Что такое живой звук
Звук «вживую» и «фанера»
Когда-то вопрос о том, «живой» ли звук мы слышим, вообще не имел смысла. Ведь он всегда был живым, никакого иного просто не существовало. Но технический прогресс стремительно меняет жизнь человека. И музыки это касается так же, как и остальных сфер нашей жизни. Хорошо это или плохо?
Что такое «живой» и «мертвый» звук, думается, объяснять долго не надо. Разговор идет, разумеется, о концертных выступлениях артистов. Зритель и слушатель покупает билет и идет в зрительный зал, чтобы насладиться мастерством исполнителя. Но что он получает взамен? Действительно живое исполнение, когда певец поет в микрофон, а музыканты аккомпанируют ему на глазах у зрителя, или живых кукол, открывающих рот под фонограмму, или, как ее иначе называют, «фанеру»? Как отличить «живое» от «мертвого»?
Начнем с того, что совершенно очевидно — звучание голоса. Если оно слишком ровное, то это первый признак того, что певец поет под «фанеру». Почему очевидно? А вы попробуйте прыгать или даже просто активно двигаться по сцене так, чтобы дыхание у вас не сбивалось. И если при быстром темпе песни вы не слышите дыхания, а характер звучания никак не меняется, это верный признак записанного заранее звука.
Хорошо это или плохо? Решать тому, кто покупает билет на концерт. Но как сказал однажды Элтон Джон, посетив концерт Мадонны: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Сэр Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».
Да, разумеется, даже при интенсивном движении возможно прекрасное пение, что доказывает, например, Брюс Дикинсон, лидер Iron Maiden, которому — вдумайтесь! — уже под 60, а ведь какой вокал при таком движении! Вопрос в тренировке и физической форме. Но все-таки запись и живой вокал будут различаться.
Если с вашего места видно пульт звукорежиссера, то у вас есть возможность проверить, не фонограмма ли на сцене, в тот момент, когда исполнитель протягивает микрофон в зал. Кажется, уж этот жест точно направлен на то, чтобы продемонстрировать: я пою живьем, смотрите, вы сейчас сами споете в мой микрофон! Но иногда исполнители идут на небольшую хитрость. Инструментальное сопровождение и голос записываются отдельно. И если в тот момент, когда зал вдохновенно «поет» в микрофон, звукорежиссер резко двинул одну из ручек пульта вверх, то вполне возможно, что вас обманули, и как раз сейчас микрофон был выведен на полную мощность. В то время как пение артиста было фонограммой, при которой мощность микрофона минимальна и голоса певца не слышно.
Само собой, стоит насторожиться, если артист говорит и поет. разными голосами. Нет, не в том смысле, что песня исполняется женским вокалом, а фразы вроде «я не вижу ваших рук!» — мужским. Но если при одинаковой силе голоса тембр в разговорном режиме очень сильно отличается от тембра в режиме пения, это повод для серьезных подозрений в «живости» вокала. Так бывает, например, на съемках большинства телевизионных программ, которые пишутся под готовую звуковую дорожку.
«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.» (Рихард Вагнер)
Практически на сто процентов можно быть уверенным в том, что звук «мертвый», если вы находитесь на большом сборном концерте. Живой звук требует настройки инструментов под каждого из исполнителей, и дело это небыстрое, занимающее не пять-десять минут, а несколько часов. Вы когда-нибудь видели такое? Опять-таки только вам решать, стоит ли такое зрелище денег, которые вы платите за такое исполнение, готовы ли вы отдавать их за шоу?
Ну и, наконец, живое исполнение всегда имеет — пусть и небольшие, не особо заметные — шероховатости. Звучание один в один как на любимом вами диске это тоже повод задуматься.
«Минусовка» и фонограмма
Исполнением под фонограмму называется техника, при которой звук записывается отдельно, а потом синхронизируется с движениями исполнителя на сцене. Разделяют «минусовку» — запись отдельно аккомпанемента, и «фанеру» — запись аккомпанемента с голосом вокалиста.
Законы о запрете фонограммы действуют в ряде стран мира, в том числе и в бывших республиках Советского Союза — Узбекистане, Азербайджане и Туркмении. В той или иной форме фонограмма под запретом в Европе и США, однако наиболее радикальные меры против любителей «фанеры» в Китае. За разовое использование фонограммы налагается штраф порядка 13 тысяч долларов, а за повторное использование певцу запрещают заниматься эстрадной деятельностью пожизненно. В России в настоящее время действует принятый в январе 2007 года Московской городской думой закон об обязательном информировании посетителей концертов о том, что певцы используют фонограмму голоса.
Голос вместо удостоверения
Однажды великому Карузо пришлось удостоверять свою личность… голосом! Поскольку знаменитый певец пришел в банк без удостоверения личности, ему пришлось исполнить арию из «Тоски», чтобы кассир убедился, что перед ним именно тот самый Карузо
Скандальная «Грэмми»
Единственный в истории случай, когда у музыкального коллектива отобрали премию «Грэмми», произошел с немецкой поп-группой Milli Vanilli. В 1990-е годы музыканты получили ее на волне невероятной популярности. Но впоследствии выяснилось, что все выступления группы были «под фанеру», а вокальные записи вообще принадлежали не ее солистам
Что такое живой звук
Термин «живая музыка» появился сравнительно недавно и часто трактуется неверно. Давайте выясним, что попадает под определение «живая музыка», а что нет.
Изначально любая музыка живая
До определенного момента развития технической мысли любая музыка была живой — музыкой, которую исполняли музыканты. Не существовало другой возможности услышать музыку, кроме как пригласить для этого музыкантов.
Как появилась музыка без музыкантов
Первыми «неживыми» альтернативами, не требующими участия музыкантов, стали музыкальные шкатулки и шарманки. Одной из вершин механических музыкальных устройств стало «механическое фортепиано».
С появлением звукозаписывающих устройств исчезла необходимость каждый раз прибегать к услугам музыкантов. У человека появился выбор — слушать звукозапись или музыку в живом исполнении. Сегодня существует несколько вариантов живого исполнения: живой звук, полностью живое исполнение и частично живое исполнение.
Живой звук
Исполнение музыки живым звуком (иногда говорят «акустический состав» или «играть в акустику») — это и самый сложный, и самый натуральный способ музицировать. При таком исполнении не используют никаких электрических устройств. Красота звучания инструментов, громкость и баланс, ансамблевая слаженность и выразительность — абсолютно все аспекты исполнения регулируются исключительно самими музыкантами и зависят только от их мастерства. Это звучание, близкое к человеческому голосу.
Живое исполнение — один из вариантов живой музыки
Появление электронных инструментов, электронных средств звукоусиления и обработки звука существенно облегчило процесс исполнения музыки и расширило возможности музыкантов. Сегодня качество исполняемой музыки меньше зависит от мастерства музыкантов. Электронные приборы регулируют громкость звучания, тембр инструментов, обеспечивают исполнение различных приемов и средств выразительности. Это уже не живой, близкий к природе, звук. Но это тоже живой процесс исполнения музыки музыкантами, требующий мастерства и таланта. Это тоже живая музыка.
Частично живое исполнение — исполнение «под минус»
Оно появилось совсем недавно. Часть музыкального материала (например ритмическая основа, басовая партия и гармония), а иногда и весь музыкальный материал предварительно записывают в студии на электронный носитель. Во время концертного выступления часть музыки исполняется музыкантами, а часть воспроизводится с носителя. Иногда из всего состава музыкантов остается только один вокал, а все инструментальные партии воспроизводятся в записи. Такое исполнение можно назвать «частично живое». И всё-таки присутствие музыканта, хотя бы одного, позволяет причислить этот вариант исполнения к категории «живая музыка». Его неоспоримое преимущество — существенная экономия бюджета концертной програмсмы за счет сокращения количества музыкантов и технического райдера. В сфере музыкального сопровождения праздников такие музыкальные коллективы пользуются наибольшей популярностью.
Исполнение музыки под фонограмму
Исполнение музыки — это не только извлечение звуков. Артистичное выступление обладает мощным зрительным эффектом. Выступление симфонического оркестра, рок-группы или популярного певца — это красочное представление, шоу, на которое приятно смотреть. С развитием технических средств воспроизведения, обработки и усиления звука появился соблазн имитировать во время концерта живое исполнение. Даже профессионалы не всегда могут с уверенностью сказать, выступают музыканты под фонограмму или же работают «вживую». Мы не будем касаться морально-этической стороны вопроса выступлений под фонограмму. Существуют объективные обстоятельства, в которых работа «под плюс» (под фонограмму) — единственно возможный вариант выступления артистов.
Музыкальное сопровождение мероприятия — что выбрать?
Итак, существуют два основных вида слышимой нами музыки — живая (исполняемая музыкантами) и неживая (воспроизводимая с носителя). Исполнение музыки живым звуком и воспроизведение записи — два противоположных полюса. Между ними существуют промежуточные варианты: живое исполнение, частично живое исполнение, исполнение под фонограмму. Что выбрать в качестве музыкального сопровождения мероприятия — живой музыкальный коллектив или услуги диджея с комплектом звуковой аппаратуры и стандартным набором аудиозаписей, решать вам. Мы, Артстудия «Маэстро», качественно реализуем любой ваш замысел.
Артстудия «Маэстро» — живая музыка всех видов и направлений!
Что такое «живая музыка»?
Мы часто употребляем словосочетание «живая музыка», когда дело касается выступления музыкальной группы, вокалиста, а иногда, даже DJ. В этой статье мы попытаемся разобраться, что можно считать живой музыкой и что не является таковой.
Сегодня практически в любом заведении могут предложить услуги музыкантов на корпоратив, свадьбу, день рождения. Но живая музыка на праздник хорошего уровня и стильного звучания по-прежнему остается дефицитом. Отсюда и соответствующая стоимость качественной живой музыки. Всегда можно найти варианты за 500, 400 и, даже, 300 долларов за вечер. Но человеку с опытом организации ивентов и корпоративов будет сразу понятно, о каком уровне группы, и о каком качестве живой музыки идет речь. С другой стороны, в шоу-бизнесе не всегда цена соответствует уровню музыкальной группы или певца. Есть масса примеров, когда невостребованный артист (который снял только один клип и имеет несколько ничем не примечательных авторских песен) держит планку стоимости на уровне 3000 и более тысяч долларов. Хотя, реальных концертов по такой стоимости имеет не более одного в несколько месяцев.
Живая музыка: фотографий с более чем 920 концертов группы LAFESTA на ивентах, вечеринках, презентациях, юбилеях, свадьбах
Термин «живая музыка» появился сравнительно недавно. До 19 века не существовало другой возможности услышать музыку, кроме как пригласить для этого музыкантов. Поэтому любая музыка была живой. Первыми альтернативами, не требующими участия музыкантов, стали музыкальные шкатулки и шарманки, а настоящим прорывом механических музыкальных устройств стало механическое фортепиано. С появлением звукозаписывающих устройств исчезла необходимость каждый раз прибегать к услугам музыкантов, и у человека появился выбор – слушать запись или музыку в живом исполнении.
живая музыка на корпоратив, мероприятие, праздник: jazz-lounge, latin-lounge, deep & jazzy-house. С этой программой LaFesta выступала на мероприятиях: Евро 2012 (vip-зона UEFA), показах мод Pierre Cardin, Gianfranco Ferre, Giorgio Armani и Andre Tan, презентации новых моделей автомобилей Infiniti, Bentley, Jaguar, Lexus, BMW, Audi, на открытиях и юбилеях 5-звездочных отелей Four Points by Sheraton, Hyatt Regency, InterContinental, Porto Mare, Premier Palace, Rixos, Radisson SAS.
В СССР заказать живую музыку составляло большую трудность, так как практически все коллективы состояли при домах культуры предприятий и официально не имели права обслуживать частные мероприятия. Без «блата» заказать ВИА было практически невозможно. И даже высокая цена не решала этого вопроса. Из-за того что предпринимательская деятельность в Советском Союзе была запрещена, живая музыка на свадьбу оставалась отнюдь не дешёвым удовольствием. Рядовому советскому инженеру приходилось складывать не одну месячную зарплату, чтобы позволить себе роскошь «живой музыки» перед родственниками и коллегами. Хотя музыканты на свадьбу доставались ценой огромных усилий заказчику, зато были главной изюминкой праздника.
Противоборство живого звука и фонограммы являлось одной из базовых предпосылок формирования целых субкультур, базирующихся на новом мировоззрении и новых музыкальных стилях и направлениях, альтернативных официальной идеологии и, соответственно, «официальной» эстраде. А в медийном пространстве всегда большую популярность обретали проекты, в которых используется и живой вокал, и живое музыкальное сопровождение.
живая музыка: танцевальная программа: disco 80-th, disco-house, latin dance (60 мин.) С этой программой группа LaFesta выступала в лучших ночных клубах: Ice bar (Лондон), Moog (Барселона), Pacha club (Валенсия), Clubnica (Владивосток), Stadium Live (Москва), Rай (Москва), H2O (Москва), Crystal Hall, Arena, D’Lux, Heaven, Patipa, Decadance, Panorama, Avalon, а также на юбилеях и вечеринках таких известных компаний, как: Pioneer, Coca-Cola, Pepsi, Davidoff, Sony, Canon, Visa, ProCreditBank, Samersby, Nokia, МТС, Киевстар, Life, ОНЭКСИМ, ТНК и многих других.
Исполнение музыки живым звуком и воспроизведение записи – два противоположных полюса, между которыми существуют промежуточные варианты: живое исполнение, частично живое исполнение, исполнение под фонограмму.
Живое исполнение. Появление электронных инструментов, приборов, эффекторов и обработки звука существенно облегчили процесс исполнения музыки, и расширило возможности музыкантов. Электронные приборы уже сами регулируют громкость звучания, тембр инструментов и не являются природным, живым звуком. Но так как процесс игры на них живой и требует от музыканта мастерства и таланта – это тоже живая музыка. Постоянно звучит вопрос: может ли звук быть живым, если он пропущен через усиливающую аппаратуру? Ведь реальный звук снимается микрофонами, которые «слышат» далеко не так, как воспринимает человеческое ухо. Но сравнивая звучание ВИА и современных музыкальных проектов нужно отметить, что благодаря развитию музыкальной техники у исполнителей появились практически неограниченные возможности для своего выражения: синтезаторы шумов и звуков, различные спецэффекты, семплеры, обработки и процессоры… ну, и качественные инструменты и микрофоны, наконец!
Минус. (частично живое исполнение). Часть музыкального материала (например, ритмическая основа, басовая партия и гармония), а иногда и весь музыкальный материал предварительно записывают в студии на электронный носитель. Во время концертного выступления часть музыки исполняется музыкантами, а часть воспроизводится с носителя. Иногда из всего состава музыкантов остается только один вокал, а все инструментальные партии воспроизводятся в записи. Такое исполнение можно назвать «частично живое». И всё-таки присутствие музыканта, хотя бы одного, позволяет причислить этот вариант исполнения к категории «живая музыка». Его неоспоримое преимущество – существенная экономия бюджета концертной программы за счет сокращения количества музыкантов и технического райдера. В сфере музыкального сопровождения бюджетных праздников такие музыканты пользуются наибольшей популярностью.
Фонограмма. Исполнение музыки – это не только извлечение звуков. Артистичное выступление обладает мощным зрительным эффектом. Выступление симфонического оркестра, рок-группы или популярного певца – это красочное представление, шоу, на которое приятно смотреть. С развитием технических средств воспроизведения, обработки и усиления звука появился соблазн имитировать во время концерта живое исполнение. Непрофессионалы не всегда могут с уверенностью сказать, выступают музыканты под фонограмму или же работают «вживую». Существуют объективные обстоятельс тва, в которых работа «под плюс» (под фонограмму ) – единственно возможный вариант выступления артистов.
Благодаря интернету живая музыка на корпоратив стала доступной услугой. Поисковики пестрят предложениями от коллективов разных стилей, музыкальных направлений, составов и уровня. Если вам нужны музыканты на корпоратив, обязательно просмотрите видео с концерта выбранной вами группы на Youtube или сайте исполнителя. Музыка на свадьбу должна быть позитивной, понятной и доступной для восприятия всем её участникам: молодёжи и старшему поколению. Музыка на корпоратив – подчёркивать имидж организации, её корпоративную культуру, вкус присутствующих, и необязательно, чтобы она была популярной. Живая музыка на празднике создаёт настроение и нужную атмосферу.
Что же выбрать в качестве музыкального сопровождения мероприятия: музыкальную группу или диджея? Тут вопрос только бюджета, места и стиля вашего праздника. Бывают площадки, где просто невозможно поставить полноценную команду музыкантов. Также, заказывая музыкальную групу для музыкального оформления праздника, не забывайте, что чем дешевле стоит команда музыкантов, тем больший риск попасть на группу сомнительного уровня. Но если гонорар группы и исполняемый её репертуар устраивают заказчика, то, конечно, такой вариант будет более удачным украшением праздника. А на рынке музыкальных услуг требования к исполнителям и у организаторов выступлений и у заказчиков все время растут. Да и почитателей качественной «живой музыки» всегда больше, чем тех, кто не может отличить живую музыку от фонограммы. Поэтому, у музыкантов всегда есть стимул делать ставку на качественный живой звук.
Какими бывают живой звук и фонограмма
Эта статья посвящена живым выступлениям музыкантов и уловкам, на которые они идут, чтобы доставить слушателю максимальное удовольствие от концерта и…максимально обмануть его.
Статья ориентирована на людей, не разбирающихся в концертном звуке, и призвана помочь им в понимании процесса живых выступлений.
В прошлой статье мы уже писали, как формируется звук на концертах и по какому принципу выстраивают звук. Здесь узнаем, как выступают артисты на концертах. Для наглядности я покажу модели выступления в виде списка и алгоритма:
1. Выступление под фонограмму
На сцене работают только мониторы, чтобы музыканты слышали звук и попадали движениями под музыку. Музыканты делают вид что играют, вокалист изображает пение, но звуков они не производят
Тут все понятно: зрители слышат звук и видят как музыканты играют, это скорее больше шоу чем концерт. Обман на лицо. Думаю, четверть из присутствующих на концерте догадываются, что их обманывают, но обманывают красиво. Поэтому такие артисты в большинстве своем имеют свою аудиторию.
2. Выступление под полный плюс
Саунд чек отсутствует или непродолжителен. Артист или группа выходит на сцену. В руках музыкантов инструменты, у вокалиста микрофон. Звукорежиссер включает музыку и подмешивает к сигналу фонограммы звучание инструментов и голоса.
На сцене работает вся аппаратура – это мониторные линии, гитарные и басовый усилители, барабанная установка, вся аппаратура озвучена. Музыканты действительно играют, вокалист поет. Но они играют сверху на ту же самую фонограмму. То есть повторяют то что было записано на студии, только делают это вживую.
Как таковым обманом это не назовешь, но все же он присутствует. Такие выступления распространены в нынешнее время, так как качество звука значительно повышается по сравнению с живым выступлением, а затраты и скорость настройки звука понижаются. Удобство и выгода от таких выступлений видны невооруженным глазом.
3. Живой звук
Концерту предшествует длительный саунд чек. Музыканты появляются на площадке задолго до выступления, идет настройка инструментов и голосов. После начала концерта звукорежиссер полностью выполняет свою функцию в отличие от предыдущих пунктов. В данном выступлении весь звук идет со сцены поэтому полагаются только на тот звук который был настроен на саунд чеке.
Ну а слушатель получает свое наслаждение, так как он слышит не созданную запись в студии когда-то, а звук, исполнение и эмоции исполнителя которые рождаются у него на глазах и он становится этому свидетель.
4. Выступление под минус
Выступление под минус можно условно разделить на две категории:
Возможные другие варианты выступлений являются интерпретацией изложенных выше или их частичным смешением.
Конечно, каждый исполнитель выбирает сам как ему выступать. Все зависит от средств, вложенных в выступление и последующей отдачи, от мастерства исполнителя, от технического оснащения площадки, от репутации исполнителя и его способностей.
Группа Оранжевый VINIl выступает исключительно вживую! В нас только живые барабаны, бас, гитара, клавиши, вокал и саксофон. На корпоратив мы приезжаем полным составом и исполняем самые популярные песни!
Запись живого звука для телевидения
Каждый звукорежиссер испытывает определенные трудности при записи живого звука, особенно если она происходит не в стенах студии звукозаписи, а, например, на концерте, который будет демонстрироваться на телевидении.
Сегодня достаточно часто в углу экрана телевизора можно видеть титр «живой звук». В основном он означает, что речь идет о музыкантах, играющих без фонограммы. В некоторых случаях – записи театральных постановок, концертов, где выступают хор или симфонический оркестр – фонограмма в принципе не используется. Однако уже с 70-х годов прошлого века фонограмма прочно вошла в моду среди большинства исполнителей, и так продолжается до сих пор.
Частично исполнение под фонограмму объяснялось особенностями съемок. Для того, чтобы сделать хорошую запись, было куда проще уговорить артиста принести фонограмму и выступить, синхронно открывая-закрывая рот, чем вместе с ним долго корпеть над идеальным звуком. У фонограммы есть и достоинства: динамический и частотный диапазон корректируется заранее, что позволяет развить в концертном зале высокие уровни звукового давления.
Музыканты, выступающие «вживую», напротив, часто наталкиваются на непонимание и даже на сопротивление со стороны телевизионщиков и других исполнителей. Во-первых, не хватает элементарного оборудования, необходимого для записи такого уровня; во-вторых, «живой» звук полностью выдает недобросовестных коллег, поющих под «фанеру». Но плюс живого исполнения с лихвой восполняет все минусы, так как энергетика и воздействие на слушателя просто неоценимы.
К счастью, западные мастера звука нашли качественно новый подход к записи живой музыки, и нам есть у кого поучиться! В основном они проводят съемки, как в режиме прямого эфира; качество и изобразительная сила музыкального номера сохраняются практически полностью, лишь ненамного уступая реальному звучанию. Надеемся, что традиционный подход к музыке постепенно исчезнет; а пока остается наслаждаться великолепными концертными дисками лучших музыкантов мира, которые выпускают ведущие студии звукозаписи.