Что такое зтм в сценарии
Несколько советов по оформлению сценариев
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Все современные сценарии пишутся в американском формате – специально разработанном формате, где одна страница текста в итоге будет примерно равна минуте времени на экране.
Еще недавно, для написания в «американке» сценаристам нужно было знать все размеры шрифтов, отступы, межстрочные пробелы и длину строк наизусть.
Сегодня основную работу по форматированию за сценариста выполняют специализированные программы. Программ таких много и отличаются они только дополнительным функционалом, а по сути одинаковые. Final draft, Fade In, Scrivener, WriterDuet, Celtx, КИТ Сценарист – это только самые распространенные.
Но как бы много функций не брали на себя эти программы, есть некоторые правила оформления, за выполнением которых сценаристу нужно следить самому.
Вот некоторые из них.
Выход и уход в затемнение
По правилам оформления любой сценарий должен начинаться с пометки «ИЗ ЗТМ:» в правой части страницы.
Пример:
ИНТ. МОДНЫЙ БУТИК — ДЕНЬ
Молодая красивая продавщица скучает за кассой. В магазин входит высокий молодой человек».
Такая пометка означает, что до этого был темный экран, но в этом моменте мы входим в сцену.
Точно также по аналогии в конце сценария в обязательно порядке нужно ставить пометку «ЗТМ.» — уход в затемнение. Тем самым ознаменовывая конец фильма. А точнее конец видеодорожки фильма, потому что, если это нужно с художественной точки зрения то звук может идти, игнорируя эти пометки.
Например, если фильм начинается, скажем, в вагоне метро. Можно сначала написать, что именно мы слышим на черном фоне: грохот колес по рельсам, разговоры пассажиров, эхо от поезда в туннеле, а только потом выйти из затемнения и показать картинку. Точно также и в конце сценария после затемнения можно, например, продолжить финальный диалог героев или сделать пометку о том, какой саундтрек должен будет зазвучать в этом месте.
Начинающие сценаристы обычно таких нюансов не знают и если используют это обозначение только в те сюжетные моменты, когда по задумке надо показать темный экран. Например, если герой упал в обморок. Если вообще используют.
В Голливуде считается хорошим тоном отбивать пометками «ЗТМ.» и «ИЗ ЗТМ:» начало и конец каждого акта в телесериале. Чтобы все участвующие в процессе сразу понимали, в каких момента будет рекламная пауза. Для них эти пометки – важная часть сценария. Именно поэтому одна из самых популярных программ для сценаристов называется «Fade in» — что можно перевести как «из затемнения».
В России пока не многие сценаристы придают значение таким мелочам.
Длина блоков с описанием действия
Очень часто начав описывать действие, начинающие сценаристы оформляют его одним большим абзацем. Кроме того, если итоговый сценарий выходит по размеру за отведенные рамки, то вместо того чтобы на самом деле сокращать текст, авторы опять же убирают переносы в описании действия.
Но на самом деле так делать нельзя. Абзац описания действий не должен быть длиннее трех-четырех строчек.
Все дело в том, что действие на экране в большинстве случаев занимает куда больше времени, чем на странице сценария. И фраза «подходит к столу и наливает себе кофе», которая на листе может просто затеряться, при съемке может растянуться секунд на двадцать. Но в сочетании с диалогами, у которых ситуация диаметрально противоположная в среднем страница действительно приравнивается к минуте экранного времени.
Но если начать описывать действия большими абзацами, вся эта хрупкая структура мгновенно посыплется. И предсказать сходу даже примерный размер фильма будет невозможно.
Так, что если у вас в сценарии есть, например, какое-то длинное описание экшена, то лучше всего действовать следующим образом. Нажимайте на enter каждый раз, когда по вашему мнению во время съемки нужно будет переставить камеру.
Вот как это примерно выглядит.
Неправильно:
Правильно:
«Цифры на таймере сменяются одна за другой.
Влад хватает стул и бросает его в окно, разбивая стекло и сразу, не раздумывая, ныряет в него.
Он плашмя падает со второго этажа на асфальт и на секунду теряет сознание.
Из подворотни уже выбегают подставные полицейские, на ходу доставая пистолеты.
Такой подход хорош еще тем, что читать сценарий с частой разбивкой гораздо легче, а значит больше шансов что отборщик, редактор или продюсер доберутся до конца вашего скрипта.
Диалоги в ситкоме
Длина строчки диалога в ситкоме длиннее, чем в других жанрах. Причина та же – в сценария ситуационных комедийных шоу очень мало описания действия и очень много разговоров. А как мы уже писали выше: диалоги проговариваемые диалоги занимают меньше места, чем написанные. Именно поэтому, опять же чтобы выдержать соотношение 1 страница – 1 минута экранного времени, в ситкомах увеличили длину строки диалога.
По умолчанию длина диалога – восемь сантиметров, а в ситкоме –десять.
Так, что если вы пишите классический ситком, в котором персонажи много разговаривают то поправьте настройки вашей программы.
Обычное форматирование:
А может мне ее еще в дом пригласить? Будем жить втроем. Я, ты и эта швабра!
Давай, но только на неделю. Потом пусть ищет себе собственное жилье.
Ирка! Да, все уладил, приезжай. Ларка не против».
Форматирование в ситкоме:
А может мне ее еще в дом пригласить? Будем жить втроем. Я, ты и эта швабра!
Давай, но только на неделю. Потом пусть ищет себе собственное жилье.
Ирка! Да, все уладил, приезжай. Ларка не против».
В российских ситкомах часто в оформлении используется слово «оценка». Его пишут для того, чтобы показать реакцию персонажа на что-либо.
Например: «Александр стряхивает паука и с визгом убегает из комнаты. Маша – оценка».
Появилось такое обозначение чисто по техническим причинам. Сценарии сериалов часто пишутся в цейтноте, и прописывать по десять разных реакций персонажей за одну серию достаточно утомительно.
Но даже среди самих сценаристов отношение к «оценке» неоднозначное. Одни считают это приемлемым, а другие – не доработкой сценариста. В конце концов, это задача автора указать, какая именно реакция будет на то или иное событие в сценарии. И нельзя сразу скидывать это на откуп режиссеру и актерам. Другое дело, если автор предложил, а режиссер и актер не согласились. Это их право. Но главное что сценарист свою работу выполнил до конца.
Настоящее время
Правила оформления современного сценария пришли к нам из Голливуда практически без изменений. И одно из них гласит: сценарий всегда пишется в настоящем времени.
Корни этого правила лежат в основах английской грамматики. В ней много времен и большая часть из них требует сложных дополнительных конструкций: артиклей, предлогов, местоимений, дополнительных глаголов.
Из-за этого, одинаковое, по сути, предложение, записанное в разных временах может значительно отличаться по длине. Что опять же может разрушить хрупкую систему 1 страница – 1 минута. Именно поэтому в Голливуде все пишут только в настоящем времени.
Ну и мы взяли эту систему без изменений. Хотя в нашей культуре обычно истории рассказываются в прошедшем времени. А с точки зрения длины предложения в русском языке разницы нет.
И хотя, например, опубликованные отрывки сценария сериала «Метод», показывают, что это шоу писалось в прошедшем времени, общепринятым стандартом все равно являются истории в настоящем времени.
Ремарки не для действия
Еще одно правило оформления, которое постоянно нарушают начинающие сценаристы. Ремарки, которые пишутся в скобочках между именем персонажа и его прямой речью предназначены для комментариев по произношению этой речи, а не для описания действий.
И опять же, все дело в хрупком равновесии американского формата. Ремарки к диалогам не занимают время на экране. И потому специально оформляются таким образом чтобы занимать как можно меньше места на листе.
Ну а насчет описания действия мы уже писали выше.
Неправильно:
Ну и зачем ты меня искал?
Билли умер. Остановка сердца».
Правильно:
Ну и зачем ты меня искал?
Билли умер. Остановка сердца».
Шапка сцены
Начало каждой сцены оформляется определенным образом.
Вначале идет описание места и времени, которое идет, начинается с пометки ИНТ. или НАТ. – интерьерная съемка или натурная. Если в ходе сцены персонажи перемещаются, и перемещаются по натуре и заходят в интерьер, то в шапке это нужно так и указать: ИНТ/НАТ.
Исключения составляют фильмы, снимаемые на фоне хромакея. Например, в диалоги третьих Мстителей этих пометок нет в принципе, потому что практически весь фильм снимался на зеленом фоне.
С другой стороны, если у вас не полностью нарисованный на компьютере блокбастер, то лучше делайте эти пометки в зависимости от того, что именно будет на экране. Если графикой будет отрисован задник-интерьер, пишите ИНТ. Если это будет улица – НАТ.
Дальше идет указание места действия, например «ОТДЕЛ ПОЛИЦИИ» и время.
По поводу последнего, вам нужно помнить, что указание времени в первую очередь необходимо для понимания атмосферы сцены. Режиссер должен понимать, какой там будет свет. Так что не обязательно писать конкретно «ЧАС ДНЯ» или «БЕЗ ПЯТНАДЦАТИ ОДИННАДЦАТЬ». Достаточно общих указаний «УТРО», «ДЕНЬ», «ВЕЧЕР», «НОЧЬ».
Также, если эта сцена является продолжением предыдущей уместны такие пометки как «ПРОДОЛЖЕНИЕ» или «ПОЗЖЕ».
В режиссерских сценариях здесь же обычно указывается время года, если это важно. Но сценаристы чаще вставляют это в раздел действия, вместе с остальными описаниями сцены.
Еще один момент, о котором часто забывают начинающие сценаристы: под шапкой сцены должен быть список участников сцены. Ведь сценарий – это в первую очередь технический документ.
Представьте, что режиссер говорит съемочной группе: «Завтра мы снимаем сцену шашлыков на пруду». Если в сценарии есть список участников сцены, то все причастные сразу видят, кто потребуется завтра на площадке. А если этого списка нет, то актерам каждый раз придется перечитывать сценарий в поисках своих реплик.
Пример шапки сцены:
«ИНТ. АПАРТАМЕНТЫ МОСКВА-СИТИ — ВЕЧЕР
МИХАИЛ СЕМЕНЫЧ, КИРИЛЛ, СЕКРЕТАРША И АССИСТЕНТ»
Разумеется ни один профессиональный продюсер не откажется от вашего сценария из-за того что он как-то не так отформатирован. И все же мы рекомендуем изучить все нюансы оформления, особенно если вы только начинаете свой путь в сценаристке. Ведь внимание к таким мелочам покажет, насколько серьезно вы относитесь к этой работе. И хороший продюсер эти усилия обязательно заметит.
Как написать хороший сценарий
Краткое пособие для начинающих сценаристов
Если вы придумали историю, то написать сценарий не сложно. Но, чтобы перенести сценарий на бумагу, надо переписать произведение умеючи.
Структура сюжета всегда трехчастная: начало, середина, конец.
Первая часть (завязка) — начало истории (10-35 страниц); Вторая часть — развитие истории (40-60 страниц); Третья часть — кульминация и развязка (25-35 страниц) Каждая часть имеет различную нагрузку и меняется в результате поворотного события.
Чтобы история начала двигаться, первая часть сценария должна дать всю необходимую информацию. Завязка идет по принципу изобразительного знакомства. Диалоги в начале фильма плохо воспринимаются. Глаза воспринимают информацию лучше, чем слух.
Сначала зритель знакомится с общей картиной и местом действия, а затем подается основная информация. Самые популярные фильмы имеют в начале зрительный ряд с музыкой за кадром. Но это правило не является незыблемым. Однако, именно начальные кадры задают темп всему фильму.
ДЕЙСТВИЕ, ДИАЛОГ, СИТУАЦИЯ — три типа катализаторов.
Катализатор — это толчок, который дает сюжету резкое развитие и знакомит с основными персонажами. Ищите катализаторы и вводите их в сюжет.
Наиболее мощный катализатор — Действие. Убийство вызывает необходимость расследования. Телеграмма вызывает необходимость поездки. Нападение вызывает необходимость защиты.
Другой катализатор — Диалог. В диалоге подается информация, которая требует принятия определенных решений. Сообщение о болезни, повышении, увольнении и т.д.
Иногда катализатором становится какая-то определенная Ситуация. Например, появление вакантной должности или открытие новых возможностей.
Как написать хороший сценарий
Проблема либо Тайна — центральный элемент каждой истории.
Проблему нужно решить. Тайну нужно раскрыть. Все ответы на свои вопросы зритель получит в конце фильма. Но вся центральная часть фильма держится на поисках решения проблемы или на поисках открытия тайны.
В первой части сценария необходимо расставить акценты. Акценты рождают сцены.
Поворотные События
Сюжетная линия не должна быть прямой, она должна идти зигзагами. Если от начала и до конца, события развиваются по прямой линии, без неожиданных ходов, то зрителю становится неинтересно. Поворотное событие — это ход (в каждой части фильма), которое основательно меняет сюжет, дает новое направление.
Внушительный финал
Значительное впечатление финал производит, когда кульминация непосредственно предшествует развязке — на пятой или десятой странице от конца сценария. Кульминация случилась — это значит, что история себя исчерпала и добавить больше нечего.
Структура сценария
Говорят о хорошо структурированном сценарии, когда ни одна часть фильма не затянута. Сюжет должен быть ясным, но постоянно держать зрителя в напряжении.
Нет фильма с одной сюжетной линией — их всегда несколько (есть основная сюжетная линия). Цепь событий — это фабула. А подтекст действий — это сюжет. О чем фильм — это сюжет. Смысл того или иного действия — что и как автор изображает через конкретное действие — это сюжет.
Проблемы, которые могут возникнуть при разработке сюжета
1. Если сюжет раздроблен, трудно определиться с основной сюжетной линией.
2. Интересный сюжет, но без фабульной поддержки выглядит неестественно, надуманно.
3. Вы не можете разобраться, где фабула сценария, а где сюжет. То, что двигает историю — фабула. Тема фильма — это сюжет.
4. Самое сложное — определить структуру сюжета: как структурировать части и где находятся поворотные события. После фабульной кульминации должна произойти сюжетная развязка.
5. Если сюжетных линий больше 3-4-х, возможно их необходимо сократить.
6. Сюжет должен гармонировать с фабульной историей.
7. Вторая часть самая сложная: в ней могут возникнуть сцены, которые уводят от основного содержания. История не должна буксовать.
Сцены — чему они служат?
Одни сцены двигают фабулу, другие — сюжет, третьи раскрывают характеры действующих лиц. Переходы от сцены к сцене — это точный событийный ряд истории. Логика сценарного перехода должна быть понятна зрителю.
ПРЕПЯТСТВИЕ, УСЛОЖНЕНИЕ и ПЕРЕВЕРТЫШ
ПРЕПЯТСТВИЕ — останавливает действие, чтобы заставить героя совершить поступок и продолжить действие.
УСЛОЖНЕНИЕ — не дает быстрого результата, что заставляет зрителя ждать результата и быть в напряжении.
ПЕРЕВЕРТЫШ — кардинально меняет ход событий, меняет местами положительного и отрицательного героя.
Коммерческий успех сценария
Есть три составляющих успеха. Если хоть одна из них будет отсутствовать, сценарий ожидает провал.
1. Общечеловеческие ценности
2. Оригинальность
3. Сценарная структура
Массовый успех зависит от универсальности идеи. Если зритель идентифицирует себя с тем, что происходит на экране, он сопереживает героям.
Примеры универсальных идей: успех неудачника, месть, торжество чувств.
Есть фильмы, которые описывают жизненные ситуации и то, как в этих ситуациях поступают обычные люди. Как бывает.
А есть фильмы, которые воплощают иллюзии и показывают нам наш идеал. Как может быть.
Психология, эмоции, ставка на человеческие желания
1. Переживание — одна из главных человеческих потребностей.
2. Безопасность — тоже одно из самых главных желаний человека.
3. Дружба, любовь, общение.
Благополучие, потребность знаний, духовное единение, осознание себя… Что волнует сейчас людей, то и нужно связывать на экране.
Опыт каждого из нас индивидуален и универсален одновременно. Сможем ли мы передать зрителю эту индивидуальность и универсальность?
Самые лучшие сценарии удивительно просты. Их можно пересказать в двух словах. Сценарии оживают благодаря населяющим их героям. Характеры совершают поступки и влияют на ход истории.
Каждый поступок героя должен быть логичным и понятным зрителю. Отсутствие мотивировки раздражает зрителя. Мотивировка движет героя к определенной цели. Одна из распространенных ошибок сценариста — давать неясное объяснение поступкам героя.
Если у них описательный, а не драматический характер — выбрасывайте. Скучные диалоги, компонуйте в один интересный. Не давайте герою быть пассивным. Сквозные действия героя формулируйте в нескольких словах.
Конфликт — основа драмы, комедии, трагедии. У вас есть интересные характеры, сцены, но нет конфликта — значит у вас нет сценария.
Характер героя раскрывается через его размышления, поступки и эмоциональный отклик. На протяжении фильма герой должен меняться и меняться в лучшую сторону.
Хотя бывает, что сюжет фильма предусматривает изменение героя в худшую сторону. Но, чтобы герой изменился, ему в этом должны помочь обстоятельства.
Характеры персонажей должны быть объемными и запоминающимися. Зритель должен легко их отличать друг от друга. Разберитесь с персонажами, сделайте из яркими и разными. Дайте каждому свою философию и свой взгляд на вещи.
I. Формат сценария и его значение в сценарном деле.
I. Формат сценария и его значение в сценарном деле.
Почему надо соблюдать американский формат?
1) «По одежке встречают, по уму провожают».«Одежка» – это ваш формат сценария. Конечно, можно написать и скучнейший сценарий в отличном формате. Но это – не наш случайJ. Формат − это первое, на что обращают внимание опытные редакторы. Если с первого взгляда на страницу сценария видно, что человек не имеет понятия о правильном формате, то это дает редактору все основания не считать этого автора осведомленным и о других правилах сценарного дела. Тогда зачем терять время на чтение его произведения?
2) «Форма содержательна, содержание формально» – закон диалектики. В некачественной форме и содержание будет, скорее всего, недостаточно качественным.
3)В сценарии, написанным в правильном американском формате, одна страница сценария будет равна одной минуте фильма на экране.
Вообще киносценарий − это очень специфический вид творчества. Он стоит ровно на границе двух миров − литературы и кинематографии. Искусства и производства.
И именно американский формат лучше всего отвечает требованиям кинопроизводства.
А теперь давайте посмотрим, как выглядит американский формат.
1. инт. английский паб – день
За стойкой паба работает бармен – парень в кухонном переднике. Волосы взъерошены, воротник рубашки торчит по-разгильдяйски. Это ЭЛИОТ (25). Он уныло моет в раковине пивные кружки.
Подходит сердитая ХОЗЯЙКА паба (35), она сгружает в раковину гору кружек с подноса. Элиот тяжко вздыхает.
И нечего так вздыхать! Это входит в твои обязанности! Элиот, в зале всего пятеро клиентов, а грязной посуды у тебя как будто их сотня!
В полупустом пабе действительно сидят всего пятеро мужчин – пожилые ЗАВСЕГДАТАИ, напоминающие чахлые растения, навеки приросшие к своим местам за столиками.
Элиот принимается мыть очередную партию грязных кружек.
Входная дверь ХЛОПАЕТ, входит жизнерадостный БОБ (25). Он одет в том же стиле, что и Элиот. Явно такой же раздолбай. Он радостно машет Элиоту рукой.
Элиот машет в ответ. Хозяйка снова набрасывается на него.
Где журнал? Ты пересчитывал сегодня с утра бар? Давай сюда журнал! Если увижу, что опять не пересчитал, я не знаю, что я с тобой сделаю!
И налей Барни пива, в конце концов! Сколько он будет сидеть над пустой кружкой!
За ближним к стойке столиком, опершись руками и подбородком на пустую пивную кружку, дремлет пожилой завсегдатай паба (видимо, он и есть БАРНИ).
Боб подходит к стойке, и радость на его лице слегка меркнет от ругани, которой Хозяйка паба поливает его приятеля. Боб оценивает ситуацию, хмурится.
Элиот закрывает воду, вытирает руки, достает журнал. Сует его Хозяйке.
Она открывает журнал и начинает проверять цифры.
Элиот тянется через стойку пожать руку Бобу.
II. Фундаментальные правила международного стандарта. «Диагональный сценарий».
ПРАВИЛО № 1: Фильм – это аудиовизуальное произведение. Сценарий должен содержать только ту информацию, которую можно снять на пленку и показать на экране (или озвучить с экрана). Только аудио или визуальную информацию. Нельзя писать, «он чувствует, что…», «он вспоминает, что…» и другие подобные ментальные процессы.
ПРАВИЛО № 2: Сценарий пишется только в настоящем времени.
ПРАВИЛО № 3: Никаких технических терминов.В сценарии не должно быть технических киношных терминов. «Крупный план», «восьмерка» и т.п. Почему нельзя указывать в сценарии все эти технические подробности?
1) Как бы вам не казалось, что это вполне удобно и логично. Это тонкий психологический момент. Обилие таких терминов в сценарии может разозлить режиссера, потому что, как говорил Мюллер «Мне лучше знать, с чего начинать, Штирлиц!» Режиссер может проникнуться подсознательной или вполне осознаваемой неприязнью и к тексту, и к вам, поскольку подумает, что вы пытаетесь влезть на его территорию (и в данном случае, это так и есть).
2) Даже если не брать во внимание психологические нюансы режиссера, − обилие технических терминов замусоривает текст. Делает его трудно читаемым. А это может стать критичным фактором. Продюсер или редактор может отложить его в сторону, «на потом», только потому что он устал и ему тяжеловато его читать, и он возьмет сценарий вашего конкурента, написанный более легко и прозрачно. И в таком случае, дело до вашего сценария может уже никогда не дойти. А ведь наша с вами задача №1 – чтобы сценарий не только НАЧАЛИ читать, но и прочли до конца. На этом этапе вы должны использовать все имеющиеся у вас средства, чтобы заставить человека прочесть ваш сценарий до конца!
3) Иногда бывают случаи, когда использование технического термина необходимо. Это происходит, когда он используется в целях создания ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО эффекта. В таких случаях его использование разрешается, но есть ограничение – это можно делать не более трех раз за весь сценарий.
ПРАВИЛО № 4: Не пишите дату. Когда продюсер или редактор берет для ознакомления сценарий, на титульном листе которого значится дата 2004 год, а на дворе 2014-й, то скорее всего, у них сразу возникнут некие мысли на этот счет. Например, такие: а почему никто до сих пор не захотел купить этот сценарий? Может, он просто плохой? А если он хороший, и его просто никому пока не предлагали, то не состарилась ли его идея, да и вообще весь сценарий − не состарился ли?
То же самое относится к порядковому номеру версии. Когда читающий видит огромный номер порядковой версии, то он подумает, что либо сценарист слабоват, либо идея сценария не так уж сильна.
Номера версий и даты нужны только на стадии развития сценария, когда вы еще в процессе переписывания, и вы знаете, что у вас впереди еще несколько версий до окончательного вида сценария. Вы обмениваетесь текстом «со своими» − с соавтором, со своим продюсером, с консультантом, со скрипт-доктором. В общем со всеми теми людьми, которые вместе с вами принимают некоторое участие в создании этого сценария.
То есть, номера версий и даты должны красоваться на титульном листе сценария ровно до того момента, когда вы решите, что пора подать его на прочтение потенциальному покупателю. Тогда титульный лист должен быть чистеньким, как будто сценарий написали вчера. Легко, талантливо и непринужденно.
ПРАВИЛО № 5: Ничего лишнего. Избегайте финтифлюшек, таких как:
ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя Тарантино в «Криминальном чтиве» позволил себе начать сценарий с хронологии, но тогда уже обладал именем, уже снял «Бешеных псов» и «Настоящую любовь», когда у вас в багаже будет парочка таких фильмов, вы тоже будете иметь возможность на чудачества, а для новичков это неприемлемо.
− украшение страниц (в том числе разными шрифтами, жирным выделением и т.п.),
− цветной титульный лист (это может казаться забавным, но эти правила писались, так сказать, на живых примерах, так что все это бывало и бывает))
Всего этого следует избегать. Если вы, конечно, изначально не задались целью выдать себя за дилетанта…
III. О ФОРМАТЕ ПОДРОБНЕЕ
Общий формат страницы
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ, длина строки − 60 знаков.
ДИАЛОГ, длина строки − 30 знаков. Начинается через 10 пробелов от левого края описания действия.
Имя персонажа в диалоге начинается через 20 пробелов от левого края описания действия.
РЕМАРКИ, длина строки − 15 знаков, и начинаются через 16 пробелов от левого края описания действия.
ДЛИНА СТРАНИЦЫ – 58 строк.
ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя золотой классический голливудский формат требует 60 строк. Но со временем эта цифра у них уменьшалась. Теперь это уже 57-59 строк. Но русские сценаристские софты предлагают 54 строки. Для коротышки длиной в пять минут эта разница неощутима. Но если в вашем сценарии 100 страниц, то разница, в конечном результате, вырастает до десяти минут!
А это уже серьезная проблема. Поэтому мы в нашей киношколе этими софтами и не пользуемся. А делаем всё по современным мировым стандартам в старом добром ворде:)
ПРИМЕЧАНИЕ: При этом сам Дэвид Тротье (автор книги «Библия сценариста») учит нас мухлевать на формате страницы. Он пишет, что вполне можно менять правое поле в пределах 0,5 – 1,5 дюйма (1, 25 – 3,8 см) – в зависимости от того, нужно ли вам уменьшить или увеличить общее количество страниц.
И помните еще одну простую вещь:
ПРАВЫЙ КРАЙ СЦЕНАРИЯ НЕ ВЫРАВНИВАЕТСЯ НИКОГДА!
А теперь подробнее по пунктам сценарного формата.
Заголовок сцены
ТИТРЫ
Титр – это крупная надпись в середине кадра в кинофильме. Чаще всего на пустом кадре, но в последнее время стали накладывать и прямо на кадры фильма.
СУБТИТРЫ
Субтитр − это текст, написанный шрифтом среднего размера и расположенный в нижней части экрана при просмотре видео. Субтитры содержат дополнительную информацию о происходящем на экране – «когда?», «где? И т.п.
I. Формат сценария и его значение в сценарном деле.
Почему надо соблюдать американский формат?
1) «По одежке встречают, по уму провожают».«Одежка» – это ваш формат сценария. Конечно, можно написать и скучнейший сценарий в отличном формате. Но это – не наш случайJ. Формат − это первое, на что обращают внимание опытные редакторы. Если с первого взгляда на страницу сценария видно, что человек не имеет понятия о правильном формате, то это дает редактору все основания не считать этого автора осведомленным и о других правилах сценарного дела. Тогда зачем терять время на чтение его произведения?
2) «Форма содержательна, содержание формально» – закон диалектики. В некачественной форме и содержание будет, скорее всего, недостаточно качественным.
3)В сценарии, написанным в правильном американском формате, одна страница сценария будет равна одной минуте фильма на экране.
Вообще киносценарий − это очень специфический вид творчества. Он стоит ровно на границе двух миров − литературы и кинематографии. Искусства и производства.