Что такое зуммеры и бумеры
Кто такие зумеры и зумерки. Поколение Z в России
Для обозначения молоденьких девушек иногда используют феминитив «зумерка» или «зумерша».
Зумерки в Парке Горького. 2018 год. Фото: РИА Новости / Максим Блинов
О зумерах часто говорят с насмешкой, приписывая им все негативные качества «типичной молодежи» — неопытность, безответственность, неуважение к старшим и так далее. Поэтому слово «зумер» может использоваться как синоним уничижительных понятий «школота», «сопляк», «молокосос».
Зумеры вечно сидят в телефонах, носят купленный родителями мерч и не хотят работать.
В каникулы по Москве бродят толпы зумеров.
Что произошло за 10 лет? Почему зумеры так офигенно выглядят?
Яжмамаша начала материть зумеров, которые катались в скейт-парке.
Зумеры, бумеры и миллениалы – кто они такие
Но американская классификация поколений в бывшем СССР не всегда работает. Поэтому российские социологи порой предлагают использовать другое деление — на «последнее советское поколение», «детей перестройки» и «рожденных при Путине».
Теория поколений не является научной. Но в популярной культуре и юморе образы ворчливого бумера, не желающего взрослеть миллениала и школьника-зумера прижились и воплощают извечный конфликт отцов и детей.
Особенности зумеров
Молодежи в любую эпоху свойственны определенные качества, знают социологи. Это активный поиск места в жизни; открытость новым идеям, высокая адаптивность; идеализм и свобода от предрассудков; критическое отношение к старшему поколению; повышенная социальная мобильность; освоение новых ролей; стремление выделяться из толпы, особая мода и сленг.
Однако у поколения Z есть и другие особенности, присущие только ему:
Зумеры с детства владеют новыми технологиями, чуть ли не в детский сад ходят со смартфонами. Они с трудом представляют, что когда-то не было интернета. Поэтому для них нет жесткого разделения на онлайн и офлайн: интернет и соцсети — такая же настоящая жизнь, как и происходящее за окном.
Они не смотрят телевизор, не читают газет, редко используют физические носители информации, предпочитая облачные сервисы.
Родились в мире глобализации и прозрачных границ, им не так важны национальные различия, не близки идеи национализма и ура-патриотизма. Они вообще спокойнее относятся к разнообразию и чужим отличиям: каждый живет как хочет.
С детства живут в мире постмодернизма, где нет четкого деления на правду и выдумку: отсюда любовь к постиронии и абсурдному юмору.
Непрерывно потребляют новую информацию небольшими порциями, склонны к « клиповому мышлению ».
Поколение Z в России
Отечественные зумеры не застали ни краха СССР, ни лихих 90-х. Им знакомы лишь «сытые 2000-е», а эпохи Ельцина, Горбачева и Брежнева кажутся далеким прошлым.
В результате российские зумеры — «непоротое поколение», воспитанное в относительно свободном духе. У них больше самоуважения, готовности отстаивать свои интересы, меньше страха перед авторитетами — например, перед школьными учителями.
При этом российское общество неоднородно, так что у молодого поколения могут быть очень разные ролевые модели — от рэперов и бьюти-блогеров до политических активистов.
Сленг зумеров
Сленг молодежи все время меняется, ведь одна из главных его задач — отличать продвинутых сверстников от вышедших в тираж «старичков».
Однако некоторые слова достались зумерам от прошлых поколений: например, вписка — из лексикона советских хиппи.
Зумеры в Парке Горького. 2019 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков
Мемы про зумеров
В мемах чаще всего высмеивают противостояние зумеров со старшими либо отдельные черты «изнеженной» молодежи.
Шаблон для мемов: зумер с модной стрижкой
Шаблон: плачущий зумер
Кто такие бумеры, зумеры и миллениалы
Уже два года в сети полно мемов про бумеров, зумеров и миллениалов. А теории про поколения x, y, z, из-за которой всё это появилось вообще уже больше тридцати лет. Самое время разобраться в терминологии.
Немного истории
Всё началось, когда в Штатах встретились юрист Штраус и экономист Хоув. Вместе они решили разобраться, почему у людей разных возрастов, даже если они живут в одной стране, так отличается отношение к жизни, работе и семье. Для этого Штраус и Хоув изучили историю Америки и Британии и обнаружили в ней закономерность. Оказалось, что существует всего четыре поколения, которые постоянно повторяются. Каждому из них учёные отвели примерно по двадцать лет и придумали пафосные названия «пророки, странники, герои и художники».
Современных пророков Штраус и Хоув окрестили беби-бумерами, странников — X, героев — миллениумами или Y, а художников — Z.
Учёные подробно описали всё, что, по их мнению, объединяет людей из одного поколения. Беби-бумеры — это те, кто стремятся работать ради общего блага, а свои желания откладывают на потом. Они родились после Второй мировой, примерно с середины 40-х по 60-е, сейчас эти люди уже бабушки и дедушки.
Их детей и племянников Штраус и Хоув назвали X, в научной литературе иксов ещё зовут 13-м и поколением MTV. Это люди, которые мало видели родителей, пропадавших на работе, поэтому рано стали самостоятельными. Мемов о них пока не появилось, в сети часть иксов относят к бумерам, а часть уже к миллениалам — всё зависит от года рождения и степени занудства.
Миллениалы — следующее поколение, о котором все говорят. Родились они в одном веке, а вот большую часть жизни проведут в другом, отсюда и название. Учёные описали это поколение как людей, которые поздно взрослеют, долго ищут себя и меняют работу, верят, что всё возможно, но хотят получать результат моментально.
Самое молодое поколение — зумеры или Z. Они родились в начале 2000-х и старшие из них только недавно окончили универы и начали работать, а самые младшие ещё не успели пойти в школу. Каких-то особых черт у них пока нет, учёные только начинают предполагать, как зумеры изменят мир. Но по теории Штрауса и Хоува они должны быть похожи на поколение, которое было перед бумерами, то есть людей, которым сейчас за 80. Учёные назвали это поколение молчаливым, а его особенностями считают терпеливость, трудолюбие и серьёзное отношение к здоровью.
Почему появился мем
Фраза «ок, бумер» иногда мелькала в твиттере, но даже признанные знатоки мемов не могут точно назвать момент её первого появления в сети. Зато, когда поднялась волна, знают точно. В тик-ток залили видео, в котором девушка скучающе слушает нотации в адрес своих ровесников и что-то рисует в тетрадке. Потом поднимает её и показывает фразу ok, bumer в окружении сердечек.
mom can you pick me up the old art teacher is going at it again #foryoupage #genz #foryou
В тик-токе сразу появилась куча подобных роликов и даже пара треков. Фраза стала универсальным ответом старшему поколению. По мнению зумеров и миллениалов, бумер — это любой, кто осуждает молодёжь, просто потому что может, и твердит, что раньше точно было лучше. Ответ «ок, бумер» примерно то же, что и «ой, всё» или «что с тебя взять, старик».
А потом в парламенте Новой Зеландии выступала Хлоя Суорбрик. Она рассказывала об экологических проблемах и в речи упомянула, что к 2050-му ей будет 56. Из зала что-то выкрикнули, Хлоя ответила «ок бумер» и спокойно продолжила вещать. Так мем вышел за пределы интернета.
Исследовать фразу стали в The New York Times, The Washington Post и других изданиях. «Ок, бумер» — чуть ли не первый мем, который вызвал столько обсуждений в офлайне. Появилась одежда, кружки и сумки с надписью. Начались споры о том, обидно это или нет, взаимные обвинения. Многие представители старшего поколения посчитали фразу оскорбительной, стали писать статьи и посты о том, что всё это — эйджизм. В ответ, естественно, получали «ок, бумер».
Как теория работает в России
Идея появилась в Штатах, но Штраус и Хоув уверены, что она подходит и для других стран, правда, временные рамки будут немного меняться. В России бумерами также считается первое послевоенное поколение, иксами — те, кто учился в СССР, а работал и растил детей уже в России. Миллениалы родились перед развалом Союза или уже после, а в школу пошли в девяностые. Для зумеров СССР — это что-то очень древнее, на уровне Империи и царя, потому что появились они в двухтысячные.
Обсуждают теорию не только в сети, но и по телику. В одном из выпусков шоу «Вечерний Ургант» Иван вместе с Владимиром Вдовиченковым сели в спортивках на фоне ковра и представили, как бати-зумеры через десять-двадцать лет, будут учить жизни своих детей.
30-летний бумер
Мем о человеке в солнечных очках с залысинами, который обычно пьёт энергетики. По возрасту он может и миллениал, но любит говорить, как хорошо было раньше, тоскует по 90-м, даже если толком их не застал, вспоминает игры на Сеге, Денди и классический Doom. Дома точно хранит старые кассеты с фильмами со Шварценеггером и слушает AC/DC.
Блумер, думер и глумер
А вот эти ребята никак не связаны с теорией Штрауса и Хоува, но тоже стали героями мемов. Все термины появились от английских слов doom — рок, судьба; bloom — цветение, расцвет; gloom — уныние, мрачность.
Думеры — это не про возраст, а про состояние души, хоть обычно и считается, что они родились 90-е или в начале 2000-х. Это люди в депрессии, которые чувствуют себя лишними в этом мире, не следят за внешностью и слушают постпанк по пути с работы или из универа. У них мало друзей и не складываются отношения. На ютубе есть целые подборки с музыкой для думеров, обычно там «Кино», «Молчат дома» и ещё что-нибудь печальное.
Другой популярный персонаж — блумер. Это мотивированный человек, который хочет построить самое светлое будущее, завести семью, любит свою работу, ЗоЖ и вообще всегда на позитиве. Эдакий противовес думеру.
Глумер же где-то посередине. Он тоже ощущает тленность бытия, особо ни с кем не общается в офлайне, зато часто сидит в соцсетях, а на работу ходит, потому что надо. Глумер может весь выходной проваляться дома, а потом жалеть, что не сделал ничего толкового.
Если коротко
Ликбез по каждому поколению, чтобы наверняка понять, кто есть кто. Бумеры отлично помнят мир без интернета, сотовых и компов. Когда соседям лучше было покричать из окна или постучать по батарее, чем написать в Одноклассниках. Это не значит, что с технологиями бумеры не ладят, но даже сейчас они смотрят новости по телику, слушают радио, читают по выходным газеты и где-то дома точно найдут бумажную карту города. Мемный бумер обязательно будет думать с грустью о прошлом и во всём винить молодых.
Миллениалы помнят все этапы появления технологий. Они застали пейджеры, носили в школу пуленепробиваемый Nokia, понимают, что из-за интернета может быть занят домашний телефон, а ещё видели мир без вконтакте и читали «Гарри Поттера» сразу после выхода книг. При этом сейчас они легко разберутся с новым смартфоном и вечерами скролят ленту в соцстях.
Зумеры не видели мира без навигаторов и Макдональдса, не понимают в чём прелесть пасьянса «Косынка» и «Сапёра», зато с детства легко находят всё в планшетах и телефонах. У них рано появились профили в инсте и вконтакте, они уже в начальной школе пробовали заливать свои ролики на ютуб и подрабатывать в сети.
Конечно, это деление максимально условное. Можно родиться в одно время, а психологически чувствовать себя в другом, но общие моменты всё равно останутся.
Многие социологи теорию поколений не одобряют и сравнивают с гороскопами. Всё потому, что её невозможно доказать. Во-первых, все в любом случае разные, хоть внешние обстоятельства и меняют характер, но невозможно разделить всех просто по возрасту, есть же ещё пол, национальность и другие признаки, которые влияют не меньше. Во-вторых, для доказательства пришлось бы провести грандиозное исследование и пообщаться с тысячами людей из разных поколений, а потом через пятнадцать-двадцать лет повторить эксперимент.
Но теория пользуется популярность, а поколение 2000-х уже вырастает, многим исполняется двадцать, так что скоро в мем придётся добавлять кого-то нового.
Бумер, зумер, миллениал – кого и почему так называют
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня то и дело всплывают отсылки к пресловутой теории поколений, благодаря которой в нашей речи появились такие новомодные словечки, как миллениал, бумер, зумер, блумер, включая всевозможные «вариации на тему».
Но кто все эти люди? И какие такие особенности у них имеются, которые отличают их от нас, простых и ничем не примечательных современников самой неоднозначной эпохи?
Зумер и бумер: разница между пионером и аборигеном
Некоторые считают, что эти новоизобретенные слова – такая себе локальная шутка, родившаяся в результате смешения социологии с одним из самых ярких интернет-трендов последних лет – мемами. Но это лишь издержка одного околонаучного подхода к классификации доминирующих поколений, сформированных событиями той или иной эпохи.
А затеяли это все два пытливых американца – историк и писатель-драматург Уильям Штраус и его коллега и соавтор Нил Хау. Не совсем ясно, что именно сподвигло новоиспеченных социологов на такую работу, но они взяли и решили пересмотреть всю историю США сквозь призму поколенческих циклов с 1584 года и вплоть до наших дней.
Хотя в сети можно найти массу значений рассматриваемых нами терминов, оригинальных трактовок, базирующихся на теории поколений, – всего четыре. И для каждого поколенческого архетипа Штраус и Хау придумали собственное яркое название:
Согласно теории Штрауса-Хау, каждые четверть века в каждом социуме формируется новое поколение с собственным мировоззрением, набором ценностей и характерным только для него поведением. Эти молодые люди, объединенные схожими условиями развития и взросления, которые и становятся затем своеобразным «лицом» своего времени.
Принцип цикличности довольно элементарен – как только заканчивалась одна цепочка событий, формирующая у этого поколения схожие черты характера, тут же начиналась следующая, которая точно так же влияла на формирование новой поколенческой группы.
При этом каждый последующий этап (цикл) отличается от предыдущего значимостью личного и общественного. По сути это выглядит так: государственные и социальные институты периодически ослабевают и теряют доверие, в то время как личность обретает больше духовной автономии.
В итоге это оборачивается кризисом институциональных структур, сменой культурных направлений и ростом общественного самосознания. Но потом наступает время следующего этапа цикла – построения новых институтов с очередным подавлением личных свобод, и все повторяется.
Поколение зумеров: Z – люди будущего
Ожидание социального прорыва увязывается, как правило, с людьми поколения Z. И в этом есть своя логика. Если бумеры придерживались традиционных ценностей и являлись воплощением «американской мечты», то «сэндвичи» уже переставали верить в Бога, легко шли на добрачные половые связи, не желая следовать догматам общества.
Миллениалы в свою очередь демонстрировали протест более открыто, а зумеры моментально адаптировались и начали жить в изменившейся реальности (цифровая эпоха), когда все вышеперечисленное уже стало данностью.
И эта цифровая реальность заставила выпасть из повестки вопросы воспитания, оставив в ней только проблемы отношения к технологиям. Так, в частности:
Различия между этими поколениями легко проследить на примере обычной покупки в магазине, когда бабушка достает текстильный кошелек, мать рассчитывается банковской картой, а дочь просто открывает приложение в смартфоне. Вот вам и вся разница между «аборигенами» и «пионерами»…
Зумер – это мем, рожденный эпохой
Концепция поколений давно переросла исходную теорию и вошла в повседневную речь, пусть и в несколько ином значении. Для современников бумер – любой консерватор, часто – старше сорока, который слабо разбирается в технологиях и модных веяниях (причем и не желает этого делать) и вообще придерживается устаревших взглядов.
В то же время зумером называют любого человека прогрессивных взглядов, который все время в поиске и открыт для нового.
Параллельно в разговорной речи существуют еще четыре ироничных «вариации на тему»:
Понятно, что эти названия – своеобразный сленг, пародирующий термины из оригинальной теории. Упоминание кумеров с глумерами встречается не очень часто, а вот две последние категории обычно соотносят с миллениалами, хотя строгой привязки и нет, поскольку речь идет не столько о возрасте, сколько об особенностях характера.
Что касается мема, изображающего представителя самого молодого поколения, то просто посмотрите на самый расхожий вариант:
Вместо заключения
Несмотря на шквал критики (в основном из академических кругов), нельзя отрицать практическую пользу теории Штрауса-Хау. Она помогает социологам предсказывать примерное поведение людей на протяжении нескольких поколенческих циклов.
Но если потребуется найти правильную маркетинговую стратегию или психологически грамотный подход для общения с молодежью, нужно изучить эту концепцию более детально. На бытовом же уровне подобные «обзывалки» – просто безобидная шутка, которая не стоит особого внимания.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Разные поколения отличаются друг от друга, поскольку здесь важную роль играет та среда в которой эти поколения воспитывались.
Одно дело послевоенные годы, когда жизнь никого особо не баловала, тогда люди спасение искали в семье, детях.
Конечно, определенное разделение на поколения имеет место быть. Но все это очень условно, и зависит от страны и этноса. Да, для США и стран Европы, это справедливое деление.
Но для более консервативных и тоталитарных обществ, такого не прослеживается. В развитых странах прогресс идет очень быстро, и само собой, каждое новое поколение, получает большое преимущество над предыдущим.
Рациональное зерно в этом есть, но люди слишком разные, и часто принадлежность к технологичному классу определяется банальным уровнем дохода.
Теория поколений: кто такие бумеры, иксеры, миллениалы и зумеры
Теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау гласит, что различные возрастные группы в США отличаются убеждениями, ценностями и поведением из-за того, что росли в различных исторических условиях.
На основе этой теории современных людей делят на четыре группы: бэби-бумеры — поколение X — поколение Y — поколение Z.
В чем суть теории поколений
Впервые эту идею Штраус и Хау озвучили в книге «Поколения» в 1991 году и развили в работах «Тринадцатое поколение», «Четвертое превращение» и «Восхождение миллениалов». Штраус и Хау начали со сравнения так называемого «великого поколения» 1930–1940-х и поколения их детей — послевоенных «бэби-бумеров». Различия между этими группами американцев они объяснили разным жизненным опытом, например, влиянием Великой депрессии и Второй мировой войны.
Затем они описали поколение X, следующее за бумерами, и поколение Y — молодежь рубежа XX–XXI веков. Сегодня к ним добавилось еще и поколение Z — дети 2000-х годов.
Теория поколений не считается подлинно научной, но ее любят маркетологи, агенты по персоналу и интернет-шутники. К концу 2010-х бумер, зумер и миллениал стали постоянными героями мемов.
Обувные отличия бумеров, миллениалов и зумеров
Поколения X, Y, Z и A: отличия бумеров, иксеров, миллениалов и зумеров
Иксеры (поколение X) — рожденные в 1965–1980 годах. Считаются индивидуалистами и прагматиками. На их плечи легла забота и о детях, и о пожилых родителях. Их называют «потерянным поколением»: про иксеров даже мемов не делают. А если делают, то путают с бумерами.
Миллениалы (поколение Y) — рожденные в 1980–1996 годах, быстро освоили интернет, смартфоны и соцсети. Позже вступают в брак и заводят детей. По версии Штрауса и Хау, миллениалы активны и исполнены оптимизма, в отличие от своих родителей. В книге «Восхождение миллениалов» авторы предрекали им судьбу нового «великого поколения».
Зумеры (поколение Z) — это юноши и девушки, рожденные после 1997 года. С детства окружены компьютерами, гаджетами и не представляют себе жизнь без интернета. В них внутренняя свобода и индивидуализм достигают высшей точки.
Особый путь. Теория поколений в России
История СССР и России в XX веке была полна драматических событий: коллективизация и репрессии, Великая Отечественная война, перестройка и распад СССР. В связи с этим на постсоветском пространстве свои водоразделы и свои поколения, полагает ряд социологов:
Бэби-бумеры в СССР — это «последнее советское поколение», как называл их российско-американский ученый Алексей Юрчак. Эти люди, по версии Юрчака, не ждали распада СССР, но оказались к нему на удивление хорошо подготовлены и выдержали выпавшие на их долю испытания.
Поколение X — это «поколение «Пепси»», чья молодость пришлась на эпоху перестройки, краха СССР и советской власти.
Поколение Y — «дети 90-х», выросшие уже в новой России.
Поколение Z — «путинское поколение», которое росло в 2000-е и 2010-е годы.
Это лишь одна из возможных классификаций. Общепринятого деления на поколения в странах бывшего СССР нет.
В России о теории поколений говорят чаще не ученые, а рекламщики, маркетологи, специалисты в области персонала и прочие люди, далекие от науки. В связи с этим концепция еще более упрощается и часто сводится к идеям вроде «все зумеры любят тикток, а миллениалы — фейсбук».
Что не так с теорией поколений
Авторы теории поколений не являются учеными: Уильям Штраус — писатель, Нил Хау — популяризатор науки. Их самих уважают за умение широко смотреть на вещи, а концепцию хвалят за смелость и во многих отзывах называют «провокационной» в хорошем смысле.
При этом критики указывают, что эту теорию никак нельзя считать строго научной, потому что:
Она не основана на твердых эмпирических данных, наблюдениях и статистике.
Эта теория не может быть подтверждена или опровергнута. Авторы не делают никаких проверяемых предсказаний.
Нет общепринятых границ между поколениями.
При разделении на поколения не учитываются классовые и национальные различия, пол, психологические особенности и темперамент людей.
С точки зрения критиков, Хау и Штраус лишь культивируют стереотипы и эксплуатируют успех своей примитивной модели.
Шутки про бумеров и зумеров
Конфликт и различия поколений — идеальная почва для шуток. Старшие называют младших изнеженными и неприспособленными к «настоящей» жизни. Младшие высмеивают старших, считая их отставшими от жизни тугодумами, зацикленными на совершенно не важных вещах.
А иногда дедушки и бабушки объединяются с внуками против мам и пап, атакуя их уже с двух сторон.
Когда в интернете шутят про «бумеров и зумеров», нередко смешивают разные поколения. Например, 35-летнего миллениала могут дразнить старичком-бумером, а 25-летнего — обзывать зумером.
Думеры и блумеры – это не поколения
Эти два похожих слова не стоит смешивать с теорией поколений.
Думер — это унылый и безрадостный молодой человек. Это слово не стало особо популярным, хотя мемы с думером в черной шапочке нередко встречаются в интернете, а на YouTube можно найти подборки грустной «думерской музыки».
Блумер — веселый и жизнерадостный человек, противоположность думеру. Встречается в мемах намного реже, слово в русском языке, по-видимому, не прижилось.
Шаблоны мемов с думером и блумером. Автор неизвестен