Что такое зона отчуждения сталкер
S.T.A.L.K.E.R. Wiki
Содержание
История
Описание
Зона — это некое аномальное пространство, в котором существует другой мир, измерение.
Периметр
Вся Зона окружена оборонительным периметром. Он представляет из себя сплошные ряды колючей проволоки натянутой на бетонные столбы. На периметре постоянно дежурят по сменам военные, а также дежурная батарея. Вокруг проволоки- противопехотные мины и сигнальные растяжки.
Аномалии
Мутанты
Живые организмы, живущие в Зоне (причём не только животные). Большинство из них сильно отличаются от аналогов вне Зоны (если таковые есть) по разным причинам: эксперименты, аномальное воздействие или радиация.
Радиация
Наследие первой аварии на атомной электростанции. На данный момент из-за аномального воздействия её уровень опять значительно повысился. Особенно проявляется в некоторых аномалиях.
Пси-излучение
Артефакты
Порождения аномалий. Обычно обладают одновременно и положительным, и отрицательным свойствами. Например, Ночная звезда хорошо защищает от пуль, но она заметно радиоактивна, а Морской ёж выводит из организма радионуклиды, но вызывает сильные кровотечения. Помимо практических свойств, представляют огромную научную ценность.
Выброс
«Разрядка» энергии ноосферы, как правило, влечёт гибель всего попавшего под него человека. Первоначально выбросы были редким явлением и споровождались расширение Зоны. За 2011 произошло два Сверхвыброса значительно изменивших геополитическую обстановку в Зоне. После отключения Радар к центру Зоны хлынуло множество сталкеров, реакция Зоны активизировалась и выбросы стали ежедневными.
Сталкерство
Исследователи, авантюристы и романтики ушедшие в Зону по разным причинам — интерес исследователя, скука и рутина обычной жизни, свободолюбие и непризнание власти над собой, романтика странствий, желание заработать (хотя такие, как правило, идут в бандиты или наемники). На данный момент в Зоне нелегально находятся множество сталкеров.
Группировки
Некоторые стали сбиваться в группировки по убеждениям или ради выгоды. Немногие группировки можно назвать «сталкерскими» в истинном значении этого слова.
Военные силы
Армии Украины, Белоруссии, стран блока НАТО и ещё некоторых стран. Их задача — изолировать Зону от внешнего мира. Впрочем, они зачастую нарушают правила, сами незаметно собирая артефакты и договариваясь со сталкерами. Впрочем, для большинства сталкеров они — опасные враги.
Бандиты
Криминальные элементы, пришедшие в Зону подзаработать или скрыться от правосудия. До сих пор в зоне нет единого лидера, но они делятся на банды, довольно опасны, они часто атакуют стакеров новичков, а также занимаются мародёрством.
О-Сознание
Группа учёных, по-прежнему базирующихся на ЧАЭС. Для защиты они зомбировали целую группировку «Монолит». Возможно, у них есть и другие союзники.
Что такое зона отчуждения сталкер
Зона (Чернобыльская зона отчуждения, Зона отчуждения Чернобыльской АЭС) — территория с ограниченным доступом, расположенная вокруг четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, на севере Киевской области Украины и, частично, в Белоруссии. После выброса 2006 года Зона стала областью аномальной активности и сферой деятельности сталкеров. Является местом действия всех трёх игр серии: S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо и S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти.
Содержание
Описание
Зона является единственной на планете областью аномальной активности, связанной с прорывом в материальный мир ноосферы. В ней находятся аномалии, артефакты и мутанты, а также встречаются участки повышенной радиоактивности (со времён аварии 1986 года) и пси-активности. Вместе с тем, Зоне присущи многие черты реального мира, а отдельные объекты зачастую имеют прототипы в нашей реальности.
Климат Зоны соответствует её географическому положению — умеренно континентальный. Дожди в Зоне не редкость, а Солнце зачастую затянуто дымкой. В многочисленных низменностях и на заболоченных участках может скапливаться туман.
Ландшафт Зоны преимущественно равнинный, встречаются невысокие холмы, в отдельных местах имеющие отвесные склоны. Местность Зоны преимущественно открытая, однако, на ней встречаются как отдельно стоящие деревья и их группы, так и протяжённые лесные массивы, такие как Рыжий лес. Степень урбанизации ландшафта достаточно высока, на территории находятся как минимум два города (Припять [1] и Лиманск), несколько промышленных объектов, а также транспортная и энергетическая инфраструктура. Гидрологическая ситуация в Зоне типичная для этого географического пояса — по Зоне протекает как минимум одна река, а также существуют многочисленные ручьи, мелиоративные канавы и заболоченные участки.
Легально внутри Зоны могут находиться только военнослужащие вооружённых сил Украины, а также учёные, изучающие аномальную активность. С целью недопущения внутрь посторонних, силами вооружённых сил Украины и СБУ был установлен периметр безопасности. Тем не менее, на территории действуют нелегальные искатели артефактов — сталкеры. Действуя как поодиночке, так и объединяясь в группировки, сталкеры контролируют отдельные объекты Зоны.
Группировки
Сталкеры в Зоне объединяются в группировки. Такое объединение может быть как по идеологическим или социально-экономическим причинам, так и формальным. В разное время в Зоне действовали следующие группировки:
Территориальное деление
Действие всех игр серии S.T.A.L.K.E.R. происходит полностью на территории Зоны. По техническим причинам территория Зоны в играх разделена на несколько изолированных локаций, соединённых между собой переходами. Причём если в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля и S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо часть локаций совпадает, то действие S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти происходит на совершенно другом участке Зоны, также разбитом на локации. На локациях, как правило, расположены некоторые ключевые объекты, посещение которых игроком предполагается по сюжету игры. Границы локаций, за исключением точек перехода на другую локацию, являются непроходимыми для игрока и обозначены либо физическими преградами, либо зонами высокой радиоактивности, либо аномалиями. Локации не всегда плотно примыкают друг к другу, зачастую между точками перехода с одной локации на другую располагаются достаточно обширные участки территории (о чём можно судить по картам, доступным в играх).
Периметр безопасности, установленный вокруг Зоны украинскими военнослужащими, служит естественным ограничением доступной территории. На юге именно периметр безопасности ограничивает локацию Кордон, а на севере, с противоположной стороны ЧАЭС, примыкает к Затону. Пространство между периметром и ЧАЭС и является основной игровой территорией – в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля и S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо действие происходит к югу от станции, а в S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти – к северу.
Все локации Зоны содержат аномалии и мутантов. В общем случае и тех, и других тем больше, чем ближе локация к центру Зоны. Кроме того, на локациях можно найти артефакты. Отдельные объекты на локациях, а иногда и локации целиком, могут контролироваться той или иной группировкой сталкеров.
История
1986 — 2006 годы
2006 — 2010 годы
10 июня 2006 года в 14:33 эксперимент группы «О-Сознание» выходит из-под контроля, и центр Зоны становится местом прорыва ноосферы в реальность. Это явление, впоследствии названное выбросом, стало первым, но не единственным в своём роде. Большая часть территории зоны отчуждения становится областью повышенной аномальной активности, где встречаются аномалии, артефакты и мутанты. Научные исследования, проводившиеся в лабораториях Зоны сворачиваются, а судьба группы «О-Сознание» остаётся не ясной. С целью защиты от аномальной активности, вооружённые силы Украины усиливают защитный периметр Зоны, что не мешает проникать сквозь него охотникам за артефактами, именующим себя сталкерами. В последствие они создают в зоне собственный социум, выживающий за счёт торговли артефактами. В Зоне формируются отдельные группировки сталкеров, борющиеся за сферы влияния, территории и контроль над оборотом артефактов.
По-прежнему существующая группа учёных «О-Сознание» в стремлении обезопасить себя и свои эксперименты от возможного воздействия сталкеров, предпринимает ряд мер. Так, ближе к центру Зоны создаётся мощный источник пси-излучения, который зомбирует оказавшихся поблизости сталкеров. Кроме того, учёные с помощью пси-излучения привлекают на свою сторону группировку «Монолит», члены которой начинают защищать центральные области Зоны, веря в существование Монолита — инопланетного артефакта с удивительными способностями, находящемся в центре Зоны. Вера в Монолит нашла отражение и в сталкрской среде — некоторые сталкеры верят в существовании на ЧАЭС так называемого Исполнителя желаний, который можно отождествить с Монолитом.
Кроме сталкеров, в Зоне находятся учёные, которые централизованно забрасываются туда и занимаются изучением аномальной активности, мутантов и артефактов. Также интерес к аномальной активности Зоны проявляют вооружённые силы Украины, неоднократно и безуспешно пытающиеся установить над ней контроль.
2011 год
В результате проникновения к центру Зоны группы сталкеров под руководством Стрелка Зона теряет устойчивость и происходит так называемый Большой выброс. Из-за него, сформировавшаяся к тому времени жизнь в Зоне кардинально меняется — открываются новые, ранее закрытые аномалиями, области, меняется положение уже известных аномалий и возникают новые. Последствия этого явления освещаются в игре S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Лидер группировки «Чистое Небо», Лебедев, вербует наёмника Шрама. Лебедев подозревает, что Стрелок готовит новый поход к центру Зоны, что может обернуться катастрофой. Шрам перехватывает Стрелка у ЧАЭС, однако новый большой выброс всё же происходит, и география Зоны вновь меняется.
2012 год
К 2012 году жизнь в Зоне вновь стабилизируется — новых больших выбросов не происходит, а сталкеры приспособились к изменившимся условиям Зоны. Однако выживший Стрелок вновь отправляется к центру Зоны, что и показано в игре S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. В ходе своего похода к ЧАЭС, он отключает систему пси-излучения, известную как Выжигатель мозгов, которая закрывала путь к центру Зоны. Это приводит к массовому походу сталкеров из различных группировок в открывшиеся центральные области. Пробиваясь сквозь отряды «Монолита», Стрелок проходить через Припять. Одновременно с этим, вооружённые силы Украины предпринимают попытку захватить и удержать центральную область Зоны, направив туда несколько боевых вертолётов с десантом, в рамках операции «Монолит». Маневрируя между военными и членами группировки «Монолит», Стрелок всё же добирается до ЧАЭС и узнаёт о судьбе группы «О-Сознание». В зависимости от игровых действий, главный герой может или вовсе не узнать об «О-Сознании», получив одну из ложных концовок, либо присоединиться к группе учёных, либо уничтожить её.
Так или иначе, каноническим вариантом развития событий считается уничтожение группы «О-Сознание» Стрелком, в результате чего группировка «Монолит» почти полностью распадается. Большая часть центральной области Зоны выпадает из сферы влияния распавшегося «Монолита», а на севере, за ЧАЭС, становятся доступными для обитания новые территории.
S.T.A.L.K.E.R. Wiki: Zone Chronicles
Название
Встречается в
Размер
Ключевые объекты
Содержание
Общие сведения
Зона расположена на территории Украины и окружена охраняемым периметром, на немногих путях в неё установлены армейские блокпосты. Допуск гражданских лиц категорически запрещён, лица, нарушившие запрет, задерживаются, а при оказании вооружённого сопротивления — уничтожаются. Это не помешало искателям наживы и сорвиголовам — сталкерам в течение нескольких лет заселить и освоить Зону. Многие опытные сталкеры воспринимают её, как божество. Примеры: «Зона наградила», «Зона бережёт» и т.д.
Хронология
1986—2006 годы
Однако, остальные энергоблоки ЧАЭС продолжали работать, что стало одной из причин создания комплекса секретных лабораторий с индексом «X» (икс). Группа учёных изучала гипотезу о ноосфере — информационной оболочке Земли. Ими был создан Генератор излучения Кайманова, источник пси-излучения. С его помощью был проведён эксперимент по воздействию на объект, расположенный в другом полушарии Земли. Сигнал был получен с искажением, будто кто-то его «подправил». После этого, теория о разумности ноосферы стала рассматриваться серьёзно.
Побочным результатом исследования стало открытие способностей живых существ генерировать направленное пси-излучение. В лаборатории X16 был создан биологический излучатель (гигантский мозг). Проводилось облучение биологических образцов информационным полем разной интенсивности (тождественность пси- и информационного полей не указана) с последующими мутациями. В испытательных цехах проводились разработки новых видов вооружения, в частности «Изделия № 62», более известного как Гаусс-пушка. После проведённых опытов, главной целью работ стала установка контроля над ноосферой. Появился проект О-Сознание, его участники объединились в общую сеть, создав коллективный разум. Близ ЧАЭС были возведены Генераторы — специальные сооружения для попытки установки контроля над ноосферой.
10 июня 2006 года
2007—2008 годы
Зона продолжает расти. Причина катастрофы так и не установлена. Погибших и пропавших без вести людей всё больше. Редкие научные экспедиции заканчиваются неудачами, немногие выжившие рассказывают о фантастических аномальных образованиях и мутировавших видах живых существ, обладающих удивительными способностями.
2009 год
На территории Зоны по разным оценкам присутствуют от одной до трёх сотен «неучтённых лиц», называющих себя «сталкерами». Они занимаются поиском так называемых артефактов — аномальных образований с определёнными свойствами, имеющих высокую цену. Многие сталкеры начинают объединяться в группы, создавая основу для крупных сталкерских кланов.
2010 год
Вслед за сталкерами-одиночками за исследование Зоны принимаются учёные. Организуются экспедиции, появляются мобильные лаборатории внутри Периметра. Несмотря на военный контроль, сталкерство принимает всё больший размах. Ряды сталкеров пополняют люди уклоняющиеся от закона, любители лёгкой наживы, представители преступного мира, а также бывшие военные. Центр Зоны всё ещё остаётся недостижимой целью, путь закрывает «Выжигатель мозгов» — неизвестное пока явление, действие которого распространяется по большей части на лес севернее Армейских складов. Попав под его воздействие, человек либо умирает, либо сходит с ума, превращаясь в зомби. Позже выясняется, что на самом деле «Выжигатель» — экспериментальный излучатель Кайманова (без Меченого тут не обошлось), который члены О-Сознания переоборудовали в мощнейший источник пси-поля, тем самым создав систему защиты от проникновения в центр Зоны. Известный путь туда охраняют монолитовцы, сдерживая волны мутантов. Этот последний рубеж получил название Барьер. Однако каждый сталкер мечтает беспрепятственно пройти за него, ходят слухи о нетронутых территориях — «Клондайке» артефактов, появляются легенды об Исполнителе желаний — кристалле внеземного происхождения, находящегося внутри саркофага ЧАЭС и якобы ставшего причиной образовании Зоны.
2011 год
Война группировок
В конце августа группа сталкеров проникает к блокам ЧАЭС, в результате случается Сверх Выброс, послуживший «спусковым крючком» для начала войны группировок. Он изменил облик Зоны: обширные аномальные поля закрыли доступ на некоторые территории, заперев находящихся там людей, другие, ранее неизвестные, наоборот, открылись. Одним из таких мест стал город Лиманск, за который сразу начали бороться «Долг» и «Свобода». Примерно в это же время бандиты захватывают мост, ведущий в Лиманск, блокируя единственный путь. Город на время становится недоступен. Группировка «Долг» на своей базе в НИИ «Агропром» подверглась атаке мутантов из подземелий и перестала уделять внимание усилению бандитов. В Тёмной Долине группировка «Свобода» также стала объектом нападений, на её членов охотились наёмники.
2012 год
Зона пришла в относительное спокойствие, война группировок закончилась, множество сталкеров погибло после очередного катаклизма. Группировка «Долг» оставила свои позиции на НИИ «Агропром» и вернулась на завод «Росток». Группировка «Свобода» была вынуждена покинуть базу в Тёмной долине и перебраться на Армейские склады. Бандиты же, под руководством нового лидера смогли захватить власть и обосноваться на бывшей базе «Свободы» в Тёмной долине. Кордон стал местом скопления новичков, база сталкеров на свиноферме опустела, а военные усилили контроль и захватили НИИ.
Отключение «Выжигателя»
В этом же году сталкер по прозвищу Стрелок разгадал загадку Выжигателя Мозгов — мощного излучателя, способного разрушить разум человека — и отключил его. После этого сталкеры массово ринулись к центру Зоны: одни искали легендарный Клондайк артефактов, другие — не менее легендарный Исполнитель Желаний.
Прорыв в центр
Множество сталкеров направилось к ЧАЭС: «Долг» и «Свобода» начали новое противостояние за новые территории. Однако всем им, по мере продвижения, пришлось преодолевать сопротивление группировки «Монолит». Уже вскоре «фанатики» были оттеснены к Припяти. Военные начинают штурм ЧАЭС и приступают к операции «Монолит», а в ходе решающей стадии операции начался Выброс, в результате операция терпит неудачу. В то же время Стрелок, уже узнавший правду о себе, сумел проникнуть под Саркофаг станции, где находился иллюзорный Исполнитель желаний. Сталкер вызывает сбой в работе установки, чем привлекает внимание О-Сознания. Один из его лидеров, неизвестный профессор, в виде голограммы разговаривает со Стрелком, рассказывает о причинах возникновения Зоны и предлагает присоединиться к ним. Стрелок, отказавшись, продолжает бой и уничтожает проект О-Сознание.
Вопреки его ожиданиям, Зона не исчезла. Энергия ноосферы всё ещё поступала на Землю, хотя и с меньшим разрушительным воздействием. После отключения крупных пси-установок, силы группировки Монолит ослабли, её члены начали выходить из-под контроля и самостоятельно мыслить. Однако ближе к станции сохранились локальные антенны, и фанатики всё ещё удерживали территории. Припять практически опустела, место людей заняли мутанты. Отряды сталкеров, хлынувшие к центру, сталкивались с новыми, более опасными их видами. Новые территории довольно быстро стали объектом изучения и получения наживы. Почти сразу появляется очередная сталкерская легенда о некоем Оазисе, где заживают все раны. Заинтересовались тайнами Зоны и западные государства. Над её территорией потерпел крушение беспилотный летательный аппарат, принятый многими за НЛО. Высокую активность проявили наёмники, по заказу неизвестных лиц ведущие поиски секретных лабораторий в Припяти.
Операция «Фарватер»
После провала операции «Монолит», Министерство Обороны Украины совместно с СБУ разрабатывает новый план, получивший название «Фарватер» (farwater, англ.). Согласно ему, вертолёты, по заранее проложенному пути, должны доставить на ЧАЭС военный десант для установления контроля над центральными областями Зоны. Вертолётный отряд «Скат» из пяти машин поднимается в воздух для разведки территорий у центра Зоны и берёт курс на ЧАЭС. Однако несмотря на тщательную подготовку и меры предосторожности, операция провалилась — ни одна из машин на базу не вернулась.
Зона отчуждения: из чего складывается атмосфера серии S.T.A.L.K.E.R.
Почему так в Зоне берёзы шумят: как серия украинских шутеров покорила игроков по всему миру.
«S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», вышедшая 20 марта 2007 года, приковала миллионы игроков к экрану благодаря своей атмосфере и реалистичному геймплею. Тогда ничего подобного этой игре не было — нет и теперь.
Совместить постсоветскую разруху и научную фантастику пытались многие, но это удалось только первой S.T.A.L.K.E.R. и двум её продолжениям — «Чистому небу» и «Зову Припяти». Поэтому любой трейлер или тизер долгожданного сиквела вызывает такой живой интерес: за десять лет вокруг оригинальных игр серии сформировалась внушительная армия фанатов, которым не терпится вернуться в любимую вселенную.
Трейлер игры «S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl» c E3 2021
Мы решили разобраться с помощью пиар-менеджера GSC Game World Захара Бочарова, что же сделало атмосферу «Сталкера» такой особенной.
Игровой энтузиаст. Любит видеоигры, настолки и рассказывать всем, как они устроены.
Компонент №1. Необычный сеттинг
Разработка S.T.A.L.K.E.R. в том виде, в каком мы теперь знаем игру, началась в 2002 году. Сперва проект назывался Oblivion Lost и напоминал по духу сериал «Звёздные врата»: там тоже была группа элитных солдат и неизведанные миры, связанные сетью порталов, а на одной из локаций помещались пирамиды ацтеков.
Однако после года разработки команда GSC поняла, что такой сеттинг слабо выделяется на фоне конкурентов. Кроме того, разработчики считали, что создать реалистичный мир будет проще и увлекательнее, чем фантастический, — тем более что это позволял движок X-Ray Engine. Тогда разработчики придумали новую концепцию, уходящую корнями в классику советской фантастики: аномальная зона с мутантами, артефактами и сталкерами.
«Без сомнения, мы вдохновлялись фильмом „Сталкер“ [Андрея Тарковского], когда придумывали сюжет игры, — рассказывал директор GSC Сергей Григорович. — На самом деле Stalker: Oblivion Lost представляет собой сплав фильма и ещё двух вещей: книги братьев Стругацких „Пикник на обочине“ и истории чернобыльской катастрофы».
Место самой страшной в истории атомной аварии стало завершающей частью пазла. Чернобыльская АЭС и Припять давно стали яркими символами техногенных катастроф: их присутствие придало проекту одновременно более серьёзный настрой и узнаваемость среди широкой аудитории. Да и к тому же — где ещё появиться аномалиям и сталкерам, как не в реально существующей зоне отчуждения?
В марте 2002 года разработчики посетили заражённые территории, о чём геймдизайнер и сценарист Алексей Сытянов написал в пресс-релизе «Заметки сталкера». Вот что он рассказывал о визите в Припять:
«При въезде в город стоит блокпост с охраной (борьба с мародёрами). Нас пропускают, и мы попадаем в совершенно пустой и молчаливый город. Полная тишина, единственные звуки, разносящиеся по городу, — это звуки машины, на которой мы едем. При взгляде на город сразу представляется, что нужно сделать. Мы постараемся полностью передать атмосферу Припяти».
Компонент №2. Знакомые реалии
Конечно, без описаний постсоветской разрухи этот текст всё-таки не обойдётся: к ней обязывает сам сеттинг Чернобыльской зоны отчуждения. Трилогия S.T.A.L.K.E.R. выделялась на фоне других фантастических шутеров тем, что её действие разворачивалось среди пейзажей, знакомых каждому, кто родился и вырос в странах бывшего СССР.
Панельные многоэтажки. Заборы «ромбиком». Проржавевшие остовы УАЗов и «запорожцев». Заброшенные деревни и хутора. Вышки ЛЭП. Опустевшие промзоны и военные базы.
Текстуры в игре получены на основе фотоснимков, сделанных создателями игры в реальной зоне отчуждения. Команда GSC ездила в Чернобыльскую зону не только для того, чтобы впитать местную атмосферу, — отснятые там фотографии послужили основой для большинства игровых объектов.
Ещё часть материала разработчики взяли с киевских хрущёвок неподалёку от места, где находилась студия, а фото ЧАЭС и её внутренностей дизайнерам предоставил Александр Новиков, заместитель начальника технической безопасности станции. Кое-какие локации и вовсе переехали в Зону из других мест — например, вдохновением для города Лиманск из «Чистого неба» послужили кварталы Киева, построенные в 1950-х годах пленными немцами.
Локация «Бар» срисована с реально существующего киевского завода «Росток», где GSC снимала офис в административном корпусе. Позже локацию существенно порезали и переделали, чтобы насытить контентом, и превратили в главный сталкерский хаб.
Странствуя по Зоне, очень сложно не поддаться приступу ностальгии: ведь всё это мы уже где-то видели, но не в таком запущенном и заброшенном состоянии. Картину дополняет вечная осень, царящая в этих местах, с её выцветшими красками, грозовыми ливнями и редкими лучами солнца, проглядывающими сквозь облака, — X-Ray Engine выдавал на редкость впечатляющие погодные эффекты.
Компонент №3. Дух фронтира
Не зря место действия игры зовётся не Чернобыльской зоной отчуждения, а именно Зоной — с большой буквы. В этом плане серия куда ближе не к фильму Тарковского, а к повести Стругацких.
Как и литературном источнике вдохновения, Зона в игре — это новый фронтир: странное и пугающее место, где не действуют законы логики и здравого смысла. И, конечно, находятся смельчаки, готовые рискнуть и отправиться сюда в поисках богатства, новой жизни или ответов на загадки Зоны.
Из мифов, баек и слухов, которые рассказывают друг другу сталкеры, по большей части и состоит лор «Сталкера». Мы постоянно имеем дело с недостатком информации: никто не знает, как Зона появилась, почему она расширяется и что находится в её центре. А между тем сталкеры не устают рассказывать друг другу легенды об Исполнителе желаний и о тех, кто якобы до него добрался.
Инородность Зоны раз за разом проступает сквозь привычные декорации. В опустевших деревнях поселились кровососы. Рощи мёртвых деревьев с перекрученными стволами превратились в рассадники аномалий. Под заброшенными промзонами кто-то построил секретные лаборатории.
Мутанты, вырвавшиеся наружу из этих лабораторий, как нельзя лучше воплощают контраст между обыденным и фантастическим, лежащий в основе вселенной S.T.A.L.K.E.R. Кровосос, контролёр, бюрер — в каждом из этих существ осталось что-то человеческое, но к нему обязательно примешивается что-нибудь отталкивающе инородное.
«Мутанты — закономерное развитие концепции Зоны. Это создания, которые могут существовать только в таком окружении, — это воплощение наших страхов».
Захар Бочаров,
пиар-менеджер GSC Game World
Реальные места и связанную с ними мифологию разработчики тоже вписали в игровую вселенную. Так, среди жителей Полесья ходили слухи, что антенны радиолокационного комплекса «Чернобыль-2» негативно влияют на психику, — и в игре они стали частью Выжигателя мозгов, который зомбирует каждого, кто пытается пройти мимо.
Авторы серии не оставили сюжет без объяснений — у всего происходящего есть разгадка и часто даже научная подоплёка, но многие детали игрокам всё равно предстоит додумывать самостоятельно.
Это явно неслучайное решение: «Сталкер», как и его источники вдохновения, работает лучше всего тогда, когда к объяснению происходящего подключается воображение аудитории. Благо для этого есть множество приёмов — например, звук.
Компонент №4. Звуковой дизайн
Когда заходит речь об атмосфере серии, звук вспоминают в последнюю очередь — а зря, ведь S.T.A.L.K.E.R. хорошо показывает, как музыка способна помочь в создании нужного настроения.
Саундтрек к первой части написал российский композитор Владимир Фрей, он же MoozE. Музыкант сочинил для игры набор треков в жанре дарк-эмбиент — это мрачная музыка, заменяющая мелодию и ритм гнетущими звуковыми текстурами. Поклонники серии наверняка узнают трек Dead Cities, который звучит в момент, когда игроки спускаются в лабораторию X-16 под Янтарём.
MoozE — Dead Cities, Pt.2.
MoozE работал только над «Тенью Чернобыля» — над саундтреком для «Чистого неба» и «Зова Припяти» работал украинский композитор Алексей Омельчук, хотя в Clear Sky всё равно присутствовали темы, написанные MoozE. Тревожные эмбиентные шумы, шорохи и перекаты с редкими всплесками зловещих, словно бы сломанных мелодий, напоминают о трагедии 1986 года и о том кошмарном месте, в которое превратилась Зона во вселенной S.T.A.L.K.E.R.
Саундтрек «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти»
А ещё такой саундтрек хорошо сливается со звуками окружающей среды, играющими важную роль и в геймплее, и в нагнетании атмосферы.
Далёкие раскаты грома. Шорох ветра, уносящего с собой опавшие листья. Рокот камней, катящихся с обрыва. Далёкие крики ворон и лай псевдособак. Богатый аудиоряд помогает домыслить то, что не в состоянии передать графика, — Зону в играх S.T.A.L.K.E.R. в прямом смысле невозможно представить без выдающегося звукового дизайна.
Демонстрация погодных эффектов и аудиоряда в игре «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»
Со звуком связаны и самые пугающие моменты в серии. Скрип открывшейся двери в подземной лаборатории. Рык кровососа во тьме впереди. Внезапный голос контролёра, решившего поговорить с вами в «Зове Припяти».
Противоположный эффект создают те малочисленные мирные моменты, когда мы сидим у костра на привале или отдыхаем в сталкерском лагере. После опасностей внешнего мира бренчание гитары, треск поленьев в огне, шутки сталкеров и их разговоры за жизнь вызывают чувство облегчения. И дело здесь не только в звуках, но и в механиках.
Компонент №5. Выживает сильнейший
В интервью сайту Eurogamer Сергей Григорович называл в числе игровых источников вдохновения такие проекты, как Elder Scrolls: Daggerfall и Fallout. У «Сталкера» с ними немало общего: открытый мир, множество персонажей и играбельных фракций, менеджмент инвентаря и торговля. Тем не менее разработчики решили убрать одну из самых важных составляющих этих игр — систему прокачки.
В этом плане S.T.A.L.K.E.R. куда ближе к иммерсивным симам вроде Deus Ex и System Shock — их, кстати, Григорович тоже называл среди источников вдохновения. Чтобы выжить в мире «Сталкера», нужно понимать, по каким законам этот мир живёт: в этом плане серия предвосхитила популярность «выживалок». В Зоне вас могут погубить не только бандиты с ружьями или кровососы, но и голод, и аномалии, и, конечно же, радиация — а это значит, что всегда следует быть начеку.
Там, где почти любой другой экшен превратился бы в так называемую power fantasy, каждая из игр серии постоянно напоминает игроку, что он — всего лишь ещё один обитатель Зоны, такой же уязвимый по отношению к ней, как и все остальные сталкеры.
«S.T.A.L.K.E.R. традиционно вызывает ощущение „беспомощного“ человека в недружелюбной среде. Он лишь один из многих, но при этом одинок; он бежит от старой жизни, у него мало ресурсов, а вокруг — всегда опасность. Элементы выживания выросли из этой концепции».
Захар Бочаров,
пиар-менеджер GSC Game World
Поэтому моменты, когда находишь лагерь дружественных сталкеров, здесь сродни моменту, когда садишься перед костром в Dark Souls: послушать песни под гитару и анекдоты приятно ещё и потому, что можно хоть ненадолго забыть об ужасах, ждущих снаружи. Неслучайно главной сценой в трейлере второй части становится именно что привал у тёплого очага в знакомой компании.
Привал у костра в игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»
Поэтому в серии так и не появился транспорт, если, конечно, не считать проводников в «Чистом небе» и «Зове Припяти»:
«Транспорт просто не сработает в S.T.A.L.K.E.R. Зону нужно изучать пешком, спасаясь от опасности, рассчитывая припасы».
Захар Бочаров,
пиар-менеджер GSC Game World
И, конечно же, нельзя не рассказать о системе A-Life, созданной для симуляции жизни в Зоне. Благодаря ей мы постоянно натыкаемся на любопытные сценки: вот бандиты схватились со сталкерами за небольшой блокпост, а вот псевдособака жуёт труп человека, которого мы застрелили пару дней назад.
Работает это всё благодаря нескольким трюкам. Программист Дмитрий Ясенев, отвечавший за искусственный интеллект, в своё время рассказал о них сайту Gamasutra:
В ранней версии «Тени Чернобыля» были мутировавшие крысы (их даже упоминали в пресс-релизе), которые охотились стаей. Разработчики написали для грызунов продвинутый ИИ: они могли строить сложные маршруты, изучать брошенные предметы и парализовать жертву укусом в шею. Из-за этого их и убрали из игры: крысы оказались настолько умными, что успевали загрызть квестового персонажа раньше, чем до него доберётся игрок. Они остались только в кат-сценах: Меченый видит их в своих снах-флешбэках.
На вопрос о том, какие элементы из старой трилогии должны обязательно перейти в новый S.T.A.L.K.E.R., Захар Бочаров ответил:
«Без упомянутой „недружелюбности“ мира S.T.A.L.K.E.R. не получится. Без редкого отдыха у костра, когда наконец-то можно почувствовать мимолётную безопасность. Без тёмных лабораторий, в которых по-настоящему страшно за жизнь. Без тиканья детектора и артефактов, ради которых можно рискнуть. Без правдоподобной и дикой Зоны, которая создаётся фотограмметрией. Без чувства одиночества. Без атмосферы, которая для каждого своя, но достигается бесчисленным количеством деталей».
Иными словами, атмосферу серии нельзя воплотить в одном слове или даже фразе. «Сталкер» многогранен: в нём найдётся место и шутерному веселью, и напряжённому хоррору, и эстетике разрухи, и азарту исследователя. Возможно, поэтому эти игры до сих пор притягивают к себе всё новых поклонников: в конце концов, заброшенные здания можно найти в любом городе, а погружаться в тайны этой мрачной вселенной не надоест никогда.
- Что такое зона отселения чернобыльской
- Что такое зона патио