Что такое живая вода и мертвая вода в сказках
В каких сказках есть живая и мёртвая вода
Казалось бы, это две сказочные противоположности — живая и мертвая вода. На самом деле та и другая по-разному делают одно и то же: возвращают к жизни, восстанавливают силы.
В сказках мертвая вода, как правило, никого не убивает — наоборот, она умеет сращивать разрубленные и даже возвращать утраченные части тела. Но наполнить их настоящей жизнью способна только живая вода.
А сколько Вы знаете пословиц про воду? Мы 19.
Все пословицы и поговорки мы собрали в этой подборке.
В сказке про Ивана-царевича и серого волка последний отправляет ворона за живой и мертвой водой, потому что знает: только вместе они поднимут на ноги его хозяина.
Еще одного Ивана-царевича воскрешают в сказании «Марья Моревна». Ради этого сокол отправляется за живой водой, ворон же летит за мертвой.
Чудесная жидкость не только оживляет, но и возвращает молодость. Если верить истории про молодца-удальца, молодильные яблоки и живую воду, то сбросить три десятка лет — не проблема. Нужно всего лишь испить живой водицы. Ну а молодильные яблоки закрепят эффект.
Обычного служивого живительная влага превращает в писаного красавца, который не может не прельстить Василису Прекрасную («Жар-птица и Василиса-царевна»).
Сказка — ложь, да в ней намек, притом довольно прозрачный: вода, в самом деле, умеет многое.
Живая и мертвая вода: от сказки к эксперименту
Самая обычная вода является универсальным растворителем, поэтому она стала основой жизни. Как известно, человек на 70% состоит из воды, и от ее количества в организме зависит самочувствие.
И разумеется, очень многое определяется тем, какие вещества растворены в воде. В одних случаях вода может стать живой, в других — мертвой.
Волшебные источники
Наши предки приписывали природным родникам чудесные свойства. Источники красоты и молодости бьют из земли рядом с Изборском — древнерусской крепостью неподалеку от Новгорода. А если вы побываете в Крыму, на горе Мангуп, то экскурсовод предложит вам выпить воды из местных источников мудрости и красоты.
Человек изучал лекарственные свойства трав, дикого меда, воды из различных источников. Он наблюдал за тем, к каким ручьям и родникам идут животные, чтобы исцелиться. Эти родники казались ему волшебными, наделенными могущественной силой. Он обожествлял их, складывал о них сказки.
Древние греки называли нимф, покровительствующих источникам, наядами.
Наяды были дочерями Зевса. Бесчисленные наяды входили в свиту многих богов: своего отца Зевса, считавшегося еще и покровителем дождя, бога океана Посейдона, богини плодородия Деметры, богини красоты Афродиты, бога искусства Аполлона. Они обладали способностью даровать изобилие, плодородие и здоровье, покровительствовали бракам.
Орфические гимны воспевают наяд как целительниц. Считалось, что купание в воде определенных источников дает исцеление от болезней. Особняком стояла одна из наяд — Мента, которая носила прозвище Кокитида: она была связана с водой царства мертвых и считалась возлюбленной Аида. Другие наяды могли очистить от грехов и даже обладали способностью даровать бессмертие.
Русские сказки донесли до нас историю о живой и мертвой воде. Название «живая вода» говорит само за себя, но и мертвая вода, оказывается, обладает целительной силой. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Добыть такую воду нелегко. Героям приходится отправляться на ее поиски за тридевять земель. Иногда она течет с рук и ног девицы-богатырки, которую нельзя победить, но можно обхитрить и добыть драгоценную влагу. Иногда ее источник бьет из земли в чудесном саду на краю света, где растут яблони с молодильными плодами. Иногда ее приносит вещий ворон. Иногда героя приводит к источнику Баба-яга.
Как видите, фольклор, связанный с целительной водой, многообразен и весьма распространен среди народов. И закрадывается подозрение, что наши предки знали о воде нечто такое, чего пока не знаем мы.
Водное целительство
В сказках живую и мертвую воду получают в награду за храбрость, смекалку или доброе сердце. Однако стоит заглянуть в Интернет, и сразу убедишься, что сегодня все гораздо проще. Достаточно заплатить тысячу рублей, и по почте пришлют чудо-приборчик, который превратит простую водопроводную воду в волшебную!
Произойдет это чудо в результате электролиза. Если вы в детстве не валяли дурака на уроках химии, то помните, что при электролизе вода распадается на водород и кислород, которые благополучно растворяются в атмосфере.
В результате количество воды в емкости уменьшится (правда, при электролизе в домашних условиях уменьшение заметить трудно), но никакими целебными свойствами вода от этого обладать не станет. Единственный, кому эта покупка пойдет на пользу, — продавец, ведь он станет богаче на тысячу рублей.
Есть и более дешевые способы превратить воду в живую. Например, один профессор с говорящей фамилией Неумывайкин рекомендует с экрана телевизора пить от болезней талую воду, потому что «птички прилетают на север, пьют талую воду и несут яйца, а если не дать им полететь на север, то они и яйца нести не смогут».
Еще один рецепт от профессора: перелить воду сорок раз из сосуда в сосуд, чтобы она «освободилась от лишней информации». К сожалению, сколько ни переливай воду из пустого в порожнее, целительные свойства она от этого не приобретет.
Зато продажа подобных рецептов и приборов — бизнес практически беспроигрышный.
Люди привыкли доверять тому, что рекомендуется под девизом «Рецепты народной медицины», но для того, чтобы лечиться травами, нужно обладать хотя бы начальными познаниями в ботанике и фармакологии, а то ведь можно и отравиться ненароком. А вода своя, знакомая, простая — от нее хуже не будет.
Но гораздо опаснее, когда народные целители начинают лечить водой буквально от всего, а пациенты теряют драгоценное время, запуская свои болезни. Поэтому к рецептам народных целителей надо относиться осторожно и всегда помнить, что они способны дать лишь общие оздоровительные рекомендации, а с конкретным недомоганием следует все-таки обратиться к дипломированному врачу.
Память воды
Лечебные свойства гипотетической живой воды сегодня связывают с теорией, которая гласит, что вода имеет память. Теорию отстаивают сторонники гомеопатии — альтернативной медицины, разрешенной к массовому применению. Любой из нас хоть раз лечился гомеопатическими средствами, многим они реально помогают, поэтому к ней принято относиться всерьез.
О существовании у воды памяти впервые заявил французский иммунолог Жак Бенвенист. В1983 году он получил приглашение от гомеопата Бернара Протвина принять участие в изучении воздействия антител (особых белков, вызывающих иммунный ответ организма) в минимальных концентрациях.
Бенвенист, относившийся к гомеопатии со скептицизмом, согласился и решил опровергнуть ее теоретические основы с помощью серии экспериментов. Согласно известным законам химии, реакция организма на препарат должна снижаться по мере снижения его концентрации в растворе, а при достижении нулевой отметки прекратиться вообще.
Однако, к удивлению ученого, удалось зарегистрировать совершенно иной эффект: эффективность препарата то падала, то повышалась, но главное — не исчезла полностью при полной очистке раствора от антител. Обескураженный Бенвенист тем не менее подготовил научную статью, которую после небольшой дискуссии опубликовали.
Тогда и возникла гипотеза, гласящая, что вода сохраняет память о веществах, которые в ней некогда были, и может стать живой или мертвой в зависимости от этого.
Поскольку гипотеза покушалась на фундаментальные основы химии, ее сразу же попробовали опровергнуть новой серией экспериментов, но они дали неоднозначный результат: в одних случаях удавалось выявить эффект памяти, в других — нет.
К группе Жака Бенвениста присоединился нобелевский лауреат Брайан Джозефсон. Была даже учреждена премия в миллион долларов, которую получит исследователь, однозначно доказавший существование памяти у воды.
Пока что такой чистый эксперимент провести не удалось. Но попытки продолжаются, и не исключено, что в будущем мы все-таки сможем исцелять живой и мертвой водой наши раны и болезни.
«Живая» и «мертвая» вода в сказках
«Живая» и «мертвая» вода в сказках.
После лекции лекции «Вода и здоровье человека», проведенной в классах, которые прошли тестирование, 5-м классам предлагалось подготовить сообщения о «мертвой» и «живой» воде.
Сообщения подготовили учащиеся 5 «В» и 5 «Д» классов (Павлова Тая, Николаев Александр, Фролов Леонид, Шапочкин Максим, Сорокина Элина). Дети рассказали информацию на уроках литературы.
В русских сказках довольно часто можно встретить упоминание о «живой» и «мёртвой» воде. Вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана и т. д. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя Ивана. В сказке «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему»…Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.
Тема воды в народных и авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
У исследователя народного творчества Александра Николаевича Афанасьева, «мёртвая вода – это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы».
Я составила список произведений, в которых встречаются волшебные свойства воды.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»
«Медное, серебряное и золотое царство»
«Руслан и Людмила» А. Пушкин
«Живая вода» Братья Гримм
Прочитав эти сказки, я поняла, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Русская народная сказка
Ивану-Гороху пришлось искать и выручать из лап страшного чудища свою старшую сестру. В награду за победу над Змеем Лютым добыл он и волшебной змеиной водицы.
«…Иван добыл и живо-мертвой воды, спрыснул братьев; поднялисьмолодцы, протирая глаза, сами думают:
— Долго спали мы; Бог весть, что сделалось!
Не забыл он взять и змеиной водицы; корабль снарядил и по реке Лебединой с Василисой-красой, золотою косой, поплыл в земли свои через три царства в четвертое; не забыл и старушки в избушке, дал ей умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала, за Горохом бежала, в пути провожала. Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью; гонцов разослал и во все земли с вестью, что возвратилась дочь их родная, Василиса-краса, золотаякоса. В городе звон, по ушам трезвон, трубы гудят, бубны стучат, самопалы гремят. Василиса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась».
«Марья Моревна» Русская народная сказка
В сказке обычная вода освобождает Кощея Бессмертного, а живая даёт жизнь царевичу. Иван-царевич «полюбился Марье Моревне и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе, и вздумалось королевне на войну собираться.
«Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
— Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе». Делать нечего, отправился Иван-царевич выручать свою жену. Нашёл её в Кощеевом дворце, когда того дома не было. И бросились они бежать из этого ненавистного царства».
«…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
— Ах, как я долго спал!»
«Медное, серебряное и золотое царство» Русская народная сказка
Очень «длинная» сказка об Иване-царевиче, Настасье-царице и многом другом…
«…Иван-царевич взял кадки, переставил с места на место.
Говорит ему царица Настасья:
Так волшебная сила воды помогла Ивану победить врага!
«..Волшебник выглянул — о диво!
Он видит: богатырь убит;
В крови потопленный лежит;
Людмилы нет, всё пусто в поле;
Злодей от радости дрожит
И мнит: свершилось, я на воле!
Но старый карла был неправ…
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день…»
«Иван – мужицкий сын» Русская народная сказка
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Стали жить – поживать, добро наживать».
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
«Летучий корабль» Русская народная сказка
«Черноволосый принц» Словацкая сказка
Живая и мёртвая вода – волшебные вещества из народных сказок
В сказках и преданиях, старинных легендах и мифах часто можно встретить упоминание о чудодейственных веществах и зельях. В славянской традиции их представляют живая и мёртвая вода. До сих пор учёные пытаются разгадать, существует ли такая вода на самом деле.
Поговаривали, что существовала богатырская вода, благодаря которой можно было получить силы и запас энергии. Именно её и называли живой. Однако и мёртвая вода играла не меньшую роль в обрядах и поверьях.
Вы наверняка помните чудесные народные сказки, в которых описывается воскрешение людей с помощью этих необыкновенных напитков. Что же собой представляли живая и мёртвая вода? Что говорят о них легенды? И существуют ли они на самом деле?
Тайны живой воды
Научное подтверждение происхождению жизни из воды было получено не слишком давно, однако много тысячелетий тому назад наши предки рассказывали друг другу удивительные истории, предания о чудодейственной силе этой стихии. Воду считали источником жизни ещё задолго до появления лабораторий, учёных и исследовательских институтов.
В народных сказках и преданиях привычное нам вещество и вовсе приобретало магические свойства. Однако это был не только плод воображения людей, но и суть, которая заключалась в жизненно важной стихии.
Любая вода – это сокровище / ks-region69.com
Итак, предлагаю начать с “изучения” живой воды. Сразу же возникает вопрос – почему она живая? Секрет в том, что о такой воде ходили предания, связанные с воскрешением умерших. В сказках нередко поверженных недругом героев удаётся оживить с помощью такого чудодейственного “зелья”.
Согласно легендам, найти это вещество можно лишь “за морями”. Хотя существует и иное предположение. Согласно некоторым поверьям, живая вода имела небесное происхождение, то есть проливалась с дождями. Собранная в определённый день весенняя водица приобретала поистине волшебные свойства.
Живая вода упоминается и в Библии, однако в несколько ином контексте. Здесь она является синонимом вечной жизни. Кроме того, в христианские времена употребление сочетания “живая вода” связывалось не с неким воскрешающим веществом, а с благоденствием, побуждением к действию и духовным совершенствованием.
Мёртвая вода – что это?
Мёртвая вода несколько отличалась от своего “живого” аналога. И если живая вода ассоциировалась с воскрешением, была своего рода способом избежать смерти, то мёртвую можно назвать универсальным лекарством. Вспомните сказку «Иван-царевич и Серый Волк».
Ведь именно там описано применение каждого из этих веществ. Чтобы оживить своего друга, Волк использует сначала мёртвую (она залечивает все раны на теле), а потом живую воду (благодаря чему герой смог ожить).
Процесс вполне логичный, ведь воскрешение живого, но израненного человека не дало бы результата. Он мог бы снова истечь кровью и умереть – теперь уже во второй раз.
Родниковая вода. Кто-то считает её мёртвой, а кто-то живой / © Светлана marokkanka / fotokto.ru
Однако у советского фольклориста Владимира Проппа был иной взгляд на эту ситуацию. Он считал, что мёртвая вода должна была “добить” человека, по сути, обратив его в мертвеца. Эта особенность объясняется названием вещества. В.Пропп писал:
“Мёртвая вода его как бы добивает, превращает его в окончательного мертвеца. Это своего рода погребальный обряд, соответствующий обсыпанию землёй. Только теперь он — настоящий умерший, а не существо, витающее между двумя мирами, могущее возвратиться вампиром. Только теперь, после окропления мёртвой водой, эта живая вода будет действовать”.
Также существовало предположение, что мёртвой водой могла именоваться влага, полученная из недр земли. Не секрет, что многие родники, горные источники обладают целительной силой, что и являлось главной особенностью мёртвой воды. Однако здесь мнения расходятся. Некоторые фольклористы считают, что родниковая вода – это как раз напротив, напиток жизни.
Умный Волк, чтобы оживить Ивана-царевича, вначале использовал мёртвую воду в качестве антисептика / nukadeti.ru
Вымысел или правда?
Но правильно ли полагать, будто живая и мёртвая вода – лишь волшебные вещества из сказок? Вовсе нет. Во второй половине прошлого века учёные установили, что такие субстанции существуют на самом деле.
В медицине используются кислотная и щелочная вода, которые действительно являются аналогами мёртвой и живой воды соответственно. И хотя в составе разница их незначительна, особенности использования существенно отличаются.
Что интересно, и принцип воздействия этих веществ подобен тому, что описан в сказках. “Мёртвая” вода обладает антибактериальным эффектом, а вот “живая” имеет выраженные стимулирующие свойства. Обогащение воды происходит с помощью электролиза, что можно сделать даже в домашних условиях (но с ответственным подходом к правилам безопасности).
В сказке А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» герой оживлён с помощью мёртвой и живой воды / © Кравец Юрий / labirint.ru
И всё-таки не слишком верится в то, что наши предки слагали предания о воде, состав которой был изменён под действием электролиза. Быть может, просто хочется оставить в жизни место чуду, а может, тайна живой и мёртвой воды так и остаётся по-прежнему неразгаданной.
Эти удивительные вещества знакомы нам с самых ранних лет, когда мы вместе с героями любимых сказок переживаем за пострадавших персонажей. Живая и мёртвая вода позволяли противостоять болезням и смерти, а потому очень хочется верить, что когда-нибудь люди сумеют раскрыть таинственную “формулу” этих веществ.
Живая и Мёртвая вода в фольклоре
Один из четырех первоэлементов, основа сущего, первоначальный хаос, из которого была в последствии сотворена (поднята со дна мирового океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом (мужским началом) творится мир. В вавилонской космогонической поэме «Энума Элиш» говорится:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали…
Перевод В.Афанасьевой
Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется замля).
В фольклорных представлениях воду разделяют на живую и мертвую. Живая вода- вода небес, несущая жизнь, плодородящая; мертвая- вода подземелий (противопоставление верха и низа как жизни и смерти), ядовитая, губительная. В современном целительстве «живой» считается вода с положительного электрода (мужское начало), а «мертвой»- вода отрицательного электрода (женское начало).
Духи воды- ундины. По замечанию Мэнли П.
Холла: «Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее».
В сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр., в былину о «Садке». Небесное царство, т.е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова «Буяна». Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь- русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города, вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первых раз весной идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд (так называемые ордалии- прим.автора), особенно над ведьмами; их бросали в воду и если они тонули- их освобождали, когда же всплывали кверху- их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей дары; до сих пор также сохранился в некоторых местностях обычай приносить воде в жертву пирог, кашу, просо и т.п., с той целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дожде; по одному русскому преданию, все воды в реках, морях, ключах и т.п. произошли от дождя, который падал с неба на землю, а птицы, по повелению Божию, разносили воду в назначенные ей вместилища; в преданиях других индоевропейских народов часто упоминаются реки, источник которых лежит в небе.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога- громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более.
В сказке «Иван-царевич и серый волк» волк, чтобы оживить убитого старшими братьями царевича, полил его сначала мертвой водой, которая заживила смертельные раны, а потом живой водой, которая воскресила его.
«Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком:
— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.
В русских сказках Иван-церевич всегда кого-нибудь теряет, потом ищет и избавляет от зла, и получает за это очень приличное вознаграждение. На этот раз, свою матушку Настасью-царицу. И во всех жизненных передрягах ему помогает вода.
В фольклоре, таким образом, живая и мертвая вода обладает определенными волшебными свойствами. В преданиях она охраняется злыми существами и ее добыча связана для героя с тяжелыми испытаниями.
С точки зрения современной науки «живая вода» – это жидкость, полученная методом электролиза в катодном пространстве. Желающие могут самостоятельно найти в Интернете немало описаний технических устройств, позволяющих получать и «живую», и «мертвую» воду в домашних условиях.
«Живая вода» (католит), поясним, имеет щелочную среду и считается биостимулятором. Не случайно многие дачники применяют ее для усиления роста цветов и рассады. Яблоки, обмытые католитом, сохраняются до весны следующего года. Такая вода, как утверждается, усиливает защитные механизмы организма человека и выводит из него шлаки.
«Мертвая вода» (анолит) имеет кислую среду и оказывает дезинфицирующее действие. Ее используют для обработки помещений, отбеливания белья, обработки посуды при консервации фруктов и корнеплодов. Помогает она и при лечении язв желудка, трофических язв и гнойных ран, кожных заболеваний. Разумеется, относительно ее дозировки и противопоказаний надо проконсультироваться с врачом.
Но вернемся к преданиям. У древних славян интересная легенда была связана со спасением Даждьбога. В стародавние времена, как повествует она, прибывшие из глубин Космоса кощеи (или кащеи, представители «темных миров») украли у людей их богиню Мару (Мара = МАть РА [Солнца] сияния). У наших предков она считалась покровительницей смерти. Слово «смерть» они расшифровывали так: Смена МЕРности. Это процесс, при котором человек, умирая, переходит в мир, имеющий большее количество измерений, чем наш четырехмерный.
Наша справка. Даждьбог (древнерусское Дажьбогъ) – один из главных богов в славянской мифологии, бог-покровитель. Означает «бог дарующий» (однокоренное слово «дать). Он поведал людям «сокровенные Веды, несущие огонь знаний».
Упоминается в наиболее ранних памятниках древнерусской письменной культуры, таких как «Повесть временных лет» (Ипатьевская летопись), «Слово о полку Игореве». Считалось, что от него на Руси пошла княжеская власть. В представлении славян Даждьбог был правителем на их землях, а князья – это потомки («внуки») Даждьбога. В «Слове о полку Игореве» автор говорит о русичах: «Даждьбожьи внуки».
Согласно некоторым преданиям, сохранившимся на Кубани и в Сибири, Даждьбог – это сын бога Перуна, внук бога Сварога. Родился он на нашей планете (Мидгард-земле). В древней славянской астрономии существовал чертог Расы (созвездие Белого Леопарда, или Пардуса) с солнцем Даждьбога. С планеты Ингард этой солнечной системы около 190 тысячелетий назад на нашу Землю в район нынешнего Северного полюса (легендарная земля Даария) прибыли рассены, одни из дальних предков европейских народов.
В современной астрономии звезда Даждьбог именуется Бетой Льва. Рассматривается как хороший кандидат для поиска экзопланет, т.е. планет, расположенных за пределами нашей Солнечной системы.
Тогда Даждьбог решил помочь людям. Он прошел через врата междумирья, находившиеся, по преданиям, на Северном Кавказе, в иное измерение – в «пекельные миры» (миры, предназначенные для очищения душ). Там он нашел похищенную богиню и вернул на Землю. Но в борьбе с кощеями ослаб и был прикован ими магическими цепями к Орлиным скалам в Кавказских горах (Сочи, район Мацесты).
Позже греки, побывавшие здесь и услышавшие эту легенду, пересказали ее на свой лад – так родился античный миф о Прометее. Греки заменили русское прозвище героя «Даждьбог» своим – «Прометей» (или Промефей, «предвидящий», имя, производное от индоевропейского корня, означающего «размышлять»).
Некоторые славянские авторы в XIX веке утверждали, что в античной Греции не раз шли на такие подмены. Они ссылались на уцелевшую в водовороте времени поэму ведического автора Славомысла – песнь о Светославе Хоробре, разгромившем Хазарию. Она якобы написана примерно в тот же период, что и «Слово о полку Игореве», однако впервые была опубликована лишь в 1847 году в Варшаве. Там есть такие строки:
«А скиф судьбы таинства не боится
и волхв с Непры (Днепра) эллинами
под грека уж рядится.
Всеслава вещего Анахарсисом
прозвали,
а Любомудру из Голуни,
когда его призвали,
то имя Гераклита дали…
И так же точно прочих же славян,
науками прославивших Элладу,
в эллинов богоравных возвели
и в изваяньях каменных
их лики воссоздали.
Но вот значенья почему-то
не придали,
что богоравные славянской
внешностью блистали…
Велик тот перечень имен
эллинских,
славян скрывающий лицо,
в нем между прочими
и проживавший на Самосе Аристар,
и сиракузец Архимед,
Сварожии читавшие скрижали,
которые законы мира
Яви провещали…»
Прикованного к кавказским скалам мистическими цепями Даждьбога нашла и освободила богиня Джива (Дева Жива, покровительница силы жизни). В древних заповедях говорится: «Почитайте, люди, страстную неделю – как скорбел Даждьбог наш от распятия на Кавказских горах до спасения Лебедью-Дживой».
Одной силы жизни, подконтрольной Дживе, не хватало, чтобы привести Даждьбога в чувство. Тогда она позвала на помощь свою родную сестру Мару – ту самую, которую спас Даждьбог. Вместе они провели обряд восстановления его сил. Обряд проходил возле Кудепстинского жертвенного камня, своей лицевой стороной направленного на восход Солнца. С тех пор этот комплекс зовется в народе «трон Богинь» (или «Возрождающие солнца»).
В древнем ритуале согласно преданию использовалась сила мертвой и живой воды. Живую воду для исцеления Даждьбога доставила из светлого Ирия (далеких земель, небесного царства) богиня Жива. Мертвую принесла с собой из Пекла Мара, знавшая, что в ее отсутствие на Земле многие люди заболели душой и телом. Требовалось излечить их, помочь им освободиться от воспалительных процессов в организме (хворобы) и душе (дурные привычки, грехи и т.д.).
Наши предки верили, что местом, где во Вселенной происходит очищение души с помощью сверхвысоких температур, как раз и является Пекло. Грязная душа там, говоря образно, обжигается огнем, «печется». Потому это место называется Пеклом. В нашем теле, кстати, очищение крови происходит в печени при помощи ее повышенной относительно других органов температуры (печень тоже «печет»).
На Северном Кавказе в Мацесте есть месторождение сероводородных источников. Это название, возможно, дано в честь богини Мары (МА – Мара, ЦЕ – это, СТА – древнерусский корень, означающий что-то, утвержденное богами). Принесенная Марой из Пекла «огненная вода» напоминает сероводородную жидкость Мацесты.
Интересно, что сохранилась старинная черкесская легенда, согласно которой лечебный источник в Мацесте назван так в честь девушки, которая не побоялась спуститься в Пекло и принести из него «огненную воду» для спасения родителей и людей своего рода от одолевших их плоть и душу болезней.
Мацеста – действительно мертвая вода (мертвее не бывает), так как она перенасыщена сероводородом. Ее можно считать и «огненной», так как после приема ванн с мацестинской водой тело краснеет и разогревается, а болезни (особенно воспалительные) проходят. Мертвая вода Мацесты, вытекающая из-под скалы и еще ничем не разбавленная, имеет фиолетовый оттенок. Значит, живая вода должна иметь противоположный цвет спектра – красный.
Где может находиться этот источник живой воды? Скорее всего, недалеко и от Мацесты, и от Кудепсты (обратим внимание: тот же корень СТА). И действительно, в 150 метрах на север от Кудепстинского жертвенного камня – «трона Богинь» – находится минеральный источник железистой воды. От большого содержания железа вода и дно имеют красноватый оттенок. А недалеко от этого места находятся небольшие заросшие тиной озера. Рядом, в ущелье течет река Агура (дочь Перуна зовется Магурой – совпадение?), чуть далее стоит гора Большой Чур.
Культовая практика, связанная с Кудепстинским камнем, в общих чертах, видимо, выглядела так. Обряды, очевидно, проводились в дни солнцестояния (летнее и зимнее) и дни равноденствия (осеннее и весеннее), а также в день возрождения Даждьбога (возможно, и в другие значимые для наших предков дни).
Ночью зажигалось пять костров в очагах, обозначающих линию направления на точку восхода солнца. Сиденья, предназначенные для двух богинь (Мары и Дживы), могли оставаться пустыми либо занимались двумя жрицами, изображающими великих богинь. Справа, с южной стороны, где у нас, по убеждению наших предков, находится «пассивный полюс», – трон Мары. С северной стороны, где находится активный «положительный полюс» и источник с живой водой, – кресло Дживы.
На ложе укладывался жрец, воплощающий образ Даждьбога. Он ложился на правый бок, лицом к восходящему Солнцу. Сзади ложа в специальные углубления, окружающие его, насыпали зерно. Впереди на специальную площадку ставились в качестве дара продукты, вокруг клались цветы.
Возле трона Дживы можно обнаружить специальную горизонтальную площадку с большой лункой и выдолбленной бороздкой из нее для живой воды. Так как естественным путем живая вода обретала свои чудодейственные свойства в роднике всего лишь один раз в году (в Чуров день), то для насыщения воды жизненной силой поступали иначе – прибегали к силе божественного слова. Из родника с минеральной железистой водой набирали воду и выливали ее в лунку со стороны кресла Дживы, читая при этом богине специальные прославления. Вода стекала по выдолбленной бороздке вниз, где ее собирали в специальный сосуд с живой водой. Эту воду использовали для оздоровления домочадцев.
Лунка была горизонтальная, поэтому посредством бороздки стекали только излишки воды, а остальная оставалась на каменной поверхности в углублении. Глоток живой воды мог сделать любой страждущий путник.
В наше время был поставлен опыт с зарядкой воды из минерального источника Дживы. Воду на «троне Богинь» заряжали словом в течение 30 минут, и прибор регистрировал затем многократное увеличение «энергетики» воды.
Иначе обстоят дела с мертвой водой, которую можно набирать из родника Мары (Мацесты) в любой день, и она будет обладать очищающей силой. С помощью «трона Богинь» можно многократно усилить ее свойства.
Со стороны кресла Мары на наклонной поверхности сделана маленькая лунка с бороздкой для очищающей «огненной воды». Так как мертвую воду пить нельзя, то лунка сделана в целях безопасности таким образом, что в ней не остается вода после проведения ритуала (это обеспечивается наклонной поверхностью)…
Сохранившийся Кудепстинский жертвенный камень – свидетельство существования на землях Северного Кавказа цивилизации, истоки которой уходят в глубь тысячелетий. Русские – не пришлые люди на этой территории. И еще один вывод – с древнейших времен наши предки умели лечить с помощью природных средств – живой и мертвой воды – многие хвори. Так почему бы нам в полной мере не пользоваться проверенными знаниями пращуров.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов