Что такое жизненное пространство
Жизненное пространство
Смотреть что такое «Жизненное пространство» в других словарях:
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — минимум пространства, обеспечивающий нормальное существование организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО средняя площадь, приходящаяся… … Экологический словарь
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии
жизненное пространство — сущ., кол во синонимов: 1 • место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Жизненное пространство — (нем. Lebensraum), нацистская (нацисты) полит, доктрина. Утверждала необходимость завхвата большей терр. для расселения растущей нем. нации. Термин был впервые использован как полит, понятие в 70 х гг. 19 в., а Гитлер и Геббельс придали ему… … Всемирная история
жизненное пространство — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика
жизненное пространство — Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии
Жизненное пространство — на Востоке (нем. Lebensraum im Osten) термин немецкой национал социалистической пропаганды, отражавший планы заселения германскими народами (арийцами в понимании национал социалистических вождей) территорий в Восточной Европе и СССР. Впервые этот … Википедия
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии
жизненное пространство — (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха
Жизненное пространство: значение в психологии
Термин «жизненное пространство» используется в различных областях знаний. Например, в экологии он обозначает территорию, необходимую одной особи популяции; в политике — минимальную площадь, позволяющую государству реализовать свои геополитические и экономические стремления. Каков же психологический смысл понятия?
Термин в психологии
С точки зрения психологии это совсем не физическое место, имеющее определенные ограничения по площади. Жизненное пространство личности — это лишь те элементы материальной среды, которые отражаются в сознании человека.
Ожидания, цели, образы желаемых или нежелаемых объектов, действительные или кажущиеся барьеры для достижения целей — все это включается в жизненное пространство (также его именуют психологическим) и влияет на поведение личности. Поэтому говорят, что поведение и есть основная функция жизненного пространства.
Автор термина — немецкий психолог Курт Левин. Жизненное пространство — одна из основополагающих категорий в его понимании личности, базирующемся на теории поля. Левин предложил рассматривать личность исходя из ее окружения, но окружения не материального или социального, а отраженного в сознании этой личности, для чего и было введено понятие жизненного пространства.
Для объяснения своей теории Левин пользовался топологическими категориями (топология — раздел геометрии, изучающий взаимное расположение фигур и их элементов). Жизненное пространство изображалось как эллипс, а маленький круг внутри него означал саму личность.
Что же такое психологическое поле? Упрощая, его можно обозначить как взаимозависимые факты в жизни конкретного человека в конкретное время. Хотя акцент делается именно на текущей ситуации, тем не менее поле связано и с прошлым, и с будущим личности.
Прошлое — это знания, установки, чувства относительно фактов, в данный момент влияющих на личность, а будущее представлено планами и целями, но опять же не абстрактными, а относящимися к тому, что сейчас происходит с человеком. Важно, что все эти аспекты воспринимаются как одномоментные, (хотя на самом деле, конечно же, у них различная временная отнесенность) и имеют одинаковую степень влияния на человека.
Рассматривая время, Левин говорил о зонах настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего личности, а в пространстве выделял два плана — реальный и ирреальный. Первый включал отражение происходящего на самом деле, а второй основывался на фантазиях (страхах, желаниях и так далее) человека.
Секторы пространства и внутренний конфликт
Жизненное пространство состоит из множества секторов, границы между которыми проницаемы, а связь одного сектора с другим происходит при помощи локомоций (реальных или воображаемых действий). Назначение локомоций — регулирование напряжения в жизненном пространстве, причем локомоции в одном секторе способны снижать напряжение в другом. Скажем, мечты — ирреальные действия — могут отвлечь от реальных физических потребностей, если удовлетворение их сейчас невозможно.
Границы пространства обретают четкость по мере взросления личности. Так, у младенца разграничение жизненного пространства находится на минимальном уровне, затем само пространство расширяется, дифференцируются его реальный и ирреальный планы. Интересно, что надежда рассматривается как пересечение этих планов в будущем, а чувство вины — как их расхождение в прошлом.
В теории поля используется также термин «валентность», вероятно, знакомый многим по школьному курсу химии, где он понимается как способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов. И в нашем случае валентность — это способность к отторжению или притяжению, но обладает этой способностью не атом, а определенный сегмент жизненного пространства.
Отталкивающий сектор имеет отрицательную валентность, притягивающий — положительную, а незначимый в данный момент для человека — нейтральную. Например, если человек хочет есть, еда будет положительно валентна, если он переел — отрицательно, и нейтрально, если потребность в пище в настоящий момент удовлетворена.
Понятие валентности важно для понимания конфликта в теории Левина. Внутренний конфликт может быть вызван тремя основными валентными противодействиями.
Условно эти типы конфликтов получили названия «стремление — стремление», «стремление — избегание» и «избегание — избегание». Автор: Евгения Бессонова
Жизненное пространство
Жи́зненное простра́нство на Восто́ке (нем. Lebensraum im Osten ) — термин немецкой национал-социалистической пропаганды, отражавший планы заселения германскими народами (арийцами в понимании национал-социалистических вождей) территорий в Восточной Европе и СССР. Впервые этот термин появился ещё в вильгельминскую эпоху, но впоследствии нацистское движение придало ему расово-биологический контекст. Стремление обрести обширные территории для «народа без пространства» (нем. Volk ohne Raum ) послужило одной из идеологических основ для разработанного Генрихом Гиммлером Генерального плана «Ост». В его рамках была предусмотрена крупномасштабная депортация «расово нежелаемого» населения, его порабощение и экономическая эксплуатация.
Содержание
Предыстория
Фридрих Ратцель (1844-1904) ввёл в обиход этот термин в своих научных трудах «Политическая география» (1897) и «Жизненное пространство» (1901). При этом он перенёс теории Чарльза Дарвина о борьбе за выживание в животном мире на отношения между народами и описывал государства как живые существа, которые находятся в постоянной борьбе за жизненное пространство и чьё дальнейшее существование зависит от его наличия.
Термин был подхвачен Фёлькише бевегунг и Всегерманским союзом (нем. Alldeutscher Verband ) и использован в связи с многочисленными на тот момент немецкими меньшинствами в Восточной Европе (фольксдойче) и планами их экспансии. Считалось, что принадлежавшие им земли не должны быть потеряны, а целью должно быть основание новых поселений. Отношение к заморским колониям Германской империи при этом было негативным. Германская колониальная политика рассматривалась как исключительно меркантильная и состоящая под еврейским влиянием. Необходимым считалось пространство для «всегермански» ориентированной «поселенческой политики в крупном масштабе». Для этого не рассматривались внеевропейские колонии, а «непосредственно граничащий с германским Отечеством Восток. Туда нас ведёт судьба. Компас германцев указывает на Восток». Немецкие эмигранты в Америку должны были быть направлены на Восток. Доминирующим идеалом Фёлькише бевегунг было чистокровное германское государство на «народной земле» стран Центральной и Восточной Европы, населённое немецкими крестьянами и ремесленниками, «отцами будущих воинов». Уже в 1875 году Паулем де Лагардом было представлено видение германского государства, границы которого простираются
на западе от Люксембурга до Бельфора, на востоке он Немана до «древних готских земель» Причерноморья, на юге с выходом к Адриатическому морю и с потенциалом расширения в Малую Азию. [1]
Сильную популяризацию получила идея пространства на востоке в 1926 году с выходом романа Ганса Гримма «Народ без пространства» (Volk ohne Raum).
Майн кампф
В вышедшей в 1925 книге «Майн кампф» Адольф Гитлер подробно описал в отдельной главе «Восточная ориентация или Восточная политика» свои планы по захвату жизненного пространства и призвал «раздобыть для немецкого народа земли, на которое у него имеется обоснованное право».
Мы, национал-социалисты, совершенно сознательно ставим крест на всей немецкой иностранной политике довоенного времени. Мы хотим вернуться к тому пункту, на котором прервалось наше старое развитие 600 лет назад. Мы хотим приостановить вечное германское стремление на юг и на запад Европы и определенно указываем пальцем в сторону территорий, расположенных на востоке. Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе. Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены. |
Между тем, стоит отметить что эта задача в основном труде Гитлера ставилась не на текущее время, а на столетия вперед. А своей основной задачей Адольф Гитлер считал освобождение от позорного для Германии Версальского договора и уничтожение евреев.
Ключевые документы
Множество ключевых документов демонстрируют, насколько последовательно Гитлер придерживался своех военных целей.
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО» в других словарях:
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии
жизненное пространство — сущ., кол во синонимов: 1 • место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Жизненное пространство — минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений (термин введен Хаусхофером). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Жизненное пространство — (нем. Lebensraum), нацистская (нацисты) полит, доктрина. Утверждала необходимость завхвата большей терр. для расселения растущей нем. нации. Термин был впервые использован как полит, понятие в 70 х гг. 19 в., а Гитлер и Геббельс придали ему… … Всемирная история
жизненное пространство — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика
жизненное пространство — Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии
Жизненное пространство — на Востоке (нем. Lebensraum im Osten) термин немецкой национал социалистической пропаганды, отражавший планы заселения германскими народами (арийцами в понимании национал социалистических вождей) территорий в Восточной Европе и СССР. Впервые этот … Википедия
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии
жизненное пространство — (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха
Основные понятия. Жизненное пространство
Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально‑экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.
Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознано человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.
…Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.
«1. Принцип связности (событие – всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
2. Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт – это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
3. Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем)» (Холл К. С., Линдсей Г., 1999, с. 304).
Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент“» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980 а). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.
Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или „тенденция к передвижению“, имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение – это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил…» (Левин К., 2000 б, с. 61). Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.
На основании конструкта валентности Курт Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта (Левин К., 1980).
1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебание вызвано тем, что после осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.
2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности («и хочется и страшно»). Поведение человека в данной ситуации носит характер «челнока»: приближение‑удаление от объекта.
3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.
Таким образом, согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.
Практическое приложение теории поля: преддипломный стресс.
Поскольку «понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на практике» (Левин К., 1980 а, с. 131), разумно было бы проиллюстрировать возможности описания жизненного пространства как первого этапа на пути анализа феноменов психической реальности человека. Рассмотрим явление преддипломного стресса у некоторых студентов. Какие составляющие характеризуют их жизненное пространство в период за три‑четыре недели до защиты диплома?
«Сила теории Левина – в ее пригодности для решения многих проблем в форме, которая соответствовала бы осмысленному опыту» (Back K. W., 1992, р. 55).
Во‑первых, это, разумеется сама защита диплома. Большинство студентов не имели ранее опыта такой защиты, и этот регион является для них «зоной неизвестности». Даже самая подробная информация о том, как обычно проходит защита диплома, не является исчерпывающей. Поэтому с данным регионом связаны сектора, содержащие информацию о защите диплома: однокурсники, научный руководитель, преподаватели, рассказы родителей, визуализация ситуации защиты и т. д. Именно в отношении указанных регионов студенты совершают целенаправленные реальные и ирреальные локомоции для получения информации и снижения уровня напряжения в секторе «защита диплома». Чем больше секторов подобного «поиска», тем больше на них времени тратит студент, тем меньше времени остается на актуальное снижение напряжения в зоне «защита диплома», что приводит соответственно к увеличению времени работы в вечерние и ночные часы.
Во‑вторых, это зона «государственного экзамена», который, как правило, происходит после защиты диплома, но к которому готовиться надо заранее, поскольку объем необходимой для подготовки информации достаточно велик. Любые задержки, связанные со снижением напряжения в секторе «защита диплома», повышают напряжение в секторе «государственный экзамен». Это может происходить вплоть до того, что граница указанного сектора становится настолько непроницаемой, что до защиты диплома к этому сектору «не подступиться».
В‑третьих, это сфера досуга или «отвлечения», которая может быть обозначена такими секторами, как «отвлечение от учебы» (или «проветривание»), «совместная подготовка к экзамену», «отметить защиту диплома (сдачу экзамена)» и т. д. «Посещение» этих секторов может на некоторое время снизить напряжение региона «защита диплома». Поэтому границы данных сфер являются легкопроницаемыми при «вхождении» в них и труднопроницаемыми при выходе из них, то мы можем наблюдать эффект неравномерного распределения энергии, сопровождающийся диффузной активностью человека. Может наступить такая ситуация, что граница, связанная с регионом «защита диплома», становится настолько труднопроницаемой, а его валентность для человека в связи с этим приобретает такой отрицательный заряд, что человек производит впечатление беспорядочно мечущегося в поиске регионов для разбазаривания своей энергии. Он идет в библиотеку, но встречает однокурсников и беседует с ними два часа. Подойдя к библиотеке, он отмечает, что она закрыта на обед. Студент идет в кафе и проводит там время почти до закрытия библиотеки, а когда наконец он оказывается в читальном зале, то констатирует отсутствие своего читательского билета в сумке. Совершенно измотанного после «штурма» границ региона «защита диплома», его буквально «отбрасывает» в регион «друзья», и так может продолжаться до тех пор, пока вследствие увеличивающегося напряжения в изучаемом нами регионе его «бастионы» не падут и утомленный студент не направит свои локомоции в его пространство.
Зачастую уровень напряжения, поднявшийся в «досуговых» регионах в период подготовки и защиты диплома, разряжается сразу после защиты в форме вечеринок. Чем больше ирреальных локомоций (то есть локомоций, осуществляемых в воображаемом пространстве) пытались осуществить студенты, размышляя о том, как будет хорошо, когда защита диплома осуществится, тем выше уровень напряжения в «развлекательных» зонах. Если же функцией приведенных только что размышлений являлась только регуляция напряжения в системе «защита диплома», то после реализации этой системы студент может не испытывать потребности в бурных празднованиях, поскольку мысли о досуге возникали лишь в связи с исследуемой зоной.
Четвертым, но ни в коем случае не последним по значимости, будет регион, связанный с дальнейшей судьбой студента после окончания вуза. Назовем этот регион «профессиональная и личностная реализация». Он является самым большим из описанных и самым неопределенным. Именно с точки зрения этого региона сектор «защита диплома» является по своей сути амбивалентным. Факт защиты диплома ставит студента один на один перед «жерновами» взрослой жизни, требующей от него принятия самостоятельных решений и определенных действий. Если человек четко знает, что по окончании вуза его ждет определенное поприще, которое обеспечит материальный достаток, профессиональный и личностный рост, то, разумеется, напряжение сектора «защита диплома» не будет столь высоко. Наоборот, он будет иметь более высокую положительную валентность для студента, как ворота, открывающие путь к лучшей жизни. Но может быть ситуация, когда отметка за диплом напрямую связана с будущей карьерой. Если необходима только определенная отметка («отлично», например), на основании которой студент получит диплом с отличием и сможет устроиться на работу в престижную организацию, тогда сопутствующий сектору «защита диплома» ирреальный сектор «защита диплома на низкую отметку» может создать дополнительное напряжение в исследуемой нами зоне, сделав ее амбивалентной и порождая конфликтную ситуацию, описанную Левиным в тридцатых годах (Левин К., 1980б, с. 128).
Чем выше будет уровень напряжения в системе, тем менее, согласно дедифференционной концепции Левина (Hothersall D., 1995, с. 247), будет дифференцировано жизненное пространство человека (то есть из меньшего количества регионов оно будет состоять). Жизненное пространство некоторых студентов ограничивается секторами «защита диплома», «государственный экзамен», «телевизор» и «принятие пищи». Разумеется, подобный образ жизни не приводит к улучшению здоровья.
Для размышления
1. Вспомните, когда в последний раз вы оказывались в ситуации конфликта. Опишите его в терминах теории поля. Это был внутренний конфликт или внешний? Чем он был обусловлен? Сделайте вывод.
2. Изобразите свое жизненное пространство в данный момент времени. О чем вы думаете? Какие факты, события беспокоят вас? Какие люди играют большую роль в вашей жизни? Изобразите свое жизненное пространство в виде эллипса, а регионы, входящие в него, – в виде секторов, «разбивающих» этот эллипс на составляющие. Разместите себя в этом эллипсе. Теперь опишите свою жизненную ситуацию в терминах теории поля. Границы каких регионов являются жесткими, а какие – чересчур проницаемы? Какие регионы являются для вас недоступными и почему? Какие локомоции вы осуществляете в данный момент? Какие регионы обладают положительной валентностью, а какие – отрицательной? С чем это связано? Посмотрите еще раз на ваше жизненное пространство. Какой вывод вы можете сделать?
Итак, мы рассмотрели ситуацию преддипломного стресса с позиций теории поля и концепции жизненного пространства. Можем теперь подвести некоторые итоги. Подведение итогов, можно, наверное, считать вторым этапом использования теории поля как метода анализа.
1. Зона неопределенности, связанная с будущим студента, повышает уровень напряжения в системе и придает тем самым региону «защита диплома» амбивалентный характер. С одной стороны, с ним связаны положительные ожидания (разрядка напряжения, новые возможности, новый статус), а с другой – отрицательные (неопределенность жизненного пути, напряжение, связанное с принятием самостоятельного решения, возможная неудача на защите, негативная критика со стороны близких).
2. Уровень напряжения в регионе «защита диплома» может регулироваться за счет использования так называемых «досуговых» секторов и секторов, связанных с зоной «увеличения информации о защите диплома». Эти зоны могут находиться как в реальном физическом, так и в нереальном, воображаемом мире. При определенном уровне напряжения количество регионов может сократиться до двух‑трех, что обеспечивает более легкий контроль за напряжением в системе.
3. Регулирование напряжения в системе осуществляется посредством распределения энергии между различными регионами.
Следовательно, преддипломный стресс обусловлен (если использовать терминологию Курта Левина) проницаемостью границ региона «защита диплома» на выходе из него и их жесткостью на входе. Как уже говорилось, некоторым студентам сложно осуществить локомоции в отношении исследуемого региона, чтобы снизить в нем уровень напряжения.