Что такое жанр иссекай
Исекай — что это за жанр и откуда он взялся
Если коротенько, исекай – это специфический жанр манги, аниме, ранобэ и видеоигр, описывающий перемещение героя из одного мира в другой, сюжеты о попаданцах. Появился в Японии, но быстро распространился на всю Азию. А в последние годы набирает популярность и на условном западе.
А теперь подробнее.
Исекай и его поджанры
Слово «исекай» переводится как «другой мир» и прекрасно отображает суть жанра – это истории о попаданцах. Чаще всего из нашего реального мира в другой, фантастический, однако могут быть вариации — из реального мира в компьютерную игру, из вымышленного мира в другой вымышленный мир, из современного мира в прошлое или будущее и прочее. Исекай одновременно является фэнтези или научной фантастикой. Нередко он пересекается с другими азиатскими жанрами манги и аниме – гаремом или мехой.
Попаданцы открывают огромный простор для авторской фантазии, и исекай объединяет все её проявления. Герои этого жанра могут переместиться в другой мир физически, с помощью магии или машины времени, переродиться в другом теле или попасть в мир компьютерной игры. Они могут быть Избранными, профессиональными путешественниками по мирам, прогрессорами (применяют свои знания из реального мира для ускорения технического и научного прогресса в вымышленном мире), обычными людьми или даже злодеями. Или вовсе слизью. Пришелец может быть один или несколько, а может и целая нация попаданцев.
В общем, вариантов масса, и исекай объединяет их все.
У исекая есть два поджанра:
Исекай – специфический жанр, относящийся именно к аниме, манге и прочим видам азиатского искусства. Потому он не затрагивает истории о попаданцах, написанные за пределами Азии.
Нельзя назвать аниме диснеевскую «Принцессу и лягушку» или советский «Ну, погоди!», нельзя назвать мангой «Хранителей» или «Персеполис» и точно так же нельзя назвать исекаем «Алису в стране чудес» или «Хроники Нарнии», хотя они и описывают путешествие в другие миры.
История жанра
Корни жанра исекай уходят глубоко в историю японской литературы и фольклора. Его предками можно считать, например, «Сказание о принцессе Кагуя», где девушка с луны попала на землю, или сказку «Урасима Таро», заглавный герой которой спас принцессу морского царства, и та пригласила его погостить несколько дней в её подводном дворце.
Как самостоятельный жанр исекай сформировался относительно недавно – в 80-х годах. Его первым произведением стало японское ранобэ Харуки Такатихо «Воин из другого мира», которое дало название жанру – на японском оно звучало как «Isekai no Yūsha». Как и многие творцы послевоенного расцвета японской культуры Харуки Такатихо вдохновлялся западными книгами и фильмами и знаменательное ранобэ написал под влиянием европейского фэнтези.
В 83-84-х годах вышло аниме «Святой воин Данбайн», которое закрепило успех нового жанра. За популярными тайтлами последовали подражатели, поклонники и просто вдохновившиеся авторы, и исекаи посыпались как из рога изобилия. С каждым десятилетием их становилось всё больше и больше.
В начале 90-х взошло на пьедестал популярности ранобэ «Двенадцать королевств», рассказывающее о параллельном мире, основанном на древней Японии и Китае. Время от времени в него попадают люди из современной Японии. Одной из таких стала главная героиня, призванная туда, чтобы править одним из королевств. Попаданец, оказывающийся правителем или влиятельной фигурой в ином мире – чертовски заезженный сюжетный ход исекая. Однако в остальном «Двенадцать королевств» выглядят оригинальнее многих современных тайтлов.
В последние годы ХХ века исекай перебрался в видеоигры. Moon: Remix RPG Adventure считается первой в этом жанре – она описывает приключения попаданца в мир видеоигры и высмеивает распространённые штампы RPG того времени.
Примерно в то же время стали появляться аниме и ранобэ, совмещающие жанры исекай и лит-рпг. В 2002-м начал выходить хит будущих десятилетий «Мастера меча онлайн», определивший своеобразный канон попаданцев в игры.
А за год до него появилось полнометражное аниме «Унесённые призраками», которое долгое время было самым популярным исекаем во всём мире. Правда мир тогда ещё не знал такого слова – в те времена оно даже для тематических сообществ анимешников было редким термином.
Но произведения в жанре множились, завоёвывали интерес читателей. В 2010-х термин всё чаще мелькал на тематических сайтах и под конец десятилетия окончательно превратился в русскоязычном пространстве в узнаваемый жанр, наравне с сёненами, сёдзё и прочими анимешными выражениями.
Что такое Исекай: самые яркие аниме-попаданцы
Обычный человек внезапно попадает в прошлое, проваливается в кроличью нору, переносится в фэнтезийный мир — такие сюжеты часты не только в западной, но и в японской литературе. Например, сказка о рыбаке по имени Урасима Таро, который провел несколько дней в волшебном дворце подводного царства, — одна из историй, которые хорошо знакомы молодым авторам манги и ранобэ. Но как в России в XXI веке фантастика о попаданцах стала отдельным жанром, так и в Японии для нее же придумали термин «исекай» (дословно: другой мир).
Что такое исекай
Типичные персонажи исекая — неудачники (возможно, девственники), которые в другом мире вдруг становятся могучими героями и кумирами для небольшого гарема красоток. Их ни капли не смущает факт переноса в другой мир, они очень быстро адаптируются. При этом они прекрасно помнят о реальной Земле, используют знания и навыки из прошлой жизни (например, геймерские, как в No Game No Life), чтобы быстро добиться успеха в новой. Попаданцы часто чувствуют себя выше местных жителей — особенно если оказываются в мире MMO (привет, жанр ЛитРПГ). Они понимают, что все вокруг — не совсем настоящее, поэтому самые циничные стратегии дозволены.
Авторы этих историй, в общем-то, в курсе, что гонят коммерческий продукт, ублажающий комплексы аудитории. Это осознание часто выражается через ироничный слом четвёртой стены: в русской фантастике герои сами называют себя «попаданцами», а в аниме прямо используют слово «исекай». Аниме, впрочем, куда дальше продвинулось в деконструкции жанра. Исекай легко может издеваться над канонами и доводить фанатов до истерики (как, например, «Восхождение героя щита» в текущем сезоне), и его всё равно будут смотреть. Наши фантасты предпочитают более осторожный и серьёзный тон, чтобы не спугнуть читателей. Стоит еще заметить, что до стадии аниме-экранизации доходят только лучшие произведения. Среди манги и ранобэ столько ерунды, что некоторые японские конкурсы вообще перестали рассматривать работы в жанре исекай.
Зато чего в исекаях маловато, так это аналога российской патриотической попаданческой прозы в духе «попасть в 1941 год и помочь Советскому Союзу победить в войне побыстрее». Лучшее объяснение этому дал в 2017 году исекай-фильм (с живыми актёрами, правда) «Отель Хонно-дзи», в котором молодая японка провалилась в прошлое на несколько веков и попала в лапы к Оде Нобунаге. Этот человек объединил Японию, но сделал это очень жёстко — своего рода аналог Сталина в истории страны. Так вот, героиня фильма простодушно рассказала Нобунаге, что его ждёт через несколько дней: предательство со стороны ближайшего сторонника и сэппуку на фоне горящего храма Хоннодзи.
Мудрый лидер выслушал девушку, а потом взял у нее туристический буклетик с фотографиями страны образца 2017 года, полистал его и решил: такое будущее для Японии его вполне устраивает, а если остаться в живых — чёрт его знает, что там получится. И умер, ничего не изменив. Примерно по этой же причине японские попаданцы обычно добиваются счастья для себя лично, а о стране думают редко.
В исекаи можно задним числом записать немало классики, но это не совсем корректно. Например, в «Унесённых призраками» Миядзаки героиня тоже попадает в другой мир, но на самом деле её приключения — метафора взросления и альтернативный взгляд на современное общество, а не смакование попаданчества как такового. Аналогично, неплохие аниме Vision of Escaflowne, Fushigi Yugi и El Hazard — обычное фэнтези, лишь частично использующее приёмы исекаев. Чтобы понять, как выглядят типичные современные представители жанра, можно посмотреть восемь разноплановых произведений, список которых приведён ниже. Если зайдёт — тогда уже окунуться в японское попаданчество с головой.
Sword Art Online
В Sword Art Online попадание в другой мир — это не весёлый турпоход с голыми красотками, а череда довольно грустных зарисовок о дружбе, любви, верности и предательстве. Конечно, узнаваемые по MMO ситуации и комические сцены разряжают обстановку, но сюжет первого сезона на удивление хорош и серьёзен. Продолжение и спин-оффы попроще.
Re:Zero — Starting Life in Another World
Это аниме посложнее и изучает взгляд на мир с точки зрения персонажа видеоигры, которого после смерти отбрасывает к точке возрождения. Раз за разом. Конечно, это опять история о попаданце, но его фэнтезийный мир населен довольно странными персонажами, побудительные мотивы которых и вообще роль в сюжете с первого взгляда неочевидны. Когда же герой раз за разом умирает, возвращается назад во времени, а потом перепроходит уже знакомые куски сюжета, он вдруг начинает понимать, как этот чёртов исекай на самом деле устроен.
Welcome to the Gate — Thus the JSDF Fought There!
Силы самообороны Японии (страна по конституции не может иметь армию, вместо нее — «силы самообороны» с танками, истребителями и вертолётоносцами) в аниме обычно выступают как мальчики для битья. Они ничего не могут противопоставить ни ангелам из Neon Genesis Evangelion, ни даже Годзилле. В Gate японская военщина внезапно пригодилась: когда в Токио открылся портал в фэнтезийный мир, и из него повалили монстры, то оказалось, что пули и снаряды прекрасно разрывают их на маленькие кусочки. А потом спецназ при поддержке танков и авиации перенёс войну на территорию противника.
С одной стороны, Gate — отличная реализация самых примитивных фантазий (современная армия очевидно сильнее любых королевств и чудовищ, а в гареме японского спецназовца есть и эльфиечка, и готическая лоли, и девочка-волшебница). С другой стороны, второй слой Gate — это насмешки над политикой страны (нерешительный парламент, несамостоятельная внешняя политика, пресмыкание перед США) и рассуждения о вреде и пользе колониализма. Ведь японские солдаты не только косят рыцарей в сияющей броне из пулемёта, но лечат зверодевочек-проституток от сифилиса. Поэтому выходит так, что Gate — злободневное высказывание для современной Японии, которая пытается вернуть себе право на настоящую армию и напомнить, что в Корее времен оккупации строились не только бордели, но и больницы с заводами.
Rising of the Shield Hero
Популярный в аниме приём: маги призывают людей из нашего мира, чтобы заставить их что-то сделать. В Rising of the Shield Hero четыре таких попаданца (герои меча, лука, копья и щита) должны спасти королевство от нашествия монстров. Формально это не онлайновая игра, но жизнь здесь работает по механикам ЛитРПГ: классы, скиллы, уровни и вот это все. Всё, казалось бы, понятно, но в первой же серии героя щита резко опускают на дно: он не кумир и не надежда, а нищий и жалкий насильник.
Заметно, что американские левые, критикующие игры и кино за сексизм, еще не добрались до аниме, Rising of the Shield Hero — это как раз жирная пощечина всему #metoo-дискурсу. Здесь ложным обвинением можно легко испортить жизнь невинному человеку, а освобожденная из рабства женщина тут же по собственной воле снова заковывает себя в кандалы — и это явно показано как правильный поступок!
С другой стороны, мужчина никак не пользуется статусом хозяина, а вместо этого принимает на себя все удары и смиренно терпит боль, защищая и собственных женщин (их больше одной), и случайных мирных жителей. Спутницы же — тоже вовсе не слабый пол, а карающий меч и волшебный пинок, без промедления уничтожающие врагов любимого. Получается довольно типичный для аниме сдвиг гендерных ролей, но показанный очень ярко, выпукло и провокационно.
That Time I Got Reincarnated as a Slime
Обычно при переносе в другой мир герой становится человеком — только очень красивым и умным. Здесь взрослый мужик превращается в слайма (самый слабый монстр из игры Dragon Quest — эдакая лужа слизи) и поначалу даже ничего не видит и не слышит, только чувствует окружение кожей. Но есть и компенсация: при переносе в другой мир ему достался не только образ жалкого слизняка, но и невероятные магические способности — в теле самого слабого на вид монстра. Отсюда и типичный сюжетный ход: местные фэнтезийные дурачки задирают слайма первого уровня (как им кажется) и тут же получают ответочку примерно как от дракона восьмидесятого.
К счастью, герой в этом аниме не просто коллекционирует победы и способности, не только строит посреди леса идеальный японский городок с горячими источниками и полуголыми красотками, но и делает всё это очень абсурдно и иронично. Например, встретив женщину мечты, он внезапно съедает её и превращается в её же копию, только помоложе и бесполую. Это аниме, здесь это нормально.
Saga of Tanya the Evil
Обычный японский менеджер перерождается в теле маленькой девочки-волшебницы — так тоже бывает. Попаданец вовсю использует земные навыки офисной крысы, чтобы грамотно построить карьеру в альтернативном мире и побыстрее завоевать себе место под солнцем. Однако стать боевым магом по прозвищу «Дьявол Рейна», одним из самых яростных солдат большой европейской войны в альтернативном мире, — никакая не реализация его фантазий. Просто злой всемогущий бог решил так пошутить над атеистом, и с этим надо было что-то сделать.
Мрачная история Saga of Tanya The Evil ломает шаблоны сразу двух жанров (исекай и «девочки-волшебницы»). Контраст между милой внешностью и расчётливым социал-дарвинистом внутри, — это всегда интересно. А ещё Saga of Tanya The Evil напоминает, что даже в волшебном другом мире жизнь проще не станет — просто будет делать больно человеку иначе.
Isekai Izakaya: Japanese Food From Another World
Сюжет очень прост: обычная идзакая (нечто вроде гастропаба: пиво, саке и много-много блюд, хорошо сочетающихся с выпивкой) служебным ходом открыта в Японию, а гостей принимает из другого мира — типичного европейского средневекового фэнтези. Конечно, всё это метафора ситуации, когда дикие иностранцы (хоть русские, хоть американцы) приехали в Токио и открыли для себя настоящую локальную кухню. Но для усиления эффекта сценаристы еще и учитывают временную разницу: например, в средневековье куриц на мясо не разводили, и поесть нормального жареного цыпленка было нереально. Пиво тогдашнее тоже было дрянь дрянью. И сырую рыбу, конечно, никому в голову не приходило есть.
И всё же самый мощный эффект Isekai Izakaya вызывает, когда капризная гостья ресторана просит дать ей блюдо, которого не может существовать в природе, а шеф отвечает, что легко, и приносит тофу с фирменным соусом. Сразу хочется бросить все и купить билет до Токио. Ну, или посмотреть Restaurant to Another World — еще одну историю на ту же тему.
No Game No Life
Обычно герои исекаев после переноса в другой мир получают какие-то сверхспособности, но в No Game No Life им не нужно ничего, кроме собственного мозга. Парень и его младшая сестра — гениальные геймеры, а попадают они во вселенную, где любые решения принимаются через игру. Так можно и королём стать, и кусочек соседней страны откусить. Магия, волшебные существа, зверолюди и даже боги — это только фигуры на шахматной доске, а чтобы ими двигать — достаточно уметь думать головой и строить хитрые планы.
No Game No Life немного перекликается с Kakegurui (аниме о болезненной, вплоть до эротизма страсти к азартным играм) в том смысле, что игры здесь очень странные. Ну, например: скажешь слово — и то, что ты назвал, исчезнет из мира. Или появится, если такого в нём нет. Кто первым умрёт — тот и проиграл. Пока в голове прокрутишь варианты, герои уже обмениваются выпадами: «Атмосфера», «Воздух!», «Кислород!», «Кулонова сила!». Сложно. Тот случай, когда одну и ту же серию иногда хочется пересматривать раза три, чтобы понять логику победы. И, конечно, потом пофантазировать на тему «как бы победил я».
Топ-10 лучших аниме жанра исекай по мнению американских зрителей
«Почему мы продолжаем позволять им делать это»: Выпуск расширенного ремейка The Stanley Parable отложен до 2022 года
Юсеф Фарес стал жертвой Take-Two: Hazelight отказалась от бренда It Takes Two
Кратос, Рэтчет и Элой: Художница построила пряничный город с культовыми персонажами PlayStation
Раньше было лучше: Обзор Pokemon Shining Pearl
Не упустите свой шанс: «М.Видео» объявила о сборе заявок на покупку Xbox Series X
Абсолютно все про Resident Evil
Kingdoms of Amalur: Reckoning
PlayStation Network [PS Store и PS Plus]
Жанр «исекай» в японских художественных произведениях за последние годы приобрел значительную популярность. Истории о «попаданцах«, обнаруживающих себя в чуждых мирах, встречаются все чаще и чаще, и редко очередной сезон обходится без таких аниме.
На этой почве популярный американский ресурс Otaku USA решил провести масштабный опрос, где пользователям предлагали выбрать самые яркие исекаи. С результатами всей инициативы можно ознакомиться ниже.
Cписок ТОП-10 выглядит следующим образом:
Добавляйтесь в наш Telegram-канал по ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
10 Лучших Исекай-аниме
Полгода прошло с того момента, как мы публиковали для результаты опроса на лучшее исекай-аниме. С того момента успело выйти немало новых исекай-тайтлов, и мы решили посмотреть, изменились ли предпочтения японских фанатов. И результаты действительно очень сильно отличаются.
Для тех, кто забыл слово Isekai (яп. 異世界) переводится как «иной мир», соответственно и истории будут посвящены попаданию героев в другие миры, временные эпохи и т.д., здесь всё ограничивается лишь фантазией сценаристов. Жанр исекай-аниме сейчас переживает настоящий расцвет, создатели в погоне за прибылью даже выпускают кроссоверы (Isekai Quartet).
Сегодня мы публикуем итоги опроса японского сайта Akiba Souken, в котором приняли участие 10 000 японских фанатов. К каждому из постов мы добавили краткое описание, чтобы вы сразу могли принять решение о просмотре. Мы будем писать только о первых сезонах данных сериалов, но учтите, что многие из них уже разрослись до полноценных франшиз.
Как вам такие результаты? Или старые всё же были лучше?
10. Военная хроника маленькой девочки / Youjo Senki
Бывший японский служащий, игнорировавший все нормы морали, был перерождён в теле маленькой сироты Тани Дегуршаф. В альтернативной Европе в это время идёт война, но у Тани своя цель — добиться положения в обществе не ниже, чем в прошлой жизни. Однако не все высшие силы согласны на это.
9. Повелитель / Overlord
Узнав о закрытии игры «Иггдрасиль», главный герой, управляющий персонажем по имени Момонга, решает оставаться в ней вплоть до закрытия серверов. К моменту отключения Момонга собрал всех членов своей гильдии и стал ждать конца. Но произошло неожиданное, мир игры стал реальным, а сам главный герой стал могущественным скелетом-волшебником. И вместо того, чтобы искать выход из игры, он решил остаться в ней и завоевать весь мир.
Жизнь 29-летнего программиста Ичиро Сузуки круто меняется, когда он попадает в онлайн-игру. Теперь он не только выглядит на 15, но и обладает огромной силой. Сузуки предпочитает путешествовать по новому миру и заводить друзей, но возвращение Короля Демонов, не даёт ему жить спокойно.
7. Кафе из другого мира / Isekai Shokudou
Недалеко от офисного квартала располагается ресторанчик «Дом Кота». Шесть дней в неделю он не отличается от других подобных, но в субботу его двери открываются для гостей из разных уголков мира, чтобы угостить их мистическими и очень вкусными блюдами.
6. Нет игры — нет жизни / No Game No Life
Сора и Сиро — брат и сестра, заядлые игроманы. Однажды они были призваны в альтернативный мир парнем по имени «Бог». В своём мире он запретил войны, и призвал решать все конфликты посредством игр. В итоге человечество оказалось вытеснено другими расами в единственный оставшийся город. Смогут ли главные герои свои талантом спасти человечество?
5. Восхождение героя щита / Tate no Yuusha no Nariagari
Наофуми Иватани вместе с тремя другими юношами был призван в параллельный мир, чтобы спасти его от страшных катаклизмов, «волн», сметающих всё на своём пути. Герой получает легендарный щит, но его путешествие оказывается неудачным с самого начала. Парень с совсем не геройской харизмой остаётся один, опозоренный и гонимый всеми — от короля до крестьян. И теперь протагонистом двигает только одно желание — отомстить.
4. В другом мире со смартфоном / Isekai wa Smartphone to Tomo ni
После смерти по воле Бога главный герой Тоя Мочизуки попадает в альтернативный мир. Парень просит лишь об одном одолжении — взять из прошлой жизни свой смартфон. И эта вещь в дальнейшем во многом оказывается полезнее даже данной ему физической и магической силы.
3. Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире / Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu
Главный герой, домосед и геймер Нацуки Субару оказывается призван в альтернативный мир, чтобы помочь своей спасительнице вернуть магический знак участницы — он необходим для участия в выборах королевы. Новый мир оказывается жесток, но у главного героя оказывается удивительная способность — возвращаться в прошлое после смерти. С такой способностью Субару уже не кажется таким беззащитным в схватке с правилами нового мира.
2. О моём перерождении в слизь / Tensei shitara Slime Datta Ken
Сатору Миками отважно погибает, защищая товарища от грабителя. Перед смертью он подумал, как это несправедливо, умирать от потери крови. После перерождения у него такой проблемы больше не возникнет — Миками переродился с телом слизня. И как ему с таким обликом выживать в новом мире?
1. Этот замечательный мир! / Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo!
После смертельного ДТП главный герой Казума Сато очнулся как будто ничего и не произошло. Перед ним появилась представившаяся богиней Аква, которая искала героя, способного победить Короля Демонов. Взамен она предложила юноше выбрать любую вещь или способность. Сато не растерялся и выбрал саму Акву, и с этого момента начинаются их приключения в альтернативном мире.