Что такое зеленая стена в романе мы

Образы старого и нового мира. Пейзаж в романе Е.Замятина «Мы»

Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Образы старого и нового мира. Пейзаж в романе Е. Замятина «Мы» // Искусство в школе, № 1, 2010, с.28–31.

Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть фото Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть картинку Что такое зеленая стена в романе мы. Картинка про Что такое зеленая стена в романе мы. Фото Что такое зеленая стена в романе мы

Описание дома попало даже на страницы футуристического журнала «Леф» (1924, №4, с. 59–62): «При проектировании здания Дворца труда авторами поставлена задача: разрешить все требования конкурса в принципе: конструктивности, утилитарности, рациональности, экономичности.
Все формы здания вытекают из наиболее рационального расположения требуемых помещений в смысле их утилизирования, их размеров в трех измерениях и наиболее конструктивного использования взятого для постройки сооружения материала: железа, железобетона, стекла »

В том же стиле в 20-е годы было выдвинуто ещё несколько не менее интересных новых проектов, но в жизнь были воплощены единицы (самое известное, пожалуй, здание издательства газеты «Известия» на Пушкинской площади, архитектор Б.Г.Бархин). С начала 30-х годов конструктивисты вместе с другими новаторами в искусстве подверглись гонениям, и данное направление было забыто до 60–70-х годов ХХ века, а затем с новой мощью развернулось в 2000-е годы. И если посмотреть на Москву, то становится понятным, что данный стиль агрессивен по отношению к старой архитектуре, он буквально сметает старые, малофункциональные, с его точки зрения, домики, перекраивает улицы и площади… Идёт та же самая война нового и старого города. И как герой романа знает о «древнем» городе только по картинам, так и мы большую часть нашей столицы ХIХ и ХХ века уже знаем по старым фотографиям и картинам. Видимо, мы ещё живём в период «двухсотлетней войны», когда город уничтожает деревню, новое — старое, разум — душу…
Может, и не важно, но всё-таки интересно, какая старая картина из музея вспомнилась герою: «их, тогдашний, двадцатых веков, проспект, оглушительно пестрая, путаная толчея людей, колес, животных, афиш, деревьев, красок, птиц…». Всемирно известная картина с подобным проспектом, пожалуй, у Клода Моне — «Бульвар Капуцинов» (1873), но это ХIХ век.

Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть фото Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть картинку Что такое зеленая стена в романе мы. Картинка про Что такое зеленая стена в романе мы. Фото Что такое зеленая стена в романе мы
Клод Моне «Бульвар капуцинов в Париже» (1873)

Описание старого мира импрессионистическое, в то время как описания нового города — сплошная абстракция. Замятин в слове продолжает художественные эксперименты своих современников: футуристов, кубистов, суперматистов, конструктивистов… Посмотрим на примерах романа.
Дикий мир с высоты летящего Интергала:
«Все высыпали на палубу (сейчас — 12, звонок на обед) и, перегнувшись через стеклянный планшир, торопливо, залпом глотали неведомый, застенный мир — там, внизу. Янтарное, зеленое, синее: осенний лес, луга, озеро. На краю синего блюдечка — какие-то желтые, костяные развалины, грозит желтый, высохший палец — должно быть, чудом уцелевшая башня древней церкви.
— Глядите, глядите! Вон там — правее!
Там — по зеленой пустыне — коричневой тенью летало какое-то быстрое пятно.

Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть фото Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть картинку Что такое зеленая стена в романе мы. Картинка про Что такое зеленая стена в романе мы. Фото Что такое зеленая стена в романе мы
Антонио Гауди Дом Бальо (1877)

Пестрота цвета в интерьере матисовская, гогеновская, даже статуя Будды, словно с картин П.Гогена. Именно фовисты (Матис, Ван Гог, Гоген) уделяли в своих картинах огромное внимание интерьеру, наполняли комнаты неудержимым буйством цвета. Замятин неслучайно описал дом древних диких людей в стиле фовизма: фовизм от фр. fauve — дикий. Картины фовистов пугали современников «дикостью» цвета — они словно бред возбуждённого сознания.

Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть фото Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть картинку Что такое зеленая стена в романе мы. Картинка про Что такое зеленая стена в романе мы. Фото Что такое зеленая стена в романе мы
Анри Матис «Красная комната» (Эрмитаж)

Образ старого мира складывается, главным образом, из двух пейзажей дикого мира за стеной (оба уже приведены) и интерьеров Древнего Дома. Мир древних необузданно, головокружительно яркий, он сплошная игра воображения и фантазии, поэтому и передан в стилевом подражании импрессионистам и фовистам. Дикий мир за стеной, старый дом древних вызывает у героя полубредовое состояние сна, заражает фантазией, пробуждает чувства и душу. Всё это с точки зрения разума — болезнь.
В новом мире всё просто, гармонично, разумно, прозрачно, конструктивно и утилитарно. На архитектуру Единого Государства в стиле конструктивизма мы уже посмотрели. Разве что приведём ещё один яркий пример из романа: «А впереди, в закатном солнце — из малинового кристаллизованного огня — шары куполов, огромные пылающие кубы-дома, застывшей молнией в небе — шпиц аккумуляторной башни. И все это — всю эту безукоризненную, геометрическую красоту — я должен буду сам, своими руками…»
В данном описании мы не увидим импрессионизма, это скорее абстрактная, словно суперматическая композиция В. Кандинского, Эль Лисицкого, К. Малевича, Ласло…

Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть фото Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть картинку Что такое зеленая стена в романе мы. Картинка про Что такое зеленая стена в романе мы. Фото Что такое зеленая стена в романе мы
В. Кандинский Композиция №8 (1923)

Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть фото Что такое зеленая стена в романе мы. Смотреть картинку Что такое зеленая стена в романе мы. Картинка про Что такое зеленая стена в романе мы. Фото Что такое зеленая стена в романе мы
К. Малевич «Суперматизм»

Образ нового города в романе формирует не цвет, а форма. Читатель видит шары, кубы, шпили, башни — геометрию. Человек, выросший в подобном, геометрически выверенном, городе, имеет такое же геометрическое сознание, математическое мышление («я знаю: до сих пор мой мозг был хронометрически выверенным, сверкающим, без единой соринки механизмом»). Так и современные градостроители, например Делового центра Москвы, наверняка, жили в прямоугольных коробках спальных районов — откуда взяться фантазии, живым линиям и цвету? В свою очередь те, кто строил дома-коробки в 60–70 годы по всему пространству социалистического мира, питались мыслями конструктивистов о сугубо утилитарной, дешёвой архитектуре, где красота — это буржуазное излишество.
Итак, при анализе пейзажей и интерьеров романа, сопоставляя Единое Государство и мир древних, читатель всегда может проводить параллели с ещё одним миром — современным миром начала ХХI века. При таком подходе актуальность романа возрастает, поэтому при изучении в старшей школе он перестанет быть «непонятной», «неинтересной» антиутопией. Для глубокого анализа романа Е.Замятина «Мы» необходимы культурологические и искусствоведческие комментарии и параллели, а это как раз то, чего больше всего сейчас не хватает ученикам в среднеобразовательной, да и высшей, школе.

ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). — М., 2005.
2. Замятин Е. Мы: Роман. Рассказы. Эссе. — Екатеринбург, 2002.
3. Лихачёва Т.В., Минералова И.Г. Эволюция образа неба в романе Е. Замятина «Мы» // III Пасхальные чтения. Гуманитарные науки и православная культура. М., 2005, с.246–251.
4. Минералова И.Г. Евгений Замятин как мастер словесной живописи // Национальный и региональный «космо-психо-логос» в художественном мире писателей русского подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин). Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы, документы. — Елец, 2006, с. 327–331.
5. О проекте Дворца труда бр. Весниных // Леф, 1924, № 4, с. 59–62.

Источник

Краткое содержание по главам романа «Мы» Евгения Замятина

Для людей, которые хотят задуматься над жизненными ценностями и о своей жизни, существует антиутопия «Мы». Краткое содержание по главам поможет понять ключевые моменты произведения. Роман «Мы» Евгения Ивановича Замятина считается культовой антиутопией, которая была написана ещё в 1921 году, но читателям удалось познакомиться с ним только в 1988 году, так как произведение считалось сатирой на коммунистический строй и не было допущено до печати. Главным героем романа является математик и инженер, полностью поддерживающий общественный строй государства, в котором он проживает.

Персонажи и основные понятия

Весь сюжет произведения «Мы» разворачивается вокруг 3 людей, у которых совершенно разные ценности, но все они связаны одной проблемой. Замятин показывает пример того, как один человек может кардинально изменить другого.

Главные персонажи:

Д 503 — инженер, один из строителей «Интеграла». Ему сложно находиться в государстве с общепринятыми нормами поведения и жёсткими ограничениями. В самом начале он полностью согласен со всем тем, что диктует государство, но позже в нём зарождается «душа», которая требует обычных человеческих радостей жизни.

О-90 — спокойная девушка с очень ранимой душой. Ей свойственно чувство материнства, поэтому в конце произведения она уходит за Зелёный купол, чтобы в полной мере почувствовать себя матерью своего новорождённого ребёнка.

I-330 — стройная девушка с дерзким характером, которая привыкла добиваться поставленной цели. Она будет «смотреть в глаза» смерти, но не отречётся от своих убеждений.

Второстепенные персонажи:

Основные понятия:

Краткое содержание по главам

Запись 1-я. События происходят в 32 веке. Всё человечество подчиняется Единому Государству, правителем в котором является Благодетель. Главной задачей этого государства становится запуск «Интеграла». Всё население уверено, что это поможет покорить всё живое на других планетах. Одним из строителей-инженеров корабля становится Д-503.

Запись 2-я. Д восхищается безоблачным днём. После обеда за ним заходит девушка с именем О-90. Однако во время прогулки он ненароком замечает ещё одну особу, у которой на бирке костюма был написан номер I-330. Примечательно в ней было то, что она разглядела Д-503 из всей толпы и пригласила его в аудиторию 112. Изначально ему совершенно неприятна эта девушка из-за своего поведения.

Запись 3-я. Д-503 в своей записи рассказывает о Часовой Скрижале, Личных часах, Зелёной стене, Материнской норме и Благодетеле.

Знакомство с I-330

Запись 4-я. Д-503 получает приглашение в 112 аудиторию, в которой фонолектор рассказывает о древней музыке и древних музыкантах, искавших вдохновение во всём, чтобы написать свои произведения. Д ненароком замечает уже знакомую I-330, которая играет на старинном рояле отрывок из какого-то произведения. Д-503 ждёт свои личные 2 часа, в которые к нему домой должна прийти О-90 с розовым талоном, позволявшим закрыть шторы.

Запись 5-я. Д-503 рассказывает о правилах, по которым в настоящее время существует Единое государство. После войны выжила самая малая часть всего населения планеты. За всё время государство смогло избавить людей от чувства любви. Теперь человек мог самостоятельно выбрать себе номер, взять на него розовый талон в определённые дни и получить право задвинуть шторы. Д считает, что так правильно.

Запись 6-я. Герой говорит, что находит Единое государство «далёким от совершенства». В нём до сих пор остались те номера, которые нарушают общественный строй. Хотя и сам Д-503 один раз обошёл их. Однажды он отправился с I-330 в Древний дом, полностью не соответствующий общепринятым нормам. Там девушка попросила его задержаться, но Д уже опаздывал на работу и понимал, что это грубое нарушение, за которое ему придётся поплатиться.

Зарождение души

Запись 7-я. Ночью Д-503 видит сновидения и просыпается в холодном поту, ведь государство диктует, что сны являются отклонением и серьёзным психическим заболеванием, которое немедленно нужно лечить. По дороге в «Интеграл» он встречает Хранителя S, которому собирается рассказать про встречу с девушкой в Древнем доме. Однако сдерживается и не делает этого.

О-90 считает, что Д болен и ему немедленно следует пройти обследование у врача. Весь остальной вечер после работы он проводит за решением математических задач, так как считает, что это очень успокаивает нервную систему.

Запись 8-я. Д вспоминает свои школьные годы. Он собирается сходить в Бюро Хранителей, но встречает I-330 c R-13. От спутника девушки ему становится не по душе. После обеда герой узнаёт, что O взяла талон к R-13. Но писатель понимал, что им хватит и 30 минут, поэтому пригласил Д к себе в гости. Там они все трое и встречаются. Главного героя всё устраивает в их «любовном» треугольнике.

Запись 9-я. Д-503 направляется к центральной улице на праздник Правосудия. Его суть в том, что провинившихся номеров казнили при помощи разрядов тока. После казни от них оставалось мокрое пятно.

Запись 10-я. Д-503 получает известие о том, что I-330 сегодня на него получила розовый билет. Девушка даёт понять, что теперь он принадлежит ей, так как о походе в Древний дом он никому не сообщил. После этой встречи Д с трудом смог уснуть.

Запись 11-я. Впервые за всё время своего существования Д чувствует себя растерянным. Днём он узнаёт, что R-13 также знает I-330. Эта новость приводит в ярость героя. Он приходит в ступор, так как видит в ревности отклонения от норм человеческого поведения.

Запись 12-я. Д-503 надеется, что вот-вот вылечится. В последнюю ночь он уже не видел снов.

Запись 13-я. Наутро он проснулся с полной уверенностью в своём выздоровлении. Однако звонок от I опять выбил его из равновесия. Из её слов он понял, что та взяла справку, освобождающую его от работы на целый день. Днём I с Д опять идут в Древний дом, где происходит постельная сцена без талонов и разрешений. Ему кажется, будто он очутился в одном из своих снов.

Расставание с О-90

Запись 14-я. Д спускается на первый этаж, чтобы предупредить вахтёршу о разрешении на закрытие штор, так как в этот вечер у него есть талон на O. Однако он понимает, что это свидание не удастся. Он стал равнодушен к девушке, ведь I забрала его полностью под своё владение.

Запись 16-я. Д скучает по I, так как не видел её уже долгое время. Он направляется к доктору, который ставит ему ужасный диагноз и оповещает о появлении души. Вылечить это можно только прогулками на свежем воздухе. Таким образом, он направляет его в Древний дом к I.

Запись 17-я. Д идёт в Древний дом и надеется встретить там девушку. Однако он не находит её, а только на лестничном пролёте слышит топот ног Хранителя. От страха герой прячется в шкаф и «плывёт куда-то вниз». В пещере он видит знакомого врача, который указывает ему дорогу к I. Девушка назначает ему встречу на послезавтра.

Запись 18-я. Во сне Д-503 видит I в розовом платье. Утром он занимается копанием в самом себе и пытается разобраться в сущности души. Эти занятия погружают его в печальное состояние. Вечером Д пришла записка от О, в которой она признаётся ему в чувствах, но отпускает к I, так как хочет, чтобы его жизнь была счастливой.

Запись 19-я. Происходит экспериментальный запуск «Интеграла», при котором гибнут люди. Однако на этом внимание не заостряют. На уроке по детоводству Д-503 встречает О, желающую забеременеть от него. За такое положена смертная казнь, но Д соглашается.

День Единогласия

Запись 20-я. Д осознаёт, что если О при допросе назовёт его имя, то его тоже ждёт казнь.

Запись 21-я. I опять не пришла. Д-503 следует к Древнему дому, чтобы найти её. Там он сталкивается с Хранителем S, который просит Д вести себя опасливее.

Запись 22-я. Д замечает, как по площади идут преступники, которых ведут стражи государства. Один из них замечает его, но страж немедленно бьёт по нему электрическим кнутом. Сразу же к заключённому подбегает девушка, которая очень похожа на I.

Запись 23-я. I приходит к Д и признаётся в своих чувствах. Она хочет убедиться, что герой готов на всё ради неё. Все подробности она согласилась обсудить после завершения Дня Единогласия.

Запись 24-я. Д думает про День Единогласия, на котором каждый раз избирают одного и того же кандидата. Он зовёт I на этот праздник, но она не соглашается.

Запись 25-я. На празднике практически все проголосовали «за» Благодетеля, и только несколько сотен проголосовали «против». Среди толпы началась паника, I ранили, поэтому Д берёт её на руки и несёт подальше от толпы.

Прорыв Зелёной Стены

Запись 26-я. В свежей газете появилась статья, что на должность правителя всё также избрали Благодетель. По всем улицам расклеивают объявления о Мефи, которые немедленно истребляют.

Запись 27-я. Д встречается с I, и она ведёт его за Зелёную Стену. Там оказалось много людей, которые отказались от общественного строя. I призвала всех захватить «Интеграл», чтобы избавиться от запретов. Д поддерживает идею своей избранницы. В толпе он замечает Хранителя, но I заверяет главного героя, что это невозможно.

Запись 28-я. I встречается с Д и рассказывает ему, что медики что-то планируют. Также до Д-503 доходит известие о том, что вечером с проверкой придут Хранители. Он немедленно убрал все свои записи, чтобы избежать наказания.

Запись 29-я. Когда Д идёт в Древний дом, то на улице замечает беременную О-90. Девушка очень благодарна ему за подаренного ребёнка. Однако, опасаясь за её жизнь, Д предлагает О перейти за Зелёную Стену, чтобы познать все прелести материнства. Узнав, что это можно сделать только при помощи I, девушка наотрез отказывается.

Захват «Интеграла»

Запись 30-я. I докладывает Д, что Хранителям удалось поймать больше 10 Мефи, поэтому захват «Интеграла» нужно немедленно осуществить. Его запланировали на послезавтра, когда будет первый пробный полёт.

Запись 31-я. Государство решило полностью искоренить фантазию у людей, поэтому предлагает им пройти операцию по удалению этого недуга. Из-за этого нововведения запуск «Интеграла» откладывается. Д-503 очень рад этому, так как не придётся раньше времени предавать то, в чём он принимал участие. Однако I-330 яростно отреагировала на эту новость и поставила перед главным героем выбор между операцией и жизнью вместе с I. Д, не задумываясь, выбрал второе.

Запись 32-я. Люди, которые уже сделали эту операцию, начали загонять в медицинские кабинеты всех тех, кто пока ей не подвергся. Д пытается от них скрывать. К главному герою приходит О и хочет укрыться за Зелёной стеной, чтобы сохранить своего ребёнка. Д даёт ей записку для I.

Запись 33-я. Д узнал из газетной статьи, что запуск и работа над «Интегралом» остановлены до тех пор, пока все не придут на операцию. Те, кто на неё не явятся, подлежат Машине Благодетеля.

Запись 34-я. «Интеграл» запущен, и все Мефи ждут своего часа, чтобы начать управлять им. Однако в их числе оказался Хранитель, из-за которого все планы отменяются. I подозревает, что Д причастен к этому.

Кульминационный эпизод

Запись 36-я. Благодетель уверяет Д, что для Мефи он неинтересен. Они хотели заполучить только строителя-инженера «Интеграла», который сможет им помочь при запуске. Тогда Д-503 осмелился посмотреть на Благодетеля и расхохотался от его вида. Ему пришлось немедленно бежать из зала.

Запись 37-я. Когда главный герой завтракал, то неожиданно в небе появились птицы. Это значило только то, что Зелёная стена пробита. На улице в суматохе Д пытается найти I.

Запись 38-я. Утром Д просыпается с I и пытается оправдаться перед ней. Однако девушка ничего не отвечает и куда-то торопливо уходит.

Запись 39-я. От безысходности Д идёт в Бюро Хранителей и собирается им обо всём рассказать. Он решается признаться Хранителю S о своих поступках, но оказывается, что тот сам принадлежит к изменщикам.

Развязка произведения

Запись 40-я. Д не имеет справки о проведении операции, поэтому его принуждённо ведут на неё. Вечером он идёт к Благодетелю и обо всём ему докладывает. В этот же день на пытку Газовым Колоколом приводят женщину, лицо которой Д уже где-то видел, и мужчин. В отличие от своих единомышленников, она ничего не сказала. Завтра женщину ждёт казнь в Машину Благодетеля.

Д выходит на улицу с полной уверенностью, что Единое Государство — самое правильное государство. Хоть в нём пока неспокойно, потому что на окраинах до сих пор происходит бунт, но Зелёную Стену пока залатали вре́менной стеной из высоковольтных волн.

Главная идея

Евгений Замятин в своём произведении показывает противостояние идеальной жизни и реальности. Когда люди пытаются сделать себя идеальными, то они забывают про свои человеческие качества, про свои интересы и предпочтения, про свою душу. Они не замечают ничего вокруг себя, потому что всё своё внимание направили на выстроенную «идеальность». В погоне за счастьем люди убивают в себе свою индивидуальность и всё человеческое.

Проблемы, которые поднимает автор:

В «Мы» отображены тщетные попытки Мефи предотвратить этот культ идеальности и освободить людей от «идеальной» жизни. Однако их оказывается меньшинство, поэтому государство легко с ним справляется и забывает, что такие люди вообще когда-то существовали. Вместе с ним об их существовании забывают и все остальные люди.

Источник

5. Цвет в романе, зримость, живописность романа

Живопись словом, цветопись играют в произведениях Е. Замятина очень важную роль: цвет участвует в создании характера, содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира, с его помощью более зримым и наглядным предстает основной конфликт произведения.

Мы знаем, что мир утопии (и антиутопии) — это мир локальный, отделенный от остального и противопоставленный ему (в «Утопии» Т. Мора, «Городе Солнца» Т. Кампанеллы, «1984» Д. Оруэлла и др.). В романе Е. Замятина это отграничение мира антиутопического от природного выражается в том числе и с помощью цвета. Противостоящие миры имеют различную цветовую характеристику: в мире Единого Государства преобладает холодный голубовато-серый цвет, в противоположном мире — за Зеленой Стеной царит многообразие красок, пестрота, разноцветье. Цветовому (идеологическому, эмоциональному и т.д.) однообразию, регламентированности противостоит многоцветье и полнота жизни естественного мира. Ср.: «Застенный мир — там, внизу. Янтарное, зеленое, синее: осенний лес, луга, озеро. На краю синего блюдечка — какие-то желтые костяные развалины», «Вороные, рыжие, золотистые, караковые, чалые, белые люди» [в мире за Зеленой Стеной в отличие от как бы обесцвеченных жителей Единого Государства. — В. К.].

Это выражающееся в цвете противостояние многократно варьируется, подчеркивается на всем протяжении романа. Стеклянная Стена, отделяющая «идеальный» мир от неорганизованного, — зеленая, потому что за ней — природный, зеленый мир. Но для Д-503 зеленый мир — это цвет хаоса, зеленого пожара. Тем более, что в христианской традиции зеленый цвет — это цвет глаз дьявола, зеленого змия (как у Воланда и Маргариты, преображенной кремом Азазелло, в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова). Зеленая Стена — это своеобразный соблазн, искушение, запретный плод.

Цветовое восприятие мира, в свою очередь, субъективно и зависит от эмоционально-психологического состояния главного героя романа Д-503, поскольку мы видим все события его глазами. Например, после встречи с I-330, когда герой переполнен счастьем встречи, он видит серо-стальной мир Единого Государства в буквальном смысле в розовом свете: «Домой я вернулся, когда солнце уже садилось. Вечерний розовый пепел — на стекле стен, на золоте шпица аккумуляторной башни, на голосах и улыбках встречных нумеров». Напомню, что незадолго до этого события все встречные нумера казались ему однообразными («круглые, гладкие шары голов»). «Улыбки встречных нумеров» — это, конечно, лишь отраженное счастливое состояние самого Д-503.

На господствующем серо-голубом фоне антиутопического мира особенно экспрессивен раздражающий желтый цвет, который появляется тогда, когда Д-503 выведен из состояния психологического безразличия. Желтый цвет — цвет «кричащий», цвет перемен, цвет воли, дикости, предельной остроты чувств. Желтый цвет — вариант золотого цвета, золотого запаса личности. Он присутствует в глазах I-330 («Не было розового талона, не было счета, не было Единого Государства, не было меня. Были только нежно-острые, стиснутые зубы, были широко распахнутые мне золотые глаза — и через них я медленно входил внутрь, все глубже»), в глазах зверя за Зеленой Стеной («Сквозь стекло на меня — туманно, тускло — тупая морда какого-то зверя, желтые глаза, упорно повторяющие одну и ту же непонятную мне мысль. Мы долго смотрели друг другу в глаза — в эти шахты из поверхностного мира в другой, заповерхностный. И во мне копошится: “А вдруг он, желтоглазый — в своей нелепой, грязной куче листьев, в своей невычисленной жизни — счастливее нас?”»).

Во время же предыдущей встречи — с О-90 (встречи по розовому талону) — Д-503 испытывает психологически безразличное состояние: «Шторы не были спущены. Мы решали задачи из старинного задачника: это очень успокаивает и очищает мысли».

Замятин — автор очень живописный, стремящийся к зримости, наглядности, и даже такое абстрактное понятие, как душа, которую с прискорбием, неожиданно обнаруживает у себя герой («это… очень опасно»), как бы материализуется, обретает «тело»: душа, объясняют в Медицинском Бюро больному душой Д-503, — это зеркальная холодная «плоскость», которая «стала объемом, телом, миром, и это внутри зеркала — внутри вас — солнце, и вихрь от винта аэро, и ваши дрожащие губы, и еще чьи-то. И понимаете: холодное зеркало отражает, отбрасывает; а это — впитывает, и от всего след — навеки. Однажды еле заметная морщинка у кого-то на лице — и она уже навсегда в вас…».

Повышенное внимание автора романа к живописной, выписанной зрелищной и яркой детали (вообще свойственное мужским нумерам) находит в романе и психологическое объяснение: мир в восприятии математика Д-503 — это мир ясный, логичный, расчерченный, упорядоченный. В нем нет места неточности, непоследовательности, неясности (кстати, самое частотное слово в его речи — «ясно»). И потому, как утверждает Д-503, он помнит те или иные яркие эпизоды «вырезанно», рельефно четко.

Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа «Мы»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *