Что такое зона наблюдения
Зона наблюдения и контроля
Зона наблюдения и контроля – территория вокруг химически и биологически опасных объектов за пределами зоны санитарно-защитной, где ведётся постоянное наблюдение и контроль за источниками загрязнения опасными химическими веществами или заражения патогенными биологическими (бактериальными) средствами.
Зона наблюдения – территория, на которой возможно влияние радиоактивных выбросов и сбросов радиационного объекта, в результате чего облучение проживающего на ней населения может достигнуть установленного предела допустимой дозы или допустимой мощности дозы. В З.н. проводится радиационный контроль. Органами санэпиднадзора могут вводиться определённые ограничения на хозяйственную деятельность. При возникновении проектной радиационной аварии в З.н. может потребоваться проведение мероприятий по защите населения. Размеры З.н. вокруг радиационного объекта устанавливаются с учётом внешнего облучения, а также величины и площади возможного распространения радиоактивных выбросов и сбросов при нормальной эксплуатации объекта и при радиационной аварии. Внутренняя граница зоны всегда совпадает с внешней границей санитарно-защитной зоны. Радиус зоны наблюдения не должен превышать 30 км.
Зона обслуживания подразделения пожарной охраны – ограниченная территория, размеры которой определяются тактическими возможностями дислоцированных на ней сил и средств пожарной охраны. Форма зоны обслуживания должна быть в виде круга или близкой по форме к нему фигурой, в геометрическом центре которой расположено пожарное депо. Расстояние от пожарного депо до условных границ круга называется радиусом обслуживания и должно быть не более 3 км. На практике форма и площадь зоны обслуживания определяются из характеристик населённого пункта (объекта защиты, территории, и т.п.) и тактических возможностей подразделения пожарной охраны. См. также Дислокация подразделений пожарной охраны.
Зона наблюдения
Смотреть что такое «Зона наблюдения» в других словарях:
зона наблюдения — Зона на АЭС, в которой ведётся контроль за условиями облучения персонала без принятия специальных мер по защите и безопасности. [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN control area … Справочник технического переводчика
Зона наблюдения — 13. Зона наблюдения территория за границей, санитарно защитной зоны объекта ЯТЦ, в пределах которой осуществляется радиационный контроль. Источник: НП 016 2000: Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
зона наблюдения — stebėjimo zona statusas Aprobuotas sritis branduolinė sauga apibrėžtis Tam tikra teritorija, kurioje, neviršijant leidžiamų normų, galimas branduolinės energetikos objekto poveikis aplinkai dėl radioaktyviųjų medžiagų nuotėkio ar radioaktyviųjų… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
зона наблюдения — stebimoji zona statusas T sritis fizika apibrėžtis Zona, nepriskiriama kontroliuojamajai zonai, tačiau kurioje profesinės apšvitos sąlygos yra tokios, kad reikia naudoti apsaugos nuo jonizuojančiosios spinduliuotės priemones. atitikmenys: angl.… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
Зона наблюдения — район (участок, полоса) местности (акватории) и воздушное пространство над ним, в пределах которых возможно наблюдение и обнаружение целей (объектов) имеющимися техническими средствами с определенного пункта (поста) наблюдения … Пограничный словарь
Зона наблюдения — (радиац.), территория вокруг радиационного объекта за пределами санитарно защитной зоны, где проводится радиационный контроль и на которой при возникновении проектной радиационной аварии может потребоваться проведение мер защиты населения … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Зона наблюдения — пространство (при наблюдении за воздушными целями), район (участок) местности (при наблюдении за наземными целями), в пределах которого возможно наблюдение и обнаружение целей имеющимися средствами с данного наблюдательного пункта … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Зона наблюдения — территория за пределами санитарно защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль. Федеральный закон от 09.01.96 N 3 ФЗ, ст.1 … Словарь юридических понятий
Зона наблюдения и контроля — территория вокруг химически и биологически опасных объектов за пределами зоны санитарно защитной, где ведется постоянное наблюдение и контроль за источниками заражения опасными химическими веществами или патогенными биологическими… … Словарь черезвычайных ситуаций
Зона наблюдения за ионизирующим излучением — зона наблюдения территория за пределами санитарно защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;. Источник: Федеральный закон от 09.01.1996 N 3 ФЗ (ред. от 19.07.2011) О радиационной безопасности населения … Официальная терминология
Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом
Информация об изменениях:
Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом
В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Положение о таких санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.
Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.
Часть шестая утратила силу с 1 января 2005 г.
Информация об изменениях:
Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Положение о зоне наблюдения утверждается Правительством Российской Федерации.
В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.
ГАРАНТ:
См. Правила определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. N 749
Особый правовой режим зоны безопасности включает в себя:
ограничения на въезд на территорию зоны безопасности и (или) пребывание на ней граждан с установлением перечня оснований для отказа во въезде на территорию зоны безопасности или в пребывании на ней граждан;
ограничения на полеты летательных аппаратов (включая воздушные суда) над территорией зоны безопасности;
ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, связанные с ограничениями на въезд на территорию зоны безопасности и (или) пребывание на ней граждан;
ограничения, установленные федеральными законами.
ГАРАНТ:
См. Правила обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. N 749
Размеры и границы зоны безопасности устанавливаются с учетом паспорта безопасности объекта использования атомной энергии. Под паспортом безопасности объекта использования атомной энергии в целях настоящей статьи понимается документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта использования атомной энергии (территории) и перечень мероприятий по предупреждению, пресечению совершения террористического акта на объекте использования атомной энергии (территории) и минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта на объекте использования атомной энергии (территории). Порядок разработки и форма паспорта безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Положение о зоне безопасности утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии. Решение об установлении зоны безопасности принимается Правительством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение особого правового режима зоны безопасности устанавливается законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные установлением зоны безопасности, возмещаются эксплуатирующей организацией в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона
Что такое зона наблюдения
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗОНА НАБЛЮДЕНИЯ РАДИАЦИОННОГО ОБЪЕКТА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Руководитель Департамента
безопасности, экологии и
чрезвычайных ситуаций
Министерства Российской Федерации
по атомной энергии
Главный государственный санитарный врач по объектам и территориям, обслуживаемым Федеральным управлением «Медбиоэкстрем»
2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом по объектам и территориям, обсуживаемым Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» В.В.Романовым 28 апреля 2003 года и Руководителем Департамента безопасности, экологии и чрезвычайных ситуаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии А.М.Агаповым 21 марта 2003 года.
3. Введены в действие с момента утверждения.
ТРЕБОВАНИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЗАКОНОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
«Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов» (ст.22).
«При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятию решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения» (ст.13, п.1, 2).
«Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, по решению специально уполномоченных на то органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора лишаются права пользования ими, либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливаются до устранения недостатков» (ст.50 п.2).
1. Область применения
1.2. Порядок организации и проведения радиационного контроля окружающей среды на территориях зон наблюдения АЭС, а также радиационного контроля в районах размещения подземных (глубинных) захоронений радиоактивных отходов устанавливается специальными нормативными документами и в настоящих Рекомендациях не рассматривается.
1.3. Порядок организации РКОС, осуществляемого органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственного комитета РФ по охране окружающей среды, федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, определяется специальными нормативными документами и в настоящих Рекомендациях также не рассматривается.
1.4. В Рекомендациях рассматриваются вопросы организации и проведения радиационного контроля окружающей среды в условиях нормальной (безаварийной) работы радиационных объектов. Порядок организации и проведения контроля в условиях радиационных аварий или иных отклонений от штатного режима работы устанавливается специальными нормативными документами.
1.5. Основными задачами Рекомендаций являются:
— обеспечение реализации требований основополагающих документов в области радиационной безопасности в части осуществления РКОС на территории зоны наблюдения радиационных объектов;
— выработка единой методологии организации и проведения РКОС, а также анализа получаемых результатов.
1.6. В Рекомендациях:
— рассмотрены цели и задачи РКОС;
— изложены принципы его организации;
— приведены критерии для обоснования объема контроля, предложены варианты схем организации контроля для действующих, реконструируемых и вновь строящихся радиационных объектов;
— определены требования к методам, применяемым при РКОС, даны рекомендации по выбору этих методов;
— приведены способы оценки результатов, получаемых при РКОС;
— обозначены ситуации, когда следует принимать решения об изменении объектов контроля.
2. Нормативные ссылки
Настоящие Рекомендации составлены с учетом следующих нормативных документов:
2.1. ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений.
2.2. Нормы радиационной безопасности НРБ-99. СП 2.6.1.758-99.
2.3. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99. СП 2.6.1.799-99.
2.4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
2.5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.560-96 «Продовольственное сырье. Пищевые продукты. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов».
2.6. Методические указания по методам контроля. МУК 2.6.1.717-98. «Радиационный контроль. Стронций-90 и цезий-137. Пищевые продукты. Отбор проб, анализ и гигиеническая оценка».
2.7. Рекомендации. МИ 2453-2000. «Методики радиационного контроля. Общие требования».
2.8. Руководство по установлению допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферу, ДВ-98, утвержденного Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 21.01.99 и Министерством РФ по атомной энергии 22.06.99, согласованного с Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ.
2.11. МУ 1.1.017-99. «Основные требования к структуре, изложению и оформлению нормативных документов при выполнении НИР «Разработка нормативных и методических документов и адаптация существующей системы обеспечения радиационной безопасности Минатома России к новым принципам нормирования радиационных факторов». Общие вопросы».
2.12. Отраслевая методика расчета предельно-допустимых сбросов радиоактивных веществ в речные системы. ПДС-82.
2.13. Сборник официальных документов «Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий» Департамента Госсанэпиднадзора РФ.
2.14. Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.19-02. «Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ».
3. Термины и определения
В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения, приведенные в НРБ-99, ОСПОРБ-99, МУК 2.6.1.717-98, МИ 2453-98*, ДВ-98, ПДС-82:
, (3.1)
где — ожидаемое число спонтанных ядерных превращений из данного энергетического состояния, происходящих за промежуток времени .
(3.2)
. (3.3)
Санитарно-защитная зона и зона наблюдения (определение, назначение, границы зон, требования)
ФЗ «О радиационной безопасности населения», ст.31:
В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой.
Размер и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления.
Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.
Схема площадки и окружающей территории
2 — санитарно-защитная зона;
3 — зона наблюдения.
Границы ССЗ устанавливаются в соответствии с санитарными нормами и правилами так, чтобы:
Ø при НЭ, нарушениях НЭ (исключая аварии) и выводе из эксплуатации АС облучение населения за пределами СЗЗ АС не превышало доли основного предела дозы;
Ø при запроектных авариях с предельно допустимым аварийным выбросом радиоактивных веществ в окружающую средупрогнозируемые дозы не превышали установленных действующими нормами радиационной безопасности значений.
ЭО осуществляет радиационный контроль за состоянием окружающей среды в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения.
На территории ССЗ должен проводиться радиационный контроль, запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных проектом.
В соответствии с ОСПОРБ-99 за ее пределами радиационное воздействие АЭС на население при нормальной эксплуатации должно быть ограничено размером квоты (части предела дозы, установленной для ограничения облучения населения от конкретного техногенного источника и пути облучения).
30. Проектирование атомной станции (содержание разделов, обеспечение безопасности при проектировании).
• меры для предотвращения нарушения пределов и условий безопасной эксплуатации
• меры по управлению запроектными авариями, если они не исключены на основе свойств внутренней самозащищенности реактора
• вероятностный анализ безопасности (ВАБ)
• планы мероприятий по защите персонала и населения для снижения последствий аварий
• примерные перечни исходных событий проектных аварий и перечень запроектных аварий
• учебно-тренировочный пункт (центр) c тренажером и лабораторией психофизиологических исследований
• технические и организационные меры по обеспечению физической защиты, обеспечению пожарной безопасности АС
• обеспечен учет и контроль всех ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
• должны быть рассмотрены и обоснованы меры по предупреждению или защите систем (элементов) отказов по общей причине;
• должно отдаваться предпочтение системам (элементам), устройство которых основано на пассивном принципе действия и свойствах внутренней самозащищенности (саморегулирование, тепловая инерционность и другие естественные процессы);
• многоцелевое использование систем безопасности и их элементов на АС должно быть обосновано. Совмещение функций безопасности с функциями нормальной эксплуатации не должно приводить к нарушению требований обеспечения безопасности АС и снижению требуемой надежности систем (элементов), выполняющих функции безопасности;
• должна быть предусмотрена возможность диагностики (проверки) состояния систем безопасности и важных для безопасности элементов нормальной эксплуатации, отнесенных к классам безопасности 1 и 2, и возможность их представительных испытаний.
На этапе проектирования закладываются основы обеспечения безопасности АС, рассматриваются все факторы, влияющие на безопасность, и разрабатываются конкретные решения, реализация которых позволит обеспечить приемлемый уровень обеспечения безопасности.
Проект АС должен удовлетворять целям и принципам обеспечения безопасности. Оборудование, системы и конструкции должны обладать требуемыми техническими характеристиками: электрической мощностью, прогнозируемым сроком службы, маневренностью для удовлетворения нужд энергосистемы.
Для установления проектных основ должны использоваться:
консервативные правила и нормы, включающие запасы надежности и безопасности,
внутренне присущие характеристики безопасности конструкций (внутренняя самозащищенность).
Проектные решения должны предусматривать достижение первоочередной задачи обеспечения безопасности – предотвращение аварий, а также удержание радиоактивных веществ внутри топлива и в пределах других барьеров, предусмотренных в проекте.
События на АС классифицируются в соответствии с вероятностью их возникновения. Проект должен обеспечить, чтобы события, которые возможно ожидать в процессе эксплуатации, не могли нанести повреждений АС. В проект АС включаются инженерно-технические системы безопасности для защиты от возникновения аварий или для ослабления последствий конкретного спектра аварий.
Для предотвращения аварий в проекте должны быть установлены пределы и условия безопасной эксплуатации.
При проектировании должны рассматриваться также запроектные аварии, чтобы наиболее важные из них были эффективно ослаблены мерами управления аварией и аварийной готовности.
Для запроектных аварий в проекте РУ и АС должны быть предусмотрены меры по управлению этими авариями, если они не исключены на основе внутренних свойств самозащищенности реактора и принципов его устройства. Должно быть предусмотрено снижение опасности радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду за счет выполнения на площадке АС и окружающей территории планов мероприятий по защите персонала и населения в соответствии с действующими положениями.
Необходимый объем и способы осуществления функций безопасности применительно к каждой АС устанавливаются и обосновываются в проекте и должны быть отражены в отчете по безопасности.
Содержание проекта атомной станции.
В проекте АС должны быть:
• должны быть рассмотрены и обоснованы меры по предупреждению или защите систем (элементов) отказов по общей причине;
• должно отдаваться предпочтение системам (элементам), устройство которых основано на пассивном принципе действия и свойствах внутренней самозащищенности (саморегулирование, тепловая инерционность и другие естественные процессы);
• многоцелевое использование систем безопасности и их элементов на АС должно быть обосновано. Совмещение функций безопасности с функциями нормальной эксплуатации не должно приводить к нарушению требований обеспечения безопасности АС и снижению требуемой надежности систем (элементов), выполняющих функции безопасности;
• должна быть предусмотрена возможность диагностики (проверки) состояния систем безопасности и важных для безопасности элементов нормальной эксплуатации, отнесенных к классам безопасности 1 и 2, и возможность их представительных испытаний.