Что такое живопись эссе

Сочинение «О живописи»

Пожалуй, одним из самых выразительных видов искусства является живопись. Сколько всего можно передать одним правильным мазком, выбранной краской или игрой света! Какая обширная гамма оттенков присутствует на каждой картине!

Когда мы попадаем в музей изобразительного искусства или в галерею, наверное, у каждого возникает ощущение пребывания в каком-то таинственном мире. Кажется, что все портреты здесь разговаривают, а нарисованные на них люди вот-вот шагнут к тебе прямо из рамы. Проходим дальше и отчетливо слышим пение птиц с какого-либо пейзажа и даже пытаемся угадать, что за птичка поет. Попадаем в зал маринистов, и слух ласкает прибрежная волна, а иногда шум шторма перекрывает все звуки в нашей голове.

Живопись – это не просто искусство. Это способ проявления своих эмоций, высказывания протеста, возможность высказать все наболевшее. Именно поэтому живопись считается лечебным видом искусства. В современном мире существует множество методик, направленных на борьбу со стрессом и депрессией, всевозможными расстройствами личности, а также психосоматическими заболеваниями.

Лично на меня огромное впечатление произвела картина Ивана Айвазовского «Девятый вал». Никогда и ни на какой другой картине мне не доводилось видеть настолько ужасающей и в то же время невероятно красивой природной мощи. Огромная волна, которая вот-вот поднимется и сокрушит все на своем пути, и ничтожно маленький по сравнению с ней кораблик. Глядя на это полотно, я понял, насколько велика природа, и насколько малы мы в сравнении с ее силами.

Таким образом, мы видим, что живопись является действительно уникальным в своем роде искусством. Шедевры изобразительного искусства заставляют задумываться, развивают творческую жилу человека, влияют на его мировоззрение и внутренний мир.

Источник

Сочинение на тему Живопись

Одним из самых старых видов изобразительного искусства является живопись. Древние люди, еще не имевшие письменной и устной речи, уже стремились передать окружающую их действительность в виде рисунков. Но писали свои картины они не маслом и кистями, а заостренными камнями на скалах. Некоторые из таких изображений дошли и до наших дней. Именно так и зарождалось искусство живописи.

Шло время, изобразительное искусство развивалось, появлялись новые жанры и направления. При помощи цвета и фактуры художник стремился рассказать о своем произведении, передать эмоции и чувства, а иногда и целый сюжет. Глядя на работы живописцев, можно проникнутся эпохой, в которой они творили, прочувствовать состояние природы пейзажей, прикоснутся к страницам истории. Художники развивали свое искусство, каждый стремился привнести в него что-то новое.

И хотя сейчас мы живем в 21 веке во времена научно-технического прогресса, уже давно изобретен фотоаппарат, при помощи которого можно запечатлеть любой объект живой или неживой природы, но живопись все равно не утратила своего значения. Она, как и раньше, занимает важное место в жизни человека. Ведь именно при помощи живописи, мы может передать не только сюжет, как например на фотографии, но и свои чувства, свое отношении к нему.

2 вариант

Живопись – один из видов искусства. Обычно она представлена художниками, пишущими свои картины в разных направлениях. Одним из самых монументальных течений в живописи является реализм. Он представлен большим количеством гениальных имён: Васнецов, Тропинин, Брюллов, Суриков и многие другие мастера. Рассмотрим важнейшие работы этих представителей живописи.

Картины Васнецова известны нам с раннего детства. Этот художник создавал иллюстрации по мотивам легендарной русской истории и художественных произведений отечественной литературы. Одним из таких примеров является работа мастера «Богатыри». Это полотно создано по сюжетам русских былин. В самом центре автор расположил Илью Муромца. Это степенный и могучий воин. Он мудр, спокоен, полон достоинства. Жест Ильи говорит о том, что богатырь готов к бою, хотя на горизонте нет врагов. Он способен на многое, его жизнь принадлежит родной земле, её народу. Второй богатырь – Добрыня Никитич. Этот герой также очень силён, статен, благороден. Он воспитан, обучен вести разговоры с князьями и боярами. Однако и для Добрыни главное в жизни – это служба Отечеству.

Третий герой – Алёша Попович. Этот молодой воин ещё не имеет такой воинской славы, как его напарники, но он готов её заслужить. Попович смел, хитёр, обладает недюжиной силой, ловок и искусен в бою. Все богатыри облачены в воинские доспехи: кольчуги, шлемы, сапоги. Они сидят на боевых конях, которые под стать им такие же сильные и выносливые. Фон картины дан в коричнево-жёлто-зелёных тонах. Только небо и облака голубоватого оттенка. Другие работы мастера тоже очень яркие и незабываемые. Это относится, прежде всего, к работе «Алёнушка». История непритязательной жизни деревенской девушки превратилась на полотне в собирательный образ героинь разных народных сказок. Алёнушка на картине Васнецова очень печальна, она сидит у лесного озера, горюя о чём-то. Возможно, вспоминает предостережение, которое было дано её братцу. Ванюша не послушал сестрицу и превратился в козлёночка. Девушка переживает за его судьбу, не знает, как всё вернуть обратно. На её лице написано отчаяние, Алёнушка не способна бороться с горем, отчаяние охватило её.

Также читают:

Картинка к сочинению Живопись

Популярные сегодня темы

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Федор Павлович Решетников, великий советский художник, в 1952 году пишет известную многим картину под названием «Опять двойка», изображающую мальчика и его семью, недовольную результатом юноши

На картине изображен захватывающий момент охоты. Действие разворачивается в степи, покрытой разноцветным ковром из распустившихся цветов. Художник не пожалел красок, чтобы показать все многообразие растительного мира

Ключевой темой произведения являются авторские размышления, раскрывающие взаимоотношения взрослых и детей, описанные на примере двух основных персонажей – дяди и его племянницы Лидочки.

Понятие «ложь» воспринимается людьми, достаточно, однозначно и всегда с негативной окраской. Кажется, говорить неправду – это обманывать людей, тем самым наносить им вред, следовательно, это плохо и не правильно

Источник

Сочинение-рассуждение на тему: «Поэзия и живопись»

Что такое живопись эссе. Смотреть фото Что такое живопись эссе. Смотреть картинку Что такое живопись эссе. Картинка про Что такое живопись эссе. Фото Что такое живопись эссе Что такое живопись эссе. Смотреть фото Что такое живопись эссе. Смотреть картинку Что такое живопись эссе. Картинка про Что такое живопись эссе. Фото Что такое живопись эссе

«Мой взгляд на искусство живописи» (сочинение — эссе ученицы 10 класса)

Мой взгляд на искусство живописи

Искусство… Что обозначает это волшебное слово? Для меня искусство – это что-то таинственное, недосказанное, необъяснимое. Но давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Ушакова. Выбираем два лексических значения этого многозначного слова. Первое значение: « Творческая художественная деятельность» Верно? Конечно же, верно. Другое значение: «Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, поэзия, зодчество, музыка и танцы». Тоже можем согласиться, что это так. Многое вмещает в себя это неповторимое слово «искусство». В своей же работе я хочу остановиться на таком искусстве, как живопись, оно наиболее мне близко, потому что я окончила художественную школу и понимаю, что годы учебы не прошли для меня бесследно. «Волшебная сила искусства» до сих пор манит меня.

Вспоминаются мне мои занятия в художественной школе, в которую я пошла с четвертого класса. Тогда я еще не понимала, что творчество станет частью моей жизни. Сначала у меня ничего не получалось, но шло время, и с каждой работой у меня, как мне говорил мой педагог, «виделся прогресс». Я помню свою удачную первую картину на военную тему. Чтобы ее создать, я искала информацию в интернете, библиотеке, обращалась к картинам художников на данную тему. Меня переполняли эмоции, я хотела донести до зрителей весь страх военного времени, хотя понимала, что это не суждено прочувствовать девочке тринадцати лет, не видевшей ужасов войны. Картина получилась, и какое было мое счастье, когда я узнала, что ее отметили на выставке в Костроме. Возможно, что я не выберу себе профессию, связанную с живописью, но занятия в художественной школе обогатили меня определенными знаниями, помогли испытать радость победы.

Итак, мой взгляд на искусство живописи. Прежде всего это огромный труд. Настоящий художник сначала каждой клеточкой своего тела прочувствует картину, а потом только отразит свое чувство на холсте. А зритель же наслаждается картиной, получает от нее настроение радости или печали и, конечно, не думает о том, сколько бессонных ночей провел творец, чтобы создать свой неповторимый шедевр. Я люблю смотреть на картины долго и внимательно. Вот ты подходишь к картине все ближе и ближе, хочется рассмотреть буквально каждый мазок, не упустить никакой детали и представить себя в роли творца. Вот ты сидишь в мастерской… Вся комната пропитана запахами краски, загустителей, растворителей. В мастерской хаос и беспорядок, но ты не видишь ничего этого: муза настигла тебя. Тебя переполняют эмоции, ты погружаешься в искусство живописи: ты берешь кисть и начинаешь мазок, другой, быстро движется рука, штрих, еще штрих… Потом отходишь от картины и смотришь издалека. Чувство удовлетворения охватывает тебя, потому что понимаешь, что получилось то, что хотел передать. Вот он, труд художника, всепоглощающий, отнимающий много силы и энергии, но такой прекрасный и загадочный.

Для меня искусство живописи – это и встречи с чем-то неожиданным и захватывающим. Такой была моя «встреча» с картиной Айвазовского «Девятый вал». Я люблю море, именно поэтому картина «Девятый вал» вызвала у меня бурю эмоций. Впечатление от картины незабываемо. Смотрю на картину, и сердце мое сжимается. Мысленно представляю все изображенное на картине «оживающим». Чувство страха охватывает тебя, ты содрогаешься, капли пота выступают на лбу. Ты вместе с героями картины находишься в море, ветер бушует, холодные волны охватывают тебя с головы до ног. Люди отчаянно борются со стихией. И вдруг сквозь свинцовые тучи проскальзывают лучи, и у всех появляется надежда на спасение. Какое неожиданное изображение моря, какой захватывающий сюжет!

Искусство живописи – это еще и связь времен, связь между поколениями, ведь оно не знает ни временных, ни территориальных, ни религиозных, ни национальных границ.

При помощи искусства живописи мы свободно попадаем в прошлое нашей страны или можем задуматься о нашем будущем.

Искусство живописи – это, с моей точки зрения, посредник между человеком и природой. Оглянитесь вокруг себя. Как прекрасен закат, окутывающий лес теплыми красками. Из-за этого деревья становятся красными, а их тени фиолетовыми. На душе спокойно, тепло, и невольно вспоминаешь художников, которые передали нам на своих полотнах красоту природы. Левитан И.И., Куинджи А.И., Шишкин И.И., Поленов В.Д., — это далеко не полный перечень художников, которые сумели показать нам на своих картинах единение человека с природой. Кому неизвестна картина И.Левитана «Золотая осень»? Все знают этого творца и этот пейзаж. Но вот ведь что изумительно: вечная тема изображена на холсте, но этот неброский осенний пейзаж никому не надоедает. Прошли века, но сколько бы люди не любовались этим пейзажем, все равно каждый раз они открывали что-то новое в изображении осени. Я часто смотрю на эту картину. Неярко светит осеннее солнце. Передо мной березовая роща, далее поле, за которым виднеется несколько деревянных домов, узкая речка с невысокими берегами. Мое внимание приковано к березкам, листва которых переливается как золото. Все на картине обычно и необычно. В этот шедевр художник вложил всю свою любовь к природе, и зритель чувствует это. Таким образом, пейзажи помогают человеку еще раз соприкоснуться с природой и подумать над отношением к ней.

Закончить свое сочинение я хочу мыслью о том, что настоящее искусство вечно. Пока живет человек, будет жить и настоящее искусство. Недаром французский поэт и философ Жан – Мари Гюйо (1854 – 1888г.) сказал: « Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческое сердце».

Губина Анна, 10 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева,

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя — это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

Архитектурная живопись — этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление — уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания — его внешнего вида или изображения его интерьеров.

Историческая живопись — жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно — к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались «историческим» событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. «Исторические» библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

Батальная живопись — отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина.

Натюрморт — это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно — с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру «марина». Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского.

Анималистическая живопись — особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами.

Сочинение на тему “Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает”

Эту фразу я понимаю так: притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь. Образы создаются автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Их задача – будить у читателей яркие представления о прочитанном. Приведу примеры из текста Ю.Домбровского.

Во-первых, в предложении №48(«Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк».) нахожу ярчайшие художественные средства: эпитеты «неуклюже, кряжисто», выраженные качественными наречиями, и сравнение «как танк», которые помогают представить выносливого краба.

Во-вторых, в предложении №8 «…он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню».) встречаю контекстные антонимы «страшную и беспомощную», помогающие представить несдающегося, упорного краба.

Таким образом, могу сделать вывод, что специфика языка художественного произведения состоит из умения писателя не только увидеть, подметить что-то в реальной жизни, но и, подчеркнув характерные детали, нарисовать образ, с чем мастерски и справился Г.Я.Солганик.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Источник

Сочинение о художнике. Сочинение на тему «Художник». Художник приоткрывает завесу в таинственный мир искусства

Что такое живопись эссе. Смотреть фото Что такое живопись эссе. Смотреть картинку Что такое живопись эссе. Картинка про Что такое живопись эссе. Фото Что такое живопись эссе Что такое живопись эссе. Смотреть фото Что такое живопись эссе. Смотреть картинку Что такое живопись эссе. Картинка про Что такое живопись эссе. Фото Что такое живопись эссе

«Мой взгляд на искусство живописи» (сочинение — эссе ученицы 10 класса)

Мой взгляд на искусство живописи

Искусство… Что обозначает это волшебное слово? Для меня искусство – это что-то таинственное, недосказанное, необъяснимое. Но давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Ушакова. Выбираем два лексических значения этого многозначного слова. Первое значение: « Творческая художественная деятельность» Верно? Конечно же, верно. Другое значение: «Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, поэзия, зодчество, музыка и танцы». Тоже можем согласиться, что это так. Многое вмещает в себя это неповторимое слово «искусство». В своей же работе я хочу остановиться на таком искусстве, как живопись, оно наиболее мне близко, потому что я окончила художественную школу и понимаю, что годы учебы не прошли для меня бесследно. «Волшебная сила искусства» до сих пор манит меня.

Вспоминаются мне мои занятия в художественной школе, в которую я пошла с четвертого класса. Тогда я еще не понимала, что творчество станет частью моей жизни. Сначала у меня ничего не получалось, но шло время, и с каждой работой у меня, как мне говорил мой педагог, «виделся прогресс». Я помню свою удачную первую картину на военную тему. Чтобы ее создать, я искала информацию в интернете, библиотеке, обращалась к картинам художников на данную тему. Меня переполняли эмоции, я хотела донести до зрителей весь страх военного времени, хотя понимала, что это не суждено прочувствовать девочке тринадцати лет, не видевшей ужасов войны. Картина получилась, и какое было мое счастье, когда я узнала, что ее отметили на выставке в Костроме. Возможно, что я не выберу себе профессию, связанную с живописью, но занятия в художественной школе обогатили меня определенными знаниями, помогли испытать радость победы.

Итак, мой взгляд на искусство живописи. Прежде всего это огромный труд. Настоящий художник сначала каждой клеточкой своего тела прочувствует картину, а потом только отразит свое чувство на холсте. А зритель же наслаждается картиной, получает от нее настроение радости или печали и, конечно, не думает о том, сколько бессонных ночей провел творец, чтобы создать свой неповторимый шедевр. Я люблю смотреть на картины долго и внимательно. Вот ты подходишь к картине все ближе и ближе, хочется рассмотреть буквально каждый мазок, не упустить никакой детали и представить себя в роли творца. Вот ты сидишь в мастерской… Вся комната пропитана запахами краски, загустителей, растворителей. В мастерской хаос и беспорядок, но ты не видишь ничего этого: муза настигла тебя. Тебя переполняют эмоции, ты погружаешься в искусство живописи: ты берешь кисть и начинаешь мазок, другой, быстро движется рука, штрих, еще штрих… Потом отходишь от картины и смотришь издалека. Чувство удовлетворения охватывает тебя, потому что понимаешь, что получилось то, что хотел передать. Вот он, труд художника, всепоглощающий, отнимающий много силы и энергии, но такой прекрасный и загадочный.

Для меня искусство живописи – это и встречи с чем-то неожиданным и захватывающим. Такой была моя «встреча» с картиной Айвазовского «Девятый вал». Я люблю море, именно поэтому картина «Девятый вал» вызвала у меня бурю эмоций. Впечатление от картины незабываемо. Смотрю на картину, и сердце мое сжимается. Мысленно представляю все изображенное на картине «оживающим». Чувство страха охватывает тебя, ты содрогаешься, капли пота выступают на лбу. Ты вместе с героями картины находишься в море, ветер бушует, холодные волны охватывают тебя с головы до ног. Люди отчаянно борются со стихией. И вдруг сквозь свинцовые тучи проскальзывают лучи, и у всех появляется надежда на спасение. Какое неожиданное изображение моря, какой захватывающий сюжет!

Искусство живописи – это еще и связь времен, связь между поколениями, ведь оно не знает ни временных, ни территориальных, ни религиозных, ни национальных границ.

При помощи искусства живописи мы свободно попадаем в прошлое нашей страны или можем задуматься о нашем будущем.

Искусство живописи – это, с моей точки зрения, посредник между человеком и природой. Оглянитесь вокруг себя. Как прекрасен закат, окутывающий лес теплыми красками. Из-за этого деревья становятся красными, а их тени фиолетовыми. На душе спокойно, тепло, и невольно вспоминаешь художников, которые передали нам на своих полотнах красоту природы. Левитан И.И., Куинджи А.И., Шишкин И.И., Поленов В.Д., — это далеко не полный перечень художников, которые сумели показать нам на своих картинах единение человека с природой. Кому неизвестна картина И.Левитана «Золотая осень»? Все знают этого творца и этот пейзаж. Но вот ведь что изумительно: вечная тема изображена на холсте, но этот неброский осенний пейзаж никому не надоедает. Прошли века, но сколько бы люди не любовались этим пейзажем, все равно каждый раз они открывали что-то новое в изображении осени. Я часто смотрю на эту картину. Неярко светит осеннее солнце. Передо мной березовая роща, далее поле, за которым виднеется несколько деревянных домов, узкая речка с невысокими берегами. Мое внимание приковано к березкам, листва которых переливается как золото. Все на картине обычно и необычно. В этот шедевр художник вложил всю свою любовь к природе, и зритель чувствует это. Таким образом, пейзажи помогают человеку еще раз соприкоснуться с природой и подумать над отношением к ней.

Закончить свое сочинение я хочу мыслью о том, что настоящее искусство вечно. Пока живет человек, будет жить и настоящее искусство. Недаром французский поэт и философ Жан – Мари Гюйо (1854 – 1888г.) сказал: « Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческое сердце».

Губина Анна, 10 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева,

«Что значит слово живопись»

Как совершенно справедливо замечает кн. С. М. Волконский, «наша эстетическая терминология довольно расплывчата и нуждается в кристаллизации более, чем всякая другая; способствовать установлению правильного значения слов лежит на обязанности всякого пишущего». Этим объясняется «ответ» кн. Волконского, а также и следующие мои строки. Речь шла о том, был ли живописен действительный исторический образ Иоанна Грозного и наиболее характерные явления его царствования — московские казни и новгородские избиения. Кн. Волконский утверждает, что все это было живописно, хотя соглашается, что во всем этом не было красоты. Признавая живописность одним из видов красоты, я не допускаю, чтобы безобразное или лишенное красоты могло быть живописным, хотя оно может служить материалом и поводом для живописных и прекрасных художественных изображений, столь же мало похожих на свой исторический материал, как прекрасные цветы и плоды не похожи на ту навозную землю, из которой они произрастают.

Но каким же образом из бесспорной живописности всех этих предметов в воображении и изображении художников можно заключать, что они живописны в действительности, и даже только в действительности, в изображении же не живописны, а прекрасны? «Картина,— утверждает кн. Волконский,— не может быть живописна: картина может быть прекрасна, но живописен тот предмет, с которого она писана». И за этим решительным заявлением следует указание на живописность «Светочей Нерона», то есть, как ясно из контекста, картины Семирадского. Затем после этого и других примеров, подтверждающих мой, а не его взгляд, автор заключает: «Все это было живописно и только в силу живописности своей проникло в искусство и заслужило увековечения». Таково мнение нашего автора, но где его доказательства?

Где логический мост между несомненным свойством живописности известных предметов в художественном воображении и изображении и тем же предполагаемым свойством в их действительности? Отчего талантливый и искусный писатель не пробует прямо доказывать своего тезиса, т. е. доказывать, что ад, чума, различные римские, испанские и московские ужасы живописны действительно, как они существуют или существовали независимо от Семирадского, Данта, Боккачио, Виктора Гюго и т. д.? А что эти предметы живописны у этих художников — никто не сомневался, и я, с своей стороны, привел прямо самый крайний пример — заживо разлагающегося прокаженного, которого знатоки признают живописным в изображении Флобера. Позволю даже по этому поводу сделать легкий упрек князю С. М. Волконскому: если уже он так внимательно отнесся к моей маленькой рецензии, что даже нашел нужным отвечать на нее, то в интересах ясности ему следовало бы остановиться именно на крайнем, решающем примере и прямо ответить: считает ли он разлагающегося прокаженного живописным в действительности или только в изображении художника?

Когда дело идет о правильной и точной терминологии, то нужно обращаться к самым основаниям слова, именно к его этимологическому происхождению и к логической связи соответствующих понятий. Живописный, живописность — несомненно производные слова от живопись, как музыкальный, музыкальность — от музыка. И как эти последние слова означают известную сторону красоты, именно красоту, выражающуюся в звуках, так первые обозначают другую сторону той же красоты, именно проявляемую в зрительных очертаниях и сочетании цветов и красок. Итак, живописность есть частное эстетическое понятие, подчиненное общему понятию красоты. Поэтому хоть не все прекрасное живописно, но все живописное тем самым и прекрасно, как не все животные суть млекопитающие, но всякое млекопитающее тем самым есть животное. Предметы прекрасные в зрительном отношении, т. е. живописные, не теряют этого своего качества в своем изображении, но и предметы ни в каком отношении не прекрасные и не живописные, как ад, чума, кровавые казни, могут в воображении художника вызвать такие зрительные сочетания, воспроизведение которых на полотне или в мраморе будет прекрасно в смысле живописности. Наконец, художественные произведения и не относящиеся к области зрения могут быть в переносном смысле живописны, или картинны, поскольку вызывают в воображении прекрасные образы виденных предметов или прекрасные сочетания таких образов. Чтобы доказать правильность своей терминологии, кн. Волконский должен бы был сначала опровергнуть эти элементарные аксиомы, начиная с того, что слово «живописность» происходит от слова «живопись», означающего некоторое изобразительное искусство. Впрочем, если бы даже правильность терминологии кн. Волконского и была доказана то это было бы совершенно бесполезно для его положения о реальной живописности разных ужасных и отвратительных явлений. Если бы живописность и была свойством лишь действительных предметов, а не их изображений, то отсюда не следовало бы, конечно, что всякий действительный предмет живописен, а поэтому утверждаемая нашим автором живописность действительного ада, действительной чумы и действительного Торквемады все-таки осталась бы висящим на воздухе парадоксом.

За этим несколько искусственным терминологическим разногласием относительно живописности скрывается, быть может, более серьезное разномыслие насчет отношения красоты к действительности, или того смысла, в каком можно и должно признавать реальную объективность прекрасного. Но уважаемый мой противник понимает, конечно, что нельзя разбирать этот принципиальный вопрос в беглой заметке, так как правильное его решение предполагает систематическую постановку по крайней мере двух философских наук: метафизики и эстетики. Я надеюсь, что он великодушно разрешит мне отложить дальнейшее рассмотрение дела года на три или четыре. А пока позволю себе кончить настоящую заметку заключительными словами той моей рецензии на сочинение кн. С. М. Волконского, которая подала повод к этому маленькому спору: «Об этом, впрочем, стоило говорить только ввиду общего высокого достоинства книги, заслуживающей полного внимания и успеха. Мы надеемся очень скоро увидеть новое, дополненное издание этих прекрасных очерков».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *