Что такое жатва в истории
ЖАТВА, УРОЖАЙ (HARVEST)
Для правильного понимания примерно сотни упоминаний в Библии о сборе урожая и жатве необходимо учитывать, что библейский мир от Книги Бытие вплоть до эпохи Христа был по преимуществу аграрным. Прежде чем войти в городской мир миссионерской деятельности Павла и ранней церкви, мы видим в основном сельский земледельческий мир с периодами сева и жатвы. В этом мире жатва предстает одновременно событием большого ежегодного значения и первостепенным образом изобилия ( Иез. 36:30 ) и награды за труд ( Притч. 20:4 ). Кроме того, в Ветхом Завете образ жатвы тесно связан с этической и религиозной жизнью общины верующих.
Жатва в буквальном смысле и ее взаимосвязь с нравственными ценностями. Для начала отметим роль, которую жатва играла в природном цикле и в ежегодном распорядке жизни в библейские времена. В более двух десятков мест в Библии упоминается одновременно о севе и сборе урожая, о посевном сезоне и жатве. В аграрном мире Ветхого Завета уборка различных сельскохозяйственных культур занимала такое видное место, что конкретные периоды жатвы служили указателем для датировки событий: «во время жатвы пшеницы» ( Быт. 30:14 ); «в начале жатвы ячменя» ( Руф. 1:22 ; 2Цар. 21:9 ); «при собирании винограда, когда кончена уборка» ( Ис. 24:13 ). Система еврейских религиозных праздников в значительной степени привязывалась к сельскохозяйственному распорядку, в котором важную роль играла жатва. Три главных религиозных торжества Ветхого Завета совпадали с тремя сезонами жатвы – пасха с жатвой ячменя, пятидесятница (или праздник седмиц) отмечалась семь недель спустя во время жатвы пшеницы, а праздник кущей (известный также как «праздник жатвы первых плодов» [ Исх. 23:16 ]) в конце года во время сбора плодов. К этому следует добавить праздник первых плодов, во время которого крестьяне приносили первые снопы жатвы священнику ( Лев. 23:9–14 ). Из всего этого можно получить определенное представление о чрезвычайно важном значении жатвы для людей в библейские времена.
Этическое значение жатвы явствует из положений Моисеева закона. В Книге Левит и Второзаконии содержатся указания, запрещавшие крестьянам убирать свои поля до самого края и подбирать остатки жатвы ( Лев. 19:9, 23:22 ; Втор. 24:19 ). Они должны были оставлять часть урожая бедным и пришельцам (см. ПРИШЕЛЕЦ). Таким образом, жатва служила показателем соблюдения евреями нравственных требований завета с Богом. В ветхозаветных пророчествах о суде над Израилем и Иудеей за нравственное и духовное своеволие образ неурожая служит знамением Божьего наказания народа за нежелание выполнять обязательства завета ( Ис. 16:9, 17:11, 18:5, 32:10 ; Иер. 8:20, 12:13 ).
В свете вышесказанного можно получить определенное представление о чувствах, которые жатва вызывала у людей в библейские времена. В самом названии «первые плоды» выражались радость от созревания начатков урожая, надежда и предвкушение сбора всего урожая, и такое возбужденное состояние подогревалось религиозными обрядами, связанными с этим событием. Жатва сопровождалась проявлениями великодушия, когда бедные члены общины получали пропитание, собирая колосья на чужих полях. Жатва была временем радости, подобной радости воинов при разделе добычи ( Ис. 9:3 ), радости, сопровождающейся восклицаниями ликования ( Пс. 125:5 ). Хотя жатва не входила в число первостепенных благословений завета, обещанных Богом Своему народу, есть свидетельства, что она понималась именно так: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт. 26:12 ). В своей молитве о благословении Богом народа Давид среди прочего просил о следующем: «Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом» ( Пс. 143:13 ). В Пс. 1:3 благословенный муж сравнивается с деревом, приносящим плод свой.
В Библии урожай связывается с Богом, а не с природными процессами самими по себе или с богами плодородия. Об этом свидетельствует рассказ о пребывании Иосифа в Египте. В Быт. 41–45 в центре внимания стоят семь лет изобилия с богатым урожаем, за которыми последовали семь лет голода с неурожаем в Египте. Они были предсказаны в снах фараона и в истолковании этих снов Иосифом ( Быт. 41:7–11, 15–32 ). Суть в том, что урожаем управляет Бог Израиля, а не египетские или ханаанские боги плодородия: «Что Бог сделает, то Он возвестил фараону» ( Быт. 41:25 ). Все эти мотивы соединяются в Книге Руфь, пасторальной идиллии, которая сама по себе служит сценой жатвы, чем, без сомнения, объясняется факт, что у евреев эта книга традиционно читалась во время праздника седмиц, то есть жатвы. Картина богатого урожая Вооза служит знамением Божьего заветного благословения Вооза за его религиозное послушание и нравственную чистоту. Великодушие Вооза по отношению к Руфи, собиравшей колосья на его поле, показано наглядным примером соблюдения заповеди оставлять часть урожая бедным и пришельцам. Сам процесс жатвы – Руфь пришла в Вифлеем в начале жатвы ячменя ( Руф. 1:22 ) и обвенчалась с Воозом в конце жатвы ячменя и пшеницы ( Руф. 2:23 ) – становится метафорой развития романтической любви Руфи и Вооза. «Семя», которое рождается в браке, тоже выглядит подобием жатвы влюбленной пары. Во всей этой истории жатва предстает радостным событием, наградой за труд и за соблюдение Божьего закона.
Тогда как богатый урожай служит высшим образом изобилия и благословения, неурожай изображается в Библии образом ужаса. Под эту категорию подпадает такое множество картин, что жатва, в конечном счете, выглядит на страницах Библии весьма ненадежным исходом. Уничтожить урожай может множество бед: дождь во время жатвы ( 1Цар. 12:17 ), мародерствующие враги ( Суд. 6:4–5 ; Иер. 5:17 ), огонь ( Иов. 31:12 ) или засуха ( Ам. 4:7 ). В аграрном обществе боялись прежде всего гибели урожая ( Ис. 32:10 ).
Благодаря такому важному своему значению образ жатвы становится выражением нравственных ценностей. Действительно, во время жатвы раскрывается характер людей, живущих в аграрном обществе, и это особенно проявляется в поговорках и притчах. Трудолюбивые пожинают хороший урожай, а «ленивцы» нет ( Притч. 20:4 ). Спящий во время жатвы упускает хорошие возможности ( Притч. 10:5 ). Трудолюбивый муравей ставится в пример, потому что он «заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою», в укор ленивцам, любящим поспать ( Притч. 6:8–9 ). Образ жатвы служит также источником метафор и сравнений: «Что прохлада от снега во время жатвы [намек на желание жнеца, чтобы во время жатвы стояла прохладная погода], то верный посол для посылающего его» ( Притч. 25:13 ). «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч. 26:1 ).
Иисус, мастерски использовавший связанные с жатвой метафоры, рассматривал время жатвы с двух точек зрения – как время благоприятной возможности здесь и сейчас и как время конечного суда. Мысль о жатве как о предоставленной возможности выражена в Мф. 9:37–38 и в параллельных местах ( Лк. 10:2 и Ин. 4:35 ), где Иисус изображает грешников, нуждающихся в спасении, как поле с зерновыми, которые надо пожать.
Видное место образ жатвы занимает в притчах Иисуса. Богатый урожай в притче о сеятеле (или о почве) служит обозначением людей, которые слышат слово и понимают его ( Мф. 13:8, 23 ). В притче о пшенице и плевелах рост зерен вместе с ядовитыми сорняками, известными как плевелы, символизирует условия, в которых христиане должны жить в одном мире с неверующими вплоть до судного дня ( Мф. 13:24–30, 36–42 ). В образе хозяина, неоднократно воз-вращавшегося на торжище, чтобы нанять больше работников для сбора урожая винограда, олицетворяется Божье Царство, в котором награда основывается на благодати, а не на заслугах ( Мф. 20:1–16 ). Богатый крестьянин, занявшийся строительством более вместительных житниц для своего урожая, служит примером саморазрушительного мирского склада ума ( Лк. 12:13–21 ).
Заключение. На физическом уровне жатва являет собой самый, пожалуй, выразительный в Писании образ изобилия и связанных с ним эмоций. В аграрном обществе неурожай наводил крайний ужас. Если проследить факторы, выражающие в Библии физический и метафорический образы жатвы, можно выделить, по меньшей мере, следующие: 1) радость от получения результатов ответственного вложения времени и труда; 2) реализация заложенной в творении цели, то есть плодоносности; 3) возможность для выражения Божьей славы, в том числе для евангелизации идущего к погибели мира; 4) Божье благословение идущих за Ним и суд над непослушными; 5) возможность одновременно и вознаграждения человека за труд, и проверки его нравственного и духовного состояния; 6) завершение процесса, который должен продолжаться определенное время, как и в случае с реализацией программы Божьего Царства – «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:28 ).
История спасения сама по себе подобна медленному продвижению к кульминационному моменту жатвы. Бог и Его работники засевают поле в мире. Бог ухаживает за растущими посевами, которые с неизбежностью приближаются к времени жатвы. Когда урожай созревает, Бог собирает его, отделяя плоды и зерна от примесей и мякины.
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ, ВИНОГРАД, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИЗБЫТОК, МОЛОТЬБА, МЯКИНА, ПЛОД, ПОДБИРАНИЕ ОСТАТКОВ УРОЖАЯ, ПРОКЛЯТИЕ, РАДОСТЬ, СЕЯНИЕ, СУД, ТОЧИЛО, ТУК.
Библиография: R.J. Bauckham, The Theology of the Book of Revelation (Cambridge: Cambridge University Press, 1993);
O.Borowski, Agriculture in Iron Age Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987).
Какое значение имеет для нас жатва
Встреча Иисуса с Самарянкой у колодца имеет глубокий смысл. В результате этой встречи было спасено множество людей в Самарии. Какое значение имеет для нас жатва?
Воля Бога
Иисус в этих словах выразил то, что было самым главным в Его жизни — воля Его Отца.
В чём заключалась воля Отца?
(Ин 6:39-40) Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Волей Отца было спасение грешников. Для этого Иисус Христос и пришёл на эту землю. Как Он Сам сказал: «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее».
Это было неутолимой жаждой Его любящего сердца — спасти погибшее. Спасение человеческой души было Его пищей и питьём.
Пища Иисуса, о которой не знали ученики
(Ин 4:31) Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
(Ин 4:32) Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Ученики Иисуса не поняли, они подумали, что во время их отсутствия, кто-то принёс Ему еды.
(Ин 4:33-34) Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Для Иисуса не было б о́ льшего удовольствия и радости, чем спасти грешника.
Спасение Самарянки
Женщина, с которой Иисус только что беседовал у колодца, стала чадом Божьим и её спасение было этой таинственной пищей, о которой ученики Иисуса не знали.
Вполне возможно, что когда ученики оставили Христа у колодца и пошли в город за продуктами, то встретили эту женщину по дороге. Она шла к колодцу за водой, но ни один из них не обратил на неё внимание, потому что она была Самарянкой. Ведь Иудеи с Самарянами не сообщались. Им и в голову не пришло сказать ей, что возле колодца она может встретить Спасителя.
Находясь в городе, где было множество людей, ученики также не посчитали нужным позвать хотя бы одного Самарянина пойти с ними и встретиться с Иисусом. Они пришли к Иисусу со своими продуктами, и их не сопровождала ни одна душа.
Когда они вернулись и увидели, что Иисус беседует с женщиной, то удивились. Вместо того, чтобы радоваться, что женщина обрела счастье, встретившись с Иисусом, ученики были в недоумении. И вот, когда они предлагают Ему пищу и говорят: «Ешь», Он отвечает: «У Меня есть пища о которой вы не знаете». Ученики видят, что радостью и удовлетворением для Иисуса стало спасение этой женщины.
И тут Господь добавил эти многозначительные слова:
(Ин 4:35) Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Что побудило Христа сказать эти слова Своим ученикам?
Он хотел, чтобы ученики увидели то, что Он видел, почувствовали то, что Он чувствовал, и возжаждали того, чего жаждало Его сердце.
Это не было в первый раз, когда Спаситель призывал их быть соучастниками Его бремени.
Бременем Иисуса было спасение человеческих душ.
Желанием Его сердца было, чтобы ученики тоже имели эту жажду — спасение погибающего человечества.
Помните момент, перед тем как Иисус призывал учеников быть Апостолами?
(Мф 9:35-36) И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
Иисус сжалился над ними.
(Мф 9:37-38) Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Это был вопль Его страждущей Души.
Готовы ли вы войти в это молитвенное общение с Господом? Готовы ли вы открыть ваши глаза, чтобы видеть, как Христос видит поспевшие нивы к жатве?
Когда вы от всего сердца обратитесь к Нему, чтобы Он выслал делателей на жатву Свою, то очень возможно, что ответом на эту молитву, вы окажетесь первым.
Заметьте, что сказано сразу после того, как Христос призвал их к этой молитве.
(Мф 10:1) И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Тем, которым Он сказал, чтобы они просили Господина жатвы выслать делателей, их же Он призвал проповедовать Царство Божие, исцелять больных и изгонять бесов. Но служение учеников было ограничено — они были отправлены только к погибающим овцам дома Израилева.
Христос пришёл взыскать и спасти весь род человеческий
(Ин 10:16) Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Здесь были овцы другого двора и их надлежало также спасти.
Идя в Самарию, Христос берёт с Собой учеников.
Он хочет, чтобы и они поняли, что спасение не только для Иудеев, но и для этих язычников.
Пойти Христу в Самарию означало поступить вопреки всем Иудейским законам, так как Иудеи с Самарянами не сообщались. Это значило перейти границы религиозных традиций, но Христос с ними не считался.
У Иисуса Христа была одна цель — взыскать и спасти погибшее.
Вот почему Ему должно было идти в Самарию — там были овцы другого двора, которых необходимо было Ему спасти.
Взяв учеников с Собою в Самарию, Иисус хотел, чтобы они вошли в Его чувствование любви ко всему человечеству. Они же беспокоились о физической пище и не заметили, что окружены погибающими душами.
Когда из города вернулись ученики, то нашли Христа на том же месте у колодца, где Его и оставили. С этого места Он мог видеть толпу народа, идущую в направлении к Нему. Впереди этой толпы идёт женщина Самарянка, с которой Он только что беседовал. Эта женщина познала Его, как своего Спасителя. Видя этих людей, Иисус говорит Своим ученикам: «Не привыкли ли вы говорить, что ещё четыре месяца и тогда будет жатва. Я же говорю вам, поднимите ваш взор, посмотрите разве вы не видите, как нивы уже побелели и поспели к жатве?».
Жатвы много, делателей мало
Перед их глазами была жатва. Шли погибшие люди, которых должно было спасти.
Видим ли мы погибающие души вокруг нас, которые идут в вечную погибель без Христа и без надежды?
О, как Господь жаждет, чтобы мы были исполнены Его любовью, Его жалостью и сочувствием к этим потерянным овцам.
Сколько раз мы говорили, что они не с нашего двора.
«Эта душа не предназначена для спасения».
«Она не годна для Царства Божьего».
«Она слишком глубоко упала в тернии и ущелье греха».
«Ее невозможно спасти».
Кто дал нам право так судить?
Эти Самаряне тоже входят в широту и долготу, в высоту и глубину Божьей любви.
(Ин 3:16) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Какое право мы имеем ограничить этот мир нашим узким взором и нашим узким кругом?
Господь хочет, чтобы мы возвели очи наши и посмотрели на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Души вокруг нас погибают и ждут, когда мы придём к ним с благой вестью.
Не приходилось ли нам в стыде скрывать наши лица и признаться, что уже не стало благоприятной возможности рассказать кому-нибудь о Христе только потому, что мы откладывали свидетельство на более подходящее время, как мы думали?
Когда Дух Святой ясно велел нам сказать о Христе, не оговаривались ли мы: «Не сейчас, а в другой раз. В более удобное время сделаю это».
Ветхозаветная история четырёх прокажённых
Город Самария окружён. Осадили его Ассирийские войска, свирепствовал голод. Но в самый отчаянный момент четверо нищих прокажённых обнаружили, что Господь совершил великое чудо, и город больше не был окружён, а войска Ассирийские исчезли. Знали об этом только они, эти бедняки прокажённые.
Город голодает, никто не знает о совершенной Господом победе.
(4Цар 7:9) И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей — день радостной вести, если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина. Пойдем же и уведомим дом царский.
Они не ожидали ни дня, ни часа, но немедленно пошли с радостной вестью в город Самарию.
Самарянка благовествует
Так поступила и Самарянка. Она только что познала своего Спасителя, и побежала в город всем рассказать: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала, не Он ли Христос?».
В результате этого простого свидетельства, она привела целую толпу народа к Иисусу.
Ученики, которые могли бы сказать гораздо больше и лучше свидетельств о Христе, ни слова не сказали о Нём. Они были озабочены физической пищей.
Если мы замедлим и будем дожидаться удобного времени, то падёт на нас вина. Поднимем наш взор на поспевшие нивы, и в смирении придём к Господину жатвы, и пусть Он нас исцелит от нашей вялости, равнодушия и непослушания. Время не ждёт, души идут в вечность без Бога, без Христа.
Пойдёмте же и скажем им, что Христос — и их Спаситель.
Ярл Николаевич Пейсти.
Насколько хорошо вы знаете Библию?
Жатва
Жатва в различных вероисповеданиях
Бог-Творец ежегодно дает людям урожай, потому что Он обещал после Всемирного потопа: «…впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Библия, Книга Бытие, 8 глава, 22 стих).
Во времена Ветхого Завета Господь Бог установил Праздник жатвы для тех, кто хотел жить по Его законам. Мы читаем об этом в Библии: «Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Книга Исход, 23 глава, 16 стих). Израильтяне после окончания сбора урожая благодарили Бога за обилие выращенных плодов. Часть урожая в эти дни они отдавали на нужды Храма и на благотворительность.
Христиане различных вероисповеданий сегодня отмечают этот праздник, вознося благодарственные молитвы за дарованные Богом земные плоды.
В православной традиции благодарение за урожай совершается в праздники, выпадающие на период с 1 августа по 1 октября, когда завершаются основные сельскохозяйственные работы (Медовый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас и другие).
Христиане США отмечают День благодарения, когда по традиции для праздничного стола готовится жареная индейка — в память о том, что мясо этой птицы, подаренной местными индейцами, помогло колонистам пережить трудный период до сбора первого урожая, когда они остро нуждались в продовольствии.
В наших церквях уже стало традицией, что многие прихожане в этот день приносят лучшие плоды, выращенные на собственных огородах. Тем самым мы свидетельствуем о том, каким урожаем благословил нас Господь в текущем году.
Праздник Жатвы в Ветхом Завете
Праздник Жатвы имеет ветхозаветную историю. Евреи отмечали праздник первых плодов, за которые они благодарили Бога.
Мы можем вспомнить самую первую историю Ветхого Завета, когда Каин и Авель преподнесли Богу свои первые плоды. Авель принес от своего стада, а Каин от своих плодов ( Быт. 4:3-4). Но Бог не презрел на дары Каина, потому что в сердце Каина не было подлинного благодарения, истинной признательности Богу за Его дары человеку ( Быт. 4:7).
Мы видим, что культ приношений Богу человеком первых даров имеет древнее происхождение. Таким приношением человек выражал свою признательность и благодарность Богу, вступая с Ним в интимный круг отношений взаимности и любви. В этом и заключалось священство человека: возделывая, культивируя данную ему жизнь, ожидалось, что он будет приносить эту жизнь, ее первые плоды, Богу.
Бог — самодостаточное Существо. Его бытие ничем не обусловлено. Он, как Личность, ожидает от нас, сотворенных Им свободных личностей, ответной любви. Эта любовь проверяется и оценивается Богом в наших первых плодах.
При появлении израильского народа Бог дает новой нации заповеди. Среди них мы встречаем указания Израилю соблюдать праздник жатвы: «наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле» (см. Исх. 23:14-16, особ.16; а также Исх. 34:21-22, Левит 23:15-16, Втор. 16:9-12). Во Второзаконии мы читаем: «Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве; тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой; и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его; помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии».
Отсюда мы видим, что одна из особенностей праздников заключалась в воспоминании (ст. 12). Празднуя «Жатву» на пятидесятый день (седмицы — число полных недель, отсюда, другое название праздника «Пятидесятница», по числу дней после Пасхи) после главного и центрального праздника Пасхи, евреи должны были вспоминать, что было с ними, когда они были рабами в Египте. Подобная идея «воспоминания» имеет значение и в заповеди Иисуса, в Хлебопреломлении.
И снова можно увидеть тесную связь этого воспоминания с идеей благодарения. Воспоминая свои лишения и рабство в Египте, еврейский народ благодарил Бога за освобождение от уз и угнетения в чужой стране. Это воспоминание было оформлено в праздничную форму, когда Израиль веселился перед лицом Господа!
Праздник Жатвы в Новом Завете
На праздник Пятидесятницы произошло историческое рождение христианской церкви при сошествии Святого Духа. Апостолы и все собравшиеся в горнице стали говорить на разных языках. Все это свидетельствовало о том, что Бог обращает свой взор на язычников, указывая на вселенское измерение рожденной Им церкви. Это пророческим образом указывало на слова Иисуса Христа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11; Лк. 13:29). Возлежать — не сонное состояние, но указание на процесс трапезы. Задание христианской миссии сводилось к тому, чтобы совершать и продолжать совершать в будущем вечное празднование той истинной Пасхи, прообразом которой был Иисус Христос.
Иисус говорит о будущем Пире Царства, во время которого Он станет пить новое вино ( Мф. 26:29). На этот Пир, Брак Агнца и Церкви, приглашены все люди, призваны все концы земли. Но блаженны те, кто придет ( Откр. 19:7-9).
Мы видим, что праздничная сторона отношений с Богом после трагического отступления человека в Эдемском саду находит свое продолжение в развитии отношений между Богом (Агнец Иисус) и Его Церковью (Невеста).
По преданию, израильский народ на пятидесятый день после своего избавления от египетского плена подошел к горе Синай, где Моисей получил закон. Это служит некоторым прообразом того, что произошло в той горнице, где собрались апостолы. Дух Святой, сойдя на Церковь, создал новое общество. Знаменательно, что все это произошло в день, когда Израиль праздновал событие сошествие Духа Божьего на воспетую псалмопевцами гору.
Жатва в истории христианской церкви
Церковь со временем усвоила только некоторые иудейские праздники (например, праздник кущей не стал частью календаря, войдя в отдельный церковный календарь). Некоторые праздники попали в ту категорию празднеств, которые совершали и язычники. Вследствие этого происходит синтез языческой и христианской обрядности.
Со времен Реформации празднику Жатву пытались вернуть его первоначальное место в церковном календаре, поскольку до этого его связывали с теми празднествами, которые совершались в августе-октябре, и при которых произошло освящение Церкви. После Реформации (с 1770 года) этот праздник стали отмечать как богослужебный.
В наше время день Жатвы обычно празднуется в первое воскресенье после 22 сентября или в первое воскресенье октября.
Во всех евангельских церквях, независимо от конфессиональной принадлежности, зал для богослужения оформляется цветами, композициями из овощей и фруктов, ставятся венки из пшеничных колосьев, вывешиваются косы из репчатого лука.
Празднуя Жатву, Церковь выражает свою сущность и предназначение — благодарность Богу и любовь к Нему.
Духовный смысл Праздника Жатвы
«Что посеет человек, то и пожнет» (Библия, Послание Галатам, 6 глава, 7 стих). Этот известный всем закон распространяется не только на материальную сферу, но также и на духовную. Он призывает нас к сеянию благословенных семян добра, любви и сострадания, так как в этом нуждаются люди.
Однажды пророк Иеремия отметил: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Библия, Книга пророка Иеремии, 8 глава, 20 стих). Материальное благополучие является Божьим благословением. Отсутствие благодарности в нашей жизни является следствием духовной апатии, нашего обмирщения и гибели.
Христианские церкви призывают людей, тебя лично, задуматься над тем, что все в этом мире преходяще и временно. Бог всем нам дает возможность общаться с Ним. Жатва — это праздник нашей радости и благодарения не только за земное, но и за вечную жизнь, которую Бог нам дал в Своем Сыне Иисусе Христе!