Что такое зиярат в исламе

Зиярат к умершим

Что такое зиярат в исламе. Смотреть фото Что такое зиярат в исламе. Смотреть картинку Что такое зиярат в исламе. Картинка про Что такое зиярат в исламе. Фото Что такое зиярат в исламеПосещение могил является сунной как для мужчин, также и для женщин, будь то посещение внутри города или за его пределами (для женщин) при сопровождении махрама.

Желательным для посещения являются могилы пророков, авлия, шахидов, алимов, а также родственников.

Посещение же могил других людей, женщинами, приведенными выше, является порицательным, если им разрешат мужья или их опекуны и в их собрании на кладбище не будет исходить что-либо неприличное или непристойное, если же вышесказанное условие не будет соблюдаться, то посещение ими кладбища запрещено (харам). Самым лучшим из зияратови при соблюдении условий является зиярат на могилу Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Посещение Пророка (мир ему и благословение) является сунной для каждого паломника после завершения хаджа, даже если он житель Мекки и совершает зиярат несколько раз из-за неоднократного совершения паломничества.

Имам Абу Хузайр пишет, что предпочтительней совершить зиярат до хаджа, если есть свободное время, так как после хаджа человек может столкнуться с определенными трудностями.

При посещении мечети Пророка (мир ему и благословение), желательно войти через дверь Джабраила, следуя в этом Пророку (мир ему и благословение) – правой ногой вперед, читая дуа, которое читают при входе в мечеть.

Когда приближаются к мечети Пророка (мир ему и благословение) желательно (сунна) возобновить тавбу и постоять немного в размышлениях. Также желательно перед зияратом к Пророку (мир ему и благословение) раздать садака.

Аль-Алусию пишет, что в этом есть возвеличивание степени Пророка (мир ему и благословение), польза для нуждающихся, различие искреннего человека от лицемера и различие между тем, кто любит этот мир и ахират. Потом желательно направиться к «Равзату Шарифа», что находится между минбаром Пророка (мир ему и благословение) и его могилой, совершить там два ракаата молитвы, прочитав в первом ракаате суру «аль-Кафирун», во-втором «аль-Ихлас» с намерением совершить намаз «ат-Тахият». Потом подойти к могиле Пророка (мир ему и благословение), повернуться к ней лицом, а к Кибле спиной, притупив взор, смотря на землю, освободив сердце от посторонних мыслей, думая о величии того, перед кем ты находишься и произнести салам Пророку (мир ему и благословение) и дуа, уменьшив голос с сосредоточенным сердцем. Как об этом пишут в книгах.

После завершения салама и зиярата к Пророку (мир ему и благословение), приветствуют Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах) (полметра вправо от могилы Пророка (мир ему и благословение)) и Умара (да будет доволен им Аллах) (полметра вправо от молилы Абу Бакра (да будет доволен им Аллах)), праведных халифов и сподвижников Пророка (мир ему и благословение),

Желательно в пятницу совершить зиярат на кладбище «Бакъи’». Это священное кладбище, где похоронены многие сподвижники Пророка (мир ему и благословение). Там находится могила праведного халифа и зятя Пророка (мир ему и благословение) Усмана (да будет доволен им Аллах), дяди Пророка (мир ему и благословение) Аббаса, тети – Сафият, сына Пророка (мир ему и благословение) Ибрахима, внука Пророка (мир ему и благословение) Хасана, имама Шамиля и т. д.

Если же посещают могилы авлияов или алимов, то при посещение этих зияратов тоже соблюдают вышеназванный этикет (адаб), совершив его с хузуром сердца, стремясь получить довольство Всевышнего. Желательным является посещать могилы тех, кого вы посещали при их жизни как, например, родственников, праведников, благочестивых людей, друзей и т. д. Также желательно чаще посещать могилы праведников, авлия, шейхов, алимов.

Время посещения желательно, чтобы было в четверг вечером или же в пятничный день с утра до вечера в любое время, также в субботу утром, согласно тому, что сказал имам аль-Куртуби от людей, познавших Всевышнего, что «Поистине умершие знают тех, кто посещает их в эти времена». Некоторые добавили к этим дням и вечер с воскресенья на понедельник.

Имам аль-Кайлюби пишет, что «Душа умершего бывает связана с могилой и не растается с ней никогда». Но, начиная с последующего четверга и до утра субботы, связь души с могилой бывает более усиленной поэтому пошел обычай, что люди посещают могилы в четверг после полудня и в день пятницы. Мухаммад ибн Васин говорит, что до меня дошло, что умершие узнают тех, кто посетил их в день пятницы и за день до него и после него. Хадис Пророка (мир ему и благословение) и рассказы указывают на то, что, когда посещают умершего, то он узнает того, кто посетил его, слышит его речь, радуется ему, отвечают на его приветствие и это по отношению шахидов и других умерших.

Желательно тому, кто посещает умершего совершить намерение ради Всевышнего Аллаха, проявить адаб, сосредоточив мысли и сердце на Всевышнем Аллахе (хузур), желать этим посещениям довольство Создателя, улучшение состояния своего сердца, отдалившись от мирского и задумавшись об ахирате и месте, куда он направится после смерти, также нужно желать принести пользу умершему чтением Корана или же зикра.

Говорят, что тот, кто посетит кладбище и прочитает там аятуль-Курси и воздаяние его отдаст умершим Всевышний введет в каждую могилу от востока до запада (40 нуров (свет) и расширит им их ложу в могиле. Также, кто войдет на кладбище и прочтет там суру «Ясин», Всевышний облегчит ему его мучение в этот день.

Так же в хадисе говорится, что тому, кто прочитает 11 раз суру «аль-Ихлас» и воздаяние отдаст тем, кто в могилах, простят грехи по количеству умерших.

Передают что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я запрещал вам посещение могил, но теперь посещайте могилы, поистине, они напоминают об ахирате» (Бухари).

Также в хадисе говорится: «Тот, кто посетит могилу своих родителей или одного из них в каждую пятницу один раз, Всевышний простит ему грехи и его запишут их числа тех, кто делал добро своим родителям» (Хаким).

Что такое зиярат в исламе. Смотреть фото Что такое зиярат в исламе. Смотреть картинку Что такое зиярат в исламе. Картинка про Что такое зиярат в исламе. Фото Что такое зиярат в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Зиярат

СОДЕРЖАНИЕ

Терминология [ править ]

Зиярат происходит от арабского : زار «посещать». В исламе это относится к благочестивому посещению, паломничеству к святому месту, могиле или святыне. [5] Иранские и южноазиатские мусульмане используют слово зиярат как для хаджа в Мекку, так и для паломничества в другие места, например, посещения святых мест. [5] В Индонезии термин зиара означает посещение святых мест или могил.

Взгляды на Зиярата [ править ]

Точка зрения суннитов [ править ]

Гробница Пророка Мухаммеда больше, чем любая другая гробница в исламском мире, считается источником благословений для посетителей. [6] В хадисе Пророка говорится, что «Тот, кто посетит мою могилу, будет иметь право на мое заступничество», а в другой версии «Я буду ходатайствовать за тех, кто посетил меня или мою могилу». [6] [7] [8] Посещение могилы Пророка после паломничества считается большинством суннитских ученых-юристов рекомендованным. [6]

По словам ханбалийского ученого Аль-Хасана ибн Али аль-Барбахари (ум. 275 г. хиджры), также обязательно посылать приветствия (салям) Абу Бакру ас-Сиддику и Умару ибн аль-Хаттабу после того, как они послали приветствия Пророк. [9] [10]

Ибн Хаджар аль-Аскалани (ум. 852 г. хиджры) прямо заявил, что путешествие для посещения гробницы Пророка было «одним из лучших поступков и самым благородным из благочестивых дел, которыми человек приближается к Богу, и его законность является вопросом консенсуса «. [11]

Точно так же Ибн Кудама (ум. 620 г. хиджры) считал, что Зиярат Пророка рекомендован, а также искал заступничества непосредственно у Пророка на его могиле. [12] [13]

Другие исторические ученые, которые рекомендовали Зияру, включают Имама аль-Газали (ум. 505 г. хиджры), Имама Навави (ум. 676 г.х.) и Мухаммада аль-Мунави (ум. 1031 г.х.). [11]

Уважаются и могилы других мусульманских религиозных деятелей. По сообщениям, сын Ахмада ибн Ханбала по имени Абдулла, один из главных юристов суннизма, заявил, что он предпочел бы быть похороненным рядом со святыней святого, чем его собственный отец. [6]

Шиитское мнение [ править ]

Есть причины, по которым шииты принимают участие в Зияре, которые не связаны с поклонением людям, похороненным в гробницах. Аятулла Боруджерди и Аятулла Хомейни сказали:

Их (святых фигур) просят молить Аллаха, чтобы избавить нуждающегося человека от его недуга, так как мольба этих святых фигур принята Аллахом.

У Бога есть некоторые области, в которых он любит, когда к нему обращаются с просьбой, и молитва молящегося принимается (в этих областях); святилище Хусайна (как) является одним из них.

Источник

ЧТО ТАКОЕ «ЗИЯРАТ»?

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=300″ data-large-file=»https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=525″ src=»https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=525″ alt=»cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg» srcset=»https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=525 525w, https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=1050 1050w, https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=150 150w, https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=300 300w, https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=768 768w, https://shiapm.files.wordpress.com/2018/01/cropped-haram_imam_reza_mashhad_iran.jpg?w=1024 1024w» sizes=»(max-width: 525px) 100vw, 525px» />

Термин «зиярат» имеет несколько значений:

1. Практика посещения гробниц Пророка, двенадцати непорочных имамов (мир им), их родственников и сподвижников (да будет доволен ими Аллах);

2. Приветственный текст — читаемый как на могиле пророка/имама (мир им) или его родственника, так и вдалеке от неё — в котором верующий свидетельствует своё почтение исламским пророкам и имамам.

Текст зиярата не следует воспринимать как мольбу, обращённую к имаму. Во многих аутентчиных зияратах, восходящих к самим имамам и вошедших в известные канонические шиитские сборники (такие, как «Мафатих аль-джинан» Аббаса Кумми, «Бихар аль-анвар» Алламе Маджлиси и т. д.), неоднократно повторяется шахада: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник». Что касается пророков и имамов (мир им), то в зияратах им посылаются приветствия и разные виды восхвалений и салаватов, равно как и заверений в верности как к руководителям мусульман, без оттенка обожествления.

Самыми известными зияратами, вошедшими в шиитские сборники, являются «Зиярат Ашура», приуроченный к мученической гибели имама Хусейна (да будет мир с ним) при Кербеле, «Зиярат Джамиа Кабира», посвящённый всем двенадцати имамам (мир им), «Зиярат варис», а также зияраты, адресованные пророку Мухаммаду, Фатиме Захре, каждому из двенадцати имамов (мир им всем) по отдельности, зиярат Абу-л-Фадла, зиярат сестры имама Хусейна, сеййиды Зайнаб бинт Али, зиярат родной сестры восьмого шиитского имама Али ибн Мусы ар-Ризы — Фатимы Маасуме, чей мавзолей расположен в священном иранском городе Кум.

Эти зияраты рекомедуются к прочтению не только в непосредственной близости от захоронения почитаемых в шиизме святых, но и по дням недели, по случаю дней рождения имамов и траурных годовщин их смерти, а также по добровольному желанию, что считается поощряемой практикой.

Согласно некоторым преданиям, зиярат к гробницам особо чтимых лиц (например, могилы имамов — Али в Неджефе и Хусейна в Кербеле (мир им)) могут быть приравнены малому паломничеству в Мекку.

Источник

Что такое зиярат в исламе. Смотреть фото Что такое зиярат в исламе. Смотреть картинку Что такое зиярат в исламе. Картинка про Что такое зиярат в исламе. Фото Что такое зиярат в исламеvahhabizmu_net

Ваhhабизму НЕТ

Зиярат — у мусульман хождение к святым местам, а также само обозначение этих Святых мест. Иногда«святыми местами» называются могилы предков.

В суфизме и шиизме паломничество к могилам умерших святых (аулия) или к могилам шиитских имамов. Паломничество предусматривает определенные ритуалы на местах захоронений, над которыми возводятся культовые сооружения.

Когда появилась возможность открыто говорить об Исламе, продавшие Ислам за доллары приходящие из-за кордона ваххабиты, спрятавшись под именем Ислама, играя роль правильно понимающих смысл Корана и хадисов распространяют множество своих мнений совсем не соответствующих ни Корану, ни Хадисам, ни религии – Ислам. Одним из таких мнений является утверждение, что посещение кладбища с намерением сделать зиярат к могилам является запрещенным «бид’а» (нововведением), что посещение кладбища, чтение Корана за души усопших, многократное чтение суры «аль-Ихлас» является бесполезным, не дающим ни какой пользы умершим деянием, что делать ду’а, посетив могилы Пророков, Аулия (Святых), Сахабов, Шейхов, прошение от них бараката является ширком, приводящим человека к вероотступничеству. Выпускаются при этом многочисленные книги, брошюры и аудио и видео кассеты с подобными утверждениями.

Для того чтобы запретить людям посещать могилы, завязывая глаза непросвещенным в подтверждение своих доводов они иногда приводят нижеследующий Хадис который означает: «Выходите в путь только для посещения трех мечетей». Мало-мальски соображающие люди видят, что в этом высокочтимом Хадисе для того, чтобы ваххабиты зацепились, чтобы запретить зиярат, нет никакого доказательства. В этом Хадисе нет даже упоминания о могилах и запрете зиярата на могилы. Они этот Хадис толкуют неправильно. Смысл этого Хадиса таков: Вы не совершайте путь к другим мечетям кроме этих трех, в Мекке, Медине и Байтул Мукаддас в Иерусалиме, с намерением совершить там намаз. Если скажут почему, потому, что вознаграждение за гибадат (богослужение) во всех других мечетях, кроме этих трех, одинаковое, поэтому от посещения, специально, других мечетей нет большой пользы кроме усталости. Но из этого Хадиса никак нельзя сделать вывод о том, что посещение других мечетей, кроме этих трех, является запретным. Поэтому каждый имеет право совершать зиярат к могилам и подтверждением тому достоверные хадисы, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Я (одно время) запретил вам посещать могилы. (Теперь же) можете посещать их. Это напомнит вам о вечности (о том, что мирское временно, а вечное – неотвратимо)». (Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: Ан-Навави Я. Сахих Муслим би шарх Ан-Навави. Т. 4, ч. 7, с. 46).

Однажды супруга Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) Аиша (да будет доволен ей Аллах) возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малик спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» «Я посетила могилу моего брата, Абдурахмана», – ответила она. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?», – уточнил тот. «Да, был запрет, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал посещать могилы». (См.: Аль-Аскаляни А. Фатх аль-Бари шарх сахих Аль-Бухари: В 18 т. (2000), т. 4, с. 191).

Поэтому Алимы всех четырех мазхабов согласились с тем, что посещение могил является сунной, даже отдельные Алимы говорят, что совершение Зиярата на могилу Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) является обязанностью.

Слова ваххабитов о том, что чтение Корана на могилах – дело бесполезное, так же является безосновательным. Для того чтобы непросвещенные поверили им, они в подтверждение своих слов приводят следующий аят имеющий смысл, что для человека нет ничего, кроме того, во что он вложил свой труд. Этот аят тоже ваххабиты тянут в неверную сторону. Пусть им будет доволен Аллах, Ибн Аббас говорит, что целью слова «инсан» здесь является кафир, т.е. под этим словом подразумевается неверующий, т.е. он говорит, что для кафиров нет пользы от хороших деяний, совершенных другими. Теперь кому же поверить Ибн Аббасу или ваххабитам? Мне же кажется, что ни один из мусульман не скажет, чтобы поверили ваххабитам, не поверив Ибн Аббасу. Это потому, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сделал ду’а с просьбой, чтобы. Ибн Аббасу Аллах дал понять Коран, но никак не сделал, чтобы поняли ваххабиты. Если спросят, есть ли факты доказывающие, что мусульмане получают пользу от благих деяний других, то их очень много.

в Коране говорится:

Всевышний Аллах говорит: «Потомство тех людей, которые уверовали и совершали благие деяния я подниму до их уровня». Проявляя уважение к тем, кто поднялся на большие высоты своей верой и благими деяниями, их детей семью поднимают до их уровня, разве это не означает, что деяния других приносят человеку пользу? В достоверном Хадисе так же говориться, что при смерти прекращаются благие деяния человека и далее разъясняется, если имеется хороший сын, который делает ему ду’а, то часть деяний сына получает умерший отец.

Есть также множество достоверных Хадисов где говорится: «Вы делайте умершим ду’а, дайте садака за их души, совершайте за них хадж, который остался у них не совершенным» и т.д. если человеку нет пользу от того, что совершил другой, почему же тогда самый высокочтимый из Пророков Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) говорит, чтобы делали садака за умершего, делали ему хорошие ду’а, исполняли оставшиеся от него хадж, давали за него закат и т.д.?

Нам поверить Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) или ваххабитам?

Однажды при смерти одного из сподвижников, Пророк читал (да благословит Его Аллах и приветствует) заупокойную молитву за него прямо на могиле умершего. Ведь в этом намазе читается сура «аль-Фатиха», а «аль-Фатиха» ведь это Коран. Еще Абдул-Азиз рассказал через сподвижника Анаса (пусть ими будет доволен Аллах), он сказал: «Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Кто бы ни зашел на кладбище и не прочитал «Йа-син», Аллах обитателями кладбища делает облегчение, ему тоже запишут столько добра, сколько людей похоронено там». Через Шахби Халлал так же передал (пусть будет доволен им Аллах), что сахабы-ансары (пусть ими будет доволен Аллах), когда умирал кто-либо, шли на его могилу, чтобы там читать Коран.

Имам Навави в своих книгах «Риязу ссуалихин», «Азкары», «Мухаззаб» пишет о том, что Имам Шафии (пусть будет доволен им Аллах) сказал: «Если будут читать на могиле умершего Коран – будет хорошо, а если прочтут весь Коран, то это является еще более хваленным». Пусть будет доволен им Аллах, Ибн Гумар, когда сам умирал, завещал, чтобы рядом с Его могилой прочитали начало и конец суры «аль-Бакара». Имам Ахмад (пусть будет доволен им Аллах) сказал: «Вы, когда вступите на кладбище, прочтите один раз суру «аль-Фатиха», три раза суру «аль-Ихлас», по одному разу суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас» и вознаграждение за это передайте другим умершим». Если кто желает иметь еще больше доказательств допустимости чтения Корана на кладбище, посмотрите в книгу Жамалуддина Суюти (пусть будет доволен им Аллах) «Шархуссудур».

Из сказанного выше видно, что чтение Корана на могилах, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), Его сподвижники и Имамы (пусть будет доволен ми Аллах) считали хорошим деянием.

Самым неверным у ваххабитов является приписывание ширка тем мусульманам, которые делают зиярат для того, чтобы просить шафаат (заступничество и исцеление), т.е. утверждение, что они являются идолопоклонниками, которые служат идолам. Нет больше греха, чем сказать мусульманину, что он идолопоклонник. Это грех больше чем за убийство мусульманина, за прелюбодеяние, кражи и пьянства. Они утверждают, что требование шафаата от кого-либо, просьба о баракате, является служением ему, т.е. тот, кто просит у кого-либо кроме Аллаха, является поклоняющимся кому-либо кроме Аллаха. Это является переходом ими всех границ неверия, неверным спором.

Также во времена халифа Умара (пусть будет доволен им Аллах) была очень сильная засуха. Тогда сподвижник Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) по имени Билал ибн Харис (пусть будет доволен им Аллах), придя на могилу Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует), крикнул: «О Посланник Аллаха! Ты проси дождь для своей уммы, иначе они пропадают». Рассказ об этом написан в книге «Альбидаят ва Нихьаят» Ибн Касиром. И Аль-Байхаки (пусть будет доволен им Аллах) сказал, что его иснад верный.

Если бы, как говорят ваххабиты, обращение с просьбой о шафаате или помощи к другому, кроме Аллаха являлось ширком, сахабы наверное этого не делали и Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не промолчал бы. И это потому, что ширк был грехом, против которого Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) боролся больше всего. Фактов, доказывающих допустимость обращения к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует), Аулия (Святым) (пусть будет доволен ими Аллах) за шафаатом и помощью, очень и очень много. Для имеющего разум и желающего знать Истину достаточно и перечисленных выше.

Но тот, кто идет на зиярат, должен знать адабы (правила) зиярата. Шариат запрещает кричать рядом с могилами, топтать могилы, делать таваф (обход) вокруг могил. К умершему тоже нужно относиться с таким же уважением, как и к живому. Дающим же баракат (благо), шафаат (заступничество), рахмат является сам Аллах, но, когда об этом просить посредством Его любимых Пророков (мир Им), Аулия (Святых), вероятность принятия Всевышним бывает больше. Пророки (мир Им) и Аулия (Святые) являются сабабом (поводом), воистину дающим и отказывающим же является сам Всемогущий Аллах.

Хадисы о чтении Корана покойному

Абу Дауд в Сунане-3/191 хадис-3121 пишет: Нам передали Мухаммад ибн аль-`Аля и Мухаммад ибн Макки аль-Марвази, они оба сказали: Нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Йа-син вашим покойникам».

Ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/265 хадис-10913 пишет: Мне сообщил Махмуд ибн Халид, он сказал: нам передал аль-Валид, он сказал: мне передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Йа-син вашим покойникам».

Ибн Маджа в Сунане-1/466 хадис-1448 пишет: Нам передал Абу Бакр ибн Абу Шайба, нам передал Али ибн аль-Хасан ибн Шакик от Ибн аль-Мубарака, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте ее вашим покойникам, имея в виду Йа-син».

Ибн Хиббан в своем Сахихе7/269 хадис-3002 пишет: Нам сообщил Имран ибн Муса, он сказал: нам передал Абу Барк аль-Бахили, он сказал: нам передал Йахьйа ибн аль-Каттан, он сказал: нам передал Сулейман ат-Тайми, он сказал: нам передал Абу Усман от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте вашим покойникам суру Йа-син».

Кроме вышеупомянутых мухаддисов хадис о чтении суры Йа-син с близким иснадом передали: Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26 (Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6), Абу Дауд ат-Тайалиси в Муснаде-1/126 хадис-931, Ат-Табарани в аль-Кабире-20/219 хадис-510, Аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Кубра-3/383 хадис-6392 и др. Ибн Хиббан считал этот хадис достоверным. Абу Дауд и ас-Суйути считали его приемлимым (хасан). Некоторые ученые считали хадисы о суре Йа-син слабыми (да`иф). Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в допустимости действия (амал) опираясь на слабый хадис в достоинствах деяний» (см. ан-Навави, Матн аль-Арба`ин ан-Нававийа, стр.7).

Существует похожий текст хадиса, в котором говорится о том, что Йа-син – сердце Корана и передается с другой цепочкой, которая также опирается на Ма`киля ибн Йасара.

Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26 (Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6) передал: Нам передал Абдуллах, мне передал: мой отец, нам передал Арим, нам передал аль-Фа, от своего отца, от человека, от его отца от Ма`киля ибн Йасара, что поистине Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «. И Йа-син сердце Корана. Какой бы человек ни прочитал ее, желая (довольства) Аллаха Всевышнего и Жилище Последнее, то ему непременно будет прощено. Так читайте же ее вашим покойникам».

Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/268 хадис-10914, Аль-Байхаки в аш-Шу`абе-2/480 хадис-2458, Ат-Табарани в аль-Кабире-20/230 хадис-541, ар-Равйани в Муснаде-2/323 хадис-1284, а также аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид-6/311, который после упоминания хадиса сказал: «Его передал Ахмад, и в его иснаде есть передатчик, которого он не назвал по имени, а остальные передатчики – соответствуют передатчикам достоверного. В Сунане Абу Дауда есть общность в тексте».

Кроме этого хадисы о ценностях суры Йасин от Абу Бакра, Абу Хурайры, Анаса, аль-Джундаба и др. передали Ат-Тирмизи-5/162 хадис-2887, ад-Дарими-2/548 хадис-3416, Ибн Хиббан-6/312 хадис-2574 и др. А также см. Тафсир аль-Куртуби-15/1-4(Каир-1372 х., Дар аш-Ша`б-2.изд.), Тафсир Ибн Касир-3/564-570 (Бейрут-1401 х.Дар аль-Фикр), аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид-6/311 и др.

Аш-Шавкани в Найл аль-Автар-3/25, ссылаясь на ат-Табари, сказал, что в хадисе (Ма`киля) под словом «умершие» имеются в виду действительно умершие люди, а не те, кто находится при смерти, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это.

Что касается вопроса, доходит ли вознаграждение за чтение Корана до умерших, то разногласия в этом вопросе в среде ученых широко известны.

Ас-Суйути в Шарх ас-Судур пишет: «Ученые разошлись во мнениях по поводу дохождения до умерших награды за чтение Корана. Большинство саляфов и три имама высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умерших».

Аш-Шафии высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: «Человек получит лишь то, к чему приложил свое старание.(53:39)». Что касается чтения Корана на могилах, то аш-Шафии придерживался мнения о дозволенности этого».

Ан-Навави в аль-Маджму`-5/294 и в Рийад ас-Салихин-х.953 пишет: аш-Шафии сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше если прочтут весь Коран».

Что касается Суры 53, аят 39, то некоторые ученые сказали, что здесь отрицается то, что человек сам не может владеть тем, к чему он не приложил усилия, что касается же того, к чему приложил усилия другой человек, то этот человек является его владельцем и по желанию может им распорядиться, как пожелает, в том числе и передать другому.

Аль-Куртуби сказал: «Некоторые ученые в качестве доказательства того, что награда за чтение Корана доходит до умерших, приводят хадис, в котором Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует), разломив зеленую пальмовую ветвь, положил на две могилы и сказал: «Возможно, они будут облегчать наказание (этих людей) до тех пор, пока не высохнут» (хадис передали Шесть (имамов), а также Ахмад, Ибн Абу Шайба, ад-Дарими и др.)».

Президент РК на Зиярате Айша биби-ана

Хадисы для тех, кто отрицает, что умершие могут приносить пользу живым:

В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) сказано: «Ваши деяния показывают вашим умершим родственникам и друзьям, если эти деяния праведны, то они радуются за вас, а если ваши деяния грешны, то они говорят: «О Аллах, наставь их на путь истинный, как наставил нас».

В хадисе от Джабира (да будет доволен им Аллах) сказано: «Вашим умершим родственникам и друзьям показывают ваши деяния, если эти деяния праведные, то они радуются за вас, если же ваши деяния грешные, то они говорят: «О Аллах, внуши им, чтобы они совершали праведные деяния».

В этих хадисах приведено явное доказательство того, что умершие могут приносить пользу живым, даже если они не пророки.

. Мен Елбасы болсам да қазақ деген атасын ардақтап, анасын сыйлаған, аруағын қастерлеп, Алласына сиынған елдің бір перзентімін: Аруақтың бар екені рас болса, Атырау мен Алтай, Алатау мен Арқаның арасындағы талай төбе дөңбекшіп, талай ісімізге орнынан аунап түсіп, бүгінгі біздің ісімізге ақ батасын беріп жатқан болар деп білемін. Лайым, сол бабалардың батасы қабыл болсын дегім келеді.

. Біз екі жарым ғасырдан астам Ресейдің боданы болып келдік. Сондықтан мен санадағы құлдық психологияны өзгерту үшін ата-бабалар аруағына сиындым, солардың қасиетті рухын тірілттім. Бүкіл қазаққа сауын айтып, оларға ас беріп, тойларын өткіздік. Өлі разы болмай, тірі байымайды дейді халқымыз. Сол аруақтар риза болсын деп, жатқан жерлерін тауып, басына белгі орнаттық. Есімдері ел жадында жүрсін деп олардың атын мектептерге, көшелерге, ауыл-селоларға, аудандарға бердік.

Ендеше, сол аруақтар бізді қолдамады деп кім айта алады?!

Н. Ә. Назарбаев
Қазақстан Республикасының Президенті.

«Егемен Қазақстан», 6 қантар, 1999 жыл

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *