Что такое заводская упаковка продуктов
Рассмотрим то, без чего сегодня не обходится грузоперевозка и хранение самых разных предметов. Нашего внимания заслуживает упаковка: ее виды, назначение, основные требования, которые к ней предъявляются, ее польза и даже история – подробно пройдемся по всем этим моментам, чтобы вы понимали, зачем она нужна и какой должна быть в зависимости от случая.
Сейчас она используется повсеместно, во всех сферах, и не собирается сдавать своих позиций. А все потому, что она успешно решает сразу несколько задач, к обзору которых мы и переходим.
Ее функции
В итоге именно они определяют практические свойства, размеры, дизайн, назначение и особенности исполнения тары. И они же крепко связаны с ее сутью на уровне терминологии.
Потому нужно отдельно сказать, что такое упаковка товара, – это материал (устройство или другое средство), формирующий вокруг продукции оболочку, призванную обеспечивать оптимальные условия перевозки, хранения и иногда — использования объекта купли-продажи.
Защитная
Оберегает содержимое от следующих рисков:
Оптимизирующая функция
Правильно подобранная тара помогает организовать пространство:
Информационная
На таре указываются самые разные данные:
Формы упаковки
Их очень много, поэтому выделим основные:
Отдельного внимания заслуживают вспомогательные средства, те же прокладки и вставки, которые нужны для упрочнения каких-либо частей, для разделения предметов между собой (внутри), для предотвращения перемещения содержимого.
Производить тару можно по разным технологиям: допустим, делать ее вакуумной, откачивая воздух и обеспечивая тем самым впечатляющую степень газонепроницаемости, или групповой, соединяя несколько пакетов или банок – для удобной реализации.
Форма для содержания: как меняется упаковка продуктов и почему
Содержание
Эксперты:
Как менялась упаковка
Супермаркеты и магазины торговых центров заполнены товарами на любой вкус и цвет. Дефицита больше нет, а упоминание о нем осталось лишь в рассказах наших родителей и книгах по истории. В условиях такой острой конкуренции упаковка призвана не только сохранить качество продукции, но и привлечь внимание покупателей. Но так было не всегда.
Первая упаковка появилась еще в древности. В основном использовались природные предметы хранения: от листьев и глины до шкур зверей. Позже в Древнем Риме появились бочки, в которых продукцию перевозили на дальние расстояния. Но настоящий прорыв произошел в начале XIX века. Тогда французский изобретатель Николя Аппер предложил миру консервировать продукты в стеклянной таре.
С 1930 по 1940 год власти США решили инвестировать в развитие промышленной инфраструктуры. Именно этот период считается ключевым при разработке новых синтетических материалов: ПВХ, нейлона, полистирола, полиэтилена, тефлона. Полиэтилен сначала использовался для экранирования кабелей. Но он «перерос» свое первоначальное назначение и трансформировался в пакеты для мусора, контейнеры для молока и упаковочные пленки.
В 1960-е годы удалось создать алюминиевую банку из одного куска металла. Это подтолкнуло производителей начать разработку отрывных крышек. В 1977 году появился полиэтилентерефталат. В упаковку именно из этого материала чаще всего разливались напитки.
Появление полипропилена, полиэфиров и винилового спирта «переформатировало» рынок. С металлической и стеклянной тары производители стали массово переходить на пластик. Сейчас компании используют и другие способы упаковывания продукции. Одной из таких технологий считается Tetra Pak. Ей пользуются более чем в 170 странах.
На этом разработчики не останавливаются. Ведутся исследования по созданию еще более эффективных и экологичных видов упаковки.
Основные мифы о каждом материале
Сегодня в России принято демонизировать пластиковую упаковку. Но мифами окутан не только пластик. Сейчас разложим всё по полочкам.
«Пластиковая упаковка — однозначное зло»
Несмотря на сложность переработки, одноразовые и стретч-пленки повышают производительность логистических комплексов и торговых сетей на 25–30%. Одноразовые многослойные пленки в упаковке сохраняют продукты на 20% дольше без добавления консервантов, так как пленка имеет свойства молекулярного барьера, препятствующего воде и кислороду.
«Полимерная упаковка, особенно многослойная и функциональная, сохраняет миллионы тонн сельскохозяйственной продукции и продовольствия в магазинах и холодильниках. Если ее запретить, то голод, конечно, не наступит, но придется производить на 20–25% больше еды, а негодные продукты будут выбрасывать на 10–15% чаще. Это, в свою очередь, спровоцирует дополнительные проблемы утилизации теперь уже пищевых отходов», — объяснил Кацевман из НПП «Полипластик».
«Натуральные» бумажные пакеты лучше пластиковых»
Производство бумажных пакетов требует в четыре раза больше энергии и в три раза больше расхода воды, создает на 70% больше загрязнений воздуха и на 50% больше загрязнений воды, чем производство пластиковых. А при вторичной переработке одноразовый бумажный пакет требует на 91% больше энергии, чем пластиковый.
«Стекло наносит меньший вред природе»
На самом деле, если не отправлять стекло на переработку, то оно будет разлагаться от 1 тыс. до 1 млн лет. Когда оно попадает в почву, подвергается коррозии. Выделяя большое количество щелочи, стекло меняет химический баланс грунтовых вод и почвы. Также приводит к гибели растений.
«Экологичность упаковки равняется объему собранных отходов упаковки»
Это не так. В этом отношении важно рассматривать все этапы и элементы жизненного цикла упаковки (от производства до переработки), включая и ее углеродный след. Это тот объем выбросов СО2, который происходит при производстве упаковки, розливе в нее продукта и транспортировке. Кроме того, если говорить о воздействии на климат конечных продуктов, то, например, у производства молока на упаковку придется менее 5% от всего объема углеродного следа.
Особенности переработки тетрапака, стекла, бумаги, алюминия и полимерных отходов
Любой материал по-своему уникален, и у каждого свой способ утилизации.
К примеру, многослойная упаковка тетрапак тоже полностью перерабатываемая. Производством такого вида упаковки занимаются семь компаний. Вместе они создают 200 тыс. т продукции в год. На переработку из общего числа отправляется около 15 тыс. т.
Основной способ переработки — это разволокнение на бумажной фабрике, производящей бумагу и гофропродукцию. В результате получают ценное вторсырье: целлюлозу и полиалюминий.
Сегодня упаковку Tetra Pak перерабатывают на предприятиях в Липецке, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Перми и Тамбове. Более того, переработчики сообщают о недогруженных мощностях. Главная причина этого в низком уровне развития раздельного сбора для всех видов упаковки.
Если говорить о полимерных отходах, то в стране их ежегодно накапливается, по оценкам «Технониколь», до 1 млн т. Рециклинг 1 т полимеров требует в среднем 10% энергии и воды от затрат на первичное производство.
Вторичный пластик — это экономия до 90% для многих предприятий. Добавим практически неограниченное количество циклов переработки. В итоге полимеры оказываются не только безопасным, но и выгодным материалом.
«В 2020 году мы запустили в Хабаровске завод по рециклингу полимеров стоимостью в 171 млн руб. Одна линия способна обеспечивать переработку до 10 тыс. т вторичных полимеров ежегодно, — объясняет Колесников из «Технониколь». — В их числе полистирол и пенопласт, из которых, например, состоит упаковка большинства продуктов питания. Полученные полимерные гранулы будут применяться в изготовлении новой продукции. Планируется, что на полную мощность завод выйдет в 2024 году».
Что касается ПЭТ-бутылок (пластиковых бутылок с напитками), то их можно полностью переработать и сделать из использованных новые бутылки для напитков. Технология называется bottle-to-bottle («бутылка в бутылку»), ее особенностью является полная идентичность характеристик качества получаемой продукции и первичного ПЭТ-сырья пищевого назначения. В мире эта технология достаточно широко используется, в России производством восстановленного гранулята пищевого назначения занимается завод по переработке пластмасс «Пларус». Пока это единственный завод в стране, но и он часто испытывает проблемы с сырьем — пустыми ПЭТ-бутылками.
Емкость рынка вторичной гранулы из пластика российского производства составляет примерно 35–40 млрд руб.
С упаковкой из бумаги и картона дела обстоят совершенно иначе. В Европе уровень переработки этих материалов достиг 85,8%. В России переработчики макулатуры столкнулись с дефицитом сырья. Население страны отличается небольшим потреблением целлюлозно-бумажной продукции. Например, среднедушевое потребление целлюлозно-бумажной продукции за 2019 год в России — 50 кг, в США — 211 кг, в Германии — 241 кг.
Упаковка из стекла тоже подлежит стопроцентной переработке. В России производители ежегодно создают 15–20 млн т стекла разных видов. На повторную переплавку попадает не всё, а 5–7 млн т.
С переработкой алюминия проблем тоже не возникает. Жизненный цикл алюминиевой банки (от момента продажи до следующего появления на прилавке) составляет 60 дней. Ежегодно в России собирают и перерабатывают более 600 тыс. т алюминиевого лома. Около 35% упаковки перерабатывается повторно. Евросоюз пока достиг максимального уровня вторичной переработки этого вида металла. По данным Алюминиевой ассоциации, в автопроме и строительстве он составляет 90–95%, в производстве алюминиевых банок — 74%, а в целом в упаковке — 60%.
Как компании меняют производство
Компания PepsiCo к 2025 году сократит использование доли первичного пластика при производстве упаковки для напитков. Кроме того, производитель меняет упаковку и в других категориях. Например, в 2020 году бренд «Имунеле» отказался от использования пластиковых крышек в упаковке основной линейки, что позволит сократить объем пластика на 150 т в год. А бренд «Агуша» отказался от использования пластиковых трубочек при производстве соков, морсов и компотов в упаковках по 500 мл. Отказ от трубочек позволит использовать на 12,5 т меньше пластика ежегодно. Трансформация пачек чипсов Lay’s позволила сократить количество фольги при производстве упаковки.
McDonald’s объединил свои силы с компанией Starbucks. Два крупных американских бренда решили создать компостируемые и полностью перерабатываемые кофейные стаканы. Похожими планами поделились Heinz, Danone, Lego и Nestlé. Автомобильные корпорации уже давно используют вторичное сырье для создания транспортных средств. Например, капот и двери нового кроссовера Nissan Rogue созданы из переработанного алюминия. Это позволило снизить вес машины и расход топлива.
Особых успехов достигла компания Lush. Она первой начала путь к экологически чистой упаковке. Она не просто упаковывает продукцию в post-consumer пластик, но и предлагает возвращать пустые баночки в магазин и получать за это подарки. Баночки используют пять раз, после чего «превращают» в корзины для покупок.
Не отстают от крупных корпораций и производители упаковки. Компания Tetra Pak постоянно ведет работу по улучшению своих решений как на линиях розлива, так и по составу и форме упаковки.
Например, повышается эффективность использования ресурсов на всех этапах жизненного цикла (экономия воды, электроэнергии, топлива), что в результате сокращает климатический след упаковки.
«Яркий пример — упаковочное решение Tetra Brik Edge со скошенным верхом: такая модификация позволяет увеличить полезное пространство при транспортировке продуктов за счет снижения пространства, используемого крышкой. Кроме того, уже сейчас в составе упаковки Tetra Pak более 70% возобновляемых ресурсов — сырьем для картона служат сертифицированные FSC (Лесной попечительный совет) леса», — объяснили в компании Tetra Pak.
Дизайнеры тоже подключились к этому вопросу. Своими инновационными решениями удивляет шведская дизайнерская студия Tomorrow Machine. Совместно с компанией Innventia удалось разработать саморасширяющийся пакет из полностью биоразлагаемого материала. Во время транспортировки он сжат и таким образом экономит место. А при заливке горячей воды механо-активный материал реагирует на тепло и трансформируется из сжатого пакета в сервировочную чашу.
Как воспринимают упаковку покупатели
В современном мире упаковка не просто защищает продукт, пока он не окажется у покупателя. Это еще и один из ключевых инструментов маркетингового воздействия, противостоять которому сложно, считает Гребенник из DoECO.
Покупатель стал внимательнее изучать упаковку
При этом время принятия решения у полки сократилось до 5 секунд. Самая эффектная упаковка первой оказывается в руках покупателя.
Заметный дизайн помогает выделяться и отстраиваться от конкурентов. Правильная упаковка формирует у клиента определенные ощущения, ассоциативный ряд, восприятие бренда, то есть ту эмоцию, которую хочет вызвать производитель у своего покупателя.
Для покупателя стал важен сторителлинг
Производители продуктов всё чаще стали брендировать крафтовую упаковку и размещать важную и полезную информацию для покупателя: рассказывать о сильных сторонах своего продукта, истории бренда, фермерских сезонных продуктах, шеф-поваре, социальных и экологических инициативах компании, устойчивом развитии и использовании экоупаковки.
Чаще обращают внимание на надежность упаковки
Правильно подобранная упаковка сохраняет и продукт, и репутацию бренда. Особенно это заметно в кулинарии крупных сетевых ретейлеров, которые в пандемию запустили доставку готовых блюд из своих магазинов. Современная упаковка сохраняет даже авторскую кухню почти как на тарелке в ресторане.
Как потребители могут повлиять на ситуацию
Бороться нужно не с упаковкой, а с теми проблемами, которые вызывает ее неразумное использование. В этом мнении сходятся все опрошенные эксперты. Один из методов улучшения ситуации — переработка, но пока все упирается в отсутствие возможностей для грамотного сбора отходов. Согласно опросам общественного мнения, до 66% россиян готовы сортировать мусор у себя дома, чтобы в дальнейшем отправить его на переработку, а 16% уже делают это.
Те, у кого пока есть сложности с раздельным сбором мусора, могут голосовать рублем. В супермаркете можно выбирать товары в более экологичной упаковке или приходить со своими мешочками для покупки развесных овощей и фруктов.
Такими маленькими шагами можно прийти к чистому и экологичному будущему.
Термином « упаковка » обозначают средства (материалы, предметы, устройства), формирующие некую оболочку вокруг товара и обеспечивающие надлежащие условия для его хранения, транспортировки и использования.
В данной статье мы рассмотрим некоторые исторические аспекты эволюции упаковки, ее функции и классификацию.
Начнем с функций, потому что именно они определяют свойства, внешний вид, конструктивные особенности и самую суть упаковки, как неотъемлемой части человеческой культуры.
Функции упаковки
Защитная функция
Оптимизирующая функция
Упаковка оптимизирует пространство следующим образом:
Также, упаковка оптимизирует процессы:
Торговая и производственная тара оснащаются множеством устройств для дозирования, контроля наполненности, загрузки и выгрузки. Например, октабины для сыпучих и жидких грузов снабжают сливными кранами и клапанами, тара для кабеля — ложементом-барабаном для разматывания бухты, контейнеры для торгового зала — перфорацией, позволяющей уменьшать высоту стенки по мере опустошения.
Информационная функция
Упаковка может нести следующую информацию:
История возникновения упаковки
Первая упаковка была изготовлена из самых примитивных природных материалов. Первобытный человек постоянно кочевал и ему нужно было, так или иначе, переносить свой скарб и припасы. Так появились первые упаковочные материалы — шкуры, в которые заворачивали груз для переноски и предохранения его от грызунов, лианы для увязки груза и т. п. Потом они естественным образом трансформировались в более совершенные устройства, которые уже можно назвать полноценной тарой — мешки, сшитые из шкур при помощи жил, корзины плетеные из коры и гибких ветвей.
Переход от использования естественных материалов в их природном виде к изготовлению простейших устройств для переноски знаменовал огромный шаг в развитии человечества. Его трудно переоценить. По сути, изобретатель мешка привнес в историю перевозок не меньше, чем его коллега, создавший позже колесо.
Одной из самых сложных задач была переноска воды, и, до появления гончарного ремесла, для этой цели использовали обмазанные глиной корзины, знаменуя таким образом, появление первобытной комбинированной упаковки.
Позже для жидкостей стали использовать высушенные тыквы, выдолбленные из цельных деревянных массивов сосуды. В это же время появились первые бурдюки из выделанных шкур.
С развитием ремесел, упаковка становится все более совершенной. В основе ее все равно остаются природные материалы, однако результат становится технологически эффективнее. Так, оседлый способ жизни, животноводство, возделывание растительных культур определило появление качественных тканей из растительных волокон и шерсти, которые заменили собой шкуры (но не вытеснили их полностью), гончарное дело открыло новую главу в создании емкостей для жидких грузов, а изобретение бумаги породило просто неограниченное поле для экспериментов с упаковкой. Достаточно сказать, что бумага с ее производными (картон, гофрокартон) и сегодня является одним из самых распространенных и востребованных упаковочных материалов.
По мере освоения все новых технологий, росло разнообразие видов упаковки, вводились в быт различные комбинации материалов. Стеклодувное ремесло само по себе знаменовало гигантский шаг в эволюции упаковочных решений. Замечательные свойства стекла, такие как водонепроницаемость, стойкость к активным средам и пластичность в процессе выдува, прозрачность, позволили изготавливать из него сосуды любой формы, емкости и назначения, от миниатюрных флаконов для снадобий до гигантских винных бутылей. Но вошедшая в пословицу хрупкость стекла потребовала разработки комбинированных решений. Так появились футляры для флаконов с парфюмерией и оплетенные бутыли, которые активно применяются и сегодня, например в традиционном виноделии, или при фасовке ценных видов растительных масел.
Эпоха металлов не могла не повлиять на упаковочное дело. Деревянные лари, господствовавшие до того на рынке каркасной тары, будучи окованными железом, превратились в крепкие сундуки для ценных вещей. Металлические петли заменили кожаные, а механические замки сделали возможным создание прообразов современных сейфов. Так развитие упаковки породило отдельную ветвь, которая переплелась с историей мебели.
В целом, упаковочное дело мало видоизменилось со средних веков до нового времени. Деревянные короба, бумажные пакеты, металлические, глиняные и стеклянные сосуды менялись незначительно, в большей степени из-за усовершенствования и удешевления способов их производства, но принципиально оставались такими же, как и во времена фараонов или короля Артура.
Новую главу в истории упаковки открыла химия. Когда человечество научилось синтезировать материалы с заданными свойствами, упаковка изменилась скачкообразно. Появление целого ряда полимеров, производство синтетических волокон и клеев в промышленных масштабах позволило по-новому посмотреть на классические формы.
Пластиковые бутылки и фляги заметно потеснили стекло в сфере потребительской упаковки. Небьющийся, дешевый в изготовлении, обладающий амортизирующими свойствами, легко окрашиваемый пластик стал идеальным материалом для коммерческой упаковки.
Да и старые добрые материалы также сильно изменились. Взять хотя бы дерево. Тонкая доска не отличается прочностью на излом, особенно вдоль волокон, особенно если это древесина не самого высокого качества. Но если взять три слоя миллиметрового шпона и склеить их так, чтобы волокна соседних слоев были перпендикулярны друг другу, вы получите фанеру — тонкий лист, толщиной всего три миллиметра с необыкновенной для такой толщины прочностью.
Или, скажем, бумага. Два слоя обычной бумаги прокладываются гофрированным бумажным же листом, склеиваются, и получается просто потрясающий по своим свойствам новый материал, хорошо знакомый сегодня каждому — гофрокартон.
Виды упаковки
Упаковка может приобретать самые разные разные формы, она бесконечно вариативна по конструкции и составу. Что же определяет такое многообразие?
Материалы
Материалы, которые сами по себе могут быть отнесены к упаковке, принято называть упаковочными. Наиболее распространена и знакома практически каждому упаковочная бумага. Ее применяют и в качестве оберточного материала, и как наполнитель для контейнеров. Вообще, большинство упаковочных материалов играют скорее вспомогательную роль. Некоторые из них требуют для использования в качестве упаковки специальное оборудование (как например, термоусадочная пленка).
Следует различать понятия «упаковочные материалы» и «материалы для производства упаковки». Упаковка может быть изготовлена из любого материала от тривиального полиэтилена до драгметаллов. К примеру, хьюмидор (сигарный кейс) может быть изготовлен из ценных пород древесины, скажем из палисандра. Но палисандр при этом никак не является упаковочным материалом.
Примеры упаковочных материалов:
От материалов, которые используются для упаковки в первоначальном виде, перейдем, собственно, к упаковке, как таковой.
Предметы
Потребительская упаковка
В эту группу входит вся упаковка, предназначенная для использования товара конечным потребителем. Все, что вы покупаете магазине упаковывается в потребительскую упаковку.
Некоторые примеры потребительской упаковки с указанием возможных материалов:
Производственная, торговая и логистическая тара
Как следует из названия, в эту группу входит обширное семейство упаковочных решений, предназначенных для профессиональных задач. В отличие от потребительской упаковки, тара, как правило (но не всегда), разрабатывается не под конкретный товар, а под целую группу товаров. Так, упаковка для зубной пасты (тюбик и картонная коробочка с определенным принтом и определенного размера) подходит только для конкретной зубной пасты. А оборотный контейнер, в котором 10000 тюбиков этой пасты доставляется с завода-производителя на оптовую базу, будет использован еще не раз для перевозки мыла или шампуней.
Некоторые примеры производственной, торговой и логистической тары:
Устройства
Строго говоря, устройством можно и следует называть любой предмет, состоящий из более чем одной детали. Обычная стеклянная банка с полиэтиленовой крышкой — это уже устройство для хранения жидкостей.
Однако существуют отдельные представители огромного семейства упаковки и тары, которые совершенно однозначно заслуживают право называться устройствами.
Так, ярким образцом инженерного устройства среди потребительской упаковки является механический футлярчик с губной помадой или флакон средства для мытья окон с пульверизатором.
Пример производственной тары-устройства — ацетиленовый баллон с вентилем и манометром и предохранительным клапаном или контейнер силосного типа с нижней выгрузкой, снабженный дозирующей системой.
Утилизация упаковки
Ни для кого не секрет, что мир сегодня стоит на пороге экологической катастрофы. И одним из факторов, влияющих на загрязнение является непродуманная политика производителей в отношении упаковочных решений.
Многие концепты, демонстрирующие потрясающую коммерческую эффективность, оказываются крайне экологически недружелюбными. Крупнейшие производители упаковки уже осознали проблему и объявляют конкурсы с семизначными суммами в качестве премии тем, кто предложит практичное решение.
К счастью, для многих задач существует вполне экологичные решения. В частности, гофрокартонная упаковка практически вся изготавливается из переработанного сырья, и по окончании жизненного цикла подлежит переработке. Но даже если фрагмент гофрокартонного ящика каким-то образом попадет в естественные условия, он не станет причиной загрязнения. За 3-4 месяца он бесследно разлагается, не причиняя вреда среде, поскольку на 99,9% состоит из целлюлозы, то есть идентичен по составу древесине. При этом срок разложения изделий из древесины составляет от 4 до 10 лет.
Упаковочная индустрия — отрасль настолько обширная, что может стать темой для сотен статей, и одного лонгрида не хватит, чтобы полностью осветить все вопросы. Поэтому — спрашивайте. Мы всегда готовы предоставить вам исчерпывающую информацию по любому профильному вопросу antech@antech.ru.