Что такое заповедные лета и урочные лета
Зеповедные лета
Заповедные лета – это установленный на Руси запрет крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Предположительно просуществовал с 1581 по 1592. Стал важным этапом на пути формирования крепостного права.
Причины введения
1560-1570-е годы были крайне непростым временем для Московского царства. С 1558 года шла затяжная Ливонская война, в 1565 году был введен режим жесткого внутреннего управления – опричнина, сопровождавшийся массовыми репрессиями. Ситуация усугублялась частыми набегами со стороны крымских татар. Многие земли пришли в запустение и разорение.
По приказу Ивана Грозного и пришедшего ему на смену Федора Иоанновича составлялись писцовые книги, в которых фиксировались масштабы бедствия в хозяйстве страны.
Писцовые книги – это средневековые русские поземельные описи, в которых содержалось детальное описание условий жизни служилых людей в вотчинах, селах, монастырях.
Многие историки полагают, что именно по результатам проведения переписей 1580-х годов было принято решение о введении ограничительных мер на перемещение крестьян.
Причины появления заповедных лет:
Сущность заповедных лет
Согласно 57 статье Судебника 1497 года, принятого во время правления Ивана III, крестьянам разрешалось переходить от одного хозяина к другому один раз в год. Смена владельца называлась «крестьянским выходом».
Условия крестьянского выхода:
Пожилое – это специальная пошлина, которую крестьяне обязаны были выплачивать за переход из одного имения в другое. Обычно составлял от одного до полутора рублей. Величина пожилого зависела от типа местности: на лесистых территориях выкуп был меньше.
1 рубль в XVI-XVII веках – это были достаточно большие деньги. Например, 4 пуда ржаной муки стоили около 30 копеек. Это значит, что за 1 рубль можно было купить более 200 килограммов муки.
Юрьев день – день памяти высокочтимого в православии великомученика Георгия (Юрия). Отмечался 26 ноября по юлианскому календарю. Это соответствует 9 декабря по новому стилю. Крестьянский выход разрешался в Юрьев день, потому что к этому времени уже заканчивались все основные сельскохозяйственные работы.
В Судебнике 1550 года, принятом при Иване Грозном, в 88 статье сохранялся прежний порядок крестьянского выхода. При этом на 2 алтына(6 копеек) увеличивалась сумма пожилого.
В 1581 году вводился запрет на переход крестьян, обусловленный тяжелой ситуацией в стране. Это означало приостановку действия 88 статьи Судебника 1550.
У историков существуют разные мнения по поводу распространенности действия указов о заповедных годах:
Нет однозначного объяснения и того, что представляли собой заповедные лета. Основные версии:
Вторая точка зрения является более распространенной среди отечественных историков.
«Черный посадской люд» – это податное население средневековых российских городов. Они обязаны были выполнять многочисленные повинности.
Спор о заповедных годах тесно связан с двумя теориями возникновения крепостного права на Руси:
Татищев полагал, что существовал указ от 1592 года о фактическом введении крепостного права, но впоследствии он был утерян. Многие историки отрицают возможность существования данного документа.
Упоминания о заповедных годах в источниках
Термин «заповедные лета» редко встречается в средневековых русских источниках. Одним из первых хорошо изученных документов является запись в писцовой книге от 12 июня 1585 года, относящаяся к имению землевладельца Сомова, которое было приписано к Новгородской земле.
Последняя из найденных к настоящему времени достоверных записей с упоминанием заповедных лет относится к 12 апреля 1592. Она фиксирует ответ на жалобу о бегстве крестьян из Никольского монастыря и адресована двинскому земскому судейке. В грамоте содержится совет отыскать беглых крестьян и впредь не допускать их выхода в заповедные годы.
Земский судейка – местный судья, избиравшийся на мирском сходе и занимавшийся решением административных дел и хозяйственных споров. Уголовные дела были вне зоны его компетенции
Тот факт, что после 1592 года слово «заповедные лета» не употребляется, сторонники «указной теории» объясняют тем, что в этом году правительством под руководством Бориса Годунова был принят документ об утверждении крепостного права. Противники данной теории объясняют исчезновение термина постепенной утратой его актуальности.
Историк Владимир Аракчеев указывает, что в жалованной грамоте Василия Шуйского Казанскому монастырю от 1608 года встречается выражение «незаповедные лета», что может свидетельствовать об исторической памяти об административной практике 1580-х годов.
Отличие заповедных лет от урочных
Впервые термин «урочные лета» использовался в указе царя Федора Иоанновича от 20 февраля 1597. В нем обозначался пятилетний срок поиска крестьян, которые сбежали от своих владельцев. По истечении этого времени хозяева не имели права подавать в суд на розыск своих работников.
В 1607 году Василий Шуйский пытался ввести 15-летний срок сыска беглых крестьян, но из-за мощного народного восстания под руководством Ивана Болотникова данную меру пришлось отменить.
При первом правителе из династии Романовых Михаиле Федоровиче урочные годы сначала составляли 9 лет, в 1642 году были увеличены до 10 лет для обычных беглых крестьян и до 15 для только что купленных.
По Соборному уложению 1649, принятому при царе Алексее Михайловиче, урочные годы отменялись, и окончательно оформлялось крепостное право.
Таким образом, заповедные лета – это временный запрет на переход крестьян от одного землевладельца к другому, а урочные – это установленный срок поиска беглых крестьян.
Последствия
Введение заповедных лет:
Уже в 1597 году правительство было вынуждено утвердить порядок подачи заявлений о беглых крестьянах, зафиксировав 5-летний срок их розыска.
Многие историки рассматривают заповедные годы как закономерный этап оформления крепостного права в средневековой Руси.
История термина
Термин «заповедные лета» впервые появляется в документе 1581. В переводе на современный русский язык дословно это означает «запретные годы».
По правилам современной русской орфографии допустимы варианты написания: «Заповедные лета» и «Заповедные годы». Иногда встречающийся вариант «заповедные леты» является некорректным написанием термина, так как нарушает грамматические нормы.
Сам факт существования заповедных лет некоторыми историками оспаривается, поскольку термин встречается достаточно редко в ограниченном количестве источников.
Заповедные годы, урочные годы
А вот в России долгое время крепостного права не было. Точнее, имелось рабство. Но оно имелось во всех странах, только называлось по-разному. Об этом имеет смысл рассказать подробнее.
Это были те, кого захватывали в плен. В том числе — в результате многочисленных феодальных разборок. Да, их было много — вот так уж складывалось. В этом-то и разница между холопом и челядинцем. Холоп — это свой, которому не повезло. А чужак — он и есть чужак.
В холопы попадали за долги. Считалось — пока не отработают долг. Но на самом деле отработать долг с процентами было сложно.
В холопы можно было попасть и по решению суда. Имелись такие законодательные статьи, которые позволяли превращать свободных людей в холопы.
Можно было продаться в рабство по собственному решению. Или продать детей. Такое было частым явлением. Россия — страна рискованного земледелия, так что неурожаи случались регулярно. Жить в рабстве или протянуть ноги свободным — каждый решал сам.
Женщина, вышедшая замуж за холопа, приобретала такой же статус.
Дети, рожденные от холопов, становились холопами.
А вот крепостного права долгое время не было! Причина очень проста. Европа была уже очень сильно населена. И деваться крестьянам было некуда. Не все помнят, что в Первый крестовый поход пошли не рыцари, а крестьяне. И отнюдь не от религиозного рвения.
Вот потому-то феодалы и прижимали крестьян.
А в России до некоторого времени это являлось делом безнадежным. Сильно прижмешь — мужички просто уйдут. И остановить их возможностей не имелось.
Так что приходилось договариваться. Но дело-то в том, что лучшие земли принадлежали князьям или их сподвижникам (боярам). У крестьян имелся выбор. Можно было уйти в глухомань и не подчиняться никому. Имелись так называемые «черные деревни», которые находились вне юрисдикции князей. Причем не только на окраинах, но и в центре России, например, в нынешней Тверской области. С ними попросту никто не хотел связываться. Живут там себе люди и живут, леший с ними.
Но большинство крестьян предпочитало договариваться с властью. В России договор назывался «рядом» (отсюда слова «порядок», «подрядчик» и иные). Соответственно ряду, крестьянин должен был отдавать часть своего урожая боярину. За это ему гарантировалась защита и возможность решить возникающие проблемы в княжеском суде. Еще одной обязанностью помещика являлось то, что он обязан был кормить крестьянина в случае неурожая. Что было тоже весьма существенно. Это был договор двух равноправных сторон. Крестьянин мог его разорвать и уйти, куда хотелось.
В исторической науке первым шагом к закрепощению считается введение в 1497 году Юрьева дня. Хотя вообще-то это было всего лишь юридическое закрепление сложившихся общественных отношений. Суть вот в чем. Речь идет о дне народного календаря «Егории зимнем» 5 — 26 ноября (9 декабря). Считалось, что в этот день святой «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на скот. А проще говоря — этот день считался началом зимы. К этому времени завершались все сельскохозяйственные работы. Так вот, крестьянин имел право за неделю до и за неделю после Юрьева дня, если он не имел долгов, переменить барина. Говоря современным языком, у крестьян заканчивался контракт — и они могли поменять место работы. Разумеется, в реальности все было не так красиво. Многие не могли рассчитаться с помещиком и подавались в бега. Но ведь и сегодня не все платят налоги.
Однако с течением времени такое положение дел государство перестало устраивать. Причины тут чисто экономические. Дело в том, что в России существовало два вида крупного землевладения — боярское и дворянское. Бояре — это были крупные собственники, владевшие поместьями и вотчинами, которые передавались по наследству. Дворянину поместье давалось за службу. Он был обязан являться раз в год на «верстку» — своеобразный смотр боевых сил. Явиться туда он должен был «конным и оружным», в сопровождении определенного количества вооруженных бойцов (их число определялось размером поместья). Если дворянин не являлся или являлся в несоответствующем виде — поместье могли и отобрать. На верстке же наделяли землей и молодых дворян («новиков»). Все это довольно точно описано в первой части романа Алексея Толстого «Петр Первый». То есть предполагалось, что крестьяне — это экономическая основа тогдашней армии, благодаря им воин был сыт и снаряжен. Историки полагают, что для снабжения одного воина в XV—XVII веках должны были трудиться на земле двадцать человек.
Однако возникли проблемы, связанные с миграцией населения. Дело в том, что в неурожайные годы крестьяне начинали массово перемещаться «со дворян до бояр». Причины понятны. Боярские хозяйства были крупными — так что бояре имели определенный запас продовольствия. Они могли позволить себе жить «при просвещенном феодализме» — то есть выполнять обязательства по отношению к крестьянам. Дворянские же хозяйства были хлипкими. Снова вспомним Алексея Толстого. Вот что говорит один дворянин другому:
«Тебе, Василий, еще многие завидуют. А ты влезь в мою шкуру. Нас у отца четырнадцать. Семеро поверстаны в отвод, бьются на пустошах, у кого два мужика, у кого трое, остальные в бегах. Я, восьмой, новик, завтра верстаться буду. Дадут погорелую деревеньку, болото с лягушками. Как жить? А?»
Итак, крестьяне в трудные времена перемещались к боярам. Но такое положение дел ставило под угрозу обороноспособность страны. Если дворяне «пребывают в скудости» — то как они могут воевать? Так что в 1587 году Юрьев день был отменен. Точнее, это первоначально было провозглашено как временная мера — на семь лет. В истории этот демарш власти получил название «заповедные лета». Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Возможность переходить от одного барина к другому так и не вернулась. От этих нововведений в русском языке осталась поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Между тем наступление на свободу землепашцев продолжалось. В 1597 году был принят новый законодательный акт, «урочные лета». До этого, если крестьянин все-таки ушел от барина — вернуть его законным порядком было невозможно. Теперь же помещик имел право его разыскивать и вернуть в течение пяти лет.
В 1607 году срок розыска был увеличен до пятнадцати лет. Напомню обстановку. В 1601—1603 годах в России случилась экологическая катастрофа — так называемый «Великий голод». Он был вызван природными явлениями — три года вышли аномально холодными. Снег выпадал уже в августе. Соответственно, никакого урожая не было. Ученые связывают это с извержением вулкана Уайнапутина в Южной Америке. Дескать, выброшенные в атмосферу массы пепла создали эффект «ядерной зимы». Так это было или нет — неважно. Факт тот, что в России настал голод. Настоящий.
Помещики обязательств по отношению к своим крестьянам не выполнили. Напомню, они обязаны были кормить своих людей в случае голода. Но не стали. При этом действовали они по-разному. Одни честно давали крестьянам вольную. Дескать, мы вам помочь не можем, выживайте сами как умеете. Другие действовали подлее. Они выгоняли крестьян, но вольной им не давали! Рассчитывая потом их вернуть. А во время голода люди разбрелись кто куда мог. Но когда бедствие минуло, землевладельцы озаботились тем, чтобы вернуть своих крестьян обратно. Вот в этом-то и смысл увеличения «урочных лет». Кстати, именно данный закон во многом и явился причиной Смутного времени. Если власть вот такая — так ну ее к черту! Может, альтернатива будет лучше? Именно в Смутное время случилось восстание Болотникова, о котором еще пойдет речь.
Но смута — она и есть смута, долгое время было не до крестьянского вопроса. Следующий шаг по превращению крестьян в рабов произошел при Алексее Михайловиче. Соборное уложение 1649 года отменило «урочные лета». Теперь беглый крестьянин разыскивался всю жизнь. Собственно, это и явилось окончательным закреплением крепостного права. Но пока это было еще не рабство. Крестьяне еще могли жаловаться на своих помещиков. Не знаю, насколько были эффективны подобные челобитные, но право их подавать мужички имели. Но тут настали новые времена.
Примечания
2. Национальной идентификации не существовало аж до XIX века. Главным признаком «свой-чужой» была вера.
3. На самом-то деле это были именно феодальные разборки, к которым привлекали татар. В конце концов, в единое государство объединила всех Москва, поэтому в истории в описании тогдашних довольно гнусных разборок между князьями принята тема «мы болеем за Москву». Хотя объединить Россию могла бы и Тверь.
4. Знаменитая семья Лыковых ушла в тайгу в 30-е годы XX века — и сорок лет жила без контакта с цивилизацией.
5. Егорий, Георгий и Юрий — это разные варианты одного имени.
6. Не телега и не сани! Автор «был в теме».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
©2007—2021. «Емельян Пугачев. История Крестьянской войны (1773—1775)»
Все материалы на сайте только для использования в некоммерческих целях. Все права принадлежат правообладателям и защищены законом.
объясните значение терминов:заповедные лета,урочные лета
Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.
Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.
Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.
Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.
По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
gЗаповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.
Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.
Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.
Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.
Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.
Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.
Заповедные Лета
— в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день осенний. Важный этап закрепощения крестьян.
Урочные Лета
— в России XVI-XVII вв. 5-15-летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный сыск.
Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян.
Урочные лета введены в 90-х гг. XVI в. после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября 1597 г. был установлен 5-летний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. урочные лета были увеличены до 9 лет, а в 1642 — до 10 для беглых крестьян и 15 для увезённых др. владельцами.
По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
Урочные лета в крепостном праве
Крепостное право существовало в России несколько веков. Сам процесс закрепощения проходил постепенно – это не было каким-то событием, в единый миг повернувшим ход истории в другое русло: закабаление крестьян шло медленными темпами. Вначале они договаривались с помещиками о временной работе на какие-то месяцы или годы, по истечении которых могли, вернув «пожилое» (имущество, выделяемое для их личных нужд помещиком) и выплатив энную сумму, уйти либо в свободное плавание, либо перейти к другому землевладельцу – по собственному усмотрению. Затем такой свободный переход был ограничен введением Юрьева дня. А после появились явные признаки закрепощения: даже при наличии суммы, требовавшейся помещику в качестве уплаты за проживание на его земле, крестьянин уже не мог просто так покинуть своего работодателя, превратившегося, по сути, в рабовладельца.
Ограничение свободного выхода крестьян
В 1497 году появился Судебник Ивана III, содержавший первые ограничения передвижения крестьян. Отныне крестьянин мог поменять хозяина только за неделю до и в течение 7 дней после Юрьева дня. Это самое начало закрепощения крестьян на Руси. Далее события развивались по сценарию, означавшему конец свободе крестьянского сословия.
В 1581 году (это период правления Ивана IV) был принят указ о церковной реформе. В нем говорилось, что земли, ранее принадлежавшие монастырям, отныне являются государственными. Крестьяне стали в итоге намного реже пользоваться все еще остававшимся у них правом Юрьева дня, поскольку они старались уйти от помещиков на монастырские земли, где налоговый гнет был намного более слабым. Таким образом, Иван Грозный сделал очередной шаг к полному закабалению самого многочисленного и бесправного сословия на Руси.
В 1597 году (правление Федора Ивановича, находившегося под влиянием Бориса Годунова) вводится понятие «заповедные лета». Оно означало, что в определенные годы, когда шла перепись российских земель, крестьяне не могли переходить к другому владельцу. Причиной введения заповедных лет явилась необходимость учета государственного имущества. Для крестьян же это означало фактически конец всякой свободе. Временная приостановка действия Юрьева дня оказалась постоянной.
Принятые позже документы установили незыблемое правило: отныне Юрьев день был окончательно отменен, крестьянам запрещалось покидать помещика. Возможность крестьянских переходов с введением в действие нового закона осталась в прошлом. Второе нововведение было таким: определялись урочные лета (так именовались годы, в течение которых прежний помещик мог подать челобитную о бегстве от него крестьянина). В течение 5 лет после побега крестьянина надлежало искать и в случае успешного поиска вернуть старому владельцу.
Если же проходило 5 лет, сбежавший считался свободным либо принадлежащим другому помещику, у которого он решил остаться. Правило урочных лет распространялось на все семейство крестьянина, включая супругу и детей. Согласно закону, если помещик успевал подать челобитную за пять лет после побега, но крестьянина пока не могли найти, пятилетний срок продлевался и действовал не с момента побега, а со времени подачи челобитной.
Продолжительность урочных лет со временем изменялась. При Михаиле Романове действовал 5-летний срок, затем был установлен 15-летний. Увеличение срока поиска беглых до 9 и до 15 лет превращало возможность крестьянского перехода в утопию.
Начало сыска крестьян и установление больших сроков для их поимки фактически означало полную потерю ими свободы, даже столь условной, как возможность поменять хозяина в Юрьев день.
Отмена урочных лет
Новый век сменил предыдущий. Стране требовалось огромное количество налогов, которые могло дать, по сути, почти единственное что-то производившее многочисленное сословие – крестьяне. Ввод урочных лет в этих условиях был уже не нужен. В 1649 году был принято Соборное Уложение, полностью отменившее урочные лета. Общество отнеслось к появлению документа по-разному: дворяне остались удовлетворены, поскольку теперь крестьяне становились их полной собственностью, которой можно было распоряжаться как угодно. У крестьян же пропала последняя надежда на освобождение от кабалы. Это было уже настоящее крепостное право, последствия введения которого со временем отбросили Россию за рамки развитого государства. Произошло то, с чем справиться удалось только в 1861 году: огромный пласт населения России был обращен в рабство. На первых этапах это дало плоды: дворяне получили поддержку государства и сами стали мощной опорой трона, а государственная казна исправно пополнялась. Однако со временем этот средневековый уклад начал сильно тормозить развитие России. И отмена его в 1861 году далась обществу непросто.