Что такое золотник в технике
Золотник (распределитель)
Золотни́к, золотниковый клапан — устройство, направляющее поток жидкости или газа путём смещения подвижной части относительно окон в поверхности, по которой она скользит.
Содержание
Применение
Устройство
Коробчатый золотник представляет собой перевёрнутую коробку 1, попеременно перемещаемую золотниковой тягой 2 вправо и влево по золотниковому зеркалу 3 с прямоугольными окнами 4 и 5. В зависимости от положения золотника, окна сообщаются или с замкнутым пространством 6, окружающим золотник и заполненным рабочим телом, или с полостью 7, соединённой с атмосферой или конденсатором.
Недостаток коробчатого золотника — неуравновешенность, вследствие которой рабочее тело сильно прижимает его к зеркалу, что вызывает износ трущихся поверхностей и требует значительных усилий для передвижения золотника.
Цилиндрический золотник по принципу действия аналогичен коробчатому, но полностью уравновешен. Такой золотник обычно имеет два поршня 1 и 2 на общем штоке 3, перемещающихся в снабжённой окнами втулке 4. В системах гидравлического регулирования высокой точности цилиндрическому золотнику иногда сообщают непрерывное вращательное движение вокруг оси или колебательное вдоль оси с целью повысить чувствительность системы путём замены трения покоя трением скольжения.
На советских паровозах наибольшее распространение получил раздвижной цилиндрический золотник Трофимова. От обычного золотника он отличается тем что поршни не закреплены жёстко на штоке, а могут перемещаться вдоль него. Максимальное (рабочее) расстояние между поршнями ограничивается с помощью упорных шайб. Такая конструкция позволяет отказаться от специальных устройств беспарного хода (устройств, снижающих сопротивление перемещению паровоза на выбеге при закрытом регуляторе) — байпассов. При закрытии регулятора оба поршня золотника смещаются к середине, обеспечивая соединение рабочих объёмов цилиндра друг с другом через выхлопной коллектор. При открытии регулятора пар раздвигает поршни, и золотник Трофимова начинает работать как обычный цилиндрический золотник.
Крановый золотник по существу представляет собой коробчатый золотник 1, согнутый вокруг оси, перпендикулярной направлению его движения, и вставленный в цилиндрическую втулку 2 с двумя окнами 3 и 4. Качаясь вокруг неподвижной оси 5, золотник сообщает или разобщает окна с камерами 6 и 7.
Карбюраторные двухтактные двигатели
Золотниковый газораспределительный механизм также применяется на карбюраторных двухтактных двигателях внутреннего сгорания, представляет вращающуюся текстолитовую шайбу с профилированным сегментным вырезом, предназначен для регулирования подачи топливовоздушной смеси. Привод — от коленвала двигателя.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Золотник (распределитель)» в других словарях:
Золотник — Золотник: Золотник старая русская единица измерения массы. (1/96 фунта ≈ 4,26575417 г) Золотник распределитель жидкости или газа. Список з … Википедия
Гидравлический распределитель — (гидрораспределитель) устройство, предназначенное для управления гидравлическими потоками в гидросистеме с помощью внешнего воздействия (сигнала) … Википедия
Зол — Золотник: Золотник старая русская единица измерения массы. (1/96 фунта ≈ 4,26575417 г) Золотник (распределитель) распределитель жидкости или газа … Википедия
Золотниковый гидрораспределитель — Золотниковый гидрораспределитель гидравлический распределитель, в котором запорно регулирующим элементом служит золотник. В качестве золотника чаще всего выступает плунжер переменного диаметра (рис. 1). Однако известны и другие конструкции… … Википедия
Паровая машина — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию пара в механическую работу возвратно поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина любой двигатель внешнего сгорания … Википедия
Паровая тяга — Паровая машина тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу возвратно поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина любой… … Википедия
Паровой двигатель — Паровая машина тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу возвратно поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина любой… … Википедия
ГОСТ Р 52720-2007: Арматура трубопроводная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52720 2007: Арматура трубопроводная. Термины и определения оригинал документа: 2.29 авария: Разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрывы и/или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — глубины хода рабочих органов (САРГ), комплекс устройств гидросистемы трактора обеспечивающий работу с. х. машин на режимах регулирования силового и позиционного (для навесных машин с опорными колёсами и без них), высотного (для навесных,… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
система автоматического регулирования — глубины хода рабочих органов (САРГ), комплекс устройств гидросистемы трактора обеспечивающий работу сельскохозяйственных машин на режимах регулирования силового и позиционного (для навесных машин с опорными колёсами и без них), высотного… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Золотник (технич.)
Золотни́к, золотниковый клапан — устройство, направляющее поток жидкости или газа путём смещения подвижной части относительно окон в поверхности, по которой она скользит.
Применение
Устройство
Коробчатый золотник представляет собой перевёрнутую коробку 1, попеременно перемещаемую золотниковой тягой 2 вправо и влево по золотниковому зеркалу 3 с прямоугольными окнами 4 и 5. В зависимости от положения золотника, окна сообщаются или с замкнутым пространством 6, окружающим золотник и заполненным рабочим телом, или с полостью 7, соединённой с атмосферой или конденсатором.
Недостаток коробчатого золотника — неуравновешенность, вследствие которой рабочее тело сильно прижимает его к зеркалу, что вызывает износ трущихся поверхностей и требует значительных усилий для передвижения золотника.
Цилиндрический золотник по принципу действия аналогичен коробчатому, но полностью уравновешен. Такой золотник обычно имеет два поршня 1 и 2 на общем штоке 3, перемещающихся в снабжённой окнами втулке 4. В системах гидравлического регулирования высокой точности цилиндрическому золотнику иногда сообщают непрерывное вращательное движение вокруг оси или колебательное вдоль оси с целью повысить чувствительность системы путём замены трения покоя трением скольжения.
Крановый золотник по существу представляет собой коробчатый золотник 1, согнутый вокруг оси, перпендикулярной направлению его движения, и вставленный в цилиндрическую втулку 2 с двумя окнами 3 и 4. Качаясь вокруг неподвижной оси 5, золотник сообщает или разобщает окна с камерами 6 и 7.
Золотник
старая русская мера веса (массы), равная 4,266 г или 1 /96 фунта. Название «З.» происходит от слова «золото», т.к. ещё в 10 в. в Киевской Руси З. представлял собой золотую монету (см. также Златник).
подвижный элемент системы управления тепловым или механическим процессом, направляющий поток рабочей жидкости или газа в нужный канал путём смещения относительно окон в поверхности, по которой он скользит. З. применяют в поршневых паровых машинах, где с их помощью осуществляется парораспределение, в системах регулирования паровых турбин, пневматических механизмах, системах гидроавтоматики и т.п. Коробчатый З. (рис. 1) представляет собой перевёрнутую коробку 1, попеременно перемещаемую золотниковой тягой 2 вправо и влево по золотниковому зеркалу 3 с прямоугольными окнами 4 и 5. В зависимости от положения З. окна сообщаются или с замкнутым пространством 6, окружающим З. и заполненным рабочим телом, или с полостью 7, соединённой с атмосферой или конденсатором. Недостаток такого З. — неуравновешенность, вследствие которой рабочее тело сильно прижимает его к зеркалу, что вызывает износ трущихся поверхностей и требует значительных усилий для передвижения З. Цилиндрический З. по принципу действия аналогичен коробчатому, но полностью уравновешен. Такой З. обычно имеет два поршня 1 и 2 (рис. 2) на общем штоке 3, перемещающихся в снабженной окнами втулке 4. В системах гидравлического регулирования высокой точности цилиндрическому З. иногда сообщают непрерывное вращательное движение вокруг оси или колебательное вдоль оси с целью повысить чувствительность системы путём замены трения покоя трением движения. Крановый З. (рис. 3) по существу представляет собой коробчатый З. 1, согнутый вокруг оси, перпендикулярной направлению его движения, и вставленный в цилиндрическую втулку 2 с двумя окнами 3 и 4. Качаясь вокруг неподвижной оси 5, З. сообщает или разобщает окна с камерами 6 и 7.
З. называется также воздушный невозвратный клапан автомобильной Шины.
Лит.: Лемберг М. Д., Системы гидроавтоматики, М. — Л., 1965; Веллер В. Н., Автоматическое регулирование паровых турбин, М., 1967.
Рис. 1. Коробчатый золотник: 1 — коробка; 2 — тяга; 3 — золотниковое зеркало; 4, 5 — окна; 6 — замкнутое пространство; 7 — полость.
Рис. 2. Цилиндрический золотник: 1, 2 — поршни; 3 — шток; 4 — втулка.
Рис. 3. Крановый золотник: 1 — коробка; 2 — втулка; 3, 4 — окна; 5 — ось; 6, 7 — камеры.
Золотник
Золотник – направляющий подвижный элемент системы управления тепловым или механическим процессом. Золотник направляет поток газа или рабочей жидкости в нужный канал посредством смещения относительно окон в поверхности, по которой он скользит. Золотники применяются в поршневых паровых машинах, где с их помощью осуществляется парораспределение; в системах регулирования паровых турбин; пневматических механизмах; системах гидроавтоматики и в других установках. Различают три типа золотников: коробчатый, цилиндрический и крановый.
Коробчатый золотник представляет собой перевернутую коробку, попеременно перемещаемую золотниковой тягой вправо и влево по золотниковому зеркалу с прямоугольными окнами. В зависимости от положения золотника окна сообщаются или с замкнутым окружающим золотником и заполненным рабочим телом, или с полостью, соединенной с атмосферой или конденсатором. Недостатком такого золотника является неуравновешенность, вследствие которой рабочее тело сильно прижимает его к зеркалу, что вызывает износ трущихся поверхностей и требует значительных усилий для передвижения золотника.
Цилиндрический золотник по принципу действия аналогичен коробчатому, но в отличие от коробчатого является полностью уравновешенным. Такой золотник обычно имеет два поршня на общем штоке, перемещающихся в снабженной окнами втулке. В системах гидравлического регулирования высокой точности цилиндрическому золотнику иногда сообщают непрерывное вращательное движение вокруг оси или колебательное вдоль оси с целью повысить чувствительность системы путем замены трения покоя трением движения.
Крановый золотник, по существу, представляет собой коробчатый золотник, но согнутый вокруг оси, которая перпендикулярна направлению его движения, и вставленный в цилиндрическую втулку с двумя окнами. Качаясь вокруг неподвижной оси, золотник сообщает или разобщает окна с камерами.
Золотником также называют воздушный невозвратный клапан автомобильной шины.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Золотник
Золотник Золотник – направляющий подвижный элемент системы управления тепловым или механическим процессом. Золотник направляет поток газа или рабочей жидкости в нужный канал посредством смещения относительно окон в поверхности, по которой он скользит. Золотники
Золотник
Золотник, или золотниковый клапан — устройство, направляющее поток жидкости или газа путем смещения подвижной части относительно окон в поверхности, по которой она скользит.
Цилиндрический золотник по принципу действия аналогичен коробчатому, но полностью уравновешен.
Такой золотник обычно имеет 2 поршня 1 и 2 на общем штоке 3, перемещающихся в снабженной окнами втулке 4.
В системах гидравлического регулирования высокой точности цилиндрическому золотнику иногда сообщают непрерывное вращательное движение вокруг оси или колебательное вдоль оси с целью повысить чувствительность системы путем замены трения покоя трением скольжения.
На советских паровозах наибольшее распространение получил раздвижной цилиндрический золотник Трофимова.
От обычного золотника он отличается тем что поршни не закреплены жестко на штоке, а могут перемещаться вдоль него.
Максимальное (рабочее) расстояние между поршнями ограничивается с помощью упорных шайб.
Такая конструкция позволяет отказаться от специальных устройств беспарного хода (устройств, снижающих сопротивление перемещению паровоза на выбеге при закрытом регуляторе) — байпассов.
При закрытии регулятора оба поршня золотника смещаются к середине, обеспечивая соединение рабочих объемов цилиндра друг с другом через выхлопной коллектор.
При открытии регулятора пар раздвигает поршни, и золотник Трофимова начинает работать как обычный цилиндрический золотник.
Крановый золотник по существу представляет собой коробчатый золотник 1, согнутый вокруг оси, перпендикулярной направлению его движения, и вставленный в цилиндрическую втулку 2 с 2 мя окнами 3 и 4.
Качаясь вокруг неподвижной оси 5, золотник сообщает или разобщает окна с камерами 6 и 7.