Что такое земская школа

Значение словосочетания «земская школа»

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поползень — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Земские школы

Полезное

Смотреть что такое «Земские школы» в других словарях:

ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ — начальные школы в дореволюционной России до 1917 с 3 и 4 летним сроком обучения. Открывались с 60 х гг. 19 в. земствами … Большой Энциклопедический словарь

земские школы — начальные школы в России до 1917 с 3 и 4 летним сроком обучения. Открывались с 60 х гг. XIX в. земствами. * * * ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ, начальные школы в дореволюционной России до 1917 с 3 и 4 летним сроком обучения. Открывались с 60 х гг.… … Энциклопедический словарь

Земские школы — в дорев. России нач. школы, находившиеся с 60 х гг. 19 в. в ведении земств. Занятия велись по лучшим (из числа разрешенных Мин вом нар. просвещения) учебникам ( Родное слово К. Д. Ушинского, Наш друг Н. А. Корфа, Азбука Л. Н. Толстого). Нек рые… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Земские учреждения (по Положению 1890 года) — Земские учреждения (по Положению 1890 года) губернские и уездные учреждения местного самоуправления в России в эпоху Александра III и Николая II, после их реформирования в 1890 году. Содержание 1 Перечень губерний с выборными земствами … Википедия

Школы сельскохозяйственные — I задаются целью снабдить сельскохозяйственное производство сведущими и сознательными руководителями. Потребность в подобной Ш. стала ощущаться с тех пор, как сложившиеся веками приемы хозяйства перестали удовлетворять запросам нового времени и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Земские финансы — I Содержание. I. Земские повинности II. Заведование земскими повинностями III. Земские расходы IV. Земские доходы и сборы V. Земские капиталы VI. Земский вспомогательный капитал I. Земские повинности. Земскими повинностями, в отличие от общинных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Акушерские школы — женские учебные заведения, имеющие целью образование теоретически и практически подготовленных акушерок, повивальных бабок и так называемых сельских повитух. В России начало положено им в середине прошлого столетия в 1754 г., когда по проекту… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковно-приходские школы — начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в некоторых городах и селениях стали… … Большая советская энциклопедия

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ — общеобразоват. уч. заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. В дорев. России В. ш. появились в 70 гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под назв. В. ш. объединялись нач. уч. заведения… … Российская педагогическая энциклопедия

Вечерние школы — общеобразовательные учебные заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью. Появились в 70 х гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под названием В.ш. объединялись начальные учебные… … Педагогический терминологический словарь

Источник

Земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Содержание

Обзор начального образования в Российской империи

Общее описание системы начального народного образования (послереформенный период)

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

По состоянию на 1917 год, в Российской империи существовали следующие основные типы начальных училищ:

Часть указанных типов училищ всегда содержалась либо Министерством народного просвещения («министерские» училища), либо Ведомством православного исповедания (церковно-приходские школы), но подавляющее большинство училищ при следовании государственным требованиям к данному типу учебного заведения могли иметь самых различных «содержателей» (в современной терминологии — учредителей); таковыми чаще всего оказывались уездные земства, городские самоуправления, волости и сельские общества; но в некоторых случаях это были частные предприятия и даже частные лица.

Одноклассные народные училища по Положению 1874 года с начала 1880-х годов составляли в земских губерниях преобладающее большинство в этой массе разнородных (в организационном, но не в учебном смысле) учебных заведений. Хотя далеко не всегда эти училища управлялись земствами, и почти всегда они совместно финансировались из нескольких источников, роль земств в создании этих училищ воспринималась как основная; так что эти училища чаще всего неформально назывались земской школой.

Развитие начального образования в период до учреждения земств

Первые попытки создать единую многоступенчатую систему начальных школ были предприняты в царствование Екатерины II. В 1782 году была создана Комиссия об устройстве народных училищ, а в 1786 году издан Устав народным училищам. В губернских городах предполагалось устроить главные народные училища с пятилетним курсом, в уездных — малые народные училища с двухлетним курсом. Планы осуществлялись чрезвычайно медленно, школьная сеть финансировалась плохо и практически не развивалась. В 1790-х годах в школах обеих ступеней обучалось 17—18 тысяч учеников.

Развитие начального образования в период после учреждения земств

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

В развитии начального образования после учреждения земств прослеживаются три отдельных этапа. На первом этапе (до начала 1880-х годов) основная инициатива учреждения школ (и основное бремя финансирования) лежала на самих крестьянах (объединённых в сельские общества и волости). На втором этапе основная инициатива учреждения школ и забота об их содержании перешли в руки уездных земств. На третьем этапе (с 1908 года) при сохранении за земствами их организационных функций существенное значение получили государственные субсидии школам.

К концу 1870-х годов земства начали втягиваться в школьное дело; степень их участия в начальном образовании неуклонно увеличивалась. К середине 1880-х годов сложилась стандартная практика разделения обязанностей различных общественных самоуправлений — волости и сельские общества предоставляли школьное помещение, квартиру учителю, отопление; уездные земства оплачивали труд учителей и учебники (иногда совместно с сельскими обществами); губернские земства занимались подготовкой учителей. В 1888 году постоянно растущие расходы земств на начальное образование сравнялись с совместными расходами волостей и сельских обществ. После этого вплоть до 1907 года рост образовательной сети финансировался почти полностью за счёт увеличения расходов земств, с 1890 года расходы сельских обществ начали уменьшаться и в абсолютном значении. Если в конце 1870-х годов крестьяне несли около 45% денежных расходов на школы, то к 1900 году их вклад составлял менее 10% денежных расходов.

С момента созыва в 1907 году III Государственной Думы — первой Думы, начавшей конструктивное сотрудничество с правительством, — ситуация резко изменилась. Государственная поддержка земской начальной школы оказалась идеей, объединившей и правительство, и земства, и все основные фракции парламента. С 1908 года государство начало выделять субсидии на содержание школ тем земствам, которые составили проект школьной сети; размер субсидий ежегодно увеличивался.

С 1908 года начала складываться новая система распределения обязанностей: государство приняло на себя оплату труда учителей и обеспечило льготный кредит для строительства школ, уездные земства приняли на себя строительство новых школ, подбор персонала, снабжение учебниками, губернские земства занялись подготовкой учителей, а за сельскими обществами и волостями осталась только эксплуатация зданий школ (отопление, содержание сторожей и т. п.); в 1910-х МНП начало требовать от земств полностью освобождать крестьян от обязанностей по содержанию школ. В девяти новых земских губерниях земствам передали существовавшие казённые школы. Финансирование альтернативной сети церковно-приходских школ было заморожено, и их количество начало постепенно уменьшаться. Государство признало земства основными организациями, занимавшимися развитием школы; трения между земствами и правительственными органами надзора над школой сгладились.

Сочетание широкого общественного интереса к школьному делу, возросшей активности земств и государственного субсидирования привело к бурному развитию начальной школы в период 1908—1914 годов. Перспективные планы земств к 1914 году преимущественно состояли в построении школьных сетей, обеспечивающих начальное образование для всего сельского населения, и в полном переходе на четырёхлетние одноклассные училища с двумя учителями, размещённые в собственных специально построенных зданиях. Расчётный срок реализации этих планов был разным в различных губерниях и уездах — от 1915—1916 годов в наиболее прогрессивных земствах до 1925—1930 годов в наиболее отстающих.

Источник

Земская школа

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Связанные понятия

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.

Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Второй целью в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия ООН, является обеспечение всеобщего начального образования, а именно, «обеспечить, чтобы к 2015 году, у детей во всем мире, как у мальчиков, так у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование». В настоящий момент, более 100 миллионов детей по всему миру, достигших школьного возраста, не посещают школу. Большинство из них живут в регионе субсахарской Африки и Южной Азии. Девочки при этом.

Источник

Земские школы: опыт, достойный изучения

И хотя к существовавшим в дореволюционной России земским школам эта программа не имеет никакого отношения, возможно, её запуск станет поводом обратиться к опыту «народного» образования в нашей стране. Несмотря на то, что прошло больше века, многое в нём заслуживает пристального изучения.

О том, чему, как и зачем учили детей в земских школах, рассказывает портал profiok.com.

Как появились земские школы?

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаОднако во второй половине XIX века благодаря государственным реформам появились органы местного самоуправления, именуемые земствами. Учитывая, что поголовная неграмотность крестьянства воспринималась как государственная проблема, можно утверждать, что реформа начальной школы стала эволюционным шагом в развитии отечественной системы образования. В июне 1864 года появился документ под названием «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу, к созданию этих самых «народных училищ» было решено привлечь органы общественного самоуправления, то есть земства. Забегая вперёд, отметим, что организация и развитие народного образования со временем стала одним из основных направлений деятельности земств.

Одновременно развивалась другая сюжетная линия, а именно – существенные изменения в общественном сознании. И серьёзная роль здесь принадлежит Льву Толстому, хотя его идеи воплотились в жизнь не совсем так, как он хотел. Дело в том, что в деле народного образования Толстого интересовала не столько грамотность, сколько просвещение, моральное совершенствование человека. В бесплатной школе, которую писатель построил в Ясной Поляне и в которой сам преподавал, дети учились не только чтению, но и истории, пению – вплоть до изучения сольфеджио, рисованию, математике и другим естественным наукам.

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаНесколько лет спустя Толстой наработал некий опыт, который тут же принялся обобщать. Он издавал педагогический журнал, писал статьи, а после реформ и сам стал мировым посредником и занимался открытием школ в своём уезде. Если упростить теорию Толстого, то основная мысль заключалась в том, что школы должны создаваться не государством «сверху», а самим обществом – «снизу», поскольку общество лучше понимает, какое именно образование ему необходимо. Кстати, Толстой переживал не только за организацию образовательного процесса, но и за его содержание. Достаточно вспомнить его «Азбуку» или «Русские книги для чтения».

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению. Однако История решила всё по-другому.

Чему учили в земских школах?

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаФормально земствам были отведены финансовые и хозяйственные вопросы, а содержанием образования государство предпочитало управлять самостоятельно (как, собственно, и в наши дни – прим. profiok.com). Считалось, что нужно дать крестьянским детям минимум знаний, который необходим им для работы, а также научить почитать родителей, любить царя, Отечество и Бога.

Но стоит отметить две важные особенности земских школ. Во-первых, они находились всё-таки далеко от центра, и земства часто изменяли учебные программы в своих интересах: например, сокращая часы на изучение Закона Божьего и дополняя уроки преподаванием реальных знаний.

Второй момент: если в государственных школах преподавали «государевы люди», то есть чиновники, то в глубинку ехали настоящие энтузиасты, которых интересовала не зарплата (тогда сельским учителям тоже платили мало), а миссия, долг перед народом, желание просвещать и, как сегодня говорят, делать мир лучше. Таким образом, в земских школах преподавали лучшие учителя, которые в ходе работы пытались создавать новые методы обучения, искали подходы, пытались одновременно и расширить кругозор своих учеников, и приблизить обучение к реальной жизни.

Нужно учитывать, что из трёх лет, отведённых на обучение (кое-где был четвёртый год – «повторительный», для отстающих), крестьянские дети учились лишь половину отведённого на учёбу времени. Несмотря на то, что обучение в земских школах было бесплатным, дети могли ходить на учёбу только в зимний период: с мая по октябрь они были заняты работой по хозяйству. Поэтому земскую школу иногда называли не трёхлетней, а «трёхзимней». Учителям приходилось работать над оптимизацией учебной программы, чтобы уроки проходили максимально эффективно.

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаВ большинстве случаев школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже появились двухклассные школы, но они так и остались редкостью. Можно лишь догадываться, чего стоило учителю занятие с парой десятков учеников разного возраста и подготовки. Более того: ни о каких домашних заданиях речь, конечно же, не шла, то есть рассчитывать можно было только на то, что дети усвоили в классе.

Приходилось выкручиваться: одному давалась письменная задача, другому тут же объяснялся новый материал, после этого с третьим повторялось пройденное накануне… Поскольку все ученики находились в одном помещении, они слышали то, что происходит рядом. Многократное повторение позволяло им лучше запомнить пройденное. Другой распространённый приём для запоминания – повторение материала хором за учителем. Или, к примеру, арифметика: одну и ту же задачу могли дать детям разного возраста, одни решали её письменно, другие – устно. Впрочем, учителя старались, чтобы повторение ни в коем случае не приводило к механическому запоминанию: прочитанный текст требовалось пересказать, изученное природное явление – объяснить.

Помимо Закона Божьего, дети изучали чтение и письмо, арифметику, историю и географию. Были и так называемые «предметные» уроки по естественным наукам. Они проводились в виде беседы: учитель старался наводящими вопросами подвести своих подопечных к нужным выводам о законах природы.

При изучении арифметики детей старались обучать не столько письменному решению примеров, сколько устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту.

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаЧто касается «реального» обучения, то при многих школах существовали ремесленные мастерские, фермы, сельскохозяйственные питомники, сады, огороды, пасеки и так далее. Девочек обучали рукоделию. Позже земства начали организовывать профессиональные школы с более продолжительным сроком обучения – например, сельскохозяйственные, ремесленные, ветеринарные и так далее.

Интересно, что воспитательная работа часто велась как бы «между строк». Многие отмечали, что обучение в школе облагораживает. Достигалось это не чтением нотаций, а за счёт продуманной системы поощрений и наказаний. Например, телесные наказания в земских школах были запрещены. Именно поэтому педагоги никогда не жаловались на учеников их родителям: в крестьянской семье ребёнка могли жестоко побить. В качестве наказания приветствовалось устное порицание, в крайнем случае ученика могли оставить в школе после уроков.

Здесь стоит отметить, что за низкую успеваемость никого не наказывали. Учитель старался делать всё для того, чтобы детям было интересно, пытался донести до них, что обучение нужно им самим. А плохие результаты учеников педагоги относили исключительно на свой счёт. Поэтому земский учитель постоянно находился в поиске, отрабатывал педагогические приёмы, подбирал методики. Этим опытом учителя обменивались с коллегами: для них проводились летние съезды – что-то вроде нынешних курсов повышения квалификации.

Как итог – ученики земских школ были привязаны к своему учителю, любили ходить в школу, хорошо запоминали материал.

Почему земские школы были эффективными?

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаОдин из факторов успеха земских школ состоял в том, что когда земство принимало решение о создании школы, оно точно знала, какая это должна быть школа, чему должны научиться дети, чтобы быть полезными общине.

Кроме того, у земских школ было гораздо лучше с финансами: деньги не «размазывались», как в случае с государственными дотациями, а тратились в точности на те цели, на которые были собраны. По закону строительство самой школы, обслуживание здания и прочие финансовые вопросы решались земством. Однако очень важную роль в развитии земских школ играли попечители из среды помещиков, фабрикантов или зажиточных крестьян. Яркий пример – сельская школа княгини Марии Тенишевой в селе Флёново неподалёку от Смоленска. Тенишева за свой счёт построила школу и бесплатно обучала в ней мальчиков и девочек из окрестных деревень и сёл. Детей учили читать, писать и считать, а также обучали садоводству, рыболовству, огородничеству и различным ремёслам. Слабых учеников не выгоняли, а старались научить чему-то полезному. Тенишева была глубоко убеждена, что «всякому человеку можно найти применение».

Наконец, земские школы – это первый опыт поистине народного образования. Гимназии, лицеи, кадетские корпуса – всё это было направлено на формирование элиты. А вот народным просвещением до появления земских школ толком никто не занимался.

Создание такой формы обучения позволило быстро и качественно решить задачу ликвидации безграмотности. В стране массово появились кадры, необходимые в эпоху индустриализации – умеющие обращаться с техникой, грамотные, способные к обучению. Словом, земские школы отлично справились со своей задачей.

Чему нас учат земские школы?

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школаСейчас говорить о необходимости ликвидации тотальной безграмотности уже не приходится, хотя, впрочем, есть задача образования социально незащищённых слоёв, правового образования или, например, обучения граждан информационным технологиям. Здесь, думается, кое-что можно было бы позаимствовать в плане формирования особого типа школ для конкретных целей.

Важнейшей фигурой в земском образовании был учитель – подвижник, носитель высоких духовных идеалов. Он выполнял свою миссию, а не отрабатывал положенное количество часов, тем более – не оказывал образовательные услуги. Сейчас всё изменилось, и от сегодняшних школьных учителей не приходится ожидать столь бескорыстного служения и неиссякаемого энтузиазма. Возможно, программа «Земский учитель» отчасти поспособствует созданию нового типа педагога? Похоже, в нынешней школе мало кому интересно.

Иллюстрации: картины Н.П. Богданова-Бельского «Сельская школа», «У больного учителя», «У дверей школы», «В классе», «Ученицы», «Устный счёт», «Вдохновение» и В.Е. Маковского «В сельской школе».

Что такое земская школа. Смотреть фото Что такое земская школа. Смотреть картинку Что такое земская школа. Картинка про Что такое земская школа. Фото Что такое земская школа

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *