Что такое зерновой терминал

Об инфраструктуре для экспорта зерновых

Об инфраструктуре для экспорта зерновых, в частности, о развитии и строительстве морских терминалах в Новороссийске, Туапсе и Тамани, рассказала на прошедшей в Новороссийске I международной конференции «Логистика экспорта зерновых и масличных» BSForum главный специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало. «Для портовой отрасли зерновые грузопотоки остаются драйвером развития», – отметила она в начале своего выступления.

Среди проектов морских терминалов, реализуемых в последние пару лет, немало зерновых. Так, в 2020 году с зерном начали работать в порту Зарубино – ООО «Морской порт в бухте Троица» (по итогам 2020 года обработал 25 тыс. тонн), два терминала появились в порту Ростов-на-Дону – ООО «ВнешТоргПорт» (418 тыс. тон) и ООО «Южный зерновой терминал» (272 тыс. тонн). В 2019 году заработало несколько рейдовых комплексов – ООО «Кавказ Логистик» (5,4 млн тонн) и ООО «УльтраМарин М» (1,5 млн тонн), также с зерном начал работать порт Махачкала (ООО «Порт-Петровск», 228 тыс. тонн – зерно плюс рыбная продукция).

Порядка 90% экспорта зерновых грузов идет морским транспортом, из них 80% отправок осуществляется через Азово-Черноморские порты.

По итогам 2020 года положительная динамика по объемам перевалки зерна отмечается через Каспийский и Дальневосточный бассейны, однако их объемы несоизмеримы с грузопотоком через порты Азово-Черноморского бассейна. Азово-черноморские порты делятся на два сегмента – глубоководные и «малой воды», и зерновые грузопотоки через них распределяются практически поровну. Глубоководных зерновых терминалов в России всего пять, из них три расположены в Новороссийске и работают за пределами своих пропускных возможностей. «Увеличивающийся спрос на отправку зерна с данных терминалов заставил владельцев запустить программы по увеличению перевалки, в частности про программу развития НКХП, который технологически тесно связан с другим новороссийским терминалом НЗТ, мы уже слышали на конференции», – отметила О.Гопкало.

«Что касается порта Тамань, то препятствием к развитию ранее было 50% участие в терминале ООО «ЗТКТ» украинского трейдера Kernel, в отношении которого российское правительство ввело санкции. В прошлом году ситуация изменилась – входящее в группу ВТБ ООО «Деметра-Холдинг» выкупило долю у Kernel. Далее рынок ждал информации о планах дальнейшего развития терминала, но не дождался. Однако банк ВТБ совместно с компанией ЭФКО объявили о планах по строительства зернового терминала мощностью 12 млн тонн – рядом с действующим терминалом и даже частично с использованием инфраструктуры ЗТКТ. Детали проекта, к сожалению, неизвестны», – отметила О.Гопкало.

«В порту Туапсе действует зерновой терминал АО «ТЗТ», особенностью которого является то, что он работает только на прием с железной дороги. У акционера терминала, UCL Port были планы по увеличению мощности на 1 млн тонн, но пока активизации проекта нет, развитие сдерживается ж/д подходами», – рассказала О.Гопкало. Из реализуемых на сегодняшний день проектов по увеличению перевалки зерна в Азово-Черноморском бассейне она отметила принадлежащий группе «Дело» терминал КСК, новый причал которого позволит принимать суда грузоподъемностью 100 тыс. тонн. «Этот проект окажет на рынок большое влияние, так как прием таких судов позволит экспортировать зерновые на удаленные рынки, например, азиатские», – считает О.Гопкало.

Говоря о проектах строительства терминалов «нулевого цикла», О.Гопкало выделила терминала ОТЭКО мощностью 12,5 млн тонн по экспортному зерну и 2 млн тонн по импорту сельхозпродукции. «В мае прошлого года были проведены общественные слушания, в настоящее время публичной информации по проекту не было, возможно, реализация идет, но, учитывая масштабность проекта, раньше, чем через год информации мы не услышим», – предположила она. Отдельно О.Гопкало остановилась на проекте «нулевого цикла «в городе Новороссийск – ООО «Порт Виктория»: зерновой терминал мощностью 1,2 млн тонн. В настоящее время по проекту ведутся изыскания, ведется спор на предмет собственности на земельный участок – жители Новороссийска выражают свой протест против застройки пляжа в Восточном районе порта», – рассказал она.

Источник

Зерновые терминалы: эффективное планирование, управление, оснащение предприятий для повышения их конкурентоспособности

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

23 ноября текущего года в Одессе состоялась третья ежегодная международная конференция «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии». Спонсорами мероприятия выступили компании: «НОВОТЕХ-ТЕРМИНАЛ» (генеральный спонсор), «ТИС-ЗЕРНО», «ТРАНСШИП» и «DALGAKIRAN». Конференция, которую посетили свыше 160 участников, представлявших 108 различных компаний сферы, была организована издательством «Порты Украины» и ИАЦ «BlackSeaTrans». В рамках мероприятия был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с работой портовых элеваторов: увеличение мощности перевалки, пути повышения конкурентоспособности терминалов, планирование строительства и пути повышения эффективности работы предприятий и мн. др. Приглашенные спикеры и участники конференции делились опытом успешного применения современных технологий и инновационных решений и обсуждали насущные вопросы. Редакция журнала «Хранение и переработка зерна» предлагает читателям ознакомиться с обзором данного мероприятия и с наиболее интересными докладами специалистов.

Лучшие компании по итогам работы 2016/17 МГ

Перед началом обзора конференции редакция журнала «Хранение и переработка зерна» поздравляет компании, вошедшие в ТОП-3 среди лучших портовых операторов. Награждение лидеров по нескольким номинациям проводилось в рамках конференции. Рейтинг определялся по итогам работы в 2016/17 МГ на основании данных ИАЦ «BlackSeaTrans».

В ТОП-3 вошли следующие компании:

По объемам перевалки зерновых грузов
ПредприятиеПорт2016 — 20172015 — 2016
«ТИС-Зерно»Южный5 863,95 520,9
«Нибулон»Николаевский4 850,04 660,0
«Бруклин Киев»Одесский4 479,04 856,8
По темпам роста перевалки зерновых грузов
ПредприятиеПортРост, %
СК «Ольвия»Николаевский268
«ТрансБалкТерминал»Черноморск253
«Херсонский МТП»Херсонский188
По абсолютному приросту объемов перевалки
ПредприятиеПортАбсолютный прирост
«ТрансБалкТерминал»Черноморск2 308,1
«МСП Ника-Тера»Октябрьск1 015,4
«Черноморский зерновой терминал»Черноморск798,3

Редакция журнала «Хранение и переработка зерна» выражает благодарность каждой компании за вклад в развитие отрасли и экономики страны в целом! Желаем достижения новых успехов в будущих сезонах!

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Нужно ли увеличивать мощности существующих терминалов и строить новые?

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминалУвеличение мощностей работающих терминалов и строительство новых напрямую зависит от потребности рынка. В Украине наблюдается определенный разрыв между спросом на мощности по перевалке и их предложением – профицит. Если основываться на динамике последних лет и на перспективах роста объемов экспорта, то к 2020 году может образоваться дефицит мощностей. По этой причине те проекты, которые сейчас находятся на стадиях проектирования и реализации, могут быть в будущем востребованы. Но необходимо четко понимать, что от строительства новых терминалов экспорт не увеличится. Последний зависит совершенно от других факторов. Да, в их числе определенное, но далеко не решающее, место занимают и перевалочные мощности. При появлении новых элеваторов произойдет определенное перераспределение рынка. О том, каким оно будет, кто останется в выигрыше, а кому придется покинуть рыночную «арену», можно судить только по нынешнему состоянию отрасли и по ожидаемому введению перевалочных мощностей в эксплуатацию в ближайшее время. Об этом в рамках своего доклада рассказал Константин Ильинский, директор издательства «Порты Украины».

Он акцентировал внимание участников конференции на том, что «терминальная гонка» в Украине продолжалась на протяжении последних двух лет. В этот период наблюдался бум строительства терминалов.

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Также он привел данные о том, что по состоянию на ноябрь 2016 года было 36 проектов зерновых терминалов. Из их числа 15 проектов уже находились в стадии строительства, а 21 проект – в «бумажной» стадии. Завершение строительства упомянутых 15 проектов должно было увеличить годовые мощности на более чем 35 млн. тонн и добавить 7 новых причалов в портах. За прошедший год (по ноябрь 2017 г.) из 21 проекта, которые были в «бумажной» стадии, в стадию реального строительства перешло только 2. Т.е. в настоящий момент в стране наблюдается определенное сокращение строительства новых терминалов.

Годовая прибавка мощностей зерновых терминалов в портах Украины, введенных в строй с ноября 2016 по ноябрь 2017 гг.

Порт (инвестор, оператор)Мощности, млн. тонн в годЕдиновременное хранение, тыс. тонн«Новотех-Терминал»1,536,6«Рисойл Терминал»0,225«УкрТрансАгро»0,058Итого1,7569,6

Как видно из приведенных данных, «Новотех-Терминал» является лидером по введению новых мощностей. При этом мощности в 1,5 млн. тонн в год по перевалке не являются конечной целью компании. Это лишь введенная в эксплуатацию первая очередь. До конца 2018 г. компания планирует завершить реализацию проекта и запустить терминал на планируемую мощность – 3 млн. тонн по перевалке и 115,9 тыс. тонн единовременного хранения. Интенсивность погрузки на данном терминале планируется на уровне 1200 т/ч с обслуживанием 200 вагонов в сутки.

В число реально строящихся сейчас входит 8 проектов.

Мощности строящихся терминалов в портах Украины, которые планируется ввести в строй в 2018 г.
Порт (инвестор, оператор)Мощности, млн. тонн в годЕдиновременное хранение, тыс. тонн
«М.В.Карго»5290
Николаевский КХМ (с реконструкцией 62)2150
«Новотех-Терминал»1,579
«Трансгрейнтерминал»1,575
«ТИС-Зерно»1100
«Евровнешторг»190
«Бруклин-Киев»172
«Олимпекс Купе»160
ВСЕГО14916

Если в 2018 году все они будут завершены, то следующий год станет рекордным по введенным мощностям: к мощностям по перевалке добавить 14 млн. тонн, к емкостям для единовременного хранения – 916 тыс. тонн.

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Вторым крупнейшим среди реализующихся в настоящее время проектов является терминал на 2 млн. тонн, реконструирующийся компанией «OREXIM», купившей Николаевский комбинат хлебопродуктов. Также планируется ввести в эксплуатацию емкости для единовременного хранения мощностью 150 тыс. тонн.

Как говорилось ранее, «Новотех-Терминал» планирует в 2018 году вывести свой новый терминал на полную мощность и добавить еще 1,5 млн. тонн перевалки.

Компания «Евровнешторг» планирует до конца текущего года сдать в порту Октябрьск причал длиной 280 м и глубиной 11,5 м, а к концу следующего года ввести в эксплуатацию собственный терминал на 1 млн. тонн.

Если все приведенные в таблице проекты будут завершены в срок, то в следующем году нас ожидает существенный рост терминальных мощностей. В итоге их общий показатель будет превышать 80 млн. тонн., что сформирует профицит перевалочных мощностей. Однако специалисты отмечают, что комфортная и эффективная работа терминала возможна только при условии наличия запаса мощности в 30-50%. Плюс ко всему, такое положение вещей позволяет грузовладельцам выбирать себе партнеров, а операторов стимулирует к повышению качества предоставляемых услуг, создается поле для здоровой конкуренции. Еще одним интересным моментом является то, что уже сейчас появилось много новых проектов, которые хоть и находятся только на бумаге, имеют потенциал для реализации в обозримом будущем. О желании иметь свой зерновой терминал в Украине заявили и Саудовская Аравия, и ОАЭ, и Южная Корея.

Продолжением темы перспектив введения в эксплуатацию новых терминальных мощностей, но уже с конкретными цифрами, а не с общими по отрасли, был доклад Юрия Соколова, заместителя начальника Черноморского филиала АМПУ. В ходе своего выступления он сказал, что динамика последних двух лет и перспективы на ближайшие несколько лет свидетельствуют о том, что сейчас действительно наблюдается бум строительства портовых мощностей по хранению и перевалке именно зерновых грузов и продуктов их переработки. На данный момент в порту Черноморск свою деятельность ведут 10 операторов, и только 2 из них не занимаются перевалкой зерновых, доля которых в общем грузообороте порта составляет 55%. При этом компании строят самостоятельно не только мощности для хранения и перевалки зерновых грузов, но и ведут активную работу по проектированию абсолютно новых производственных мощностей, в том числе по строительству гидротехнических сооружений. Последнее делается для увеличения возможностей по обслуживанию большего количества и видов судов и, как следствие, для увеличения грузооборота именно зерновых культур.

На основании выступлений К. Ильинского и Ю. Соколова можно отметить, что строительство новых терминалов на данный момент является перспективным направлением, привлекающим инвесторов. Безусловно, все это положительно отразиться и на предоставляемых услугах, и на тарифах, и на отрасли в целом. Однако К. Ильинский закончил свой доклад прогнозом, что после ожидаемого в 2018 г. всплеска предложения мощностей, рост этого показателя значительно замедлится.

Да, есть все основания предполагать, что после 2018 года произойдет определенное перенасыщение рынка перевалочных мощностей, но наличие конкуренции – положительный момент для грузовладельцев. При этом необходимо учитывать, что не во всех портах они смогут воспользоваться преимуществами наличия широкого ассортимента предлагаемых услуг. Причина в том, что портовая система в Украине хоть и уникальна с точки зрения многообразия портов и по месторасположению, и по глубинам, но далеко не в каждом порту можно погрузить крупнотоннажные суда из-за малых глубин. В Черноморском бассейне в данный момент есть считанные порты, которые могут обслуживать и грузить не только балкера «панамакс», но и «хендисайзы».

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что и в течение последних лет, и в настоящее время, и в ближайшем будущем направление строительства новых терминалов и припортовых элеваторов было и останется перспективным. Инвесторы с готовностью вкладывают средства в увеличение мощностей по перевалке и хранению зерновых грузов, в портовые гидротехнические сооружения. Но, как сказал в своем докладе Ю. Соколов, все работы проводятся за счет собственных средств компаний. Т.е. это инвестиции, которые должны приносить прибыль, растущую в перспективе. Последнее зависит от многих условий, среди которых и правильная оценка эффективности работающего предприятия, и четкое определение факторов, влияющих на себестоимость, для поиска путей снижения последней, и надежность используемого оборудования, и мн. др. Рассмотрению основополагающих условий прибыльности терминала были посвящены выступления Олега Гапанюка, директора ГП «Зерновая столица», Елены Алиевой, первого заместителя генерального директора компании «Бруклин-Киев», и Анатолия Куприевича, директора компании «ПроектКонтактСервис».

От чего зависит эффективность работы терминала?

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминалВ рамках доклада О.Гапанюк рассказал о том, что эффективность работы терминала зависит от правильного проектирования, грамотной организации работы и внедрения необходимых систем и возможности для предприятия адаптироваться к динамике рынка. Грамотное проектирование позволяет учесть грузооборот и структуру зерновых потоков, эффективно использовать земельный участок и инфраструктуру и в итоге создать рабочую модель будущего предприятия. Внедрение необходимых систем, в том числе разработка схем взаимодействия подразделений, позволяет управлять зерновыми потоками, качеством, надежностью и безопасностью. Именно с их помощью можно управлять движением грузов, их маршрутами, отслеживать сорность, влажность и зараженность вредителями и многие другие параметры работы предприятия в целом. В заключение своего выступления спикер сказал, что «Зерновая столица» готова оказать всю необходимую помощь не только в строительстве нового терминала, но и повышении эффективности любого действующего предприятия.

Е. Алиева уделила отдельное внимание основным составляющим себестоимости услуг терминалов, ведь именно от себестоимости, от политики ценообразования зависит прибыльность предприятия, а сама цена является основным условием конкурентоспособности. Подробнее о структуре себестоимости услуг операторов читайте в интервью с Еленой Алиевой, которое будет размещено на нашем портале в ближайшее время.Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминалА. Куприевич акцентировал внимание на надежности силосов для морских терминалов, ведь именно они входят в число основных производственных мощностей предприятия и от их состояния напрямую зависит получаемая прибыль. Он рассказал о том, что надежность силосов напрямую зависит от надежности составляющих элементов и настоятельно рекомендовал уделять внимание:

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминалПродолжением темы надежности силосов, как важного условия и эффективной работы терминала, и обеспечения безопасности, было выступление Татьяны Григонеко, регионального менеджера компании «UGT Ltd». Она подтвердила необходимость буквально требовать от поставщиков и строителей элеваторов документального подтверждения качества используемых материалов и их соответствия заявленным показателям и нормативным требованиям. Спикер уверила, что запрос на такие документы – это нормальная практика и это дополнительная безопасность в будущем. В противном случае терминал рискует понести серьезные и непредвиденные расходы в будущем.

Как снизить риски, убытки и непредвиденные расходы?

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминалЕжедневная работа терминала, как и любого предприятия, связана с риском возникновения ситуаций, результатом которых становится повреждение груза и/или оборудования. Это создает непредвиденные дополнительные расходы, непосредственно влияющие и на эффективность работы, и на прибыль. В рамках своего доклада Александр Петренко, заместитель генерального директора компании «Панди Транс», представляющей интересны английской страховой компании «TT Club», рассказал участникам конференции о возможности полностью исключить риск возникновения непредвиденных расходов и убытков.

Спикер привел данные анализа видов возникающих убытков на терминалах, среди которых операционные занимают наибольшую долю (57%). В их числе основную долю занимают убытки, возникающие из-за неправильного использования погрузочно-разгрузочной техники (30%) и неверной общей организации работы и процессов (20%).

Что такое зерновой терминал. Смотреть фото Что такое зерновой терминал. Смотреть картинку Что такое зерновой терминал. Картинка про Что такое зерновой терминал. Фото Что такое зерновой терминал

Второй наиболее распространенной причиной возникновения операционных убытков являются стихийные бедствия. В подавляющем большинстве случаев убытки приносит ветер, под воздействие которого попадают плохо или совсем не закрепленные краны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *