удивляться искусству, с каким Кальдерон умеет соединять между собой эти разнохарактерные элементы.
Его аллегорические фигуры: Вера, Благодать, Грех, Природа, Язычество, Дьявол – утомляют своим однообразием, являясь каждая во множестве драм; но Кальдерон умеет обрисовывать их живыми чертами.
Чтобы переносить зрителя из фантастического мира в действительный, он вставляет в эти драмы народные песни, исторические факты, черты национального быта; действие сопровождается музыкой. Простонародной публике очень нравилось смотреть на чёрта. Кеведо говорил: «Дьявол так возгордился своей славой, что держит себя на сцене, как полный её господин».
Кальдерон угождал и этому вкусу своей публики; так например, в его драме «Живописец своего бесчестья» выводится Люцифер, вовлекавший человеческую природу в испорченность, от которой она впоследствии избавляется Крестным таинством.
В ауто «Пир Валтасара» изображающей нечестие, тщеславие и разврат вавилонского царя, Даниилу представителю суда Божия, противопоставляется Мысль, олицетворенная в фигуре шута. В драме «Божественный Орфей» князь тьмы, являющийся корсаром на черном корабле, старается обольстить и погубить человеческую природу, изображаемую аллегорической фигурой; но Орфей одолевает его святыми песнями и священной музыкой. «Медный змий» в котором драматизирован рассказ, находящийся в книге Чисел, изображает победу Креста над чувственными страстями, действующими по внушению Веельфегора и Идолопоклонства, олицетворенного аллегорической фигурой.
«Жизнь есть сон» (Кальдерон): краткое содержание
Знатная дама Росаура, переодетая мужчиной, в сопровождении слуги Кларнета заблудилась в горах, недалеко от замка польского короля. Приближается ночь, вокруг пустынно, но неожиданно спутники различают вдали башню, из которой доносятся стенания плененного Сехизмундо.
Жизнь есть сон
Продолжение после рекламы:
Брифли существует благодаря рекламе:
Смятение Сехизмундо, когда он просыпается в кандалах и звериных шкурах, не поддаётся описанию. Клотальдо объясняет ему, что все, что тот видел, было сном, как и вся жизнь, но, говорит он назидательно, «и в сновиденьи / добро остаётся добром». Это объяснение производит неизгладимое впечатление на Сехизмундо, который теперь под этим углом зрения смотрит на мир.
Продолжение после рекламы:
Басилио решает передать свою корону Астольфо, который не оставляет притязаний на руку Эстрельи. Инфанта просит свою новую подругу Астреа раздобыть для неё портрет, который принц Московии носит на груди. Астольфо узнает её, и между ними происходит объяснение, в ходе которого Росаура поначалу отрицает, что она — это она. Все же правдами и неправдами ей удаётся вырвать у Астольфо свой портрет — она не хочет, чтобы его видела другая женщина. Её обиде и боли нет предела, и она резко упрекает Астольфо в измене.
Узнав о решении Басилио отдать корону Польши принцу Московии, народ поднимает восстание и освобождает Сехизмундо из темницы. Люди не хотят видеть чужестранца на престоле, а молва о том, где спрятан наследный принц, уже облетела пределы королевства; Сехизмундо возглавляет народный бунт. Войска под его предводительством побеждают сторонников Басилио, и король уже приготовился к смерти, отдав себя на милость Сехизмундо. Но принц переменился: он многое передумал, и благородство его натуры взяло верх над жестокостью и грубостью. Сехизмундо сам припадает к стопам Басилио как верный подданный и послушный сын. Сехизмундо делает ещё одно усилие и переступает через свою любовь к Росауре ради чувства, которое женщина питает к Астольфо. Принц Московии пытается сослаться на разницу в их происхождении, но тут в разговор вступает благородный Клотальдо: он говорит, что Росаура — его дочь, он узнал её по шпаге, когда-то подаренной им её матери. Таким образом, Росаура и Астольфо равны по своему положению и между ними больше нет преград, и справедливость торжествует — Астольфо называет Росауру своей женой. Рука Эстрельи достаётся Сехизмундо. Со всеми Сехизмундо приветлив и справедлив, объясняя своё превращение тем, что боится снова проснуться в темнице и хочет пользоваться счастьем, словно сном.
Таинственная шпага
Продолжает разворачиваться сюжетная линия драмы «Жизнь есть сон». Кальдерон (краткое содержание об этом свидетельствует) не отходит от принятых тогда волшебных приемов создания произведений, связанных с мистицизмом, случайными совпадениями, тайнами и загадками.
У Басилио нет детей, и на его престол претендуют двое племянников: Эстрелья, дочь старшей сестры, и Астольфо, сын младшей сестры. При этом молодые люди влюблены друг в друга. Эстрелью смущает в предложении Астольфо пожениться лишь то, что он носит на груди портрет незнакомой женщины. Молодые люди приходят к королю и просят его назначить наследника.
Наследник
История Росауры и воцарение Сехизмундо
Продолжает закручиваться сюжет пьесы «Жизнь есть сон» (Кальдерон). Краткое содержание по действиям описывает появление Росауры в королевском замке. Девушка признается Басилио, кто она, и рассказывает, что привело ее сюда. Она любит Астольфо, именно ее портрет хранит он на груди. Росаура остается в замке под именем Астреа в качестве фрейлины.
Сехизмундо во сне перевозят во дворец. Утром он просыпается, и ему говорят, что он владыка. Принц начинает творить бесчинства, уподобляясь дикому зверю. Басилио не выдерживает и велит усыпить его и отнести обратно в темницу.
Проснувшись, Сехизмундо пребывает в смятении. Клотальдо говорит, что ему просто привиделся странный сон. Да и вообще, так ли отличима жизнь от сновидения?
Развязка
Подходит к концу действие пьесы «Жизнь есть сон» (Кальдерон). Краткое содержание рассказывает о решении Басилио назначить наследником Астольфо, который все еще желает жениться на Эстрелье. Тем временем Эстрелья поручает Росауре выкрасть потрет, который принц носит на груди. Девушке это удается, но Астольфо ее узнает. Между молодыми людьми происходит объяснение. Росаура обвиняет возлюбленного в измене.
Народ Польши, узнав о решении Басилио посадить на престол Астольфо, восстает и освобождают Сехизмундо. Он возглавляет бунт и побеждает защитников Басилио. Король готовится к смерти, помня о необузданном нраве своего сына. Но Сехизмундо сильно изменился, он склоняется перед отцом как верный его вассал.
Астольфо отказывает жениться на Росауре из-за разницы в происхождении, но Клотальдо признается, что она его дочь. Теперь препятствий к браку нет. Эстрелья же достается в жены Сехизмундо, который теперь справедлив, великодушен и приветлив. Наследник объясняет такие перемены тем, что боится вновь очнуться в темнице.
Анализ пьесы Педро Кальдерона “Жизнь есть сон”
– наследный принц, государства Полония, который растёт в башне-тюрьме без человеческого общества. Единственным человеком, которого он видел, был тюремщик Клотальдо.
В результате Сехизмундо рос в печали, и каждый день думал, почему у него такая судьба. Он думал, почему Бог дал волю речке, рыбе, птице, зверю, а его обделил.
А в ходе своих размышлений и страданий он приходит к тому, что ничего плохого не делал, и может быть виновен лишь в том, что родился.
Так, по воле звёзд и отца, Сехизмундо оказывается заточенным на долгие годы в темницу. Но всё меняется, когда переодетые в мужскую одежду Росаура и её слуга случайно находят башню Сехизмундо.
Они входят вовнутрь и встречают принца, который был очень удивлён, встретив незнакомых людей. Но их голоса привлекают внимание Клотальдо, который зовёт на помощь стражу.
Однако принц яростно защищает путников, угрожая, что если с ними что-то случится, то он закончит жизнь самоубийством.
Но кое-что удивило Клотальдо: шпага, находившаяся у Росаулы (которую все до сих пор считали мужчиной) была отдана самим Клотальдо его любимой Вьоланте.
Он пообещал ей когда-то, что поможет любому кто принесёт ему эту шпагу. Клотальдо начал догадываться, что этот мужчина – его сын.
Тем временем Басилио терзаемый уговорами Астольфо и Эстельи (сына его младшей сёстры и старшей дочери) оставить престол им, он признаётся, что у него есть сын.
Приказав слугам дать Сехизмундо снотворного и перенести его во дворец, он хотел испытать правдивость предсказания. Но очнувшийся новоиспеченный король Сехизмундо был жесток и резок, и даже сбросил с балкона в море слугу, который ему посмел возразить. Басилио, разочаровавшись в сыне, приказал напоить его опять снотворным и отнести назад в тюрьму, сказав, что всё что было – сон.
Сехизмундо проснулся в недоумении и снова разочаровался в своей судьбе. Однако Клотальдо сказал ему слова, которые изменят его жизнь в будущем: добро – и во сне добро.
А король тем временем решает отдать трон Астольфо и Эстельи, но народ не хочет принимать чужаков (Астольфо был принцем далёкой Московии) и устраивает бунт. Они освобождают Сехизмундо
и присоединяются к нему.
Войска принца побеждают защитников Басилио и король сдаётся, готовясь к смерти. Но Сехизмундо прощает его, став пред ним на колени ведь добро – и во сне добро.
В итоге Астольфо женится на Росауре (они были давно связаны узами любви, но не могли жениться из-за низкого происхождения Росауры, Клотальдо признал её как свою дочь и влюблённые стали равны по происхождению). Сехизмундо женился на Эстильи ( хоть и любит Росауру, но идёт на уступки ради её счастья). С тех пор Сехизмундо
был добрым и справедливым королём.
В своей драме Педро Кальдерон хотел показать, что даже если жизнь человека
оказывается во власти звёзд, ему под силу всё исправить.