Что такое звукопись в стихотворении
Звукопись
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:
В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
В целях звукописи может использоваться:
а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).
Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Звукопись» в других словарях:
звукопись — звукопись … Орфографический словарь-справочник
Звукопись — см. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукопись — сущ., кол во синонимов: 2 • звукозапись (5) • повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Звукопись — ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов
звукопись — система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
звукопись — и; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь
Звукопись — в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Звукопись — использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия
Звукопись
Звукопись — это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс).
Аллитерация
Аллитерация — это прием звукописи; повторение одинаковых согласных звуков в стихотворении.
Примеры: |
---|
«И свистит, и бормочет весна. По колено затоплены тополи. «; |
«А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых поклал в мешок.»;
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»
Ассонанс
Ассонанс — это прием звукописи; повторение одинаковых гласных звуков в стихотворении.
Примеры: |
---|
«И осветит луч победный Вдохновенья твоего Розы чайной, розы бледной И тоску и торжество.», «Иди, доказывай алиби, «Бывает так: какая-то истома; «Дыша духами и туманами «Ненавидя, кляня и любя« |
Задание ЕГЭ с данной терминологией
Обращаю Ваше внимание на то, что до
2016 в ответах позволялось писать звукопись. С
2016 в ответах нужно указывать точное название использованного автором приема, т.е. или ассонанс или аллитерация!
Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 12 в ЕГЭ по литературе:
Ответ: аллитерация
Звукопись Лекция 6
Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт
Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)
3.Диссонанс и липограмма
Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».
Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:
«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».
На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:
За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)
А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:
Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:
Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!
Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.
Звукопись в поэзии Анатолия Мельника
Л.Р. Безуглая* (Лилия Силина)
Стихи пишутся по-разному. Можно писать от мысли, содержания, смыслов, выражая их словами и выстраивая в поэтическую цепочку, а можно – от звукоформы, прислушиваясь к звучанию слов и нащупывая звуковую гармонию, вкладывая в эту гармонию смысл. Именно второй способ представляется мне наиболее приближенным к рождению истинной поэзии. Стих в этом случае – сродни пословице, которая, по выражению В. Даля, «не сочиняется, а рождается сама».
Так пишет Анатолий Мельник. Его лучшие стихи обладают чрезвычайно легким звучанием, причудливым звуковым орнаментом. На примере его поэзии очень легко говорить о звукописи, о звуковой стороне поэтического слова. Именно о ней и пойдет речь в этой статье.
Звукопись – применение разнообразных фонетических приемов для усиления выразительности речи. В этом, широком, смысле слова звукопись является синонимом таких понятий, как звуковой повтор, эвфония, звукосемантика, словесная (фонетическая) инструментовка. Основанный на звукописи поэтический текст отличается подсознательным подбором слов определенной звуковой окраски. Звуки перекликаются друг с другом и создают особую мелодию, как например, в таком небольшом шутливом стихотворении Анатолия:
СОН
Во сне весне
Слагал сонет.
Весны во сне
Искрился свет.
Проснулся вдруг,
Трезвонил друг.
Забыл слова.
Эх, голова!
1. Звукопись является проводником смысла.
В этом контексте понятие «звукопись» употребляется в узком смысле слова: как соответствие звукового состава фразы изображаемому. Вчитайтесь в строки:
И буду слушать тишину,
Листая Пушкина поэмы,
Смотреть в окошко на Луну
И ворошить в уме проблемы.
Повтор согласной Ш помогает читателю услышать шелест страниц, представить тишину. А повтор гласной У в следующем фрагменте передает завывание ветра:
Дует губы вечер. Ветер дует.
Хмурит речка брови-берега…
2. Звукоповтор действует суггестически, порождает магию слова, эффект музыкального сопровождения, тонко передает настроение лирического героя.
Фонетическая выразительность вносит весомый вклад в создание энергетики стихотворения, его воздействующего потенциала. Артикуляционное напряжение, с которым произносятся многие сочетания согласных, влечет за собой общую фонетическую напряженность стиха, и это напряжение передается содержанию, влияет на его восприятие. В результате – у Анатолия «смачно звучат слова». Так, повторы звуков КОЛ, ОК, ЛС – СЛ, ВС, Л, ЛИ – ИЛ в следующем стихотворении завораживают, переносят в летний полдень, на сельскую природу:
Колосится колосок,
Солнце целится в висок.
Блики, лики, лица.
Но кукует птица.
Колесило колесо,
Закатилось за лесок.
Крест на колокольне
Небо колет больно.
3. Звукопись усиливает нелинейность поэтического текста, проявляющуюся в большой роли вертикальной связности. Слова связываются не только по горизонтали, линейно – морфологической и синтаксической связью (когезия), но и по вертикали, т.е. создаются смысловые, образные, звуковые переклички слов, объединяющие их в одно целое (когерентность).
Вот маленькое стихотворение Анатолия Мельника, в котором первые шесть строк не связаны двуг с другом синтаксически – это, в основном, назывные предложения, констатирующие, на первый взгляд, отрывочные впечатления лирического героя:
Легкая рябь и зыбь,
Темные спины рыб,
Блики и облака,
Солнцем полна река.
Плавные плавники,
Нега и блажь строки.
Мой невелик улов
Щук, окуней и слов.
Именно повторы Б, БЛ, ПЛ связывают строки между собой, создают впечатление целостности, которое завершается изящным силлепсисом в последних двух строках (т.е. синтаксическим объединением семантически разнородных слов).
4. Звукопись ослабляет неточную рифму, если таковая имеется в строфе. Например:
Глянул – совсем сед,
Рядом сосед, дед,
В душу мою – сад,
Семь поселил бед.
Диссонансная рифма (т.е. основанная на несовпадении гласных при совпадении согласных) СЕД – САД воспринимается здесь гармонично, и именно за счет повторов С, СО, СЕ.
При чтении стихов Анатолия Мельника задействуются все органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание и даже вкус:
Когда жарится с мясом картошка
И окрошка о квасе поет…
Стихи звучат. Слово чувствуется, ощущается физически – на уровне артикуляции:
Помнишь, пыхтел паровоз на вокзале,
Батю под мухой менты повязали…
Благодаря комплексу созвучий и взгляд воспринимает гармонию:
И сумрачный струился свет
Луны, лучом пронзившей штору.
Итак, основные свойства звуковых повторов – параллелизм (повторное употребление), позиционная близость (в смежных частях текста) и единство с порождаемым смыслом.
В поэзии Анатолия Мельника представлены все основные виды звукописи: ассонанс, аллитерация, консонанс, повторы слогов, внутренняя рифма.
1. Ассонанс – повтор гласных в пределах различных структурных единиц стихотворения – слова, строки, строфы, всего стиха. Имеются в виду, прежде всего, ударные гласные, но и безударные способны вносить вклад в комбинации звуковых совпадений. Можно сказать, что рисунок гласных подсвечивает мысленную картину, создаваемую смыслами и образами.
Психолингвистами установлено, что в подсознании носителя определенного языка прототипически закреплены соответствия гласных звуков и цветов: А – темно-красный, И – светло-синий, Е – зеленый, О – желтый, белый, У – темно-синий, бирюзовый, Я – светло-красный, Ё – салатовый, Ы – черный, темно-коричневый. Точнее, речь идет о звуко-буквах – комплексе звучания и написания.
У Анатолия Мельника преобладает звуко-буква О – самая светлая, создающаяся переливами желтого и белого цветов – солнечная. Наверное, не зря он – АнатОлий! Я провела количественный эксперимент. В одном стихотворении, где интуитивно воспринимается преобладание этого звука, я подсчитала употребление гласных:
Здесь гласные употребляются в таком количестве: Ё и Ю – по 1-му разу, У – 5, А (которая, кстати, считается самой употребительной в русском языке) и Ы – по 7 раз, И – 13, Е – 18, а О – 29 раз! Ассонанс О создает в этом стихотворении обилие света, что отражает и его тематику, закрепленную в названии.
2. Аллитерация – повтор согласных в пределах различных структурных единиц стихотворения.
Для стихов Анатолия Мельника характерна ярко выраженная теснота ряда (близость повторяемых звуков – и гласных, и согласных). Чаще всего они повторяются внутри строки и строфы.
Вот примеры аллитераций, в которых прослеживается их роль в создании, прежде всего, звуковых и визуальных поэтических эффектов:
Караимы кроили Крым…
Пей там, пляши, упейся,
Пойло там – песня-плач…
Постояльцы доходного дома
Жвачку жизни жуют неспеша.
Буржуйка любит слог,
Вдруг зажужжит шмелем и замурлычет киской…
3. Консонанс – повтор согласного в конце нескольких слов (классический пример – Лермонтовское «колет, рубит, режет»). Для Анатолия Мельника не характерен чистый консонанс, у него повторяются не согласные, а слоги:
Тараторит старый телик, велик заскучал.
Часы сычат, стучат, рычат,
Ворочаются и ворчат…
Отважных бойцов подковерных,
Со знаком во лбу «Демократ»,
Придворных, покорных, проворных
Воров половчей во сто крат.
Как видим, здесь доминируют слоговые повторы. Именно они предстают в поэзии Анатолия Мельника во всем многообразии.
4. Слоговые повторы – повторы слогов в пределах различных структрурных единиц стихотворения.
Повторы слогов и сочетаний согласных бывают эквифоническими и метафоническими (иначе – прямой и обращенный параллелизм). Эквифонический повтор – эхообразный, параллельный. Слоги повторяются будто по инерции, например:
В прорубь, в прорву, в просто лунку с видом на Луну,
… старух,
Стоящих стойко за идеалы…
Про службу, дружбу, ворожбу
Цыганки молодой,
Знаковая природа эквифонии – иконизм. Иконический принцип обозначения заключается в создании образа, повторяющего внешние признаки объекта. К примеру, иконическими знаками являются картины, планы, графики, диаграммы, многие жесты. Эквифонический повтор в стихах Анатолия изображает явление, приближаясь к его подобию, например:
– изменчивость июльских туч:
Юлили тучи тучные июля.
Туман лакали вдалеке холмы.
– плавные очертания нимба:
Голубь над головою –
Нимба немой предвестник.
Боже, храним тобою,
Каюсь я этой песней.
Метафонический повтор – инвертируемый, перевернутый, зеркальный. Это повтор звуков в разных конфигурациях, предполагающий звуковые инверсии – перестановки в порядке следования повторяющихся элементов (метатезы):
Чтоб я оглох, немел окаменело
И смерти ждал.
Будет и мне забава –
Россыпь беру я слов:
Рожа, дежа, держава,
Тапок, лопата, плов.
Знаковая природа метафонии – символизм. В определенный звук автор вкладывает соответствующий символ, значение. Так, установлено, что звук К отображает твердость позиции, М может иметь усыпляющий эффект, Л – плавный, нежный, мягкий, И – радостный, Д – сумрачный. Но звуковой символизм, – чаще всего, авторский. Автор вкладывает в звуки свои, близкие ему самому значения, которые могут быть индивидуальными, субъективными. Равно как и читательское восприятие текста может отличаться от авторского, вызывая другие ассоциации. Тем не менее, мы говорим о типичном.
Так, Анатолий Мельник вкладывает в инвертированные звуковые ассоциации ТОПИ – ОПЛОТ, усиливающиеся аллитерациями и ассонансами, ироническую антитезу – противопоставление прежней словесной нерушимости страны и нынешней зыбкости ее экономического и политического пространства:
И шпарь пять суток напролёт,
Пока ты вдохновлён,
Про топи северных болот,
И Родины оплот.
По позиции в строке слоговые повторы делятся на скреп, концовку, стык и кольцо (О. Брик). Скреп – звуковое единоначалие двух строк, и концовку – звуковой повтор в конце двух нерифмующихся строк, наблюдаем в следующем поэтическом фрагменте:
Меня свалил заморский грипп.
Еще листву роняла осень,
Когда от кашля я осип,
Ко мне сквозь жар прорвался Осип.
Следующий фрагмент иллюстрирует стык – повтор слогов в конце первой и начале второй строки:
Веранда – навыворот ворот,
Ворота – скрипач-самоучка.
Наконец, кольцо образуется повтором слогов в начале и конце одной строки:
Буквами в лоно лейся,
Рвач ты души иль врач?!
Повторы слогов обладают признаками рифмы, они включаются в понятие «внутрення рифма» в широком смысле слова (ср.: обратная рифма – повтор слога в начале слов: «И слон слонялся где-то слева»). Внутрення рифма в узком смысле выделяется в отдельный тип звукового повтора.
5. Внутренняя рифма – сочетание ассонанса, аллитерации и слоговых повторов внутри строк.
По большому счету, традиционная рифма (звуковой повтор в конечной позиции строк) тоже относится к звукописи. Однако, она стоит особняком как непреложный атрибут поэтического текста (исключая его маргинальные формы – верлибр, белый стих и т.п.), в то время как рассматриваемые виды звукописи являются факультативными. Поэтому в нашем поле зрения – только внутренняя рифма, без которой немыслима поэзия Анатолия Мельника.
Внутренняя рифма обладает теми же свойствами и имеет те же типы, что и слоговой повтор, но отличается от него тем, что повторяются не просто отдельные слоги в словах, а целые слова с отдельными перестановками слогов или букв:
Я свято честь свою блюду,
В слюду небесную врастаю,
Кроток мой нрав – ложь.
Дождь – это корм рек.
Брошу в поток брошь
Времени дань – век.
В.В. Маяковский писал об обычной рифме: «Без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». То же можно сказать и о рифме внутренней. Это мощный инструмент формально-смысловой целостности, цельности, когерентности текста.
В качестве внутренней рифмы у Анатолия Мельника часто выступают паронимы – слова, близкие по звучанию, с частичным совпадением морфемного состава. Поэт связывает их контекстуально, сближая их смыслы с целью создания:
– новых, скрытых смыслов:
Думаю думу и радую Раду +> осмысливаю то, что происходит в стране
Там скрип охрип, и скрипка захирела,
Замерз скрипач.
У главкома – глаукома,
Кома, то есть запятая,
В спячку впала или в кому
Лета удаль налитая.
Анатолий Мельник прибегает и к анаграмме – рекомбинации буквенного или звукового состава слова. Например, перестановка ВРАЧ – ВРАЧЕВАТЕЛЬ – ГРАЧЕВАТЕЛЬ с дополнительной аллитерацией воспроизводит карканье, возникает скрытый смысл: врач превращает ворон в грачей, а значит – не лечит, а залечивает:
Вот и выцвел. Копчу, копчу.
Хроникёр, или просто хрон.
Отведите меня к врачу,
Грачевателю всех ворон.
Слоговые повторы и аллитерации были характерными для поэзии древних германцев – тонических стихов с четырьмя ударениями, где несколько ударных слогов (чаще два) соединены звуковым повтором (см. работы В.М. Жирмунского). С тех времен в германских языках осталось много парных словосочетаний с аллитерацией и внутренней рифмой, характерных для фразеологического фонда именно этих языков, например: нем. auf Schritt und Tritt, mit Rat und Tat, Klatsch und Tratsch, англ. tit for tat, betwixt and between, blind as a bat и др.
Анатолий Мельник не знаком ни с поэзией древних германцев, ни с фразеологическим фондом современных германских языков. Он стремится продолжать лучшие звукосемантические традиции русской поэтической словесности, идущие от А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама и др.
Уверена, что Анатолий сам не подозревал, что он применяет все эти фоностилистические приемы. Он просто писал стихи, вслушиваясь в звуковые соответствия, вглядываясь в возникающий орнамент звуко-букв, извлекая слова из самих же слов. Именно поэтому лучшие его произведения доставляют читателю подлинное эстетическое наслаждение.