Что такое знак язык как знаковая система
Язык как система знаков
Характеристика языка как системы знаков: основные свойства, различимость. Основные виды знаков и их эволюция. Семиотика (наука о знаках и знаковых системах) и ее философские проблемы. Язык человека и образ мира. Специфика ценностного личностного сознания.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.10.2014 |
Размер файла | 37,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Задание для контрольной работы
1.Язык как система знаков
2.Виды знаков и их эволюция
3.Семиотика и ее философские проблемы
4.Язык человека и образ мира
Список использованной литературы
1.Язык как система знаков
Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico ‘делаю общим, делюсь’. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.
Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.
Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (во французской традиции семиология). В развитие этой науки, основы которой были заложены ещё представителями античной и средневековой философской мысли, в наше время внесли большой вклад (если называть только наиболее авторитетные имена) Чарлз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce), Чарлз Уильям Моррис (Charles William Morris), Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure), Луи Ельмслев (Louis Hjelmslev), Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), Роман Осипович Якобсон, Карл Бюлер (Karl Buehler), Якоб фон Юкскюлл (Jakob von Uexcuell), Томас Себеок (Thomas Sebeok), Роланд Барт (Roland Barthes), Умберто Эко (Umberto Eco), Юрий Сергеевич Степанов. язык знак личностный сознание
Ч.У. Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику, прагматику. Смысловые содержания являются предметом семантики, отношения между знаками подлежат ведению синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователями исследует прагматика. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению.
Каждый знак соотнесён в рамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (или референтом). Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака.
Знак, как писал Ч.С. Пирс, либо копирует объект (иконический знак), либо на него указывает (индексальный знак), либо его символизирует, находясь в условной связи с ним (знак-символ).
Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:
Знак должен быть, с одной стороны, доступен восприятию со стороны адресата (обладать свойством перцептивности).
Знак, с другой стороны, должен быть информативен, т.е. нести смысловую информацию об объекте.
С точки зрения Ф. де Соссюра, автора билатеральной теории знака, в знаке различаются две стороны:означаемое(signifie, сигнификат, образ предмета, идея, понятие, концепт, содержание, в традиционном употреблении значение) и означающее (signifiant, сигнификант, экспонент, выражение).
Обе стороны, по его мнению, психичны. Психичен и знак в целом. Такой знак, естественно, не может быть воспринят. Следовательно, воспринимается не виртуальный языковой знак, а реализующий его речевой знак. Что касается денотата или референта, то в схеме Ф. де Соссюра он не принимается во внимание.
Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. И вместе с тем они могут как бы «скользить» относительно друг друга (установленное Сергеем Осиповичем Карцевским свойство асимметрии сторон знака): одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими (синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых (синонимия, омонимия).
Будучи элементом определённой семиотической системы, знак характеризуется теми отношениями, в которые он вступает с другими знаками. Синтагматические отношения характеризуют сочетательные (комбинаторные) возможности знака. В парадигматические отношения знаки вступают в рамках класса, или множества, элементов, из которых производится выбор данного знака. Системные связи создают основу для опознавания (идентификации) данного знака в конкретном коммуникативном акте и его дифференциации от других знаков как «соседей» в данной линейной последовательности, так и внутри множества возможных претендентов на ту же позицию в этой линейной последовательности.
Различимость знаков с точки зрения многих исследователей является главным их свойством, которое образует основу для важнейшего из семиотических принципов, на которые ориентируется структурная лингвистика. Противопоставленность и системная взаимообусловленность знаков приводят к тому, что возможны так называемые нулевые знаки (вернее, знаки с нулевыми означающими). Участие знака в разных оппозициях способствует выявлению его дифференциальных признаков.
2.Виды знаков и их эволюция
Знак это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляются сознание мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике, под значением знаков имеется та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьбы- словом, вся сфера психики, сознания.
Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки огромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мысли, осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числе языки-посредники, используемые в технике, являются дополнением естественных языковых и существует лишь на их основе.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения, нацелены на общение с миром и себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.
3.Семиотика и ее философские проблемы
1)предмет, обозначаемый знаком, например, стол для слова “стол”,
2)смысл предмета как существенные признаки предмета, например, существенные признаки стола,
3)представление предмета как различные индивидуальные особенности содержания знака, например, индивидуальный образ стола при использовании тем или иным человеком слова “стол”.
Чтобы знак возник, нужно, чтобы была способность за вещью видеть не ее саму, а что-то другое. Это способность воспринимать вещь не как вещь, а как знак, т.е. как информацию о чем-то, не совпадающем с этой вещью. Для такой способности нужно обладать возможностью представить то, чего в данный момент нет. Такую способность можно называть воображением. Обычно мы считаем, что воображением обладает только сознание или психика, а материя обладать воображением не может. Так ли это?
Здесь можно использовать такой графический образ.
Конечно, когда мы рассматриваем звездное небо как знак величия Природы, то мы используем здесь сознательное воображение и образуем настоящий знак. В самой неживой Природе нет настоящих знаков, как нет и настоящего сознательного воображения. Но многие поспешили сделать отсюда вывод, что в природе вообще нет никакой знаковости и никакого воображения. Это тоже крайность.
В природе есть природное воображение и есть предзнаки. Это промежуточное состояние по отношению к крайним позициям перенесения на живую Природу свойств человека, в том числе и способности действовать со знаками, и полного отрицания в неживой Природе всякой знаковости.
В Природе нет настоящих знаков, но в Природе есть предзнаки и природное воображение. Природное воображение дано в природных формах виртуальной реальности, в виде потенциалов объектов.
Предзнаки даны как представленности в реализации независимого объекта (внутренний предзнак) и в независимом объекте зависимого объекта (внешний предзнак).
Такие предъязыки можно еще называть природными языками или языками Природы, не забывая, что слово “язык” используется здесь в смысле предъязыка. Например, можно говорить о предъязыках цвета, звука, предъязыке форм и движений, и т.д.
4.Язык человека и образ мира
профессиональной среде, которая открыта только носителю изучаемого языка и им обычно даже не осознаётся. Происходит формирование необходимых умений профессионального общения. Необходимо отметить, что с усложнением объективной действительности расширяется и обогащается её образ, т.е. происходят изменения и в способе означивания действительности, это должно отражаться и на росте языковой потенции.
Кубрикова Е.С. считает, что, при этом, видимо, в понятие языковой картины мира следует включать не только стереотипные возможности вербализации любого содержания мышления.
Человек является центральной фигурой на той картине мира, которую рисует язык. Поэтому в настоящий момент объектом исследования становится не язык вообще, а человек в языке (М.В. Трегубенкова).
Список использованной литературы
Понятие знака. Языковой знак. Язык как знаковая система и общественное явление. Функции языка
Знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, способ выражения – означающее. Например, раздается вой сирены (означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность); на флаге черная лента (означающее – цвет, означаемое – траур).
Язык – это тоже система знаков. Особенности языковой системы:
1) универсальность, т.е. способность выражать практически неограниченные типы содержания;
2) неоднородность языковых единиц (части речи);
3) динамизм(постоянное, хотя и неравномерное изменение самого языка, его состава и внутренних правил. Выделение документной лингвистики является одним из значимых подтверждений динамизма языковой системы);
4) открытость языковой системыпроявляется в постоянном изменении состава элементов языковой системы (появление новых языковых единиц и устаревание);
5) нежесткость языка(потеря или разрушение какого-либо элемента не приводят к цепной реакции, проявляющейся в изменениях других элементов). Наиболее явным образом нежесткость языка заметна в лексике;
6) иерархичность (подчинение одних языковых единиц другим);
7) способность развиваться по собственным законам. На развитие языка сильно влияют условия жизни общества, экономические, социальные и культурные стороны его существования оказывают различные воздействия на элементы и отношения языковой системы.
Язык как система состоит из следующих единиц, различных по образованию и функционированию: звук, морфема, слово, фразеологизм, словосочетание, предложение, текст.
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки) объединяются и образуют уровни языка.
Единицы языка Единицы языка | Уровни | Разделы |
Фонемы звуки, фонемы | фонетический | фонетика |
Морфемы | морфемный | морфемика, словобразованиеоразование |
Слова | лексический | лексикология |
Фразеологизмы | фразеологический | фразеология |
Формы и классы слов | морфологический | морфология |
Словосочетание и предложение | синтаксический | синтаксис |
Лексикография изучает теорию и практику составления словарей.
Основные функции языка:
— коммуникативная (язык является средством общения);
— эмоциональная, или эмотивная: язык выражает внутреннее состояние человека, его эмоции, чувства;
контакта между собеседниками в свободном общении (формулы приветствия при встрече, обмен репликами о погоде и т.п.) Общение происходит ради общения и в основном направлено на установление и поддержание контакта;
— метаязыковая (речевого комментария) – функция истолкования языковых фактов реализуется на учебных занятиях, в словарях, учебной и научной литературе, в разговоре с ребенком, иностранцем;
— этическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, слова, предложения. Речь начинает восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект.
Формы языка
Русский язык – это национальный язык русского народа. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
Русский язык выделился из древнерусского (восточнославянского) в самостоятельный язык наряду с украинским и белорусским в 14-15 вв. После распада Киевской Руси отдельные феодальные земли вошли в состав разных государственных образований. Территории нынешних Украины и Белоруссии отошли со временем к Польско-Литовской унии, земли же, на которых собственно русский язык. Объединились вокруг Москвы. На территории Московской Руси существовало два наречия: северновеликорусское (наиболее характерные черты – оканье и взрывной г) и южновеликорусское (аканье и фрикативные г). Москва, оказавшись в 16-17 вв. на границе двух наречий, послужила местом, где сложился своеобразный говор, который впитал особенности обеих групп наречий и постепенно стал образцовым. В 17 веке язык великорусской народности преобразуется в русский национальный язык, в котором устанавливаются определенные литературные нормы. В формировании русского литературного языка большой вклад внесли писатели, ученые и общественные деятели: М.В.Ломоносов, Н. М.Карамзин, А.С. Грибоедов, А. С. Пушкин и др
Многонациональный состав России предполагает множество национальных языков. В этих условиях один из языков приобретает статус государственного.Иногда по разным историко-политическим причинам в качестве государственных могут выступать два или даже более языка. В некоторых ситуациях государственные языки называют официальными языками. Это язык многонационального государства, исторически избираемый этим государством как язык, представляющий государство на арене международного сотрудничества, как язык, закрепленный для использования при создании государственных документов, документов официальных государственных учреждений, общественных институтов представляющих страну, а также документов органов регионального и местного уровня. Государственный язык или языки закрепляются конституциями государств.
В соответствии со статьей 68 Конституции РФ (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. За русским языком закреплены все необходимые для государственного языка социальные функции – в сфере делового общения, образования, науки, в СМИ, в судопроизводстве и т.д. В этих сферах использование русского языка регулируется законом и поддерживается государством. Статус государственного языка требует от его носителей особой ответственности в соблюдении норм литературного русского языка.
В РФ русский язык является языком межнационального общения,т. е.языком-посредником в общении представителей разных национальностей.На международной арене выступает в качестве языка международного общения.В качестве официальных международных языков ООН утверждены английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Безусловно, в речевой практике роль этих языков как международных проявляется в различной степени. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), созданная в 1967 году в Париже, усилиями специалистов, представляющих разные страны, активно способствует тому, чтобы поддержать статус русского языка как международного. Эти действия особенно актуальны в связи с некоторым спадом интереса к русскому языку, который наблюдался с конца 20 столетия.
Высшей формой национального языка является литературный язык – это язык, обработанный «мастерами слова» и нормированный. Он является важнейшим для жизни страны: на нем осуществляется вся государственная деятельность, работа административных и законодательных структур, средств массовой информации, образование. Именно литературный язык является государственным языком.
Основные признаки литературного языка:
1. Обработанность языка, т.е. «отбор всего лучшего, что в нем есть… и дальнейшее любовное развитие этого лучшего» (А.М. Горький).
2. Нормативность – это наличие определенных языковых норм, т.е. правил, образцов произношения, написания, употребления.
4. Наличие устной и письменной формы.
5. Наличие функциональных стилей (в зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются разновидности литературного языка, функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный);
6. Вариативность языковых единиц. Существует на всех уровнях языковой системы: фонетическом (конечно – коне/ш/но), словообразовательном (мамочка, мамуля), лексическом (мокрый, влажный, сырой), фразеологическом (кот наплакал, с гулькин нос, капля в море)., морфологическом (в цехе – в цеху), синтаксическом (Стоит мороз. Стоят морозы.). Вариативность языковых единиц свидетельствует о богатстве литературного языка;
Понятие современный русский язык употребляется в разных значениях. В широком понимании термина «современный», которое в лингвистической литературе преобладает, это язык «от Пушкина до наших дней». В последние годы появились точки зрения на возможность сужения исторического периода, к которому принято относить понятие современный русский литературный язык. Так, известный ученый М.В. Панов предлагает считать современным язык середины – второй половины 20 в. В ряде лингвистических источников современным называют язык 20 в., разграничивая в нем два хронологических периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и с апреля 1985 г. по настоящее время.
Язык и речь. Виды речи
В процессе бытового общения термины язык и речь часто не различают.
В научном рассмотрении понятий язык и речь требуется их разграничение.
Язык и речь противопоставлены по следуют им параметрам:
— язык абстрактен, формален; речь материальна;
— язык стабилен; статичен; речь активна и динамична, для неё характерна высокая вариативность;
— язык является достоянием общества, внем отражается картина мира говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
— для языка характерна уровневая организация, основанная на иерархии; речь имеет
линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;
— язык независим от ситуации и обстановки общения; речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи слова могут приобретать ситуативные значения, которые в языке отсутствуют (отговорила роща золотая березовым веселым языком).
Виды речи могут различаться по нескольким основаниям.
Противопоставляются друг другу речь внутренняя и речь внешняя. Внутренняя, или мысленная, является речью «про себя», она не озвучена и не передана с помощью знаков письма. Обычно внутренняя речь монологична, она протекает с большей скоростью, чем внешняя, использует не только естественный язык, но и системы образов, смысловых схем.
Разновидностями речи являются ее монологическаяи диалогическая формы. Диалогическая речь предполагает наличие двух участников коммуникации и обмен репликами. Монологическая речь — форма речи, при которой не предполагаются ответные реплики.
Внешняя речь представлена устной и письменной речью.
Параметры различий | Устная речь | Письменная речь |
Форма реализации | Звучащая | Графически оформленная |
Отношение к адресату | Наличие собеседника, реакция которого позволяет изменять ход и содержание речи | Отсутствие собеседника |
Характер порождения формы | Спонтанность, неподготовленность, отсутствие возможности редактирования | Подготовленность, возможность редактирования |
Характер восприятия | Слуховое восприятие. Воспроизведение возможно только с помощью ТС | Зрительное восприятие. Неограниченные возможности воспроизведения |
Выразительность | Звуковая выразительность: интонация, темп, сила и др. | Отсутствие выразительности |
Нормы | Орфоэпические | Орфографические, пунктуационные |
Документная коммуникация связана с письменной формой речи.
Язык как знаковая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее представление о знаках и знаковых системах
Язык представляет собой в достаточной степени сложное и многомерное явление, сущность которого нельзя раскрыть с помощью какого-либо одного определения. Поэтому язык может быть рассмотрен с разных точек зрения, каждая из которых охватывает конкретную сущностную характеристику языка.
Так, язык можно рассмотреть как систему знаков, которая используется в целях коммуникации и познания окружающего мира.
Предназначение знаков состоит в наименовании каких-либо объектов, предметов, явлений окружающей действительности, которые упоминаются в процессе обмена информацией в коллективе. То есть знаки являются их заменой, которая нашла материальное выражение.
В современной науке принято выделять следующие знаки, которые используются в человеческой жизнедеятельности:
В науке распространён следующий взгляд на знак. Во-первых, знак обозначает некий предмет – значение звука (экстенсионал). Во-вторых, звук выражает определённую информацию об этом предмете – смысл знака (интенсионал). Таким образом, смысл непосредственно указывает на значение. Более наглядно эту взаимосвязь демонстрируют при помощи, так называемого, семантического треугольника.
Характеристика языковых знаков
Особой разновидностью знака является языковой знак. Им признаётся единица языка, которая служит для обозначения объектов, предметов, явлений окружающей действительности и существующих между ними отношений.
К полноценным языковым знакам относятся слово, словосочетание и предложение. Также языковым знаком признают морфему. Однако, поскольку морфема может выразить какое-либо значение только в сочетании с другими морфемами, она признаётся только в качестве частичного знака или полузнака.
Готовые работы на аналогичную тему
Языковые знаки характеризуются наличием совокупности нескольких свойств, которые позволяют их отличить от других средств обозначения:
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что языковой знак материален и идеален одновременно. Это проявляется в образовавшимся в языковом знаке единстве акустического образа (звуковой оболочки) – взаимосвязь материальной формы (означающего понятия) и идеального содержания (означаемого понятия).
Означающее языкового знака состоит из фонем, которые не считаются звуковыми единицами. Уровень дифференциальных признаков фонем также может быть выделен. В результате это приведёт к полноценному восприятию и различению знаков.
Отличительные черты языка как знаковой системы
Научным исследованиям знаковых систем посвящена отдельная научная дисциплина – семиотика. Если имеет место возникновение знаковой реальной системы (в том числе и в языке), то это явление называется семиотизацией. В связи с этим язык рассматривают как семиологическую систему особого рода. Это предполагает наличие у языка нескольких характерных черт, которые являются его отличием от других знаковых систем.
Во-первых, языковая знаковая система является универсальной. Основание для подобного предположения является тот факт, что язык обслуживает все сферы жизни и деятельности человека. Остальные же знаковые системы являются более специализированными: они решают узконаправленные задачи, связанные с каким-либо определёнными сферами и ситуациями человеческой жизнедеятельности.
Во-вторых, языковой знаковой системе присуща способность выражать любое содержание. Этому способствовали многозначность языковых знаков и их возможность к почти бесконечному комбинированию.
Кроме того, язык характеризуется как наиболее сложная знаковая система. Она также является единственной естественной системой в то время, как другие знаковые системы специально созданы человеком, то есть они – искусственные.
В отличие от прочих знаковых систем язык способен к самостоятельному развитию, поэтому к её характеристикам относятся динамичность и открытость.
Таким образом, на основе рассмотренных выше материалов можно сделать вывод, что язык по отношению к другим знаковым системам является первичным, поскольку именно язык выступает основой для формирования других систем. Язык – это те орудие общения и средство формирования мысли, которые являются самыми естественными и первичными для человека. Остальные же знаковые системы, как правило, служат только для «перевода» информации, которая уже выражена знаками естественного языка.