Что такое золотой дух
Что такое золотой дух
«Дедовщина» — печальное явление советской армии сродни воровским понятиям. В этой закрытой системе существовала своя иерархия и собственная система ценностей.
«Дух» заменяет двух»
«Дух» в ВС СССР – это военнослужащий срочной службы, принявший присягу и пребывающий в действующей армии первые 6 месяцев. Российский писатель и историк, собиратель и издатель армейского фольклора Николай Каланов определяет «духа» в контексте казармы (кубрика) как личность бесплотную, бесполую, неумелую и безмозглую, прав у «духа» чаще всего никаких нет, он предназначается лишь для грязной работы.
«Один «дух» заменяет двух» – неполная цитата из армейского фольклора ВС СССР. В данной фразе варьировался только род войск или виды техники, которая использовалась при производстве работ, где задействовались военнослужащие. Из этой же серии: «»Духи»: слава Богу, не убили! «Деды»: день прошел, и черт с ним!».
Кандидат исторических наук Константин Банников в своем исследовании квалифицирует «духов» как «низшую касту, тех, кто только что призван и абсолютно бесправен».
Исключение из правил
В диссертации кандидата социологических наук Дмитрия Клепикова о «дедовщине» как социальном институте «золотой дух» определяется как уникум, попавший в определенную среду – отдельно взятое воинское подразделение (отделение, взвод, рота). «Золотой дух» должен быть именно в единственном числе среди сослуживцев старшего призыва. По правилам «дедовщины», «золотого духа» не нагружают работой, он не прислуживает «дедам» и «дембелям». Гнобить и эксплуатировать «золотого духа» считается дурным тоном, того, кто в этом будет уличен, строго накажут.
Коллективизм «золотым духам» все же свойственен, но он всегда хронологически ограничен: там, где в советской армии бытовала эта традиция, «духи» становились «золотыми», когда у «дедов» сакральный стодневный срок до приказа об увольнении по времени ополовинивался. Этот временной «водораздел» становился «Днем золотого духа»: «деды» «менялись» статусами с «духами» – по идее, старослужащий должен был исполнять все приказания военнослужащих младшего призыва, эта традиция походила на подобие ролевой игры.
На деле «духи», как правило, не злоупотребляли предоставленными возможностями, и привилегиями не пользовались – понимали, что «День золотого духа» скоротечен, и по его прошествии все вернется на круги своя. Самые строгие приверженцы соблюдения правил «Дня золотого духа» скрупулезно следили, чтобы «деды» не отыгрывались на «духах», отмщая им после этой временной «передышки», Когда такие случаи все же отмечались, «золотой день» могли и повторить.
Поделиться:
Полная херня о дедовщине в 78-79 годах. Я музыкант и технарь вставлял люлей конкретных ещё в Тамбовской учебке. На меня после моей ответки шестёркам кинулись сержанты. Пришлось претерпеть от власти армейской чисто издевательство. Сержанты/молокососы учебок бить не умеют или боятся. Ушёл в часть в Казахстан. Ушёл с товарищем из Хабаровского края Виктором Рыбаковым. В одну часть. Виктор был кмс по боксу. Деды в части к нему подкатили и получили с ходу. Ноги отнялись у них на 30 минут не менее. Я как бы гирьки толкал и штангу до армии. Тела черпаков летали метра на 2,5 и прилепали к стене секунды на три. Тимошенко точно помнит мой втык!.Тестировали нас каждого по отдельности. Ссали не дай бог оба спина к спине!. Принимайте эстафету молодые и не очкуйте!.
Конечно в Советской Армии были молодые и старослужащие солдаты, но не было каст, не было деления по национальной принадлежности, по социальной, имущественной, силовой, религиозной и др. Деды не могли трогать новобранцев без желания попасть в дисбат. Что такое дисбат можете найти в инете. Из дисбата в обычные части возвращались дослуживать свой срок не крутые деды, а молчаливые, здоровые, сильные парни, которые молодого призывника мизинцем не тронут. Нарушения устава были, но не критические, кто прогнулся, тот и стирал портянки или носки деду, а кто поставил себя сразу твёрдо, тот пользовался уважением и почетом сослуживцев.
Что такое золотой дух
Некоторые исследователи этого пагубного явления в Советской Армии склоняются к мнению, что «дедовщина» как свод правил для беспрекословного исполнения представляет собой извращенный вариант Устава армейской службы. Согласно иной точке зрения, поведенческие особенности военнослужащих при «дедовщине» сильно напоминают тюремные понятия.
Обе этих гипотезы по-своему обоснованны и имеют равные права на существование.
Атмосфера способствовала подчинению
Советский призывник знал о «дедовщине» еще на гражданке – рассказывали отслужившие старшие товарищи, братья или даже отцы – это явление в Советской Армии начало активно проявляться уже с 60-х годов ХХ века. То есть, моральная подготовка к тому, что придется подчиняться неуставным отношениям, у многих новобранцев начиналась еще задолго до того, как они надевали военную форму.
Распространенное заблуждение по поводу советской армейской «дедовщины» состоит в том, что она опиралась исключительно на методы физического насилия. Избиения военнослужащих младших призывов «стариками» и издевательства над «молодыми» иного рода действительно случались, и во множестве, но это был «беспредел» – пьяный кураж «дедов», стремление лишний раз показать свое иерархическое превосходство. Сама атмосфера армейского уклада жизни, в котором господствовала «дедовщина», с первых дней пребывания «духа» в подразделении настраивала новобранца на определенные правила поведения и беспрекословное подчинение старослужащим.
Культ «дедов»
Основной закон «дедовщины»: «дух» не должен перечить «дедушке», по сроку службы наделенному непререкаемым авторитетом – приказы «деда» обсуждению не подлежат. В данном случае этот постулат корреспондируется с уставным армейским правилом «командир всегда прав» и одновременно с тюремными понятиями, когда решение вора в законе обязательно к исполнению. «Дед» в армии одновременно командир и моральный авторитет, чей статус прямо пропорционален сроку его службы.
В советских армейских частях, где процветала «дедовщина», старшинство по званию не имело для «дедов» никакого значения, поскольку, если сержантами являлись военнослужащие младшего призыва, то они были не вправе приказать старослужащему заняться, к примеру, хозяйственными работами – уборкой казармы, плаца части, столовой и т.п. По понятиям «дедовщины», «дед» вообще должен сторониться инвентаря, связанного с наведением порядка и чистоты в роте, на прилегающей к воинской части территории и в хозпомещениях.
Существовали многочисленные условности-традиции, которые «дедами» принято было соблюдать. К примеру, в «стодневку» (когда начинался отсчет со 100 дней до приказа о демобилизации), «деды» отдавали «духам» масло, а в ответ молодой воин должен был без запинки ответить, сколько «дедушке» осталось служить.
Правила для «черпаков»
При «дедовщине» то, что дозволено «дедам», не разрешается «черпакам» (промежуточному иерархическому звену в Советской Армии, военнослужащим срочной службы с полуторагодовым армейским стажем). «Черпаки» должны дождаться призыва «своих» «духов», чтобы, став «дедами», иметь над ними абсолютную власть. Пока же они, по негласным армейским законам, обязаны контролировать «духов», что бы те «блюли себя» и не зарывались.
«Черпак» также не участвовал в уборке помещений (территорий) и чурался черновой работы, которую должны были выполнять «духи».
Если не «золотой», то только одни обязанности
«Дух» по неформальным армейским законам Советской Армии, самый бесправный военнослужащий – у него сплошные обязательства, «духи» должны «летать», пока не дослужатся до «черпаков». Исключение составляли только «золотые» «духи» – «золотым» считался новобранец, который приходил в роту в единственном числе (подобное, хотя и редко, но случалось). «Золотого» «духа» «деды» не только не трогали, но обязаны были превозносить – иерархически, согласно канонам «дедовщины», этот воин стоял выше старослужащих.
«Духам»-первогодкам была заказана дорога в солдатскую чайную, запрещалось переделывать форму одежды. В ушитых брюках, шапках, с вставками в сапогах, погонах и шевронах ходили «деды», а «духи», чтобы не походить на них, должны были одеваться строго по уставу. Молодых солдат заставляли зашивать карманы (часто перед этим насыпав туда песок или наложив какой-нибудь щебенки) – так «духов» отучали ходить «руки в брюки».
По правилам «дедовщины», при получении из дома посылки, передачи, денежного перевода, «дух» обязан был поделиться с «дедами». Причем, старослужащие сами определяли, чего и сколько «изъять».
Неуставные звания: особенности неформальной иерархии
Армейскую общину можно с уверенностью приравнять к самостоятельной социальной структуре, где существует определенная иерархия. И речь в данном случае идет не о должностях, присваиваемых военнослужащим на государственном уровне, а о неуставных званиях. Таким образом происходит разграничение военнослужащих на группы относительно срока их службы. Переломным моментом стало сокращение срока до 1 года. Однако это не привело к упразднению неуставных званий в армии – они лишь несколько видоизменились.
Иерархия
Построение армейской дедовщины основано на наличии жесткой неуставной иерархии, которая базируется на продолжительности службы с момента призыва. Сокращение срока службы в армии позволило практически полностью устранить дедовщину, однако определенная градация между ступенями иерархии осталась. И чтобы лучше вникнуть во все ее тонкости, следует рассмотреть каждую ступень более подробно.
Запах
Это первая ступень иерархии, которая не учитывается большинством военнослужащих. После прибытия в часть, большинство военнослужащих ошибочно полагает, что они сразу становятся «духами». Однако это не так. Дело в том, что по армейским меркам призывник, пусть даже и прошедший распределение, еще не является солдатом. По определению, он лишь запах солдата.
После распределительного пункта, призывник может быть отправлен в следующие места:
Как правило, период обучения продолжается не более двух месяцев. Переход на следующую ступень осуществляется лишь после принятия присяги, когда призывник станет полноценным солдатом.
Находясь на карантине, «запахи» приобретают следующие знания:
«Духи» носят данное звание в течение 100 дней. Иногда продвижение по иерархии наступает быстрее. В период пребывания в статусе «духа», солдат узнает обо всех «прелестях» армейской жизни. Речь идет об уборке, и ПХД, нарядах через день и т. д.
Следует заметить, что процесс уборки является отдельным армейским ритуалом. Умение наводить порядок в казарме считается целым искусством, которому духи обучаются с особой тщательностью. Но есть у этого и определенный плюс, ведь солдат на всю жизнь приобретает навык по наведению чистоты в жилом помещении.
Особенностью «духа» является наличие повышенных требований при полнейшем отсутствии прав. Высокие требования предъявляются к гигиене этих солдат. Если «дух» находится не на полевом выходе, а в расположении, то его обувь должна блестеть, он должен быть гладко выбрит и аккуратно подстрижен. За соблюдением данных требований в армии следят с особой тщательностью.
Значительное внимание уделяется и процессу заучивания устава. Речь идет о своде правил, который заучивается военнослужащим наизусть. Устав для «духов» является весьма привычным занятием. Опытные солдаты рекомендуют солдатам в данный период времени держаться вместе, что позволит им легче пережить его.
По истечении 100 дней службы, солдат из бестелесного «духа» становится «слоном». Так начинается новый период в его армейской жизни. Подобное звание свидетельствует о том, что военнослужащего можно нагружать всевозможными поручениями. И основой несения службы в данный период являются хозяйственные работы. Речь идет о следующих действиях:
Звание «слона» в армии закрепляется за солдатом до достижения 160 дня службы. А поскольку слон является выносливым животным, то и поручений в данный период времени будет немало. Однако таким образом закаляется характер бойца.
Рано или поздно в жизни каждого солдата наступает тот момент, когда происходит увольнение всех старослужащих солдат. Оно зависит от времени призыва и символизирует автоматический переход «слона» в «деда». В некоторых случаях данное звание получается уже спустя полгода после начала службы. Однако существует и промежуточное звание, которое «слон» получает в том случае, если увольнения предыдущего состава не наблюдается.
Черпаки или черепа
Приблизительно на 200 день службы, солдат становится «черепом». Другое название у данной должности – «черпак». Наименование выбирается в зависимости от установленных в части правил.
Этот период характеризуется облегчением жизни солдата. Он испытывает меньший контроль со стороны старослужащих, а его обязанности перед ними практически сводятся к нулю. Появляется личная свобода, а былые тяготы армейской жизни начинают переноситься все легче.
Ранее звание «череп» в Российской Армии было одним из основных, наряду с «дедом» и «слоном». Однако в 2008-м году, ввиду сокращения срока службы, прямая необходимость в нем попросту отпала. Поэтому на данный момент солдаты во многих частях становятся «дедами» сразу же после звания «слон».
В армии данное неуставное звание получают те солдаты, которые перешли с предыдущего призыва. Таким образом, они являются в казарме старожилами, оставаясь в этом звании вплоть до увольнения в запас.
Некоторые солдаты становятся «дедами», дослужившись до определенных воинских званий и имея личный состав в подчинении. Считается, что если «дед» скопил за время прохождение службы много негатива, то это непременно отразится на прибывших в подразделение «запахах».
В большинстве случаев приказ приходит дважды в год, за 100 дней до того, как срок службы солдата заканчивается. И несмотря на то, что дедовщина в современной армии уже не является столь явной, как раньше, некоторые ее черты все же сохранились.
Дембель
Это своеобразная вершина армейской иерархии, действующая в современной армии. Солдат становится «дембелем» тогда, когда выходит соответствующий приказ Министерства обороны. Звание сохраняется до того момента, когда солдату вручается военный билет командиром батальона.
При переводе в это звание также имеется своеобразный ритуал. Однако он куда более лояльный, чем в предыдущих случаях. Так, тумаки будущему «дембелю» наносятся нитью. Причем делается это через слой матрасов. При этом солдат должен изображать невероятную боль. Данный ритуал присутствует далеко не во всех частях.
Основной обязанностью «дембеля» является достойное окончание службы. Как правило, солдатам в данном звании предлагаются так называемые «дембельские аккорды». Речь идет о возможности сделать что-то полезное для части, в которой служил «дембель».
Очень важным этапом является подготовка формы. Никто не запрещает военнослужащему ехать домой в «гражданке», однако многие солдаты хотят предстать перед родными во всей красе, продемонстрировав им все знаки отличия.
Что изменилось в последние годы
На данный момент переход между званиями не является столь заметным. Объясняется это в первую очередь коротким периодом службы. Следует заметить, что в некоторых частях и вовсе отсутствует вышеописанный воинский жаргон, а подобным армейским традициям не придается особого значения.
Иногда взводы состоят исключительно из солдат одного призыва, руководство над которыми осуществляется сержантами-контрактниками. Таким образом, армейские традиции постепенно становятся пережитками прошлого. Однако в некоторых подразделениях солдаты, несмотря ни на что, остаются верны им.
Новое в блогах
«Этот человек будет южного рода и дважды изменит внешность. Большие бедствия потерпит от него Русь, он погибнет от смертельной раны », — сказал когда-то схимонах Авель, передает Коррупция.Инфо
В пророчестве несколько не понятно почему именно с юга. Однако, то что речь идет о преемнике великана Бориса не оставляет место для фантазии
За свои предсказания монах Авель жестоко поплатился. Он предсказал, когда умрут императрица Екатерина II и император Павел I, предсказал нашествия французов и сожжения Москвы, за что попал в тюрьму. Там он провел 20 лет, а затем по приказу императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевський монастырь, где и умер. В «Русской старине» за 1875 год были напечатаны выдержки из писем Авеля, с его «Жития» и «зело престрашных книг», в которых по мнению экспертов, и было пророчество для России.
«После семи десятков лет запустения бесы уйдут из России. Те, что останутся, будут переодеваться в «овечьи личины», оставаясь при этом хищными волками. Бесы будут править Русью, но под другими знаменами. На Руси появится второй Борис, титан-великан. Россия окажется на грани распада и уничтожения, и под видом возрождения былого величия будет уничтожаться последнее. После многих лет гадости и запустения, когда бесы будут терзать Россию, великан неожиданно уйдет, оставив после себя множество загадок. Великан будет блуждать по лабиринту, а на плечах у него будет сидеть невысокий человек с черным лицом( так называли иностранных шпионов). Он будет наполовину лысый наполовину волосатый и долго останется неизвестным, а потом будет выполнять роль слуги.
Этот человек будет южного рода и дважды изменит внешность.
Большие бедствия потерпит от него Русь, но пришел он и погибнет от смертельной раны. Будет война в горах, на Кавказе продолжительностью 15 лет, потом третья Таврическая война, там появится полумесяц и разделенная Таврида будет кровоточить. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси.
Бесы, рвущихся к власти, разобьются о медвежью голову и лапы, в которые воплотится дух предков русских. И придут самые страшные для Руси десять царей на час, тридцать тиранов на час: человек со шлемом и забралом, не раскрывает своего лица, безликий меченосец, закованный в кольчугу, проливающий кровь. Он из болота, а глаза его отливают зеленью, будет у власти, когда у него сойдутся две пятерки. Он упадет, но опять поднимется до высот и станет мстить всем за унижение. Его долго не смогут свалить, но потом он будет сброшен в бездну.
Другой будет длинноносым, ненавистным всем, но сплотит вокруг себя большую силу. Человек, сидящий на двух престолах соблазнит еще пять таких же, как он, но на четвертой ступеньке лестницы они упадут бесславно. Человек с нечистой кожей. Он будет наполовину лысый наполовину волосатый. Мелькнет метеором меченый и на смену ему придет Хромой, искалеченный, который будет страшно цепляться за власть. Затем Большая Дама с золотыми волосами приведет тройку золотых колесниц.
Hа самом юге черного арапського царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Будет большая изнурительная война креста с полумесяцем, в которую вмешаются мавры продолжительностью в 15 лет. Разрушится Карфаген, который будет возрожден и князь Карфагена будет третьим столпом объединения войск полумесяца. В этой войне будет три волны — туда и обратно. Когда страшная гибель грозит всем, придет Стремительный Государь, Великий Всадник, недолго правящий великий государь, Великий Гончар. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Hи одна тать не избежит расправы или позора. Пять бояр, близких к царю, будут преданы суду. Первый боярин — судья. Второй боярин бежит за границу и будет там пойман. Третий будет воевода. Четвертым будет рыжий. Пятого боярина найдут мертвым в своей постели. Начнется крупное обновление.
На Руси будет большая радость — возвращение короны и принятие под корону всего большого древа ».
Всех бесит не поражение Левандовски, а победа Месси. Почему «Золотой мяч» никогда не будет объективной наградой
Все, кто возмущен тем, что «Золотой мяч»-2021 отдали не Роберту Левандовски, а Лео Месси (а таких очень много), – давайте честно, вас же бесит то, что приз отдали аргентинцу, а не то, что прокатили нападающего «Баварии».
Выиграй, например, Жоржиньо или Карим Бензема, большинство из вас, наверное, пожало бы плечами и сказало «Ну, окей». Награда для Левандовски важна не сама по себе, потому что он ее заслужил, а как очередная проигранная битва против Месси и Криштиану. Поляк – просто очередная фигура в списке павших в этом сражении вслед за Весли Снайдером, Франком Рибери, Мануэлем Нойером и Виргилом ван Дейком. Еще один хороший парень, который так и не стал супергероем и не победил надоевших всем монстров.
Довольно забавно читать комментарии в духе «ФИФА и УЕФА – мафия». Потому что сейчас эти две, безусловно, подгнившие организации не имеют отношения к «Золотому мячу». France Football разошелся с международной федерацией еще в 2015-м. Или высказывания типа «да те, кто голосуют за Месси, больше никого не знают». Сейчас, как и до коллаборации с ФИФА, обладателя приза выбирают журналисты – то есть те, кто как раз в теме. В отличие от тренеров и особенно игроков – большинство последних не скрывает в интервью, что футбол особо не смотрит.
Например, когда в 2010 году «Золотой мяч» выиграл Месси, среди журналистов победил Снайдер, дотащивший Голландию до финала чемпионата мира и взявший с «Интером» Лигу чемпионов, а на втором месте был Андрес Иньеста. Но голоса тренеров и капитанов национальных сборных перевесили. То же самое было и в 2013-м – среди прессы победил Рибери, но «Золотой мяч» достался Криштиану.
Так что проводись сейчас премия в том же формате, как в 2010-2015 годах, – нет сомнений, что первым стал бы Лео, вторым – Криштиану, а дальше с огромным отрывом Левандовски замкнул бы тройку. Поэтому глупо валить все на голосующих, которые якобы ведутся на самое громкое имя, это не так.
Так почему же с момента церемонии прошла ночь, а чувство какой-то неловкости все еще никак не уйдет?
Как кажется, тут проблема в самом формате «Золотого мяча» – критерии, по которым он вручается, максимально размыты – и в нашем восприятии этих критериев.
В этом году была уже 65-я церемония, и примерно 50 из них все было довольно просто. Футбол был литературой – в том смысле, что про него по большей части читали, а не смотрели. Телетрансляций было мало, поэтому мнение журналистов и народная молва были основополагающими. Поэтому с личными наградами вроде «Золотого мяча» все было просто: сыграл круто на чемпионате мира или Европы, которые показывают по ТВ, твоя команда взяла трофей или остановилась рядом – и индивидуальный приз твой.
Взять даже двух советских обладателей награды. Думаете, кто-то видел, как Лев Яшин или Игорь Беланов играли в чемпионате СССР? Конечно, нет. Первому дали «Золотой мяч» за впечатляющий перформанс в выставочном матче к столетию Английской федерации футбола и взятый от Сандро Маццолы пенальти в матче отбора ЧЕ-1964 с Италией. Второму – за четыре гола на ЧМ-1986 и Кубок Кубков в составе киевского «Динамо».
То есть нужен был какой-то яркий хайлайт, который бы все зацепил. Как с Фабио Каннаваро в 2006-м, который средне играл до чемпионата мира и совсем слабо – после него, но на мундиале был просто богом.
Будь сейчас все так же, как и раньше, «Золотой мяч» наверняка достался бы Жоржиньо. Итало-бразилец выиграл с «Челси» Лигу чемпионов, со сборной – чемпионат Европы и в решающих стадиях обоих турниров был очень хорош.
Сейчас все изменилось: из любой точки мира можно смотреть любой матч из топ-чемпионатов и следить за каждой игрой Месси, Левандовски, Жоржиньо или Мбаппе. Любой яркий момент через минуту разлетается по соцсетям и Youtube. Разнообразная статистика разной степени продвинутости позволяет оценить перформанс любого игрока и смотреть не только на количество забитых голов и ассистов, но и на другие менее очевидные показатели вроде xTreath или количества прессинг-действий.
Казалось бы, выбирать того, кто лучше всех играл в футбол в конкретном календарном году (а именно за это, по идее, дают «Золотой мяч» лучшему игроку года), должно стать проще, а сам выбор – стать максимально объективным и обоснованным.