Что такое золотая русь
Что такое золотая русь
В оформлении обложки использована репродукция картины «Поход Вольги» художника Бориса Михайловича Ольшанского
© Ольшанский Б.М., иллюстрация, 2016
© ООО «Яуза-пресс», 2016
Автор уже писал – и довольно подробно – о фактическом отсутствии в Северной Руси (Великороссии) монголо-татарского гнета в XIII–XIV веках. Ну как можно называть гнетом ситуацию, когда страна с двухмиллионным населением платила дань Орде в сумме 8000 низовых рублей серебра – то есть цене 6000 тонн зерна ржи! Или 3 кг зерна ржи с человека в год. Имела самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. И вела торговлю с ханами по Волжскому торговому пути, связавшему Амстердам и Пекин.
Однако Золотая Орда «контролировала» лишь часть русской территории – огромные земли в богатой Галиции захватили поляки и венгры. Другие земли Беларуси и Украины почти без боя вошли в состав Великого княжества Литовского. А огромные и богатые земли Новгорода, Пскова и Смоленска вообще сохранили полную независимость, не имея даже мягкой вассальной зависимости, как Владимир и Суздаль от Орды или Минск от Литвы. Т. о., во второй половине XIII века на руинах Киевской Руси формируются сразу четыре конкурирующих цивилизационных проекта – Московская Русь, Новгородская Русь, Литовская Русь, Украина.
Москва получила преимущество благодаря взаимовыгодному союзу с Ордой, но и у других проектов тоже были серьезные козыри. Почему же эти пути развития оказались тупиковыми? Почему не состоялись ни Новгородская, ни Литовская, ни Галицкая (Украинская) Русь, а Москва возвысилась до статуса мировой державы, став наследницей Золотой Орды, евразийской Золотой Русью?
Почему, в конце концов, пока Россия становилась мировой державой, Украина стала – тем, чем она сейчас стала. Бесноватые пляски под идиотские выкрики «Кто нэ скачет, тот москаль». Такие же политики, беспредельно ворующие, дерущиеся под кинокамеру, как безумная свора собак, пресмыкающиеся перед Западом, радостно, по-холопски. И столь же яростно, до безумия, ненавидящие Россию и все русское. Взрывающие свои же опоры ЛЭП, ведущие в Крым. И при этом гробя свои электрические системы. Потом кое-как, обвиняя мифических, словно это марсиане, русских диверсантов, приступают к восстановлению ЛЭП. Чтобы, не достроив, снова их сломать опять. Тут даже чеховский злоумышленник просто отдыхает. Но – зачем все это? И как так вышло, что Украина, подобно России, пережила лихие 90-е годы, в нулевые годы устроила майдан, а в десятые повторила и его, и новый нырок в эти самые 90-е – повторно, безоглядно и в гораздо более жестоком и саморазрушительном варианте? Причем вразнос Украина пошла именно тогда, когда стало очевидно: Россия стала выходить из военного, политического, экономического, технологического и связанного с ними демографического кризисов. А Украина вновь вляпалась во все эти кризисы по полной. Но как такое могло произойти? Ведь чем была и считалась Украина и в СССР, и в Российской Империи? Выражаясь словами крупнейшего хозяйственника и похитителя комсомолок и спортсменок товарища Саахова, была она и кузницей, и житницей, и здравницей огромной державы. Имела лучшие в стране промышленные предприятия, верфи Крыма, Николаева, Одессы, передовой оборонный комплекс, богатейшие черноземы и развитое сельское хозяйство. И после распада СССР эта страна собиралась жить, как Франция. Но – не вышло. Экономика, технологии, навыки, уровень подготовки кадров – все стало рушиться. Россия же, наоборот, начиная с нулевых годов стала возрождаться и укрепляться. Почему? Ну, действительно: в составе СССР республика работала. И элита республиканская считалась в Союзе и компетентной, и образованной. Куда же все это пропало? Как известно, история любит повторяться. На новом уровне, развиваясь циклично, но – повторяться. Поэтому в этом вопросе будет полезно посмотреть на нашу общую историю.
Когда нам показывают, как малые дети «балакают» на камеру: «москаляку на гиляку», мы понимаем, что это – черный перебор. Со стороны взрослых. Но дурные дела там начались еще в 1320-годы, то есть при Иване Калите. Когда погибли три князя подряд, и все трое как-то странно – туманным и непонятным образом. Сначала Лев II и Андрей, а потом католик Болеслав-Юрий. Избран он был в соответствии с русским наследственным правом. При избрании на престол принял православие. А потом – оставил православный обряд и снова перешел в католичество. Вот это как? Да за такое, по понятиям Северной Руси, кощунство на престоле, любой князь в Новгороде, Владимире или Смоленске был бы немедленно сброшен в Волхов, Клязьму или Днепр. А в Галиции – ничего, прокатило. Несмотря на то что с северо-запада Русь подпирали куда более продвинутые немцы и шведы, а в Галиции – всего лишь поляки и венгры. Не было духовных сил сопротивляться? Ведь этот князь-перевертыш тоже погиб непонятно как. Как так могут погибнуть целых три легитимных правителя подряд? Причем это последние легитимные правители Галицкой Руси. И самое странное – эта историческая загадка остается таковой по сегодняшний день.
Дальше последовали – 50-летняя война за Галицкое наследство, захват Галиции Польшей, уния в Литовском княжестве, еще одна, и, наконец, печально известная Брестская уния 1596 года, развязавшая русско-польские войны и украинские восстания.
Что такое золотая русь
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Свержение монголо-татарского ига
Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.
Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.
Последствия монголо-татарского нашествия
Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.
Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.
В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.
Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.
«Черный пиар» против Золотой Руси из Хабаровска перешел во Владивосток
«Черный пиар», затеянный против известной на Дальнем Востоке ювелирной сети «Золотая Русь», переместился в соседний регион. Лица, причастные к конкурирующей фирме, практически в открытую пытаются раздуть скандал с якобы поддельным изделием, продающемся в Хабаровске, сообщает ИА AmurMedia.
В нескольких популярных приморских Инстаграм-пабликах появилось сообщение о том, что в одном из магазинов ювелирной сети «Золотая Русь» в Хабаровске продается якобы поддельный золотой браслет.
«Золотая Русь торгует подделками по цене в два раза дороже оригинала!» — пишет от имени неизвестного пользователя владивостокский паблик vdk_news24.
Переписка в Инстаграм. Фото: скрин интернет-страницы
Однако многие из пользователей скептически отнеслись к озвученному факту:
«Думайте прежде чем пишите. Браслет золотой. А статья эта очень на заказуху смахивает. Ни ответа, ни привета», — пишет читатель владивостокского паблика vdk_news24 под ником alexandrabav. (Здесь и далее орфография и пунктуация авторские — ред.)
Ранее точно такие же сообщения, только от пользователя с ником elenakorobko1 распространялись в хабаровских Инстаграм-пабликах. Отличие было лишь в том, что профиль «правдолюбца» был закрыт для посторонних. Однако хабаровские пользователи сети Инстаграм рассекретили анонима. Да и после выхода сообщений в Инстаграм и публикации на ИА AmurMedia профиль, от чьего имени распространялось сообщение, стал общедоступным. Если его проанализировать, то можно сделать вывод, что его хозяйка тесно связана с конкурирующей компанией — кроме фотографий там имеется активная ссылка на официальный сайт компании. Этот факт не ускользнул от внимания интернет-сообщества, которое не поддержало стремление elenakorobko1 «вывести конкурентов на чистую воду»:
«Чем кого-то клеветать, научитесь торговать», — пишет aleksandr_home_studio27.
Представители ТД «Золотая Русь» заявили, что ни факта продажи якобы поддельного изделия, ни претензий покупателей по этому поводу зафиксировано не было. Более того, изделие, о котором идет речь, и вовсе продавалось в комиссионном отделе.
— Браслет, о котором идет речь, был сдан в ломбард частным лицом, и после того как залогодатель его не выкупил, оно попало в комиссионный отдел, — говорит коммерческий директор ТД «Золотая Русь» Вячеслав Мурзин. — Что касается распространяемой информации – там очень много надуманного. Этот браслет пришел к нам не от поставщика, а был сдан в ломбард, как обыкновенное золотое изделие. Он золотой, и соответствует пробе и весу.
Каким будет следующий ход настойчивого «анонима», покажет время. По мнению редакции, оценку столь нечистоплотным действиям лиц, по-видимому, причастным к конкурентам, должно дать не только профессиональное сообщество, но и покупатели и правоохранительные органы.
Напомним, что скандалы с ювелирными изделиями возникают не в первый раз. Так, в конце прошлого года ТД «Золото» оказался замешанным в скандал — двум покупательницам (в Хабаровске и Владивостоке) были проданы кольца с плавленным кварцем вместо изумруда. Тогда, вместо того, чтобы с честью выйти из неприятной ситуации, гендиректор ТД «Золото» господин Коробко попытался облить грязью всех участников истории — обвинил чиновницу из Роспотребнадзора, комментировавшую факт со сложными обозначениями на бирках, во лжи, про покупательницу и вовсе высказался, мол, «не все в порядке с головой», а вся шумиха в СМИ — «клевета».
Ювелирная сеть «Золотая Русь» подвела итоги года
22 года исполнилось накануне компании «Золотая Русь». Компанию основали трое друзей-геологов. Одним из них был отец ныне коммерческого директора Вячеслава Мурзина, который уже с 14-ти лет во время летних каникул помогал отцу. Со временем в Хабаровске открылся «Гранд Салон «Золотая Русь». Текущий же год для торгового дома был богат на события: в одном из салонов прошла уникальная выставка 18-каратного бриллианта, впервые открывается торговая точка в Якутии, а также компания вновь вошла 100 лучших ювелирных брендов России
В настоящее же время, компания «Золотая Русь» насчитывает более 70-ти магазинов по всему Дальнему Востоку, а также в Китае, в которых трудоустроено порядка 500 сотрудников. Контролировать такую обширную сеть не просто, но в компании нашли выход.
Процесс обучения в компании довольно длительный, так как при работе с драгоценными изделиями необходимо учитывать множество факторов: металлы и сплавы, стиль и мода, поставщики, безопасность и ещё целый ряд критериев. Ежедневно сотрудники компании усваивают ту или иную технологию и два раза в год проходят аттестацию. На первый взгляд – это не просто, но подобный подход себя оправдывает и вдохновляет сотрудников на дальнейшую работу.
В Гранд-Салоне «Золотая Русь» (Хабаровск)
За 22 года у компании произошло немало интересных событий. Не стал исключением и текущий год. Одним из главных событий уходящего года стала совместная акция с ювелирным домом «Chamovskikh» из Екатеринбурга.
Ещё одно немало важное событие – открытие новых магазинов. До конца года сеть будет насчитывать 75 торговых точек. В том числе, впервые «Золотая Русь» откроет салон в Якутии в г. Нерюнгри.
Положительные результаты в этом году принесли и участие в различных Всероссийских выставках. Уже пятый год подряд компания входит в ТОП-100 лучших ювелирных брендов в России. Да и сам Гранд-Салон в Хабаровске можно назвать произведением ювелирного и художественного искусства. Многие поставщики из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы других регионов, посещая салоны компании, предлагают открыть салоны в их городах.
Сама компания не стоит на месте постоянно развивается и даже «заглядывает в будущее». Уже сейчас Вячеслав знает, что будет пользоваться популярностью в следующем году.
Останутся в моде изделия из эмали, керамические изделия, альтернативные украшения. В настоящее время идёт запрос на более простое, более ноское, но и объёмные украшения останутся популярны.
В Гранд-Салоне «Золотая Русь» (Хабаровск)
«Ювелирный ревизорро» побывал в ювелирной сети «Золотая Русь» г.Хабаровск
Компания: Ювелирная сеть «Золотая Русь»
Город: Хабаровск (сеть по всему ДФО)
Количество салонов: 55
Сегмент: Средний (отдельные салоны для premium-сегмента)
Количество ювелирных консультантов: 340
Сайт: http://zolrus.ru/
Работа ювелирного консультанта:
ПЕРВЫЙ КОНТАКТ: Подошли к клиенту: на 38 секунде. Первая фраза: “Добрый день. В этом зале у нас представлены украшения с цветными полудрагоценными камнями. Вы у нас впервые?”
ПОТРЕБНОСТИ: Украшение выбиралось на подарок. Консультант много узнал технических деталей (размер, металл, камень), но крайне мало внимания было уделено одариваемому человеку (кому, что носит, как одевается и т.д.)
ПОДБОР: Подбор происходил по-витринно: на каждой витрине предлагалось несколько вариантов, которые подходили клиенту по техническим параметрам. Особенных инструментов или экспертных рекомендаций не было.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Помимо технических характеристик, можно выделить 2 основных отличия, которые зацепили в презентации: 1) Формулировки сопричастности: “Т.е. будем смотреть с чуть бОльшим кимнем?”, “Итак, что мы решили…” 2) Презентация стилей украшения “Классическое кольцо, при этом, взгляните, во флористическом стиле. Сейчас такие модные”.
ПРОДАЖА: После презентации последовало открытое и мягкое побуждение: “Знаете, давайте остановимся вот на этом варианте. И Вам оно больше понравилось и модель новая, интересная. У Вас карта наша есть?”
3 ОТЛИЧНЫЕ ИДЕИ:
1. Хранение размерных рядов. Крайне функциональное использование торгового оборудования. Размерные ряды моделей хранятся в формате планшетной выкладки. Клиенты салона не увидят ситуацию, когда консультант достает на витрину пошарпанный контейнер и рыскается среди мятых пакетиков. Красота!
2. Использование тейбл-тентов в витринах. Идея простая, но мало кто ее использует сегодня – размещение информационных табличек в витрине. Таким образом, пока клиент выбирает, витрина уже начинает подогревать его интерес. Количество информации рекомендую сократить, чтобы увеличить шрифт (кратно). Тогда все смогут увидеть.
3. Представленность ассортимента. Пожалуй, самое большое количество украшений на квадратный метр, которое я видел (особенно, учитывая сегмент компании). Что удивило – качество выкладки ассортимента и наличие “красных диванов” в коллекциях. Под “красным диваном” я имею в виду украшения, которые притягивают внимание. Они, скорее всего, не самые оборачиваемые, но позволяют создавать впечатление, в целом, оригинального и интересного ассортимента.
P.S. Точно рекомендовал бы протестировать на нескольких салонах/витринах сокращение на 30-50% ассортимента. Оборачиваемость – то, над чем каждый сегодня должен задуматься.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Сделать рекомендации по выбору украшений в одном стиле. В одном салоне насчитал 4 рекомендации по подбору личного талисмана (по зодиаку), каждые из которых были оформлены по-разному. Но самое главное – информация в них также отличалась. Рекомендую привести к общему виду информацию и дизайн. Кстати, левый стенд настенный – один из самых стильных и информативных, которые мне встречались!
2. Использовать в коммуникациях с клиентами предпочтения знаменитых личностей. В интерьере используются портреты царских персон в ювелирных украшениях. Рекомендую подписать, какие камни инкрустированы в царские украшения и использовать эту информацию при общении с клиентами 35-40+
3. Оформить анкету покупателя на фирменном бланке. Анкета покупателя – точка контакта компании. Сделать для этого отдельный бланк А5 формата – не очень накладная история. Также рекомендую убрать М/Ж обозначение и добавить поле для e-mail. Да, их оставляют не часто (в блоге я писал, как увеличить количество емейлов в 13 раз), но если этого не сделать, через несколько лет, так или иначе, Вы скажете: «Нужно было раньше начинать».
Автор: Артур Салякаев
Эксперт по продажам в ювелирном ритейле
Основатель компании «Ювелирный альманах»