Что такое зеркальный почерк
Зеркальное письмо. Что такое «почерк Леонардо»?
Зеркальное письмо называют «почерк Леонардо» в честь Леонардо да Винчи. Этот человек был художником, ученым, скульптором, архитектором, изобретателем и др. Многие его записи, в том числе и знаменитый дневник, были написаны именно так, справа налево и все буквы изображены наоборот.
На протяжении веков многие пытались ответить на вопрос, для чего да Винчи вел свои записи именно зеркальным почерком? На данный момент сложились две основные теории. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения. Таким образом, да Винчи использовал этот способ письма для зашифровывания своих записей.
Приверженцы второй теории объясняют эту особенность записей да Винчи ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.
Феномен зеркального письма не является редким, и у большинства детей, не только леворуких, в возрасте от трех до семи лет можно наблюдать спонтанное появление «почерка Леонардо». По мнению ученых, это необходимый этап освоения навыка письма. Но все же чаще эту особенность можно наблюдать у людей, которые пользуются для письма левой рукой.
Некоторые врачи связывают этот феномен с психическими и физическими заболеваниями головного мозга. Очень часто зеркальное письмо встречается у больных шизофренией, с очаговым поражением мозга, эпилепсией и нервно-психическими расстройствами. Причем чаще всего «почерк Леонардо» встречается у людей с болезнями, поражающими именно левое полушарие мозга.
В настоящий момент не существует единого мнения, с чем именно связан зеркальный почерк. Является ли он признаком психических или физических отклонений в работе головного мозга или он проявляется у гениев? Также не существует точной статистики, насколько леворукость обязательное условие для возникновения зеркального письма. Феномен зеркального письма до сих пор исследуется многими.
Как исправить зеркальное письмо у ребенка?
«Мой ребенок пишет зеркально. Подскажите, что с этим делать? Можно ли исправить зеркальное письмо, не обращаясь к специалистам?», – наболевший вопрос родителей, столкнувшихся с проблемой оптической дисграфии у своих детей.
Исправить можно. Но для начала нужно разобраться в причинах возникновения этого нарушения, а затем уже принимать меры.
Зеркальное письмо и причины его возникновения у детей
Прежде чем рассказать о причинах оптической дисграфии, остановимся на возрасте. Сколько вашему ребенку сейчас лет? Если от 5 до 7, то причин для паники нет. Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. У дошкольников ведущим является правое полушарие мозга, поэтому чаще они воспринимают пространство справа налево, и поэтому при чтении и письме возникает путаница.
Все что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. А когда он пойдет в первый класс и его мозг созреет, все начнет получаться само собой.
Но, а если ваш ребенок уже учится в школе и ему более 7 лет, то, скорее всего, зеркальное письмо – уже устоявшееся нарушение и нужно срочно принимать меры.
Давайте разбираться в причинах.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?
Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.
Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.
Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.
Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.
Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.
Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.
Как научиться писать правильно?
Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма
Разделяем лево и право
Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.
Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.
Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.
Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.
Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.
Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.
Учимся дорисовывать недостающие элементы
Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы. Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается.
Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.
Палец-ручка
Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве. Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву. В конце упражнения он должен написать букву сам.
Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.
Составляем буквы из палочек
Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).
Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.
Обводим прописные буквы
Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.
Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.
Шпаргалка под обложку
Возьмите прописной алфавит и обведите разными цветами буквы, которые смотрят влево (З, У, Ч, Я) и буквы, у которых есть «хвостики» (Ц, Щ). Также выделите буквы, которые вызывают у ребенка больше затруднений. Распишите внизу, что и каким цветом вы выделили и положите ребенку под обложку тетради или прописи.
Шпаргалка, которая всегда перед глазами поможет ему допускать меньше ошибок при письме.
Если вы все же чувствуете, что не справляетесь, и ребенок продолжает зеркально писать, тогда лучше обратитесь к специалистам. Может вашему ребенку понадобится слаженная работа учителя, логопеда и невролога. Главное, не пускайте проблему на самотек, и все будет хорошо. На всех наших курсах используются упражнения, которые направлены на коррекцию данных проблем. Записаться на пробное бесплатное занятие можно здесь.
Зеркальное письмо. Что такое «Почерк Леонардо»?
Разговаривала однажды по телефону, и нужно было быстро записать информацию. Не глядя написала, а потом с удивлением смотрела на свои каракули. Вот так, случайно, обнаружила, что легко пишу левой рукой, да еще в зеркальном отражении, да еще, помимо поворота по вертикальной оси (зеркального письма), с поворотом относительно горизонтальной оси. для того, чтобы прочесть свой текст нормально, мне еще нужно было повернуть его «вверх ногами».
Не могу сказать, что это меня поразило, но понравилось. Потом ходила и время от времени чего-нибудь «рисовала» таким образом, и такое чувство удовлетворения испытывала, что самой смешно.
На самом деле, это очень просто, и даже если не получается сразу, то можно научиться, вот только умение это никому не нужно — разве что для интереса и развлечения. Я частенько делаю что-то частично просто потому, чтобы выяснить, смогу я это сделать или нет.
Если потренироваться, то можно научиться и читать зеркально отраженный текст — а вот это в отдельных ситуациях может и пригодиться. Так же, как и умение писать вверх ногами. К примеру, когда ребенок делает уроки, у меня возникает необходимость что-то подправить на листке. Обычно я сижу напротив и, соответственно, вижу перевернутую тетрадь. Теперь, не переворачивая тетрадь, я сразу пишу вверх ногами. Сначала получалось коряво, теперь — быстро и «читабельно».
У кого-то получается сразу, у кого-то — нет, но мне кажется, что это все же не потрясающая способность человека, а потрясающая особенность мозга. Любой может убедиться: попробуйте написать что-нибудь левой рукой справа налево, главное — делать это не задумываясь. У вас выйдет зеркальный текст, причем это гораздо проще, чем писать слева направо левой рукой. Насколько я заметила, при этом сохраняется даже особенность почерка. Главное — расслабиться и не задумываться, как писать, а писать так, как обычным образом.
В свое время, я конечно покопалась в литературе и нашла много интересного про «зеркальное письмо». Очень часто такой почерк проявляется у левшей.
«Леворукость нередко встречается у сумасшедших, преступников и у гениев» (Чезаре Ломброзо)
Существует такое понятие, как феномен предвидения левшей. Левша способен к восприятию с помощью органов чувств будущих событий. Будто он видит, слышит или каким-то иным образом чувствует событие, которого еще нет в настоящем времени, а состоится в будущем. Есть предположение, что это явление отражается в способности писать зеркально, так как движение справа налево при письме соотносится с движением от будущих событий к прошлым.
В связи с доминированием правого полушария таким людям необходимо учиться технике релаксации и снятию напряжения, так как они составляют группу риска по возникновению стрессовых состояний. Уровень тревожности у них оказывается намного выше среднего. находясь в условиях, удобных для людей с доминирующим левым полушарием, правые действуют согласно собственной линии поведения. Отсюда и стрессы.
«Правые» могут возвращаться к тем действиям, которые не совпадают с общепринятыми «левыми» правилами. Если это так, то очевидно возникновение ситуаций, связанных с нарушением адаптации. Можно предположить, что мания у «правых» связана с переизбытком идей (креативность — свойство правого полушария), а также тенденцией не завершать начатое и переходить к чему-то новому. Это можно приписать образному типу мышления: образы возникают мгновенно и быстро сменяют друг друга в отличие от абстрактно-логического мышления, скорость которого соответствует внутреннему произнесению слов. Повышение значений по шкале мужественность/женственность у «правых» можно связать с увеличением ранимости.
Ну, а тем, кому одинаково легко писать и правой, и левой, их разностороннему естественному развитию можно только позавидовать.
Главная героиня Дины Рубиной «Почерк Леонардо» пишет зеркальным почерком. Она видит больше, чем обычный человек, но не любит свою способность. Она летит по жизни, словно убегая от своего дара.
Зеркально писал Леонардо да Винчи — справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный.
Леонардо да Винчи… Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель — еще неполный перечень граней гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума.
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Тот, кто отдается практике без знаний, похож на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса. Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Он утверждал, что ни одно человеческое исследование не может называться наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если кто-то скажет, что наука, начинающаяся и заканчивающаяся в мысли, обладают истиной, то это не будет верным, ибо в чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.
Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую носил при себе. Итогом стал своеобразный дневник, подобного которому нет в мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания Все это пересыпано изречениями, рассуждениями, аллегориями, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для большой энциклопедии. Но он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полное прочтение его записей не выполнено до сих пор.
Леонардо, кстати, первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
После страшной эпидемии чумы в Милане Леонардо предложил властям проект города с определённой планировкой и канализационной системой. Проект отклонили. Прошли века, и власти Лондона признали план совершенным для застройки города.
В Норвегии есть действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации заветная мечта великого флорентийца стала реальностью.
В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся, тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.
Кстати, автор самой дорогой книги — Леонардо да Винчи. «Лестерский кодекс» представляет из себя восемнадцать листов, согнутых пополам и исписанных с двух сторон знаменитым почерком гения. Во избежание порчи кодекса, его листы были разъединены и хранятся по отдельности. Эта книга была приобретена Б. Гейтсом в 1994 году за 24 миллиона долларов. В дальнейшем по его указу листы были отсканированы и использовались в качестве скринсейвера для Windows 95 Plus.
В начале я написала, что умение писать зеркально ничего не дает, но сейчас вспомнила, и с плохо скрываемым удовольствием скажу, что чтение, и в особенности — письмо в зеркально отраженном или перевернутом виде, заставляет задействовать пространственное мышление; разумеется, оно от этого развивается. Так что это полезно для развития мозга.
Подобные действия, только не с текстом, а с фигурами, существуют в разного рода тестах на интеллект.
Как исправить зеркальное написание букв у детей. Ребенок зеркалит (пишет буквы в зеркальном отражении)
Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой. В этой статье мы ответим на такие вопросы: что такое зеркальное письмо, причины развития этого нарушения, и как можно помочь малышу научиться писать правильно.
Что такое зеркальное письмо?
Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?
Существуют три основные теории:
На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.
«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально
Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.
Что такое зеркальное написание букв
Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т
и
ш
(отражение по вертикали).
Нормально ли это
«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.
Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно
свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.
Как помочь ребёнку, который пишет буквы зеркально
Зеркально перевёрнутые буквы — это нарушение письма, которое чаще обнаруживается только в школе, в первом классе, когда ребёнок начинает много писать. Примечательно, что такие дети не обязательно не умеют читать. Однако часто это и проблема чтения.
В настоящее время зеркально перевёрнутые буквы и цифры у школьников – очень распространённое явление во всём мире.
И это не болезнь, это временное отставание в созревании отдельных участков мозга ребёнка.
Мировой авторитет, советский нейрофизиолог А. Р. Лурия доказал, что зеркально перевёрнутые буквы связаны с нарушением деятельности определенного отдела головного мозга, отвечающего за процесс письма.
Причины нарушения деятельности этого отдела могут быть разные (травма, незрелость в данный момент некоторых участков мозга, наследственность), но в итоге ваш ребёнок выглядит вопиюще безграмотным!
Новое понимание проявления зеркальности
В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей, а также у амбидекстров (то есть «двуруких»).
[Тест на амбидекстрию здесь и пусть ваш ребёнок пальцем показывает, в какую сторону крутится тень девушки ].
Именно у этих малышей чаще могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д.
Первая причина написания зеркально перевёрнутых букв и цифр – нарушения восприятия объёмных 3D пространств. В правом или левом поле зрения в пространстве открывается «окно», внутри которого пространство зеркально перевёрнуто. Когда туда попадает буква или цифра – ребёнок, не замечая этого, пишет её зеркально [Подробнее об этом здесь: Дети с синдромом дефицита внимания: особенности восприятия 3D-пространств].
Раннее обучение письму – вторая причина зеркальности. Соответствующие отделы головного мозга созревают к семи, а иногда и к девяти годам. «Незрелый» же ребёнок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему будет всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9». Такие дети часто теряют строку, или пытаются писать зеркально справа налево.
То есть, именно нарушения зрительно-пространственных представлений влияет на проявление зеркальности.
Решение же проблемы — это помощь в ускорении созревания зрительно-пространственного восприятия у вашего ребёнка.
Коррекция восприятия 3D пространств у таких детей позволяет устойчиво восстановить и нормализовать процесс чтения и письма. А у большинства детей становится более упорядоченным и корректным и поведение.
Запишитесь на диагностику и коррекцию здесь
Развитие пространственного мышления
Прежде чем решать, как научить ребенка писать буквы в правильном положении, необходимо убедиться, что это действительно необходимо.
Читайте также: Ожог у ребенка — что делать? Первая помощь
Консультация детского психолога и невролога во многом прояснит ситуацию. Но и родителям не нужно терять чувство меры – паниковать из-за того, что трех- или четырехлетний малыш написал букву в зеркальном отражении не стоит. В этом возрасте дети только пробуют силу своих рук, приноравливаются к стилю написания, пытаются сдвинуть руку в нужном направлении. Из-за множества задач, которые необходимо решать одновременно, ребенок может не обратить внимания, что он написал букву неправильно.
Разумеется, не стоит ограничивать малыша в желании что-то написать, не обязательно с самого начала акцентировать внимание на зеркальное написание. Лучше всего добавить в распорядок время для дополнительных занятий, которые помогут ребенку развить несовершенные функции.
Коррекция зеркального написания
Первое что необходимо сделать, это дать возможность ребенку копировать текст с правильно написанного. Так он гораздо проще и быстрее привыкнет к правильному наклону букв и цифр и перестанет зеркалить их во время письма. Причем стоит сказать о том, что в этом важны такие факторы как написание букв в определенном месте странице, если ребенок начинает писать, отступив от края страницы, ему будет проще. Также очень важно провести подготовительную работу, эта работа поможет развить у малыша правильное ориентирование в пространстве.
Как ни странно, но правильность написания букв зависит от четкого понимания ребенком, где лево, где право. Стоит научить ребенка быстро и четко указывать на правую руку, правое ухо, правую ногу, и соответственно на левые части тела.
Что делать, если вы столкнулись с такой проблемой: «Ребенок зеркалит буквы или цифры при письме»?
Как видно из вышеописанного скорректировать написание ребенка не сложно, главное в этом уделить внимание проблемы и самое главное делать все вовремя. Чем раньше вы начнете исправлять зеркальное написание, тем будет проще малышу сделать выводы и начать выводить каждую букву так, как следует.
Чаще всего в зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка не достаточно четко сложился образ буквы в ее печатном или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква.
Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат.
И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.
Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.
Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.
Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука».
Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».
А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».
А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.
Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.
На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.
Коррекция «зеркального письма» у дошкольников
Коррекция «зеркального письма» у дошкольников
Зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
Работу по предупреждению «зеркального» письма необходимо вести по этапам:
1 этап подготовительный-развитие ориентировки в пространстве, на себе и на листе бумаги:
2 этап – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.
Необходимо объяснить ребенку, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.
После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких упражнений:
3 этап – усвоение понятий: «вверх», «вниз», «право», «влево».
Упражнения для усвоения этих понятий:
4 заключительный этап — письменные упражнения.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
А еще для обучения математике используется – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении.
Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания. А, помочь ребенку может не только учитель, но и родители.