Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна запятые
Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна запятые
Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого
WARUXIX | Дата: Понедельник, 10.08.2020, 16:29 | Сообщение # 1 | ||
Задание ОГЭ на тему: Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна. Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям. Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА Скачать сочинение и изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3 Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс. Лексика и фразеология. Грамматика. Синтаксис. Задание 16 № 1201 1) Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна. 2) Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами. 3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность. 4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями. 5) Определение всех минералов начинается с установления их окраски и минералоги ювелиры гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать и понимать цветовые оттенки. Актуальность: с 2016 года В этом задании проверяются знания двух пунктограмм: 1. Запятые в простом предложении с однородными членами. 2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И. Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем. Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34. ОЧ — однородные члены. ССП — сложносочинённое предложение. Алгоритм выполнения задания должен быть таким: 1. Определяем количество основ. 2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу. 3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2). Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение. 15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него. Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние, и зимние картины русской природы. В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны. Обратите внимание: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила. Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых. 15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов. Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится. Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки. 15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится. Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки. Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно. Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме. Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов. 15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И. Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится. Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки. 15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды Общая схема: О, и О, и О. Общая схема: и О, и О, иО. Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Более сложные примеры: Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 4: Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой, ибо это не между ОЧ, а после него. Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания. Обратите внимание: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении. Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2. Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать. 15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но) Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся. Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно. Пример 2: Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд. Пример 3: Мал золотник, да дорог. 15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда: Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь. Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины. После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4) 15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы. Примеры: Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом. Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией. Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами. Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп): Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде. Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий. Пример 3: Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии. 15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми: Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными Сказал так сказал, пойду проверю. Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь Если в предложении есть неоднородные определения, которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель. 15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: 3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). 15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП. а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью, со сказуемым в неопределённо-личном предложении. Например: Много труда предстоит ему, и он это знал. Схема: [предстоит], и [он знал ]. В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места. Схема: [позвонили], и [никто не сдвинулся ]. б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни. Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился, увидев незнакомое ему лицо. Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился, увидев незнакомое ему лицо. [ОСказ и ОСказ]. в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал. Схема предложения : [Листья падали], и [ветер ОСказ и ОСказ ]. 15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении Самое сложное для учащихся —это понять, есть ли общий второстепенный член предложения, который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между частями ССП не ставится. Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена, он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи: Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу. Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу. Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год. И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения, а во вторых, общий смысл предложения. Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать. Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать. Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую. Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится. Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются. Посмотреть правильные ответы и пояснения на данные задания ОГЭ Скачать готовое сочинение или изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3 Деревья спали ( ) и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна.Сложносочинённое предложение, перед союзом Инужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом Изапятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. · Задание №3504AF Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В прозрачную голубизну неба поднимаются птичьи стаи ( ) и далеко окрест разносятся их прощальные крики. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. · Задание №350AF8 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов. Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью. Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением. Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории. · Задание №354F4D Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)Готовимся к ЕГЭ. Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. 1) Чайковский без остатка отдал свое сердце лесам и деревушкам России околицам тропинкам и песням. 2) Творения художников северян простонародны и бесхитростны по композиции голосисты и одновременно скромны по своим краскам. 3) Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. 4) Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни. 5) Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна. 1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях. 2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей. 3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных. 4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси. 5) За деревней светлело небо и в той его части ровно мигали и гасли звёзды. 1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу. 2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял. 3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу. 4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена. 5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых. 1) Фонарик задрожал и красные и синие и жёлтые лучи его полетели по стенам. 2) Под столом фыркнул и зашипел со злости кот Васька. 3) В тесноте да не в обиде. 4) В капитане Курочкине я видел умного и решительного смелого и бескомпромиссного милиционера. 5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества. 1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого. 2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства. 3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа. 4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы. 5) Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией и многие современники разделяли его точку зрения. 1) Ветер туго надул парус и нос корабля стало клонить вниз. 2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней. 3) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем. 4) Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения. 5) ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным. 1) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 4) Мишка принёс и букет цветов и конфеты и торт. 5) Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника. 1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы. 2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей. 3) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея. 4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика. 5) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей 1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти. 2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. 3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях. 4) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной. 5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро. Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна запятыеПри выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Анфлераж — один из способов получения эфирных масел. 2) История парфюмерии уходит корнями в глубокую древность, и одним из старейших способов добычи ароматических веществ является анфлераж. 3) Такой способ получения эфирных масел, как анфлераж, несмотря на плюсы, сегодня не используется, так как экономически невыгоден 4) Несмотря на плюсы анфлеража, этот способ получения эфирных масел сегодня не используется, поскольку он требует большого количества времени и сырья. 5) Анфлераж хорош тем, что растения или предметы, из которых получают аромат, не нужно подвергать термической обработке.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1. Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю и по полю. На поле и на поле. Ледовое п. (перен.: сплошное пространство льда). 2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли. Ржаное п. 3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное, хоккейное п. Лётное п. 4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.). Геологи летом в п. 5. Пространство, в пределах к-рого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Магнитное п. Силовое п. П. тяготения. 6. перен., чего или для чего. Область деятельности, поприще. Обширное п. деятельности. 7. Основной цвет, фон под узором. Жёлтые цветы по голубому полю. 8. обычно мн. Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. Широкие, узкие поля. Заметки на полях. 9. обычно мн. Край шляпы, отходящий в сторону или вниз от тульи. Жёсткие, мягкие поля. Шляпа с загнутыми полями. (1)Орошение, или ирригация, — это подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы. (2)Основная цель орошения состоит в увеличении плодородия почвы: ирригация улучшает снабжение корней растений влагой и питательными веществами, снижает температуру приземного слоя воздуха и увеличивает его влажность. (3) важнейший способ мелиорации зародился ещё в древности и продолжает активно применяться в сельском хозяйстве по сей день. Среди предложений 1—6 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих предложений. (1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто оставить весь класс на шестой урок; тех, кто каждый балл взвешивал на аптекарских весах; тех, кто не забывал задать вопрос о том, чего ты не знал в прошлый раз… (4)А классный был не такой. (5)Мы знали: его можно уговорить, если очень просить и смотреть при этом влажными, покорными собачьими глазами. (6)Этого он не выдерживал. (7)Или можно по-другому — орать истерично: (8)«За что, за что двойку ставить? (9)Ведь я же учил, я же учил!» (10)Это было менее безотказно, здесь он мог взорваться. (11)Но и это иногда проходило. (12)Он нас чуть-чуть опасался. (13)Нет, не побаивался, а опасался. (14)Чуть-чуть опасался. (15)Он не знал, чего от нас ждать… (16)Один раз, ещё до войны, мы испугали его как следует. (17)Тогда он только принял наш класс. (18)Мы тогда начали мычать, хором, всем классом: «Мм-м…» (19)Сначала он не понял, в чём дело, не знал, откуда это идёт, кто виновник… (20)Мычание нарастало, шло всплесками по классу, казалось, даже стены вибрировали. (21)Он беспомощно озирался, хотел закричать, но понял – никто не услышит. (22)Тогда он сел и с печальным изумлением посмотрел на нас. (23)Это был странный взгляд. (24)И мы замолчали. (25)Он был всегда приветлив и вежлив с нами и чуть ли не с пятого класса называл на «Вы». (26)Он как-то сказал мне на перемене: (27)— А знаете, в отдельности вы все такие милые, а вот вместе вы иногда превращаетесь в стадо. (28)Когда людей много, количество переходит в качество. (29)Когда их много, они совершают самые неожиданные поступки. (30)Самые героические, а иногда и самые страшные. (31)Как вы думаете? (32)— Чёрт его знает, − сказал я. (33)— В том-то и дело, что никто этого не знает, даже чёрт. (34)Когда началась война, он ходил бледный, притихший и постаревший. (35)Вскоре мы узнали, что он записался в первую группу московского ополчения. (36)Был он нездоров, у него были слабые лёгкие, он имел освобождение от воинской повинности — «белый билет», и даже на смотревшую сквозь пальцы на все человеческие недуги комиссию ополчения он, говорят, произвёл тяжёлое впечатление. (37)Но он не изменил своего решения. (38)На его последний урок пришло много ребят. (39)Мы ожидали, что он скажет нам что-нибудь на прощание, ожидали каких-то особенных и значительных слов: мы знали, это он умел. (40)Но он ушёл буднично, назвал номера параграфов, заданных на дом, кивнул и только у дверей чуть задержался. (41)Мы встали, нестройно хлопнув крышками парт, он посмотрел на нас и тихо сказал: (42)— Когда у вас будет новый классный … не устраивайте этого. (43)Мы поняли, о чём он говорил. (44)Через месяц он погиб. (45)У него не было родных, и похоронная пришла на адрес школы… (46)Когда мы ехали в Сибирь, в эвакуацию, в теплушке все лежали неподвижно и каждый думал, о ком хотел: о своих живых и своих погибших. (47)Я думал о классном. (48)Я и теперь часто думаю о нём… *Владимир Ильич Амлинский (1935—1989) — советский писатель, журналист. Автор повестей и рассказов о жизни молодёжи. Источник текста: МИОО: Тренировочная работа по русскому языку 16.04.2014 вариант РУ10801 (1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто оставить весь класс на шестой урок; тех, кто каждый балл взвешивал на аптекарских весах; тех, кто не забывал задать вопрос о том, чего ты не знал в прошлый раз… (4)А классный был не такой. (5)Мы знали: его можно уговорить, если очень просить и смотреть при этом влажными, покорными собачьими глазами. (6)Этого он не выдерживал.
|