Что такое зодчество музыкальное
Архитектура как «застывшая музыка»: здания, которые можно слушать
Гете называл архитектуру застывшей музыкой – в этом смысле показательна цитата из его Фауста: «Звучит триглиф, звучат колонны, свод, и дивный храм как будто весь поет», – и это не просто образ: обе области искусства, архитектура и музыка, действительно тесно связаны между собой и созвучны друг другу. Музыка невидима, а архитектура неслышима, но ассоциативно можно «видеть» музыку и «слышать» архитектуру.
Американский музыкант Дэвид Бирн прошел большой путь от игры в клубе CBGB в трущобах Нью-Йорка до аншлага в Карнеги-холл. Связь музыки и того пространства, в котором ее исполняют, интересовала его всегда – не так давно музыкант даже представил свою книгу «Как действует музыка». О том, как музыка меняется в угоду конкретному пространству, где она будет исполнена, он размышлял во время своего выступления на TED Talks. Бирн уверен, из-за ревербераций в таких залах, как Карнеги-холл, музыка должна была быть несколько менее ритмичной и более текстурной. Вместе с тем, джазовые ансамбли раньше играли на речных судах и в клубах, в небольших помещениях, где люди танцевали, кричали и выпивали. Поэтому такая музыка должна была быть достаточно громкой, чтобы ее было слышно.
Вместе с тем, верно и другое: музыка не только подстраивается под пространство, в котором ее будут играть, но и формирует его. В 1877 году британский историк искусства Уолтер Патер заметил: «Все искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», и архитектура, конечно, не исключение – построенная на ритмах и гармонии, она состоит из эквивалентных аккордам элементов: колонны, аркада, трифорий, галереи и прочее. Статья на эту тему была, в частности, у Architectural Review – Architecture Becomes Music. Мы расскажем о выдающихся архитектурных проектах, задуманных как «застывшая музыка».
Кардиффский оперный театр, Манфреди Николетти
Настоящий оперный театр в Кадиффе – проект, реализованный архитектурным бюро Захи Хадид. Вторым лауреатом конкурса тогда стал итальянский архитектор Манфреди Николетти, который представил проект, созданный под большим влиянием традиционной итальянской оперной архитектуры, – Sea Wave. Вопреки названию, «волна» это не только буквальная волна Кадиффского залива, на берегу которого должно было разместиться здание, но и звуковая волна, которая разливается мелодией над слушателями. Прозрачная стеклянная крыша выполняет роль купола, запечатывает музыку, отгородив ее от агрессивной внешней морской среды. Вместе с тем, она минимизирует длину звуковых волн, увеличивая тем самым гибкость звучания всего ансамбля.
Свой концертный зал Манфреди Николетти спроектировал чуть позже и в Казахстане. Он не столь музыкален внешне, но и здесь можно проследить, как архитектурная форма складывается под влиянием музыки. Если при фронтальном осмотре здание кажется излишне грубым или резким, то при взгляде сверху оно напоминает раковину моллюска – раньше их использовали в том числе в качестве музыкальных инструментов.
Нереализованный проект Кадиффской оперы Манфреди Николетти
Проект концертного зала Манфреди Николетти в Казахстане
Experience Music Project, Фрэнк Гери
Проект Фрэнка Гери в Сиэтле – это симбиоз изобретательного дизайнерского взгляда на осязаемый объект и мелодии, под воздействием которой он родился, а именно виртуозной игры гитариста Джими Хендрикса. Вдохновением для формы музея даже послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он разбивал после каждого концерта. Впрочем, законченное здание «звучит» как оркестр, играющий на нескольких инструментах: саксофоне, ударных и пианино. Отказавшись от законов классической архитектуры, неутомимый экспериментатор Гери выразил музыкальную экспрессию в архитектурной форме: свою симфонию «играет», переливаясь на солнце, не только облицовка из нержавеющей стали, но и вся архитектура музейного центра: каждая из его частей спроектирована под влиянием формы того или иного музыкального инструмента, причем образ меняется в зависимости от точки зрения. Вместе с тем, в музее нет стен, и посетители легко могут переходить от одного экспоната к другому (и даже пробуя играть на них) – получается цельная музыкальная мелодия. Правильная акустика помещений (чтобы здание «звучало» не только снаружи, но и внутри) была для архитектора самой главной проблемой – из-за изогнутых крыши и стен добиться чистого звучания внутри было непросто.
Experience Music Project – саксофон
Experience Music Project – ударные
Experience Music Project – гитара
Другой проект архитектора Фрэнка Гери – здание Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Сердце одной из самых сложных акустических площадок мира – орган необычной формы, над которым Гери трудился вместе со звуковым проектировщиком Мануэлем Розалесом. Над установкой сложного музыкального инструмента они трудились целый год, но результат превзошел все ожидания – после первой репетиции музыканты концертного зала сказали: «Мы остаемся здесь». Причудливая форма здания это звук нетипичного органа, выраженный в архитектуре.
Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери
Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери
Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер
Совсем по-другому звучит построенный в стиле каталонского модерна концертный зал в Барселоне – Дворец каталонской музыки. Внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО он является единственным в Европе концертным залом с естественным освещением – свет проникает в помещение сквозь красочные витражи, которые богато украшают потолок и стены. На фасаде здания – бюсты Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Баха, Бетховена и Вагнера, но самое главное, это скульптурные композиции, олицетворяющие полет валькирий из оперы Вагнера. Подобно Вагнеру это здание и звучит: чувственно, но не чересчур пышно, гармонично, но не скупо.
Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер
Павильон Philips «Электронная поэма», Ле Корбюзье и Янис Ксенакис
Один из самых наглядных примеров того, как музыка рождает архитектуру и наоборот, это павильон Philips, спроектированный Ле Корбюзье для Международной выставки в Брюсселе в 1958 году. Над ним архитектор работал вместе с композитором и архитектором, греком по происхождению, Янисом Ксенакисом. К моменту начала работы над проектом павильона Ксенакис уже сформулировал своеобразную авторскую гипотезу о том, как музыка обретает архитектурную форму. Он говорил: «Архитектура охватывает трехмерное пространство, в котором мы живем. Выпуклые и вогнутые поверхности имеют большое значение как для звуковой, так и для визуальной сферы. Главное здесь – соблюдение пропорций. В идеале архитектура должна заботится не об украшательстве, а только о пропорциях и объемах».
О том, что при проектировании павильона композитор и архитектор использовал идеи из собственной оркестровой музыки, он говорил напрямую. На тот момент Ксенакис уже написал свое самое известное музыкальное произведение – «Метастазис». Оно начинается знаменитым глиссандо – медленно поднимающимся звуком струнных, – и достаточно взглянуть на схематичное изображение павильона Philips, чтобы уловить выдающееся сходство в музыкальной форме и форме каркаса здания. Сегодня эти сходства угадываются и в других архитектурных произведениях, например, в форме нового здания Музея дизайна в Лондоне (проект архитектурного бюро OMA).
Презентация к уроку музыки «Музыкальное зодчество России»
Презентация к уроку музыки «Музыкальное зодчество России»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки «Музыкальное зодчество России»»
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах
ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм
Храм Тихона Задонского
Часовня Михаила Архангела
Вознесенская кубовая церковь
Часовня Трёх Святителей
Собор Софии Киевской
Церковь Покрова на Нерли
Дмитриевский собор Владимира
Собор Василия Блаженного
Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, потому это русская музыка. С.В.Рахманинов
«Всенощное бдение» Сергей Рахманинов
«Богородице Дево, радуйся» (№6)
«Хвалите имя Господне»
Средства музыкальной выразительности церковного пения
Плавная, выражает различные образы и состояния. Много подголосков
Осмысленное исполнение отдельных мотивов, фраз богослужебного текста, акцентов, логического ударения
Спокойно, плавно, медленно
Дикция (новое средство)
Ясность, разборчивость произношения
Связное, плавное, используется цепное дыхание (смена дыхания происходит не одновременно, друг за другом)
«Всенощная» создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…
Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности земле своей.
Презентация к уроку «Музыкальное зодчество России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Искусство – это послание потокам
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах
Русское средневековое зодчество- одна из наиболее ярких страниц в истории древней Руси. Памятники архитектуры наполняют живым образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие до нас в письменных источниках.
ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм
Храм Тихона Задонского
Часовня Михаила Архангела
Вознесенская кубовая церковь
Часовня Трёх Святителей
Собор Софии Киевской
Собор Святой Софии в Новгороде.
Церковь Покрова на Нерли
Дмитриевский собор Владимира
Собор Василия Блаженного
Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, потому это русская музыка. С.В.Рахманинов
«Всенощное бдение» Сергей Рахманинов
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток.
ИСТОКИ «ВСЕНОЩНОЙ» Слово (Библия) Знаменный распев
Образы «Вечерни» «Приидите, поклонимся» (№1) Ныне отпущаевши» (№5) «Богородице Дево, радуйся» (№6)
«Богородице Дево, радуйся» (№6)
Образы «Утрени» «Хвалите имя Господне»
Средства музыкальной выразительности церковного пения
«Всенощная» создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом… Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности земле своей. В.Чернушенко
Используемая литература: «История отечества» А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков 6-7 класс. Справочник по мировой культуре и искусству. 2007г. «История России»А.А.Данилов 6 класс. senar.ru›memoirs/Smirnov/ ru.wikipedia.org›Рахманинов www.canto.ru www.pravoslavie.ua www.om-saratov.ru discopark.ru www.luchmir.com
Презентацию подготовила Просандеева Елена Николаевна учитель музыки 1 квалификационная категория.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1312763
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по музыке 7 класс «Музыкальное зодчество России»
Урок № 14 Музыка 7 класс
Тема: «Музыкальное зодчество России»
Цель: Познакомить учащихся с образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
— формирование целостного представления учащихся о музыкально- художественной культуре Руси.
— выявить взаимосвязи между музыкальной культурой и древним зодчеством.
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Учитель: Искусство – это послание потокам. Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира.
Тема нашего урока – «Музыкальное зодчество России».
Учитель: не маловажный вклад в развитие архитектуры древней Руси внесли и первые русские «архитекторы» – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.
Наивысшего расцвета русское зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности. ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм (Слайд№ 4)
Первые памятники зодчества были деревянными. Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.
Показ слайдов архитектурных памятников древней Руси. ( слайд2-9)
Учитель : Охарактеризуйте облик первых деревянных храмов древней Руси
Уч-ся: Эти храмы строгие, величественные и в тоже время очень красивые.
Учитель : Как вы думаете, какая музыка должна звучать в этих храмах?
Учитель : Что такое духовная музыка?
Уч-ся: Музыка, предназначенная для духовного богослужения.
Учитель: По своему характеру, музыка, может быть какая?
Уч-ся: Созвучная облику храмов.
Звучит одноголосный древнерусский распев. Слайд № 10
Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке?
Уч-ся : Это одноголосное духовное произведение, исполняемое без сопровождения мужским хором. Музыка мелодичная, распевная, спокойная.
величественно – торжественного характера.
Учитель: В Киеве ещё в середине X в. появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками.
В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева (10370) и Новгорода (1052), церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор Владимира (1194-1197), соборы и дворцы Москвы и многие другие произведения.
Показ слайдов№ 11-15
Учитель: Что изменилось со временем в облике храмов?
Уч-ся: Храмы стали более изысканными, более богатыми, появились купольные пирамиды.
Учитель : Произошли ли изменения в духовной музыке?
Уч-ся: От одноголосья до многоголосья.
Учитель : Сегодня наш разговор пойдёт о музыке, которая была навеяна архитектурой храмов древней Руси.
«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны ( в начале1915г) Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей прозвучала как противостояние несправедливости бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатления новгородского Софийского собора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки.
Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями, Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел О «Свете Тихом», — в умиленьи
Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды, Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде, Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья Переживаю дни сомненья, Дни оскорблений и потерь.
Учитель + презентация слайд№ 18-20
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.
Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений
— подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами.
Вслушайтесь в звучание хора «Приидите,поклонимся». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Звучит хор «Приидите,поклонимся»- своеобразный эпиграф – приглашение.Слайд№21
Уч- ся: Начинается произведение двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный и мелодичный хор, звучащий мелодично и строго, как вступление к действию.
Учитель: Спойте мелодию этого хора и сравните её с главной темой Концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что в них общего?
Звучит хор «Ныне отпущаеще» (№5).Слайд №22
Учитель: Какой смысл несёт в себе полифоническое звучание хора « Ныне отпущаеще»? Что вносят в характер звучания глубокие мужские голоса (басы), а что высокие (сопрано)?
Уч-ся: Этот хор подобен умиротворённой колыбельной, в которой мужские голоса звучат как аккомпанемент, а женские как мамины напевы.
Учитель : Сейчас прозвучит знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни»
Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) Слайд №23
Учитель: Проникнуто лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковых композиций. Активно и утверждающе звучит хор « Хвалите имя господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.
Звучит хор «Хвалите имя господне». Слайд №24
Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.
Учитель: В чём заключается драматическое развитие музыки «Всенощной»?
Уч-ся: В контрастных образах «Вечерни» и «Утрени».
Учитель: Определите средства музыкальной выразительности церковного пения.
Учащиеся работают с таблицей ( презентация слайд№25)
Учитель: Как вы считаете, почему «Всенощную» С.Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры?
Уч-ся : В своем произведении С.Рахманинов стремился передать всё лучшее, что есть в России. А это и зодчество и музыка и вся культура.
Учитель: Почему это произведение родилось именно в России?
Уч-ся: Это произведение могло родиться только в России. Во всём Русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочетание, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».