Что такое жизнь по энгельсу

Научная электронная библиотека

Что такое жизнь по энгельсу. Смотреть фото Что такое жизнь по энгельсу. Смотреть картинку Что такое жизнь по энгельсу. Картинка про Что такое жизнь по энгельсу. Фото Что такое жизнь по энгельсу

Понятие жизнь. Смысл жизни и смерти. Свобода и счастье.

Что есть жизнь? Жизнь – это активная форма существования материи. Долгое время в философии доминировала дефиниция Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Интересно определение отечественного кибернетика, профессора А. А. Ляпунова: жизнь – это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

В настоящее время установлено, что неживая и живая материи едины. Это единство состоит в том, что все неживые вещи и живые и тела состоят из одних и тех же атомов химических элементов. Кроме того, все виды неживой и живой природы подчиняются единому закону сохранения вещества и энергии. Живое вещество получает энергию из неживой природы.

Жизнь на Земле возникла 4. 5 млрд. лет назад, неживая материя породила живую. Теория панспермии утверждает, что жизнь была занесена на Землю из космоса. По мнению А. И. Опарина (1923), разнообразие находившихся в океанах простых соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что жизнь возникла в океанах, там постепенно накопились органические вещества и образовался, так называемый, «первичный бульон».

Для всякого живого существа характерна «триада жизни»: вещество, энергия, информация. Белок один из необходимых составляющих жизни.

Человек есть высший продукт материи.

Еще с древности мудрецы пытались понять проблемы происхождения и сущности человека. Первый философ Гомер отметит, что человек порожден Океаном. Сейчас существует множество теорий происхождения человека, их можно разделить на 5 групп:

1 – Божественная: «сотворил Бог человека по своему образу и подобию». Теория излагается наиболее подробно в «Библии» и «Коране».

2 – Эволюционизм. Теория Ч. Дарвина (1809 – 1982), изложенная в работе «Происхождения видов» (1859). Через изменчивость, наследственность и естественный отбор человек произошел от обезьяноподобных предков.

3 – «Мутационная теория развития» («теория биологического скачка») Хуго де Фриза (30 гг. ХХ века). По его мнению, возникновение человека связано с мутационными изменениями в геноме. «Скачок» носит случайный характер.

4. – «Теория палеоконтакта», одна из самых спорных. Её сторонники утверждают, что человек – это существо, которое трансмутировало в результате «инопланетного вторжения высшего разума» приблизительно 40 – 40 тыс. лет назад, т. е. в эпоху палеолита.

5. – «Синтетическая теория», которая предполагает, что человек есть результат эволюции, но Душу в него вдохнул Бог.

Теория эволюционизма в большей степени выражает достижения материалистической науки. Развитие современной теории молекулярной биологии позволило ученым аккумулировать достаточный естественнонаучный материал для философского осмысления многообразных видов проявления жизни нашей на планете. Кроме того, открытия в биохимии, биофизике, нанотехнологии, предполагают кибернетическую картину существования и воспроизведения сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни, которая способна допустить существование иных форм жизни на небелковой основе.

Но человек не просто живёт, он пытается осознать смысл своей жизни.

Проблема смысла жизни в философии рассматривается в нескольких аспектах: 1) объективистский подход (Спиноза, Гегель и др. ), он связан с христианской традицией, где человек подчинен судьбе, предписанной ему свыше; 2) субъективистский. В основе его творческая самостоятельность и активность человека.

В проблеме смысла жизни подходят с трех измерений: 1 – все живое во Вселенной имеет право на жизнь в силу своего факта рождения, 2 – жизнь конечна; 3 – поиск бессмертия.

Главный вопрос человеческого существование: в чем смысл жизни? Существует множество концепций смысла жизни, но все они сводятся к одному – смысл жизни в возможности реализовать себя как личность, найти в себе гармонию. Совершенствуя себя, личность совершенствует окружающий мир. Так само понятие «жизнь» обретает ценность, т. е. смысл жизни в самой жизни. Нередко путают смысл жизни и цель жизни, смысл жизни он состоит из целей жизни, которые актуальны в тот или иной период существование человека. Смысл жизни не должен быть зациклен на цели жизни, иначе жизнь человека потеряет смысложизненный ориентир. Смысл жизни – это смысл созидания, самосовершенствования.

Жить, что был смысл. Для чего мы живем? Смысл жизни – это всегда перспективы, будущее в настоящем.

Однако в философии существуют концепции отрицающие смысл жизни. У Ницше мы читаем: «Жить надо так, чтобы не было в жизни смысла – вот, что есть смысл жизни». Его идеи разделяли А. Шопенгауэр, А. Камю и др. Русский философ Введенский выносит смысл жизни за пределы самой жизни: «У жизни нет смысла, а если он есть, то за пределами жизни». Но может ли человек жить, зная, что его жизнь бессмысленна? Известно, что главная причина самоубийств по А. Камю – потеря смысла жизни. Смысл – это основа бытия человека, смысл жизни в самой жизни в реализации ее возможностей.

Врач, психиатр и философ Элизабет Кюблер – Росс описала 5 стадий умирания (смертельно больного человека): отрицание, гнев, попытка торговаться, депрессия, принятие.

Смертность человека порождает идею бессмертия. Одни призывали к «телесному продолжение жизни» после смерти, личному бессмертию (даосизм, учение Н. Ф. Фёдорова). Или существования после смерти некой психической сущности (Души), которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом. Платон впервые обосновывает эту мысль в диалоге «Фидон» (учение о «бессмертие Души»). Затем идея переходит в христианство – бессмертие Души и существование ее в ином мире. Идея бессмертия (реинкарнации) доминирует в индийских религиозно – философских системах, буддизме, т. е. перерождение живущих на этой Земле душ индивидов в будущие человеческие или иные живые формы. Еще одна теория: осуществление природно – биологической бесконечности человека через потомство (биогенетическое бессмертие). А так же, включение в вечный круговорот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физическо – химическое бессмертие). Может быть бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества индивида на умы, поступки, деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие) или проявить себя как историческая личность (историческое бессмертие)?

Русский философ Н. Н. Страхов в работе «Значение смерти» писал: «Смерть – это финал оперы, которая не может длится без конца. В этом ее гармония и красота. Если бы какой – нибудь организм бы совершенствовался без конца, то он никогда бы не достиг зрелого возраста и полного раскрытия своих сил, он постоянно бы был подростком, существом, которое постоянно растет и которому никогда не суждено вырасти». Бесконечная продолжительность жизни отдельно взятого человеческого организма закрыла бы возможность для продолжения и отбора новых форм эволюционного развития.

Но человек ищет бессмертия в продолжении рода, в своих детях, в научном и художественном творчестве.

«Есть только явь и свет,

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Когда идет бессмертье косяком»

Сейчас очень популярны не религиозные концепции бессмертия. Это так называемая «Жизнь после смерти» (автор врач – философ Р. Моуди). После смерти, по его мнению, человек, его духовная сущность становится «чистым сознанием».

Кроме того, проблема сейчас ставится еще глубже: А есть ли жизни до жизни?

Реализовать свои жизненные ориентиры человек может, только будучи свободным. Главной ценностью общества и личности является свобода. Если в античности главное – выбор своей судьбы, независимость, в средневековье – это свобода от греха. Б. Спиноза понимал свободу как «вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой», т. е. свобода не зависит от стремлений человека удовлетворять свои потребности, смысл ее в нейтрализации вредного и использовании полезного. Свобода каждого имеет свои границы в свободе других, зависит от особенностей исторической эпохи и условий жизни, следовательно, свобода всегда социальна. Свобода связана с категорией необходимость, это связь между деятельностью людей и объективными законами общества, т. е. свобода – это «осознанная необходимость», чем более осознанно человек постигает законы бытия, тем более осознанной и свободной становится его деятельность. Кант указывает: «Ты можешь, ибо ты должен». Абсолютной свободы быть не может, т. к. желание одного индивида часто вступают в противоречия с другим индивидом и объективными законами мира (хочу жить вечно. ).

Кроме того, желание свободы и ее получение – это особая проблема. Свобода – это ответственность, это бремя, вот почему часто обретенная свобода становится кошмаром. После реформы 1861 года (отмены крепостного права) Н. Некрасов напишет: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Артур Шопенгауэр ставит вопрос: «Свободен ли тот, что свободен?». Гете: «Свободен только первый шаг, но мы рабы другого». В экзистенциализме свобода – это сущность человека: «Человек или свободен, или его нет» (Сартр), свобода для человека – это рок «дыра в бытии».

Важная составляющая человеческого бытия, смысла его существования – это счастье.

Одни говорят, что страсти,

Карты, вино, увлеченье. –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти

В глазах секретарш влюбленных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье

Это большое участье

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Но мненью четвертых это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться

Еще есть такое мненье,

Что счастье – это горенье,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья полета.

А счастье, по – моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

в зависимости от человека.

В эвдемонизме, счастье – это мотив всех человеческих целей и устремлений.

Счастье – это такое психологическое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия. Стремление к счастью – это естественное желание, определяемое природой человека. Счастье – это своего рода сплав оценки, поведения и мотива. Счастье – это личное благо, как бы оно не вбирало в себя общественные условия, счастье – это всегда личностное понимание. Однако, счастья человек может достичь, лишь уважая право на счастье других. А. Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении». Это своего рода «разумный эгоизм» Чернышевского. Кант же считал, что счастье всегда эгоистично, но при этом оно не должно объективно расходиться с нравственным законом. Аристотель абсолютизировал счастье и мораль. Античность в широком смысле слова всегда понимало счастье как наслаждение – гедонизм (учение киренаиков).

Чувство счастья зависит не от достижения или получения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Чем выше запросы (интеллект) человека, тем труднее достичь ему состояния счастья.

Чтобы быть счастливым надо иметь желание быть счастливым!

Каждый человек уникален, а его жизнь – это реализация потенциала Великой Вселенной, частицей которой он является.

Источник

Проблема жизни в работах Энгельса

Проблема жизни в работах Энгельса

Принципиально важное значение имело отнесение Энгельсом к одной из основных форм движения материи жизни. Этим отвергалась виталистическая интерпретация жизни в качестве особой нематериальной силы.

В «Диалектике природы» Энгельс определил специфику жизни следующим образом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»[658].

Данное определение относится к осени 1874 года. Оно приводится в критических замечаниях Энгельса по поводу взглядов Ю. Либиха и Г. Гельмгольца, считавших, что жизнь вечна, как сама материя, и распространяется путем переноса ее зародышей с одних космических тел на другие. Определение Энгельса было направлено против попыток снять таким образом проблему происхождения жизни и ориентировало на поиск конкретных закономерностей перехода от неживого к живому[659].

Несколько позже, в период работы над «Анти-Дюрингом», Энгельс находит в этом определении логический изъян. Если признавать, что обмен веществ имеет место и в неживой природе, то определяя жизнь, следует говорить не просто об обмене, но об особой, специфической его форме, об органическом обмене веществ. Но такая постановка вопроса ведет к тавтологии: «…определять жизнь как органический обмен веществ – это значит определять жизнь как… жизнь, ибо органический обмен веществ… и представляет собой как раз такое выражение, которое в свою очередь нуждается в объяснении при посредстве жизни, в объяснении при посредстве различия между органическим и неорганическим, т.е. между живым и неживым»[660]. Учитывая это, Энгельс излагает теперь свое понимание жизни следующим образом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел»[661].

Процесс жизни, указывал Энгельс, развивая это определение, внутренне диалектичен. Жизнь состоит в том, что живое существо благодаря своему самообновлению в каждый данный момент «является тем же самым и все-таки иным. Следовательно, жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть»[662].

Будучи более точным по смыслу, определение, приводимое в «Анти-Дюринге», однако, близко к формулировке 1874 г. по своей принципиальной направленности. В обоих определениях заложены одни и те же идеи методологического характера, отражающие точку зрения современной Энгельсу науки и его собственный подход к рассматриваемой проблеме. И в том и в другом определении констатируется единство живой и неживой природы, о чем говорит указание на материальность носителя жизни, а также на обмен веществ между живыми организмами и окружающей их материальной средой (в первом случае указание на обмен веществ носит явный, во втором же – имплицитный характер), и вместе с тем отмечается, что данное единство не абсолютно и исключает полное совпадение. Живое, по Энгельсу, качественно отлично от неживого: только жизнь способна к постоянному конструктивному самообновлению, для неорганических тел обмен веществ разрушителен и ведет к уничтожению их качественной специфики, к превращению в другие тела.

Энгельс сформулировал свое определение жизни свыше ста лет назад, опираясь на изыскания науки своего времени. В XX веке теоретическая биология продвинулась далеко вперед в изучении механизма процессов жизнедеятельности. Однако оно и по сей день признается учеными-биологами классическим в том смысле, что не утратило своей методологической ценности. В частности, полностью сохраняют свое значение характеристика жизни как одной из основных форм движения материи, учет в определении жизни как ее субстрата, так и функции, признание той роли, которую играет химическое самообновление организмов, осуществляемое в ходе противоположно направленных, но взаимосвязанных процессов ассимиляции и диссимиляции.

Вместе с тем естественнонаучные исследования последних десятилетий показали, что материальным носителем процессов жизнедеятельности выступают наряду с белком и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Эти три компонента образуют целостную систему. К числу фундаментальных жизненных функций современная наука относит активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение специфической структуры, которая детерминируется наследственной информацией[663]. Выдающийся советский ученый В.А. Энгельгардт считал важнейшим сущностным свойством живого также многократную репродукцию собственных материальных структур организма, которая ныне интерпретируется в терминах биохимии[664]. Эти новые моменты отражаются в современных определениях жизни.

Таким образом, развитие биологической науки привело к уточнению и дополнению тех представлений о критериях жизни, на которые опирался Энгельс. Надо сказать, что сам автор «Диалектики природы» и «Анти-Дюринга» прекрасно понимал неизбежность и необходимость дальнейшего развития представлений о жизни. Он не абсолютизировал своих определений и отмечал их недостаточность[665].

С вопросом о сущности жизни Энгельс тесно связывает вопрос о ее происхождении. Истинное понимание сущности жизни, с его точки зрения, невозможно без уяснения того, как она возникла, и, наоборот, только четкие научные позиции в выяснении сущности жизни позволяют разобраться в реальных механизмах ее возникновения.

На протяжении истории философии и естествознания противоборствовали три основные точки зрения по этому вопросу: признание сотворения жизни неким духовным началом; убеждение в ее естественном происхождении из неживой природы; мнение, что жизнь так же вечна, как и неживая материя.

Подвергая критике концепцию «вечности жизни», Энгельс показал, что в ней смешиваются две разные проблемы: вечность жизни как чего-то никогда не возникавшего, а лишь передающегося от одного организма к другому, и постоянное, «вечное» возникновение жизни как особой формы движения материи, ее новообразование всегда и всюду там, где для этого появляются необходимые условия[666]. Если вечность жизни и ее материальной основы – белка (и других соединений) в первом смысле невозможна, то во втором смысле она вполне реальна.

Концепции «вечности жизни», а также антинаучным представлениям о ее порождении духовным началом, будь то наивная библейская легенда о божественном творении или наукообразные учения виталистов о порождении жизни особой «жизненной силой», «доминантой», «энтелехией» и т.п., Энгельс противопоставил идею возникновения жизни на Земле из неорганических веществ. Но, разумеется, это возникновение он трактовал не так, как представляли себе сторонники идеи так называемого самопроизвольного зарождения жизни.

Невозможность самозарождения не только насекомых, рыб, птиц и млекопитающих, но и бактерий, грибных спор и т.п. была экспериментально доказана Л. Пастером в 1862 году. Теологи и виталисты поспешили объявить, что эксперименты Пастера подтвердили вообще невозможность естественного возникновения жизни, необходимость для ее сотворения неких потусторонних сил. В действительности эксперименты Пастера, как показал Энгельс в «Диалектике природы», не давали оснований для опровержения самой идеи возникновения живого из неживого[667], а доказали только невозможность спонтанного образования из неорганических веществ клеточных структур. Нелепо, писал Энгельс, «пытаться объяснить возникновение хотя бы одной-единственной клетки прямо из мертвой материи, а не из бесструктурного живого белка, и воображать, что можно принудить природу при помощи небольшого количества вонючей воды сделать в 24 часа то, на что ей потребовались тысячелетия»[668].

Энгельс с достаточным основанием считал, что первые живые образования на Земле не имели клеточного строения. Эти доклеточные формы жизни имели субстратной основой белковые соединения, возникшие из неорганических веществ. Лишь дальнейшее развитие белковых тел, полагал он, привело к возникновению сначала примитивных, а затем и более сложных органических клеток. Аналогичных взглядов придерживался и Маркс. В письме от 18 ноября 1868 года, упомянув об исследованиях дарвинистов Г. Йегера и Э. Геккеля, он обращал внимание Энгельса на то, что в этих исследованиях отвергается взгляд на клетку как на первичную форму и отправной точкой признается бесформенный, но способный к сокращению белковый комочек. Эту первичную форму жизни, писал Маркс, «необходимо… проследить до того момента, когда она может быть воспроизведена химическим путем»[669].

Во введении к «Диалектике природы», обрисовав в общих чертах возможную картину образования и эволюции нашей звездной системы и Земли, а вместе с тем образования химических элементов и их соединений, Энгельс писал: «Наконец, если температура понизилась до того, что – по крайней мере на каком-нибудь значительном участке поверхности – она уже не превышает тех границ, внутри которых является жизнеспособным белок, то, при наличии прочих благоприятных химических предварительных условий, образуется живая протоплазма. В чем заключаются эти предварительные условия, мы в настоящее время еще не знаем»[670]. Считая, что окончательное доказательство естественного возникновения жизни будет дано лишь в результате экспериментального получения элементарных форм жизни, Энгельс выражал уверенность, что со временем это непременно осуществится.

С точкой зрения Маркса и Энгельса на происхождение жизни как закономерный результат развития материи согласуются современные исследования советских и зарубежных ученых (В.А. Энгельгардт, Дж. Холдейн[671], С. Миллер, Ф. Крик и Л. Оргел, А. Корнберг и др.).

Однако причинное объяснение скачка от химической к биологической форме движения материи, о котором писал Энгельс, оказалось непростым делом. Большинство современных концепций возникновения жизни ориентировано на определение той границы, с которой начинают функционировать собственно биологические законы, оставляя без внимания качественно другие законы (закономерности эволюционной химии), действующие ниже этого порога. Таким образом, вопрос перехода от химической к биологической эволюции остается еще открытым. В последнее время существенный вклад в его разработку внесла теория эволюции элементарных открытых каталитических систем А.П. Руденко[672].

Исключительно большое значение для постижения сущности жизни имело, с точки зрения Энгельса, открытие органической клетки как той единицы, из размножения и дифференциации которой возникают все организмы, за исключением доклеточных форм. Это открытие, считал он, не только доказало, что развитие и рост всех высших биологических форм совершаются по одному общему закону, но, показав способность клеток к изменению, наметило также путь к пониманию механизма видовых изменений организмов.

Давая высокую оценку клеточной теории в целом, Энгельс вместе с тем выражал несогласие с некоторыми тенденциями ее развития, которые свидетельствовали о недостатке диалектического мышления у тех или иных ее сторонников. Так, немецкий патологоанатом Р. Вирхов разложил целостный организм на «федерацию клеточных государств». Высмеивая это представление, Энгельс писал (с намеком на принадлежность Вирхова к буржуазной «прогрессистской» партии), что оно имело «скорее прогрессистский, чем естественнонаучный и диалектический характер»[673].

Теоретизирование Вирхова Энгельс считал примером того, как старые метафизические представления некоторых натуралистов вступают в противоречие с новыми открытиями, опровергающими неподвижность категорий.

Выступая против грубо механистического представления об организме как «федерации» автономных клеток, Энгельс писал: «Ни механическое соединение костей, крови, хрящей, мускулов, тканей и т.д., ни химическое соединение элементов не составляют еще животного…»[674] Живому организму присуща высокая степень целостности, в обеспечении которой на высших уровнях развития животного мира особенно важную роль играет «группировка всего тела вокруг нервной системы»[675].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в.

Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в. В произведениях, относящихся к началу 40-х годов, когда К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях революционного демократизма и идеализма, их воззрения на историю Востока

Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в.

Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в. К началу 50-х годов прошлого столетия у К. Маркса и Ф. Энгельса уже были основания подвергнуть переоценке то понимание истории Востока,

Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов

Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов Главная мысль, которая проводится во всех этих письмах, состоит в утверждении диалектического характера социального детерминизма. Энгельс показывает, что с позиций исторического материализма

О специфических особенностях научного предвидения будущего в работах Маркса и Энгельса

О специфических особенностях научного предвидения будущего в работах Маркса и Энгельса [599] В 1966 – 1978 гг. в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС была проведена большая работа по созданию Предметного указателя ко второму изданию Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса [1].

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса

Основные этапы становления и развития материалистического понимания истории в работах Маркса и Энгельса Москва, Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1988, 45 с.Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук в форме научного доклада.Специальность

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА (ноябрь 1848—август 1849) 1848НоябрьВвиду отсутствия Энгельса и ряда других редакторов газеты, покинувших Кёльн в связи с угрозой ареста, почти вся работа по редактированию «Neue Rheinische Zeitung» («Новой Рейнской газеты») падает на

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА (июль 1870—февраль 1872) 187019 июля Маркс принимает участие в заседании Генерального Совета Интернационала. Он сообщает о положении во Франции в связи с началом франко-прусской войны. Генеральный Совет поручает Марксу написать

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА (январь — декабрь 1859)1859ЯнварьМаркс завершает начатую еще в августе 1858 г. работу над первым выпуском задуманного им большого экономического труда в шести книгах, посвященного исследованию капиталистического способа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *