Что такое злословие в исламе

Опасность злословия и клеветы – в Коране и хадисах

«А почему бы вам, когда вы слышите это (сплетни, клевету), не сказать: «Не годится [не дозволено] нам говорить об этом. Ты (о, Аллах) – Преславен [безупречен]! Это – великая клевета» (24, 16).

Ислам является религией любви, мира и сострадания. Ложь, подозрительность, сплетни, злословие в корне чужды Исламу. Они считаются одними из самых разрушительных грехов, поскольку они сеют раздор среди людей, вследствие чего даже самые близкие люди – соседи, родственники, друзья – могут стать смертельными врагами.

Наша религия требует, чтобы наши отношения с людьми были построены на искренности и уважении. Мы должны уважать репутацию и частную жизнь других людей.

Что говорится об этом грехе в Коране:

Аллах запретил верующим злословие и клевету:

«О, вы, которые уверовали! Избегайте многих подозрений (о других верующих), поистине, некоторые подозрения есть грех. Поистине, некоторые домыслы (а именно плохие мысли о хороших верующих) – грех; и не следите друг за другом [не ищите в других недостатков], и пусть одни из вас не сплетничают о других. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы же почувствовали отвращение от этого (поэтому не делайте этого). И остерегайтесь (наказания) Аллаха, – ведь Аллах (для тех, кто совершает покаяние) – принимающий покаяние, милосердный! (49, 12)

Если мы вдумаемся в смысл этого аята, этого будет достаточно, чтобы удержать нас от злословия и не относиться к этому вопросу легкомысленно, поскольку это большой грех.

«Вот, вы встречаете это [эту ложь] своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет знания, и считаете, что это незначительно (по греховности), а это пред Аллахом велико» (24, 15).

Многие из нас сплетничают и злословят, не задумываясь, потому что считаем это пустяком, однако Аллах напоминает нам о необходимости быть осторожными, поскольку это тяжелый грех перед Всевышним.

Многие люди настолько привыкли сплетничать, что они даже не задумываются, правда ли то, что они рассказывают или нет.

Шайтан (сатана) хочет, чтобы мы использовали свой язык для разжигания конфликтов и ненависти друг ко другу:

«И скажи рабам Моим (верующим), чтобы они говорили (в своих речах) то, что лучше. (А если они этого не сделают, то знайте, что) поистине, сатана вносит между ними [людьми] раздор. Поистине, сатана для человека – явный враг!» (17, 53)

Неужели мы должны попасть в ловушку шайтана в (сатаны)? Неужели нам трудно сдерживаться и следить за собой?

Давайте посмотрим, что сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) о злословии в хадисах:

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) однажды спросил сподвижников: «Вы знаете, что такое гыйбат (злословие)?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это если ты говоришь о своем брате нечто, что ему неприятно» Кто-то спросил: «А если то, что я говорю, правда?» Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если это правда, то это злословие, если же это неправда, то ты оклеветал его» (Муслим).

Мы должны охранять наш язык от грехов и использовать наши конечности в делах послушания Аллаху.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто защитит свой язык от злословия и дурных слов, а свои интимные органы от прелюбодеяния, я гарантирую ему вход в Рай» (Бухари и Муслим).

«Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

«Кто является лучшим из мусульман? Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Это тот, от языка и рук которого другие люди находятся в безопасности» (Муслим).

Когда человек просыпается утром каждый день, все части тела предупреждают его язык: «Побойся Аллаха в отношении нас, поскольку мы зависим от твоего милосердия: если ты будешь вести себя правильно, то мы тоже будем праведными, и если ты искривишься, мы также станем кривыми» (Тирмизи).

Злословие и клевета так широко распространены в наше время, что они стали поводом для встреч людей и способом для выражения их гнева, подозрений и ревности. Те, кто занимается злословием, забывают о том, что этим они вредят только себе. В День Воскресения и сплетник, и обиженный им будут стоять перед Аллахом, Справедливым судьей, и Аллах даст обиженному человеку возможность забрать себе часть благодеяний человека, который обидел его несправедливым злословием (а если его добрых дел не будет достаточно, то обиженный получит возможность отдать обидчику свои грехи).

Есть некоторые ситуации, когда мы можем рассказать что-то неприятное о человеке (если это правда), и это не будет грехом.

В этом случае не позволено для нас скрывать то, что мы знаем о человеке, даже дурное.

Ислам учит нас также, что если в нашем присутствии люди высмеивают или злословят о другом верующем, мы должны защитить честь своего брата. Если мы пренебрежем этим, то мы лишим себя помощи и милости Аллаха:

Если в присутствии человека будут клеветать на брата-мусульманина, и он способен защитить его и сделает это, то Аллах защитит его в этом мире и в следующем. Но если он не защитит его, то Аллах уничтожит его в этом мире и следующем (Багави).

Что мы сделаем в следующий раз, когда мы будем испытывать желание злословить или слышим клевету в нашем присутствии? Прямо сейчас, выбор за нами!

Мы просим у Аллаха, Великого и Всемогущего, чтобы Он научил нас тому, что принесет пользу нам в этом и будущем мире.

Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду (Мир Ему) и его семье и сподвижникам.

Источник

Дозволено ли мусульманам злословить о других людях?

Одним из наиболее распространённых пороков человека, который, к сожалению, присущ и мусульманам, считается злословие.

Порой нам кажется, что мы умнее или набожнее окружающих, что мы следуем верной дорогой, а другие заблуждаются, что мы правильно соблюдаем пост или молимся, а остальные – нет. На фоне всего этого и возникают негативные мысли о других людях, которые нередко нами разглашаются.

Может ли истинно верующий думать плохо о «грешниках», или следует искать оправдание всем их поступкам, даже откровенно деструктивным?

Когда мы узнаём нелицеприятные факты о других людях, то невольно начинаем относиться к ним с настороженностью. Но здесь играет роль, насколько достоверен источник получения той или иной информации. Если нам стало известно что-то плохое о человеке из сплетен или слухов, то эти сведения с большой долей вероятности могут быть недостоверными, а значит, верить им нельзя. Соответственно, и злословить на основании слухов не стоит. В Священном Коране говорится:

Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет никакого знания (24:15)

Если же мы знаем о негативных чертах человека не понаслышке, а имели возможность сами в этом убедиться (например, своими глазами видели, как кто-то поднимает руку на других или оскорбляет), то, по мнению учёных, в таком случае мы не обязаны искать оправдания совершаемому злу, однако и это не может быть поводом для дальнейшего распространения нелицеприятной информации о «грешнике».

Злословие – харам

О необходимости воздержания от этого пагубного действия говорится в хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.). В одном из его изречений гласит: «Мусульманин – тот, кто не злоупотребляет проклинаниями, злословиями и грубостью» (Тирмизи). Когда человек начинает совершать грех злословия, то в дальнейшем это может войти в привычку и стать обыденным. А верующему предписано остерегаться всего того, что ведёт к запретному.

Однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Злословие – это когда верующий говорит о своём брате (по вере) то, что ему будет не приятно слышать». После чего один из мусульман спросил: «А если это правда?» На что последовал ответ: «Правда – это злословие, а ложь – это клевета» (Муслим).

На первый взгляд, речь в хадисе идёт исключительно о мусульманах, а об иноверцах можно злословить, но это не так. Религия Аллаха не дозволяет проявлять несправедливость по отношению ко всем людям. Подтверждение тому мы можем найти в другом высказывании Пророка (с.г.в.): «Кто несправедливо выскажется о людях Писания (иудеях и христианах), тот заслуживает Адского пламени» (Ибн Хиббан). Существует также мнение, что разрешена хула лишь в отношении тех, кто открыто проявляет агрессию по отношению к мусульманам.

Злословя на других людей, включая иноверцев, раб Аллаха совершает, по сути, три вида греха:

В 83 аяте суры «Корова» также сказано:

Говорите людям хорошее… (2:83)

В Тафсире ас-Саади поясняется, что «правоверный не должен допускать грубых и непристойных слов, не должен браниться…» Но учёные всё-таки вывели случаи, при которых мусульмане могут рассказать «горькую правду» о людях:

Достоинства отказа от злословия

За воздержание от этого порока и большое усердие на данному пути верующий может обрести награду от Всевышнего. Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Тому, кто будет остерегать свой язык от злословия и плохих мыслей… я гарантирую Рай» (Бухари, Муслим).

Таким образом, мусульманин должен, в первую очередь, давать оценку именно своим действиям, так как в Судный день каждый будет нести ответ за себя.

А Аллаху известно лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Злословие, клевета и донос

Что такое злословие в исламе. Смотреть фото Что такое злословие в исламе. Смотреть картинку Что такое злословие в исламе. Картинка про Что такое злословие в исламе. Фото Что такое злословие в исламе

«Не доносит между людьми никто, кроме сына прелюбодейки или родившегося от прелюбодеяния».

И так как большинство сплетен исходит от людей, не знающих об опасности этого греха, мы решили напомнить об опасности языка и пользе его сдерживания и надеемся, что Всевышний Аллах вселит в наши сердца прислушивание и следование тому, к чему нас призывают алимы.

Скажи доброе или молчи!

Самое дорогое и великое, что гарантирует мусульманину полный успех в этом мире и счастье в День суда и то, что сохранит тяжесть в добрых делах на весах в Судный день, это сохранить свой язык от всего, кроме добра, и не говорить ничего плохого, за что придется нести отчёт перед Всевышним Аллахом.

Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен и Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Какой из мусульман лучше?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Тот, от чьего языка и рук благополучны мусульмане». Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хранить свой язык от всякого разговора, кроме того, в котором есть довольство Всевышнего, ведь язык иногда переходит от разрешённого к нежелательному или запретному разговору. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть скажет доброе или молчит». В хадисе сказано: «Не говорите много, не поминая Аллаха, потому что много разговора без поминания Аллаха – твёрдость для сердца, а самое далекое от Аллаха сердце – это твёрдое сердце».

Не говорите о том, что вас не касается, если скажете слово – оно ваш хозяин, а пока не скажете – вы его хозяин. Так будьте его хозяином и не будьте рабом набора букв, который вас ведёт к позору и унижению в этом бренном мире и проигрышу в мире ином.

Это сказано о разрешённом разговоре, в котором нет греха и ошибки, а если в нем есть грех – смотрите, не вымолвите. Смотрите, не злословьте – это самое грязное дело и сильно распространено среди людей, остается убережённым от него лишь малое число.

Злословие тяжелее прелюбодеяния

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Знаете ли вы, что такое злословие?» Сподвижники сказали: «Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) лучше знают». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это поминание своего брата тем, что он не любит». Все сказали: «Даже, если в нем есть то, что я говорю?» Он сказал: «Если в нем есть то, что ты говоришь, ты позлословил о нём, а если сказал то, чего нет, то это клевета».

Нет разницы, что будете злословить о его вере или теле, или характере, или строении, или походке, или движении и т.д. Знайте, наказание за него суровое: первое – этим вы дарите свои хорошие дела тому, о ком злословили, и возьмёте на себя его грехи; второе – вы соглашаетесь есть воняющее мясо вашего мёртвого брата; третье – вы обрубили связь любви между собой и тем, о ком злословили; четвёртое – вы унизили себя перед тем, о ком вы злословили, он потеряет доверие к вам, потому что, если злословили о ком-то возле него, то же самое вы скажете про него другому.

Злословие – пища тех, кто в Аду. Будьте осторожны и не распускайте язык о людях, не говорите, что все люди делают это; будьте уверены, что ошибка всех людей не меняет закона Всевышнего и не меняет слова Творца. Поэтому не обольщайтесь путём разврата, даже если много на нем пропавших, и не убегайте от праведного пути, хотя мало по нему идущих, потому что дорогой жемчуг ищут немногие, а спрашивающих дешевые камни много.

Также в хадисе говорится: «Смотрите, не злословьте, злословие тяжелее прелюбодеяния. Человек прелюбодействует, потом кается и просит прощения и Аллах его прощает, а тот, кто злословит, тому не прощается, пока не простит его тот, о ком он злословил».

Также, как запретно злословить, также запретно и слушать это. Поэтому вы обязаны, если услышите кого-нибудь злословящим, остановить его – если не боитесь его вреда, если боитесь – отвергните это сердцем и уйдите от того места, потому что злословящий и слушающий его равны в этом грехе.

Клевета и донос

Так же, как можете, сторонитесь самого низкого из качеств, самого плохого дела, огня, который сжигает добрые дела, – это клевета и донос, из-за которых человек мучается в могиле. Такому человеку хватает в наказание того, что он считается вышедшим из повиновения Аллаху, Создатель его ненавидит и люди, он отлучён от милости Всевышнего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не войдет в Рай доносчик». Действительно, Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не доносит между людьми никто, кроме сына прелюбодейки или родившегося от прелюбодеяния».

Хватит вам зла, если вы слушаетесь доносчика. Тот, кто доносит тебе, так же будет доносить на тебя.

Сколько зла приносят доносы! Из-за них сильный может потерять власть, высокопоставленный – место. Сколько крови пролито из-за доносов, сколько уважаемых людей потеряли уважение, сколько любящих разошлись, сколько друзей порвали отношения, сколько семейных пар распалось, сколько людей отдалились друг от друга!

Будьте осторожны: не прислушивайтесь к словам доносчика! Придерживайтесь правильности, ибо это есть общее слово, охватывающее всю религию, это есть становление перед Всевышним Аллахом на истинную верность данному слову и завету, а самая лучшая правильность – это правильно идти с любовью к Создателю и поклонение Ему. Будьте всегда искателем правильности!

Что такое злословие в исламе. Смотреть фото Что такое злословие в исламе. Смотреть картинку Что такое злословие в исламе. Картинка про Что такое злословие в исламе. Фото Что такое злословие в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что такое злословие в исламе

Что такое злословие в исламе. Смотреть фото Что такое злословие в исламе. Смотреть картинку Что такое злословие в исламе. Картинка про Что такое злословие в исламе. Фото Что такое злословие в исламе

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Злословие с точки зрения Ислама

Определение, положение злословящего и его влияние на сердце.

Злословие для верующего подобно огню, пожирающему его добрые дела. Оно уподоблено поеданию плоти другого человека, что свидетельствует о степени мерзости этого дела.

Определение злословия

Бывает, что человек настолько привык к злословию, что не замечает, как прибегает к нему. Он может злословить, когда рассержен, когда пересказывает случившееся, когда он уверен в своей правоте и даже когда он шутит. В общем, злословие порой может так «слиться» с характером человека, что он и не замечает его и тем более не стремится избавиться от него, как от ненавистного Всевышнему дела. Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы находились с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гыйба за спинами верующих» (Бухари. Хафиз ибн Хаджар назвал хадис хорошим).

Злословие также опасно тем, что им могут страдать и «хорошие люди», обладающие многими другими похвальными качествами. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды я сказала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Достаточно тебе и того, что Сафия (жена его) такая-то и такая-то (показав жестом, что она мала ростом)!» Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Если одно правдивое, но неприятное слово могло осквернить целое море, то какое же влияние оно может оказывать на человеческое сердце?

Так как же избавиться от злословия?

Многие прибегают к методу подавления, то есть они сдерживают себя, подавляя желание сказать нечто неприятное о своем брате. Но насколько эффективен такой метод? Порой, сдерживая себя слишком долго, человек буквально взрывается бурей слов обиды и гнева. Как говорил Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: «Я со своим нафсом – как пастух со своим стадом: если он собирает его с одной стороны, то оно разбредается с другой».

Подавление, конечно, действенно, но оно было бы вдвойне эффективней вкупе с другими мерами – не просто давить злое слово «на выходе из уст», а подорвать его корни у самого основания в сердце. Каким образом? Дело в том, что корень злословия – в неискренности в отношении своих братьев по вере. То есть человек в глубине души убежден, что другой – «не такой хороший», что с ним что-то не так, что он, говоря на языке транзактного анализа, «не окей». А если человек верит во что-то, то он стремится найти этому доказательства и в реальной жизни. А если не найдет, то он может искажать реальность таким образом, чтобы она соответствовала его убеждениям. Например, человек, убежденный в неискренности других, будет подозревать брата в корыстном намерении, когда тот совершает добро или проявляет дружелюбие.

Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли – грех; и не следите друг за другом, и пусть один из вас не поносит за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, ведь Аллах – Обращающийся, Милостивый!» (Коран, сура «Аль-Худжурат», аят 12).

Источник

Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния

Что такое злословие в исламе. Смотреть фото Что такое злословие в исламе. Смотреть картинку Что такое злословие в исламе. Картинка про Что такое злословие в исламе. Фото Что такое злословие в исламе

Лекция № 11.

Темя сегодняшнего урока – сплетни и хула. Что такое хула? Хула – это когда человек го-ворит за спиной другого о тех его недостатках или о каких-то его дефектах, проступках, о которых, если бы он был рядом, ему было бы очень неприятно слышать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الغيبة ذكرك أخاك بما يكره

«Хула – это говорить о твоём брате то, что ему неприятно».

То есть, говорить о твоём брате в его отсутствие то, что ему неприятно. Это могут быть его какие-то физические недостатки, проступки, дурные наклонности его характера. То есть всё то, что ему было бы неприятно услышать. Рассказывать о человеке, говорить о его недостатках в его отсутствие – это и есть хула.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что хула это вспоминать твоего брата тем, что ему неприятно в его отсутствие, у него спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а что, если то, о чём я говорю о нём за спиною, действительно присутствует в нём?» На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если в нём действительно присутствует то, о чём ты говоришь, то это и есть хула, а если те недостатки, то, о чём ты говоришь за его спиною, нет в нём или он не причастен к ним, то это клевета».

Клевета по своей тяжести намного тяжелее и хуже перед Всевышним Аллахом, чем хула.

Что касается сплетен. Сплетни – это распространение ложной информации с целью раздора, чтобы поссорить двух людей, внести смуту между двумя родами и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن أبغضكم إلى الله عز وجل المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الإخوان

«Воистину, более всего Всевышний Аллах гневается на тех среди вас, которые распространяют сплетни, тем самым ссоря между собой братьев».

Естественно, сплетни тоже по своей тяжести являются худшим грехом, чем хула. В чём заключается опасность хулы и сплетен? Это и так тяжкий грех. Но для человека, который стал на путь познания Всевышнего Аллаха, который поставил перед собой цель дойди до познания Творца, до уровня высоких состояний, где ощущается присутствие Всевышнего Аллаха, ему тем более нужно избавиться от таких качеств. Для духовного путника, в котором присутствуют эти качества, в этом чертоге дверь закрыта. Он не сможет подойти к территории высоких состояний, состояний ощущения божественного присутствия.

Хула, сплетни, клевета – это духовная нечисть. У человека, на одежде которого есть нечистоты, молитва не будет принята, она будет считаться недействительной. То есть чистота тела и одежды – это условия полноценности намаза. Так же, как невозможно совершать намаз в грязной одежде, на которой есть нечистоты, никогда невозможно и переступить порог Божественного присутствия, порог, где человек будет ощущать высокие состояния, если он будет страдать такими качествами, как хула, сплетни и клевета.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

Смысл: «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Невозможно достичь никого блага и успеха духовного пути тому путнику, если в нём будут эти качества.

Чем чреваты хула и сплетни? Хула и сплетни – очень большой барьер и завеса на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Поэтому люди, познавшие Всевышнего Аллаха, очень сильно предостерегали своих учеников от таких пороков, как сплетни и хула. Если человек, в особенности тот, кто стал на путь совершенства, очищения своего эго и познания Всевышнего Аллаха, позволяет себе кого-то хулить или сплетничать (не дай Аллах), то он очень скоро подвергнет себя гневу Всевышнего Аллаха, станет ненавистен перед Всевышним, он сделает тщётными все свои поступки.

Представьте себе такую ситуацию для примера. Когда человек совершает какой-то про-ступок или грех и, особенно, если он, как правило, себе не позволяет грехов, старается их избегать и не совершать, и в какой-то момент по предопределению Всевышнего Аллаха он совершил проступок, то нельзя торопиться хулить и осуждать его. Почему? Потому что, когда человек совершает поклонение, духовно развивается, он в некоторой степени начинает полагать, что он праведный, что он теперь достиг определённой степени, у него возникает некое чувство гордыни, превосходство перед другими. А это состояние не приемлемо для познания Всевышнего Аллаха, это состояние не похвально. И тогда, чтобы этого человека как бы осадить, немного сломить его и привести в состояния скромности, Всевышний Аллах делает так, чтобы он допустил какой-то грех. И тогда грех, который он совершил, начинает его преследовать, он ощущает тяжёлую горечь, осадок, и такого человека осуждать, упрекать за этот грех недопустимо. Почему? Потому что Всевышний Аллах таким образом этого человека лечит в какой-то степени.

Никогда нельзя торопиться осуждать людей, обсуждать и порицать их и т.д. Возможно это некий трамплин, совершение греха – это вроде того, что человек споткнулся, чтобы встать и потом продолжить свой путь вверх.

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) говорил:

معصية أورثت ذلاً وانكساراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكباراً

«То ослушание Аллаха, за которым последовало унижение человека и состояние сломленности, это состояние намного лучше, чем когда человек совершает какое-то поклонение и за этим поклонением следует ощущение гордости, чувство бахвальства, себялюбие».

До нас дошло от Посланника (мир ему и благословение) и от наших праведных предков, духовных наставников очень много высказываний по поводу хулы и сплетен. И эти высказывания должны послужить нам очень сильным предостережением от того, чтобы вовлечься в этот порок.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Обратите внимание, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что хула ху-же прелюбодеяния. Воистину, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом и Аллах примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

Также Посланник Аллах (мир ему и благословение) отмечал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал:

المشاؤون بالنميمة المفرقون بين المفرّقونَ بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто старается обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Пророк (мир ему и благословение) сказал по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть, из того, что мы уже рассказали о хуле, может возникнуть вопрос: а где та граница, где можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя об этом говорить? Одним из серьёзных критериев является такой факт, когда человек, после совершения постыдных дел, стыдится о том, чтобы об этом узнали люди. Если человек стыдится своих грехов, старается скрыть от людей то, что он творит, он как бы накидывает на себя накидку стыда, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, которые установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

Это значит, что человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым он отдает последнему хорошие поступки, которые сам совершал. Вот чем опасна хула. Мы лишаемся тех благих поступков, эти поступки уходят на счёт того человека, который стал объектом вашей хулы.

У ас-Саврий спросили о хадисе Пророка (мир ему и благословение) и о его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Имеется в виду та семья, которая позволяет себе хулить других людей, и тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как вам будет неприятно есть плоть умершего человека, так же хула является недопустимым грехом.

Хасану аль-Басри сообщили, что некто из людей похулил его. Тогда Хасан аль-Басри тут же взял и наполнил поднос финиками и попросил этого человека передать ему этот поднос в качестве благодарности за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) сказал: «Если вы хотите испытать ум человека, понять, насколько он умный, то обратите внимание на то, как он относится к случаю, когда, например, если ему рассказывают о ком-либо, и его внимание привлекают его недостатки, и он начинает на этих недостатках останавливаться, начинает смаковать недостатки этого человека. В таком случае знайте, что это человек, внутренний мир которого разрушен».

Нельзя допускать, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть наши недостатки, пороки и проступки.

И Ибн Атаиллх добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если человеку рассказывают о ком-то, о его недостатках, то он должен тут же пресечь разговор и защищать честь того человека, о котором идёт речь. Один из арабских поэтов сказал:

جراحات السنان لها إلتئام و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются,

Однако не заживут те раны, нанесенные языком».

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Вы просто представьте, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение каких-то недостатков других людей. Представьте себе общество, которое лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым считая, что ты выше них, лучше них, что ты не допускаешь тех проступков, которые допускают они.

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были наши недостатки, проступки и грехи, которые мы совершаем. Это наша работа и то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, которые, если задумываться о них, у нас не будет времени задумываться о недостатках других людей. Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний Аллах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *