Что такое женская гендерная социализация
Мужская и женская гендерная социализация
Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое мужская и женская гендерная социализация (МГС и ЖГС). Из-за нее многие вынуждены жить не своей жизнью и по чужим правилам. Следование ЖГС и МГС может привести к большим сожалениям и упущенным возможностям, стать источником физических и психических травм, а ведь не все даже осознают, какое влияние гендерная социализация на них оказывает. Ниже мы рассмотрим особенности МГС и ЖГС, их недостатки и как можно уменьшить их влияние.
Что такое гендерная социализация?
Гендерная социализация – это усвоение ценностей и моделей поведения, которые соответствуют общепринятому понятию о «мужском» и «женском». Избежать ее практически невозможно, так как процесс начинается с самого рождения человека (голубые и розовые вещи, куклы и машинки) и продолжается в течение всей жизни. Ребенок, социализированный на основе своего гендера, с высокой вероятностью будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослом возрасте.
Гендерные паттерны прививаются не только членами семьи, но и друзьями, воспитателями и учителями, партнерами, коллегами и пр. Даже если, например, родители максимально откажутся от подобных установок, на детей наверняка будут влиять или даже давить одноклассники, учителя и другие люди из их окружения.
Огромную роль в гендерной социализации играет искусство: в фильмах, книгах, журналах, музыке мужское и женское постоянно противопоставляются. В большинстве случаев соответствие гендерным стереотипам рисуется как единственно возможный ход вещей, а если он нарушается, то подается как нечто исключительное или высмеивается. Даже реклама за редким исключением транслирует традиционные гендерные установки.
Основная проблема такого подхода в том, что он не оставляет выбора. Многие не задумываются, что возможны иные варианты (даже если элементы традиционной гендерной социализации им неинтересны, невыгодны или откровенно вредны). Большинство просто впитывает эти установки и транслирует их дальше. Кроме того, гендерная социализация может не оставить шансов людям, которые не вписываются в «традиционные» поведенческие рамки. «Феминные» мужчины подвергаются жесткому психологическому давлению, часто – физическому насилию. Женщин с «маскулинными» чертами высмеивают, критикуют и т.д.
Мужская и женская гендерная социалиазация: особенности, различия и проблемы
Хотя об этом непринято говорить и многие об этом просто не задумываются, но в обществе существует множество установок, которые формируют и подкрепляют гендерные стереотипы. Вот некоторые из них, определяющие различия мужской и женской гендерной социализации:
Женщины же зачастую оцениваются в первую очередь по внешнему виду. С детства девочек наряжают в красивую, но неудобную одежду, которая мешает им быть активными, — колготки, сарафан, туфли. Им заплетают косы, от которых болит голова, рано прокалывают уши. Даже у маленьких девочек уже формируется стремление быть «красивой» и использовать для этого любые средства. Впоследствии для некоторых это превращается в смысл жизни.
СМИ активно навязывают обществу образ «настоящей» женщины – длинные волосы, чистая кожа, большие глаза, маленький нос, пухлые губы, большая грудь, узкая талия, широкие бедра и т.д. Почти каждое десятилетие стандарты меняются. Чтобы приблизиться к идеалу, женщины изнуряют себя тренировками и диетами, делают пластические операции.
Девочек рано готовят к роли жены и матери: приучают к аккуратности, хозяйственности и покорности. Домашние обязанности часто падают именно на девушек, чего не наблюдается в МГС. В браке главной задачей женщины становится обслуживание мужчины, продолжение его рода. В женщинах также видят исключительно репродуктивную функцию: «Не рожала – не женщина». Мало кто задумывается о том, что нежелательная беременность или тяжелые роды могут принести огромный вред психике и физическому здоровью.
Эти примеры показывают, насколько сильно гендерные установки способны формировать нашу личность: начиная с внешнего вида, одежды, поведения, образования и заканчивая правом распоряжаться своими отношениями и телом. Следуя таким установкам, многие принимают навязанные желания за собственные, а правила, от которых на самом деле можно отказаться, – за непреложную необходимость.
По факту большая часть современного мира живет по модели, где мужчина является лидером во всех сферах жизни, имеет власть и моральный авторитет. Такая система отодвигает женщин на второй план, диктует им правила поведения и учит в первую очередь думать о других (тогда как мужчин МГС учит ставить себя на первое место). Впрочем, гендерная социализация также не щадит и мужчин, которые не стремятся доминировать: многие из них подвергаются моральному и даже физическому насилию.
Как минимизировать влияние ГС
Освободиться от мешающих гендерных установок полностью вряд ли возможно, поскольку они воспитывались в нас всю жизнь и окружают нас практически во всем. Однако полное переосмысление своего поведения уменьшит их негативное влияние. Что может помочь:
Благие намерения, или Что такое ЖГС
Социализация – это грамотное, правильное формирование личности с целью гармоничного функционирования в обществе. Человек входит в социальную среду, понимает и принимает ее социальные нормы, правила и законы. Овладевает знаниями и навыками, обеспечивающими гармоничную жизнь в обществе и уверенность в себе. Но социализация мужская и женская происходит по разному пути. Устойчивые гендерные стереотипы мы приобретаем в процессе взросления. Источники идей – в первую очередь родители и другие значимые для ребенка взрослые, информационное поле, в котором взрослеет ребенок. Устойчивые гендерные стереотипы (в том числе и ЖГС) способны привести к серьезным проблемам во взрослом возрасте.
ЖГС – женская гендерная социализация – свод правил и законов, который должен направить девочку на единственно правильный жизненный путь и сделать ее успешной и счастливой.
Так ли это на самом деле? Как ЖГС может навредить?
Основные постулаты ЖГС
Женская гендерная социализация по сути своей отражает и устанавливает правила патриархата. Это происходит не из-за проблем и пробелов в воспитании. Считается, что в основе общества лежат определенные принципы, которые нужно принять, чтобы гармонично существовать в нем.
Благими намерениями…
С самого раннего детства девочка старательно и усердно пытается оправдать ожидания родителей (воспитателей, учителей). Она впитывает в себя свод правил ЖГС и прилежно им следует. Она хорошо учится, не перечит старшим, не дерется и не вступает в конфликт, молчит, когда надо дать отпор, и радует всех тех, от кого зависит в детстве. А потом, когда девочка вырастает, начинаются проблемы.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
Взрослая девочка оказывается неспособной принять решение (потому что за нее решали). Она не может уйти с нелюбимой работы и от нелюбимого мужа (ведь замужество – это благая цель всей женской жизни). Она чувствует себя ущербной, если у нее нет детей. Конечно, все это прямое следствие женской гендерной социализации. Работа с психотерапевтом позволяет вытащить из глубины подсознания установки, которые с такой заботой внедряли с самого детства.
Последствия ЖГС могут быть следующими:
Женщины реже становятся крупными величинами в области науки и в бизнесе, реже становятся президентами, потому что уже с детства ЖГС отказывает им в лидерстве и блестящем карьерном будущем. Часто таланты и увлечения девочки просто игнорируют, направляя ее в «нужное» русло – «зачем тебе этот профессиональный спорт, лучше учись играть на фортепиано».
Уже взрослая женщина может сама не замечать, как установки, к которым ее приучали с детства, контролируют и управляют ее настоящей жизнью. И тогда очень важно осознавать и анализировать личный опыт – что и как нам говорили в детстве, критически оценивать свое поведение и поступки, больше слушать себя и не игнорировать свои потребности.
Что такое женская гендерная социализация
Феминизм: наглядно запись закреплена
ЖГС (женская гендерная социализация).
Разобрать полностью, что такое женская гендерная социализация, в одной статье сложно. Поэтому разберём лишь основные аспекты.
Актуальность тематики определена тем, что женщины идентифицируют себя через мужчин, смотрят на мир мужскими глазами, параллельно с этим, существуя на правах товара. И осознать это необходимо каждой женщине, в первую очередь для того, что бы максимально обезопасить себя от мужчин и их влияния.
В настоящее время практически всюду по миру (есть отдельные племена, не вступившие в патриархальную стадию социального развития) существует патриархат как модель общественного устройства при котором один класс господствует над другим. То есть, самая «лучшая» женщина имеет статус ниже самого «плохого» мужчины.
1. Идентификация женщин с мужчинами
Положение женщин в обществе обуславливается не только тем, что мужчины массово угнетают женщин посредством определённых механизмов (например, механизм изнасилований, механизм мифа о «слабом поле» и др.). Положение женщин в обществе определяется ещё и тем, что существуют женщины, угнетающие себе подобных.
Такая практика передачи части своих полномочий мужчинами женщинам, от части, определяет сложившийся патриархальный строй общества. Женщины поддерживают его не потому, что им нравится сложившаяся система, а потому что так безопаснее. Не будешь поддерживать мужчин, потеряешь или не приобретёшь высокий статус, подвергнешься изнасилованию или иным негативным санкциям со стороны мужчин.
2. «Хорошие» «женские» качества.
Патриархальное общество предполагает наличие либо ЖГС, либо МГС, либо их смеси. Другой формы социализации не существует. Именно поэтому и не существует «нитаких» мужчин, у них у всех есть МГС, лишь у одного меньше, у другого больше. Женщин, полностью избавившихся от ЖГС, как можно предположить, не существует тоже. Разница лишь в том, что женщинам проще, чем мужчинам, отрефлексировать свои патриархальные установки. И поэтому женщин, готовых лишь на эгалитарные отношения и стремящихся к ним, как можно предположить, гораздо больше, чем таких мужчин.
ЖГС представляет собой опасность для женщины. Так как культивирует в ней особые «женские» качества. Среди них: жалость, стыд, всепрощение, самопожертвование.
Застыдить женщину просто: «слишком худая», «слишком толстая», «слишком глупая», «слишком умная», «плохая мать», «слишком перелюбила и избаловала ребёнка», «не занималась сексом с мужчиной», «занималась сексом с несколькими мужчинами» и так далее.
Отрефлексируйте: почему вам бывает стыдно и когда вам бывает стыдно. И вы, с большой долей вероятности, поймёте, что это связано с ЖГС.
3. Внутреннее ощущение «товарности»
ЖГС содержит в себя внутреннее осознание женщиной, что она сексуальный объект. С такой установкой воспитывают всех женщин.
Многим женщинам нужна оценка самих себя как сексуальных объектов. Женщина хочет этого (потому что её внушили), и набавляет себе «стоимость» бьюти-практиками, пластической хирургией, «девственностью» и так далее.
4. Преклонение перед мужчиной
ЖГС заставляет женщин видеть в мужчинах людей высшего порядка, из серии: «он сможет, он же мужчина». Женщины преклоняются пред мужчинами. Данная установка есть почти у каждой женщины в той или иной мере.
На основании сказанного, следует предположить, что самооценка женщин, в среднем, ниже, чем самооценка мужчин. Так как ЖГС и основывается на подавлении себя самой и низведении до уровня функции и объекта. Для мужчин очень важно, что б женщина сама себя считала недочеловеком. Только в таком случае мужчине не нужно будет тратить свои ресурсы на подавление женщины.
ЖГС заставляет женщин быть «вещью для другого» и функцией. Отдавать всё ради кого-то. Ради мужа, ради ребёнка, ради престарелых родителей и так далее. Как только женщина выходит замуж, она часто теряет саму себя, своё хобби, берёт фамилию мужа, рожает ребёнка, которому дает отчество мужа, который в рождение ребенка практически не вкладывался, может, даже теряет подруг и переезжает в другое место.
Итак, у девушек часто принято искать себе партнёра, что б он был выше. Если не выше, то всё, какой же он мужчина. Зачем такой? Девушкам стоит быть маленькими, занимать меньше места. А если парень ниже девушки, так он вообще её не стоит, и для самой девушки такие отношения считаются чуть ли не позорными. Почему?
При этом в РФ чуть ли не половина всех женщин подвергаются семейному насилию. В том числе физическому.
Физически «большому» мужчине будет легко избить 45-килограммовую низенькую куколку (если она не занимается БИ).
Женская гендерная социализация – мина замедленного действия
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Как всем известно, женщины получаются из девочек. Потом часто женщины становятся матерями, проживают своё материнство, опираясь на опыт своего детства. Мне как психологу часто приходится сталкиваться с запросами от матерей про то, как им трудно даётся забота о детях. Матери ставят себе недостижимые планки идеальности, они тяжело переживают свои ошибки в воспитании, им всё время кажется, что они недостаточно стараются и вкладываются в детей, а ещё их мучает бесконечная вина и стыд. Кроме того, они постоянно заботятся о чувствах других людей, бесконечно создают уют и очень переживают, если муж ходит с недовольной физиономией. А желания и нужды женщины отходят на второй план. Сначала забота о детях, о муже, о доме и только потом, если позволят время и силы, можно сделать что-то для себя. Бухающаяся вечером в постель без сил женщина внутри ещё и ругает себя: «Эх, надо бы лицо кремом намазать, да и зарядку с утра сделать, вон как себя запустила». А утром (часто после бессонной ночи с младенцем) подскакивает и бежит готовить всем завтрак, собирать вещи в школу и обед мужу на работу. Вот опять для самой себя ничего не сделала.
Сначала позаботься о других, а потом, если время останется, о себе
Очень часто мы выбираем не себя, а других, даже если эти «другие» – вполне себе взрослые люди, которые в состоянии сами себя обслужить. Но если вернуться в детство?! Детский сад, маленькая игрушечная посудка, и девочки в фартучках наливают всем чай и пекут игрушечный пирог. Им всего 4 или 5 лет, но они старательно учатся подавать еду. И их за это хвалят. Более того, стоит девочке потянуться к ящику с игрушечными инструментами, как ей сообщат, что это не для неё. В моём детстве мы также играли в дом, где были мама, папа и дети. «Мама», как правило, стрекозой скакала на «кухне», нашинковывая придорожный лопух в детскую кастрюльку, а «папа» сидел с газетой. В школах – всем известные уроки труда, где девочки готовили и ещё иногда приглашали мальчиков на дегустацию, и те с видом знатоков пробовали еду. И если девочка плохо готовила или делала неровную строчку на ткани, часто можно было услышать: «Кто тебя такую замуж возьмёт?!».
То есть женская функциональность начинает воспитываться с детства. Это некий социальный конструкт того, как себя должна вести правильная девочка, чтобы стать правильной женщиной: обслуживать других, забивать на свои желания из страха быть никому не нужной в будущем. Потом мы подрастаем и едем по проторённым рельсам. Материнство как раз и является тем периодом жизни, когда очень важно заботиться о других, и при этом оно раскрывает нам очень простую вещь: чтобы заботиться о других, нужно сначала позаботиться о себе. Чтобы иметь возможность отдавать ресурс, нужно сначала этот ресурс где-то взять. И это именно то, чего женская гендерная социализация не подразумевает. Жертвовать собой, стараться для других, испытывать вину, если нам этого не хочется – это сколько угодно. А вот как себя наполнять, как себе помогать, как давать себе отдых – это для многих женщин тайна за семью печатями.
Подавляй свои чувства
«Фу, как некрасиво кричать. Ты же девочка! Ну-ка, не дерись, девочкам нельзя драться! Не бегай, а то платье помнёшь. Ничего, потерпишь!» Тут же мне вспоминается реплика из фильма «Служебный роман», когда героиня Лии Ахеджаковой Верочка учила Мымру выщипывать брови со словами: «Ну вы женщина – потерпите». Женщинам вменяется терпение. Там, где мужчина уже 100 раз пошлёт собеседника, женщина будет терпеливо объяснять. Терпение само по себе – очень полезная штука тогда, когда ради какой-то цели нужно пройти через трудности. Но оно может сыграть злую шутку с нами, когда мы хронически начинаем терпеть дискомфорт из страха и стыда показаться плохими: плохой мамой, плохой женой, плохой женщиной. Нам трудно выставлять границы своим детям, строить отношения с мужьями, потому что мы пытаемся быть милыми и ужасно боимся быть плохими, а по сути – показывать свои чувства: злость, раздражение, отвращение, гнев и т. д. И в материнстве бывает годами женщины терпят недосып, ужасное к себе отношение, даже побои и унижения от мужей, но ничего с этим не делают. Это не потому, что им это нравится, а потому, что по-другому они не умеют. Женщину, которая открыто проявляет свои чувства (злость, негодование, отвращение и т. д.), чаще назовут склочной или стервой. Ту мать, которая защищает интересы своего ребёнка, заступается за него, назовут «яжматерью» и дурой, потому что «правильная» мать должна быть кроткой и вечно испытывать стыд за своё существование.
Вообще спектр вменяемых женщине эмоций довольно однообразен. Считается, что девочки более пугливы и стеснительны, склонны к слезам, меньше могут контролировать свои чувства, добрые и могут сочувствовать. При этом исключены злость, агрессия, отвращение, настойчивость и многие другие чувства, которые оказываются очень необходимыми в материнстве при выстраивании границ с ребёнком и домашними, при отстаивании своих прав на ресурсы. Оказывается, мы не умеем обращаться со своей злостью, настоять на своём, сказать «нет», потому что девочкам эти чувства негласно запрещены.
Обесценивай свой труд
Очень частая история, когда мама выкладывается по полной в своём материнстве, обеспечивая ребёнку отличное развитие и психологический комфорт. Кроме этого она следит за бытом и уделяет внимание мужу, но внутри считает себя законченной лентяйкой и неумехой. И снова мы обращаемся в детство, где девочкам говорят: «Ты же девочка, как можно быть такой лентяйкой/учиться на тройки/испачкать платье/разводить грязь в тетради? Ты же будущая жена, а готовишь невкусно! Какой бардак в комнате, стыдно девочке жить в такой грязи». И посылы-то вроде благие были: хорошо учиться, стараться и поддерживать чистоту, вот только все они с закосом на пол и с нотками стыда. Чтобы не испытывать этот стыд, ставшая мамой девочка готова сделать всё, чтобы быть лучшей, подчас так сильно задирая себе планку, что допрыгнуть до неё становится невозможно. Все текущие достижения при этом обесцениваются, потому что где-то вдалеке мелькает та идеальная девочка/женщина/мать, у которой всегда всё натёрто до блеска. А свои достижения кажутся какими-то мелкими.
Кроме того, мы видели наших мам, которые работали в две смены (одна – на работе, другая – дома у плиты), мы замечали, что этот труд никак не обозначается и принимается всеми как должное. А потом то же самое мы ощущали уже в своём родительстве: «Ну что я такого сделала? Всего лишь ребёнка ращу в декретном отпуске, ничего выдающегося не совершила, карьеру не построила, только подгузники меняю». В материнстве кто-то как будто ластиком подтёр наши успехи.
Девочки могут быть любыми! И это здорово!
Мы правда вырастаем из тех маленьких девочек, которые бегали в детстве во дворе, прыгали по лужам, спорили, лазали по деревьям, дрались, катались на велосипедах и были очень старательными, стойкими, добрыми и в то же время сильными, пока им не сообщили, что они девочки и им положено быть какими-то другими. И теперь мы мамы, которые порой злятся, хотят веселиться, устают, теряются, чего-то не умеют или не хотят, но перед многими из нас по-прежнему образ правильной девочки/жены/мамы, который очень отравляет наше сегодняшнее материнство. С нашими реальными детьми очень пригодилось бы наше озорство, негодование, смелость, способность говорить «нет» разным людям, умение жить в бардаке и при этом быть счастливыми. Поэтому я считаю женскую гендерную социализацию миной замедленного действия, которая круче всего взрывается именно в материнстве.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Гендерная социализация
Социализация как одно из центральных понятий. Биологический пол и гендерная идентичность, стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах. Теории и механизмы социализации, влияние взаимоотношений родиителей на процесс идентификации.
(Изд-во Аспект-Пресс, М., 2005)
«Социализация» является одним из центральных понятий таких дисциплин, как социология, психология, политология. Хотя каждая из них вкладывает в это понятие особый смысл, в целом можно сказать, что под социализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт и в результате общения и деятельности приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена общества.
Данное понятие связано с категориями «статус» и «дифференциация». Во всех известных обществах существует неравенство (дифференциация) людей по отношению к богатству и власти. Поэтому социализация в конечном итоге становится процессом приобретения того или иного общественного статуса (скажем, студента, домохозяйки, рабочего). Статусы могут меняться в течение жизни, но их набор в жизни отдельного человека обычно ограничен. Наиболее легко при этом изменяется статус, связанный с возрастом (очевидно, что невозможно бесконечно поддерживать статус студента или «мамы малыша»), сложнее меняются статусы, связанные с обладанием богатством и знатностью, хотя и они при определенных условиях (продвижение по службе, женитьба, боевые заслуги, неожиданное наследство и т.д.) могут эволюционировать. Однако та «часть» статуса человека, которая определяется его принадлежностью к тому или иному полу, чаще всего бывает неизменной на протяжении всей жизни. Распределение в обществе статусов, связанных с полом человека, и их иерархия в социальном пространстве и получили название гендерной стратификации.
1. Биологический пол и гендерная идентичность
На первый взгляд, в основе иерархии статусов мужчин и женщин лежат их физиологические и психологические различия. Однако насколько существующая гендерная стратификация соответствует «природным» различиям мужчин и женщин, а насколько она является результатом воспитания и общественного регулирования? Начнем рассмотрение этого вопроса с понятия «биологический пол».
С другой стороны, несмотря на биологические различия на всех трех уровнях, женский и мужской организмы с данной точки зрения идентичны по меньшей мере на 85%. Можно сказать, что сходства между мужским и женским организмами намного больше, чем различий.
Особенно показательными примерами сложной взаимозависимости между биологическим полом и гендерной идентичностью являются описания исследований гермафродитов.
Таким образом, совокупность биологических признаков пола можно рассматривать лишь как предпосылку отнесения индивида к тому или иному сообществу. Еще более показательным примером является описанный американским антропологом Гарольдом Гарфинкелем случай Агнес.
2. Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах
Из социологии и этнографии известно, что гендерные роли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчины или женщины) распределяются в разных обществах не одинаково, а в зависимости от их экономического развития и общественного устройства. Психология же говорит о том, что далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности.
Однако даже в регулируемом ритуалами обществе не все так просто. Во-первых, мужские и женские роли (а с ними и представления о том, что носитель каждой из них должен делать и каким быть) существенно варьировались от одного сообщества к другому.
Во-вторых, в этом обществе существовали люди, которые не вписывались в строгое полоролевое разделение. Так, в книге Игоря Кона «Лунный свет на заре» (1997) приводятся примеры института людей «среднего», или «промежуточного», пола, распространенного у 113 племен Северной Америки, народов Сибири и Дальнего востока (чукчи, алеуты и др.), Индонезии, Африки.
Современные исследования показывают, что любому из существовавших до сих пор человеческих обществ было присуще какое-то разделение труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Однако гендерное разделение труда предполагает не просто дифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию этих видов деятельности и категорий людей, которые их осуществляют. При этом мужские занятия вне зависимости от их содержания оказываются более престижными, чем женские. Почему это происходит?
Однако разнообразие конкретных условий хозяйственной жизни способствует огромному многообразию гендерных иерархий в мире. По данным антрополога Ф. Фридль, и среди охотников-собирателей, и среди земледельческих народов относительное могущество женщины возрастает, если женщины участвуют в добывании пищи, а также во внедомашнем распределении и обмене благ. Отсюда она делает вывод, что местопребывание детей, распределение ответственности за выхаживание младенцев и т.п. зависит от отведенных обществом женщинам производственных задач, а не наоборот. Таким образом, набор желаемых черт для мальчиков и девочек, занятия и навыки, которым отводится центральное место в процессе образования и обучения, также будут различаться.
3. Теории и механизмы социализации
Существует множество теорий социализации. Одни не уделяют большого внимания различию в социализации мальчиков и девочек, в то время как другие ставят различия в приобретении мужской и женской идентичности в центр своего внимания.
В последнее время разработаны новые теории гендерной социализации, стремящиеся преодолеть недостатки более ранних теорий. Американский психолог Нанси Чадороу, например, создала на базе психоанализа свою теорию с акцентом на том, что на генитальной стадии развития наибольшие сложности и страдания испытывают мальчики, а не девочки. Это связано с тем, что первоначально все дети идентифицируют себя со своей матерью, лишь в возрасте 4—6 лет мальчики оказываются вынужденными, сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям. В то же время развитие девочек, которые постепенно лишь укрепляются в первоначально выбранной идентификации, оказывается более спокойным и стабильным.
4. Институты социализации
Группы или отдельные личности, которые оказывают преобладающее влияние на формирование норм и ценностей подрастающего человека, называются институтами социализации. К ним относятся семья, школа, внешкольные детские общественные и религиозные организации, сверстники, средства массовой информации.
Выше мы уже приводили пример различного отношения к девочкам и мальчикам начиная с первых дней жизни. Еще один пример приведен в работе Людмилы Поповой, исследовавшей проблемы одаренных девочек:
Исторически во многих европейских культурах считалось, что мать должна уделять максимальное внимание ребенку в первые годы его жизни, в то время как отец в большей степени отвечает за социализацию более взрослых детей. Также известно, что чаще всего матери предпочитают непрямые формы воздействия, а отцы в большей степени ориентированы на физические наказания. Пример родителей, их экономические и эмоциональные взаимоотношения друг с другом, формы распределения домашних обязанностей также влияют на процесс идентификации, способствуя формированию сложной, а нередко и противоречивой картины представления о своем и «не своем» гендере.
Однако сколь неизбежной ни казалась бы передача гендерных стереотипов в семье, именно здесь заложены огромные возможности для формирования благополучной и сбалансированной в гендерном отношении личности. Например, имеются данные о том, что и в течение двух первых лет жизни у мальчиков развивается! устойчивая привязанность к отцу, если он проявляет заботу о сыне. Клецина И. С. Указ. соч. С. 22. Увеличение разнообразия игрушек у девочки, замена части кукол развивающими конструкторами и играми способствуют улучшению ее логического мышления, а следовательно, и повышению уверенности в себе, увеличению возможностей профессиональной го роста.
Школа. Несмотря на существование единой школьной системы, с едиными общими требованиями к знаниям и поведению мальчиков и девочек, можно заметить значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах поведения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.
Сверстники. Данному фактору гендерной социализации пока уделяется меньшее внимание, чем влиянию семьи и школы. Вместе с тем очевидно, что девочка/мальчик стремится быть принятой(ым) не только родителями, но и сверстниками, а это принятие непосредственно связано с усвоением распространенных в той или иной группе гендерных норм и стереотипов.
В подростковом возрасте, когда авторитет родителей несколько меркнет, наиболее важными субъектами для подражания и определения «норм» жизни становятся сверстники. Нередко многие мальчики мечтают стать «крутыми», на деле утверждая себя в этой Роли употреблением спиртного и курением.
В результате взаимодействия указанных выше институтов социализации к 17—18 годам формируется индивид, который не просто идентифицирует себя с мужчиной или женщиной, но и уверен в том, как он должен вести себя в различных обстоятельствах (и как должны относиться к нему представители противоположного пола) в качестве мужчины или женщины. Иными словами, в результате социализации индивид приобретает определенный набор гендерных ролей и стереотипов. По мнению большинства современных социологов, социализация человека на этом не заканчивается, она продолжается, правда с меньшей интенсивностью, в течение всей жизни. По мере приобретения жизненного опыта мужчины и женщины могут в значительной степени изменить свои представления о маскулинности/феминности и скорректировать свое поведение. Большую роль в этом процессе, называемом процессом ресоциализации, могут сыграть такие факторы, как путешествия, вступление в брак, членство в политической или общественной организации. Ярким примером подобной ресоциализации может служить массовое изменение представлений о женской судьбе, отраженное в советских фильмах 30-х годов, главные героини которых совершают головокружительный скачок от покорной мужу неграмотной крестьянки к руководителю колхоза или депутату.
Подобные документы
Гендерная социализация как проблема глобального общества. Современное общество Беларуси и проблема его гендерной социализации. Меры по реализации гендерной политики. Содержание понятия «Gender». Общественное доверие как показатель социализации личности.
контрольная работа [36,7 K], добавлен 18.07.2013
Психологические особенности подростков и их место в семье и обществе, схема развития подростка по Л. Выготскому. Семья как институт социализации личности. Гендерная ролевая социализация подростков в семье. Отец и мать как эталоны гендерного поведения.
реферат [42,8 K], добавлен 23.01.2016
Социальная стратификация и гендер. Процесс дифференциальной социализации. Основные понятия теории конструирования гендера. Процесс гендерной стратификации в экономической и политической сфере. Наличие социальной несправедливости в отношениях между полами.
реферат [25,2 K], добавлен 22.02.2010
Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.
курсовая работа [44,2 K], добавлен 17.03.2012
Социализация человека в современном мире. Этапы и агенты социализации. Процесс автономизации человека в современном обществе. Основные механизмы социализации по А.В. Мудрику: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.
реферат [23,2 K], добавлен 10.12.2010
Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.
реферат [26,0 K], добавлен 19.05.2015
Процесс становления социального «Я». Концепция «обобщенного другого» Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.
реферат [32,5 K], добавлен 06.10.2013
Соотношение понятий «социализация» и «воспитание». Стадии развития личности с точки зрения отношения к трудовой деятельности. Социально-психологические механизмы социализации. Роль российских молодежных движений как элемента гражданского общества.
реферат [33,9 K], добавлен 04.05.2015
реферат [26,4 K], добавлен 17.06.2008
Социализация как процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, основные этапы и факторы, влияющие на данный процесс. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Типология жертв неблагоприятных условий.
презентация [6,3 M], добавлен 23.10.2014