Что такое звуковой образ

Звуковой образ

Смотреть что такое «Звуковой образ» в других словарях:

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

Образ — ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… … Словарь литературных терминов

Звуковой компакт-диск — Это статья об одной из разновидностей оптических дисков. О других реализациях см.: Компакт диск. Звуковой компакт диск … Википедия

Звуковой движок — Не путать с голосовым движком, который формирует звуковую речь в соответствии с текстом. Звуковой движок (англ. sound/audio engine) программный компонент игрового движка, отвечающий за воспроизведение звука (шумовое и музыкальное… … Википедия

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника (Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме… … Эстетика: Словарь

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

бинауральный слух — Этимология. Происходит от лат. bini два + auricula ухо. Категория. Процесс слухового восприятия. Специфика. Построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕБЮССИ Клод — ( 22 VIII 1862, Сен Жермен ан Ле, близ Парижа 25 III 1918, Париж) Я пытаюсь найти новые реальности. дураки называют это импрессионизмом. К. Дебюсси Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый… … Музыкальный словарь

Кирсанов, Семён Исаакович — Семён Кирсанов Кирсанов Семён Исаакович Фото Александра Родченко, 19 … Википедия

слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Что такое звуковой образ. Смотреть фото Что такое звуковой образ. Смотреть картинку Что такое звуковой образ. Картинка про Что такое звуковой образ. Фото Что такое звуковой образ

Звуковой образ в музыкальных фонограммах

Практически всем известно, что в современном музыкальном искусстве очень распространено использование фонограммы. Под фонограмму не прочь спеть иногда даже самые известные звёзды мировой эстрады. Разберёмся же, каковы особенности современных фонограмм и использования в них звуковых образов.

Что такое звуковой образ. Смотреть фото Что такое звуковой образ. Смотреть картинку Что такое звуковой образ. Картинка про Что такое звуковой образ. Фото Что такое звуковой образ

В практике современной звукорежиссуры до сих пор нет точного определения понятия «звуковой образ». Имеется ряд традиционных параметров, по которым производится его анализ и оценка (пространственное впечатление, акустический и музыкальный балансы и прочее), чётко обозначены критерии качества звукового образа, позволяющие сравнивать ту или иную фонограмму в данном отношении, но самого главного определения — что есть звуковой образ фонограммы, — не существует.

Юридически (в законодательстве) фонограмма — любая звуковая запись музыкальных произведений или иных звуков. Звуковая запись на компакт-кассете (или диске) и звукозапись, которая есть неотъемлемая часть видеофильма (кино), будут охраняться по-разному. Фонограмма — продукт коллективного труда многих специалистов: композитора, музыкального редактора, исполнителя, звукорежиссёра, инженера записи и иных участников этого труда.

Но не фонограмма, в общем, является плодом индивидуального труда звукорежиссёра, а звуковой образ.

В наше время в звукорежиссуре, однако, нет достаточно объективного определения звукового образа. И эта ситуация усиливается ещё тем, что до сегодня не установлена система взаимосвязей фонограммы и использованного звукового образа в ней. Этим обусловлены многие юридические казусы, которые возникают в вопросах, касающихся авторских и смежных прав. Звуковой образ — это совокупность элементов речи, музыки, шумовых спецэффектов, которые посредством ассоциаций в обобщенном виде создают представление о явлении, материальном объекте, характере человека, историческом событии и т.п. Звуковой образ является основополагающим понятием в музыкальной звукорежиссуре, потому что наибольшей частью работы звукорежиссёра и является создание звукового образа. Развитие звукового образа определяется постоянным совершенствованием технических средств звукозаписи, с помощью которых он создаётся.

Проблема использования звукового образа в фонограммах нашего времени остаётся малоисследованной, поэтому актуальность развития этой проблематики и решения многих вопросов, связанных с ней, подтверждается уже самой постановкой темы. Научные труды в области звукорежиссуры явно отстают от практики, и проблематика звукового образа в сегодняшних фонограммах пока что остается малоисследованной. Есть разнообразие литературы, посвящённой техническому обеспечению звукозаписи, а на тематику звукового образа написан только одни труд: Гибсон Д. «Искусство микширования», а также менее доступная для простого обывателя диссертация Шлыкова В. А. «Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах».

Источник

звуковой образ

Смотреть что такое «звуковой образ» в других словарях:

Звуковой образ — – совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представления о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека. Понятие о звуковом образе в науке о… … Энциклопедический словарь СМИ

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

Образ — ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… … Словарь литературных терминов

Звуковой компакт-диск — Это статья об одной из разновидностей оптических дисков. О других реализациях см.: Компакт диск. Звуковой компакт диск … Википедия

Звуковой движок — Не путать с голосовым движком, который формирует звуковую речь в соответствии с текстом. Звуковой движок (англ. sound/audio engine) программный компонент игрового движка, отвечающий за воспроизведение звука (шумовое и музыкальное… … Википедия

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника (Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме… … Эстетика: Словарь

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

бинауральный слух — Этимология. Происходит от лат. bini два + auricula ухо. Категория. Процесс слухового восприятия. Специфика. Построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых… … Большая психологическая энциклопедия

ДЕБЮССИ Клод — ( 22 VIII 1862, Сен Жермен ан Ле, близ Парижа 25 III 1918, Париж) Я пытаюсь найти новые реальности. дураки называют это импрессионизмом. К. Дебюсси Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый… … Музыкальный словарь

Кирсанов, Семён Исаакович — Семён Кирсанов Кирсанов Семён Исаакович Фото Александра Родченко, 19 … Википедия

слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Научная работа «Звуковой образ стихотворения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»

Конференция по языкознанию

Звук и образ в поэзии (на примере поэзии Ф.И. Тютчева)

Выполнила: Портнягина Дарья,

обучающаяся 11 класса МБОУ

Научный руководитель: Позднякова О.Д.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Падунская средняя

Классификация фонетических средств выразительности

Глава 2. Использование фонетических выразительных средств

2.1. Звуковой образ стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун

2.2. Звуковая организация стихотворения

Этим объясняется актуальность темы данной работы «Звук и образ в поэзии» (на примере поэзии Ф.И. Тютчева)

Профессор А.Н. Веселовск ий говорил : « Содержательный параллелизм переходит в ритмический, преобладает музыкальный момент, при ослаблении внятных соотношений между деталями параллелей. Получается не чередование внутренне связанных образов, а ряд ритмических строк без содержательного соответствия…. Иногда параллелизм держится лишь на согласии или созвучии слов в двух частях параллели…» (А.Н.Веселовский. Собр. Соч. Т. I; изд. Отд. Русск. Яз. И слов. Имп. Ак. Н. стр. 163 и 168).

В предложенной работе выдвинута следующая гипотеза : одним из основных средств создания образа в поэзии становится звуковой компонент, который, являясь разнородным понятием с образом, в то же время становится равнодействующей силой его создания.

Материалом дальнейшего исследования послужили как поэтические произведения Ф.И. Тютчева, так и исследования по теме данной работы лингвистического и литературоведческого направлений.

Объектом исследования является звуковой образ в поэзии Ф.И. Тютчева.

Предмет исследования – изобразительная выразительность фонетических средств при создании звукового образа.

Достижение поставленной цели решается через следующие задачи :

1. Изучить теоретический материал по теме работы.

2. Проанализировать использование фонетических средств при создании образа в поэзии Ф.И. Тютчева.

3.Выявить эмоциональную окраску текста с помощью звукового образа.

Новизна работы состоит в том, что стихи Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С поляны коршун поднялся» не подвергались исследованию с точки зрения создания образа при помощи звука, который способствует более глубокому пониманию выражения философских и эмоциональных проявлений поэзии Ф.И. Тютчева.

Практическая значимость работы заключается в том, что анализ звуковой стороны поэтического текста на создание художественного образа влияет на понимание произведения и может быть использован для анализа текстов других произведений при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, тем более, что сегодня в тестовые части заданий по русскому языку включены стихотворные отрывки.

Материалы данной работы будут полезны в практике преподавания современного русского языка и литературы в школе, возможно использование на факультетах русского языка и литературы в вузах и сузах.

Структура работы следующая:

1. Во введении рассматриваются вопросы актуальности исследуемой темы, выделяется объект и предмет изучения, ставятся цели и задачи исследоваельской работы, предлагается практическое применение исследования.

2. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, связанные с фонетическими средствами, используемыми в русской поэзии для создания образа.

3. Во второй главе представлен непосредственный анализ текстов Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С поляны коршун поднялся» на предмет выявления звуковых образов в данных стихах.

4. В заключении представлены выводы и рекомендации по использованию данной работы.

Глава 1. Фонетические средства изображения образа

Классификация фонетических средств выразительности в русском языке

Звукопись – прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Поэтические повторы – н аиболее распространенная форма звукописи, образующая особое построение текста, что придает ему своеобразную симметрию.

Звуковая инструментовка – г лавный способ усиления фонетической выразительности художественной речи, стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Аллитерация – древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Множество аллитераций в «Слове о полку Игореве »:

… Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле…

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Каждый звук несет определенную информацию. Шесть гласных значительно уступают тридцати семи согласным.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.
Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр.
(И. Северянин)

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков намекает на звуковую сторону изображаемого.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покорные рабы,
Мы превращаем горрода в гробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скоро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. Такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но он достаточно распространен в поэзии. Так, у Маяковского в фразе: « Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб… » – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.

О номатопея – этот приём используется реже других. Он заключается в том, что

используются слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова « храп », « хруст », «брызги», «гром» и другие.

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив

Эпифора – повторение конца стиха или рифма

Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. К.Д. Бальмонт дал образную характеристику звукам речи: «Звук есть « малый колдующий гном », волшебство»

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи « У Ч е р н о го м ор я ч ина р а стоит молодая…» (Лермонтов М. Ю.). Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.Часто поэты не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье « Как делать стихи? » он писал: « Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова ». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Ты р в ан у лась движеньем ис пу ганной п тицы,
Ты п рошла, сло в но сон мой легка…
И в з д о х н у ли дух и, зад ре мали рес ни ц ы,
За ш е пт ались т рево ж но ш елка.
(А. Блок)

Здесь повторение звуков в – у – п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием «вздохнули духи » словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д – у – х ), образное выражение «задремали ресницы» получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре – ре, з – с – ц ; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений: « Роса на рассвете », « Фонтаны Федоровки ». Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание. Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель. Евгений Замятин писал: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи;

Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] – близкое, низкое, стискивающее».

Глава 2. Использование фонетических выразительных средств в поэзии Ф.И. Тютчева.

2.1. Звуковой образ стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Если рассмотреть звуковой образ стихотворения «С поляны коршун поднялся…», можно увидеть все, о чем говорилось выше.

По своей композиции стихотворение представляет две строфы-катрена с параллельной рифмой. Рассмотрим звуковую инструментовку каждой строки.

С поляны коршун поднялся, – здесь встречаются разные звуковые повторы как ассонанс на [ a ],[о], так и аллитерация на [п,л,н] [р,н] [п.д.н.л]. Создается образ плоскости, пространства. Здесь же слышится шум согласного [ш], как шелест крыльев.

Высоко к небу он взвился; – аллитерация на [в,с,к,к.н] [б.н,в,з,в,л,с] рисуют свист рассекаемого воздуха, взлет, парение.

Нужно отметить эпифору [нился] [нился] – напоминает ритм взмаха крыльев.

Всё выше, далее вьётся он, – вновь яркий образ высокого полета, шелеста крыльев в создании которого работает аллитерация на [вс,вш] [втс]. Это почти анаграмма слова «высота».

И вот ушел за небосклон. – Россыпь звонких согласных, шипящих, систящих еще связывают лирического героя с птицей, которая, являясь частью природы, уходит «за небосклон» – это Вселенский полет, связь земного и космического.

Два мощных, два живых крыла – аллитерация [дв], [мщнх], [дв],[жвх], [крл] подчеркивает силу, мощь, с которой коршун рассекает воздух, образ птицы, взмахивающей крыльями не только виден, он слышен.

Я, царь земли, прирос к земли. – в этой строке всего три глухих звука [ц,п,с], но даже звонкий троекратно повторяющийся [р] не дает фразе оторваться. А звуковой повтор [з и м л и] делает её вообще статичной. Ассоннс на [и] сдавливает, буквально, «привязывает» человека с земле.

Ф.И. Тютчев рисует постижение человеком гармонии мира природы и невозможность этого. Трагическое ощущение мира, философский взгляд на природу и человека помогает понять звуковая инструментовка.

2.2. Звуковая организация стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан».

Обостренность звукового восприятия и отражение его в поэзии — одна из граней таланта Ф.И. Тютчева. Свойство поэтического «видения» звуков.

Идейная и эстетическая позиция поэта отразилась и в своеобразном подходе к «звуковому» раскрытию темы, и в фабульных построениях, где звуки часто играют роль поворотного мига.

Стихотворение «Фонтан» является ярким примером этого. В композиционном плане оно двухчастно и представляет две строфы-октавы (восьмистишье) с кольцевой рифмой. Проследим, как звуковой образ влияет на эмоционально-философское понимание.

Первая часть стихотворения насыщена не только яркими эпитетами и неожиданными сравнениями (фонтан – огонь, влажный дым, пламя), но и не менее яркими аллитерациями, ассонансами, повторами.

Вторая часть стихотворения начинается с анафоры и с риторического повтора-обращения:

О смертной мысли водомёт,

О водомет неистощимый!

Тютчев рассуждает над темой рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы. Повтор слова «луч» (луч фонтана, луч смертной мысли) подчеркивает тщетность стремлений
человека постигнуть Высшее Начало. Истина предстает в образе длани, причем определение «НеЗРиМо-РоКоВое» создано аллитерациями на звонкие согласные подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению
символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность.

Ф.И. Тютчев является признанным мастером звуковых повторов. В этом же стихотворении используется и такой прием, как ономатопея, когда слово имитирует собственное значение «в брызгах», «пылью».

Читатель, опираясь на фонетический образ стихотворения, понимает, что первая часть – это созерцание примера из жизни природы, а вторая часть – это вывод и сопоставление с жизнью человека.

Каждый поэт работает с фонетическим материалом на свой лад, уделяя ему больше или меньше внимания, выявляя или используя те или иные функции звуковой системы языка, в зависимости от своего творческого опыта, вкуса, замыслов и таланта.

Вероятно, при звуковом разборе стиха неизбежен субъективизм, но была сделана попытка ввести его в определенные рамки, указав возможные функции звука. Наблюдения над фонетической стороной стихотворения позволяют увидеть (и услышать!) особенности творческого почерка автора, проявляющиеся в данном тексте. Например, можно утверждать, что звуковые повторы используются Ф.Тютчевым как способ смыслового сближения слов или подчеркивания близости понятий. Чаще всего связываются одинаковыми звуками или слогами два рядом стоящих слова, находящихся и в синтаксической связи друг с другом – либо в подчинительном сочетании, либо в однородном ряду – и при этом формирующих единый образ.

Реже встречаются дистантные повторы с «шахматным» или «рамочным» порядком элементов. Кроме сближения понятий, можно предполагать у повторов функцию изображения пространства как физического, так и психологического, внутреннего «пространства души». Убывание-нарастание переживаний, признаков, состояний также фонетически подкрепляется: звуковыми повторами или динамикой некоторых признаков (звонкость-глухость-сонорность; степень раскрытия, или «подъем», гласных).

При умелом использовании анализа фонетических единиц поэтического текста на уроках происходит более глубокое понимание содержания произведений.

Нами рассмотрены только некоторые стихотворения с точки зрения фонетики как изобразительно-выразительного средства. В дальнейшем планируется продолжить данную работу не только с произведениями художественной литературы, но и с текстами, предлагаемыми для анализа на ГИА и ЕГЭ.

Настоящая работа будет интересна как учащимся 8-11 классов, так и студентам гуманитарных учебных заведений. Данные исследования могут быть полезны для преподавателей русского языка и литературы школ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *