Что такое жизнедеятельность в обж
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.
(Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, что является основным ущербом для государства, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.)
Содержание
Три основные задачи БЖД
Опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.
Литература
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Безопасность жизнедеятельности» в других словарях:
Безопасность жизнедеятельности — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2) учебная… … Словарь черезвычайных ситуаций
Безопасность жизнедеятельности — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2)… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Безопасность жизнедеятельности воинского формирования — Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН
Безопасность — состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Б. является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище,… … Словарь черезвычайных ситуаций
Безопасность — (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,… … Энциклопедия права
Безопасность общественная — состояние защищенности интересов общества от внешних и внутренних угроз. Охватывает экономический и социальный уклады жизни общества, общественные достояние и собственность, общественные институты и организации, национальные обычаи и традиции,… … Словарь черезвычайных ситуаций
Безопасность санитарно-эпидемиологическая — условия жизнедеятельности населения, при которых отсутствует возможность формирования эпидемических штаммов возбудителей инфекции и реализации механизмов возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. EdwART. Словарь терминов… … Словарь черезвычайных ситуаций
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности,… … Социология: Энциклопедия
Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации… … Социология: Энциклопедия
Основы безопасности жизнедеятельности
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. и Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 с 1 сентября 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:
безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
основы здорового образа жизни;
современный комплекс проблем безопасности;
основы военной службы.Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность.
Глава 1. § 1.3. Основные теоретические положения и понятия
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования.
Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения разработана учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и др. Таким образом, мы можем говорить о системе «человек — среда обитания», которая состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определенных границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.
Среда обитания — это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
В системе «человек — среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в полном соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело означенных выше потоков. Потоки вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и среда его обитания гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».
Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация (повышение роли городов в развитии общества). Это вызвало крупно-масштабное развитие энергетики, промышленности, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного (от греч. anthropos— человек) воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. Человек стал обладать способностью инициировать крупно-масштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.
Техносфера — это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально бытовым потребностям.
Однако созданная трудом человека, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, техносфера во многом надежды людей не оправдала. Новые условия обитания человека в городах, и особенно в крупных промышленных центрах, бытовые составляющие его жизни по уровню безопасности оказались далеки от допустимых норм и требований, что предопределяет актуальность грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики. Негативные воздействия в системе «человек — среда обитания» принято называть опасностями.
Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их среду. Являясь частью жизни, они также реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации.
Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности самого процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!»
В отличие от реальной, видимой опасности потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере ее проявления. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа (СО2)в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. В непроветриваемом помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, и нарастание его концентрации дает о себе знать появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. В целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и другим негативным последствиям.
По степени и характеру действия на организм все факты условно делят на вредные и опасные.
К вредным факторам относятся такие факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.
Опасные факторы в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.
Это деление условно, так как вредные факторы могут стать опасными.
Некоторая часть опасных и вредных факторов — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания — имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасные зоны. Такие зоны характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.
Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасная ситуация.
В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным и рациональным поступкам и действиям. В этом случае говорят об экстремальных ситуациях.
Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.
Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая измеряется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.
Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный, или групповой, риск — это риск для группы людей. Говоря о социальном риске, прослеживают зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. То есть речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.
Безопасность — это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.
Иными словами, это прежде всего, ощущение человека, что ему ничто не угрожает. Вместе с тем это и деятельность различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и, соответственно, обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки. Для защиты от негативных факторов следует создавать и активно использовать защитные средства и проводить мероприятия, всемерно ограничивающие зоны действия и уровни таких факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний — безопасность жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности
Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.
Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.
ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.
Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.
Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.
Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.
Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:
Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.
Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.
Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.
При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.
Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.
Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.
Основные понятия и определения в безопасности жизнедеятельности
«Жизнедеятельность» состоит из двух слов — «жизнь»и «деятельность», поэтому выясним сначала содержание каждого из них.
Жизнь— это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители.
Жизнь— это особая форма движения материи со специфическим обменом веществ, самообновлением, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых существ и их общественных конгломератов.
Из этого довольно сложного определения выведем главное: жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядоченный обмен веществ и энергии. Неотъемлемым свойством всего живого есть активность (мыши, птицы, люди).
Деятельностьесть специфической человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которой заключается в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды.
Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности других живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, а и трансформирует её для удовлетворения собственных нужд, активно взаимодействует с ней, благодаря чему и достигает сознательно поставленной цели, которая возникла вследствие проявления у нее определенной потребности. Человек ощущает на себе влияние законов естественного мира.
Деятельность человека объединяет его биологическую, социальную и духовно-культурную сущности.
Итак, под жизнедеятельностьюпонимается свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного развития и самореализации индивидуума, группы людей, общества в целом, человечества в единстве их жизненных потребностей и возможностей.
Что же такое «безопасность? Очень часто можно встретить определение безопасности как «такое состояние любого объекта, за который ему не угрожает опасность». Но это определение не может нас удовлетворить, поскольку такое понимание безопасности лишь указывает на отсутствие источника опасности, т.е. оно может характеризовать какую-то идеальную ситуацию, в которой безопасность выступает как желательная, но недосягаемая цель.
Безопасность лучше определить как состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует возможность реализации чрезвычайной ситуации.
Опасность – негативное свойство живой и неживой материи,
способное наносить вред самой материи: людям, природной среде,
материальным ценностям.
Опасность — это условие или ситуация, которые существуют в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения или повреждения.
Государственный стандарт Украины 2293-99 определяет термин «безопасность» как состояние защищенности личности и общества от риска нанесения ущерба.
Для сложных же технических систем, а тем более для человека или общества риск— это категория, которая имеет большое количество индивидуальных признаков и характеристик, и математически точно определить его чрезвычайно сложно, а иногда невозможно. В таких случаях риск может быть оценен лишь благодаря экспертной оценке. Поэтому приведем еще одно определение безопасности, которое мы и будем использовать в дальнейшем.
Безопасность— это сбалансированное, по экспертным оценкам, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п.
Безопасность человека— неотъемлемая составная характеристика стратегического направления развития человечества, которое определено ООН как «стабильное развитие человечества». Развитие, которое ведет не только к экономическому, а и к социальному, культурному, духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД)— это область знания и научно-практическая деятельность, направленные на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья, жизни человека и среды его проживания от опасностей.
Опасность для человека представляют явления, процессы, объекты, свойства, способные при определенных условиях наносить ущерб здоровью или жизни человека или системам, которые обеспечивают жизнедеятельность людей.
Каждый человек ощущает опасность интуитивно и понимает значение ее по-своему. Согласно выводам экспертов ООН, большинство людей в мире связывают ощущение опасности с будничными проблемами и повседневными хлопотами, а не основывают его на опасении глобальных катастроф или международных конфликтов. Поэтому, защита жилья, рабочего места, благосостояния, здоровья, окружающей среды — основные проблемы безопасного самочувствия человека. Ощущение опасности имеет также глубоко индивидуальный оттенок, который главным образом зависит от:
а) уровня социального и духовного развития личности;
б)ситуации и общественного устройства, которые положительно или отрицательно воздействуют на мировосприятие гражданина.
При идентификации опасностей надо выходить из принципа «все воздействует на все»,т.е. источником опасности может быть все живое и неживое, а подпасть под действие опасности также может все живое и неживое.