Что такое желтая круча
Жёлтая Круча (Ореховский район)
Географическое положение
Село Жёлтая Круча находится на левом склоне балки Берестовая по дну которой протекает пересыхающий ручей с запрудой, ниже по течению на расстоянии в 1 км расположено село Блакитное.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Жёлтая Круча (Ореховский район)» в других словарях:
Ореховский район — У этого термина существуют и другие значения, см. Ореховский район (значения). Ореховский район Оріхівський район Герб … Википедия
Новотроицкий сельский совет (Ореховский район) — Новотроицкий сельский совет укр. Новотроїцька сільська рада Страна Украина Статус Сельский совет Входит в Ореховский район … Википедия
Новотроицкое (Ореховский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новотроицкое. Село Новотроицкое укр. Новотроїцьке Страна … Википедия
Блакитное (Ореховский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Блакитное. Село Блакитное укр. Блакитне Страна Украина … Википедия
Славное (Ореховский район) — У этого топонима есть и другие значения, см. Славное. Село Славное укр. Славне Страна … Википедия
Мелитополь — Город областного значения, районный центр Мелитополь укр. Мелітополь Флаг Герб … Википедия
Что такое желтая круча
Михаил Михайлович Пришвин
В заповеднике на Северном Кавказе любимейшее мое место – это Желтая круча, где собирается очень много разных зверей, особенно кабанов. Эта круча, сложенная из желтого песку, глины и гальки, высится над долиной не менее как метров на пятьсот и неустанно осыпается. Далеко можно слышать шум рассыпающейся горы, а когда ближе подойдешь, то и глазами прямо видишь, как скачут камни с высоты вниз. Дорожка, по которой проходишь к Желтой круче, теперь у самого края пропасти, а пятнадцать лет тому назад была в трех метрах от края. Так вот, значит, за пятнадцать лет рассыпался пласт горы, толщиной в три метра – это немало!
Я пришел сюда впервые с двумя охотниками, один был замечательный рассказчик и шутник Люль, другой Гарун, очень молчаливый человек, зато основательный и до крайности честный и верный. Мы пришли к самому краю горы и сели под деревом, корни которого обнажились и, как длинные косы, висели над бездной. Все трое мы довольно долго молчали. Мертвая гора жила своей шумной жизнью, а мы, живые, притихнув, молчали, и звери тоже; множество разных зверей скрывалось в окружающем лесу, спали кабаны, мирно паслись олени и козы. Заметив несколько коз внизу, я спросил Люля:
– Как это козы вон там пасутся и не боятся шума?
– Коза хорошо понимает камень, – ответил Люль. – Для того камень падает, чтобы коза не дремала и всегда помнила: не тут ли где-нибудь Люль?
Этим и начались рассказы Люля возле Желтой кручи, но только на таком русском языке, что мне больше приходилось догадываться, связывая те или другие понятные слова, больше самому сочинять, чем прямо брать от рассказчика. В особенности трудно мне было понять значение слов какого-то магнита и какого-то дерманта, обозначавших какие-то силы. Да, я понимал, что это силы, но различия между магнитом и дермантом не мог себе уяснить, и для этого Люль вынужден был дать мне примеры и случаи из своей охотничьей жизни, по которым я бы мог догадаться, чем отличаются между собой силы магнит и дермант.
Онлайн чтение книги Кавказские рассказы
Михаил Михайлович Пришвин. Кавказские рассказы
В заповеднике на Северном Кавказе любимейшее мое место – это Желтая круча, где собирается очень много разных зверей, особенно кабанов. Эта круча, сложенная из желтого песку, глины и гальки, высится над долиной не менее как метров на пятьсот и неустанно осыпается. Далеко можно слышать шум рассыпающейся горы, а когда ближе подойдешь, то и глазами прямо видишь, как скачут камни с высоты вниз. Дорожка, по которой проходишь к Желтой круче, теперь у самого края пропасти, а пятнадцать лет тому назад была в трех метрах от края. Так вот, значит, за пятнадцать лет рассыпался пласт горы, толщиной в три метра – это немало!
Я пришел сюда впервые с двумя охотниками, один был замечательный рассказчик и шутник Люль, другой Гарун, очень молчаливый человек, зато основательный и до крайности честный и верный. Мы пришли к самому краю горы и сели под деревом, корни которого обнажились и, как длинные косы, висели над бездной. Все трое мы довольно долго молчали. Мертвая гора жила своей шумной жизнью, а мы, живые, притихнув, молчали, и звери тоже; множество разных зверей скрывалось в окружающем лесу, спали кабаны, мирно паслись олени и козы. Заметив несколько коз внизу, я спросил Люля:
– Как это козы вон там пасутся и не боятся шума?
– Коза хорошо понимает камень, – ответил Люль. – Для того камень падает, чтобы коза не дремала и всегда помнила: не тут ли где-нибудь Люль?
Этим и начались рассказы Люля возле Желтой кручи, но только на таком русском языке, что мне больше приходилось догадываться, связывая те или другие понятные слова, больше самому сочинять, чем прямо брать от рассказчика. В особенности трудно мне было понять значение слов какого-то магнита и какого-то дерманта, обозначавших какие-то силы. Да, я понимал, что это силы, но различия между магнитом и дермантом не мог себе уяснить, и для этого Люль вынужден был дать мне примеры и случаи из своей охотничьей жизни, по которым я бы мог догадаться, чем отличаются между собой силы магнит и дермант.
– Значит, – сказал я, – магнит – это сила, но что же такое дермант?
– И дермант – тоже сила, – ответил Люль.
Оказалось, в басне свиньи не могут смотреть вверх, а в жизни глядят. Профессор знал только басни.
– Что же это, – спросил я Люля, – у профессора не было, значит, магнита?
– У этого ученого ни магнита не было, ни дерманта.
Однажды к Саиду приехало много отличных военных охотников, и среди них был художник. Все военные, само собой, были наездники, а художник верхом никогда не ездил. Но ему было стыдно сказать военным, что на коня он никогда не садился.
– Поезжайте, – сказал он им, – а я вас догоню.
Все уехали, и, когда скрылись из глаз, художник подходит к своему коню, как его учили, с левой стороны, и это было правильно, – с левой; а вот ногу он поставил в стремя неправильно: ему надо было левую ногу поставить, он же сунул правую в стремя и прыгнул. И, конечно, прыгнув с правой ноги, он повернулся в воздухе и очутился на лошади лицом к хвосту. Конь был не особенно горячий, но какой же конь выдержит, если всадник, чтобы удержать равновесие, схватился за хвост! Конь во весь карьер бросился догонять охотников, и скоро военные люди с изумлением увидели необыкновенного всадника, скачущего лицом к заду и управляющего конем посредством хвоста.
– Это рассеянность, – сказал я Люлю, – подобный случай был с рыцарем Дон-Кихотом, когда конь его представил обратно в конюшню. Автору следовало бы посадить рыцаря с левой ноги. Это просто рассеянность, при чем же тут магнит и дермант?
– Нет, это не рассеянность, – сказал Люль, – у него не хватило дерманта сказать военным правду, что на лошадь он никогда не садился. Никакого магнита не нужно, чтобы сказать людям правду, но дермант нужен, и это единственный путь к правде – через дермант.
При последнем рассказе Люля о малодушном художнике мне стала, наконец, проясняться разница между силой магнита и силой дерманта, а тут совсем неожиданно заговорил Гарун, и русское слово для обозначения силы дерманта наконец-то явилось. Выслушав последний рассказ Люля, Гарун сказал:
– Если человек здоровый и может бороться с медведем, то это просто магнит, а если человек нездоров и все-таки может бороться.
– Больной с медведем не может бороться, – перебил его Люль.
– Я не говорю, что с медведем, – сказал Гарун. – Человек может с самим собой бороться больше, чем с медведем.
И он рассказал нам подробно, как делали ему операцию в животе. Доктор велел ему вдыхать газ. – Зачем газ? – спросил Гарун. – Чтобы не больно, – сказал доктор. – Не хочу газ, хочу понимать. – Трудно терпеть. – Могу все терпеть.
Стали резать. Было холодно. После стало жарко. После слезы, много слез. А легче.
Показали красный кусочек кишки.
Гарун поднял голову и увидел весь свой вскрытый живот: там кишки были синие.
– Зачем там синий, а тут кишка красный?
– Красный кусок – больной кусок.
После того Гарун стал слабеть и спрашивать больше ничего не мог. Он лежал, как мертвый, и все говорили вслух, как будто он ничего больше не мог понимать Он же все слышал и понимал. Дверь отворилась, чей-то голос спросил:
– Еще жив, – сказал доктор.
Когда укладывали на носилки, ничего не слыхал, но когда понесли, слышал.
В коридоре кто-то сказал:
В это время Гарун сказать не мог ничего и пошевельнуться и дать знать рукой не мог. Если бы мог он в ту минуту сказать! Если бы мог, он сказал бы тогда докторам:
И остался Гарун жив, и убивает много кабанов и медведей.
– Вот она, – воскликнул Люль, – вот она, сила дермант!
И все стало совершенно понятно: магнит – это просто сила, а дермант значит мужество. Стали понятны также и слова Люля о том, что дермант (мужество) – единственный путь к правде.
На Кавказе гость считается лицом самым уважаемым.
«Вот. – подумал я, – жить бы так и жить: ты ничего не делаешь, а за тобой все ухаживают».
– Неужели, – спросил я Люля, – каждого гостя везде на Кавказе принимают с почетом.
– Каждого гостя, – ответил Люль, – на всем Кавказе принимают с большим почетом.
– И сколько времени он так может гостить?
– Три сутки, – ответил Люль, – гость может гостить.
– Разве только трое суток? – удивился я. – А как же быть с гостем, если ему после трех суток захочется еще сколько-нибудь пожить?
– После три сутки гость должен объяснить, зачем он пришел.
– Когда объяснит, то, конечно, еще может жить.
– Если у хозяина есть время ухаживать, гость может жить сколько захочется.
– А если времени нет?
– Тогда извини, пожалуйста!
– Так и говорят гостю прямо: «Извините».
– Прямо гостю этого нельзя говорить. У всякого хозяина для гостя есть свои слова. Если я не могу за гостем больше ухаживать, то рано утром иду в конюшню и хорошо кормлю коня моего гостя и хорошо его чищу. После того бужу гостя и хорошо его угощаю, ставлю все: шашлык, буза, чихирь, айран. Когда гость бывает сыт, он понимает: никакого нет праздника, а я так его угостил, – значит, надо уезжать. Гость встает, благодарит меня и отправляется в конюшню.
– Хорошо, – сказал я, – если гость поймет, а если он наестся и опять ляжет спать, что тогда делать?
– Пускай спит. А когда проснется, я возьму его за руку и поведу в свой сад. Птичка прилетает в мой сад и улетает. Когда птичка прилетает, я показываю на нее гостю и говорю: «Смотри, вот птичка прилетела!» А когда птичка улетает, я говорю: «Смотри, птичка улетела!» Сучок после птички качается, гость смотрит, а я говорю: «Птичка знает время, когда ей прилететь и когда улететь, а человек этого часто не знает. Почему человек не знает?» После этого всякий гость прощается и уходит за конем в конюшню.
Родная земля.
Кавказские рассказы.
Желтая круча.
Пришвин М. М. Кавказские рассказы. Детские рассказы // Собр. соч.: В 8 т. – М.: Художественная литература, 1982. – Т. 4. – С. 363-580.
Желтая круча.
В заповеднике на Северном Кавказе любимейшее мое место – это Желтая круча, где собирается очень много разных зверей, особенно кабанов. Эта круча, сложенная из желтого песку, глины и гальки, высится над долиной не менее как метров на пятьсот и неустанно осыпается. Далеко можно слышать шум рассыпающейся горы, а когда ближе подойдешь, то и глазами прямо видишь, как скачут камни с высоты вниз. Дорожка, по которой проходишь к Желтой круче, теперь у самого края пропасти, а пятнадцать лет тому назад была в трех метрах от края. Так вот, значит, за пятнадцать лет рассыпался пласт горы толщиной в три метра – это немало!
краю горы и сели под деревом, корни которого обнажились и, как длинные косы, висела над бездной. Все трое мы довольно долго молчали. Мертвая гора жила своей шумной жизнью, а мы, живые, притихнув, молчали, и звери тоже; множество разных зверей скрывалось в окружающем лесу, спали кабаны, мирно паслись олени и козы. Заметив несколько коз внизу, я спросил Люля:
– Как это козы вон там пасутся и не боятся шума?
– Коза хорошо понимает камень,– ответил Люль.– Для того камень падает, чтобы коза не дремала и всегда помнила: не тут ли где-нибудь Люль?
Этим и начались рассказы Люля возле Желтой кручи, но только на таком русском языке, что мне больше приходилось догадываться, связывая те или другие понятные слова, больше самому сочинять, чем прямо брать от рассказчика. В особенности трудно мне было понять значение слов какого-то магнита и какого-то дерманта, обозначавших какие-то силы. Да, я понимал, что это силы, но различия между магнитом и дермантом не мог себе уяснить, и для этого Люль вынужден был дать мне примеры и случаи из своей охотничьей жизни, по которым я бы мог догадаться, чем отличаются между собой силы магнит и дермант.
Белое и обычное желтое золото: что дороже, лучше и чем отличаются
Золото – металл благородный и актуальный во все времена. В зависимости от веса украшения и сложности его изготовления, каждый может выбрать изделие себе по карману. Но если раньше самым привычным было классическое желтое золото, то сейчас свое место на рынке заняли его разнообразные оттенки – белое, розовое, красное, зеленое, синее, черное.
Наиболее популярным и ценным по праву считается белое золото. Оно особенно придется по вкусу тем, кто не любит желтый металл, однако рассматривает возможность приобретения золотого украшения. Такие изделия элегантны, изысканны и прекрасно смотрятся в сочетании с драгоценными камнями.
Если цвет не является первостепенным критерием, тогда при выборе украшения из желтого или белого золота необходимо иметь в виду, что их свойства несколько отличаются. Каждый вариант имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Чем отличается белое золото от желтого
Золото в чистом виде имеет ярко-желтый цвет, оно мягкое и легко деформируемое. Поэтому для изготовления ювелирных украшений его не используют, а смешивают с другими металлами – лигатурами.
Состав и соотношение легирующих элементов в золотом сплаве определяют его цвет и другие физические свойства.
Таким образом, отличия белого золота от обычного желтого связаны с введением в их сплавы разных компонентов. В большинстве случаев:
Иногда лигатуры, характерные для желтых сплавов, используют для белых, и наоборот, для получения желаемых свойств и оттенков металла.
Чтобы лучше понять разницу между этими двумя видами золота, необходимо более подробно остановиться на их характеристиках.
Как получается цвет сплава
Цвет желтого сплава обусловлен соотношением содержания меди и серебра в его составе. Например, наиболее распространенное золото 585-й пробы имеет яркий и насыщенный желтый цвет при почти одинаковом содержании легирующих компонентов – 22,75 % Сu и 18,75 % Ag. Чем меньше меди, тем бледнее оттенок. Дальнейшее увеличение ее количества приведет к покраснению материала.
Белый сплав получается за счет «обесцвечивания» золота легирующим металлом:
Белое золото, легированное палладием или платиной, считается благородным.
Как в желтое, так и в белое золото может быть добавлен цинк. Он способствует осветлению сплава.
Механические свойства сплавов
Для повышения твердости желтого золота используют медь. Однако большое ее количество приводит к ухудшению антикоррозионных свойств сплава. Для устранения этого недостатка в сплав вводят серебро. Оно увеличивает пластичность материала и его стойкость к коррозии.
Что касается белого золота, добавление в состав никеля, палладия или платины делает его высоко антикоррозионным.
Никель придает сплаву твердости и прочности, такой материал хорошо полируется. А вот соединение с палладием более мягкое. Угловатые, причудливо витиеватые изделия из такого сплава делают редко, поскольку со временем углы могут сгладиться и потерять исходный вид. Однако такой материал имеет хорошую пластичность.
Считается, что белое золото носится лучше, чем желтое. Оно более твердое и меньше царапается.
Платина делает золотой сплав не только более твердым, но и упругим. Это свойство полезно при изготовлении сложных украшений и для последующей вставки драгоценных камней.
Возможные аллергические реакции
Золото само по себе абсолютно безвредно для человека. Оно не вступает в химические реакции с другими веществами. Другое дело – металлы-лигатуры.
Особенно часто аллергические реакции вызывает никель, часто входящий в состав белого золота. Именно поэтому в Европе использовать такой сплав запрещено еще с 2000 года. Желательно, конечно, выбирать изделия без этого металла в составе. Как вариант, можно рассмотреть украшения не 585-й пробы золота, а 750-й. Если в такой сплав никель и попадает, то в гораздо меньших количествах.
Еще к лигатурам-аллергенам относится медь и реже цинк. Если золотое украшение, например, кольцо или цепочка, дало потемнение на коже, то это следствие окисления меди. Такой эффект может появиться как при взаимодействии металла с внешней окружающей средой, так и с кожей человека (реакция на пот). В таких случаях также рекомендуется выбирать изделия из желтого золота 750-й пробы, содержащего меньше лигатуры.
Появление аллергических реакций сейчас актуально для многих людей, поэтому всегда следует обращать внимание на состав золотого сплава.
При приобретении украшения с высокой пробой необходимо иметь в виду, что большое количество золота придает им мягкости и они подвержены действию внешних нагрузок. Такие изделия легче царапаются и деформируются, поэтому носить их надо осторожнее.
Аллергия на никель, который в больших количествах используют в недорогих украшениях, встречается намного чаще, чем на медь. Поэтому считается, что с этой точки зрения белое золото более опасно, чем желтое.
Платина – металл, не вызывающий никаких аллергических реакций. Для людей, склонных к таким проблемам со здоровьем, сплав белого золота с платиной может стать единственным возможным вариантом.
Что дороже: обычное желтое золото или белое
При одинаковом количестве золота в желтом и белом сплавах их цена будет зависеть от вида легирующих элементов и их процентного содержания.
Медь, никель и цинк – неблагородные недорогие металлы. В таком случае стоимость желтого и белого сплава будет примерно одинакова.
Цена белого золота с добавлением палладия будет выше, чем с никелем. И, наконец, самый дорогой сплав – с платиной. Это благородные металлы, которые сами по себе недешевые, особенно платина. Кроме того, работа с этими материалами более сложна, чем с обычными металлами.
Из-за вредности никеля производители ювелирных изделий все чаще легируют золото палладием или платиной, тем самым увеличивая стоимость белого сплава.
Можно ли из желтого золота сделать белое
Существует недорогой способ, как из обычного желтого золота сделать белое, – родирование. Он заключается в нанесении на поверхность изделия очень тонкого (несколько микрон) слоя родия.
Родий – это благородный металл, который принадлежит к платиновой группе и имеет белый цвет. Обработанное таким образом украшение приобретает идеальное покрытие – ровное, блестящее, без желтизны и других дополнительных оттенков. Кроме того, родий укрепляет и упрочняет изделие. Однако покрытие имеет один существенный недостаток – недолговечность. Со временем, при контакте с кожей, слой родия стирается, обнажая первоначальный сплав. Такое изделие теряет свой привлекательный внешний вид.
Для сохранения красоты украшения рекомендуется периодически делать его повторное родирование в ювелирной мастерской.
Родием покрывают не только изделия из желтого золота. Его активно используют и для недорогих белых сплавов:
Сочетаются ли эти 2 сплава
Еще совсем недавно считалось, что носить одновременно металлы разного цвета – это признак дурного тона. И до сих многие люди придерживаются такой точки зрения. Однако в современных тенденциях – разрушение привычных стереотипов. Не надо бояться сочетания разных металлов и нескольких цветов в одном образе.
Сочетание белого и желтого золота в одном украшении
Многие производители имеют в своих коллекциях изделия из комбинации золота разного цвета.
Популярно сочетание желтого и белого металла в кольцах. Это могут быть как просто сдвоенные тонкие колечки, так и более широкие изделия, в которых металлы выразительно дополняют и подчеркивают красоту друг друга. Такое сочетание очень распространено в обручальных кольцах.
Совмещение желтого и белого золота часто используют при изготовлении оригинальных кулонов, подвесок и брошей. Игра цветов позволяет сделать яркое и необычное ювелирное изделие.
Комбинирование украшений из белого и желтого золота
Изделие, в котором одновременно используется и белое, и желтое золото, выступает связующим элементом между этими цветами. Считается, что в таком случае в образе можно смело комбинировать разные оттенки металла. Например, к двухцветному кулону подойдут серьги из белого золота и кольцо из желтого.
Носить желтое золото вместе с белым – можно, если подобранные украшения выглядят стильно и сдержанно.
Если хочется надеть разные изделия, отличающиеся по цвету, то в таком случае следует руководствоваться принципом умеренности, чтобы образ не стал чересчур аляповатым и безвкусным. Лучше придерживаться следующих рекомендаций:
Если самостоятельное комбинирование желтого и белого золота вызывает затруднения, стоит выбирать украшения из одной коллекции. Современные производители часто выпускают линейки изделий из разных металлов, при этом придерживаясь определенного дизайна.
Так что в итоге лучше, что выбирать
При выборе ювелирного изделия необходимо руководствоваться собственными предпочтениями, придерживаясь уже сформированного стиля в одежде и возможного сочетания с другими аксессуарами.
Украшение должно нравится и приносить радость своему владельцу независимо от его цвета.
Для помощи в выборе между ярким классическим желтым и сдержанным белым золотом существуют следующие рекомендации.
Выбор цвета золотого украшения по типу внешности
Чтобы цвет золота хорошо сочетался с внешностью, следует ориентироваться на свой цветотип:
Сочетание золота с драгоценными камнями
Золотые украшения с драгоценными камнями-вставками выглядят особо красиво и изысканно. В зависимости от цвета камня идеальным обрамлением для него может стать как белый, так и желтый сплав.
Дорогие и роскошные бриллианты раскрывают все свое великолепие в сочетании с белым золотом.
Холодный металл подчеркивает прозрачность и блеск камня, позволяет ему играть всеми красками.
При использовании теплого металла для обрамления бриллиантов в их блеске начинают преобладать желтые оттенки. Такое допустимо, если камень сам по себе имеет исходную желтизну, и позволяет скрыть ее.
Также белое золото является сдержанным дополнением для камней холодных оттенков, например, топазов, сапфиров, изумрудов, аквамаринов, жемчуга.
Желтое золото хорошо работает в сочетании с теплыми камнями. Оно гармонично смотрится с солнечными оттенками янтаря, сапфира, топаза, турмалина, с ярким рубином и сердоликом.
Конечно, такие комбинации не являются обязательными. Холодные камни могут быть «согреты» теплом желтого золота и наоборот. Сейчас на ювелирном рынке представлены разнообразные украшения, которые придутся по вкусу самым требовательным покупателям.
Приобретать изделия из желтого и белого золота лучше всего в известных и надежных ювелирных магазинах, которые отвечают за их качество и предоставляют сертификаты. С особым вниманием следует относиться к составу белого сплава и наличию на украшении покрытия, чтобы оно долго радовало своего владельца.