Что такое жизненный цикл продукта
Жизненный цикл товара: что это значит в маркетинге, стации и концепции ЖЦТ, что является причиной ограниченного срока жизни продукта
На рынке сбыта постоянно происходят изменения. Одни позиции набирают популярность, другие, наоборот, – теряют ее. Так случается с любым продуктом вне зависимости от его свойств и категории. Чтобы описать процесс, специалисты используют разработанную для этого терминологию. Стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ) в маркетинге – это этапы зрелости. Иными словами, это изменения, которые он переживает с момента начала реализации. В статье будет подробно раскрыто это понятие и приведены примеры. Мы разберемся, какие есть сильные и слабые стороны и у предложенной системы, вникнем в ее суть. В конце сделаем свой вывод.
Что это такое
Начать следует с определения, которое может быть знакомо не всем. Если говорить кратко, то это характеристика продолжительности его обращения на рынке сбыта. Своеобразный отчет о текущем положении дел и возможном развитии событий в дальнейшем. Жизненный цикл товара включает следующие этапы из таблицы:
Однако ошибочно считать, что каждая позиция проходит через указанные в списке стадии. У многих путь заканчивается на первой, поскольку у них нет востребованности у потребителей.
Концепция жизненного цикла товара в маркетинге – характеристика, что представляет собой
Описанная в статье система – это фундаментальная теория, которая постоянно задействована в рыночных исследованиях. Автором является американский экономист Теодор Левит, который впервые изложил ее в своих научных работах. Он описал естественный процесс замещение одного продукта другим и обосновал его. В основе лежит главный тезис: любая позиция рано или поздно уйдет с рынка сбыта, каким бы высоким ни был на нее спрос.
Ученый объясняет это тем, что у покупателей будут постоянно возникать новые потребности, что является причиной ограниченного срока жизни товара. Это приведет к тому, что производители станут совершенствовать выпускаемую продукцию. В других случаях – насовсем прекращать его изготовление ввиду отсутствия перспективы. Ситуация может быть обусловлена различными факторами: низким уровнем прибыли, сильной конкуренцией в этой сфере ведения дел, отсутствием популярности по разным причинам. Бывают исключения – так называемые «вечные изделия». Их технология производства остается неизменной на протяжении долгих веков. Однако их количество невелико.
Под концепцией жизненного цикла продукта по этапам маркетологи понимают несколько основных постулатов:
1. Срок существования позиции ограничивается ее востребованностью на любой фазе.
2. ЖЦТ состоит из нескольких стадий, для каждой из которых специалисты применяют свои методы стимулирования.
3. Этапы отличаются динамикой полученной прибыли и объемом реализации.
Маркетологи разработали классификацию для каждой категории продукции.
1. Продолжительность большого класса продукции. Например, автомобили, кондитерские изделия, инструменты. Он отличается существенной стадией зрелости.
2. Для конкретного вида. Зависит от области использования, а также от производителя.
3. Цикл жизни товара по способу применения. Отличается скоротечностью.
4. ЖЦТ брендов. Долговечность зависит от степени доверия целевой аудитории к конкретной торговой марке.
Продолжение эта концепция нашла в научных трудах экономиста Раймонда Вернона. Он описал теорию в контексте международной коммерции. Таким способом ученый объяснил взаимосвязь торговли между государствами и прибыли, получаемой Соединенными Штатами. Также его работы дают понять, как внедрение инновационных решений может обеспечить лидерство в том или ином сегменте.
Жизненный цикл продукта
Понятие и фазы жизненного цикла продукта
Жизненным циклом продукта обозначается временной промежуток, в течение которого товар представлен на рынке и пользуется спросом. Старт жизненного цикла продукта – это момент выхода продукции на рынок, а завершение – момент ухода товара с этого рынка.
На сегодняшний день понятие цикла жизни продукта является одним из ключевых понятий в маркетинге. В соответствии с рассматриваемой концепцией, любой товар проходит свой жизненный цикл, на протяжение этого временного промежутка товар находится в рыночном обороте.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
График жизненного цикла продукта представляет собой следующее:
Далее рассмотрим специфику каждого этапа ЖЦ продукта.
Внедрение товара на рынок
Характерные черты этой фазы:
При выведении продукта на рынок продажи растут медленно. Компания вынуждена тратить большие деньги на маркетинг. При этом речь идет о малом выпуске продукции и недостаточной производственной освоенности. Все эти факторы отрицательно сказываются на прибыли, которая на данном этапе может даже отсутствовать.
Фаза роста
Признаки данного этапа жизненного цикла продукта:
Быстрый рост продаж на данном этапе свидетельствует о том, что потребитель признает товар. Рентабельность компании растет, цены стабилизируются. Затраты на маркетинг высокие, но по сравнению с общими расходами предприятия, их уровень снижается.
Стадия зрелости
Характерные особенности зрелой стадии жизненного цикла продовольственных товаров и других продуктов:
В фазе зрелости темпы продаж снижаются из-за перенасыщения рынка конкретным товаром, поскольку большая часть клиентов его уже купила. Конкурентная борьба становится сильнее. Цена на продукт снижается, а прибыль характеризуется стабильностью или снижением.
Этот этап можно продлить путем усовершенствования продукции и разумной маркетинговой программы.
Этап спада
Период упадка продукта включает:
Фаза упадка характеризуется резким падением прибыли и продаж. Улучшение товара, действенная целевая политика и увеличение расходов на маркетинг лишь незначительно продлевает эту стадию.
Жизненный цикл продукта
Жизненный цикл продукта, это основа вашей стратегии. Из каких стадий он состоит и как эти стадии влияют на ваш курс развития? Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.
Не так давно проходил интересный тренинг по управлению продуктом. Лектор рассказывал про жизненный цикл продукта и его роль в формировании стратегии. Оглядываясь назад, вспоминаю как несколько раз уже сталкивался с данной темой. Понимал ее важность, но как-то не углублялся, а тут прямо “зацепило”. Попробую назвать жизненный цикл инструментом и разложу его применение с разных сторон.
Жизненный цикл продукта это
Продукт, проект, услуга, да что угодно, у всего есть свой жизненный цикл. Простыми словами, это период жизни в течении которого некая сущность (назовем ее так), проходит определенные этапы развития. Жизненный цикл продукта, это интервал времени с момента его появления на рынке до полного исчезновения.
Именно границы рынка служат отчетным периодом для продукта. Все просто и беспощадно: продукт появился, вышел на рынок, начал продаваться, а потом исчез через какое-то время. Не стоит огорчаться, давайте посмотрим более детально на те стадии, которые он проходит, а потом поймем, чем же это знание нам будет полезно.
Стадии жизненного цикла
Основные стадии жизненного цикла собраны на рисунке ниже. Как правило любой продукт проходит их все.
Выделяют четыре основные стадии:
Формулировки встречаются различные, но смысл один и тот же. В зависимости от той стадии, на которой находится продукт, строятся различные стратегии развития. Тоже самое касается аудитории, то есть ваших пользователей или будущих клиентов.
На разных стадиях жизненного цикла с продуктом взаимодействуют разные группы пользователей. Разберем каждую стадию подробнее.
Внедрение
Жизненный цикл продукта начинается с того, что продукт нужно выпустить/внедрить на рынок. Это одна из самых интересных стадий с точки зрения развития. На данном этапе проверяется ценность главной идеи, то есть, будет ли вообще нужно людям то, что вы предлагаете.
Считается, что стадия внедрения является самой сложной с экономической точки зрения. Затраты на производство продукции здесь самые высокие, плюс нужен рекламный бюджет, чтобы “пробиться” на рынок. А по факту, ведь “дело может и не выгореть”. Рынок не примет то, что вы предлагаете и все “пойдет насмарку”.
С точки зрения продуктовой разработки, это самое золотое время! Время mvp (или минимальной версии продукта) и проверки гипотез. Время, когда вы оставляете одну самую главную ценность и даете “попробовать” ее рынку. Ваша задача “пощупать” интерес пользователей и понять, а нужен ли им вообще ваш продукт? Не нужно тратить огромные бюджеты на производство того самого “великого” продукта, достаточно просто провести небольшое исследование.
Конечно, для создателя (это может быть и целая команда) получить ответ, что продукт никому не нужен, это, как “ножом по сердцу”. Но самое главное заблуждение, это верить до последнего в успешность своего детища. Чем раньше вы получите обратную связь от рынка, тем дешевле для вас будет опыт.
На стадии “внедрения” “пробовать” продукт дают небольшим группам пользователей. Обычно это те, кто любит что-то новенькое, те, кто делают предзаказы на различные штуки и с пеной у рта хотят получить их первыми. Это инноваторы.
Именно они станут вашими первыми друзьями. Теми, кто возьмет на тестирование ваш продукт и даст обратную связь. Отыскать их бывает непросто, но именно с них обычно начинается старт. Попробуйте посетить тематические сообщества и форумы, а также краудфандинговые платформы типа boomstarter. Не бойтесь общаться с ними и обмениваться мнениями. Возможно, это ваши первые клиенты!
Рекомендации
Если стадия “внедрения” прошла успешно то вы переходите на следующий шаг, это стадия “роста”.
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
Не так быстро: пропасть Мура
Эх…если бы все было так просто. Прежде чем перейти к стадии “роста”, вам необходимо преодолеть пропасть Мура (названа в честь своего автора). Именно в этой пропасти пропадает большинство проектов, продуктов, стартапов и прочих рыночных сущностей. Помните рисунок с аудиторией, который мы разобрали чуть выше?
Между ранними последователями и ранним большинством образуется пропасть Мура. Эта пропасть возникает из-за существенных различий между группами пользователей: технологическими энтузиастами и прагматиками. На самом деле, тема преодоления пропасти очень обширная и под нее можно выделить отдельный материал. Чтобы сэкономить время, предлагаю остановится на ключевых идеях, которые помогут вам сориентироваться и “добрать” знаний в этой области, если потребуется.
Две ключевые идеи пропасти Мура, которые нужно усвоить:
Стадия “роста” характерна резким взлетом продаж и спроса на ваш продукт. Ранние последователи уже распробовали вкус, а за ними начало подтягиваться и раннее большинство. Если вы преодолели пропасть Мура, то скорее всего уже начали улучшать качество, сервис и задумываться о новых фичах, чтобы удовлетворить самого требовательного клиента.
На рынке появляется все больше вашего продукта, а вместе с ним растет и конкуренция. Возможно вы немного снизите цены, но затраты на рекламу все еще останутся высокими. На этапе роста, одна из основных задач, это рассказать о себе как можно большему количеству пользователей и отхватить свой “кусок пирога”.
Жизненный цикл продукта в первую очередь направлен на получение дохода. Стадия “роста”, это самое экономически выгодное время. Доходы растут, не за горами и окупаемость. Как правило, компании стараются продлить данный период по максимуму, используя рекламу, дополнительный сервис и прочее..
Рекомендации
Но рано или поздно “рост” заканчивается и мы переходим в стадию “зрелости”.
Зрелость
На данном этапе жизненного цикла ваши объемы продаж все еще растут и достигают своего пика. Вы выпускаете качественный продукт, но на рынке уже есть множество альтернатив. Чтобы конкурировать и сохраняться “на плаву”, вам приходится создавать еще большую дополнительную ценность (доп.услуги, специальные комплектации, программы лояльности и пр.).
Начинаются ценовые войны и каждое новое улучшение приносит немалые дополнительные затраты. Рынок вашего продукта насыщен и прибыль скоро пойдет на спад. Не стоит отчаиваться, это процесс естественной эволюции, которую проходит любой проект или идея, но и его можно “хакнуть”!
Как делают “большие” ребята
Чтобы у вас не складывалось впечатление о том, что наш продукт приближается к своему логическому концу, предлагаю посмотреть на опыт “больших” ребят из мировых корпораций, которые могут из стадии “зрелости” перейти в стадию “роста” и тем самым очень долго оставаться на плаву. Давайте посмотрим, как они это делают.
А выглядит это именно так, как на рисунке выше. Когда вы находитесь на пике со своим продуктом, то начинаете прорабатывать варианты новых идей. Это постоянный поиск и тестирование других продуктов. Вы пробуете разные варианты, прогоняете их через инноваторов, снимаете обратную связь, корректируете. Отказываетесь от непривлекательных проектов и снова отправляетесь на поиски.
Да, ваш первоначальный продукт скорее всего перейдет на стадию “спада”, но на его место придет новый, возможно, еще лучший и более прибыльный. А может быть и вообще несколько?
Именно так поступают крупные корпорации. Компания Procter & Gamble (Tide, Gillete. Duracell, Pampers, Pringles и куча других брендов) выпускает до 150 различных проектов в год. Из них дай Бог 5-10 выживают и выпускаются на массовый рынок. Но именно эти 5-10 создают новые жизненные циклы, которые приносят гиганту прибыль и позволяют расти.
Рекомендации
Что тут скажешь, “спад” чувствуется сразу. Это снижение прибыли и объемов продаж. Часть конкурентов начинает уходить с рынка. “Finita la comedia” – комедия закончена. Появляются новые продукты заменители, технологии, меняются предпочтения у аудитории.
Часть конкурентов вообще могут быть куплены крупными игрокам рынка, а часть и обанкротится вовсе. Все очевидно и ясно, наступает закат вашего продукта.
Рекомендации
konkludo (“заключение” на эсперанто)
Шикарный ролик от “Лаборатории Касперского”. Защитите себя пока не поздно 🙂
Что такое жизненный цикл товара: объясняем
Узнайте, какие существуют этапы жизненного цикла продукта и научитесь рассчитывать его для своих товаров
Жизненный цикл товара — это период, когда продукт находится на рынке. Рано или поздно товар вытесняет более совершенный или более дешевый аналог. На длительности жизненного цикла товара сказываются веяния моды, тенденции и технический прогресс.
Содержание
Понятие жизненного цикла можно применить не только к отдельному товару, но и к классам и категориям товаров. Классы, например, бытовая электротехника, обычно держатся на рынке долго, в то время как жизненный цикл отдельных товаров, например, телевизоров, относительно короткий из-за того, что конкуренты постоянно пытаются превзойти друг друга в технологиях.
Знание о жизненном цикле товара помогает понимать, как лучше всего презентовать свой товар в конкретный момент, а также выявить первые признаки перехода к новому этапу, что дает возможность продумывать стратегию продвижения продукта на несколько шагов вперед.
Давайте рассмотрим, какие этапы жизненного цикла товара существуют.
Этапы жизненного цикла товара
Маркетологи выделяют четыре фазы в жизненном цикле товара.
Давайте разберемся, как определить жизненный цикл товара.
Как определить этап жизненного цикла товара
Маркетологи выделяют пять основных кривых в жизненном цикле товара. Каждая из них свидетельствует об определенных этапах развития товара и сигнализирует о том, что нужно делать, чтобы продлить жизненный цикл. Давайте рассмотрим каждую кривую подробнее.
Кривая «БУМ»
Кривая «БУМ» отображает стадию роста, которая долго не трансформируется в стадию зрелости и упадка.
Подобная кривая характерна для популярных продуктов со стабильным процессом производства, дистрибьюции и продаж в течение длительного времени. Добиться постоянного роста могут зачастую лидеры рынка в своей нише, которые эффективно прививают клиентам лояльность к бренду.
Кривая роста-спада
Эта кривая, которую также называют «плато», отображает быстрый рост и пропорционально быстрый спад до уровня определенной стабильности.
Такая кривая характерна для товаров, которые продвигаются под влиянием краткосрочных трендов. К примеру, такие игрушки, как спиннеры и пенопластовые самолетики имели быстрый рост популярности и такой же резкий спад спустя время.
Кривая с повторным циклом
Это кривая с чередующимися циклами спада и роста.
Подобная кривая характерна для таких сезонных товаров, как мороженное, солнечные очки, крем для загара и прочее. Эти товары востребованы не всегда, а только летом, поэтому они имеют ярко выраженную стадию роста и спада по окончании сезона.
Кроме сезонных товаров, по такой кривой движутся товары, которые время от времени снова обретают популярность. Например, мерчендайзинг Star Wars и Harry Potter становится востребованным с выходом очередного фильма франшизы.
Кривая новых подъемов
Это кривая с повторяющимися периодами роста продаж без большого спада. Ее также называют гребешковой кривой.
Такая кривая характерна для товаров, которые на стадии зрелости демонстрируют новый рост благодаря успешному развитию продукта, привлечению новой аудитории и увеличению частоты использования продукта. Чтобы достичь такого уровня, компании адаптируют ассортимент под потребности покупателей.
При первых признаках спада спроса на стадии зрелости бренды модифицируют продукт, обновляют его до новой версии, дополняют новыми свойствами, чтобы сохранить интерес существующих клиентов и привлечь новых потребителей.
Кривая провала
Эта кривая не имеет большого роста и и не достигает стадии зрелости, а быстро переходит в стадию спада.
Кривая провала характерна для неудачных товаров, которые не пользуются спросом. Если на стадии внедрения и наблюдается рост объема продаж, то это скорее всего благодаря пробным покупкам, которые не перейдут в повторные из-за низкого качества продукта или несоответствия пользы и цены.
Поздравляем, вы узнали, что такое жизненный цикл товара, ознакомились с его этапами и кривыми, которые отображают разные стадии.
Что такое жизненный цикл продукта
Из этого материала вы узнаете:
Каждый товар, независимо от сферы производства, обладает определенным жизненным циклом. Каждая его стадия определяет получаемую прибыль и объем продаж компании. Цикл товара заканчивается, когда он устаревает – появляется более дешевый или усовершенствованный продукт. Теория жизненного цикла является универсальной в маркетинге. А знание особенностей конкретного товара помогает разрабатывать стратегии, которые приносят наибольшую выгоду для производителя.
Что такое жизненный цикл
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) характеризуется продолжительностью его обращения на рынке. Начинается с момента первой продажи и заканчивается полным прекращением реализации.
В качестве стадий жизненного цикла выступают:
Рекомендуемые статьи по данной теме:
Жизненный цикл продукта не совпадает с производственным, включающим 5 этапов. Первым из них является разработка (НИОКР, исследовательские и прочие разработки на стадии внедрения технологий).
Концепция жизненного цикла товара
Концепция жизненного цикла товара в маркетинге применяется постоянно. Является фундаментальной теорией, построенной на базе исследований различных товаров и психологии потребителя.
Впервые о концепции заговорил Теодор Левит, американский экономист. Он оформил концепцию естественного замещения товара (старого на новый) и предложил обоснование этому процессу. Основой теории послужил тезис о том, что любой продукт, каким бы популярным он ни был, со временем уйдет с рынка.
Новые потребности покупателей заставят производителей усовершенствовать продукт либо вовсе отказаться от производства (конкуренты, малая прибыль, перенасыщенность рынка, ненужность товара). Т. е. каждый продукт ограничен временными рамками продаж. Исключение составляют лишь «вечные» товары, технология производства которых не меняется веками (монополистические отрасли).
Основные постулаты теории гласят:
Современные маркетологи доработали теорию и представили ЖТЦ различных товаров:
Концепция Левита была продолжена экономистом Раймондом Верноном. Он оформил идею международной торговли в свою теорию жизненного цикла (освоение нового продукта, зрелость и стандартизация). При помощи теории он объяснил, как внешнеторговые связи сказываются на прибыли США, и каким образом инновации способны обеспечить лидерство в сегменте.
Этапы жизненного цикла продукта
Внедрение на рынок — размещение
Стадия подразумевает начало старта продаж с неопределенным результатом. Запуск реализации массовых товаров бывает неудачным в 35-45% случаев, промышленных – 20–35%, услуг – 15–18%. На этой стадии потребитель еще не знаком с товаром. А ожидаемая прибыль рассчитывается, исходя из ожиданий маркетологов (производителей).
Стадия роста и развития
Стадия роста наступает после достаточно продолжительного периода регулярных продаж. Это означает, что потребитель признал товар или его устраивает качество. Производитель же, в свою очередь, расширяет ассортимент и номенклатуру при необходимости. В других случаях достаточно оценки качества продукции и сервиса. На этом этапе выстраивается стратегия полного захвата рынка для получения максимально возможной прибыли.
Стадия зрелости — насыщенности
Стадия зрелости предполагает снабжение продуктом большинства покупателей целевой группы. Производитель ищет новые каналы сбыта. Это возможно благодаря снижению цены, выход на смежные рынки (партнерские), поиску новых применений продукции у другой целевой аудитории или использованию технологии для производства другого товара.
Объем продаж стабилен ввиду высокого качества товара. Его перепродают посредники и индивидуальные предприниматели. Но продажи постепенно сокращаются. Здесь важно выявить стадию пиковых продаж и сменяющую ее стадию спада, чтобы издержки производства окупились, а продукция было выкуплено до полного насыщения рынка и не застаивалась на складах.
Стадия спада
Стадия упадка, как правило, характеризуется медленным сокращением объема продаж. Доход поступает от вновь поступивших заявок (покупок, сделок) и новых сегментов сбыта. Стабилизируется постоянный объем продаж. Особенно это касается товаров повседневного спроса и товаров первой необходимости.
Чтобы получить прибыль на этом этапе, предприятия решают – бороться за место под солнцем (совершенствовать товар, выпускать новинки той же категории) или перейти в другую отрасль и диверсифицировать производство. Для товаров периодического спроса (техника, разовые услуги, развлечения) стадия упадка может означать полное прекращение деятельности.
Отличить один этап от другого поможет динамика прибыли и объема продаж:
Характеристика этапов жизненного цикла товаров
Модель жизненного цикла товара: недостатки
Модель жизненного цикла товара: применение
5 базовых кривых ЖЦТ
Традиционная кривая жизненного цикла товара характеризует объем продаж и прибыли за определенный промежуток времени, включающий все стадии реализации. Для ее построения необходима статистика предприятия по продукту.
Также есть дополнительные виды кривых, которые характеризуют спрос на товар в зависимости от стратегии продвижения или других управленческих решений (инновации, конкурентная борьба, обвал цен).
Наиболее распространенными являются следующие модели.
Кривая «БУМ»
Описывает высокий спрос на продукцию в течение длительного времени. Продажи и прибыль стабильны. Характеризует популярный вид товара. Такой товар не переходит в стадию зрелости и спада в среднесрочной перспективе. В качестве примеров можно привести продукцию компании Apple, газированный напиток Сoca-Сola.
Кривая «Плато» или кривая «рост–спад»
Такая кривая характеризуется быстрым ростом и быстрым спадом спроса, но продажи постоянно продолжаются в стадии зрелости. График характеризует качественный товар, который получил доверие покупателя. Рассматривается также влияние модных тенденций. В стадии зрелости товар используется консерваторами или покупателями, у которых появились свободные средства для приобретения. В пример можно привести солнцезащитные очки Ray-ban, одежду Adidas, планшеты и другие гаджеты.
Кривая «Сезонность» или кривая с повторным циклом
Кривая характеризует возобновляемый спрос через определенные промежутки времени. В наибольшей степени характеризует сезонные товары, а также товары периодичного спроса. В стадии зрелости и спада кривая отклоняется то вверх, то вниз, образуя повторный цикл. Спрос на такие товары провоцируется модой (ностальгией по старым временам) либо сезоном. Примером служит ретро-одежда, крема против загара, резиновые сапоги или средства индивидуальной защиты при постоянных пожарах.
Кривая «Гребешок» или кривая новых подъемов
Описывает волнообразный рост спроса в стадии зрелости. Характеризует качественный товар, который покупает все большее количество потребителей. Они довольны качеством и сервисом. А значит компания проводит оценку результатов своей деятельности, модернизирует ассортиментный ряд, выпускает модификации, тем самым, продлевая стадию зрелости.
В пример приводят консорциум автомобилей BMW. Новые покупатели приобретают авто ввиду надежности и современного дизайна и тюнинга. Другим примером является чулочная фабрика, способная наращивать темпы продаж благодаря частым закупкам, которые увеличиваются в зимний период. У этих товаров гребешковая кривая, описывающая пик и спад продаж, но растущая в динамике.
Кривая «Провала»
Характеризует неудачный товар, который после старта продаж перестал покупаться. У такого товара отсутствует стадия роста и зрелости. Кривая говорит о том, что покупки совершались для пробы в незначительных объемах. Качество или свойство товара не устроили покупателя. Поэтому повторные покупки не производились, а продажи резко сократились. В качестве примера приводят лекарственные средства, у которых есть более дешевые или эффективные аналоги.
Как продлить жизненный цикл товара
Продление жизненного цикла товара возможно на любых стадиях. Производится на усмотрение руководства фирмы при наличии объективных причин. Исключением является стадия внедрения. Затягивание этапа производится отложенно, когда первоначальные разработки будут использованы в дальнейшем (концепция, ассортиментный ряд, заменители, программы лояльности, партнеры).
Стадию роста продлевают за счет изменения дизайна, комплектности и характеристик, свойств, функций продукции. То есть используют производственные рычаги и возможности.На стадии насыщения продление цикла осуществляется путем модернизации и модификации продукта.
На стадии зрелости повысить продажи позволяет маркетинговая программа, разработка коммерческих предложений для клиентов и создание нового продукта.
Основными способами продления ЖЦТ являются:
Анализ жизненного цикла товара (примеры)
Телефоны IPhone (США)
Бренд apple пользуется спросом по всему миру. Не ведя гибкой ценовой политики, фирма зарабатывает престижем. Ежегодно выстраиваются целые очереди для покупки новинки. Фаза спада, судя по объемам продаж, наступит нескоро.
Шоколад Roshen (Украина)
Чай Akbar (Шри-Ланка)
Акбар занимает лидирующее положение на рынке. Становление предприятия происходило до фактической монополизации отрасли. Качественное сырье из Цейлона делает продукт востребованным. А высокое качество (листья с высокогорий) позволяет продавать чай более, чем в 80 странах мира на постоянной основе. Поэтому период упадка производства произойдет лишь в случае перехода массового потребителя на другие напитки.
Книга «Я познаю мир» издательства АСТ (Россия)
Для книжных изданий в томах характерен равномерный жизненный цикл, в отличие от учебников (кривая ностальгии) и переиздания старых или выпуска редких книг (бум). Любая книга имеет ограниченный срок популярности. Поэтому к категории «вечных» товаров ее отнести нельзя, за исключением собраний сочинений и многотомников по искусству (альманахи, альбомы, коллекционные издания). Стадия спада хрестоматии «Я познаю мир» во многом связана с развитием интернета и появления других достойных аналогов.
Связь теории ЖЦТ с другими методами маркетинга
Общепринятая типология товаров
Классификация товаров по различным свойствам и функциям напрямую оказывает воздействие на ЖЦТ. В зависимости от актуальности и необходимости покупателю различный товар будет иметь различные кривые ЖЦТ. В маркетинге ведется постоянный анализ спроса потребителя и зависимостей предложения производителя. Для каждого товара предлагаются специфичные стратегии продвижения, работающие на каждом из этапов ЖЦТ.
Стратегии расширения торговой марки
Под стратегией расширения бренда понимают увеличение ассортимента (линейное расширение) или создание нового продукта (категориальное расширение). В зависимости от стадии ЖЦТ применяют ту или иную концепцию. При этом не забывают об эффекте каннибализации, когда новый товар способен обрушить продажи прежнего. Такое происходит в стадии упадка продукции.
Для стабильно развивающихся отраслей применяют линейную стратегию расширения. Модификации продукции не вытесняют друг друга за счет уникальности предназначения. То есть служат механизмом вовлечения новых покупателей. В случае с категориальным расширением (партнерский бренд, переход в другую категорию товаров) бренд рискует потерять собственный образ и концепцию, стать зависимым от партнеров и более развитых конкурентов.
Концепция жизненного цикла товара является основополагающей. Но ее применение затруднено из-за разнообразия продаваемых товаров и их ассортимента. Стратегии продвижения дополняют теоретическую базу ЖЦТ и связывают конкретный этап цикла с определенной маркетинговой политикой.